Александр Савинов. Миражи

Александр Савинов. Миражи

in Новости музеев 1302 views

В октябре Музей русского импрессионизма представит персональную выставку Александра Савинова (1881–1942) – «Умиротворённого Врубеля», как называли его современники, и яркого представителя Саратовской школы живописи наряду с Виктором Борисовым-Мусатовым, Кузьмой Петровым-Водкиным и Павлом Кузнецовым. Любовь к классическому наследию Италии, тесная связь с Саратовом и Волгой сплелись в узнаваемом стиле художника – мастера масштабных картин-панно.

ВЫСТАВКА «АЛЕКСАНДР САВИНОВ. МИРАЖИ»

Поверхность работ Александра Савинова напоминает ажурное полотно, наполненное призрачными силуэтами-миражами. Характерные для мастеров Саратовской школы черты преломляются сквозь призму классического искусства, с которым художник познакомился в Италии во время пенсионерской поездки в конце 1900-х годов.

Савинов А. Автопортрет. 1902. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Савинов А. Автопортрет. 1902. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

Увлечение традицией монументальной росписи античности и Ренессанса нашло отражение в интересе Савинова к многофигурным крупноформатным картинам с проработанным рисунком и цветочными мотивами. Помимо классического наследия европейской культуры Александр Савинов был знаком с древнерусским искусством, впитал современные тенденции новой французской живописи. На их основе формируется авторский стиль, яркой иллюстрацией которого стали полотна «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице» и «В парке культуры».

  • Савинов А. Портрет Надежды Неслуховской. 1923. Частное собрание
  • Савинов А. Мальчик-итальянец. 1911. Государственный Русский музей
  • Савинов А. Портрет молодой дамы. Вторая половина 1900-х. Собрание Романа Бабичева, Москва
  • Савинов А. Портрет Лии Цитовской. 1909. Государственный Русский музей

Важная часть жизни основателя артистической династии Савиновых связана с педагогической деятельностью. За четверть века художник воспитал плеяду живописцев, таких как Давид Загоскин, Евгений Чарушин и Вячеслав Пакулин. Кроме того, мастер принимал активное участие в эвакуации экспонатов Эрмитажа в 1941 году.

На выставке будут представлены работы, характеризующие разные периоды творчества Александра Савинова: от ученических экспериментов до зрелых произведений из фондов Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева и других музеев России, а также редкие произведения из частных собраний.

Савинов А. В парке культуры. 1938–1942. Частное собрание, Санкт-Петербург
Савинов А. В парке культуры. 1938–1942. Частное собрание, Санкт-Петербург
  • Савинов А. Мальчик с собакой. Этюд. 1904–1907. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
  • Савинов А. Балкон, увитый цветами. Рим. 1910. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова
  • Савинов А. Берег Волги. 1903. Государственная Третьяковская галерея
Савинов А. Портрет Павла Ивановича Харитоненко. Середина 1910-х. Частное собрание, Санкт-Петербург
Савинов А. Портрет Павла Ивановича Харитоненко. Середина 1910-х. Частное собрание, Санкт-Петербург

Посетители впервые увидят посмертный портрет Павла Харитоненко – мецената и промышленника, по заказу которого Савинов расписывал храм-музей Спаса Всемилостивейшего в имении Натальевка под Харьковом. К выставке отреставрированы «Балкон, увитый цветами. Рим» из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств имени И. И. Машкова и «Портрет Надежды Неслуховской» из частной коллекции. Также при участии Фонда поддержки национальной премии «Гражданская инициатива» была восстановлена работа «Окно» из Курганского областного художественного музея.

Савинов А. Латинский квартал. Париж. 1907. Собрание Ирины Огановой, Санкт-Петербург
Савинов А. Латинский квартал. Париж. 1907. Собрание Ирины Огановой, Санкт-Петербург

Лучше прочувствовать настроение работ Александра Савинова помогут ароматы-состояния от инклюзивного бренда Pure Sense, созданные тремя незрячими парфюмерами. Кроме того, пространство дополнят тактильные копии картин, ставшие обязательной частью экспозиций Музея русского импрессионизма. Выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых.

Савинов А. Дети, играющие в песке. 1904. Государственная Третьяковская галерея
Савинов А. Дети, играющие в песке. 1904. Государственная Третьяковская галерея
  • Савинов А. Девушка и парус. 1906. Государственная Третьяковская галерея
  • Савинов А. Окно. 1909. Курганский областной художественный музей (после реставрации)
  • Савинов А. Женщина с филином. 1907. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
  • Савинов А. В саду. 1906. Собрание Романа Бабичева, Москва
  • Савинов А. Апельсиновые деревья. 1909. Государственная Третьяковская галерея

В каталог выставки вошли статьи куратора Анастасии Винокуровой о творческом пути Александра Савинова, Ангелины Ступиной о феномене Саратовской школы и исследование историка искусства Ольги Юркиной, посвященное деятельности Павла Харитоненко в качестве мецената и коллекционера. Издание иллюстрировано редкими фотографиями из архивов наследников Александра Савинова, рассказывающими о творческом процессе и частной жизни художника.

Куратор выставки – Анастасия Винокурова, ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Музей русского импрессионизма

«АЛЕКСАНДР САВИНОВ. МИРАЖИ»

СПЕЦПРОЕКТ «МИРАЖИ. САРАТОВСКАЯ ШКОЛА»

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

Выставка открыта 21 октября 2022 г. – 22 января 2023 г.

Пресс-служба
Музей русского импрессионизма
31.08.2022

Точки зрения (Музей русского импрессионизма)

Точки зрения и Фёдор Шаляпин (Музей русского импрессионизма)

Точки зрения: Фёдор Шаляпин (Музей русского импрессионизма)

Авангард на телеге в ХХI век (Музей русского импрессионизма)

Другие берега. Русские в Нью-Йорке (Музей русского импрессионизма)

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы