Точки зрения и Фёдор Шаляпин

in Музей 4836 views

В Музее русского импрессионизма откры­лась выставка «Точки зрения» и спец­­проект «Фёдор Шаляпин». Пред­­став­ле­­ны про­из­ве­де­­ния не да­лее ран­них со­вет­ских лет, хо­тя и есть ис­клю­че­ния, на­при­мер, пя­ти­деся­тые го­ды, но пол­ностью на­хо­дящие­ся в об­щем сти­ле. По работам разного времени мож­но проследить порт­ретные тра­ди­ции в разных ху­дожествен­ных стилях.

Суть выставки даётся в названии. «Точки зрения» на ху­дожника, его авто­портрет, как внут­реннее само­пред­став­ле­ние и, тут же рядом портрет этого ху­дожника, ав­торст­ва другого мастера. Соот­ветствен­но, видим ощущение о человеке.

На примере русского портрета и только портрета художника можно отследить всё много­образие стилей, направлений, точек зре­ния, которые ис­поведо­вали русские худож­ники на рубеже XIX-XX столетий

Наталья Свиридова,
главный хранитель Музея русского импрессионизма

Илья Репин, Борис Кустодиев, Роберт Фальк, Зинаида Серебрякова, Ольга Делла­-Вос-Кардовская, Анна Остро­умова-Лебе­дева, Николай Сапунов, Роберт Фальк, Лев Зевин, Исаак Бродский, Александр Родченко, Владимир Фаворский, Дмитрий Стеллецкий и другие — авторы, чьи произве­­де­ния послед­нее время доста­точ­но часто мож­но уви­деть на различ­ных вы­став­ках. Но каждая такая выставка — новое сочетание и но­вое про­чте­ние уже клас­сических работ.

  • Ольга Делла-Вос-Кардовская. Порт­­рет Дмитрия Кардовского. 1913. ГТГ
  • Пётр Нерадовский. Портрет Ольги Делла­-Вос-Кардовской. 1926. Переславский музей-заповедник
  • Делла-Вос-Кардовская Ольга. Авто­портрет. 1917. ГРМ
  • Анна Остроумова-Лебедева. Порт­рет Елизаветы Кругликовой. 1925. ГРМ
  • Елизавета Кругликова. Авто­порт­рет. 1930-е. Госу­дарст­вен­ный музей-запо­ведник «Петергоф»
  • Михаил Нестеров. Портрет Ели­заветы Кругликовой. 1938 ГТГ
  • Лев Зевин. Автопортрет. 1930-е. ГТГ
  • Роберт Фальк. Портрет Льва Зевина. 1922. Ярославский худо­жественный музей

Т.е. эти философские смыслы показывают пред­став­ление человека и представле­ние о человеке. Заме­чательно, что такая идея пришла в голову авторам выставки, хотя она сразу натал­кивалась на сложность реа­­лизации. Мож­но сказать, что воплощена она очень хорошо. К нашему стыду, перво­начально название выставки ничего нам не го­ворило. Но экспо­­зиция сразу позволила увидеть глубокую задумку и чёткую концепцию. На откры­тии выставки при­­сутство­ва­ли ди­ректор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова, куратор Наталья Свиридова и руководитель музея Большого театра Лидия Харина. Вернее они не присутствовали, а провели пресс-кон­ферен­цию, ко­торая по­могла по­нять авторский за­мысел выставки и по­чувство­вать всю сложность свер­шившейся работы.

Идея выставки принадлежит Анастасии Винокуровой, куратору предыдущей выставки «Охотники за искусством».

Исаак Бродский. Автопортрет с дочерью. 1911. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Исаак Бродский. Автопортрет с дочерью. 1911. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Борис Кустодиев. Портрет Исаака Бродского. 1920. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Борис Кустодиев. Портрет Исаака Бродского. 1920. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург

Что такое выставка? Выставка — это оформленное и представленное зрителю сложившееся понимание выставки у кура­тора. Наталья Свиридова, благодаря своим знаниям и вкусу, блестяще спра­вилась. Поверьте, если бы были вопросы к авторам  — мы бы их не забыли.

Любопытно наблюдать перемену не только стиля, но и техники, фона, ма­териала, даже то, как в разное время изготавливали рамы для картин — часто о них вообще забывают, считая чем-то второстепенным. Возможно, они не пер­востепенны, не важны. Не все ра­мы можно назвать старыми, но некоторые выглядят неотделимыми частями изображений.

Неизвестный художник (Школа Павла Филонова). Автопортрет. До 1930. Галеев Галерея, Москва
Неизвестный художник (Школа Павла Филонова). Автопортрет. До 1930. Галеев Галерея, Москва

Актуальность выставки исклю­чительная. Вообще, Музей русского импрес­­сиониз­ма сам по себе исключителен, но представленные работы мо­гут быть лишний раз противопостав­лены при­вивае­мому со­вре­менному творчеству, которое чаще можно встретить в более клас­сических музеях. Произведения конца XIX века и начала ХХ — это для се­годняшнего време­ни недостижимая высота, которую даже не пы­таются повторить, но стараются заменить пустотой. Выше мы упомянули понятие «ощущения». А ведь ощущения это не толь­ко чувственное от­ражение мира, но и восприятие и память. Изме­няя восприятие, подменяя или уничтожая па­мять, ме­няется и чувственное восприятие. Т.е. то, что было хорошо или верно, уже по­нимается иначе. А что нам предоставляет выставка? Возможность уви­деть, воспринять и понять соот­ветствие са­моощущения ви­зуаль­ному ряду. Иногда для этого приходится создавать новое искусство. Родченко и Степанова бы­ли из числа этих людей.

Александр Родченко и Варвара Степанова, являясь семьёй, стали авторами схожих по стилю работ — узнать без подписи кто именно автор не получится, настолько они дополняли друг друга.

  • Родченко Александр. Автопортрет. 1920. Частное собрание, Москва
  • Степанова Варвара. Автопортрет. 1920. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Для нас стали открытием автопортреты Владимира и Марии Фаворских из московского собрания семьи Фаворских-Шаховских. Владимир Андреевич — известный автор, а вот то, что его жена также могла писать столь чувственную работу узнали только сейчас. В их работах схожего меньше. Предпочтение отдаём работе Марии.

Владимир Фаворский. Автопортрет с женой. 1913. Собрание семьи Фаворских-Шаховских, Москва
Владимир Фаворский. Автопортрет с женой. 1913. Собрание семьи Фаворских-Шаховских, Москва
Мария Фаворская (Дервиз). Автопортрет с мужем. 1913. Собрание семьи Фаворских-Шаховских, Москва
Мария Фаворская (Дервиз). Автопортрет с мужем. 1913. Собрание семьи Фаворских-Шаховских, Москва

На выставке две интерес­ные рабо­ты-квес­ты, где авто­портре­ты сразу и не заметны. Это на­тюрморты с авто­портре­тами ученика Ильи Репина Николая Шестопалова и уди­витель­ного художника, учив­шегося у Константина Коровина, Исаака Левитана и Валентина Серова Николая Сапунова из Ярославского ху­дожествен­ного музея и коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро.

Николай Шестопалов. Натюрморт с автопортретом. 1915. Ярославский художественный музей
Николай Шестопалов. Натюрморт с автопортретом. 1915. Ярославский художественный музей
Николай Сапунов. Натюрморт с автопортретом. 1907, 1910-1911. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва
Николай Сапунов. Натюрморт с автопортретом. 1907, 1910-1911. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва
Николай Сапунов. Натюрморт с автопортретом. 1907, 1910-1911. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва (фрагмент)
Николай Сапунов. Натюрморт с автопортретом. 1907, 1910-1911. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва (фрагмент)

Что ещё интересно на выставке? Пожалуй нужно срочно её посетить и всё осмотреть. В т.ч. нужно не забыть купить себе каталог выставки, ведь все каталог Музея русского импрессионизма — это высококачественные художественные альбомы.

Куратор: Наталья Свиридова, главный хранитель Музея русского импрессионизма.

Подробнее Точки зрения

  • Каталог выставки «Точки зрения»

И это мы говорили только о выставке «Точки зрения». А ведь на третьем этаже музея открылась не менее значимая экспозиция, посвящённая Фёдору Шаляпину. В не малой степени именно эта экспозиция появилась отзывчивостью Лидии Хариной. Кстати, это отметила и Юлия Петрова, поделившись, как быстро удалось наладить сотрудничество с Большим театром. Отдельная экспозиция о Шаляпине также является продолжением первой, т.к. показывает, что можно сделать из автопортретов и портретов одного талантливого человека. Шаляпин сам замечательно мог себя изобразить и его рисовали значительные авторы: Константин Коровин, Николай Харитонов, Николай Бенуа, Георгий Верейский, Борис Кустодиев, Александр Головин, Виктор Васнецов, Паоло Трубецкой  и другие. Разные авторы, разные портреты, разные Точки зрения.

Кураторы: Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма; Анна Скляревская, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Коровин Константин. Портрет Фёдора Шаляпина. 1921. Российский национальный музей музыки, Москва
Коровин Константин. Портрет Фёдора Шаляпина. 1921. Российский национальный музей музыки, Москва
Николай Харитонов. Портрет Фёдора Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1916. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Николай Харитонов. Портрет Фёдора Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1916. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Георгий Верейский. Зарисовка сцены из оперы "Севильский цирюльник" Джоакино Россини. Фёдор Шаляпин - Дон Базилио, Виктор Лосев - Дон Бартоло. 1912. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Георгий Верейский. Зарисовка сцены из оперы «Севильский цирюльник» Джоакино Россини. Фёдор Шаляпин — Дон Базилио, Виктор Лосев — Дон Бартоло. 1912. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Подробнее Точки зрения: Фёдор Шаляпин

Очень интересная работа дизайнера, оформившего пространство без серьёзного отклонения от расположения выставочных поверхностей прошлой выставки, но! Вы сразу обратите внимание на визуальное выделение каждого «авторского» блока отдельными значимыми синими рамами. Получилось подтверждение, что картины объединены одной конкретной идеей.

Кстати, чёткий этикетаж удобно расположен под изображениями.

Материал подготовил
Алексей Сидельников
Анна Остроумова-Лебедева. Портрет поэта Максимилиана Волошина. 1927. ГРМ
Анна Остроумова-Лебедева. Портрет поэта Максимилиана Волошина. 1927. ГРМ
Автопортреты Максимилиана Волошина (Максимилиан Волошин. Автопортрет. 1915-1916. Музей-заповедник "Киммерия М.А. Волошина", Крым) и Портрет поэта Максимилиана Волошина (Анна Остроумова-Лебедева. 1927. ГРМ)
Автопортреты Максимилиана Волошина (Максимилиан Волошин. Автопортрет. 1915-1916. Музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина», Крым) и Портрет поэта Максимилиана Волошина (Анна Остроумова-Лебедева. 1927. ГРМ)
Фальк Роберт. Автопортрет с завязанным ухом. 1921. Государственная Третьяковская галерея
Фальк Роберт. Автопортрет с завязанным ухом. 1921. Государственная Третьяковская галерея
Потехина Елизавета. Портрет Роберта Фалька. 1910-е. Музей-заповедник «Абрамцево»
Потехина Елизавета. Портрет Роберта Фалька. 1910-е. Музей-заповедник «Абрамцево»
Фальк Роберт. Автопортрет с завязанным ухом. 1921. Государственная Третьяковская галерея и Потехина Елизавета. Портрет Роберта Фалька. 1910-е. Музей-заповедник «Абрамцево»
Фальк Роберт. Автопортрет с завязанным ухом. 1921. Государственная Третьяковская галерея и Потехина Елизавета. Портрет Роберта Фалька. 1910-е. Музей-заповедник «Абрамцево»
Барт Виктор. Двойной портрет. 1911. Костромской музей-заповедник
Барт Виктор. Двойной портрет. 1911. Костромской музей-заповедник
Мария Синякова. Портрет Виктора Барта. 1953. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Мария Синякова. Портрет Виктора Барта. 1953. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Барт Виктор. Двойной портрет. 1911. Костромской музей-заповедник Мария Синякова. Портрет Виктора Барта. 1953. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Барт Виктор. Двойной портрет. 1911. Костромской музей-заповедник Мария Синякова. Портрет Виктора Барта. 1953. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Николай Ульянов. Автопортрет с парикмахером. 1914-1923. ГТГ
Николай Ульянов. Автопортрет с парикмахером. 1914-1923. ГТГ
Точки зрения. Открытие

 

Музей русского импрессионизма

ВЫСТАВКА «ТОЧКИ ЗРЕНИЯ»

и Спецпроект «Точки зрения: Фёдор Шаляпин»

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

Выставка открыта с 9 июня 2 октября 2022 г.

Юлия Петрова. Просто это сложно

Авангард на телеге в ХХI век (Музей русского импрессионизма)

Другие берега. Русские в Нью-Йорке (Музей русского импрессионизма)

Точки зрения (Музей русского импрессионизма)

Точки зрения: Фёдор Шаляпин (Музей русского импрессионизма)

Охотники за искусством (Музей русского импрессионизма)

___________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы