Под закат 1988 года, КПСС вдохновлённая бунтарскими настроениями снизу и разговорами о полной вседозволенности сверху под управлением генсека-реформатора внесла инициативу в действующий с 1977 года основной закон СССР в части изменений системы выборов в органы государственной власти. По всей видимости, авторы этих новелл и думать не могли, что обычные фасадные преобразования возымеют столь разрушительные последствия для всенародного государственного устройства.
О небольшом аспекте сокрушительной катастрофы, без капли иронии
Если бы история имела сослагательное наклонение, большинство из тех, кто был причастен к этим изменениям, в один голос заявили бы, что ничего плохого не замышляли, а просто хотели, как это сейчас принято говорить, быть в тренде, при этом не следовать дальше, чисто внешних преобразований и не покушаться на святая святых — целостность государства, свободных рабочих и крестьян. Никто бы и шага не сделал по пути нарекания депутатов именем — народные, а созывы — съездами, если бы могли предугадать, что избранники так быстро разломают то, чем им дали на время поуправлять.
Но история – наука, которая в отличие от других точных, всегда сильна задним умом, строит свои выводы и законы уже по следам прошедших событий, когда невозможно вмешаться и ничего исправить. Правда, это не мешает историкам говорить о том, что они предупреждали, что все именно так и будет. Никто никого не предупреждал, а может просто никто этого не услышал, но случилось то, что случилось. О чём я лично не жалею, но вспоминаю с ностальгией.
Как любое историческое событие это привлекло внимание фалеристов, специализирующихся, в частности, на знаках органов высшей государственной власти. Подумать только, какой объём счастья свалился на фалеристов, когда монетному двору, для тех кому повезло больше, местным мастерским и артелям, для тех кому повезло меньше, пришлось выпустить знаки, где вместо названия органа государственной власти впредь красовалась гордая надпись: Народный депутат.
Как я уже отметил выше, эти изменения в нарушение ожиданий тех, кто это все затеял, были не единственными, а имели куда более серьёзные последствия для страны, но именно они фалеристам дали повод для более глобального разорения.
Эти изменения нашли своё отражение в знаках представителей верховной власти почти всех уровней и делений. Рассмотрим, что же пришлось докупать фалеристам интересующимся знаками представителей высшей государственной власти СССР и союзных республик в результате этой безобидной, на первый взгляд, реформы.
Для народных депутатов СССР и большинства народных депутатов союзных республик были выпущены знаки внешне похожие на знаки предыдущего 11-го созыва, но уже с надписью «народный депутат». Исключение составили: Литовская ССР, Молдавская ССР, которые для своих избранников выпустили знаки, где расцветки флагов были уже не флагами социалистических республик, а флагами, которые символизировали суверенность этих стран.
При этом народные депутаты Азербайджанской ССР и Латвийской ССР вообще не имели знаков 12-го созыва, за что им благодарны ни столько сами фалеристы, сколько их семьи.
Отдельная ситуация была по Эстонской ССР, где был выпущен знак, по которому возник спор между теми фалеристами, которые считали данный знак, относящимся к 12-му созыву и теми, кто считал его не официальным. Победила дружба. Те, кто считал, что знак относится к 12-му созыву, дополнили им свою коллекцию, те, кто нет, стали иронизировать в адрес инакомыслящих.
Стоит отметить особенность в знаках народных депутатов Украинской ССР, которые в 12 созыве имели по два знака ( винтовой и с заколкой) на фоне флага Украинской ССР, а также позже выданный знак на фоне флага суверенной Украины. И что характерно для Украины ещё на протяжении какого-то времени созывы имели двойную форму нумерации, то есть XII созыв имел также в качестве очерёдности созывов номер 1, XIII созыв, соответственно, ещё номер 2 и так до XIV созыва.
Ну и на последок, чтобы отвлечь читателя от грустных мыслей о том, как эти знаки дороги, и каким бременем они легли на скромные бюджеты несчастных семей фалеристов, предлагаю насладиться фотографиями описанных знаков и получить от этого удовольствие, так как эти знаки, как бы они не стоили дорого, настолько красивы, что того стоят.
СССР
- Верховный совет СССР
- Народный депутат СССР
РСФСР
- Верховный совет РСФСР
- Народный депутат РСФСР
Украинская ССР
- Верховный Совет Украинской ССР
- Народный депутат Украинской ССР
Белорусская ССР
- Верховный совет БССР
- Народный депутат БССР
Узбекская ССР
- Верховный совет Узбекской ССР
- Народный депутат Узбекской ССР
Казахская ССР
- Верховный совет Казахской ССР
- Народный депутат Казахской ССР
Грузинская ССР
- Верховный совет Грузинской ССР
- Народный депутат Грузинской ССР
Азербайджанская ССР
- Верховный совет Азербайджанской ССР
- Народный депутат Азербайджанской ССР
Литовская ССР
- Верховный совет Литовской ССР
- Народный депутат Литовской ССР
Молдавская ССР
- Верховный совет Молдавской ССР
- Народный депутат Молдавской ССР
Латвийская ССР
- Верховный совет Латвийской ССР
- Народный депутат Латвийской ССР
Киргизская ССР
- Верховный совет Киргизской ССР
- Народный депутат Киргизской ССР
Таджикская ССР
- Верховный совет Таджикской ССР
- Народный депутат Таджикской ССР
Армянская ССР
- Верховный совет Армянской ССР
- Народный депутат Армянской ССР
Туркменская ССР
- Верховный совет Таджикской ССР
- Народный депутат Таджикской ССР
Эстонская ССР
- Верховный совет Эстонской ССР
- Народный депутат Эстонской ССР
Александр Миронович Карафелов
Выставка к 150-летию Г.В. Чичерина и 100-летию образования СССР
__________________