Александр Савинов. Миражи

in Новости музеев 5508 views

Музей русского импрес­сио­низма 20 ок­тяб­ря пред­ста­вил пер­со­наль­ную вы­став­ку Александра Сави́нова (1881–1942) – «Уми­ро­тво­рён­но­го Вру­бе­ля», как на­зы­ва­ли его со­вре­мен­ни­ки, и яркого пред­ставителя Саратовской школы живописи наряду с Виктором Борисовым-Мусатовым, Кузьмой Петровым-Водкиным и Павлом Кузнецовым. Любовь к клас­сическому наследию Италии, тесная связь с Саратовом и Волгой сплелись в узнаваемом стиле художника – мастера масштабных картин-панно.

ВЫСТАВКА «АЛЕКСАНДР САВИ́НОВ. МИРАЖИ»

Юлия Петрова, директор музея (20.10.2022):

«Мы открываем сегодня выставку Александра Ивановича Сави́нова. Мы продолжаем тем одну из линий работы нашего музея — самым рассказ о художниках, до которых у больших федеральных собраний, по вполне объективным причинам, никогда не дойдут руки. Мы рассказываем о художниках, которые в силу разных исторических обстоятельств не снискали себе места в хрестоматиях по истории искусства. Вряд ли когда-то в нашем музее состоится юбилейная выставка Айвазовского – не будет для этого ни пространства, ни Айвазовского. Но мы будем показывать выставки художников, которые безусловно стоят Вашего внимания и заслуживают вашего внимания. Александр Иванович Сави́нов – один из них.

Александр Савинов. Автопортрет. 1930. Частное собрание, Санкт-Петербург

Савинов А. Автопортрет. 1930. Частное собрание, Санкт-Петербург

  • Савинов А. Портрет Татьяны Савиновой. 1925. Ярославский художественный музей
  • Савинов А. Портрет жены. 1910-е. Собрание Романа Бабичева. Москва
  • Савинов А. Портрет сына. 1926. ГТГ

Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова

Про Сави́нова говорили современники, как об «академике новой формации». Про него говорили, что он настолько самобытен, будто бы он из другой школы, или даже из другой страны. Если Вам не доводилось до сих пор видеть работ Сави́нова, то после прохода по выставке потом Вы ни с кем его не спутаете. Уникальная художественная манера, ни на кого не похожий художественный язык. Способность черпать вдохновение в искусстве прошлых эпох: он очень интересовался, любил итальянское искусство разных столетий. Вдохновлялся своей малой Родиной, Саратовом, волжскими берегами.

Куратор выставки Анастасия Винокурова

Куратор выставки Анастасия Винокурова

Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова и Куратор выставки Анастасия Винокурова

  • Савинов А. Женщина с филином. 1907. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
  • Савинов А. Женщина в пёстром платке. Около 1907. ГРМ
  • Савинов А. Портрет Лии Цитовской. 1909. ГРМ
  • Савинов А. Мальчик-итальянец. 1911. ГРМ
  • Савинов А. Портрет Василия Симонова. Эскиз. 1923. ГТГ
  • Савинов А. Портрет скульптора Василия Симонова. Эскиз. 1924. Собрание KGallary, Санкт-Петербург

Как, наверное, все русские символисты, тяготел к быту прошлого. И здесь на выставке Вы увидите очень несовременных, утончённых, томных дам в шелках. То, что Александру Ивановичу самому казалось красотой мира. Пусть уходящей, ушедшей красотой, но остающейся в нашей памяти благодаря его живописи. Ему выпали непростые годы, гораздо более непростые, чем нам. Он скончался в блокадном Ленинграде в 1942 году, а до того пережил и Первую мировую, и революцию, и полное сотрясание основ. Он так и не смог «приноровить» свой талант, свой художественный поиск к новому запросу.

Александр Савинов. Детская площадка. Конец 1930-х - начало 1940-х. Частное собрание. Москва

Савинов А. Детская площадка. Конец 1930-х — начало 1940-х. Частное собрание. Москва

  • Савинов А. Старик (Автопортрет художника). Этюд к картине «В парке культуры». 1939. Частное собрание, Санкт-Петербург
  • Савинов А. Играющий мальчик. Этюд к картине «В парке культуры». 1940. Частное собрание, Москва

Александр Савинов. В парке культуры. 1938-1942. Частное собрание, Санкт-Петербург

Савинов А. В парке культуры. 1938-1942. Частное собрание, Санкт-Петербург

  • Савинов А. Горнист. Этюд к картине «В парке культуры». 1940. Частное собрание, Санкт-Петербург
  • Савинов А. Пионерка. Этюд к картине «В парке культуры». 1939. Частное собрание, Москва
  • Савинов А. Сидящая девочка. Этюд к картине «В парке культуры». 1940. Частное собрание, Санкт-Петербург

Александр Савинов. Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице. 1909-1911. Собрание Ирины Огановой. Санкт-Петербург

Савинов А. Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице. 1909-1911. Собрание Ирины Огановой. Санкт-Петербург

Несмотря на то, что его товарищ, – до некоторого времени они были близки – Исаак Бродский даже пытался подкинуть ему заказы, Александр Иванович по большому счёту ни одну из этих заказанных работ не довёл до конца. Тем не менее, мы представили в экспозиции его поздние произведения, датированные двадцатыми-тридцатыми годами. Желаю приятной прогулки по выставке, уверена, она получится для каждого очень рефлективной».

Мария Григорьева. PR-директор Музея русского импрессионизма

Мария Григорьева. PR-директор Музея русского импрессионизма

Алексей Сидельников, Михаил Тренихин и Юлия Петрова

Алексей Сидельников, Михаил Тренихин и Юлия Петрова

Александр Савинов. Латинский квартал. Париж. 1907. Собрание Ирины Огановой. Санкт-Петербург

Савинов А. Латинский квартал. Париж. 1907. Собрание Ирины Огановой. Санкт-Петербург

  • Савинов А. Панахранта. Эскиз росписи. 1912-1914. Собрание Романа Бабичева. Москва
  • Савинов А. Портрет Надежды Неслуховской. 1923. Частное собрание
  • Савинов А. Автопортрет. 1902. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
  • Савинов А. Девушка с поднятыми руками. Рисунок к картине «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице». 1907-1911. Собрание Романа Бабичева. Москва
  • Савинов А. Ночной пейзаж с филином. Около 1906. Собрание Романа Бабичева. Москва
  • Савинов А. Натюрморт. 1906. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Санкт-Петербург
  • Савинов А. Лошадь на берегу Волги. Этюд к картине «Купание лошадей на Волге». 1908. Пермская государственная художественная галерея
  • Савинов А. Пейзаж. 1907. Собрание семьи Жуковых. Москва
  • Савинов А. Мальчик над Волгой. 1902. Ярославский художественный музей
  • Савинов А. Портрет дамы. Конец 1900-х — начало 1910-х. Собрание Романа Бабичева. Москва
  • Савинов А. Портрет Марии Андриевской. 1911. ГРМ
  • Фалилеев В. Портрет художника Александра Савинова. 1917. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Саранск
  • Савинов А. Окно. 1909. Курганский областной художественный музей
  • Савинов А. Девушка, освещённая солнцем (Портрет сестры Лизы). 1900-е. Частное собрание
  • Савинов А. Девушка и парус. 1906. ГТГ
  • Савинов А. Дети, играющие в песке. 1904. ГТГ
  • Савинов А. Белый мул на фоне моря. 1909. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Санкт-Петербург
  • Савинов А. Розы. Середина 1910-х. Частное собрание, Санкт-Петербург
  • Савинов А. Розы. 1909. Частное собрание, Санкт-Петербург
  • Савинов А. Берег Волги. 1903. ГТГ
  • Савинов А. В саду. 1905. Пермская государственная художественная галерея
  • Савинов А. В саду. 1906. Собрание Романа Бабичева. Москва
  • Савинов А. Балкон, увитый цветами. Рим. 1910. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
  • Савинов А. Натальевка. 1913. Собрание Наталии Соколовой. Москва
  • Савинов А. Мальчик с собакой. 1904-1907. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Санкт-Петербург

Александр Савинов. Ночной пейзаж с рекой. Около 1907. Собрание Романа Бабичева. Москва

Савинов А. Ночной пейзаж с рекой. Около 1907. Собрание Романа Бабичева. Москва

  • Алексей Сидельников и Андрей Соловьёв
  • Михаил Тренихин и Ольга Юркина
Алексей Сидельников, главный редактор журнала "Коллекция"
Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»
20 октября 2022 года

Юлия Петрова. Просто это сложно



Пресс-релиз

Поверхность работ Александра Савинова напоминает ажурное полотно, наполненное призрачными силуэтами-миражами. Характерные для мастеров Саратовской школы черты преломляются сквозь призму классического искусства, с которым художник познакомился в Италии во время пенсионерской поездки в конце 1900-х годов.

Савинов А. Автопортрет. 1902. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Савинов А. Автопортрет. 1902. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

Увлечение традицией монументальной росписи античности и Ренессанса нашло отражение в интересе Савинова к многофигурным крупноформатным картинам с проработанным рисунком и цветочными мотивами. Помимо классического наследия европейской культуры Александр Савинов был знаком с древнерусским искусством, впитал современные тенденции новой французской живописи. На их основе формируется авторский стиль, яркой иллюстрацией которого стали полотна «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице» и «В парке культуры».

  • Савинов А. Портрет Надежды Неслуховской. 1923. Частное собрание
  • Савинов А. Мальчик-итальянец. 1911. Государственный Русский музей
  • Савинов А. Портрет молодой дамы. Вторая половина 1900-х. Собрание Романа Бабичева, Москва
  • Савинов А. Портрет Лии Цитовской. 1909. Государственный Русский музей

Важная часть жизни основателя артистической династии Савиновых связана с педагогической деятельностью. За четверть века художник воспитал плеяду живописцев, таких как Давид Загоскин, Евгений Чарушин и Вячеслав Пакулин. Кроме того, мастер принимал активное участие в эвакуации экспонатов Эрмитажа в 1941 году.

На выставке будут представлены работы, характеризующие разные периоды творчества Александра Савинова: от ученических экспериментов до зрелых произведений из фондов Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева и других музеев России, а также редкие произведения из частных собраний.

Савинов А. В парке культуры. 1938–1942. Частное собрание, Санкт-Петербург
Савинов А. В парке культуры. 1938–1942. Частное собрание, Санкт-Петербург
  • Савинов А. Мальчик с собакой. Этюд. 1904–1907. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
  • Савинов А. Балкон, увитый цветами. Рим. 1910. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова
  • Савинов А. Берег Волги. 1903. Государственная Третьяковская галерея
Савинов А. Портрет Павла Ивановича Харитоненко. Середина 1910-х. Частное собрание, Санкт-Петербург
Савинов А. Портрет Павла Ивановича Харитоненко. Середина 1910-х. Частное собрание, Санкт-Петербург

Посетители впервые увидят посмертный портрет Павла Харитоненко – мецената и промышленника, по заказу которого Савинов расписывал храм-музей Спаса Всемилостивейшего в имении Натальевка под Харьковом. К выставке отреставрированы «Балкон, увитый цветами. Рим» из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств имени И. И. Машкова и «Портрет Надежды Неслуховской» из частной коллекции. Также при участии Фонда поддержки национальной премии «Гражданская инициатива» была восстановлена работа «Окно» из Курганского областного художественного музея.

Савинов А. Латинский квартал. Париж. 1907. Собрание Ирины Огановой, Санкт-Петербург
Савинов А. Латинский квартал. Париж. 1907. Собрание Ирины Огановой, Санкт-Петербург

Лучше прочувствовать настроение работ Александра Савинова помогут ароматы-состояния от инклюзивного бренда Pure Sense, созданные тремя незрячими парфюмерами. Кроме того, пространство дополнят тактильные копии картин, ставшие обязательной частью экспозиций Музея русского импрессионизма. Выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых.

Савинов А. Дети, играющие в песке. 1904. Государственная Третьяковская галерея
Савинов А. Дети, играющие в песке. 1904. Государственная Третьяковская галерея
  • Савинов А. Девушка и парус. 1906. Государственная Третьяковская галерея
  • Савинов А. Окно. 1909. Курганский областной художественный музей (после реставрации)
  • Савинов А. Женщина с филином. 1907. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
  • Савинов А. В саду. 1906. Собрание Романа Бабичева, Москва
  • Савинов А. Апельсиновые деревья. 1909. Государственная Третьяковская галерея

В каталог выставки вошли статьи куратора Анастасии Винокуровой о творческом пути Александра Савинова, Ангелины Ступиной о феномене Саратовской школы и исследование историка искусства Ольги Юркиной, посвященное деятельности Павла Харитоненко в качестве мецената и коллекционера. Издание иллюстрировано редкими фотографиями из архивов наследников Александра Савинова, рассказывающими о творческом процессе и частной жизни художника.

Куратор выставки – Анастасия Винокурова, ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Александр Савинов. Миражи

Музей русского импрессионизма

«АЛЕКСАНДР САВИНОВ. МИРАЖИ»

СПЕЦПРОЕКТ «МИРАЖИ. САРАТОВСКАЯ ШКОЛА»

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

Выставка открыта 21 октября 2022 г. – 22 января 2023 г.

Пресс-служба
Музей русского импрессионизма
31.08.2022

Каталог «Александр Савинов. Миражи»

В большом красочном издании рассказали, как уроженец Саратова Александр Савинов объединил в своих работах любовь к Волге и Италии, за что мастера критиковали в советской России и как создавались знаменитые масштабные картины-панно.

Уникальное исследование историка искусства Ольги Юркиной расскажет о меценате, промышленнике и коллекционере Павле Харитоненко. В его имении Натальевка Александр Савинов более трех лет расписывал храм.

Целый раздел каталога посвящен феномену Саратовской школы живописи. Вы узнаете, как волжские пейзажи повлияли на творчество Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина и других художников.

Книга даст возможность подробно изучить не только представленные на выставке картины, но и те, которые не удалось показать в экспозиции. А фотографии из семейного архива Александра Савинова дополнят впечатления.

Юлия Петрова. Просто это сложно

Точки зрения (Музей русского импрессионизма)

Точки зрения и Фёдор Шаляпин (Музей русского импрессионизма)

Точки зрения: Фёдор Шаляпин (Музей русского импрессионизма)

Авангард на телеге в ХХI век (Музей русского импрессионизма)

Другие берега. Русские в Нью-Йорке (Музей русского импрессионизма)

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы