Пётр Великий. Путешествия в Европу

Пётр Великий. Путешествия в Европу 

in Новости музеев 3266 views

В ГИМ открылась выставка «Пётр Великий. Путешествия в Европу». Меро­прия­тие зна­читель­ное и орга­низо­ванно с большим размахом. Кол­легам будет интересно встре­титься с портретной га­лереей, за­пом­нивши­­мися по книге А. С. Корха «Пётр Первый. Северная война 1700-1721», 1990 г. Портреты встречаешь, как старых знакомых: Натье, Схалкен, Никитин и картины неизвестных авторов.

Снова отметим работу дизайнера: витрины и стилизация пола — исклю­читель­ные. Говорим о наличии 350-ти предметов, но нет загро­можде­ния или «перегруза» визуа­лизацион­ной площади. Предметы петровского времени интересны, как дополнение и как само­стоятель­ные величины. Кафтаны императора — редкие и непростые гости экспозиций. Отметим также стеклянные кружки с гербами. Отдельно обращает на себя внимание куриль­ница, выпол­ненная в виде уточки — вещь не только редкая, но и с развивающейся историей.

Со своей стороны можем сказать, что не потратили время, а полу­чили удо­вольствие от выставки и последующих мероприятий.
Благодарим организаторов и создателей выставки.

Главный редактор
Алексей Сидельников

В честь 350-летнего юбилея Петра Великого в Москве открылся главный выставочный проект, посвящённый личности и дея­тель­ности первого русского императора — «Пётр Великий. Путешествия в Европу». В простран­стве новой выставки собрано почти 350 экспонатов, связанных с двумя поездкам Петра I в европей­ские страны – Великим посольством 1697–1698 гг. и Вторым путешествием 1716–1717 гг.

Портрет царя Петра I Алексеевича. Неизвест­ный художник. Копия с оригинала Жана Марка Натье 1717 г. Санкт-Петербург. Середина XVIII в. ГИМ
Портрет царя Петра I Алексеевича. Неизвестный художник. Копия с оригинала Жана Марка Натье 1717 г. Санкт-Петербург. Середина XVIII в. ГИМ
Битва при Лесной (Полтавский бой). Художник Жан Марк Натье. Франция 1717 г. ГМИИ им. Пушкина
Битва при Лесной (Полтавский бой). Художник Жан Марк Натье. Франция 1717 г. ГМИИ им. Пушкина
  • Портрет царя Петра I Алексеевича. Художник Годфрид Схалкен. 1703-1706 гг. ГИМ
  • Портрет Петра I в матросском костюме в Голландии. Копия с оригинала неизвестного художника второй половины XVIII в. Вторая половина XIX в. ГИМ
  • Портрет царя Петра I Алексеевича. Неизвестный художник. Конец XVII в. ГИМ
  • Портрет Петра I. Художник Луи Каравак. Конец 1717 г. Русский музей

«Выставка продолжает серию юбилейных мероприятий, приуроченных к 150-летие Исторического музея, и является одним из самых масштабных проектов этого года. Мы выбрали тему путешествий Петра, так как именно поездки императора определили многое в характере реформ и преобразований страны, способствовали расширению и упрочению политических и культурных связей России. Благодаря совместной работе с другими российскими музеями выставку отличают полнота и глубина её предметного состава», – сказал директор Алексей Левыкин.

Апофеоз Полтавы. Неизвестный художник. Россия, начало XVIII в. ГИМ
Апофеоз Полтавы. Неизвестный художник. Россия, начало XVIII в. ГИМ
Портрет Александра Даниловича Менщикова. Неизвестный художник. Начало XVIII в. ГИМ
Портрет Александра Даниловича Менщикова. Неизвестный художник. Начало XVIII в. ГИМ
  • Портрет графа Гавриила Ивановича Головкина. Художник Иван Никитич Никитин. Россия, 1720-е гг. ГТГ
  • Портрет Павла Ивановича Ягужинского. Неизвестный художник. Вторая половина XVIII в. Музей-усадьба «Кусково»
  • Портрет Петра Андреевича Толстого. Художники Георг Гзель (?), Иоганн Готфрид Таннауэр (?). Конец 1710-х-1720-х гг. ГРМ
  • Портрет графа Михаила Михайловича Голицына-младшего. Художник Иоханнес Воллевенс-младший. Не позднее 1717 г. ГИМ
  • Портрет графа Андрея Артамоновича Матвеева. Неизвестный художник. Вторая половина XVIII в. Музей-усадьба «Кусково»

Экспозиция состоит из шести разделов, посвященных маршруту и деталям путешествий Петра I, интересу государя к современным техническим и научным знаниям, а также международной ситуации в Европе конца XVII – начала XVIII века и дипломатическим устремлениям царя-реформатора.

  • Портрет царевича Алексея Петровича. Художник Иоганн Пауль Людден (?). Санкт-Петербург. 1728 (?) г. ГИМ
  • Портрет кронпринцессы Шарлотты Христины Софии. Художник Иоганн Пауль Людден (?). Санкт-Петербург. 1728 (?) г. ГИМ
Юпитер, Юнона и Ио. Неизвестный художник. Франция, конец XVII - начало XVIII вв. Государственный музей-заповедник "Петергоф"
Юпитер, Юнона и Ио. Неизвестный художник. Франция, конец XVII — начало XVIII вв. Государственный музей-заповедник «Петергоф»

В 1697–1698 гг. молодой царь первый в истории России выехал за рубеж и посетил европейские страны в составе «Великого посольства». Он путешествовал инкогнито и побывал в Курляндии, Восточной Пруссии, Нидерландах, Англии, Австрии и Польши. Одними из ключевых экспонатов раздела являются вещи из гардероба Петра Великого – европейский кафтан, шлафрок и камзол, которые выставляются впервые.

Особое место отведено большому иллюстрированному «Атласу», купленному в Амстердаме Никитой Зотовым, наставником Петра Алексеевича. Во время Второго заграничного путешествия Петра I 1716–1717 гг. царь побывал в Польше, Пруссии, Дании, Нидерландах и Франции. В это время Россия, одержавшая громкие победы на суше и на море в Северной войне, выступала значимым игроком европейской политики. Изобразительный ряд данного раздела представлен двумя портретами Петра I, а также картиной «Битва при Лесной» кисти Ж. Б. Натье, созданной по личному заказу монарха. Отдельного внимания заслуживают личные печати Петра I и Екатерины Алексеевны, полные автографы императора, а также нумизматические памятники.

  • Знаки Обер-офицерские капитана и поручика гвардии Петра I. Москва, Оружейная палата. 1701. Серебро; штамповка, золочение, гравировка.

Нагрудные знаки были изготовлены для офицеров Преображенского и Семёновского гвардейских полков по указу и проекту Петра I вскоре после сражения под Нарвой. Гвардейцы в этом сражении отбили все атаки шведов и покинули поле боя с развёрнутыми знамёнами, сохранив своё оружие. В память этого события на знаках под короной и Андреевским крестом нанесена дата «1700 19 No», указывающая на день Нарвского сражения — 19 ноября 1700 года.

Нагрудный знак с изображением императора Петра I. Первая четверть XVIII в. 8,3х4,8 см. Золото, бриллианты, кварц, эмаль, резьба, живопись на эмали, роспись по эмали, монтировка. Инв. ОК 13921. ГИМ 53032

Награда с изображением монарха, которой могли похвастаться лишь избранные, свидетельствовала не только об особых заслугах перед страной, но и о личном расположении державного дарителя. К числу таких уникальных памятников относится миниатюрный эмалевый портрет («персона») Петра I. Согласно европейской традиции, юный самодержец изображен оплечно, в стальном рыцарском доспехе и алом плаще, украшенном самоцветами и жемчугом, с вышитым золотными нитями двуглавым орлом. Портрет отличается тонким психологизмом. Есть основания пологать, что его автором является один из лучших западноевропейских миниатюристов того времени Шарль Буат. Ювелирному и эмалевому искусству Буат учился во Франции, но признания и высокого положения при королевском дворе добился в Англии. Именно Буат создал первые и лучшие эмалевые изображения Петра, который сделал заказы на изготовление нескольких десятков своих «персон»: в Лондоне в 1698 году – с большого парадного портрета Г.Кнеллера и в Париже в 1717 году – с портрета К. Моора. Миниатюра, хранящаяся в Историческом музее, относится к первым. Она вставлена в изящную золотую оправу работы неизвестного русского мастера. Ажурная, украшенная сверкающими алмазами оправа имеет оглавье в виде императорской короны. На золотой пластине, помещенной с оборотной стороны «персоны», вырезан государственный российский герб и надпись: ЗА ХРАБРОСТЬ. Это дает основание полагать, что портрет был пожалован сподвижнику Петра по ратному делу. Такими драгоценными наградами российский самодержец отмечал как соотечественников, так и иностранцев, послуживших «во благо России».

Важной частью экспозиции является «кабинет редкостей» Петра Великого, воссозданный на основе гравированных изображений интерьеров научных кабинетов первой половины XVIII века. Здесь собраны вещи, которые привез Пётр I из европейских стран: картины, предметы декоративно-прикладного искусства, книги, инструменты и приборы. Среди экспонатов можно увидеть уникальный памятник картографического искусства – глобус 1640-х гг., изготовленный в знаменитой мастерской Й. Блау в Амстердаме.

  • Александра Калашникова, кандидат исторических наук, заведующая отделом нумизматики Государственного Исторического музея, хранитель фонда иностранных орденов и наградных медалей и Михаил Тренихин, кандидат искусствоведения и прочая, прочая, прочая
  • Курильница «Утка». Неизвестный мастер. Камчатка. XVIII в. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
  • Глобус, изготовленный в мастерской Й. Блау в Амстердаме. 1640-е гг.
Приглашение. Пётр Великий. Путешествия в Европу

 

Государственный исторический музей,
Красная площадь, д. 1
Место проведения: Исторический музей, 36 зал

8 июня – 3 октября 2022 года

Фотографии — Алексей Сидельников
Текст — пресс-служба ГИМ

Алексей Левыкин. ГИМ 150 лет (ГИМ)

Выставка Александр III Миротворец (ГИМ)

Редкий портрет Александра III в ГИМ (ГИМ)

Свобода. Равенство. Братство (ГИМ)

Выставка Александр II. Освободитель (ГИМ)

Смолянки Левицкого в Москве (ГИМ)

Драгоценные ордена в собрании Исторического музея (ГИМ)

 

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Память о счастье

Память о счастье

Новая выставка «Память о счастье» раскрывает тему семейного и детского портрета –
Перейти К началу страницы