В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Точки зрения» и спецпроект «Фёдор Шаляпин». Представлены произведения не далее ранних советских лет, хотя и есть исключения, например, пятидесятые годы, но полностью находящиеся в общем стиле. По работам разного времени можно проследить портретные традиции в разных художественных стилях.
Суть выставки даётся в названии. «Точки зрения» на художника, его автопортрет, как внутреннее самопредставление и, тут же рядом портрет этого художника, авторства другого мастера. Соответственно, видим ощущение о человеке.
На примере русского портрета и только портрета художника можно отследить всё многообразие стилей, направлений, точек зрения, которые исповедовали русские художники на рубеже XIX-XX столетий
Наталья Свиридова,
главный хранитель Музея русского импрессионизма
Илья Репин, Борис Кустодиев, Роберт Фальк, Зинаида Серебрякова, Ольга Делла-Вос-Кардовская, Анна Остроумова-Лебедева, Николай Сапунов, Роберт Фальк, Лев Зевин, Исаак Бродский, Александр Родченко, Владимир Фаворский, Дмитрий Стеллецкий и другие — авторы, чьи произведения последнее время достаточно часто можно увидеть на различных выставках. Но каждая такая выставка — новое сочетание и новое прочтение уже классических работ.
- Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Дмитрия Кардовского. 1913. ГТГ
- Пётр Нерадовский. Портрет Ольги Делла-Вос-Кардовской. 1926. Переславский музей-заповедник
- Делла-Вос-Кардовская Ольга. Автопортрет. 1917. ГРМ
- Анна Остроумова-Лебедева. Портрет Елизаветы Кругликовой. 1925. ГРМ
- Елизавета Кругликова. Автопортрет. 1930-е. Государственный музей-заповедник «Петергоф»
- Михаил Нестеров. Портрет Елизаветы Кругликовой. 1938 ГТГ
- Лев Зевин. Автопортрет. 1930-е. ГТГ
- Роберт Фальк. Портрет Льва Зевина. 1922. Ярославский художественный музей
Т.е. эти философские смыслы показывают представление человека и представление о человеке. Замечательно, что такая идея пришла в голову авторам выставки, хотя она сразу наталкивалась на сложность реализации. Можно сказать, что воплощена она очень хорошо. К нашему стыду, первоначально название выставки ничего нам не говорило. Но экспозиция сразу позволила увидеть глубокую задумку и чёткую концепцию. На открытии выставки присутствовали директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова, куратор Наталья Свиридова и руководитель музея Большого театра Лидия Харина. Вернее они не присутствовали, а провели пресс-конференцию, которая помогла понять авторский замысел выставки и почувствовать всю сложность свершившейся работы.
Идея выставки принадлежит Анастасии Винокуровой, куратору предыдущей выставки «Охотники за искусством».
Что такое выставка? Выставка — это оформленное и представленное зрителю сложившееся понимание выставки у куратора. Наталья Свиридова, благодаря своим знаниям и вкусу, блестяще справилась. Поверьте, если бы были вопросы к авторам — мы бы их не забыли.
Любопытно наблюдать перемену не только стиля, но и техники, фона, материала, даже то, как в разное время изготавливали рамы для картин — часто о них вообще забывают, считая чем-то второстепенным. Возможно, они не первостепенны, не важны. Не все рамы можно назвать старыми, но некоторые выглядят неотделимыми частями изображений.
Актуальность выставки исключительная. Вообще, Музей русского импрессионизма сам по себе исключителен, но представленные работы могут быть лишний раз противопоставлены прививаемому современному творчеству, которое чаще можно встретить в более классических музеях. Произведения конца XIX века и начала ХХ — это для сегодняшнего времени недостижимая высота, которую даже не пытаются повторить, но стараются заменить пустотой. Выше мы упомянули понятие «ощущения». А ведь ощущения это не только чувственное отражение мира, но и восприятие и память. Изменяя восприятие, подменяя или уничтожая память, меняется и чувственное восприятие. Т.е. то, что было хорошо или верно, уже понимается иначе. А что нам предоставляет выставка? Возможность увидеть, воспринять и понять соответствие самоощущения визуальному ряду. Иногда для этого приходится создавать новое искусство. Родченко и Степанова были из числа этих людей.
Александр Родченко и Варвара Степанова, являясь семьёй, стали авторами схожих по стилю работ — узнать без подписи кто именно автор не получится, настолько они дополняли друг друга.
- Родченко Александр. Автопортрет. 1920. Частное собрание, Москва
- Степанова Варвара. Автопортрет. 1920. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Для нас стали открытием автопортреты Владимира и Марии Фаворских из московского собрания семьи Фаворских-Шаховских. Владимир Андреевич — известный автор, а вот то, что его жена также могла писать столь чувственную работу узнали только сейчас. В их работах схожего меньше. Предпочтение отдаём работе Марии.
На выставке две интересные работы-квесты, где автопортреты сразу и не заметны. Это натюрморты с автопортретами ученика Ильи Репина Николая Шестопалова и удивительного художника, учившегося у Константина Коровина, Исаака Левитана и Валентина Серова Николая Сапунова из Ярославского художественного музея и коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро.
Что ещё интересно на выставке? Пожалуй нужно срочно её посетить и всё осмотреть. В т.ч. нужно не забыть купить себе каталог выставки, ведь все каталог Музея русского импрессионизма — это высококачественные художественные альбомы.
Куратор: Наталья Свиридова, главный хранитель Музея русского импрессионизма.
Подробнее Точки зрения
- Каталог выставки «Точки зрения»
И это мы говорили только о выставке «Точки зрения». А ведь на третьем этаже музея открылась не менее значимая экспозиция, посвящённая Фёдору Шаляпину. В не малой степени именно эта экспозиция появилась отзывчивостью Лидии Хариной. Кстати, это отметила и Юлия Петрова, поделившись, как быстро удалось наладить сотрудничество с Большим театром. Отдельная экспозиция о Шаляпине также является продолжением первой, т.к. показывает, что можно сделать из автопортретов и портретов одного талантливого человека. Шаляпин сам замечательно мог себя изобразить и его рисовали значительные авторы: Константин Коровин, Николай Харитонов, Николай Бенуа, Георгий Верейский, Борис Кустодиев, Александр Головин, Виктор Васнецов, Паоло Трубецкой и другие. Разные авторы, разные портреты, разные Точки зрения.
Кураторы: Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма; Анна Скляревская, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
Подробнее Точки зрения: Фёдор Шаляпин
Очень интересная работа дизайнера, оформившего пространство без серьёзного отклонения от расположения выставочных поверхностей прошлой выставки, но! Вы сразу обратите внимание на визуальное выделение каждого «авторского» блока отдельными значимыми синими рамами. Получилось подтверждение, что картины объединены одной конкретной идеей.
Кстати, чёткий этикетаж удобно расположен под изображениями.
Материал подготовил Алексей Сидельников
Музей русского импрессионизма
ВЫСТАВКА «ТОЧКИ ЗРЕНИЯ»
и Спецпроект «Точки зрения: Фёдор Шаляпин»
125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
Выставка открыта с 9 июня 2 октября 2022 г.
Авангард на телеге в ХХI век (Музей русского импрессионизма)
Другие берега. Русские в Нью-Йорке (Музей русского импрессионизма)
Точки зрения (Музей русского импрессионизма)
Точки зрения: Фёдор Шаляпин (Музей русского импрессионизма)
Охотники за искусством (Музей русского импрессионизма)
___________________