Сказочные образы в русской керамике — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Сказочные образы

Сказочные образы в русской керамике

in Новости музеев/Фарфор, керамика, стекло 79 views

В Ис­то­ри­чес­ком му­зее от­кры­вает­ся вы­став­ка «Ска­зоч­ные об­ра­зы в рус­ской ке­ра­ми­ке», пред­став­ляю­щая произ­ве­де­ния зна­ме­ни­то­го ря­зан­ско­го ке­ра­ми­чес­ко­го произ­вод­ст­ва в го­ро­де Ско­пи­не. Бо­лее 80 произ­ве­де­ний ста­рин­но­го про­мыс­ла ря­зан­ской гу­бер­нии бу­дут впер­вые по­ка­за­ны ши­ро­ко­му кру­гу зрителей.

Производство гончарных изделий в городе Скопине до середины XIX столетия ограничивалось посудой — горшками, крынками, мисками. В 1860-е годы здесь возник уникальный центр художественной керамики, просущест­вовавший до 1917 года. Местные керамисты, соревнуясь друг с другом в мастерстве лепки, изготавливали необычные скульптур­ные сосуды, покрытые желтой, коричневой и зелёной глазурью. Произведения искусства этого регио­на с их сложными фантастическими формами, само­бытными компози­цион­ными решениями, при­влекали внимание многих ценителей и коллекционеров. Благодаря меце­натам, фигурные сосуды Скопина стали важной частью музейных собраний. Государственный истори­ческий музей располагает крупней­шей коллекцией керамики Скопина XIX века в стране.

Кувшин. XIX в. Производство русское кустарное

Кувшины, XIX в. Российская империя, Рязанская губ., г. Скопин

«Исторический музей, благодаря раз­нообразию и масштабу своих коллекций, имеет исключительную возможность знакомить москвичей и гостей столицы с богатейшим культурным наследием регионов России. Неповторимые образы, воплощённые в произведениях гончарного искусства талантливыми рязанскими мастерами – яркий пример того, насколько разнообразно и самобытно народное творчество. Думаю, что подобные проекты не только содействуют сохранению различных народных промыслов с их вековыми худо­же­ст­вен­но-техноло­гическими тра­дициями, но и вдохновляет современных мастеров на создание новых шедевров», — говорит Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.

Кувшин, глина с поливой; маслёнки. Российская империя, Рязанская губ., г. Скопин
Кувшин, глина с поливой; маслёнки. Российская империя, Рязанская губ., г. Скопин

Сосуд в форме всадника. Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя, Рязанская губ., г. Скопин

Декоративные фигурные сосуды скопинских гончаров являются ярким примером того, как народный мастер воспринимает и объединяет мир реальный и мир фантазийный, что связывает все эти предметы с миром сказок. Керамисты Скопина черпали свое вдохновение из народных сказаний и фольклора, они переносили любимые образы в пластические формы кувшинов, подсвечников и скульптур, где сказочные персонажи (Полкан, Дракон, Сирин) соседствуют с животными и людьми. В ряде случаев один сосуд объединяет несколько персонажей, и такие произведения можно прочитать как сказочное или поэтическое повествование, близкое литературному жанру.

В коллекции Исторического музея представлены многочисленные художественные памятники, выполненные лучшими мастерами – часть этого бесценного собрания впервые будет представлена в Кабинете председателя в Главном здании Исторического музея. Экспозиция выставки состоит из трех разделов.

Сосуд фигурный «Крокодил». Конец XIX - начало ХХ вв. Российская империя, Рязанская губ., г. Скопин
Сосуд фигурный «Крокодил». Конец XIX — начало ХХ вв. Российская империя, Рязанская губ., г. Скопин

Кувшин. Конец XIX – начало ХХ вв. Российская империя, Рязанская губ., г. Скопин

В первом зале рассказывается об истоках образного мышления, о графических и художественных источниках, вдохновивших гончаров к созданию декоративных фигурных сосудов. Здесь посетители увидят рукописные книги VII века и народные картинки (лубок) середины XIX века. Такое соседство позволяет показать трансформацию героичес­кого эпоса в лубочную сказку.

В этом зале будут представлены два изразцовых панно с изображениями животных и птиц с оригинальными надписями, такими как «Вот я порхаю, ягоды собираю», «Медведь пляшу, а собаке не скажу», «Бегу, где куплен я, в Ярославле», «Самодержец лев». Отдельный комплекс составят изразцы с изображением короля, рыцаря и земледельца, расписанные по западноевропейским гравюрам.

Во втором зале будут представлены знаменитые фигурные сосуды и скульптура города Скопина: «Скопа  и Орел – символ рязанской керамики», «Лев – царь зверей», «Двуглавый орел – царская птица», «Медведь – хозяин рязанских лесов», «Полкан – любимый былинный герой», «Человек – центр мира», «Домашние животные и птицы – прочтение окружающего мира», «Экзотические животные и птицы – отражение мира неведомого, неизвестного.

Кувшин. Конец XIX – начало ХХ вв. Российская империя, Рязанская губ., г. Скопин

На выставке будет организована интерактивная зона, где юные посетители музея смогут попробовать себя в роли художников.

Выставка дополнена расписными изразцами XVIII в. с изображениями животных и людей. Печная керамика XVIII в. имеет развитый образный язык, основанный, в том числе на народном фольклоре. Сопоставление двух видов керамического искусства позволит проследить преемствен­ность мифологического и образного мышления в народном искусстве.

Пресс-служба ГИМ
13.03.2025


Государственный исторический музей

Красная площадь, д.1

26 марта–21 июля 2025 г.

Купить билет в Исторический музей (ГИМ)

_________________

Обсуждение в  Телеграм >>>

Рекомендуем

Иконопись Ростова

Иконопись Ростова

Ростов Великий при­над­ле­жит к чис­лу древ­ней­ших рус­ских го­ро­дов, а об­шир­ная Рос­тов­ская епар­хия
Юрлов В.И. (род. 1932). Композиция. 1981. Дсп, металл, пластиковая плёнка. 52x47x12.

Валерий Юрлов. Опыты умозрения

Третьяковская галерея пред­став­ляет вы­ста­воч­ный проект Валерия Юрлова — ху­дож­ни­ка фи­ло­со­фа, од­но­го из пио­не­ров
Перейти К началу страницы