Награды на портретах. Часть 1

in Атрибуция/Награды Российской империи 6297 views

Основная тема нашего Интернет-журнала — коллекционирование. Но коллекционирование наше распространяется и на собирание интересных увлечений и нерядовых людей. Сегодня знакомим вас с нашим коллегой Александром Горлуновым (ник agor), художником, историком и исследователем. Последнее время исследовательская деятельность Александра направлена на живописные портреты, содержащие изображения кавалеров разнообразных наград, и определение этих наград. С похожей деятельность вы могли встречаться в работах Александра Кибовского. Но Кибовский выполнял задачи более сложные — идентификацию более двухсот русских портретов XVIII—XIX веков по форме и наградам из собраний Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Тверской областной картинной галерее и др.

Персоны, награды, загадки, ответы.
Архивы молчат, не сбивая преграды.
Разгадку найти не всегда удаётся:
Так кто на портрете и что за награды?

Мы (пишу мы, но имею ввиду Александра Горлунова, который уже втянул в эти исследования) такие задачи не ставим, но показываем, что такая работа есть. И начать можно с более простого варианта — разбора наград и мундиров на портретах, не вызывающих вопросов о том, какая персона на нём изображена. И ещё один момент, который зацепил — это просто красиво. Любуешься высококлассной живописью, цветом, светотеневой моделировкой, мастерством художников, даже следами времени — кракелюрами (трещинками красочного слоя). Репродукции хорошего качества, рассматриваешь детали и смотришь подготовленные коллегой agor коллажи с наградами. Есть возможность проверить свои знания! У нас во время учёбы на искусствоведении были регулярные «угадайки», тут — аналогичная ситуация. Ну и наконец, чтобы совсем уж не облегчать жизнь — есть и награды, которые вызывают вопросы. Может быть кто-то из коллег подскажет? Благодарим Александра Горлунова за прекрасное начинание! Обсуждаем и дополняем изыскания на форуме, ссылка в конце материала (для тех, кто внимательно всё рассмотрит).

Заместитель главного редактора журнала "SAMMLUNG/Коллекция",
кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин

Портрет Князя Александра Николаевича Хованского

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) (?)
Портрет князя Александра Николаевича Хованского
Начало XIX в.
Холст, масло
Частное собрание Г. А. Путникова, Москва

Князь Александр Николаевич Хованский (1771 – 1857), сын полковника князя Николая Васильевича Хованского (1733 – 1775) и Марии Николаевны, урождённой Щепотьевой (1739 – 1798). Начал служить с 15 лет. В 1786 он вступил в Л.-гв. Преображенский полк. В 1792 переведён в Семёновский полк. В 1796 определён советником управления ассигнационного банка. В 1816 утверждён управляющим всеми частями Государственного ассигнационного банка. Управлял Экспедицией заготовления государственных бумаг (с 1818). Сенатор (1826). Тайный советник. Действительный камергер. Имел орден Белого Орла, св. Владимира 2-ст. и Св. Анны 1-й ст. с алмазами. В 1850 уволен по преклонности лет со службы.

Портрет написан в самом начале XIX века. Пудренная причёска и крой воротника мундира – признаки моды времени начала правления Александра I. На момент создания портрета (предположительно 1805 год) Александр Николаевич был действительным камергером, входил в состав правления Ассигнационного банка, был советником и управляющим Экспедицией для приёма и ревизий ассигнаций. На нём ранний вариант банковского мундира образца 1804 г. со стояче-отложным фиолетовым воротником. Мундир первого разряда для Управляющего банковыми частями советника правления банка, особой его экспедиции и Первого директора банка. С небольшим изменением в крое воротника на стоячий, эти мундиры просуществовали до февраля 1819 года, когда банковским служащим ввели общеведомственный мундир Минфина.

На портрете у Хованского знак ордена Св. Владимира 3-й ст. и дворянская медаль «В память отечественной войны 1812 г.», которая на портрете была дописана позже. Известно, что на год написания портрета ещё не было в России учреждено ни одной нагрудной медали на владимирской ленте.

Портрет Алексея Алексеевича Зубова

Алексей Алексеевич Зубов (1838 – 1904) – генерал-майор, действительный тайный советник, екатеринославский вице-губернатор (1880-1881), саратовский губернатор (1881-1887). Статс-секретарь ЕИВ (1890). Сын камергера Алексея Николаевича Зубова (1798 – 1864) и Александры Александровны, урождённой Эйлер (1807 – 1870). Женат на Марии Николаевне, урождённой Кокошкиной (1841 – 1917), католичке, дочери посланника при неаполитанском дворе.

Видимо, портрет написан в 1890 г.(не ранее), по случаю получения почётного звания статс-секретаря Его Величества, знак которого изображён на опекунском ведомственном мундире канцелярии учреждений императрицы Марии Фёдоровны. Зубов был товарищем главноуправляющего канцелярии.
На момент написания портрета был награждён: первыми степенями орденов св. Станислава и Св. Анны; 2-й ст. Св. Владимира; Знаком Статс-Секретаря; Знаком отличия учреждённого 17 апреля 1863 г. (за реформы 1861 г.); Знаком Красного Креста и Медалей: «За усмирение польского мятежа 1863-64 гг.» и войны 1877-78 гг. Из иностранных: неаполитанский орден св. Константина со звездой, Черногорский кн. Даниила 2-й ст. и персидский орден 1-й ст. «Льва и Солнца». Часть наград отражена на этом портрете.

Портрет светлейшего князя Италийского Александра Аркадьевича, графа Суворова-Рымникского

Светлейший (1848) князь Италийский Александр Аркадьевич, граф Суворов-Рымникский (1804 – 1882). Внук генералиссимуса А. В. Суворова. Сын генерал-адъютанта князя Италийского Аркадия Александровича, графа Суворова-Рымникского (1784 – 1811) и Елены Александровны, урождённой Нарышкиной (1785 – 1855), во втором браке княгини Голицыной. Женат на Любови Васильевне, урождённой Ярцовой (1811 – 1867) фрейлине Двора. Генерал-майор свиты (1839), генерал-адъютант (1846). Губернатор Костромской губернии (1847-1848), Рижский военный губернатор, Лифляндский, Эстляндский и Курляндский генерал-губернатор (1848-1861), Петербургский военный губернатор (1861-1866). После упразднения этой должности назначен генерал-инспектором всей пехоты, и в этой должности оставался до самой смерти. С 1861 г. член Государственного совета. Похоронен в Троице-Сергиевой пустыни, Петербург.

В последний период жизни был президентом Вольного экономического общества, председателем попечительского совета заведений общественного призрения, почётным членом Демидовского дома трудящихся, почётным членом Академии наук, действительным членом Императорского человеколюбивого общества, председателем российского общества покровительства животных и пр. Избран почётным гражданином городов Рыбинска, Тихвина, Новой Ладоги, Боровичей, Череповца и почётным мировым судьёй Петергофского и Московского уездов. Примечательно, что после убийства 1 (13) марта 1881 года императора Александра II именно А. А. Суворов вышел к собравшемуся у Зимнего дворца народу и сообщил о кончине Государя.

На год написания портрета кроме свитского имел звание генерал-лейтенант и числился в Гренадёрском Генералиссимуса князя Суворова полку.
Был отмечен многими российскими и иностранными наградами (дослужился до бриллиантовых знаков орд. св. Андрея Первозванного).

На год написания портрета Суворов был награждён: орденами: Белого Орла, Св. Станислава 1-й ст., Св. Анны 1-й ст., Св. Владимира 3-й ст., Св. Георгия 4-ст. за 25 лет; иностранными: Персидским орденом «Льва и Солнца» 2-й ст. с алмазами, Прусским св. Иоанна Иерусалимского с алмазами, Австрийским Леопольда (командор), Прусским Красного Орла 2-й ст., Датским Даннеброга 1-й ст., Золотого Льва (Гессен-Кассель) 1-й ст., Сардинский Благовещения с цепью и звездою, Сицилийский Франциска I 1-й ст., Вюртембергский Фридриха I 1-й ст.

Вопрос по ордену «Льва и Солнца». На портрете 8 лучей соответствует 1-й ст. В награждениях Суворова – 2-я. В звезде должно быть меньше лучей.

Портрет Гютине Августа Петровича

Жорж Беккер (1845–1909).
Портрет Гютине Августа Петровича (1849-1911).
Холст, масло. 71 Х 56 см. 1898 г. Частное собрание (?).

Французский гражданин. С 1870-х г. преподавал французский язык и словесность в учебных заведениях С-Петербурга. Первоначально в петербургской третьей классической гимназии, а впоследствии (1886-1908) в Императорском училище правоведения. Классный воспитатель и преподаватель, профессор, статский советник. Был одним из старост французской католической общины С-Петербурга. Умер в местечке Лобаново, что на левом берегу Невы.

Училище правоведения было основано указом Николая I в 1835 г. для воспитания юридически компетентных кадров для административной и судебной деятельности в России. Было привилегированным (по статусу приравнивалось к Царскосельскому лицею). По уставу и штатам было подчинено не министерству просвещения, а МинЮсту (министерству просвещения перешло только в сентябре 1917 г.). Весь преподавательский состав носил ведомственный мундир по министерству юстиции. Так же и студенты и учащиеся имели не синие, а зелёные форменные мундиры.

Гютине изображён в мундире с характерным половинным шитьём Министерства юстиции. Имел на шее крест ордена Св. Анны 2-й ст., по борту крест ордена св. Станислава 2-й ст., на груди: орден Почётного легиона, Св. Анны 3 — й ст. и Св. Станислава 3-й ст., а также французский Знак офицера ордена Академических пальм и медаль « За успехи в образовании юношества». Ниже — звезда китайского ордена Двойного дракона 3-го класса 1 — ст. Знак ордена Почётного легиона был дописан позже. На портрете в углу есть надпись художника на французском языке «Моим друзьям месье и мадам Гютине, Жорж Беккер, Санкт Петербург 1898», а орден он получил в 1902 г.

Портрет Александра Николаевича Муравьёва

Муравьёв Александр Николаевич (1792-1863) — декабрист, впоследствии Нижегородский губернатор, генерал-лейтенант и сенатор. Начал службу колонновожатым по квартирмейстерской части. Участник Отечественной войны 1812 (в том числе Бородинского сражения) и заграничных походов 1813-1814. С 1816 — полковник гвардейского Генерального штаба. Член многочисленных масонских лож. Один из основателей Союза спасения и Союза благоденствия. В 1818 г. женился, в следующем году вышел в отставку и отказался от участия в тайной организации, но сразу после восстания 1825 был арестован и осужден на шесть лет каторги, которая была заменена ссылкой в Якутске, затем в Верхоянске (при этом не был лишен чинов и званий). Вслед за ним в Сибирь последовала семья – жена П.М. Муравьёва (1788–35). С 1828 — городничий. В 1832-1834 — председатель Тобольского губернского правления с исполнением должности губернатора. Боролся против коррупции и взяточничества местных чиновников. Удалён из Тобольска из-за конфликта с генерал-губернатором Западной Сибири И.А. Вельяминовым. Продолжил службу в Европейской России: председатель Вятской палаты уголовного суда (1834), председатель Таврической палаты уголовного суда (1835), архангельский гражданский губернатор (1837). С июня 1839 в отставке из-за конфликта с МВД и III Отделением по поводу дела о крестьянских волнениях в Ижемской волости. В связи с делом о крестьянских волнениях в Ижемской волости уволен от должности без прошения с запрещением жить в этой губернии. Восстановлен на службе и причислен к МВД (1843), член Совета министра (1846), действительный статский советник (1848). В 1851 вернулся полковником в Генеральный штаб. С 1855 — генерал-майор. 1855-1861 — гражданский губернатор в Нижнем Новгороде. Причисленный к министерству внутренних дел, Муравьёв в 1854 г. вступил вновь на службу и в следующем году назначен начальником штаба 2-го пехотного корпуса, с производством в генерал-майоры. Участник Крымской войны, генерал-майор (1855), нижегородский военный губернатор (1856). Активнейший участник подготовки освобождения крестьян, автор проекта крестьянской реформы (Противник крепостного права и сторонник освобождения крестьян с землёй). Поддерживал преобразования Александра II, особенно в области судопроизводства. Сенатор (1861). С 1861—генерал-лейтенант; в этом же году вышел в отставку.

Портрет написан по видимому в связи с получением нового мундира, введённого для чинов гвардейского Генерального штаба (май 1817 г.). Изображён в мундире полковника гвардейского Генерального штаба с орденами Св. Анны 2-й степени (1814), прусским «Роur lе merite», серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года», крестом ордена Св. Владимира 4-й степени (с бантом), австрийским орденом Леопольда 3-й степени (1814), баварским орденом Максимилиана-Иосифа (1814) и Кульмским крестом.

В Русском музее есть ещё один портрет Муравьёва (незаконченный в расстёгнутом мундире).
Художник Тулов Ф.А..
Холст, масло. 69Х59 см.

Портрет князя Владимира Андреевича Долгорукова

Князь Владимир Андреевич Долгоруков (1810 – 1891) – военный и государственный деятель, генерал-адъютант, генерал от кавалерии, московский генерал-губернатор (1865 — 1891), почётный гражданин Москвы (1875). Младший сын статского советника князя Андрея Николаевича Долгорукова (1772 – 1834(43?) и Елизаветы Николаевны, урождённой Салтыковой (1777 – 1855). Женат на Варваре Васильевне, урождённой княжне Долгоруковой (1816 – 1866). Скончался в Париже, похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

На год написания портрета Долгоруков был членом Государственного Совета, членом Военного Совета и Председателем Попечительского совета заведений общественного призрения в Москве и Попечителем Московской практической Академии наук. Числился в Лейб-гвардии Конном полку, в полковом мундире которого и изображён.

Был обласкан Двором. Имел много наград, часть из которых отражена на этом портрете.

Александр Горлунов

 

Награды на портретах. Часть 2

__________________

Обсудить материал >>>