В ГИМ открылась выставка «Пётр Великий. Путешествия в Европу». Мероприятие значительное и организованно с большим размахом. Коллегам будет интересно встретиться с портретной галереей, запомнившимися по книге А. С. Корха «Пётр Первый. Северная война 1700-1721», 1990 г. Портреты встречаешь, как старых знакомых: Натье, Схалкен, Никитин и картины неизвестных авторов.
Снова отметим работу дизайнера: витрины и стилизация пола — исключительные. Говорим о наличии 350-ти предметов, но нет загромождения или «перегруза» визуализационной площади. Предметы петровского времени интересны, как дополнение и как самостоятельные величины. Кафтаны императора — редкие и непростые гости экспозиций. Отметим также стеклянные кружки с гербами. Отдельно обращает на себя внимание курильница, выполненная в виде уточки — вещь не только редкая, но и с развивающейся историей.
Со своей стороны можем сказать, что не потратили время, а получили удовольствие от выставки и последующих мероприятий.
Благодарим организаторов и создателей выставки.
Главный редактор Алексей Сидельников
В честь 350-летнего юбилея Петра Великого в Москве открылся главный выставочный проект, посвящённый личности и деятельности первого русского императора — «Пётр Великий. Путешествия в Европу». В пространстве новой выставки собрано почти 350 экспонатов, связанных с двумя поездкам Петра I в европейские страны – Великим посольством 1697–1698 гг. и Вторым путешествием 1716–1717 гг.
- Портрет царя Петра I Алексеевича. Художник Годфрид Схалкен. 1703-1706 гг. ГИМ
- Портрет Петра I в матросском костюме в Голландии. Копия с оригинала неизвестного художника второй половины XVIII в. Вторая половина XIX в. ГИМ
- Портрет царя Петра I Алексеевича. Неизвестный художник. Конец XVII в. ГИМ
- Портрет Петра I. Художник Луи Каравак. Конец 1717 г. Русский музей
«Выставка продолжает серию юбилейных мероприятий, приуроченных к 150-летие Исторического музея, и является одним из самых масштабных проектов этого года. Мы выбрали тему путешествий Петра, так как именно поездки императора определили многое в характере реформ и преобразований страны, способствовали расширению и упрочению политических и культурных связей России. Благодаря совместной работе с другими российскими музеями выставку отличают полнота и глубина её предметного состава», – сказал директор Алексей Левыкин.
- Портрет графа Гавриила Ивановича Головкина. Художник Иван Никитич Никитин. Россия, 1720-е гг. ГТГ
- Портрет Павла Ивановича Ягужинского. Неизвестный художник. Вторая половина XVIII в. Музей-усадьба «Кусково»
- Портрет Петра Андреевича Толстого. Художники Георг Гзель (?), Иоганн Готфрид Таннауэр (?). Конец 1710-х-1720-х гг. ГРМ
- Портрет графа Михаила Михайловича Голицына-младшего. Художник Иоханнес Воллевенс-младший. Не позднее 1717 г. ГИМ
- Портрет графа Андрея Артамоновича Матвеева. Неизвестный художник. Вторая половина XVIII в. Музей-усадьба «Кусково»
Экспозиция состоит из шести разделов, посвященных маршруту и деталям путешествий Петра I, интересу государя к современным техническим и научным знаниям, а также международной ситуации в Европе конца XVII – начала XVIII века и дипломатическим устремлениям царя-реформатора.
- Портрет царевича Алексея Петровича. Художник Иоганн Пауль Людден (?). Санкт-Петербург. 1728 (?) г. ГИМ
- Портрет кронпринцессы Шарлотты Христины Софии. Художник Иоганн Пауль Людден (?). Санкт-Петербург. 1728 (?) г. ГИМ
В 1697–1698 гг. молодой царь первый в истории России выехал за рубеж и посетил европейские страны в составе «Великого посольства». Он путешествовал инкогнито и побывал в Курляндии, Восточной Пруссии, Нидерландах, Англии, Австрии и Польши. Одними из ключевых экспонатов раздела являются вещи из гардероба Петра Великого – европейский кафтан, шлафрок и камзол, которые выставляются впервые.
Особое место отведено большому иллюстрированному «Атласу», купленному в Амстердаме Никитой Зотовым, наставником Петра Алексеевича. Во время Второго заграничного путешествия Петра I 1716–1717 гг. царь побывал в Польше, Пруссии, Дании, Нидерландах и Франции. В это время Россия, одержавшая громкие победы на суше и на море в Северной войне, выступала значимым игроком европейской политики. Изобразительный ряд данного раздела представлен двумя портретами Петра I, а также картиной «Битва при Лесной» кисти Ж. Б. Натье, созданной по личному заказу монарха. Отдельного внимания заслуживают личные печати Петра I и Екатерины Алексеевны, полные автографы императора, а также нумизматические памятники.
- Знаки Обер-офицерские капитана и поручика гвардии Петра I. Москва, Оружейная палата. 1701. Серебро; штамповка, золочение, гравировка.
Нагрудные знаки были изготовлены для офицеров Преображенского и Семёновского гвардейских полков по указу и проекту Петра I вскоре после сражения под Нарвой. Гвардейцы в этом сражении отбили все атаки шведов и покинули поле боя с развёрнутыми знамёнами, сохранив своё оружие. В память этого события на знаках под короной и Андреевским крестом нанесена дата «1700 19 No», указывающая на день Нарвского сражения — 19 ноября 1700 года.
Награда с изображением монарха, которой могли похвастаться лишь избранные, свидетельствовала не только об особых заслугах перед страной, но и о личном расположении державного дарителя. К числу таких уникальных памятников относится миниатюрный эмалевый портрет («персона») Петра I. Согласно европейской традиции, юный самодержец изображен оплечно, в стальном рыцарском доспехе и алом плаще, украшенном самоцветами и жемчугом, с вышитым золотными нитями двуглавым орлом. Портрет отличается тонким психологизмом. Есть основания пологать, что его автором является один из лучших западноевропейских миниатюристов того времени Шарль Буат. Ювелирному и эмалевому искусству Буат учился во Франции, но признания и высокого положения при королевском дворе добился в Англии. Именно Буат создал первые и лучшие эмалевые изображения Петра, который сделал заказы на изготовление нескольких десятков своих «персон»: в Лондоне в 1698 году – с большого парадного портрета Г.Кнеллера и в Париже в 1717 году – с портрета К. Моора. Миниатюра, хранящаяся в Историческом музее, относится к первым. Она вставлена в изящную золотую оправу работы неизвестного русского мастера. Ажурная, украшенная сверкающими алмазами оправа имеет оглавье в виде императорской короны. На золотой пластине, помещенной с оборотной стороны «персоны», вырезан государственный российский герб и надпись: ЗА ХРАБРОСТЬ. Это дает основание полагать, что портрет был пожалован сподвижнику Петра по ратному делу. Такими драгоценными наградами российский самодержец отмечал как соотечественников, так и иностранцев, послуживших «во благо России».
Важной частью экспозиции является «кабинет редкостей» Петра Великого, воссозданный на основе гравированных изображений интерьеров научных кабинетов первой половины XVIII века. Здесь собраны вещи, которые привез Пётр I из европейских стран: картины, предметы декоративно-прикладного искусства, книги, инструменты и приборы. Среди экспонатов можно увидеть уникальный памятник картографического искусства – глобус 1640-х гг., изготовленный в знаменитой мастерской Й. Блау в Амстердаме.
- Александра Калашникова, кандидат исторических наук, заведующая отделом нумизматики Государственного Исторического музея, хранитель фонда иностранных орденов и наградных медалей и Михаил Тренихин, кандидат искусствоведения и прочая, прочая, прочая
- Курильница «Утка». Неизвестный мастер. Камчатка. XVIII в. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
- Глобус, изготовленный в мастерской Й. Блау в Амстердаме. 1640-е гг.
Государственный исторический музей,
Красная площадь, д. 1
Место проведения: Исторический музей, 36 зал
8 июня – 3 октября 2022 года
Фотографии — Алексей Сидельников
Текст — пресс-служба ГИМ
Алексей Левыкин. ГИМ 150 лет (ГИМ)
Выставка Александр III Миротворец (ГИМ)
Редкий портрет Александра III в ГИМ (ГИМ)
Свобода. Равенство. Братство (ГИМ)
Выставка Александр II. Освободитель (ГИМ)
Смолянки Левицкого в Москве (ГИМ)
Драгоценные ордена в собрании Исторического музея (ГИМ)
__________________
>>><<<