С новым годом!

Новый год коллекционеру

in О коллекционировании 3499 views

Новый год настаёт. Надежда окры­ляет. Вернее, надежда раньше окры­ляла. Теперь приш­ло осознание того, что в Новом году лучше не будет. Это не социо­логия или логика. Это — ощущение.

Говоря о коллекционировании — в масштабах страны не самом большом количестве задей­ст­вованных лиц, — видим мощный отток заин­тере­сован­ных, даже по сравнению со временем десятью годами ранее.

Чтобы вы не говорили, что материал упаднический, не внушающий ничего светлого в новом году, украсим текст фотографиями зимнего русского города, чтобы не было грустно.

Как в любой области знания, а коллек­циониро­вание — это всё же область определённого знания, навыков и стремления, отметим, что отсутствие молодых кадров показывает серьёзное ухудшение ситуации. Это вызвано многими причинами.

Со своей стороны предположим, что одной из причин кризиса является не ком­мерциали­зация, всегда присущая любому виду кол­лекцио­нирова­ния, а, как ни странно, мощное развитие интернет-ресурсов. Казалось бы, электронное общение позволило наладить контакты между огромным числом людей, дало возможность обмениваться инфор­мацией… Но обмениваться информацией — это не всегда делиться информацией. Также и делиться информацией надо уметь: нужны не только твёрдые знания, но и такт. Как в любом обучении нужна поколенческая связь между старыми и новыми кол­лек­ционе­рами (это не только возрастной показатель, но и время в теме). «Распалась связь времён», как сказал Гамлет. Обратите внимание, что точно такая же тенденция в системе образования: Интернет убирает контакт учителя с учеником, что приводит к тому, что ученик не перенимает важную часть информации, а получает знания на пред­определённом системой уровне. Также и коллекционеры не видят и не перенимают восторга от кол­лекцион­ного материала и знаний о них, они не учатся систе­матизации, глубокому разбору материала, не умеют анализировать полученные результаты. Конечно, не всем это нужно. Можно просто радоваться добавлению новых предметов в общую кладовую. Но Интернет превращает некоторых кол­лекцио­неров в кол­­лекцио­не­ров-торга­шей — пустых перекупщиков, да и то далеко не лучшего порядка. Конечно, ещё можно встретить так называемых «дилеров» — людей, которые умеют находить кол­лекцион­ный материал и знают кому его можно продать. Среди них есть люди, обладающие значительными знаниями. Но и ряды этих людей начинают слабеть, что видно по оставшимся продавцам с обширными познаниями и хорошим материалом, выделяющимися на фоне разного второ­сортного дорогого хлама. Поэтому важность живого общения исключительна. В любом виде коллек­ционирова­ния необходимо тактильное знакомство с материалом.

Прогноз цен на антиквариат на 2024 год, кстати, будет не самый грустный. Цены поднимаются, в т.ч. этому способствует нестабильный курс основных мировых валют, который многих подталкивает покупать предметы антиквариата, соревнуясь друг с другом. Но в 2023 году уже цены начали расти, а также появились новые объединения продавцов антиквариата.

Вот одна из последних новостей. Недавно организован Московский аукционный дом. Пока трудно сказать, что получится из этого начинания, но участие грамотных людей среди учре­дителей, вселяет надежду, что они знают о существовании определённого количества кол­лекцио­неров которым может быть интересно приобре­тение кол­лекцион­ных предметов. Видите, тут всё же надежда, что покупатели будут и среди кол­лекцио­неров. Но, если всё сложится хорошо, будет ли это предприятие влиять на молодёжь с позиции вовлечения в распро­странение знаний, а не только торгов? Один из учредителей точно будет, потому что и раньше это делал.

Всё чаще мы сталкиваемся с интернет-выставками. Им стали заниматься многие музеи. Соби­раются выдержки из каталогов, добав­ляются изображения, которые нельзя посторонним использовать без разрешения музеев, создаётся шаблон и… выставка готова. Возможно для отдалённых мест это и выставка. Но может быть хотя бы отдалённая польза от этого? Может. Но совершенно небольшая: люди не воспри­нимают это событием. Ведь как не придумывай, но всё это просто сидение перед экраном, а не знакомство с музейными предметами лично, не встреча с куратором или экскурсоводом, нет ощу­щения нахождения в музейных стенах. Экран — пошаговая, поочерёдная подача информации, создание (для современного поколения, скорее укрепление) клипового ущербного мышления. Пусть это стати­чес­кие картинки или 3D и видео. Нет ощущения объёма, единения предметов, общей идеи куратора. Для кол­лекцио­неров поясним, что куратор — это тот же кол­лекционер, но на конкретный проект, а кто такой кол­лекцио­нер знаете сами, или можно узнать из наших материалов. Кура­тор — сердце и мозг выставки. Отсюда и его важность. Также посещение интер­нет-выставки (не важно как её называют) не даёт единения с тем, с кем бы вы могли туда пойти вместе. И что в итоге? В итоге ощущение оказывается не полным, не правильным. А если приучать к компью­терным выставкам детей, то что из них вырастет? Точно знаем, что попытки передачи информации «клиповыми» зна­токами не приводит ни к чему кроме расстройства: очень много гонора при отсутствии широкого взгляда, навыка обобщения и полного неумения поделиться информацией о коллекции или каком-либо предмете.

Почему вспомнили про выставки? Потому что «Кол­лекцио­нер — это первая ячейка музея, кол­­лекцио­неры — актив музея. Это «кро­веносная система», связывающая госу­дарственное хранилище с жизнью», как верно заметил Ираклий Андроников. Интер­нет удобен для приобретения, просмотра каталогов и новостей. Но делать из него основного учителя — это явная ошибка.

Вы представляете сколько в Интернете рож­дается проектов, посвящённых кол­лекцио­ниро­ванию? А можете сказать сколько из них прекращает свою дея­тель­ность в течение пяти лет? А одного года? А шести месяцев? А как часто обновляется и сверяется информация на таких ресурсах? Но можно поставить вопросы иначе. Сколько посетителей у таких кол­лек­ционер­ских ресурсов? Как себя чувствуют создатели таких ресурсов, когда видят, что они не нужны так, как блогеры с миллионными просмотрами, гонорарами и господдержкой?

Как не хотелось бы обойти постоянный вопрос, но он возникает снова: нужны ли сегодня кол­лекцио­неры государству? Не в смысле организовать заседание, придумать должности и возглавить, имея возможность «руководить», а в смысле увидеть сверхзадачу и приложить силы для её воплощения. Нельзя назначить кол­лек­ционе­ром, как нельзя назначить бакалавром, магистром, просто отличником учёбы. Нельзя также завезти кол­лекцио­неров-гас­тар­бай­теров, чтобы они повышали общий уровень хотя бы номинально, на гра­фиках. Опять же нет надежды, что участие государства сдвинет эту тяжёлую задачу с мёртвой точки, а не погребёт в массе отчётов и бодрых реляций, типа «нами на­кол­лекцио­ниро­вано картин на общую сумму такую-то», «досрочно в кляс­серы убрано почтовых марок столь­ко-то», «оказана финансовая поддержка кол­лекцио­нерам слаборазвитых стран», «кол­лекционе­рам из тёплых краёв передано кол­­лекцион­ного материала в таком-то объёме»… Хотя в это верится. И, ко­нечно, всем пере­дови­кам-кол­лек­ционе­рам — почётные грамоты, которые тоже являются предметом кол­лекцио­нирования.

Задача простая: с детства прививать интерес к учёбе, собиранию знаний, анализу, пони­манию истории, взаимосвязи времён. Первые годы СССР были труднейшими: за­дачей было сохранить государство, побе­дить безработицу, пристроить бес­призорни­ков и т.д. Но была обще­государст­венная цель. И сделана ставка на людей, которых всеми силами старались развивать и обра­зовывать. Позже было множество людей с детства приученных к созданию коллекций, а, соответственно, к поиску информации о предметах своих кол­лекций и её со­хра­нению и рас­простра­нению. И во многом это было заслугой государства. Не утверждаем, что в доре­волюцион­ной России или в СССР была масса кол­­лекцио­неров. В цар­ское время кол­лекцио­неров были единицы, а в СССР — это были сотни тысяч. Это нужно возродить.

Что ещё можно вспомнить о кол­лекцио­ниро­ва­нии? Кол­лек­цио­ниро­ва­ние было частью нашей культуры. Но кол­лекцио­ниро­вание, как и многие другие вещи, развивалось не на пустом месте, а при поддержке госу­дарства. А поддержка оказывалась, когда госу­дар­ство видело куда направить силы, какая цель впереди, в чём суть. Требуется, если можно так выразиться, доктрина относительно кол­лек­ционирова­ния и коллекционеров. Не всё у них полу­чается самостоятельно, т.к. приводит быстрее к разрушению: кол­лекционер­ские объединения закрываются, делятся, мель­чают, затухают, слабеют, пропадают. А потом возрастает возможность, что у кол­­лекцио­нера пропадёт интерес к его деятельности в принципе. Конечно, это не значит, что он пойдёт с битой в переход разминаться, или, помогая идиотам, нач­нёт разрисовывать стены и заборы каракулями. Но он исчезнет как кол­лек­ционная единица. В идеале, когда он перекинет силы на новую сверхзадачу, например, не коллекционер, а начнёт оказывать кому-то помощь. и т.п. Но мы о кол­лекцио­нирова­нии, как о части куль­туры. Так вот в любом случае гибель части культуры имеет только отрицательное значение.

Любопытно, что коллекция накладывает на кол­лекционера свой отпе­чаток: у него определяется мировоз­зренческий вектор. Коллекцио­нер начинает оценивать мир через направление кол­лек­цио­нирова­ния. Например, кол­лекцио­нер наград не может смотреть фильм или кар­тину без постоянной критики ошибок в показанных наградах и их размещении. Также и коллекционер униформы сразу обратит внимание на недочёты.  общение с кол­лекционе­­рами картин подтверждает эту же мысль, что и они чётко оценивают где что и когда написано, размещено, указано или экспонировалось. Коллекционеры авто­машин, где только их не увидят, оценивают по тому, как выглядела по­добная модель сходя с конвейера. И не дай бог где-то что-то выглядит не так!

Сегодня коллекционе­ров, как ни пе­чально, если не единицы, то сот­ни, а это ничтожно мало. Не говорит ли ситуация о возвраще­нии к старым проблемам, на фоне внешнего благополучия? Простите, но никак не верится в улучшение ситуации. О каком виде коллекциони­рования говорим? Да практически о любом. Стариков всё меньше, среднее поколение — мужает и тяжелеет, а новичков — днём с огнём. Сегодня каждое молодое лицо в кол­лекцион­ном сообществе — это радость и событие. А может быть на количество коллекционеров всё же влияет обра­зование, школа? Может быть нужна модель будущего, которая поможет формировать настоящее и создать мечту, в т.ч. кол­лекцион­ного плана, ведь кол­лек­цио­ниро­вание — это и саморазвитие. И, обязательно, нужно повышать всеобщий обра­зова­тель­ный уровень, строить планы на десятилетия и не забывать про здравый смысл.

Основываясь на развитии общест­ва за последние десятилетия, можно ли говорить о появлении кол­лекцио­нера-потре­би­теля, основной задачей ко­торого является удовлетво­рение личных потребностей только лишь в увеличении коллекции? А может коллекционеры всегда были потребителями и это нормально?  Подумаем над этим.

Добавим слово «культура». Даже с большой буквы можно: Культура. Ведь предмет искусства в коллекции — это предмет восторженного созерцания и изучения. Нужно обра­зова­ние, жажда знаний, время, деньги и много ещё чего, разного, если это не болезненный фетиш.

Так вот, кол­лекциони­ро­вание — это культура и она изменяется, живёт, петляет неве­домыми тропами. Может быть культура в стадии перехода в другие форматы становится менее зрима для кон­серватив­ных кругов, но это не значит, что она умирает. Же­лание человека собрать и со­хранить что-то, что ему мило, бы­ло и будет всегда. Но вот тактильно ощущать предмет — это может быть уже не обя­зательным для развития на начальном этапе, да и в конечном счёте не так важно с учётом судеб коллекций.

Всем известна проблема с передачей коллекций по наследству. Может быть старые артефакты, пылящиеся в закромах, мини-музеи чело­веческих следов на нашей бренной земле, приобретают большую ценность и круг их собирателей неизбежно сужается. Меняется и формат кол­лек­цио­ниро­­вания, пере­ходит в форму бизнеса или отмирает как неподъём­ное хобби. Но исчезнуть, как  форма сохра­нения чего-то близкого, увлечения, греющего душу, культура и кол­­лекцио­ниро­­вание, как её неотъемлемая часть, не может. Кризис культуры рождает и кризис увлечений. Это пройдёт, ибо без культуры человечество немыслимо.

Обратите внимание, что на улицах появились рус­ские Деды Морозы.

Андрей Лобанов 2023.12.16

Ну и в заключение. Хочется вас всех поздравить с наступающим Новым годом. Для кол­лек­ционе­ров важно при­бавле­ние кол­лек­цион­ного материала в их коллекциях. Но также важно и участие в меро­приятиях: выставки, встречи, обмен опытом и знаниями.

Так что, с Наступающим! Копим силы, пополняем коллекции. Мир спасёт любовь к прошлым и будущим поколениям, а это — ваша специализация.

Всем радости и здоровья!

Ребята! Чувствуете надежду на лучшее в новом году? Или коллекционирование — это для избранных стариков, как джаз для толстых? Так, по-честному, между нами.

Алексей Сидельников
Вадим Поляк
Фото Андрей Лобанов
(Московская прогулка 16 ноября 2023)

P.s. А теперь, вам подарок от нашего фотографа Андрея Лобанова, фоторепортаж о зимней Москве. Надеемся, что вам понравится.

Андрей Лобанов. Поздравляем с юбилеем!

Зимняя Москва Андрея Лобанова

Андрей Лобанов 2023.12.16

Андрей Лобанов 2023.12.16

Андрей Лобанов 2023.12.16

Андрей Лобанов 2023.12.16

Андрей Лобанов 2023.12.16

Андрей Лобанов 2023.12.16

Андрей Лобанов 2023.12.16

Андрей Лобанов 2023.12.16

Андрей Лобанов 2023.12.16

Андрей Лобанов 2023.12.16

Андрей Лобанов 2023.12.16

ГМИИ им. А.С. Пушкина 2024

Русский музей 2024

Музей русского импрессионизма 2024

Выставочные проекты Музеев Московского Кремля

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Коллекционирование часов

Коллекционирование часов

Какие часы кол­лек­цио­ни­руют? Цель кол­лек­цио­ни­ро­ва­ния часов? Ка­кие часы по­пулярные? Мечта кол­лек­цио­­не­ра? Под­­дел­ки
Пилотки

Коллекция пилоток

Вашему вниманию беседа с кол­лек­цио­не­ром пилоток Борисом Бурукиным. По­зна­ко­мив­шись с ним, мы
Перейти К началу страницы