Итальянская живопись эпохи барокко

Итальянская живопись эпохи барокко

in Новости музеев 2070 views

ГМИИ им. А.С. Пушкина представ­ляет проект «Цве­ты, пло­ды, му­зы­каль­ные инст­ру­мен­ты в итальян­ской жи­во­пи­си эпо­хи ба­рок­ко» — пер­вую выстав­ку итальянского натюрморта в России. Выставочный проект откроет посетителям новые имена и рас­скажет об обновлён­ных атри­буциях. В экспозиции будут показаны свыше 70 произведений из крупнейших российских собраний: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Пермской государственной художественной галереи и других.

Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко

В представлении не только широкого зрителя, но и историков искусства, жанр натюрморта ассоциируется прежде всего с Голландией, где он во многом определил лицо национальной живописной школы, а со временем превратился в своего рода эталон жанра. Итальянский натюрморт привлек внимание исследователей лишь в 1920-х годах и стал одним из открытий XX века. Эта немаловажная грань истории искусства остается в России малоизвестной не только широкому зрителю, но и специалистам, а между тем она существенно дополняет представление о стиле барокко, об искусстве Италии XVII–XVIII веков. Живопись итальянского барокко невозможно представить без натюрмортов, не только служивших для украшения городских палаццо и загородных вилл, но отразивших дух и мировосприятие той эпохи.

  • Лигоцци Бартоломео. Ваза с цветами. Италия. Вторая половина XVII века. Холст, масло. 66,5х53 см
  • Фогелар К. Букет цветов с тюльпанами в вазе со скульптурным изображением женской фигуры. Италия. XVII век. Холст, масло. 95,9х71,9 см см. (прямоугольник)
  • Руопполо Джузеппе. Натюрморт с виноградом и медным тазом. Италия. Вторая половина XVII — начало XVIII века. Холст (надставлен по верхнему краю), масло. 102 х75,5 см

Обращение к теме итальянского натюрморта представляется весьма актуальным потому, что в российских собраниях находится большое число произведений высокого художественного уровня, которые начали поступать в Россию еще при Петре I и Екатерине Великой. До настоящего времени они практически не становились предметом научного анализа, и значительная часть работ сохранила давно устаревшие определения авторства. Будучи неопубликованными, эти произведения остаются вне мирового научного оборота. Из сказанного вытекает главная задача выставки – показать собранными вместе произведения из разных музеев и частных коллекций. Многие из них зритель никогда не видел, поскольку место их постоянного пребывания — запасники.

  • Виченцино Д. Натюрморт с виноградом и тыквой. Италия. Первая половина XVIII в. Холст, масло. 88 х 72 см
  • Кастильоне Джованни Бенедетто[1] (Giovanni Benedetto Castiglione). Индюк и кролики. Италия. XVII век. Холст, масло. 55х45 см
  • Витали Кандидо. Натюрморт с цветами и фруктами. Италия. 173… Холст, масло. 66,1х55 см
Кастильоне Джованни Бенедетто (Giovanni Benedetto Castiglione). Пастораль. Фавн и пастушка. Италия. 1650-е. Медь, масло. 53х67 см
Кастильоне Джованни Бенедетто (Giovanni Benedetto Castiglione). Пастораль. Фавн и пастушка. Италия. 1650-е. Медь, масло. 53х67 см

Открытием стали картины неаполитанского художника Джузеппе Рекко, одного из крупнейших мастеров XVII века

Еще один чрезвычайно важный аспект выставки — определение авторства произведений, отвечающее сегодняшнему состоянию науки. Эта задача непростая, поскольку итальянские живописцы редко ставили на своих работах подписи, не говоря о датах. Многие атрибуции были уточнены и исправлены куратором выставки доктором искусствоведения Викторией Марковой, которая на протяжении всей своей научной деятельности не выпускала эту тему из поля своего внимания. Так, открытием стали картины неаполитанского художника Джузеппе Рекко, одного из крупнейших мастеров XVII века. Считалось, что на территории России нет ни одной его работы, но Виктория Эммануиловна установила, что два натюрморта из российских собраний принадлежат его кисти. В процессе реставрации произведения, находящегося в собрании Государственного Эрмитажа, была обнаружена монограмма, подтверждающая авторство Джузеппе Рекко[2].

Рекко Д. Интерьер кладовой с головой телёнка, охладителем для вина, пирогом и связанным козлёнком. Италия. Середина XVII века. Холст, масло. 100х124 см
Рекко Д. Интерьер кладовой с головой телёнка, охладителем для вина, пирогом и связанным козлёнком. Италия. Середина XVII века. Холст, масло. 100х124 см
  • Рекко Элена[3]. Натюрморт с рыбами и медным тазом. Италия. Конец XVII — начало XVIII века. Холст, масло. 71,8х93 см
  • Рекко Элена. Натюрморт с рыбами, черепахой и угрями. Италия. Конец XVII — начало XVIII века. Холст, масло. 71х95 см
  • Рекко Элена (?). Натюрморт с осетром. Италия. Конец XVII — начало XVIII века. Холст, масло. 92х127,7 см

Выставка «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» является выставкой-открытием. Это и открытие самого факта, что в Италии, стране классической культуры, натюрморт пользовался спросом и имел широкое распространение, а возникавшие здесь формы и композиции получали общеевропейское признание. Сегодня благодаря продолжающимся исследованиям мы понимаем, что итальянской школе XVII века принадлежит значительное место в развитии этого жанра. Именно Италия во многом определила типологию европейского натюрморта и оказала значительное влияние на творчество художников других стран. Неожиданным открытием для зрителей будет и сам характер итальянского натюрморта, непохожего на то, как этот жанр понимали мастера северной Европы.

Брейгель А. Натюрморт с фруктами. Фландрия. XVII века. Холст, масло. 59,8 х 73,4 см
Брейгель А. Натюрморт с фруктами. Фландрия. XVII века. Холст, масло. 59,8 х 73,4 см
  • Беттера Бонавентура. Натюрморт с музыкальными инструментами. Италия. Вторая половина XVII — первая четверть XVIII века Холст, масло. 95х112 см
  • Беттера Бонавентура. Натюрморт с музыкальными инструментами. Италия. Вторая половина XVII — первая четверть XVIII века. Холст, масло. 92х115 см
  • Лондонио Ф.Л. Натюрморт с зайцем и битой дичью. Италия. XVIII век. Холст, масло. 63,5х77 см
  • Монари К. Натюрморт с письменными принадлежностями. Италия. 1680-1695 годы. Холст, масло. 67х53 см

Многообразием натюрмортных композиций итальянское искусство заметно превосходит все прочие национальные школы. В Италии большую роль играли местные художественные центры, каждый из которых обладал своим неповторимым лицом. В Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и «рыбных уловах», в Бергамо — на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурными изображениями либо фигурками играющих путти.

Имена, представленные на выставке, новы для российского зрителя: это неаполитанцы Джузеппе Рекко, Джузеппе Руопполо, Паоло Порпора, римляне Микеланджело дель Кампидольо, Франческо Нолетти, прозванный Мальтезе, Микеланджело Черквоцци, флорентинец Якопо да Эмполи, а также художники, работавшие на севере Италии, в Генуе, Венеции, городах Ломбардии и Эмилии-Романьи.

Маджини К. Натюрморт с хлебом и ветчиной. Италия. Между 1740 и 1806. Холст, масло. 59,6 х 78 см
Маджини К. Натюрморт с хлебом и ветчиной. Италия. Между 1740 и 1806. Холст, масло. 59,6 х 78 см

Открывает экспозицию картина Джузеппе Арчимбольдо из частного собрания, представленная в центре Белого зала. Его творчество вызывает большой интерес, особенно его антропоморфные портреты-метаморфозы, составленные из плодов, фруктов, предметов. В известном смысле Арчимбольдо предвосхитил появление натюрморта как самостоятельного жанра, но он был не одинок. Во Флоренции работал Якопо Лигоцци, автор картины на тему vanitas из собрания ГМИИ и четырёх превосходных рисунков с изображением рыб из собрания Эрмитажа, которые на выставке экспонируются впервые.

В рамках выставочного проекта также подготовлены каталог, образовательная и инклюзивная программы. В настоящее время Виктория Маркова готовит к выпуску книгу «От Караваджо до Моранди. Истоки и развитие итальянского натюрморта». В качестве приложения в издании будет опубликован полный каталог итальянских натюрмортов, находящихся в собраниях России и бывших республик Советского союза, над которым автор работала на протяжении многих лет.

  • Брейгель А. Натюрморт с фруктами, цветами, фигурой мальчика и путто. Фландрия XVII век. Холст, масло. 124,5 х 199,5 см
  • Порпора Паоло[4]. Натюрморт с грибами. Италия. 1652 — 1656. Холст (надставлен по верхнему краю), масло. 87х119 см
  • Неизвестный мастер (?). Натюрморт. Плоды и фрукты. Италия. Вторая половина XVII века. Холст, масло. 72х96 см
  • Тамм. Натюрморт с кроликами и курицей. Германия/Италия. 1685-1695. Холст, масло. 72,8х97,4 см. (прямоугольник)
  • Витали Кандидо. Натюрморт со спящим охотником. Италия. 1742. Холст, масло. 102х139,5 см
  • Керкховен К. Торговка рыбой. Италия. Последняя четверть XVII века Холст, масло. 98,5х142,5 см
  • Вассалло Антонио Мария. Орфей Италия XVII век. Холст, масло. 75х110 см
  • Эмполи (Якопо Кименти). Натюрморт. Италия. Около 1625. Холст, масло. 76х115 см

Джузеппе Арчимбольдо. Милан, 1526 — 1593. Мужская голова / Корзина фруктов. Частное собрание

  • Бернардо Строцци и мастерская. Женщина с овощами. Государственный Эрмитаж
  • Римский последователь Караваджо. Работал в 1610-1620-е. Продавец фруктов. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Джузеппе Рекко. Неаполь, 1634 - Аликанте, 1695. Натюрморт с рыбой и кошкой. Государственной Эрмитаж
Джузеппе Рекко. Неаполь, 1634 — Аликанте, 1695. Натюрморт с рыбой и кошкой. Государственной Эрмитаж
Христиан Беренц и Карло Маратта. Натюрморт с женщиной собирающей виноград. 1689. Государственный Эрмитаж
Христиан Беренц и Карло Маратта. Натюрморт с женщиной собирающей виноград. 1689. Государственный Эрмитаж
  • Франц Вернер фон Тамм. Натюрморт с кроликами и курицей. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Франц Вернер фон Тамм. Натюрморт с арбузом и фруктами. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля
Пьетро делла Веккья. Сцена гадания. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пьетро делла Веккья. Сцена гадания. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Участники выставки

ГМИИ им. А.С. Пушкина, Госу­дар­ст­венный Эрмитаж, Госу­дар­ствен­ный музей-за­повед­ник «Петергоф», Госу­дарствен­ный музей-заповедник «Гатчина», Госу­дарствен­ный музей-за­поведник «Павловск», Госу­дарствен­ный двор­цово-пар­ковый музей-за­повед­ник «Останкино и Кусково», Пермская госу­дарст­венная худо­жественная галерея, Моршанский исто­рико-худо­жествен­ный музей имени П.П. Иванова, Смоленский госу­дар­ствен­ный музей-за­повед­ник, Курская госу­дар­ствен­ная картинная галерея имени А.А. Дейнеки, Госу­дарст­венный музей истории рос­сийской литературы имени В.И. Даля, частные собрания.

Куратор: Виктория Маркова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
14.02.2024

[1] Джованни Бенедетто Кастильоне (Giovanni Benedetto Castiglione, крещён 23 марта 1609 — 5 мая 1664) итальянский художник в стиле барокко, гравёр и рисовальщик генуэзской школы. Наиболее известен своими гравюрами и как изобретатель техники монотипии. В Италии он известен как Иль Грекетто (Il Grechetto), а во Франции как Ле Бенедетт (Le Benédette).

Он писал портреты, исторические картины и пейзажи, но специализировался на сельских сценах, в которых животных было больше, чем человеческих фигур. Ноев ковчег и животные, входящие в ковчег, были его любимыми темами, и он придумал ряд других новых сюжетов из ранних частей Ветхого Завета, посвящённых патриархам и их животным.

Кастильоне был блестящим рисовальщиком и первым разработал масляный эскиз (часто с использованием смеси техник) как законченную работу — раньше они использовались только для рабочих исследований для другого законченного произведения, например Рубенса. Он снова и снова возвращался к одним и тем же сюжетам, как к картинам, так и к офортам, но каждый раз с существенно разными композициями.

Он также выполнил около шестидесяти гравюр, возможно, самой известной из которых является «Гений Кастильоне», опубликованный Джованни Джакомо де Росси в 1648 году. Диоген в поисках человека — ещё один из главных из них; другие посвящены религиозным темам. Некоторые из них представляют собой моралистические истории, например, о слепом, ведущем слепого. Офорты отличаются светом и тенью и даже снискали Кастильоне имя второго Рембрандта. В 1630 году он познакомился с гравюрой Рембрандта.

Примерно в 1648 году Кастильоне изобрёл монотипию, единственную технику гравюры, изобретённую итальянцами, и в последующие годы их было создано более двадцати. Его самыми популярными и влиятельными гравюрами были серии экзотических голов, в основном смутно восточных мужчин, но также и женщин. Их производили в больших количествах. Среди сюжетов его гравюр — Диоген с фонарём, Ной, ведущий животных в Арк, Св. Иосиф, спящий во время бегства из Египта, Цирцея в окружении животных, Силен у фонтана, Рождество, Воскрешение Лазаря и Гений Кастильоне (The Genius of Castiglione).

Кастильоне был известен своей способностью рисовать животных, в основном сельскохозяйственных, и они часто были доминирующим мотивом в его картинах. Например, на картине, изображающей Иисуса, очищающего храм от ростовщиков, религиозное событие является второстепенной, фоновой частью картины, бегство животных гораздо заметнее, чем разбегание банкиров. Внимание Кастильоне к деталям в изображении природы считается доказательством влияния Скорца (Scorza) и фламандского художника-анималиста Яна Рооса (Jan Roos), который долгое время проживал в Генуе. Было высказано предположение, что именно Ян Роос убедил Кастильоне оживить свои религиозные и мифологические композиции элементами животных и натюрмортов.

В Мантуе он получил своё имя Грекетто из-за классической атмосферы его пасторальных изображений. В более поздние годы он серьезно страдал подагрой. Его брат Сальваторе (Salvatore) и сын Франческо (Francesco) преуспели в тех же предметах; и считается, что многие картины, приписываемые Бенедетто, являются лишь копиями с него или, возможно, оригиналами его сына или брата. Он также оказал влияние на Антона Марию Вассалло (Anton Maria Vassallo? около 1640–1660). Среди тех, кто гравировал после него, были Джованни Лоренцо Бертолотто (Giovanni Lorenzo Bertolotto) в Генуе, венецианец Антон Мария Занетти (Anton Maria Zanetti), Мишель Л’Асне (Michele l’Asne), Луи де Шатильон (Louis de Chatillon) и Корениль Куманс (Coreneille Coemans).

Картины Кастильоне можно найти в Риме, Венеции, Неаполе, Флоренции и особенно в Генуе и Мантуе. «Пресепио» («Рождество Иисуса») для церкви Сан-Лука в Генуе входит в число его самых знаменитых картин, а в Лувре хранится восемь характерных примеров. Он нарисовал Святых Марию Магдалину и Катарину для церкви Мадонны ди Кастелло и Святого Иакова побеждают мавров в оратории Сан-Джакомо делла Марина, обе в Генуе. В России его картины находятся в ГМИИ им. Пушкина и представлены на выставке «Итальянская живопись эпохи барокко».

[2] Рекко Джузеппе (Giuseppe Recco, (1634, Неаполь — 1695, Аликанте, Испания)) родился в Неаполе и, вероятно, учился у своей семьи, включая своего отца Джакомо Рекко и дядю Джовани Баттиста Рекко (Giovani Battista Recco). Позже он усовершенствовал свою технику у Паоло Порпоры (Paolo Porpora), одного из учеников его отца. Во время пребывания в Ломбардии с 1644 по 1654 год у своего дяди он находился под влиянием произведений Эваристо Башениса (Evaristo Baschenis).

По мере того как его слава распространялась, король Карл II пригласил его приехать в Испанию. Его собрания из продуктов питания, как растительных, так и животных, пользовались там большой популярностью. Его стиль часто сравнивают со стилем Джовани Баттисты Руопполо (Giovani Battista Ruoppolo), который также был учеником Порпоры. В начале своей карьеры он перешёл от рисования цветов к более разнообразным композициям и был одним из первых итальянских художников, сделавших это.

В искусстве Неаполя своё место занимали картины на темы пяти чувств человека — слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания. Для каждого из чувств была отдельная картина. Джузеппе Рекко, решил эту проблему как настоящий последователь лаконизма в одной картине. На небольшом столе он разложил несколько предметов, которые олицетворяли пять чувств человека: лютня — слух, тетрадь с нотами — зрение, блюдо из ижею — вкус, подзорная труба и очки — ещё одно напоминание о зрении, цветы — обоняние. Для олицетворения осязания осталась небольшая шкатулка.

Джузеппе Рекко был мастером интересных, иногда уникальных, натюрмортов, которые пересекали узкие границы изображения неподвижных предметов.

Рекко, возможно, умер в Аликанте, в Испании, не доехав до Мадрида, хотя современные источники указывают, что он прожил там семь лет и стал рыцарем Ордена Калатравы.

Его дети Николо и Елена также стали художниками. В 1989 году историк искусства Федерико Дзери (Federico Zeri) поднял вопрос об истинной личности своего отца.

[3] Рекко Елена  (Elena Recco, Неаполь, ок. 1654 – Мадрид, 1715) — итальянская художница-натюрмортистка, работавшая во второй половине XVII века. Hодилась в Неаполе, была дочерью художника-натюрморта Джузеппе Рекко (Giuseppe Recco) и сестрой Николы Марии Рекко (Nicola Maria Recco). Cопровождала своего отца в Испанию и упоминается, что работала при испанском дворе в Мадриде после его смерти в 1695 году. Bзвестна своими натюрмортами с рыбами.

[4] Паоло Порпора (Paolo Porpora, 1617–1673) был итальянским художником позднего барокко, работавшим в основном в Неаполе и специализировавшимся на цветочных натюрмортах. Документально подтверждено, что он был учеником Джакомо Рекко, отца Джузеппе Рекко, и, как говорят, работал под руководством Аньелло Фальконе. Он присоединился к Римской Академии Сан-Лука с 1656 по 1658 год. Похоже, в Риме на него повлияли нидерландские художники-натюрморты. Среди его учеников были Джован Баттиста Руопполо и неаполитанец Онофрио Лот (умер в 1717 г.).

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Главное здание (Волхонка, 12); Белый зал, колоннада, залы 19–20

5 марта — 26 мая 2024

Купить билет в Пушкинский музей

ГМИИ им. А.С. Пушкина 2024

Испания в Москве

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы