Помните школьные уроки естествознания, природоведения? Было там такое слово — мимикрия. Это когда неядовитая змея подражает окрасом очень ядовитой и её никто не трогает, или ящерица напоминает засохший лист — кто на такую нападёт? Лист и лист. Или ночная бабочка изображает из себя сову. Наверняка вспомнили примеры.
Мимикрия (подражание, маскирование, фр. mimétisme, англ. mimicry) — выражение, введённое в зоологию первоначально Бейтсом для обозначения некоторых особенных случаев чрезвычайного внешнего сходства между различными видами животных, принадлежащих к различным родам и даже семействам и отрядам. В узком смысле мимикрия — это сходство между двумя (и более) видами организмов, которое выработалось в ходе эволюции как защитное у одного или обоих видов. В широком смысле этим же термином нередко обозначают также все резко выраженные случаи подражательной окраски и сходства животных с неодушевлёнными предметами.
- Примеры мимикрии в природе: сова и бабочка, ядовитая и неопасная змея, геккон, имитирующий лист, бабочка и змея
Забавно, что в фалеристике это явление тоже есть! Понятно, что геральдические формы, как и количество цветов часто бывают очень ограничены. Но всё же, художники умудряются постоянно придумывать что-то новое. Нет выбора. Понятно, что многие награды тяготеют к каким-то общепринятым формам. Кресты, звёзды, для медалей большей частью круг. Исключения самые экзотические не берём, они, конечно, встречаются.
Но! Неслучайно в России был принят закон, запрещающий делать знаки общественные похожими на государственные награды. Так ведь каждый будет делать из малозначительного кусочка металла подобие серьёзных орденов самой большой страны. Не комильфо. Получается наградная практика, подменяющая собой российскую наградную систему. Вспомним хотя бы
Награды Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР (незарегистрированной общественно-политической организации), которые начали активно раздавать вскоре после распада Советского Союза. В публицистике и в среде фалеристов часто встречается более распространённое, общепринятое выражение «Награды Умалатовой» или «Умалатовские медали». Вообще, есть устойчивое ощущение, что такая деятельность нивелирует ценность действительных советских наград. Особенно боевых!
По итогам рассмотрения многочисленных обращений граждан и общественных организаций, учитывая очевидное видимое сходство некоторых наград с советскими государственными наградами, Генеральной прокуратурой РФ был официально запрещена практика награждения общественными наградами — орденами и медалями, имеющими какое-либо внешнее сходство с государственными, или приравненными к государственным.
Вот интересно, награды КПРФ под эту категорию попадают? Повторение?
В общем, по большому счёту встаёт вопрос плагиата. И всем понятно, что плагиат — плохо. Но как высчитать проценты от заимствования чужого? Не превышен ли определённый допустимый процент? А кто в этом случае судьи? Это очень важный вопрос. Да и проблема авторского права сегодня является головной болью для многих. А если ещё учесть фактор того, что художник ещё доделывает своё произведение, а какое-то другое лицо уже бежит и получает патент на это произведение… и художник уже не владелец своего творения. Но это всё отступление, просто вопросов, правда, много.
Вот, например, Орден «Победа» часто воспроизводится на значках. Но это чистой воды цитата. Понятное, что это ассоциация с символом тяжелейшей войны и радости от её завершения. Символ полководцев, которые вели в бой войска. Но никогда значок с изображением Ордена «Победа» не будет воспринят, как фрачник настоящего ордена и никто не подумает, что носящий значок — кавалер легендарной награды. Всем ясно, что это — сувенирная продукция, в данном случае — патриотика.
От плагиата следует отличать соблюдение канонов и традиций, работу в рамках стилистических стандартов и использование шаблонов. В иконописи соблюдение иконографических норм не являлось нарушением авторского права, да и авторы, что интересно, долгое время не подписывали свои произведения. С плагиатом не следует путать идейную, художественную или научную преемственность, развитие или интерпретацию произведений творчества или интеллектуальной деятельности. Следует понимать, что все произведения науки и искусства в той или иной степени основаны на ранее созданных произведениях. Вот и в случае с символикой наград та же ситуация. Так что интересно на этот счёт мнение юристов. Данная заметка — искусствоведческий взгляд на проблему.
Но мы даже не об этом. Честно говоря, мысль написать эту заметку возникла, когда основатель форума «Фалеристика.инфо» Олег Миронов показал новое приобретение. И при взгляде на эту награду возникла мысль — орден Святого Георгия!
Это был взгляд с телефона. Потом, приглядевшись, стало понятно, что хоть форма креста и его цвет действительно не спутать с высший воинской наградой Российской империи — отличия есть. Медальон отличен, так расположен вензель — коронованная готическая литера «W». Цвет ленты тоже не совсем такой — полоски зелёные, а не чёрные. В общем, выяснилось, что это — Орден Дубовой короны (фр. Ordre de la couronne de Chêne) — государственная награда Великого герцогства Люксембург. Знак ордена на шейной ленте — степень Командора.
В 1840 году в Нидерландах была принята конституция, значительно ограничившая самодержавные права короля Вильгельма II, в том числе в его праве награждать по своему усмотрению орденами королевства. Вильгельм II воспользовавшись своим вторым титулом — Великого герцога Люксембургского (Люксембург находился в личной унии с Нидерландами), 29 декабря 1841 года учредил люксембургский орден Дубовой короны, которым уже мог распоряжаться по своему усмотрению.
В нидерландский период истории Люксембурга орденом награждалось довольно мало люксембуржцев (менее трети) и основное количество награждённых составляли голландцы и иностранцы вплоть до 1890 года, когда вследствие смерти Вильгельма III личная уния между Нидерландами и Люксембургом была прервана. С этого момента орден Дубовой Короны стал чисто люксембургским орденом, новый великий герцог Адольф Нассау продолжил награждение орденом. В настоящее время орден Дубовой короны является третьим по старшинству в иерархии люксембургских наград.
Вот такой интересный казус. Интересно, думали в Люксембурге о том, что их награда перекликается с российским Императорским Военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия (который, кстати, был учреждён императрицей Екатериной II в 1769 году, то есть за 71 год до ордена Дубовой короны).
Судя по статье в Википедии на нидерландском языке — Люксембург вдохновился примером русского ордена. Даже нашлась иллюстрация-сравнение, которую мы добросовестно цитируем. Интересно, а за плагиат Люксембургу во время создания ордена кто-нибудь предъявлял? (это, шутка, конечно). Но ведь издалека очень похож!
Вот и подумалось — мимикрия!
А Олега хочется поздравить в красивым приобретением!
Михаил Тренихин, кандидат искусствоведения
__________________