В современном обществе мы чётко понимаем, что для создания любой печатной продукции, начиная с флаера и заканчивая книгой, нужен специалист, владеющий компьютерной программой для цифровой верстки текста с картинками и после «непыльной» работы объект на мониторе готов для печати. Но в недавние 1970-80-е годы современная цифровая эпоха была немыслима, весь технологический процесс шёл вручную, что требовало особых навыков и умений от художника.
К такому числу художников профессионалов относиться Валерий Павлович Базунов (1946 г.р.). По воспоминаниям художника на путь искусства его вдохновило посещение музея в Академии Художеств, где он познакомился с графическими и живописными работами Ивана Трофимовича Хруцкого (1810-1885) и Александра Ивановича Лактионова (1910-1972). И.А. Хруцкий был так называемым «средним» художником, создававшим портреты и пейзажи, но более всего был известен благодаря полотнам с плодами и цветами. Его натюрморты выделяет абсолютная композиционная согласованность и «живописная тщательность», впечатлившие будущего художника. Произведения А.И. Лактионова хвалили за живые и глубокие оттенки, но критиковали за излишнюю детализацию изображения, что привлекало внимание и завораживало многих людей.
В.П. Базунов получил не просто основательное высшее образование, а стал учеником одной из самых передовых для того времени школ. В 1973 году он окончил Высшее худо&sht;жественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной по кафедре промышленной графики, которой заведовал Муравьев-Амурский Василий Сергеевич (1940 г.р.), ученик архитектора и педагога, создателя школы ленинградского дизайна Иосифа Александровича Вакса (1899-1986).
Особое значение во время учебы уделялось объемному макетированию. В это время были расширены и хорошо оснащены гипсомодельные и макетные мастерские, где студенты изучали пластические свойства формы объекта. Учителя внедряли в сознание учеников, что хорошим художником может быть человек разносторонне образованный, с широким кругозором. Студенты изучали создание товарного знака, особенности дизайна упаковки, включая ее конструкцию, нюансы работы с фотографией для полиграфии, осваивали создание рекламного плаката, и даже снимали собственные видео ролики.
Уже на втором курсе молодого художника позвали на работу в молодёжную газету «Смена на студенческой стройке». Этот шаг в дальнейшем приведёт к долгим годам плодотворного сотрудничества художника с различными газетами. На четвертом курсе Валерий Павлович перешёл в главную комсомольскую газету Ленинграда – «Смену». Затем с 1980 года становиться художником в крупнейшей и можно сказать главной газете «Ленинградская правда» («Санкт-Петербургские ведомости»), а позже в 1984 году становиться заведующим отделом оформления. В конце 1980-х годов художник работал в «Спортивной газете» и газете «Труд» и даже в центральной газете «Правда».

Оформление газеты требовало от художника умения работать в разных жанрах графики. Валерий Павлович делал коллажи и рисунки к газетным заставкам, выполнял иллюстрации к тем или иным статьям, будь то портреты или жанровые рисунки. Его творчество постоянно присутствовало на газетных полосах, что требовало от художника оперативности и следования напряженному ритму производственного процесса выпуска газеты. Это придавало совершенно особый опыт и совершенствовало его ремесло художника-газетчика.
Его иллюстрации, дизайн становились частью рассказанных историй, помогали журналистам добиться доходчивости и притягательности их текстов. Даже самые совершенные и сильные тексты, представленные на газетной полосе без иллюстраций, привлекающих внимание — пройдут мимо читателя.

Технологический фактор, активно воздействовал на газетную форму и зависел от цинкографского способа изготовления клише. Этот способ практически непригоден для воспроизведения полутонов, авторское изображение (рисунок или фотография) воспроизводится фотографированием на приготовленной надлежащим образом цинковой пластинке и затем вытравки травлением полученного снимка. В связи с этими особенностями приходилось приспосабливать авторское изображение под требования печатников: художник ретушировал фотоснимки и рисунки делая их более контрастными, «жирными», но в газете рисунки все равно выглядели блекло, теряя большую часть своей декоративности.
Значительное место в творчестве Валерия Павловича Базунова занимали портреты. По заданию редакции вместе с журналистами совершил ряд командировок в различные районы Ленинградской области для запечатления героев труда с натуры на листе бумаги — доярок, овощеводов, трактористов, строителей, комсомольцев и т.д. В его рисунках виден уверенный штрих создающий светотеневой баланс и проработку рефлексов в теневой части фона для рельефного подчеркивания пластики фигуры. Благодаря этой манере исполнения, передаче фактуры одежд и других изображенных поверхностей, композиционному замыслу художник глубоко раскрывает внутренний мир персонажей газетных публикаций, их характер, жизненный опыт.
- А.А. Дубнов — бригадир прессовщиков «Красный выборжец»-Герой труда из газеты «Правда» №252 от 9 сентября 1982 г.
- Е.Л. Шушунова — советская гимнастка из газеты «Спортивная неделя» №26 от 25 июня 1987 г.
- М.В. Беляев — бригадир монтажников треста «Спецгидроэнергомонтаж»,-
лауреат Гос.премии из газеты «Ленинградский Рабочий» № 23 от 6 июня 1980 г.
Помимо богатой творческой деятельности в газете В. П. Базунов проявил себя в оформлении книжных изданий (Клименченко Ю.Д. Штурман дальнего плавания: Роман — Л. : Лениздат, 1983; Демиденко М.И. Снег у порога : Повести и рассказы — Л. : Лениздат, 1982), прорисовке рекламных плакатов для кино («Холодное лето пятьдесят третьего» (1987), «Левша» (1986), «Берега в тумане» (1985), «Площадь восстания» (1986) и т. д.), а также в создании коллекционных конвертов, например серия к 50-летнему юбилею победы во Второй мировой войне.
Творческая биография Валерия Павловича Базунова как нельзя лучше иллюстрирует тезис — «история искусства — есть история заказчика». Специфика времени, неразрывная взаимосвязь между идеологией и искусством, технологические особенности печати ставили перед художником сложные профессиональные задачи, но при этом ограничивали возможный круг приложения способностей.

Сегодня художник продолжает свое творческие поиски обратившись к живописи. Валерий Павлович привыкший к журналисткой работе художника ни на минуту не выпускает карандаш и листок бумаги привычно фиксируя, осмысляя визуально окружающий мир. Затем эти заметки становятся яркими полотнами насыщенными любовью к природе и близким.
Алексей Алексеевич Бойко кандидат искусствоведения старший научный сотрудник Государственного музея политической истории России (ГМПИР)
Государственный музей политической истории России
197046, Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 2-4
Выставка с 11 августа 2025 г.
__________________


