Спецпроект на третьем этаже Музея русского импрессионизма раскроет феномен Саратовской школы живописи, представители которой на рубеже XIX – XX веков пошли по особому пути и создали оригинальную художественную манеру: в противовес врубелевскому «демонизму» художники писали мир гармонии и покоя. В состав экспозиции войдут работы Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Уткина, Александра Карёва и других.
СПЕЦПРОЕКТ «МИРАЖИ. САРАТОВСКАЯ ШКОЛА»
Юлия Петрова, директор музея (20.10.2022):
«На третьем этаже мы показываем в этот раз спецпроект, посвящённый Саратовской школе. Конечно же, неспроста. Александр Иванович Сави́нов сам уроженец Саратова, выходец из того кружка художников, который сформировался вокруг Радищевского музея – первого и на тот момент единственного художественного музея в российской провинции – и Боголюбовского училища при этом музее. Несомненно, художники, которых мы показываем, равнялись на Виктора Борисова-Мусатова. Это и Кузьма Петров-Водкин в его ранние годы, и Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Александр Сави́нов в их числе. Несомненно, Саратовская школа, художники, которые вошли в историю искусства выставками «Голубой розы» и «Золотого руна» могли бы собрать и гораздо более масштабную экспозицию. Мы показываем их в нашем малом зале без претензий на всеобъемлющее представление. Показываем для того, чтобы личность Александра Ивановича Сави́нова не осталась для зрителя во временном вакууме, в отрыве от истории искусства. Для того, чтобы у каждого посетителя была канва и основа, оикда вышел и вырос этот художник».
Виктор Борисов-Мусатов. Гармония. 1897. Эскиз к одноименной картине (1900, ГТГ)
- Виктор Борисов-Мусатов. Сидящая женщина. Этюд. 1899. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
- Виктор Борисов-Мусатов. Слепцовка. Этюд к картине «Гармония». 1899. Собрание семьи Кривошеевых. Москва
- Виктор Борисов-Мусатов. Розы в стакане. 1902. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых. Москва
- Виктор Борисов-Мусатов. Цветущий куст. 1890-е. Собрание Алексея Толоконникова. Москва
Виктор Борисов-Мусатов. Ветка дерева на фоне облаков. Этюд. Начало 1900-х. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань
- Пётр Уткин. Крым. Новый Кучук-Кой. 1913. Новгородский музей-заповедник. Великий Новгород
- Пётр Уткин. Ночь (Осенняя песня). 1905. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро. Москва
- Павел Кузнецов. На Волге. 1896. Собрание Андрея Васильева. Санкт-Петербург
Алексей Карёв. Дама в парке. 1913(?). Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Николай Сапунов. Ваза «Совы». Начало 1900-х. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро. Москва
- Александр Матвеев. Надевающая туфлю. 1923. Собрание семьи Кривошеевых. Москва
- Александр Матвеев. Заноза. 1923. Собрание семьи Кривошеевых. Москва
Алексей Сидельников, Михаил Тренихин и Юлия Петрова
20 октября 2022 года
Пресс-релиз
- Борисов-Мусатов Виктор. Розы в стакане. 1902. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
- Борисов-Мусатов Виктор. Усадьба. 1902. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко
- Уткин Пётр. Ночь (Осенняя песня). 1904. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва
- Карёв Алексей. Пейзаж. 1914. Собрание KGallery, Санкт-Петербург
Петров-Водкин Кузьма. Фёктя. 1916. Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород
Долгое время эксперты считали, что на картине «Фёктя» Кузьмы Петрова-Водкина изображён мальчик. Теперь мы точно знаем — это не так. Рыжеволосая Феоктиста Липатова или Фёктя, как звали её в семье, — дальняя родственница художника из Хвалынска. Петров-Водкин написал портрет девочки летом 1916 года. Перед приездом в родной Хвалынск живописец посетил Ферапонтов монастырь со знаменитыми фресками Дионисия. Исследователи полагают, что в образе Фёкти сказалось впечатление, полученное Петровом-Водкиным от древних росписей. Охристая цветовая гамма, трактовка не по-детски серьезного лица модели и короткие волосы, обрамляющие голову «светящимся нимбом», отсылают к древнерусским образам.
- Уткин Пётр. Серебристое сияние (Кучук-Кой). 1914–1915. Собрание Наталии Курниковой, Москва
- Петров-Водкин Кузьма. Собака. 1919. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
- Борисов-Мусатов Виктор. Сидящая женщина. Этюд. 1899. Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского
Для многих мастеров Саратовской школы город на Волге, где они получили первоначальное художественное образование, стал отправной точкой на профессиональном пути. А близость к речным просторам и бескрайним степям определила характерные черты их живописи: на картинах в серебристо-голубой гамме, словно миражи, появляются призрачные силуэты героев и предметов.
Одним из первых, кто размышлял об особенностях манеры живописцев и скульпторов Саратовского края, был Александр Савинов. Влияние Саратовской школы живописи выходит далеко за пределы региона. Развивая идеи символизма, художники организовывали выставки Голубой розы и Золотого руна, оказавшие колоссальное влияние на русскую культуру начала XX века.
- Кузнецов Павел. Спящий мальчик. 1911. Собрание Андрея Васильева, Санкт-Петербург
- Кузнецов Павел. В кошаре. 1912. Собрание Андрея Васильева, Санкт-Петербург
Мир художников Саратовской школы представят произведения из фондов Государственного музея изобразительного искусства Республики Татарстан, Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского, Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева и частных собраний.
Куратор выставки и спецпроекта – Анастасия Винокурова, ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.
Музей русского импрессионизма
«АЛЕКСАНДР САВИНОВ. МИРАЖИ»
СПЕЦПРОЕКТ «МИРАЖИ. САРАТОВСКАЯ ШКОЛА»
125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
Выставка открыта 21 октября 2022 г. – 22 января 2023 г.
Пресс-служба Музей русского импрессионизма 31.08.2022
Авангард на телеге в ХХI век (Музей русского импрессионизма)
Другие берега. Русские в Нью-Йорке (Музей русского импрессионизма)
За фасадом эпохи (Галеев галерея)
_________________
>>><<<