Сегодня говорим о Музее железных дорог России, который находится в Санкт-Петербурге, и который мы приняли решение увидеть, как не удивительно, после посещения Третьяковской галереи в Москве. Почему именно после Третьяковки, а, например, не после любимого нами Музея техники Вадима Задорожного? Наверное увидели отличный повод побывать там, где пока не успели, а к Задорожному нам просто ближе добираться. Расскажем более или менее по порядку — впечатлений масса. А также хочется приехать ещё раз.
В Третьяковской галерее недавно проходила выставка работ известного художника Виктора Попкова. Эта выставка стала по настрящему незабываемой, получившей много тёплых слов благодарности. Работы Виктора Попкова регулярно участвуют в разных выставочных проектах всевозможных музеев, но объединёнными общей кураторской волей в серьёзном количестве в один проект встретились только в Третьяковке.
Вспомним одну картину, которая не обойдена вниманием, как произведение современного на тот момент искусства, а теперь как исторический документ, показывающий прошедшую эпоху. Что подразумеваем под «эпохой»? Не только время существования советского строя, но и время существования особых отношений между людьми. А главное, при фиксации в искусстве или воспоминаниях, отношений пусть несколько придуманных, идеальных, но трогательных и завидных. Сейчас многое просто сложно представить, так далеко мы ушли от тех людей, которые фиксировали жизнь именно в то время, а также были изображены, в частности на картине Виктора Попкова «Весна в депо».
Картина «Весна в депо» 1958 года, относящаяся к циклу «Транспорт», написана в первые годы после окончания художником института. Общее настроение автора ещё не изменилось, а юные восторги от первых успехов, давали себя знать в этот период творчества. Да и ещё не окончившееся так называемое сталинское время давало чёткое направление его творчеству. Хорошо это или плохо? Всё же думается, хорошо и для автора, и для нас, зрителей. Попков получил отличную школу, выполнил замечательные работы, которые на сегодняшний день являются практически эталонными и постоянно появляющимися на выставках. Кстати, в шестидесятые годы увлёкшись так называемым «суровым стилем» он и в нём преуспел.

Но вернёмся к «Весне в депо». Главные действующие лица: весна, молодая парочка, деревце и, конечно, паровоз! То, что весна время года, время расцвета, состояния души и отношений понятно без объяснения и видеть это всё приятно. Ну в паровоз? А паровоз — это просто мечта, а также фон и украшение всей картины.
И, что важно, паровоз не может быть частным, как личный автомобиль — паровоз всегда для всех, он командный, он в составе, а это уже часть характера русского народа, где основная часть мужчин работала артелью. Наверное, подсознательно это осталось, пожтому и игрушечные железные дороги больше нравятся мальчишкам, а особенно их папам. Да, конечно, и девочкам тоже нравятся. А вот мамам нет.
Конечно, паровоз Попкова направил и наши мысли из Третьяковки в так называемый «Музей паровозов» в Санкт-Петербурге, чтобы увидеть железно-дорожную технику и понастальгировать. Да, друзья мои, авторы этого материала, как им самим и не удивительно, застали время, когда паровозы ещё трудились на благо страны. Обратите внимание, что мы понимаем, что и словосочетание «на благо страны» давно стало идеальным и забытым. Но сегодня мы не об этом и даже не о крупном и любимом художнике Викторе Попкове.
Что представлял собой этот паровоз на момент написания картины? Коротко говоря — это просто серьёзное достижение советского паровозостроения и вещь очень модная, если можно так сказать, и привлекающая внимание современников, а теперь и наше.
Как сказано выше, чтобы увидеть этот паровоз мы отправились в Санкт-Петербург в Музей железных дорог России. Для одного из материалов мы посетили Железнодорожное депо «Подмосковная» с музейно-производственным комплексом. А теперь Питер. А это уже не только совсем другое впечатление и осуществлённое давнее желание побывать и всё увидеть самим.


Среди отечественных пассажирских паровозов паровоз серии П36 можно назвать одним из лучших, ну и точно последним. Паровозы П36 изобиловали техническими новшествами, а также выкрашивались в зелёный цвет (исключение были несколько синих паровозов фирменных поездов), что выделяло их на фоне массы чёрных грузовых паровозов, бывших после Великой Отечественной войны основой железнодорожного транспорта СССР. Колёса традиционно были красными как и у всех других паровозов.

Пробе́гали эти паровозов по стране так мало, что даже не выработали свой срок, хотя успели потрудиться в 1970-е годы.
Разрабатывались паровозы серии П36 на основе технических условий, выработанных ВНИИЖТ, а изготовление начато в 1947 году на Коломенском паровозостроительном заводе. Опытный образец П36-0001 собран в 1950 году. Планы на этот паровоз в стране были столь серьёзные, что даже сквозную нумерацию для каждого паровоза сделали четырёхзначной. Руководство проектом осуществлял Л.С. Лебедянский, главный инженер завода, который до этого создал знаменитый грузовой магистральный паровоз «Л» (паровоз назвали в честь конструктора). Так что послевоенное паровозостроение и заслуга в восстановлении и развитии страны прочно связаны с Львом Сергеевичем Лебедянским и его огнедышащими детищами.
Под руководством или при непосредственном участии Л.С. Лебедянского был созданы ряд советских паровозов ФД (1П, 1931 г.), ИС (2П, 1932 г.), 5П (проект, 1934 г.), 9П (1935 г.), ЭР, 2-3-2К (П12, 1937 г.), Л (П32, 1945 г.), ОР23 (1949 г.), П34 (1948 г.), П36 (1950 г.), П38 (1954 г.), тендер-конденсатор П11 к паровозу серии СО19 (1936 г.), бустер, теплопаровоз ТП1-1 (1939 г.), тепловозы серий ТЭ50 (1958 г.), ТЭП60 (1960 г.), ТГП50 (1962 г.), газотурбовозы Г1 (1959 г.) и ГП1 (1964 г.).
В этот год 2025-й нужно вспомнить, что во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Лев Сергеевич Лебедянский был одним из руководителей работы по выпуску оборонной продукции, разработке оборудования для чёрной металлургии, а также по восстановлению Коломенского завода. А в 1944 году на Коломенском паровозостроительном заводе под руководством Лебедянского началось проектирование нового грузового паровоза с осевой формулой 1-5-0. Первоначально этой серии паровозов была присвоена серия П («Победа»), однако постановлением СМ СССР от 14 января 1947 года название серии было заменено с П на Л, в честь Лебедянского. Эти паровозы стали известны под прозвищем «Лебедянка». Сегодня «Лебедянок» сохранилось много и они на разных станциях страны готовы приступить к работе в любой момент.
А теперь просто просто прогуляемся по экспозиции и посмотрим на железнодорожную технику.
- Пассажирский паровоз С.68. Построен Невский судостроительным и механическим заводом в 1917 году. Такие паровозы работали до начала 60-х годов.
- Пассажирский паровоз ИС (Иосиф Сталин, с 1962 года — ФДп — пассажирская разновидность ФД (Феликс Дзержинский). Советский магистральный пассажирский паровоз типа 1-4-2
Тепловоз повышенной надёжности ДМ62-1731


Боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 «Мо́лодец» (РТ-23 УТТХ) советского производства (имел условное обозначение «поезд номер ноль»).
Ракетный комплекс дополнялся тепловозом повышенной надёжности ДМ62-1731, маркированным как М62.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи. Все разговоры об устаревании, отсутствии незаметности и т.п. не выдерживают критики со стороны специалистов. Популистские действия по уничтожению комплекса привели к ослаблению обороноспособности страны. Виновные в уничтожении ракетных комплексов 15П961 до сих пор не понесли заслуженного наказания. Вы верите, что это сделано просто по глупости, а не с намерениями?


Пушка на платформе — ТМ-3-12 (от транспортёр морской типа 3 калибра 12 дюймов), 305-мм железнодорожное артиллерийское орудие образца 1938 года — сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария»
Танк-паровоз Ь-2023 (читается: «ерь 2023»)

Паровоз серии ТТ (№ 1770)
Маневровый паровоз 9П (№15387). Выпускался до 1957





Грузовой паровоз ТЭ 6769

Паровоз серии Е (1915-1918, 1943-1947). Эти паровозы выпускались США и Канадой. Индекс «А» — американский. Паровозы поступали в СССР по ленд-лизу


Паровоз СО (Серго Орджоникидзе), советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0



- Электропоезд ЭР10-002. ЭР10-002 — один из шести четырёхвагонных электропоездов серии ЭР10, которые выпускались в 1960–1961 годах на Рижском вагоностроительном заводе и Тверском вагоностроительном заводе.
- ДР1 (Дизель-поезд Рижский, 1-й тип) — серия советских дизель-поездов Рижского вагоностроительного завода. Дизель-поезд ДР1 базовой модели является первым серийным дизель-поездом, созданным в СССР.
Дизель-поезд Д1-719-3 построен на заводе Локомотиво- и машиностроительный завод MÁVAG Венгерская народная республика Будапешт в 1984 году.
Автомотриса АВ АМ МОТ-758, производства Румынии.
- Электровоз промышленный двухосный ГЭТ № 4.
- Маневровый тепловоз ТГэ-016 построен на заводе Jenbacher Werke AG Австрия Енбах в 1984 году.
- Маневровый тепловоз ТЭ5-20-032, Завод-изготовитель: Машиностроительный завод № 183 / Моторный завод № 75 СССР Харьков, построен в 1948 году.
Магистральный тепловоз ТЭ2-414, завод-изготовитель: Машиностроительный завод № 183 / Моторный завод №75 СССР Харьков, построен в 1954 году. - Магистральный электровоз Ссм-14, завод-изготовитель: Коломенский паровозостроительный завод СССР Коломна, построен в 1933 года.
- Пассажирский тепловоз ТЭП80-0002, производства Коломенского тепловозостроительного завода имени В.В. Куйбышева в 1990 году. Установил рекорд скорости в 271 км/ч.
- Тепловоз ТЭ1-20-135 построен на Машиностроительном заводе № 183 / Моторный завод № 75 СССР Харьков в 1949 году.
- Магистральный тепловоз ТЭП10-163 «Стрела».
Маневровый тепловоз ТЭ5-20-032, Завод-изготовитель: Машиностроительный завод №183 / Моторный завод №75 СССР Харьков, построен в 1948 году.
Магистральный тепловоз ТЭ2-414, завод-изготовитель: Машиностроительный завод № 183 / Моторный завод №75 СССР Харьков, построен в 1954 году. - Магистральный электровоз ЧС2-023.
Магистральный электровоз ВЛ23-001.
Магистральный электровоз ЧС4-012.

- Магистральный электровоз ВЛ23-001.
Магистральный электровоз ЧС4-012. - Магистральный электровоз ЧС4-012.
- Маневровый тепловоз ТЭ5-20-032, Завод-изготовитель: Машиностроительный завод №183 / Моторный завод №75 СССР Харьков, построен в 1948 году.
Магистральный тепловоз ТЭ2-414, завод-изготовитель: Машиностроительный завод № 183 / Моторный завод №75 СССР Харьков, построен в 1954 году. - Магистральный тепловоз ТЭП70-0007, завод-изготовитель: Коломенский тепловозостроительный завод СССР Коломна, построен в 1977 году.
Магистральный тепловоз ТЭП10-163 «Стрела», завод-изготовитель: Харьковский завод транспортного машиностроения СССР Харьков, построен в 1965 году.
- Скоростной электропоезд ЭР200-1. Построен Рижским вагоностроительным заводом в 1973 году. Эксплуатировался на линии Ленинград — Москва с 1984 по 2008 год
- Скоростной электропоезд «Сокол-250». Опытный электропоезд построен ОАО Судостроительная фирма «Алмаз» и Тихвинским заводом транспортного машиностроения «Титран» с участием предприятий оборонного комплекса в 1999-2000 годах. Всего выпущен один состав, который в регулярную эксплуатацию не поступил

Обратите внимание какие замечательные фигуры подготовлены для музея. Они и дополняют экспозицию, показывая, как человек вписывается и выглядит в окружении железнодорожной техники, но при этом они не мешают и не отвлекают. Респект скульптору и автору экспозиции.
Ну и в заключение уточнение, что наш журнал не сотрудничает с Музеем железных дорог России. К нашему сожалению, конечно. Если бы были какие-то контакты, то, возможно, мы смогли бы сделать для вас фотографии не только внешнего вида локомотивов и вагонов, но и показать их изнутри.
Так что, ребята, вас ждёт Музей железных дорог в Санкт-Петербурге, станция «Подмосковная» под Москвой и Третьяковская галерея в Москве.
И, конечно, не забываем журнал «Коллекция» на просторах Интернета.
С уважением Андрей Лобанов Алексей Сидельников
Музей железных дорог России
Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4, корпус 2
Рядом с Балтийским вокзалом. 300 метров от м. «Балтийская».
Автобусы: 10, 67Б, 65, 43, 67, 71, 833А, 833, 844Т, 888.
Троллейбусы 3 и 8.
Для автомобилистов доступна парковка в Гатчинском дворе
Купить билет в Музей паровозов в Петербурге
__________________