К 125-летию со дня рождения Василия Николаевича Чекрыгина (1897—1922) Государственная Третьяковская галерея открывает расширенную экспозицию произведений художника и знакомит посетителей с наследием гениального графика начала ХХ века, одного из основателей и наиболее ярких участников творческого объединения «Маковец». Впервые перед публикой предстанут 20 графических шедевров из серии «Воскрешение мёртвых» (1921–1922) — цикла, знаменующего заключительный этап творческой эволюции художника.
Третьяковская галерея хранит в своем собрании одну из лучших музейных коллекций графики Чекрыгина. Она насчитывает около 450 произведений, большая часть которых поступила в 1970–1980-е годы из семьи художника. История комплектования коллекции связана с именем известного искусствоведа и музейного деятеля А.В. Бакушинского. В 1923 году он организовал в Цветковской галерее посмертную выставку произведений Чекрыгина и способствовал поступлению в Третьяковскую галерею от вдовы художника 30 первоклассных рисунков. Далее коллекция пополнилась работами, подаренными Галерее крупным специалистом по истории графики А.А. Сидоровым (1969) и известным коллекционером русского авангарда Г.Д. Костаки (1977). Расширенная экспозиция произведений Василия Чекрыгина, персональная выставка которого прошла в Третьяковской галерее в 2017 году, ещё раз говорит об исключительной важности художника в истории искусства ХХ века.
Знакомство с философией русского космизма было важным событием в жизни художника. Прочитав на излетё 1920 года книгу «Философия общего дела» Николая Фёдоровича Фёдорова, потрясенный Чекрыгин решил посвятить себя фёдоровской идее преодоления смерти. За короткий срок художник исполнил большую серию рисунков и ряд живописных произведений, непосредственно связанных с учение Фёдорова и посвящает «памяти великого праведника и учителя» собственный трактат «О Соборе Воскрешающего музея» (1921). Он решился на радикальное высказывание – задумал воплотить такой музей-храм в реальности, но 3 июня 1922 года трагически погиб, попав под поезд на подмосковной станции Мамонтовка.
В камерной экспозиции, состоящей из нескольких частей, будет представлено раннее творчество художника, иллюстрации к трактату «О Соборе Воскрешающего музея», а также графические листы из серии «Воскрешения мёртвых». И хотя тема «Воскрешений» пластических «вырастает» из более ранних серий («Бытие», «Восстание», «Голод») и развивается параллельно с ними, очевидна обособленность собственно «фёдоровской» страницы в искусстве Чекрыгина. В этой связи, необыкновенно важны попытки восстановления целостного замысла музея-храма. Судя по воспоминаниям современников, пять взаимосвязанных графических эскизов фрески должны были стать композиционным центром среднего пояса настенной росписи. Здесь фигуры воскрешаемых ещё только восстают из небытия, освобождаются из плена смерти. В последующих рисунках мастер уже стремится создать «очищенный образ просветлённой плоти», погружая своих героев в световые потоки, добиваясь впечатления тончайшей прозрачности, эфемерности телесного начала. Мистические иллюстрации к рукописи трактата «О Cоборе Воскрешающего музея» по-новому раскрывают темы «претворения плоти в дух» (сюжет картины 1913 года) и непрерывных преображений материального и духовного в самом акте творчества.
Мысли о преображающей роли искусства не оставили Чекрыгина до конца его жизни. В статье, опубликованной в журнале «Маковец» (1922, № 2), он рассуждает о способности художника облекать отвлечённые схемы философов в образы, «прозревая идею единства, просвечивающую сквозь материю как являющую реальность красоту».
Выставка даёт редкую возможность публике ознакомиться с наследием мастера, художника мистика и провидца, стремившегося осуществить уникальный для прошлого столетия духовный и художественный проект.
Куратор: Игорь Смекалов.
Третьяковская галерея
Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 10
Выставка с 16 июня по 30 октября года
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 10.06.2022
_________________
>>><<<