Открытки

Коллекционирование открыток

in О коллекционировании/Филокартия 3403 views

Открытки (открытые письма) и почтовые карточки. Что пред­став­ляет­ся, если го­во­рить о кол­лек­цио­ни­ро­ва­нии от­кры­ток? Со­вет­ские открытки в пер­вую оче­редь. Да ина­че и быть не мо­жет. Если что-то и вспо­ми­нает­ся, так толь­ко своя куль­ту­ра, пусть ушед­шая, пусть за­ме­нив­шая­ся тех­но­ло­гия­ми, не остав­ляю­щи­ми сле­дов, но куль­тура своя. Открытки, как вещест­вен­ное под­твержде­ние свя­зи с прош­лым, не просто картоночки с картинкой, адресом, почтовой маркой и штемпелем — это память и судьба. Что останется от поколения, поздравляющего с праздником друг друга в соцсети или в мес­сенджерах? А ничего не останется. Для ис­сле­дователей будущего мы — по­коле­ние не­мое, неграмотное, не­общаю­щееся, оди­нокое. Но наши отцы и деды — поработали и за наших внуков, развивая культуру общения именно открытками.

Что такое открытка

Открытое письмо (название сократилось до корот­кого «Открытка») картонная карточка, которая на лицевой части содержит какое-либо изображение.

А оборотная часть может содержать много разной важной информации.

Возможно наличие надписи «Почтовая карточка» или «Открытое письмо» (иногда с переводом на иностранные языки, например, CARTE POSTALE, ДОПИСНА КАРТА, DOPISNICE, KORRESPONDENZ­KARTE, CARTE POSTALE, POSTKARTE, POST-CARD, POCZTÓWKA и т.д.) и предназначена для написания адреса получателя (место для адреса отправителя чаще не определено), для размещения небольшого сообщения, содержит место для наклеивания почтовой марки. Обычно также помещены выходные данные: фамилия автора-ху­дожника, название вос­произ­води­мого худо­жест­вен­ного произ­веде­ния или фотографии, место размещения подлинника, например, наз­вание музея, название (или фирменная марка) изда­тельства (например Изогиз), тираж, цена, номер открытки по каталогу издательства.

Стандартный размер советской открытки 10,5 х 14,8 см (складная открытка в два раза больше). Стандарт позволял не только использовать стан­дартные конверты, но удобно обрабатывать кор­респонденцию в почтовых отделениях. Доре­волю­цион­ный размер открытки 9,0 х 14,0 см был определён между­народными дого­ворён­ностями, достиг­нутыми на Всемирном почтовом конгрессе в Париже в 1878 году.

Существовали открытки нестандарт­ного раз­мера, часто имевшие собственный конверт.

Как не странно, существуют открытки из тема­тических наборов, имеющие сзади пре­дупреждаю­щую надпись, что они почтой не пересылаются. Из практики известно, что при наличии чётко ука­занного адреса и почтовой марки, такие открытки поч­тальоны уверенно доставляют адресатам.

Открытки

Для чего нужны открытки

Открытки и стандартные почтовые карточки имеют четыре основных предназначения:

  • Открытки служат средством связи;
  • Открытки рассчитаны на удов­лет­во­­рение эстетических за­про­­сов потребителя;
  • Открытки являются агитацион­но-пропа­­ган­дист­­ским средством;
  • Открытки являются кол­лек­цион­ным материалом.

Сегодня смело мож­но утверж­дать, что открыт­ки также яв­ляются важ­ным исто­рическим мате­риалом, изу­чае­мым специалистами.

Кто коллекционирует открытки и что такое филокартия

Первоначально открытки кол­лек­цио­ни­ровали филателисты, т.е. лю­ди увле­чённые собира­нием и изу­чением поч­товых марок. Со вре­ме­нем кол­лек­цио­ниро­ва­ние от­крыток вы­де­ли­лось в отдельное кол­лекционное на­правление — филокартию, кол­лек­ционеры открыток стали называться филокартистами.

Что такое посткроссинг

Существует несколько вариантов коллекционирования. Кто-то кол­лекциони­рует, сразу размещая приобретён­ные от­крытки в альбомы.

Но кого-то привлекают открытки, прошедшие почту. И не только прошедшие, а специально вам оправленные почтой, получившие соот­вет­ствующие штампы на марках. Это назы­вается посткроссинг (postcrossing), которым увлекаются ты­сячи людей по всему миру, оправляя друг другу открытки.

Объединения коллекционеров открыток

Советские общества кол­лек­цио­неров объединяли специалистов разных направлений. Среди коллекционеров марок и менее заметных собирателей знач­ков, филокартисты (кол­лек­цио­неры открыток) являлись серьёзной кол­лек­ционной силой, спла­чиваю­щей в своих рядах людей разных профессий, разного уровня достатка и образования. И, конечно же, разных мест проживания. Поэтому общества кол­лек­ционеров соз­давались в разных горо­дах нашей не­объятной Родины. Эти общества пропаганди­ро­вали кол­лек­циони­ро­вание, осущест­вляли мето­ди­ческую работу, во­влекали молодёжь, выпол­няли консуль­тации по кол­лекцио­ниро­ванию и коллек­ционному материалу, устраивали выставки на пред­приятиях, организациях и учебных заведениях (часто шефствовали над клу­бами юных коллек­ционеров), по­могали в получении нужного кол­лек­ционного материала. В частности, об­ществами кол­­лекцио­неров созданы (ко­нечно, правильнее сказать, что были выпущены, но всё же!) конверты и от­крытки к разнообразным памятным датам, ставшие коллекцион­ным материалом для любителей. А любителей были тысячи.

Нужно отметить, что коллекционеры открыток (открытых писем, как открытки назывались раннее) также условно разделялись на кол­лек­цио­не­ров собственно иллюст­рирован­ных открыток и коллекционеров худо­жест­вен­ных репро­дукций (изображения произ­ве­дений искусства). Большинство репро­дукций сегодня стоят сущие копейки, но это не снижает их исто­рической зна­чимости, как не становятся менее инте­ресными день­ги-«чешуйки» рус­ских князей, которые очень древ­ние, но имеют­ся в огромном количестве.

Напомним, что всё советское время страна не была закрыта для между­народного общения и зарубежные открытки пополняли отечественные коллекции. И это открытки не только стран, ориен­тиро­ван­ных на СССР. Вообще совет­ская почта — это пример для подражания даже сегодня. Но это отдель­ный разговор.

Какие были виды открыток

В СССР выпускались три основных вида открыток: Агитационно-поли­ти­чес­кие от­крытки, Худо­жествен­ные и Инструк­тив­ные. Каждый вид от­крыток также условно делился на ряд направлений.

  • Агитационно-поли­ти­ческие от­крыт­ки посвя­щены обще­ст­вен­но-поли­тическим темам, отражают меро­приятия совет­ского пра­витель­ства и ВКП(б) или Коммунисти­ческой партии, со­бытия внутреннего и между­народ­ного зна­чения, а также  исто­ри­ческие и знаме­нательные даты, в т.ч. спортивные меро­приятия (олимпиады, фестивали, спартакиады, игры доброй воли и пр.).
  • Художественные открытки вклю­чают репродукции с произведений отечест­венного и зару­беж­ного изобра­зитель­ного искусства (живо­писи, графики, скульптуры) и открытки с рисунками и фотографиями.
  • Инструктивные открытки сооб­щают в зани­матель­ной и худо­жествен­ной форме сведения по санитарии и гигиене, физкуль­туре и спор­ту, пропагандируют правила уличного движения и пр.

Следует обратить внимание, что Художественные открытки также несли важную роль: про­паганду советского искусства и искус­ства советских музеев за рубежом. Произведения русских авторов продвигали, исподволь создавая к ним интерес, а, следовательно, продвигая, повышая общий интерес и стоимость произведений. Многие открытки были снабжены подписями на иностранных язы­ках, указывающими, что изображено на лицевой стороне, а также, что открытка напечатана в USSR.

  • Художник Л.И. Соломаткин. Славильщики. Холст, масло, 33х48,5. Киевский музей русского искусства. Изд. Аврора (лицевая и оборотная стороны)

Какие выпускали открытки

Наряду с изданием открыток на отдельные темы (см. ниже) издательства выпускали открытки сериями и подборками, объединён­ными общим тематическим признаком, например серии: «Сокровища Третьяковской галереи» (и в ней подтема — подборка «Пере­движ­ники» или произведения одного пере­движ­ника), «Танцы народов СССР», «Виды Ле­нинграда» и т. п. Серии и под­борки вы­пускались обан­деролен­ными либо в красочно оформленных мягких папках, па­кетах и конвертах с вкладным листом, содержащим пояснительный текст, краткие аннотации и перечень сюжетов и объектов, иногда с переводом на ино­стран­ные языки (с учётом между­народных связей и инту­ристов, приобре­тающих от­крытки как сувениры). Иногда перечень и анно­тации помещался на одной из внутренних сторон обложки или на клапане пакета-конверта.

В некоторых сериях-под­борках открыток, в частности видовые, были пришиты к папке металлической скобой и снабжены пер­фо­рацией для отрыва от кореш­ка обложки. (Товарный словарь под ред. Пугачёва).

И. Семёнов. Пионерская весна. Советский художник, 1962
Художник И. Семёнов. Пионерская весна. Советский художник, 1962

Какие любимые темы у коллекционеров открыток

Темы кол­­лек­цио­ни­рования до­статочно условны, т.к. часто пересекаются и трактуются кол­лек­ционера­ми разных тем в свою сто­рону, что помогает сделать коллекцию интереснее.

Лениниана

Конечно, собирали лениниану. Можно подумать о как-то политических моментах у такого направления. Не исклю­чено. Но, как представляется, осно­вой являлась эстетика советских открыток — маленьких плакатов или портретов, выпол­ненных высоко­профес­сиональ­ными художниками.

  • Художник П.В. Васильев. В.И. Ленин беседует с красногвардейцами. 1917 г. КОГИЗ КФК Филателия
  • Художник Е.А. Кибрик. Владимир Ильич Ленин. Советский художник, Москва, 1963
  • Художник Н.Н. Жуков. Лучшее лекарство. Советский художник, Москва, 1969

Искусство

Обязательно собирали искусство (живопись, графика, скульптура). Художественные открытки включают репродукции произ­ведений оте­чественного и зарубежного изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры), а также открытки с рисунками и фотографиями, выполненными для данного издания.

Таких открыток было огромное множество. Инте­ресно, что они показывают госу­дар­ствен­ный вектор к определённым видам живописи и т.д. или можно сказать иначе: мы видим, какие направления живописи и графики были не в чести и в какое время.

Так мы видим деление не только по видам искус­ства, но и по направлениям в живописи: рус­ская академическая живопись, совет­ская классика ранняя или поздняя, зару­бежная классика, художники востока и т.д.

  • Художник Д.Н. Кардовский. Эскиз декорации ко II акту комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», 1922 г. Советский художник, 1964
  • Художник Ю.И. Пименов. Новая Москва. 1937. Гос. Третьяковская галерея. Советский художник, 1963

Виды городов

Виды городов. Это потрясающие исторические художественные и фото­документы, незаменимые для сегод­няшних кол­лекционеров и их коллекций. Городов много и открыток выпущено огром­ное количество. Москва на открыт­ках, Ленинград на открытках, Рига на открыт­ках, Советские Вильнюс или Таллин, древнерус­ская архитектура, метро­политен. Часто один и тот же вид показан с одного и того же ракурса, но в разные годы. Это интересно. Нужно пони­мать, что один и тот же запе­чат­лён­ный вид города, разными людьми воспринимает­ся по своему. Один видит знакомые с дет­ства места, другой дом, с которым свя­заны воспо­минания или ав­торства инте­ресующего его направ­ления в строи­тель­­стве, а кому-то это просто вид столицы или другого города. Для кого-то важна мода на таких открыт­ках, а кто-то видит только вывески магазинов или транспорт.

Возможно, следует сюда же поставить и открытки ВСХВ-ВДНХ (павильоны, экспонаты различных выставок, территории) и метрополитен, и т.п.

К видовым отнесём ещё две темы: географию и этнические мотивы. География — страны или географические точки: горы, моря, полюсы и т.д. А «этнические» открытки пока­зывают националь­ные костюмы, на­цио­наль­ные традиции, предметы и т.д.

  • Фото И.Б. Голанд. Москва. Улица Моховая. Минсвязь СССР, 1957
  • Фото В. Павлова и Е. Рогова. Станция «Таганская». Кольцевая. Планета, 1981

Транспорт

В видах городов есть ещё одна интересная подтема, которая встре­чалась: транспорт на открытках с видами городов. Следует обра­тить внимание, что многие фотографии город содержат, как обяза­тельные, изображения городского транс­порта — трамваи, потом появились авто­бусы, а потом — трол­лейбусы, не любимые сегодня в Москве. Так московские виды очень часто содержат маленький трол­лейбус (конечно, панорамы других городов также украшены трол­лейбусами в не меньшей степени).

  • Фото Д. Бальтерманц. Москва. Универмаг «Москва». Советский художник, 1965
  • Город-герой Москва. Здание универмага «Детский мир». Правда, 1968

Портреты

Лицевая часть подобных открыток содержит портреты выдающихся общественных и политических деятелей,  героев войны, героев социа­листического труда, деятелей науки, литературы и искусства — учёных, писателей, компо­зиторов, художников, космо­навтов (см. ниже «Космическая тема»). Часто открытки с изображениями лидеров партии (это мог быть тиражный фотопортрет) не пред­на­значались для пересылки почтой и обо­ротная сторона таких откры­ток совер­шенно чистая.

Открытки с изображениями артистов театра и кино выносим в отдельную тему из-за их особенно большого числа.

Актёры театра и кино

Открытки с актёрами — огромная коллекционная тема, захва­ты­ваю­щая и до­ре­волюцион­ные и со­ветские образцы. Открытки продавались повсе­местно, ведь «Важнейшим искусством для нас является кино». И это не пустые сло­ва и для кол­лекционе­ров открыток. Был момент кол­лекцио­ниро­­вания внёсший не­­большой разлад: по­явление цвет­ных открыток — некоторые кол­­лекцио­­неры не приняли цвет и, как не странно, ока­зались правы. Многие цветные открытки выпущены худшего ка­чества и сейчас выглядят менее достойно созданных в не­цвет­ном виде. Всег­да нуж­но помнить: советские девчонки конца 50-х–60-х годов собирали открытки с артистами в огромном количестве, поэтому попадающиеся под­борки, чаще всего, созданы их интересами.

Обычно оборотная сторона та­ких от­крыток со­­дер­жит перечень филь­мов или спек­таклей, где изобра­жённый актёр был задействован.

  • Старые стены. Режиссёр В. Тре­гу­бович. Ан­на Геор­гиевна — Л. Гур­чен­ко. Во­ло­дя — А. Джигарханян. Всесоюз­ное бю­ро пропаганды киноискусства (г. Рига).  Ленфильм, 1974 (лицевая и оборотная стороны)

Детский типаж

Открытки с изображением детей мож­но от­нести к отдельной популярной теме кол­­лек­цио­ниро­вания. Изобра­же­ния как ри­со­ван­ные, так и фото­­графические.

  • Фото Е. Мичуриной и И. Ефимова. «А почему вода кусачая?». ИЗОГИЗ, 1954
  • Фото А. Станового. Вкусная кукуруза. Планета, Москва, 1969
  • Мальчик на контрабасе исполняет сюиту Моцарта. (Nr.1325, DDR?)

Сказки и мультфильмы

Сказки и мультфильмы — одна из важнейших тем в филокартии. Имен­но эта тема является основной в деле привлечения малышей к этому увле­чению. Можете проверить, но боль­шинство обаятельных персонажей не оставляют вас равно­душными и сегодня.

  • Художник Ю. Васнецов. Сказка о том, как котёнок стал котом. Стихи А. Прокофьева. Изогиз №1027, 1960
  • Художник Г.О. Вальк. Дядя Стёпа. Советский художник, 1956
  • Художник Г.О. Вальк. Изогиз, 1956

Спорт

Открытки на спортивную тему не могли быть забыты кол­лекционе­рами из-за огром­ной популяр­ности спор­тивных занятий и спортивных соревно­ваний: олимпийские игры, чемпионаты, спар­такиады, виды спорта, спортсмены.

  • Фото Д. Бальтерманц, С. Гурарий. Москва. Физкультурный парад 1954 года. Финал парада. ИЗОГИЗ, 1955
  • Это — обложка. Внутри фото В. Викторова. Слава советскому спорту. ИЗОГИЗ, 1958

Космическая тема

К 1961 году появились коллекционеры космической темы: спутники, звёзды, космонавты. А многие открытки с портретами космонавтов укра­шены под­­лин­ными авто­гра­фами, со­вет­ских по­корителей космоса. По­это­му кос­мическая тема может соотнестись с темой Портреты.

  • Юрий Гагарин. Правда, 1961
  • Художник А. Белов. 14 сентября 1959. ИЗОГИЗ, 1959
  • Алексей Леонов. Правда, 1965

Флора и фауна

Флора (цветы, бота­нические сады и т.п.) и фауна (котики, собаки, дикие животные и др.) на открытках — пора­зительно красиво всё это выглядело и до сих пор удивляет качеством как фото­работ, так и исполнения в виде открыток.

  • Фото В. Елисеева. Боксёр. Планета, 1969
  • Открытка ГДР (?). Чау-чау. Der Chow-chow. Nr. 1103

Праздники

Новый год, 23 февраля, Между­народному женскому дню 8 Марта, 1 мая, 9 мая, 7 ноября — основные темы праздничных праздничных открыток. Эти открытки чаще других несут на себе ко­роткие сообщения, адреса полу­чателей  почтовые марки гашён­ные почтовыми штемпелями. В царское время выпущено множество открыток с поздрав­лениями на Пасху и именины.

А. Азерский. Слава сталинским соколам! Искусство
Художник А. Азерский. Слава сталинским соколам! Искусство

Милитария

Милитария (военная открытка)  — отдельная тема, захва­тывающая и изображения батальных сцен (как специально для открыток изго­товленных, так и репро­дукции картин), художественные и фото­изобра­жения крепостей и других военных строений, изображения воен­но­служащих, вооружения и амуниции, флотов (очень популярные изображения кораблей, броненосцев, пор­тов), изо­бра­жения планов боевых действий, военная карикатура. Пред­ставляют интерес открытки, отправленные с мест или в места боевых действий. В милитарии существует общепризнанный подраздел: Наполеоника.

Открытки периода Великой Отечественной войны

Любопытная и сегодня встре­чающая­ся тема: открытки периода Великой Отечественной войны. Это и пла­каты, и запечатлённые подвиги советского народа, и руководители партии и правительства, и живопись и графика этого периода, в т.ч. карикатуры, се­годня снова получившие актуальное звучание.

С новым годом! Искусство, Москва, 1941
С новым годом! Искусство, Москва, 1941

Советская тема

Советскую тему не приходилось видеть на первом месте. Но она также, хотя и не очень часто, присутствует в коллекциях. Тема доста­точно исторична и требует много дополнительных знаний; пере­секается с Праздниками (с советскими праздниками, конечно), Портретами, Выборами и др. Но кол­лек­цио­нирование имеет основой другой подход к подбору мате­риала и ставит собственные акценты.

  • Художник А. Дейнека. Механизируем Донбасс. Изогиз, 1930
  • И.В. Сталин. Художник Б. Карпов. Художественно-производственный комбинат ССХ Грузии. Тбилиси. Главная филателистическая контора КОГИЗ`а. Москва. Главлит Грузинской ССР. Москва, Гознак, 1939
  • Художник А. Антонченко. Родине Октября Слава! Изогиз, 1962

Реклама

Рекламные открытки, имеющие задачей рекламировать о товарах и услугах — выпускались в Российской империи и в советский период. Многие из них стали редкостью, например, открытки, которые покупатели находили в коробках с продукции кондитерской фабрики «Эйнем» и, например, распространённая реклама швейных машин компании «Зингер», а в СССР открытки ТОРГСИН и т.д. Ну и т.п.

Фестивали

Популярная тема посвящена Фестивалям. Наиболее любимый VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957 года. Первоначально покажется, что таких открыток не много, но они выпускались большими тиражами, с хорошо продуманными изобразительными частями. Может быть сегодня не так много коллекционеров этой темы, но это очень достойная тема.

  • Художник В. Бордзиловский. На фестиваль. ИЗОГИЗ, 1957
  • Художник Е. Пашков. Дружба. ИЗОГИЗ, 1957

Рецепты

Постоянно забываем о наборах открыток, которые назовём «Рецепты». Такие наборы пользовались популярностью у хозяек удобством использования: хорошие фото­графии разнообразных блюд (от высо­кой кухни до национальных, детских и быстрых перекусов), которые были снаб­жены описаниями разнообразных способов приготовления. К сожалению, эти открытки вряд ли можно назвать кол­лекционным мате­риалом — это был рабочий мате­риал, помощник на кухне, состояние которого в массе далеко от совершенства. Но, возможно, кому-то и они доставляют удовольствие. Заметим, что авторы этих открыток — сильные профессионалы, а подготовка открытки с фотографией блюда и рецептом — не менее сложно и ответственно, чем изготовление открытки с фото­изображением известного памятника.

  • Фото М. Анфингера. Манты (Из серии «Блюда узбекской кухни»). Планета, 1970
  • О. Чиликин. Комплект открыток «Детям к столу» 15 шт. Планета, 1972 (На обложке знаменитое Яйцо в поварском колпаке!)
  • Фото Ю. Абрамочкина. Гурьевская каша. Планета, 1987

Открытки-приглашения

Открытки-приглашения пред­­став­ляют собой инфор­мационные открытки, инфор­мирующие или приглашающие принять участие в выборах в органы вер­ховной и местной власти и т.д. Как не удивительно, но при огромных ти­ражах, стоят они иногда дорого.

«Все на выборы!» Варианты открыток, приглашающих прий­ти на выборы

Юмор и карикатуры

Открытки, выполненные на осно­ве забавных рисунков и кари­катур были популярны и в до- и в послере­волю­­цион­ное время (в т.ч. военная карикатура). Такие открытки в т.ч. поступали в Россию и СССР из-за рубежа.

  • Художник Ю. Черепанов. Почти по Гоголю. Изогиз, 1955
  • Художник В. Коновалов. Неужели цветы? Изогиз, 1956
  • Художник К. Ротов. Из серии «По следам Крокодила». 1956

Звуковые открытки

Звуковые открытки вернее указать как озвученные открытки. Озвученные открытки содержали вклеенный между двумя слоями бумаги пищик, с наклеен­ной на них небольшой и небью­щейся грам­пластинкой, с нотами и текстом популярных песен.

Стереооткрытки (переливашки)

Открытки-переливашки (как карманные кален­дарики-переливашки) были в большой моде. Два сменяющих при наклоне открытки изображения чаще могли дополнять друг друга, а могли быть раз­ными. Очень были популярны япон­ские открытки с подмигивающими девушками.

Открытки-раскладушки

Открытки-раскладушки обыч­но состоят из двух страниц, между которыми оказывается объёмная композиция из плотной бумаги, выполненная по прин­ципу детских книжек-раскладушек.

Дореволюционные открытки

Отдельно вспомним открытки доре­во­люционные, как Российской империи, так и зарубежные. Тематика охватывала все стороны жизни, а качество исполнения часто превосходило советское и, как не удивительно, — а нам уже совсем не удивительно, — совре­менное. Дореволюцион­ных открыток во многом определяли виды совет­ских, конечно, за некоторыми исключениями.

Многие открытки разных издателей повторяли изображение, оказавшееся самым важным и популярным на момент выпуска данной от­крытки. Заметно, что фотографы со­ветского периода стали работать профессиональнее и более художественно, по сравнению с дореволюционными авторами.

Помимо тех, которые в силу политических перемен или технических достижений, ещё не имели место в царской России, существовали, например, открытки Гламурные, которые се­годня находятся в некоторых коллекциях.

  • Памятник императору Александру III. Издатель И.Е. Селин
  • Памятник императору Александру III. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, Москва
  • Памятник императору Александру III. Издатель С.Ф. Фёдоров, Москва
  • Памятник императора Александра III (1503, издатель не указан)

Карточки радиообмена

Не знаем насколько активно кол­лек­циони­руют фило­картисты карточки радиообмена. Скорее всего основное коли­чество фило­картистов кар­точ­ки радиообмена не кол­лекцио­нируют. Карточка радио­обмена до­ку­ментально под­тверждает факт проведения сеанса радио­связи между дву­мя радио­любителями. На кар­точке радиообмена на­писаны позыв­ные обоих операторов, время и дата контакта, исполь­­зован­ная радиочастота и т.д.

Карточка радиообмена (лицевая и оборотная стороны).

СССР. Москва. Первая в мире промышленная атомная электростанция.

Картмаксимумы

Открытки, выпущенные для доукомплектования серий или единичных экземпляров марок, которые наклеиваются на лицевую часть картмаксимума и про­штам­повываются специально изго­товлен­ным к определённой да­те почто­вым штем­пелем. Карт­максимумы кол­­лек­ционируют максимафилисты и не являются предметом кол­­лекциони­ро­вания фило­картистов, по­этому мы о них рассказывать не станем.

Самодельные и условно самодельные открытки

Существуют интересные самодельные открытки. Они появляются постоянно, изго­тав­ли­ваемые практически в един­ственном числе или чуть более того. Это открытки могут быть очень кра­сивыми и тро­га­тельными. Но также существуют открытки, выглядящие как самодельные, но изготовленные пред­прия­тиями — это делалось для привлечения интереса к открыткам. Ниже покажем вариант условно самодельных открыток, подготовленных для пре­до­ставления к закупке Министерством торговли СССР пред­ста­вителями СФРЮ в конце 1980-х годов. Изображения — аппликация. Уверенно можно назвать образцы этих югославских открыток раритетными.

Открытки Условно самодельные, Югославия

Открытки условно самодельные. Югославия

Другие виды и современность

Конечно, есть и другие виды, которые мы упустили, но можем добавить, если они имеют боль­шой кол­лекционный объём.

Также не упоминаем отдельно об открытках неболь­шого размера, обычно продававшихся тема­тическими наборами, которые были в массе рассчитаны на туристов.

Современные открытки не являют­ся те­мой этого материала, т.к. упо­минание будет рекламой: но хорошие открытки всё же встречаются.

Изготовление открыток

Открытки относятся к поли­гра­фи­ческой про­дукции. Изготавливаются в следующей технике поли­­гра­фи­ческо­го исполнения: офсет, глубокая или высокая печать. Соот­вет­ствую­щие и главные требования к качеству откры­ток как для всей печатной продукции. Главные из них: идентичность с оригиналом, особенно чёткая печать на мелованной или офсетной бумаге доста­точной плотности, совмещение красок при двух- и многокрасочной печати.

Выбор того или иного способа печати зависит от художественных и технических требований воспроизводимого оригинала — рисунка, цветной или чёрно-белой фото­графии. Для малотиражных изда­ний и определённых сюжетов, например видовых открыток, применялась фотопечать на фотобумаге. Максимальный размер ил­люстри­­рован­­ных открыток состав­лял 10,5 х 14,8 см. Изредка выпускались открытки и меньших размеров, так называемые «визитки», а также двой­ного открыточного формата в один сгиб (по преимуществу с поздра­вительным текстом) — Товарный словарь под ред. Пугачёва.

Конгревное тиснение (конгрев) — механическая доработка изготовленной открытки (в нашем случае) для создания определённого рельефа (вы­пуклое или вогнутое) выполненного дав­лением посредством клише и контр­штампа (патрица, выпуклое изображение).

Как показывает время конгревное тиснение, применявшееся при изготовлении открыток в Российской империи, стойко к внешним воздействиям и долговечно.

Выпускались открытки, комби­нированные из разных мате­риалов (на­при­мер, картон, обклеенный шёлковой или иной тканью). В ряде слу­чаев на открыт­ках применялась ручная под­краска рисунка, выполненного поли­гра­фи­ческим способом, с нало­жением до­полнительно рельефных кра­сок и блестящей «бриллиантовой» осыпи.

Кто делает открытки

Иллюстрированные открытки из­дава­лись Ми­ни­стерст­вом связи СССР, цент­ральными изда­тель­ства­ми — «Изогиз», «Советский художник», «Правда», рес­­пуб­ли­­кан­ски­ми, област­ными, крае­выми изда­тель­ст­вами, му­зеями, Го­­су­дарст­вен­ной фила­телистической конторой и др. Часто от­крыт­ки из­да­ва­лись по за­казу, напри­мер, за­казчиком час­то явля­лись об­щест­ва коллекционеров.

Почтовые карточки выпускались Министерством связи СССР в порядке предоставленного ему мо­нопольного права.

Изготовителей открыток много. Обычно это работа двух организаций: из­дательства и типографии.

Наш журнал также помогал издателю Олегу Миронову выпускать открытки для лю­би­телей посткроссинга, т.е. открытки пред­на­зна­чен­ные сразу для кол­лекций и про­дажу не поступав­шие, хо­тя некоторая часть была разослана в виде обычных почтовых отправлений или раз­дарена. Это теперь коллекционная редкость.

Открытки
Открытки издателя Олега Миронова

Авторы открыток

Популярные авторы (художники) открыток: Василий Николаевич Сигорский (1902–1978), Евгений Николаевич Гундобин (1910–1975), Иосиф Гиршевич Брюлин (1910–1976), Маргарита Старасте-Бордевика (латыш. Margarita Stāraste-Bordevīka, 1914–2014), Генрих Оска́рович Вальк (1918–1998), Владимир Иванович Зарубин (1925–1996), Лидия Марковна Манилова (1926–2005), Глеб Георгиевич Бедарев (род. 1938), Владимир Иванович Четвериков (1943–1992) и др.

Следует обратить внимание, что часто для открыток использовались фото­работы лучших фото­мастеров, таких как Дмитрий Николаевич Бальтерманц (1912–1990), Николай Николаевич Штерцер (1899–1943), Елизавета Всеволодовна Игнатович (1903–1983), Евгений Ананьевич Халдей (1917–1997), Илья Борухович Голанд (1918–1977), Михаил Петрович (1912–1991) и Александра Констан­тиновна Ананьины и др.

Е.Н. Гундобин. Интересная сказка. Минсвязь СССР, 1956
Художник Е.Н. Гундобин. Интересная сказка. Минсвязь СССР, 1956

Целые и цельные

Целые и цельные открытки. Данные понятия перешли из филателии.

Целая вещь — это наименование почтовых отправлений (открытки, конверты, в т.ч. конверты первого дня), прошедших почту, с наклеен­ными почтовыми марками и без марок.

Цельная вещь — наиме­нование почтовых отправлений, на которых почтовые марки напечатаны.

Отметим, что от коллекционеров никогда эти тер­мины в предложенном контексте слышать не приходилось.

Открытки целые и цельные

Открытки целые и цельные

Возможные дефекты открыток

Как любая печатная продукция открытки могут иметь соответствую­щие им дефекты, т.е. так называемый поли­­графический брак.

  • Двоение
  • Непропечатка
  • Несовмещение красок
  • Разнооттеночность (разноцветица)
  • Сорность

Открытки, после того, как стали цветными, часто легко ломались при неболь­шом изгибе из-за недо­статочной меха­нической прочности бумаги.

Также возможны над­рывы, отсутствие частей, изломы и сгибы.

Кодировка степени сохранности открыток

Мидеальное состояние открытки без каких-либо дефектов.
NMпрактически новая открытка с допустимыми еле заметными небольшими следами старения (например, от долгого хранения в фотоальбоме).
EXотличное состояние открытки, прежде всего, с лицевой стороны открытки (изображение). На открытке допускаются надписи и штемпели, при условии, что она сохраняет свой первоначальный вид.
VGхорошее состояние открытки с до­пустимыми вмятинами и изгибами, надписями, штемпелями и неповреждённой лицевой частью.
G – наличие у открытки обтрепавшихся углов, загибов и складок, надписей, меток, штемпелей.
FR – повреждённые и реставрированные открытки.

Торговля открытками

В России торговля открытками осуществлялась почтовыми предприятиями, ло­тош­никами, фото­ателье и др. В основном торговля открытками в Советском Союзе осущест­влялась пред­приятиями Министерства связи СССР (почтовые отделения), книжными магазинами (и другими торговыми точками кни­готорговой сети), магазинами канцелярских при­надлежностей и культ­товаров, торговыми точками системы Смешторг, магазинами и киосками Союзпечать, суве­нирными магазинами и киосками (в т.ч. на кораблях, портах, аэропортах и т.д.), в гостиницах, а так­же лоточниками (в общест­венных местах) и фотоателье. Сегодня открытки можно приобрести практически в тех же местах, но сменивших наименования.

Выкладка открыток в магазине. В мага­зинах открытки для лучшего обозрения выкладывались на вертушках, настольных и настенных витринах, в ящиках и альбомах по определённым груп­пам, например: репродукции с картин, детские открытки, поздра­вительные, виды столицы и городов, цветы, артисты кино и т. п. Открытки, напечатанные фото­способом, выкла­дывались отдельно. Там, где в продаже имелось много наименований открыток, выстав­ленные образцы снабжались ярлычками с порядковыми номерами, — покупатель называл нужные ему номера, и продавец подбирал по ним требуемый товар. При отпуске покупателю открытки укладывались в фирменный конверт мага­зина или завёртывались в обёрточную бумагу. В торговых пред­приятиях к ассортименту открыток обычно присоединяли и другую изо­продукцию, близкую по темам, оформлению и технике воспроизведения: разных размеров листовки-су­вениры, под­борки-раскладушки, состоящие из склеен­ных друг с другом и сложенных в виде гармошки фотографий, например «Стадион имени Ленина», «Московский университет имени Ломоносова» и т. п.; цветные и тоновые фотоминиатюры, т. н. «диплианты». В продаже имелись спе­циальные альбомы для открыток. Использование альбомов с плас­ти­ко­выми карманами стало популярным в последние 30-35 лет. Открытки размещаются в двухсторонний прозрачный пластиковый кармашек по две штуки задниками друг к другу. Любопытно, что сохранились оригиналы собирающие открытки в альбомы с перфорирован­ными дугообразными отверстиями под уголки открыток — может и не современно, но смотрится очень стильно, особенно в бархатных аль­бомах.

Упаковка, маркировка и тран­спорти­ро­вание. Изда­тели-постав­щики сдавали тиражи от­крыток оптовым книго­торгующим орга­низациям в наглухо заклеенных пач­ках, содер­жащих по 1—2 тысячи экземпля­ров, причём каждые 100 экземпля­ров должны были быть обан­деролены. На один из торцов пачки наклеивалась открытка со штемпелем «Образец», а на другой торец — марки­ровочная этикетка с указанием фамилии автора-худож­ника, названия сю­жета, издательства и типографии, количества открыток в пачке и конт­роль­ного номера упаковщицы.

Транспортировались открытки уложен­ными в картонные ко­роба в контейнерах (Товарный словарь под ред. Пугачёва).

Альбомы для открыток

Для открыток используют­ся альбомы для фото­графий. Это фотоальбомы были удобны для фотографий, которые вклеи­вались в такие альбомы, содер­жавшие просто чистые листы. Но для открыток эти альбомы несколько усовер­шен­ство­ва­лись: под уголки открыток прорезались отверстия. Открытка состоит из двух сторон и коллекционеру важно иметь возможность обе стороны видеть при необхо­димости (как посмотреть самому, так и показать коллегам). Самостоятельно можно было сделать (или приобрести) накладки на уголки для крепления открыток: накладки крепятся к листам и уже в них вставляются открытки. Но самые лучшие фотоальбомы имели фабрич­ные прорези в листах. Некоторые коллекционеры считают, что такие прорези вредят открыткам, оставляя характерные следы на углах, но зато открытки располагают­ся ровно-ровно.

С началом широкого использования пластическим масс, появились фото­альбомы с прозрачными страницами-кармашками (наподобие ви­зитниц), в которые открытки размещать ещё удобнее: можно по одной, а можно и по две, сложив их оборотными сторонами.

Но, не отрицая удобство фотоальбомов, многие кол­лек­ционеры хранят открытки в специальных коробках или ящиках. Самые продвинутые — в специальных шкафчиках. Существует мнение, что при таком хра­нении открытки изнашиваются — согласиться с этим трудно, ведь подобное зависит от самого коллекционера: не­аккуратный — всё испортит и в бро­нирован­ном сейфе.

Актриса Наталия Фатеева

Самодельный альбом для открыток с самодельными прорезями для открыток

Фотоальбом с фабричными прорезями страниц для размещения фотографий и открыток

Какие открытки ценятся

Вопрос сам по себе не корректный, т.к. открытки ценятся или коллекционерами, или продавцами. Коллекционеры ценят те открытки, которые собирают в свои коллекции и никак иначе. Если вы услышите, что ценны открытки дореволюционные с видами городов или поздравлениями, или направленные кому-то из представителей царствующей династии, то это уже интерес не коллекционный, а интерес продавца, который мог этот интерес и сформировать. Какая разница собирателю живописи, как ценятся открытки с животными? Разве что для обмена. А вот для торговца открытками разнести все открытки по линейке от дешёвых до дорогих — крайне важно. Этим создаются условия получения дополнительной прибыли. Например, почему открытки с рисунками Зарубина дороже, чем с рисунками Валька? Да не почему! Просто так придумали, поверили и закрепили. Хотя оба художника отставили след в советской филокартии.

Собирайте то, что вам интересно, не заморачивайтесь остальным.

Коллекционеры и собиратели открыток

Эти два понятия соотносятся ровно также как и в других видах коллекционирования. Коллекционер — собирает, изучает, пропагандирует и т.п. А собиратель, в основе, старается взять количеством материала. В филокартии легко увлечься именно количеством.

Известные коллекционеры

Арсен Аркадьевич Мелитонян и Василий Владимирович Волков — известнейшие отечественные коллекционеры, знатоки и пропагандисты филокартии, авторы книг.

Мария Яковлевна Чапкина (1951–2014) — автор книг «Художественная открытка. К столетию открытки в России» (1993),  «Русская рождественская и новогодняя открытка» (2012), «Привет из Столицы! Советские поздравительные открытки 1917–1991 годов» (2012).

Виктор Васильевич Петраков (1947–2016) — коллекционер открыток, начальник управления по сохранению культурных ценностей Фе­дераль­ной службы по надзору за соблюдением за­коно­датель­ства в области охраны куль­турного на­сле­дия (Рос­охран­куль­тура) в 2010–2011 годах, позд­нее — советник ми­нистра куль­туры РФ, ав­тор кни­ги «Ротмистр Подушкин и его открытки».

Дополнение

Открытки присутствуют у многих коллекционеров, как элемент до­полнения других те­ма­ти­ческих кол­лекций. Например, открытки часто помогают фалеристам не только лучше понять самим, но и представить свой материал.

 

Главный редактор
Алексей Сидельников

 

Собирание открыток. Филокартия глазами фалериста

Арсен Мелитонян. 60 лет!

Ашхабад на спичечных этикетках

Кто такой коллекционер?

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Леонид Бельский

История чернильниц

С использованием компьютеров, план­ше­тов и смарт­фо­нов пись­мен­ная куль­ту­ра уходит в прош­лое. Всё
Перейти К началу страницы