Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века

in Новости музеев 1481 views

В России хранятся первоклассные образцы творчества фламандских художников во главе с Франсом Снейдерсом. ГМИИ им. А.С. Пушкина объединил их произведения в новом выставочном проекте. Экспозиция включает работы не только знаменитых, но и малоизвестных мастеров, что позволяет наиболее полно отразить этапы развития этой традиции. Кроме того, экспонаты демонстрируют и преемственность поколений в истории художественного коллекционирования в России. Посетители смогут погрузиться в смысловую многозначность и скрытый символизм фламандской живописи XVII века.

Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи сформировался только в XVII веке. Сам термин появился позже во Франции, а в Нидерландах использовалось понятие stilleven, дословно означающее «неподвижная жизнь». В отсутствие строгой научной классификации художественных произведений в старинных инвентарях коллекций и аукционных распродаж картин, а также в нотариальных актах речь может идти, например, просто о «вазе с цветами» (een blompot), «завтраке» (ontbijtje), «фруктах» (fruitje), «охотничьих трофеях» (jachtje) или об «атрибутах мирской суеты» (vanitas vanitatis). Авторы этих композиций сосредотачивались на тех «поджанрах», в которых они чувствовали себя наиболее уверенно.

  • Кессель Я. Цветы в стеклянной бутыли. XVII век
  • Эйкенс Франс, Квеллин Э. Мадонна с Младенцем, окружённые цветами. 1662
  • Виллиге П. Аллегория бренности, вторая половина XVII века
  • Сегерс Д, Квеллин Э. Мадонна с младенцем Христом, святая Елизавета и Иоанн Креститель, окружённые цветами. Около 1650
  • Хем К. Натюрморт с кубком. 1680-е ()
  • Вербрюгген Гаспар Петер II. Цветы в каменной вазе. 1710-е
  • Сон Я. Натюрморт с персиками. 2-я половина XVII — первая четверть XVIII вв.

Сегодняшние зрители воспринимают натюрморты иначе, чем современники той эпохи, обладавшие, в первую очередь, особым ассоциативным мышлением. Все вещи и явления окружающего мира казались им наделёнными глубоким внутренним смыслом. Каждый предмет мог иметь несколько обличий, символизируя при этом разные понятия и идеи в зависимости от аспекта восприятия (морально-назидательного, любовно-эротического или философско-теологического) и от степени образованности конкретного зрителя. В каждом натюрморте подбор вещей обычно не был подчинён определённому сюжету; в том числе и поэтому картина может заключать в себе множество значений (как положительных, так и отрицательных, часто – взаимоисключающих).

Помимо Фландрии, в Европе XVII века были и другие центры развития натюрморта – Германия, Италия, Испания. Но именно фламандцы чаще всего выступали с новыми творческими идеями и оказывали влияние на своих соседей. Франс Снейдерс – один из главных представителей жанра в то время. Более всего он известен своим мастерством в передаче избыточности материального мира: в изображении охотничьих трофеев, разнообразной дичи, кухонь, рынков и торговых лавок. На выставке зрители смогут не только увидеть «классического» Снейдерса, но и проследить за эволюцией манеры одного из самых известных натюрмортистов своего столетия. Самой ранней из его работ в экспозиции станет «Натюрморт с устрицами и куропатками» из собрания Международного Института Культурного Наследия, дающая представление об истоках искусства великого фламандца. Говоря о творческом пути Снейдерса, нельзя не упомянуть и картину «Статуя Цереры» из Государственного Эрмитажа. Написать в ней гирлянду из плодов и цветов художника пригласил его прославленный коллега – Питер Пауль Рубенс.

Бемден П. Натюрморт с охотничьими трофеями, вторая половина XVII века
Бемден П. Натюрморт с охотничьими трофеями, вторая половина XVII века
  • Муркерке Я. Натюрморт с зайцем, вторая половина XVII века
  • Хем Я. Натюрморт с лангустом. 1640-е

Произведения современников и последователей Снейдерса дополнят экспозицию и отразят основные этапы развития фламандского натюрморта, многообразие его типов, а также все многоголосие индивидуальных авторских манер крупнейших мастеров. Кроме известнейших образцов жанра, публика увидит и такие редкие памятники, как единственная в мире подписная работа Николаса Каве.

Важной частью экспозиции станут рисунки. Многие натюрмортисты писали сразу с натуры и не оставили никаких подготовительных работ. Однако, когда композиция подразумевала изображение живых существ – собак, кошек, птиц, – художники заранее делали с них наброски и этюды: они не создавались для продажи, а были предназначены для отработки материала.

  • Неизвестный мастер (). Натюрморт с красным попугаем. XVII век
  • Неизвестный мастер. Устрицы и зеркальные карпы. середина XVII века

Еще одна из тем, которые затронет выставка, это трехсотлетняя история коллекционирования фламандской живописи в России. Помимо столичных и региональных музеев, экспонаты предоставят два частных собрания. До сих пор эти произведения были недостаточно известны широкой зрительской аудитории.

В рамках цифровизации музея и интерактивного погружения в творчество Снейдерса, Sber Metaverse Tech разработан иммерсивный опыт в дополненной реальности к выставке и AR-инсталляция на входе в Главное здание музея.

К выставке подготовлен обстоятельный научный каталог со статьями сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. В рамках инклюзивной программы пройдут экскурсии на жестовом языке; посетителям будут доступны тактильные реплики экспонатов. Запланировано также проведение международной конференции «Випперовские чтения», посвящённой проблематике западноевропейского натюрморта. А в декабре в Белом зале Главного здания музея пройдет XLIII Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», тематически связанный с выставкой.

Буль Ян Баптист. Натюрморт с петухами и кроликами. 1680-е
Буль Ян Баптист. Натюрморт с петухами и кроликами. 1680-е
  • Хем Я. Натюрморт с лангустом. 1640-е
  • Снейдерс Ф. Натюрморт с лебедем. 1640-е

Участники

Участники: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Сара­товский государственный художе­ственный музей имени А.Н. Ра­ди­щева, Серпуховский истори­ко-худо­жествен­ный музей, Государственный музей изобра­зитель­ных искусств Респуб­лики Татарстан, Тюменское музей­но-просве­ти­тель­ское объеди­нение, Ульяновский областной художествен­ный музей, Между­народный Инсти­тут Культур­ного Наследия, «Центр искусств. Москва», част­ные собрания.

Куратор

Куратор: Вадим Садков, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина

Снейдерс Ф. Рыбная лавка. Около 1616
Снейдерс Ф. Рыбная лавка. Около 1616

Франс Снейдерс, Франс Снайдерс (нидерл. Frans Snyders, Frans Snijders; 11 ноября 1579, Антверпен — 19 августа 1657, Антверпен) — южно-нидерландский (фламандский) живописец, мастер натюрмортов и анималистических картин в стиле своеобразного фламандского барокко. Снейдерс изображал животных, сцены охоты, рыночные сцены и натюрморты из битой дичи. Он был одним из первых анималистов, и ему приписывают создание широкого спектра новых сюжетов и тем в этом жанре живописи. Он регулярно сотрудничал с ведущими художниками Антверпена, такими как Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк и Якоб Йорданс.



Логотип ГМИИ им. Пушкина

Государственный музей изобра­зи­тель­ных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России худо­же­ст­вен­ных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памят­ников, созданных мастерами разных эпох – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди её шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошёл Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
10.09.2024

 

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Москва, ул. Волхонка, 12

 Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина. Залы 19–20

8 октября 2024 — 26 января 2025 г.

Купить билет в Пушкинский музей

ГМИИ им. А.С. Пушкина 2024

__________________

 Обсуждение в телеграмм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы