Древний Египет. Искусство бессмертия

Древний Египет. Искусство бессмертия

in Новости музеев 1301 views

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия. Результа­ты исследования мумий и па­мятни­ки древ­не­египет­ского ис­кус­ст­ва из собрания
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва»

Выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия. Резуль­таты ис­сле­до­ва­ния му­мий и памят­ники древне­еги­пет­ско­го ис­кус­ст­ва из собра­ния ГМИИ им. А.С. Пуш­кина, Мос­ква» будет экспо­ни­ро­вать­ся по­сле­­до­­ва­­тель­­но в трёх музеях го­ро­дов Рос­сийской Федерации:

Государственный объединённый му­зей-за­­повед­­ник истории Даль­него Востока имени В.К. Арсеньева (Влади­восток);

Новосибирский госу­дарственный ху­до­же­ст­вен­ный музей (Ново­си­бирск);

выставочная площадка Ниже­город­ского госу­­дар­­ст­­вен­­ного ху­до­же­ствен­­ного му­зея «Пакгаузы» (Ниж­ний Новгород)



Масштабная выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия. Результаты исследования мумий и памятники древне­египет­ского искусства из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва», на которой мультимедийные технологии объединятся с подлинными древне­египет­скими экспонатами, наглядно расскажет посетителям музеев Владивостока, Новосибирска и Нижнего Новгорода о том, как египтяне представляли себе вечную жизнь после смерти.

Мумии

Мумии – один из символов Древнего Египта. Они стали объектом научного интереса в конце XIX века. Их исследование с использованием естествен­но-научных методов уже давно ведется в музеях по всему миру. Еще в начале XX века наряду с раз­ворачиванием, которое необратимо повреждало мумии, началось их не­деструк­тив­ное изучение методом рент­генографии. В наши дни к нему добавилась компьютерная томография, которая широко применяется теперь в музейной практике.

Впервые в России было проведено компьютерно-томографическое сканирование 10 целых мумий людей

В рамках совместного проекта ГМИИ им. А.С. Пушкина и НИЦ «Курчатовский институт» впервые в России было проведено компью­терно-томо­графи­ческое сканирование 10 целых мумий людей, нескольких мумий животных и фрагментов мумий из собрания Государственного музея изобразитель­ных искусств им. А.С. Пушкина. Полученные КТ-изображения были про­анализи­ро­ваны антропологами, крими­нали­стами, рент­генологами. Ученые увидели мумии «изнутри», проникли сквозь пеленание, не разрушив его. У нескольких мумий были взяты микрообразцы костей, зубов и затвердевших бальза­мирующих веществ для палеогенетического и химического анализов. Научные сотрудники музея изучили особенности пеленания и декора мумий, уточнив датировки.

ГМИИ им. А.С. Пушкина обладает крупнейшим собранием древнеегипетского искусства в России. На выставке представлено около 90 экспонатов из запасников музея – деревянный расписной саркофаг, канопы, рельефы, статуи и статуэтки, фрагменты декора мумий, бронзовая пластика, предметы художественного ремесла и амулеты.

Центральное место в экспозиции займут 3D-реконструкции облика древних египтян – молодой женщины 20–25 лет и мужчины 30–40 лет. Эти «ожи­вающие» мумии дают возможность представить, как выглядели жители давно исчезнувшей цивилизации долины Нила.

Сохранённые для вечного суще­ствова­ния руками квалифицированных мастеров-баль­зами­ров­щиков, мумии приоткрывают тайну бессмертия, как его понимали древние египтяне.

Выставка будет состоять из нескольких разделов, которые освещают разные аспекты сложного комплекса представлений египтян о бессмертии и вечной жизни:

Материальность бессмертия

Египтяне представляли вечную жизнь после смерти очень материально. Необходимо было сохранить тело, построить гробницу, наполнить ее важными для жизни пред­метами. Неотъемлемым элементом этого мира была мумия. Плоть усопшего должна была оставаться нетленной и с помощью ритуала преобразиться в вечное тело, подобно богу Осирису. Центр этого раз­дела – расписной деревянный саркофаг, принадлежавший егип­тянину по имени Иретхоререру. Как и другие саркофаги, он служил защитой мумии, пре­дохранял её от разрушения. Рядом с ним – четыре каменных сосуда для хранения забальзамированных внутренних органов (канопы). Важный экспонат раздела – верхняя часть жертвенного столика с вырезанной на ней надписью, в которой говорится о том, чего египтяне ждали в вечности в качестве дара от богов – «землю и все, что в ней».

Теология бессмертия

Ключевая фигура в египетских представлениях о вечной жизни – владыка загробного мира Осирис. В ритуале бальзамирования повторяется история Осириса, первого умершего, муми­фи­ци&shu;ро­ван­ного и воскресшего. В этом разделе вы­ставки представлены статуэтки божественной триады – Осириса, Исиды и их сына Хора. Для полноценного суще­ство­вания в загробном мире был необходим ритуал «отверзания уст и очей» – магического оживления мумии непосред­ственно перед погребением. Основной экспонат раздела – рельефный блок из вельможеской гробницы с изображением погребальной процессии, которая оканчивается этим ритуалом.

Монументальность бессмертия

Гробница воспринималась древними египтянами как особый мир-двойник, наполненный изображениями – статуями, настенными рельефами и росписями. Все изображения считались двойниками – «Ка» – реальных людей и вещей. Позволить себе строительство гробницы могли только представители социальной элиты. Гробница была не только местом упокоения мумии и принесения продуктовых жертв, но и настоящим памятником умершему. Покойный прославлялся как достойный член общества. В этом разделе выставки – «ложная» дверь и жертвенник как наиболее значимые культовые элементы гробницы; статуя египтянина Нефермену, держащего стелу с гимном солнечному богу Ра.

Эстетика бессмертия

Вечная жизнь в загробном мире представлялась египтянам еще более прекрасной, чем земная. Доказательство тому – множество красивых предметов, которые некогда наполняли гробницы, а теперь хранятся в музеях. Неиссякаемым источником вдохновения для египтян была окружавшая их природа, сотворенная богами в начале времен. Это демонстрируют представленные в разделе экспонаты, изображающие обитателей и растения водной стихии, дарующей жизнь. Не менее важен был образ прекрасной египтянки, неразрывно связанный с представлениями о красоте, молодости, жизненной энергии, чувст­венной любви, внешней привлекательности, продолжении жизни. За эти сферы человеческого существования «отвечали» в древнеегипетском пантеоне три божества – Хатхор, Бастет и Бэс. Их статуэтки, как и предметы, связанные с их культом, будут представлены в этом разделе выставки.

Кураторы

Ольга Васильева, Ольга Дюжева (отдел Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва)

Дизайн выставочного пространства разработан студией Миши Маслова.

Древний Египет. Искусство бессмертия
Древний Египет. Искусство бессмертия


СПРАВКА

Логотип ГМИИ им. ПушкинаГМИИ им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.

Миша Маслов – архитектор, руководитель студии архитектуры и дизайна MISH studio, работающей в Нижнем Новгороде с филиалом ГМИИ им. А.С Пушкина «Арсенал», Нижегородским государственным художественным музеем (площадка«Пакгаузы»), Манежем, FUTURO Gallery, Terminal A и студией «Тихая». Разработал и реализовал дизайн выставок в Ивановском музейно-выставочном центре и московском Музее AZ. Регулярно выступает как член жюри на конкурсах дизайна и архитектуры. В 2023 году вошел в топ конкурса «Креативные лидеры» Нижнего Новгорода.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
8.02.2024

 

Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева

Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 20

29 февраля – 9 июня 2024 г.

Купить билет в музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева

__________________

>>><<<

Новосибирский государственный художественный музей

г. Новосибирск, Красный пр-т., д. 5

28 июня – 9 сентября 2024 г.

Купить билет в Новосибирский государственный художественный музей

__________________

>>><<<

Нижегородский государственный художественный музей

выставочная площадка «Пакгаузы»

г. Нижний Новгород, ул. Стрелка, д. 21

27 сентября – 22 декабря 2024 г.

Купить билет в Нижегородский государственный художественный музей

__________________

>>><<<


ГМИИ им. А.С. Пушкина

ГМИИ им. А.С. Пушкина 2024

Египетские древности в России

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Живопись нитью

Живопись нитью

Искусство средневекового цер­ковного шитья до сих пор ос­таёт­ся ма­ло­из­ве­ст­ным ши­ро­кой аудитории. Па­мят­ники,
Конструкторы науки

Конструкторы науки

Музей архитектуры имени А.В. Щусева совместно с РАН представляет выставку «Конструкторы науки»,
Перейти К началу страницы