Открытки (открытые письма) и почтовые карточки. Что представляется, если говорить о коллекционировании открыток? Советские открытки в первую очередь. Да иначе и быть не может. Если что-то и вспоминается, так только своя культура, пусть ушедшая, пусть заменившаяся технологиями, не оставляющими следов, но культура своя. Открытки, как вещественное подтверждение связи с прошлым, не просто картоночки с картинкой, адресом, почтовой маркой и штемпелем — это память и судьба. Что останется от поколения, поздравляющего с праздником друг друга в соцсети или в мессенджерах? А ничего не останется. Для исследователей будущего мы — поколение немое, неграмотное, необщающееся, одинокое. Но наши отцы и деды — поработали и за наших внуков, развивая культуру общения именно открытками.
Что такое открытка
Открытое письмо (название сократилось до короткого «Открытка») картонная карточка, которая служит для передачи короткой информации, посредством почтового сообщения. Открытка на лицевой части обычно содержит какое-либо изображение. А оборотная часть может содержать много разной важной напечатанной в типографии информации, а также место под сообщение.
Возможно наличие надписи «Почтовая карточка» или «Открытое письмо» (иногда с переводом на иностранные языки, например, CARTE POSTALE, ДОПИСНА КАРТА, DOPISNICE, KORRESPONDENZKARTE, CARTE POSTALE, POSTKARTE, POST-CARD, POCZTÓWKA и т.д.) и предназначена для написания адреса получателя (место для адреса отправителя чаще не определено), для размещения небольшого сообщения, содержит место для наклеивания почтовой марки. Обычно также помещены выходные данные: фамилия автора-художника, название воспроизводимого художественного произведения или фотографии, место размещения подлинника, например, название музея, название (или фирменная марка) издательства (например Изогиз), тираж, цена, номер открытки по каталогу издательства.
Стандартный размер советской открытки 10,5 х 14,8 см (складная открытка в два раза больше). Стандарт позволял не только использовать стандартные конверты, но удобно обрабатывать корреспонденцию в почтовых отделениях. Дореволюционный размер открытки 9,0 х 14,0 см был определён международными договорённостями, достигнутыми на Всемирном почтовом конгрессе в Париже в 1878 году.
Существовали открытки нестандартного размера, часто имевшие собственный конверт.
Как не странно, существуют открытки из тематических наборов, имеющие сзади предупреждающую надпись, что они почтой не пересылаются. Из практики известно, что при наличии чётко указанного адреса и почтовой марки, такие открытки почтальоны уверенно доставляют адресатам.
Для чего нужны открытки
Открытки и стандартные почтовые карточки имеют четыре основных предназначения:
- Открытки служат средством связи;
- Открытки рассчитаны на удовлетворение эстетических запросов потребителя;
- Открытки являются агитационно-пропагандистским средством;
- Открытки являются коллекционным материалом.
Сегодня смело можно утверждать, что открытки также являются важным историческим материалом, изучаемым специалистами.
Кто коллекционирует открытки и что такое филокартия
Первоначально открытки коллекционировали филателисты, т.е. люди увлечённые собиранием и изучением почтовых марок. Со временем коллекционирование открыток выделилось в отдельное коллекционное направление — филокартию, коллекционеры открыток стали называться филокартистами.
Объединения коллекционеров открыток
Советские общества коллекционеров объединяли специалистов разных направлений. Среди коллекционеров марок и менее заметных собирателей значков, филокартисты (коллекционеры открыток) являлись серьёзной коллекционной силой, сплачивающей в своих рядах людей разных профессий, разного уровня достатка и образования. И, конечно же, разных мест проживания. Поэтому общества коллекционеров создавались в разных городах нашей необъятной Родины. Эти общества пропагандировали коллекционирование, осуществляли методическую работу, вовлекали молодёжь, выполняли консультации по коллекционированию и коллекционному материалу, устраивали выставки на предприятиях, организациях и учебных заведениях (часто шефствовали над клубами юных коллекционеров), помогали в получении нужного коллекционного материала. В частности, обществами коллекционеров созданы (конечно, правильнее сказать, что были выпущены, но всё же!) конверты и открытки к разнообразным памятным датам, ставшие коллекционным материалом для любителей. А любителей были тысячи.
Нужно отметить, что коллекционеры открыток (открытых писем, как открытки назывались раннее) также условно разделялись на коллекционеров собственно иллюстрированных открыток и коллекционеров художественных репродукций (изображения произведений искусства). Большинство репродукций сегодня стоят сущие копейки, но это не снижает их исторической значимости, как не становятся менее интересными деньги-«чешуйки» русских князей, которые очень древние, но имеются в огромном количестве.
Напомним, что всё советское время страна не была закрыта для международного общения и зарубежные открытки пополняли отечественные коллекции. И это открытки не только стран, ориентированных на СССР. Вообще советская почта — это пример для подражания даже сегодня. Но это отдельный разговор.
Какие были виды открыток
В СССР выпускались три основных вида открыток: Агитационно-политические открытки, Художественные и Инструктивные. Каждый вид открыток также условно делился на ряд направлений.
- Агитационно-политические открытки посвящены общественно-политическим темам, отражают мероприятия советского правительства и ВКП(б) или Коммунистической партии, события внутреннего и международного значения, а также исторические и знаменательные даты, в т.ч. спортивные мероприятия (олимпиады, фестивали, спартакиады, игры доброй воли и пр.).
- Художественные открытки включают репродукции с произведений отечественного и зарубежного изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры) и открытки с рисунками и фотографиями.
- Инструктивные открытки сообщают в занимательной и художественной форме сведения по санитарии и гигиене, физкультуре и спорту, пропагандируют правила уличного движения и пр.
Следует обратить внимание, что Художественные открытки также несли важную роль: пропаганду советского искусства и искусства советских музеев за рубежом. Произведения русских авторов продвигали, исподволь создавая к ним интерес, а, следовательно, продвигая, повышая общий интерес и стоимость произведений. Многие открытки были снабжены подписями на иностранных языках, указывающими, что изображено на лицевой стороне, а также, что открытка напечатана в USSR.
- Художник Л.И. Соломаткин. Славильщики. Холст, масло, 33х48,5. Киевский музей русского искусства. Изд. Аврора (лицевая и оборотная стороны)
Какие выпускали открытки
Наряду с изданием открыток на отдельные темы (см. ниже) издательства выпускали открытки сериями и подборками, объединёнными общим тематическим признаком, например серии: «Сокровища Третьяковской галереи» (и в ней подтема — подборка «Передвижники» или произведения одного передвижника), «Танцы народов СССР», «Виды Ленинграда» и т. п. Серии и подборки выпускались обандероленными либо в красочно оформленных мягких папках, пакетах и конвертах с вкладным листом, содержащим пояснительный текст, краткие аннотации и перечень сюжетов и объектов, иногда с переводом на иностранные языки (с учётом международных связей и интуристов, приобретающих открытки как сувениры). Иногда перечень и аннотации помещался на одной из внутренних сторон обложки или на клапане пакета-конверта. Ниже эти открытки указаны как Наборы открыток.
В некоторых сериях-подборках открыток, в частности видовые, были пришиты к папке металлической скобой и снабжены перфорацией для отрыва от корешка обложки. (Товарный словарь под ред. Пугачёва).
Какие любимые темы у коллекционеров открыток
Темы коллекционирования достаточно условны, т.к. часто пересекаются и трактуются коллекционерами разных тем в свою сторону, что помогает сделать коллекцию интереснее.
Лениниана
Конечно, собирали лениниану. Можно подумать о как-то политических моментах у такого направления. Не исключено. Но, как представляется, основой являлась эстетика советских открыток — маленьких плакатов или портретов, выполненных высокопрофессиональными художниками.
- Художник П.В. Васильев. В.И. Ленин беседует с красногвардейцами. 1917 г. КОГИЗ КФК Филателия
- Художник Е.А. Кибрик. Владимир Ильич Ленин. Советский художник, Москва, 1963
- Художник Н.Н. Жуков. Лучшее лекарство. Советский художник, Москва, 1969
Искусство
Обязательно собирали искусство (живопись, графика, скульптура). Художественные открытки включают репродукции произведений отечественного и зарубежного изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры), а также открытки с рисунками и фотографиями, выполненными для данного издания.
Таких открыток было огромное множество. Интересно, что они показывают государственный вектор к определённым видам живописи и т.д. или можно сказать иначе: мы видим, какие направления живописи и графики были не в чести и в какое время.
Так мы видим деление не только по видам искусства, но и по направлениям в живописи: русская академическая живопись, советская классика ранняя или поздняя, зарубежная классика, художники востока и т.д.
- Художник Д.Н. Кардовский. Эскиз декорации ко II акту комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», 1922 г. Советский художник, 1964
- Художник Ю.И. Пименов. Новая Москва. 1937. Гос. Третьяковская галерея. Советский художник, 1963
Виды городов
Виды городов. Это потрясающие исторические художественные и фотодокументы, незаменимые для сегодняшних коллекционеров и их коллекций. Городов много и открыток выпущено огромное количество. Москва на открытках, Ленинград на открытках, Рига на открытках, Советские Вильнюс или Таллин, древнерусская архитектура, метрополитен. Часто один и тот же вид показан с одного и того же ракурса, но в разные годы. Это интересно. Нужно понимать, что один и тот же запечатлённый вид города, разными людьми воспринимается по своему. Один видит знакомые с детства места, другой дом, с которым связаны воспоминания или авторства интересующего его направления в строительстве, а кому-то это просто вид столицы или другого города. Для кого-то важна мода на таких открытках, а кто-то видит только вывески магазинов или транспорт.
Возможно, следует сюда же поставить и открытки ВСХВ-ВДНХ (павильоны, экспонаты различных выставок, территории) и метрополитен, и т.п.
К видовым отнесём ещё две темы: географию и этнические мотивы. География — страны или географические точки: горы, моря, полюсы и т.д. А «этнические» открытки показывают национальные костюмы, национальные традиции, предметы и т.д.
- Фото И.Б. Голанд. Москва. Улица Моховая. Минсвязь СССР, 1957
- Фото В. Павлова и Е. Рогова. Станция «Таганская». Кольцевая. Планета, 1981
Транспорт
В видах городов есть ещё одна интересная подтема, которая встречалась: транспорт на открытках с видами городов. Следует обратить внимание, что многие фотографии город содержат, как обязательные, изображения городского транспорта — трамваи, потом появились автобусы, а потом — троллейбусы, не любимые сегодня в Москве. Так московские виды очень часто содержат маленький троллейбус (конечно, панорамы других городов также украшены троллейбусами в не меньшей степени).
- Фото Д. Бальтерманц. Москва. Универмаг «Москва». Советский художник, 1965
- Город-герой Москва. Здание универмага «Детский мир». Правда, 1968
Портреты
Лицевая часть подобных открыток содержит портреты выдающихся общественных и политических деятелей, героев войны, героев социалистического труда, деятелей науки, литературы и искусства — учёных, писателей, композиторов, художников, космонавтов (см. ниже «Космическая тема»). Часто открытки с изображениями лидеров партии (это мог быть тиражный фотопортрет) не предназначались для пересылки почтой и оборотная сторона таких открыток совершенно чистая.
Открытки с изображениями артистов театра и кино выносим в отдельную тему из-за их особенно большого числа.
- Художник И.И. Бродский. И.В. Сталин. Музей Революции Союза ССР, 1934
- И.В. Сталин. Издательство Союз-фото, 1935
- Художник Ф.Н. Малолеткова. И.В. Сталин. ИЗОГИЗ, 1939
- Художник И. Янг. И.В. Сталин первый кандидат в депутаты Верховного совета РСФСР. ИЗОГИЗ, 1939
- И.В. Сталин. Художник Б. Карпов. Художественно-производственный комбинат ССХ Грузии. Тбилиси. Главная филателистическая контора КОГИЗ`а. Москва. Главлит Грузинской ССР. Москва, Гознак, 1939
Актёры театра и кино
Открытки с актёрами — огромная коллекционная тема, захватывающая и дореволюционные и советские образцы. Открытки продавались повсеместно, ведь «Важнейшим искусством для нас является кино». И это не пустые слова и для коллекционеров открыток. Был момент коллекционирования внёсший небольшой разлад: появление цветных открыток — некоторые коллекционеры не приняли цвет и, как не странно, оказались правы. Многие цветные открытки выпущены худшего качества и сейчас выглядят менее достойно созданных в нецветном виде. Всегда нужно помнить: советские девчонки конца 50-х–60-х годов собирали открытки с артистами в огромном количестве, поэтому попадающиеся подборки, чаще всего, созданы их интересами.
Обычно оборотная сторона таких открыток содержит перечень фильмов или спектаклей, где изображённый актёр был задействован.
- Старые стены. Режиссёр В. Трегубович. Анна Георгиевна — Л. Гурченко. Володя — А. Джигарханян. Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства (г. Рига). Ленфильм, 1974 (лицевая и оборотная стороны)
Детский типаж
Открытки с изображением детей можно отнести к отдельной популярной теме коллекционирования. Изображения как рисованные, так и фотографические.
- Фото Е. Мичуриной и И. Ефимова. «А почему вода кусачая?». ИЗОГИЗ, 1954
- Фото А. Станового. Вкусная кукуруза. Планета, Москва, 1969
- Мальчик на контрабасе исполняет сюиту Моцарта. (Nr.1325, DDR?)
Сказки и мультфильмы
Сказки и мультфильмы — одна из важнейших тем в филокартии. Именно эта тема является основной в деле привлечения малышей к этому увлечению. Можете проверить, но большинство обаятельных персонажей не оставляют вас равнодушными и сегодня.
- Художник Ю. Васнецов. Сказка о том, как котёнок стал котом. Стихи А. Прокофьева. ИЗОГИЗ №1027, 1960
- Художник Г.О. Вальк. Дядя Стёпа. Советский художник, 1956
- Художник Г.О. Вальк. ИЗОГИЗ, 1956
Спорт
Открытки на спортивную тему не могли быть забыты коллекционерами из-за огромной популярности спортивных занятий и спортивных соревнований: олимпийские игры, чемпионаты, спартакиады, виды спорта, спортсмены.
- Фото Д. Бальтерманц, С. Гурарий. Москва. Физкультурный парад 1954 года. Финал парада. ИЗОГИЗ, 1955
- Это — обложка. Внутри фото В. Викторова. Слава советскому спорту. ИЗОГИЗ, 1958
Космическая тема
К 1961 году появились коллекционеры космической темы: спутники, звёзды, космонавты. А многие открытки с портретами космонавтов украшены подлинными автографами, советских покорителей космоса. Поэтому космическая тема может соотнестись с темой Портреты.
- Юрий Гагарин. Правда, 1961
- Художник А. Белов. 14 сентября 1959. ИЗОГИЗ, 1959
- Алексей Леонов. Правда, 1965
Флора и фауна
Флора (цветы, ботанические сады и т.п.) и фауна (котики, собаки, дикие животные и др.) на открытках — поразительно красиво всё это выглядело и до сих пор удивляет качеством как фоторабот, так и исполнения в виде открыток.
Иногда спрашивают: «Зачем цветы на советских открытках»? А где же им быть-то, как не на советских? Цветы — это мир, красота, спокойствие, стабильность, надежда, символизм и т.д. Но, красота всё же на первом месте. Т.е. просто красивую открытку, которая нравится тебе — приятно отправить от своего имени. Сегодня тоже печатают цветы — их приятно дарить.
- Фото В. Елисеева. Боксёр. Планета, 1969
- Открытка ГДР (?). Чау-чау. Der Chow-chow. Nr. 1103
Праздники
Новый год, 23 февраля, Международному женскому дню 8 Марта, 1 мая, 9 мая, 7 ноября — основные темы праздничных праздничных открыток. Эти открытки чаще других несут на себе короткие сообщения, адреса получателей почтовые марки гашённые почтовыми штемпелями. В царское время выпущено множество открыток с поздравлениями на Пасху и именины.
- Художник Е.Н. Гундобин. Издание Минсвязи СССР, 1956
- Художник С.Г. Рязанова. Маме к празднику! Советский художник, 1958
- Художник Е. Гундобин. Поздравляю с праздником 1 мая. Издание Министерства связи СССР, 1959
- Художник А. Кокорекин. Первомайский привет с Красной площади! Издательство «Искусство»
- Художник Г.В. Судаков. Праздник победы над фашистской Германией. Воениздат Министерства Вооружённых Сил Союза ССР, 1947
Милитария
Милитария (военная открытка) — отдельная тема, захватывающая и изображения батальных сцен (как специально для открыток изготовленных, так и репродукции картин), художественные и фотоизображения крепостей и других военных строений, изображения военнослужащих, вооружения и амуниции, флотов (очень популярные изображения кораблей, броненосцев, портов), изображения планов боевых действий, военная карикатура. Представляют интерес открытки, отправленные с мест или в места боевых действий. В милитарии существует общепризнанный подраздел: Наполеоника.
- Художник В. Коновалов. Советская артиллерия. Стихи М. Косовского. Издательство «Искусство», 1940
- Художник В. Коновалов. Советские ВВС. Стихи П. Германа. Издательство «Искусство», 1940
- Художник В. Коновалов. Советская кавалерия. Стихи В. Лебедева-Кумача. Издательство «Искусство», 1940
- Художник В. Коновалов. Советская ВМФ. Стихи М. Косовского. Издательство «Искусство», 1940
- Художник В. Коновалов. Советская пехота. Стихи В. Лебедева-Кумача. Издательство «Искусство», 1940
Открытки периода Великой Отечественной войны
Любопытная и сегодня встречающаяся тема: открытки периода Великой Отечественной войны. Это и плакаты, и запечатлённые подвиги советского народа, и руководители партии и правительства, и живопись и графика этого периода, в т.ч. карикатуры, сегодня снова получившие актуальное звучание.
- Художник Б.В. Васильев. Поединок советской подводной лодки с двумя фашистскими самолётами. Издательство «Искусство», 1941
- Художник Б.В. Васильев. Образец отваги и прекрасного умения водить танк. Издательство «Искусство», 1941
- Художники М.И. Поляков, Б.Ф. Рыбченков, А.А. Суворов. Издательство «Искусство», 1941
- Новогодний привет доблестным воинам Красной армии, героически защищавшим свободу и жизнь народов СССР от немецких захватчиков! Издательство «Искусство», 1941
- Новогодний привет из Москвы! С новым годом! Издательство «Искусство», 1941
- Новогодний привет из Москвы! Пушкин. Издательство «Искусство», 1941
- Новогодний привет из Москвы! Издательство «Искусство», 1941
- Художник В. Айвазян. Новогодний привет доблестным воинам Красной армии, героически защищающим свободу и жизнь народов СССР от немецких захватчиков! Издание Художественного фонда СССР, 1941
- С новым годом, наш родной, любимый защитник! Издательство «Искусство», 1941
Советская тема
Советскую тему не приходилось видеть на первом месте. Но она также, хотя и не очень часто, присутствует в коллекциях. Тема достаточно исторична и требует много дополнительных знаний; пересекается с Праздниками (с советскими праздниками, конечно), Портретами, Выборами и др. Но коллекционирование имеет основой другой подход к подбору материала и ставит собственные акценты.
- Художник А. Дейнека. Механизируем Донбасс. ИЗОГИЗ, 1930
- Герб Союза Советский Социалистических Республик. Издательство «Искусство», до 1946
- Художник А. Антонченко. Родине Октября Слава! ИЗОГИЗ, 1962
Реклама
Рекламные открытки (правильнее назвать рекламно-информационные), имеющие задачей рекламировать о товарах и услугах — выпускались в Российской империи и в советский период. Многие из них стали редкостью, например, открытки, которые покупатели находили в коробках с продукции кондитерской фабрики «Эйнем» и, например, распространённая реклама швейных машин компании «Зингер», а в СССР открытки ТОРГСИН и т.д. Ну и т.п.
Фестивали
Популярная тема посвящена Фестивалям. Наиболее любимый VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957 года. Первоначально покажется, что таких открыток не много, но они выпускались большими тиражами, с хорошо продуманными изобразительными частями. Может быть сегодня не так много коллекционеров этой темы, но это очень достойная тема.
- Художник В. Бордзиловский. На фестиваль. ИЗОГИЗ, 1957
- Художник Е. Пашков. Дружба. ИЗОГИЗ, 1957
Рецепты
Постоянно забываем о наборах открыток, которые назовём «Рецепты». Такие наборы пользовались популярностью у хозяек удобством использования: хорошие фотографии разнообразных блюд (от высокой кухни до национальных, детских и быстрых перекусов), которые были снабжены описаниями разнообразных способов приготовления. К сожалению, эти открытки вряд ли можно назвать коллекционным материалом — это был рабочий материал, помощник на кухне, состояние которого в массе далеко от совершенства. Но, возможно, кому-то и они доставляют удовольствие. Заметим, что авторы этих открыток — сильные профессионалы, а подготовка открытки с фотографией блюда и рецептом — не менее сложно и ответственно, чем изготовление открытки с фотоизображением известного памятника.
- Фото М. Анфингера. Манты (Из серии «Блюда узбекской кухни»). Планета, 1970
- О. Чиликин. Комплект открыток «Детям к столу» 15 шт. Планета, 1972 (На обложке знаменитое Яйцо в поварском колпаке!)
- Фото Ю. Абрамочкина. Гурьевская каша. Планета, 1987
Открытки-приглашения
Открытки-приглашения представляют собой информационные открытки, информирующие или приглашающие принять участие в выборах в органы верховной и местной власти и т.д. Как не удивительно, но при огромных тиражах, стоят они иногда дорого.
- «Все на выборы!» Варианты открыток, приглашающих прийти на выборы
Юмор и карикатуры
Открытки, выполненные на основе забавных рисунков и карикатур были популярны и в до- и в послереволюционное время (в т.ч. военная карикатура). Такие открытки в т.ч. поступали в Россию и СССР из-за рубежа.
Советская политическая карикатура, как не покажется странным, пользовалась популярностью. Сегодня мы видим, что она не утратила актуальность и снова востребована.
- Художник Ю. Черепанов. Почти по Гоголю. ИЗОГИЗ, 1955
- Художник В. Коновалов. Неужели цветы? ИЗОГИЗ, 1956
- Художник К. Ротов. Из серии «По следам Крокодила», 1956
- Художники Кукрыниксы. Стихи М. Коссовского. Мальбрук в поход собрался. Издательство «Искусство», 1939
- Художники Кукрыниксы. Стихи М. Коссовского. Пограничный столб. Издательство «Искусство», 1939
- Художники Кукрыниксы. Стихи М. Коссовского. Советская подворотня. Издательство «Искусство», 1939
- Художники Кукрыниксы. Стихи М. Коссовского. Слон и козявка. Издательство «Искусство», 1939
- Художники В. Брискин и В. Фомичёв. Стихи М. Коссовского. На границе у Хасана. Издательство «Искусство», 1939
- Художники В. Брискин и В. Фомичёв. Стихи М. Коссовского. К Хасану шли японцев рати, и эти рати вёл Ямати. Издательство «Искусство», 1939
- Художник Б. Пророков. Мы врага встречаем просто: били, бьём и будем бить. Издательство «Искусство», 1939
- Художник В. Иванов. Рабы разгибают спину. Издательство «Искусство», 1939
- Художник П. Шухмин. Место для посадки. Издательство «Искусство», 1941
- Художники Н.А. Шишловский и И.А. Ершов. Стихи Демьяна Бедного. Издательство «Искусство», 1941
Звуковые открытки
Звуковые открытки вернее указать как озвученные открытки. Озвученные открытки содержали вклеенный между двумя слоями бумаги пищик, с наклеенной на них небольшой и небьющейся грампластинкой, с нотами и текстом популярных песен.
Стереооткрытки (переливашки)
Открытки-переливашки (как карманные календарики-переливашки) были в большой моде. Два сменяющих при наклоне открытки изображения чаще могли дополнять друг друга, а могли быть разными. Очень были популярны японские открытки с подмигивающими девушками.
- Японская открытка-переливашка (CSP-5. © WONDER CO. TOKYO. MADE IN JAPAN)
Открытки-раскладушки
Открытки-раскладушки обычно состоят из двух страниц, между которыми оказывается объёмная композиция из плотной бумаги, выполненная по принципу детских книжек-раскладушек.
Дореволюционные открытки
Отдельно вспомним открытки дореволюционные, как Российской империи, так и зарубежные. Тематика охватывала все стороны жизни, а качество исполнения часто превосходило советское и, как не удивительно, — а нам уже совсем не удивительно, — современное. Дореволюционных открыток во многом определяли виды советских, конечно, за некоторыми исключениями. К таким исключениям можно отнести авторские открытки Елизаветы Бём.
Многие открытки разных издателей повторяли изображение, оказавшееся самым важным и популярным на момент выпуска данной открытки. Заметно, что фотографы советского периода стали работать профессиональнее и более художественно, по сравнению с дореволюционными авторами.
Помимо тех, которые в силу политических перемен или технических достижений, ещё не имели место в царской России, существовали, например, открытки Гламурные, которые сегодня находятся в некоторых коллекциях.
- Памятник императору Александру III. Издатель И.Е. Селин
- Памятник императору Александру III. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, Москва
- Памятник императору Александру III. Издатель С.Ф. Фёдоров, Москва
- Памятник императора Александра III (1503, издатель не указан)
Карточки радиообмена
Не знаем насколько активно коллекционируют филокартисты карточки радиообмена. Скорее всего основное количество филокартистов карточки радиообмена не коллекционируют. Карточка радиообмена документально подтверждает факт проведения сеанса радиосвязи между двумя радиолюбителями. На карточке радиообмена написаны позывные обоих операторов, время и дата контакта, использованная радиочастота и т.д.
- Карточка радиообмена (лицевая и оборотная стороны). СССР. Москва. Первая в мире промышленная атомная электростанция.
Картмаксимумы
Открытки, выпущенные для доукомплектования серий или единичных экземпляров марок, которые наклеиваются на лицевую часть картмаксимума и проштамповываются специально изготовленным к определённой дате почтовым штемпелем. Картмаксимумы коллекционируют максимафилисты и не являются предметом коллекционирования филокартистов, поэтому мы о них рассказывать не станем.
Самодельные и условно самодельные открытки
Существуют интересные самодельные открытки. Они появляются постоянно, изготавливаемые практически в единственном числе или чуть более того. Это открытки могут быть очень красивыми и трогательными. Но также существуют открытки, выглядящие как самодельные, но изготовленные предприятиями — это делалось для привлечения интереса к открыткам. Ниже покажем вариант условно самодельных открыток, подготовленных для предоставления к закупке Министерством торговли СССР представителями СФРЮ в конце 1980-х годов. Изображения — аппликация. Уверенно можно назвать образцы этих югославских открыток раритетными.
Открытки условно самодельные. Югославия
Наборы открыток
Открытки могут поступать в продажу или коллекционироваться в виде тематических наборов, например, открытки посвящённые конкретному человеку (изображённому на открытке или автору изображения), определённому событию в жизни страны, памятной дате города, организации и т.д. Популярными являются наборы, посвящённые истории, музейным коллекциям и т.д. Наборы открыток обычно располагаются в картонном или бумажном художественном футляре-обёртке, несущем на себе дополнительные сведения об открытках набора, событии, авторе, издательстве, типографии, стоимость и т.п.
- Художник П. Васильев. В.И. Ленин в Смольном. Издательство «Искусство», 1939
- Художник П. Васильев. Выступление И.В. Сталин по докладу В.И. Ленина на Апрельской конференции. 1917 г. Издательство «Искусство», 1939
- Художник П. Васильев. В.И. Ленин на прогулке в Кремле после ранения. 1918 г. Издательство «Искусство», 1939
- Художник П. Васильев. В.И. Ленин и И.В. Сталин выходят из Смольного. Издательство «Искусство», 1939
- Художник П. Васильев. В.И. Ленин слушает доклад товарища Щорса. Издательство «Искусство», 1939
- Художник П. Васильев. В.И. Ленин, И.В. Сталин и Л.М. Каганович среди делегатов Всероссийской конференции военных организаций большевиков. Июнь 1917 г. Издательство «Искусство», 1939
- Художник П. Васильев. В.И. Ленин, И.В. Сталин и В.М. Молотов в редакции газеты «Правда». 1917 г. Издательство «Искусство», 1939
- Художник П. Васильев. В.И. Ленин беседует с А.М. Горьким в Кремле. 1920 г. Издательство «Искусство», 1939
- Художник П. Васильев. Выступление В.И. Ленина на I Всероссийском съезде крестьянских депутатов в Петрограде. 1917 г. Издательство «Искусство», 1939
Другие виды и современность
Конечно, есть и другие виды, которые мы упустили, но можем добавить, если они имеют большой коллекционный объём.
Также не упоминаем отдельно об открытках небольшого размера, обычно продававшихся тематическими наборами, которые были в массе рассчитаны на туристов.
Современные открытки не являются темой этого материала, т.к. упоминание будет рекламой: но хорошие открытки всё же встречаются.
Изготовление открыток
Открытки относятся к полиграфической продукции. Изготавливаются в следующей технике полиграфического исполнения: офсет, глубокая или высокая печать. Соответствующие и главные требования к качеству открыток как для всей печатной продукции. Главные из них: идентичность с оригиналом, особенно чёткая печать на мелованной или офсетной бумаге достаточной плотности, совмещение красок при двух- и многокрасочной печати.
Выбор того или иного способа печати зависит от художественных и технических требований воспроизводимого оригинала — рисунка, цветной или чёрно-белой фотографии. Для малотиражных изданий и определённых сюжетов, например видовых открыток, применялась фотопечать на фотобумаге. Максимальный размер иллюстрированных открыток составлял 10,5 х 14,8 см. Изредка выпускались открытки и меньших размеров, так называемые «визитки», а также двойного открыточного формата в один сгиб (по преимуществу с поздравительным текстом) — Товарный словарь под ред. Пугачёва.
Конгревное тиснение (конгрев) — механическая доработка изготовленной открытки (в нашем случае) для создания определённого рельефа (выпуклое или вогнутое) выполненного давлением посредством клише и контрштампа (патрица, выпуклое изображение).
Как показывает время конгревное тиснение, применявшееся при изготовлении открыток в Российской империи, стойко к внешним воздействиям и долговечно.
Выпускались открытки, комбинированные из разных материалов (например, картон, обклеенный шёлковой или иной тканью). В ряде случаев на открытках применялась ручная подкраска рисунка, выполненного полиграфическим способом, с наложением дополнительно рельефных красок и блестящей «бриллиантовой» осыпи.
Кто делает открытки
Иллюстрированные открытки издавались Министерством связи СССР, центральными издательствами — «Изогиз», «Советский художник», «Правда», республиканскими, областными, краевыми издательствами, музеями, Государственной филателистической конторой и др. Часто открытки издавались по заказу, например, заказчиком часто являлись общества коллекционеров.
Почтовые карточки выпускались Министерством связи СССР в порядке предоставленного ему монопольного права.
Изготовителей открыток много. Обычно это работа двух организаций: издательства и типографии.
Наш журнал также помогал издателю Олегу Миронову выпускать открытки для любителей посткроссинга, т.е. открытки предназначенные сразу для коллекций и продажу не поступавшие, хотя некоторая часть была разослана в виде обычных почтовых отправлений или раздарена. Это теперь коллекционная редкость.
Авторы открыток
Популярные авторы (художники) открыток: Елизавета Меркурьевна Бём (1843–1914), Василий Николаевич Сигорский (1902–1978), Евгений Николаевич Гундобин (1910–1975), Иосиф Гиршевич Брюлин (1910–1976), Маргарита Старасте-Бордевика (латыш. Margarita Stāraste-Bordevīka, 1914–2014), Генрих Оска́рович Вальк (1918–1998), Владимир Иванович Зарубин (1925–1996), Лидия Марковна Манилова (1926–2005), Глеб Георгиевич Бедарев (род. 1938), Владимир Иванович Четвериков (1943–1992) и др.
Следует обратить внимание, что часто для открыток использовались фотоработы лучших фотомастеров, таких как Дмитрий Николаевич Бальтерманц (1912–1990), Николай Николаевич Штерцер (1899–1943), Елизавета Всеволодовна Игнатович (1903–1983), Евгений Ананьевич Халдей (1917–1997), Илья Борухович Голанд (1918–1977), Михаил Петрович (1912–1991) и Александра Константиновна Ананьины и др.
Целые и цельные
Целые и цельные открытки. Данные понятия перешли из филателии.
Целая вещь — это наименование почтовых отправлений (открытки, конверты, в т.ч. конверты первого дня), прошедших почту, с наклеенными почтовыми марками и без марок.
Цельная вещь — наименование почтовых отправлений, на которых почтовые марки напечатаны.
Отметим, что от коллекционеров никогда эти термины в предложенном контексте слышать не приходилось.
Открытки целые и цельные
Возможные дефекты открыток
Как любая печатная продукция открытки могут иметь соответствующие им дефекты, т.е. так называемый полиграфический брак.
- Двоение
- Непропечатка
- Несовмещение красок
- Разнооттеночность (разноцветица)
- Сорность
Открытки, после того, как стали цветными, часто легко ломались при небольшом изгибе из-за недостаточной механической прочности бумаги.
Также возможны надрывы, отсутствие частей, изломы и сгибы.
Кодировка степени сохранности открыток
М – идеальное состояние открытки без каких-либо дефектов.
NM – практически новая открытка с допустимыми еле заметными небольшими следами старения (например, от долгого хранения в фотоальбоме).
EX – отличное состояние открытки, прежде всего, с лицевой стороны открытки (изображение). На открытке допускаются надписи и штемпели, при условии, что она сохраняет свой первоначальный вид.
VG – хорошее состояние открытки с допустимыми вмятинами и изгибами, надписями, штемпелями и неповреждённой лицевой частью.
G – наличие у открытки обтрепавшихся углов, загибов и складок, надписей, меток, штемпелей.
FR – повреждённые и реставрированные открытки.
Торговля открытками
В России торговля открытками осуществлялась почтовыми предприятиями, лотошниками, фотоателье и др. В основном торговля открытками в Советском Союзе осуществлялась предприятиями Министерства связи СССР (почтовые отделения), книжными магазинами (и другими торговыми точками книготорговой сети), магазинами канцелярских принадлежностей и культтоваров, торговыми точками системы Смешторг, магазинами и киосками Союзпечать, сувенирными магазинами и киосками (в т.ч. на кораблях, портах, аэропортах и т.д.), в гостиницах, а также лоточниками (в общественных местах) и фотоателье. Сегодня открытки можно приобрести практически в тех же местах, но сменивших наименования.
Выкладка открыток в магазине. В магазинах открытки для лучшего обозрения выкладывались на вертушках, настольных и настенных витринах, в ящиках и альбомах по определённым группам, например: репродукции с картин, детские открытки, поздравительные, виды столицы и городов, цветы, артисты кино и т. п. Открытки, напечатанные фотоспособом, выкладывались отдельно. Там, где в продаже имелось много наименований открыток, выставленные образцы снабжались ярлычками с порядковыми номерами, — покупатель называл нужные ему номера, и продавец подбирал по ним требуемый товар. При отпуске покупателю открытки укладывались в фирменный конверт магазина или завёртывались в обёрточную бумагу. В торговых предприятиях к ассортименту открыток обычно присоединяли и другую изопродукцию, близкую по темам, оформлению и технике воспроизведения: разных размеров листовки-сувениры, подборки-раскладушки, состоящие из склеенных друг с другом и сложенных в виде гармошки фотографий, например «Стадион имени Ленина», «Московский университет имени Ломоносова» и т. п.; цветные и тоновые фотоминиатюры, т. н. «диплианты». В продаже имелись специальные альбомы для открыток. Использование альбомов с пластиковыми карманами стало популярным в последние 30-35 лет. Открытки размещаются в двухсторонний прозрачный пластиковый кармашек по две штуки задниками друг к другу. Любопытно, что сохранились оригиналы собирающие открытки в альбомы с перфорированными дугообразными отверстиями под уголки открыток — может и не современно, но смотрится очень стильно, особенно в бархатных альбомах.
Упаковка, маркировка и транспортирование. Издатели-поставщики сдавали тиражи открыток оптовым книготоргующим организациям в наглухо заклеенных пачках, содержащих по 1—2 тысячи экземпляров, причём каждые 100 экземпляров должны были быть обандеролены. На один из торцов пачки наклеивалась открытка со штемпелем «Образец», а на другой торец — маркировочная этикетка с указанием фамилии автора-художника, названия сюжета, издательства и типографии, количества открыток в пачке и контрольного номера упаковщицы.
Транспортировались открытки уложенными в картонные короба в контейнерах (Товарный словарь под ред. Пугачёва).
Альбомы для открыток
Для открыток используются альбомы для фотографий. Это фотоальбомы были удобны для фотографий, которые вклеивались в такие альбомы, содержавшие просто чистые листы. Но для открыток эти альбомы несколько усовершенствовались: под уголки открыток прорезались отверстия. Открытка состоит из двух сторон и коллекционеру важно иметь возможность обе стороны видеть при необходимости (как посмотреть самому, так и показать коллегам). Самостоятельно можно было сделать (или приобрести) накладки на уголки для крепления открыток: накладки крепятся к листам и уже в них вставляются открытки. Но самые лучшие фотоальбомы имели фабричные прорези в листах. Некоторые коллекционеры считают, что такие прорези вредят открыткам, оставляя характерные следы на углах, но зато открытки располагаются ровно-ровно.
С началом широкого использования пластическим масс, появились фотоальбомы с прозрачными страницами-кармашками (наподобие визитниц), в которые открытки размещать ещё удобнее: можно по одной, а можно и по две, сложив их оборотными сторонами.
Но, не отрицая удобство фотоальбомов, многие коллекционеры хранят открытки в специальных коробках или ящиках. Самые продвинутые — в специальных шкафчиках. Существует мнение, что при таком хранении открытки изнашиваются — согласиться с этим трудно, ведь подобное зависит от самого коллекционера: неаккуратный — всё испортит и в бронированном сейфе.
Самодельный альбом для открыток с самодельными прорезями для открыток
- Фотоальбом с фабричными прорезями страниц для размещения фотографий и открыток
Какие открытки ценятся
Вопрос сам по себе не корректный, т.к. открытки ценятся или коллекционерами, или продавцами. Коллекционеры ценят те открытки, которые собирают в свои коллекции и никак иначе. Если вы услышите, что ценны открытки дореволюционные с видами городов или поздравлениями, или направленные кому-то из представителей царствующей династии, то это уже интерес не коллекционный, а интерес продавца, который мог этот интерес и сформировать. Какая разница собирателю живописи, как ценятся открытки с животными? Разве что для обмена. А вот для торговца открытками разнести все открытки по линейке от дешёвых до дорогих — крайне важно. Этим создаются условия получения дополнительной прибыли. Например, почему открытки с рисунками Зарубина дороже, чем с рисунками Валька? Да не почему! Просто так придумали, поверили и закрепили. Хотя оба художника отставили след в советской филокартии.
Собирайте то, что вам интересно, не заморачивайтесь остальным.
Чистые или подписанные
Коллекционировать открытки чистые, т.е. не отправленные, без написанного адреса, сообщения и т.п., или же открытки прошедшие почту — это зависит от пристрастия коллекционера: ведь для одних важно то, что открытку никто не использовал, а другим ценна почтовая история открытки и история её сообщения — краткое письмо, повод написания, место и время отправления, отправитель и получатель, а также наличие почтовой марки и штампы постовых отделений.
Что такое посткроссинг
Существует несколько вариантов коллекционирования. Кто-то коллекционирует, сразу размещая приобретённые открытки в альбомы.
Но кого-то привлекают открытки, прошедшие почту. И не только прошедшие, а специально вам оправленные почтой, получившие соответствующие штампы на марках. Это называется посткроссинг (postcrossing), которым увлекаются тысячи людей по всему миру, оправляя друг другу открытки.
Коллекционеры и собиратели открыток
Эти два понятия соотносятся ровно также как и в других видах коллекционирования. Коллекционер — собирает, изучает, пропагандирует и т.п. А собиратель, в основе, старается взять количеством материала. В филокартии легко увлечься именно количеством.
Известные коллекционеры
Арсен Аркадьевич Мелитонян и Василий Владимирович Волков — известнейшие отечественные коллекционеры, знатоки и пропагандисты филокартии, авторы книг.
Мария Яковлевна Чапкина (1951–2014) — автор книг «Художественная открытка. К столетию открытки в России» (1993), «Русская рождественская и новогодняя открытка» (2012), «Привет из Столицы! Советские поздравительные открытки 1917–1991 годов» (2012).
Виктор Васильевич Петраков (1947–2016) — коллекционер открыток, начальник управления по сохранению культурных ценностей Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) в 2010–2011 годах, позднее — советник министра культуры РФ, автор книги «Ротмистр Подушкин и его открытки».
Дополнение
Открытки присутствуют у многих коллекционеров, как элемент дополнения других тематических коллекций. Например, открытки часто помогают фалеристам не только лучше понять самим, но и представить свой коллекционный материал.
Главный редактор Алексей Сидельников
Ашхабад на спичечных этикетках
_________________