Новый год настаёт. Надежда окрыляет. Вернее, надежда раньше окрыляла. Теперь пришло осознание того, что в Новом году лучше не будет. Это не социология или логика. Это — ощущение.
Говоря о коллекционировании — в масштабах страны не самом большом количестве задействованных лиц, — видим мощный отток заинтересованных, даже по сравнению со временем десятью годами ранее.
Чтобы вы не говорили, что материал упаднический, не внушающий ничего светлого в новом году, украсим текст фотографиями зимнего русского города, чтобы не было грустно.
Как в любой области знания, а коллекционирование — это всё же область определённого знания, навыков и стремления, отметим, что отсутствие молодых кадров показывает серьёзное ухудшение ситуации. Это вызвано многими причинами.
Со своей стороны предположим, что одной из причин кризиса является не коммерциализация, всегда присущая любому виду коллекционирования, а, как ни странно, мощное развитие интернет-ресурсов. Казалось бы, электронное общение позволило наладить контакты между огромным числом людей, дало возможность обмениваться информацией… Но обмениваться информацией — это не всегда делиться информацией. Также и делиться информацией надо уметь: нужны не только твёрдые знания, но и такт. Как в любом обучении нужна поколенческая связь между старыми и новыми коллекционерами (это не только возрастной показатель, но и время в теме). «Распалась связь времён», как сказал Гамлет. Обратите внимание, что точно такая же тенденция в системе образования: Интернет убирает контакт учителя с учеником, что приводит к тому, что ученик не перенимает важную часть информации, а получает знания на предопределённом системой уровне. Также и коллекционеры не видят и не перенимают восторга от коллекционного материала и знаний о них, они не учатся систематизации, глубокому разбору материала, не умеют анализировать полученные результаты. Конечно, не всем это нужно. Можно просто радоваться добавлению новых предметов в общую кладовую. Но Интернет превращает некоторых коллекционеров в коллекционеров-торгашей — пустых перекупщиков, да и то далеко не лучшего порядка. Конечно, ещё можно встретить так называемых «дилеров» — людей, которые умеют находить коллекционный материал и знают кому его можно продать. Среди них есть люди, обладающие значительными знаниями. Но и ряды этих людей начинают слабеть, что видно по оставшимся продавцам с обширными познаниями и хорошим материалом, выделяющимися на фоне разного второсортного дорогого хлама. Поэтому важность живого общения исключительна. В любом виде коллекционирования необходимо тактильное знакомство с материалом.
Прогноз цен на антиквариат на 2024 год, кстати, будет не самый грустный. Цены поднимаются, в т.ч. этому способствует нестабильный курс основных мировых валют, который многих подталкивает покупать предметы антиквариата, соревнуясь друг с другом. Но в 2023 году уже цены начали расти, а также появились новые объединения продавцов антиквариата.
Вот одна из последних новостей. Недавно организован Московский аукционный дом. Пока трудно сказать, что получится из этого начинания, но участие грамотных людей среди учредителей, вселяет надежду, что они знают о существовании определённого количества коллекционеров которым может быть интересно приобретение коллекционных предметов. Видите, тут всё же надежда, что покупатели будут и среди коллекционеров. Но, если всё сложится хорошо, будет ли это предприятие влиять на молодёжь с позиции вовлечения в распространение знаний, а не только торгов? Один из учредителей точно будет, потому что и раньше это делал.
Всё чаще мы сталкиваемся с интернет-выставками. Им стали заниматься многие музеи. Собираются выдержки из каталогов, добавляются изображения, которые нельзя посторонним использовать без разрешения музеев, создаётся шаблон и… выставка готова. Возможно для отдалённых мест это и выставка. Но может быть хотя бы отдалённая польза от этого? Может. Но совершенно небольшая: люди не воспринимают это событием. Ведь как не придумывай, но всё это просто сидение перед экраном, а не знакомство с музейными предметами лично, не встреча с куратором или экскурсоводом, нет ощущения нахождения в музейных стенах. Экран — пошаговая, поочерёдная подача информации, создание (для современного поколения, скорее укрепление) клипового ущербного мышления. Пусть это статические картинки или 3D и видео. Нет ощущения объёма, единения предметов, общей идеи куратора. Для коллекционеров поясним, что куратор — это тот же коллекционер, но на конкретный проект, а кто такой коллекционер знаете сами, или можно узнать из наших материалов. Куратор — сердце и мозг выставки. Отсюда и его важность. Также посещение интернет-выставки (не важно как её называют) не даёт единения с тем, с кем бы вы могли туда пойти вместе. И что в итоге? В итоге ощущение оказывается не полным, не правильным. А если приучать к компьютерным выставкам детей, то что из них вырастет? Точно знаем, что попытки передачи информации «клиповыми» знатоками не приводит ни к чему кроме расстройства: очень много гонора при отсутствии широкого взгляда, навыка обобщения и полного неумения поделиться информацией о коллекции или каком-либо предмете.
Почему вспомнили про выставки? Потому что «Коллекционер — это первая ячейка музея, коллекционеры — актив музея. Это «кровеносная система», связывающая государственное хранилище с жизнью», как верно заметил Ираклий Андроников. Интернет удобен для приобретения, просмотра каталогов и новостей. Но делать из него основного учителя — это явная ошибка.
Вы представляете сколько в Интернете рождается проектов, посвящённых коллекционированию? А можете сказать сколько из них прекращает свою деятельность в течение пяти лет? А одного года? А шести месяцев? А как часто обновляется и сверяется информация на таких ресурсах? Но можно поставить вопросы иначе. Сколько посетителей у таких коллекционерских ресурсов? Как себя чувствуют создатели таких ресурсов, когда видят, что они не нужны так, как блогеры с миллионными просмотрами, гонорарами и господдержкой?
Как не хотелось бы обойти постоянный вопрос, но он возникает снова: нужны ли сегодня коллекционеры государству? Не в смысле организовать заседание, придумать должности и возглавить, имея возможность «руководить», а в смысле увидеть сверхзадачу и приложить силы для её воплощения. Нельзя назначить коллекционером, как нельзя назначить бакалавром, магистром, просто отличником учёбы. Нельзя также завезти коллекционеров-гастарбайтеров, чтобы они повышали общий уровень хотя бы номинально, на графиках. Опять же нет надежды, что участие государства сдвинет эту тяжёлую задачу с мёртвой точки, а не погребёт в массе отчётов и бодрых реляций, типа «нами наколлекционировано картин на общую сумму такую-то», «досрочно в кляссеры убрано почтовых марок столько-то», «оказана финансовая поддержка коллекционерам слаборазвитых стран», «коллекционерам из тёплых краёв передано коллекционного материала в таком-то объёме»… Хотя в это верится. И, конечно, всем передовикам-коллекционерам — почётные грамоты, которые тоже являются предметом коллекционирования.
Задача простая: с детства прививать интерес к учёбе, собиранию знаний, анализу, пониманию истории, взаимосвязи времён. Первые годы СССР были труднейшими: задачей было сохранить государство, победить безработицу, пристроить беспризорников и т.д. Но была общегосударственная цель. И сделана ставка на людей, которых всеми силами старались развивать и образовывать. Позже было множество людей с детства приученных к созданию коллекций, а, соответственно, к поиску информации о предметах своих коллекций и её сохранению и распространению. И во многом это было заслугой государства. Не утверждаем, что в дореволюционной России или в СССР была масса коллекционеров. В царское время коллекционеров были единицы, а в СССР — это были сотни тысяч. Это нужно возродить.
Что ещё можно вспомнить о коллекционировании? Коллекционирование было частью нашей культуры. Но коллекционирование, как и многие другие вещи, развивалось не на пустом месте, а при поддержке государства. А поддержка оказывалась, когда государство видело куда направить силы, какая цель впереди, в чём суть. Требуется, если можно так выразиться, доктрина относительно коллекционирования и коллекционеров. Не всё у них получается самостоятельно, т.к. приводит быстрее к разрушению: коллекционерские объединения закрываются, делятся, мельчают, затухают, слабеют, пропадают. А потом возрастает возможность, что у коллекционера пропадёт интерес к его деятельности в принципе. Конечно, это не значит, что он пойдёт с битой в переход разминаться, или, помогая идиотам, начнёт разрисовывать стены и заборы каракулями. Но он исчезнет как коллекционная единица. В идеале, когда он перекинет силы на новую сверхзадачу, например, не коллекционер, а начнёт оказывать кому-то помощь. и т.п. Но мы о коллекционировании, как о части культуры. Так вот в любом случае гибель части культуры имеет только отрицательное значение.
Любопытно, что коллекция накладывает на коллекционера свой отпечаток: у него определяется мировоззренческий вектор. Коллекционер начинает оценивать мир через направление коллекционирования. Например, коллекционер наград не может смотреть фильм или картину без постоянной критики ошибок в показанных наградах и их размещении. Также и коллекционер униформы сразу обратит внимание на недочёты. общение с коллекционерами картин подтверждает эту же мысль, что и они чётко оценивают где что и когда написано, размещено, указано или экспонировалось. Коллекционеры автомашин, где только их не увидят, оценивают по тому, как выглядела подобная модель сходя с конвейера. И не дай бог где-то что-то выглядит не так!
Сегодня коллекционеров, как ни печально, если не единицы, то сотни, а это ничтожно мало. Не говорит ли ситуация о возвращении к старым проблемам, на фоне внешнего благополучия? Простите, но никак не верится в улучшение ситуации. О каком виде коллекционирования говорим? Да практически о любом. Стариков всё меньше, среднее поколение — мужает и тяжелеет, а новичков — днём с огнём. Сегодня каждое молодое лицо в коллекционном сообществе — это радость и событие. А может быть на количество коллекционеров всё же влияет образование, школа? Может быть нужна модель будущего, которая поможет формировать настоящее и создать мечту, в т.ч. коллекционного плана, ведь коллекционирование — это и саморазвитие. И, обязательно, нужно повышать всеобщий образовательный уровень, строить планы на десятилетия и не забывать про здравый смысл.
Основываясь на развитии общества за последние десятилетия, можно ли говорить о появлении коллекционера-потребителя, основной задачей которого является удовлетворение личных потребностей только лишь в увеличении коллекции? А может коллекционеры всегда были потребителями и это нормально? Подумаем над этим.
Добавим слово «культура». Даже с большой буквы можно: Культура. Ведь предмет искусства в коллекции — это предмет восторженного созерцания и изучения. Нужно образование, жажда знаний, время, деньги и много ещё чего, разного, если это не болезненный фетиш.
Так вот, коллекционирование — это культура и она изменяется, живёт, петляет неведомыми тропами. Может быть культура в стадии перехода в другие форматы становится менее зрима для консервативных кругов, но это не значит, что она умирает. Желание человека собрать и сохранить что-то, что ему мило, было и будет всегда. Но вот тактильно ощущать предмет — это может быть уже не обязательным для развития на начальном этапе, да и в конечном счёте не так важно с учётом судеб коллекций.
Всем известна проблема с передачей коллекций по наследству. Может быть старые артефакты, пылящиеся в закромах, мини-музеи человеческих следов на нашей бренной земле, приобретают большую ценность и круг их собирателей неизбежно сужается. Меняется и формат коллекционирования, переходит в форму бизнеса или отмирает как неподъёмное хобби. Но исчезнуть, как форма сохранения чего-то близкого, увлечения, греющего душу, культура и коллекционирование, как её неотъемлемая часть, не может. Кризис культуры рождает и кризис увлечений. Это пройдёт, ибо без культуры человечество немыслимо.
Обратите внимание, что на улицах появились русские Деды Морозы.
Ну и в заключение. Хочется вас всех поздравить с наступающим Новым годом. Для коллекционеров важно прибавление коллекционного материала в их коллекциях. Но также важно и участие в мероприятиях: выставки, встречи, обмен опытом и знаниями.
Так что, с Наступающим! Копим силы, пополняем коллекции. Мир спасёт любовь к прошлым и будущим поколениям, а это — ваша специализация.
Всем радости и здоровья!
Ребята! Чувствуете надежду на лучшее в новом году? Или коллекционирование — это для избранных стариков, как джаз для толстых? Так, по-честному, между нами.
Алексей Сидельников Вадим Поляк Фото Андрей Лобанов (Московская прогулка 16 ноября 2023)
P.s. А теперь, вам подарок от нашего фотографа Андрея Лобанова, фоторепортаж о зимней Москве. Надеемся, что вам понравится.
Зимняя Москва Андрея Лобанова
_________________