Изображая воздух. Русский импрессионизм — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Изображая воздух

Изображая воздух. Русский импрессионизм

in Новости музеев 3911 views

В Музее русского импрессио­низ­ма с 14 фев­раля раз­вер­нётся масш­табная выстав­ка «Изо­бра­жая воз­дух. Рус­­ский имп­рес­сио­низм». Став­­ший ос­новным ме­тодом для одних и крат­ко­вре­мен­ным увле­че­нием для дру­гих, имп­рес­сионизм за­кре­пил пра­во ху­дожников на жи­вописные экспе­рименты. В экспозиции произ­ведения 70 мас­теров от Констан­ти­на Ко­ровина, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря до Пет­ра Кон­ча­лов­ского и Ильи Маш­кова, как отдельные мазки, соберутся в единую картину и позволят представить, насколь­ко масштабным и рас­про­странён­ным было это явление в отече­ст­венной художественной культуре рубежа XIX — XX веков.

Лукиан Попов. В саду (Чаепитие). 1911. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Лукиан Попов. В саду (Чаепитие). 1911. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Сегодня термин «рус­ский им­прес­сио­низм» стал об­ще­при­ня­тым: ведущие специалисты и учреж­дения по всей Рос­сии по­свящают выставочные и изда­тельские проекты этому явлению, хотя еще в дни открытия музея в 2016 году оно вызывало споры среди ис­кус­ство­ведов и зрителей. Этим проек­том музей не ставит перед собой задачи про­следить весь путь импрессионизма в России или сформиро­вать глоссарий оте­че­ственных мас­те­ров-«впе­чат­лен­цев». Вы­ставка познакомит с ключевыми чертами импрес­сио­нис­ти­чес­кой сти­листики и подчеркнёт её на­циональные особенности.

Откроют экспозицию полот­на, «изобра­жаю­щие воз­дух» и выяв­ляющие при­роду све­та. Сле­дом за ними будет представлена работа живописцев с цветом. Русские художники, как и их французские коллеги, экс­пе­ри­ментировали с па­лит­рой и пришли к не­свойственной для направления тёмной гамме с эф­фектами ночного освещения и петербургской невской водой, для которой куратор предлагает термин «чёрный импрессионизм».

Александр Богомазов. Портрет Ванды. 1907–1908. Частное собрание, Москва
Александр Богомазов. Портрет Ванды. 1907–1908. Частное собрание, Москва

Отдельное внимание будет уделено этюдам Исаака Левитана, Леонида Пастернака, Леонарда Тур­жан­ского, впервые при­рав­нен­ным имп­рес­сио­нис­тами к са­мо­стоя­тельному произведению. Продолжением этого раздела станут пленэрные компози­ции Виктора Бориса-Мусатова, Николая Тархова и Давида Бурлюка. Прак­тике имп­рес­сио­низма будет посвящён и блок «Мастерская», где зритель сможет попасть в учебные классы Академии художеств и МУЖВЗ.

Открытием импрессионизма стали и де­мокра­тичные сюжеты: пикники, чае­пития, катания в лодке, посе­щения кафе и театров. Приобрёл популярность «русский мотив»: посетители увидят, как на смену вибрирующим буль­варам Парижа пришли улицы уезд­ных русских городов Константина Горбатова и Петра Петро­ви­чева, а вместо актрис на портретах появились молодые крестьян­ки в исполнении Абрама Архипова. Новаторские ком­по­зи­цион­ные приёмы мастера заимст­вовали так­же из фотографии и японской гравюры: в сопоставлении с тираж­ной графикой предстанут работы Константина Кузнецова, Игоря Грабаря и Василия Переплётчикова.

Абрам Архипов. Зима. 1909. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского
Абрам Архипов. Зима. 1909. Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского
  • Михаил Шемякин. Гиацинты ночью. 1912. Собрание Музея русского импрессионизма
  • Николай Богданов-Бельский. Лето. 1911. Собрание Музея русского импрессионизма
  • Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920. Частное собрание, Москва

На трёх этажах музея будут собраны более 150 произведений из 76 частных и госу­дар­ст­вен­ных собраний со всей страны от Калининграда до Влади­востока и Хабаровска: Госу­дарственной Третья­ковской галереи, Госу­дарственного Русского музея, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, а также из собственной коллекции музея.

Начатый в экспозиции разговор о передаче свето­воздушной среды на картинах продолжит современная художница Ирина Корина, работы прапрадеда которой — Алексея Ко­ри­на также включены в экспо­зицию. Спе­циально к выставке в холле музея будет создана инсталляция, посвя­щён­ная свету как физическому явлению. Произ­ведение сфокусирует внимание зрителей на значении научных открытий в формировании нового живописного языка.

Константин Коровин. Бульвар в Па­риже. Из серии «Парижские огни». 1912. Саратовский государственный худо­же­ст­венный музей имени А.Н. Ради­щева
Константин Коровин. Бульвар в Париже. Из серии «Парижские огни». 1912. Саратовский государственный худо­жественный музей имени А.Н. Радищева

К выставке будет выпущена книга о русском импрес­сио­низме. В про­грам­мной статье «Импрессионизм и окрестности: русская версия» искус­ствовед Ирина Вакар размышляет о пути нового течения в России и рас­сказывает, как импрес­сио­нисти­чес­кие приёмы и методы помогали Илье Репину и Василию Поленову, Кон­стан­тину Коровину и Ва­лен­тину С­ерову, а сле­дом за ними и Михаилу Ларионову и Роберту Фальку в ре­шении творческих задач, а также как пле­нэрные практики по­влия­ли на рус­­ское искусство. Альбомную часть дополнят аннотации о собранных в экс­по­зи­ции работах с био­­гра­­фи­­чес­кими справками о художниках.

Константин Коровин. Натюрморт. 1916. Ивановский областной худо­же­ст­венный музей
Константин Коровин. Натюрморт. 1916. Ивановский областной х­удо­же­ст­­венный музей

В 2025 году музей про­должает сотрудничество с Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». При участии партнера инклюзивной программы будут созданы тактильные станции. Для грядущей экспозиции их ко­личество увеличится до шести. Незрячие и слабовидящие посетители смогут познакомиться с тактильными барельефами к работам Константина Ко­ровина, Николая Фешина, Станислава Жуковского, Абрама Архипова, Игоря Грабаря и Ивана Куликова как самостоятельно, так и на бесплатных экс­курсиях с тифло­ком­мен­ти­рованием. По окончании выставки макеты станут доступны посетителям музеев Мурома, Рыбинска, Кирова и Владивостока.

Дмитрий Щербиновский. Пароход. 1902. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Дмитрий Щербиновский. Пароход. 1902. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Дополнить впечатление от картин позволит аудиоспектакль от Теат­раль­ного салона «Сцена 23». Режиссёр Денис Азаров и композитор Олег Мака­ров создали особое акустическое пространство, где музыка соединяется с повседневными звуками — шёпо­том, шагами — и помогает погру­зиться в атмосферу экспозиции. В рамках просве­ти­тельской программы к выставке в музее откроется театральная гостиная — серия встреч с ведущими режиссёрами и актёрами.

Куратор

Куратор: Наталья Свиридова — главный хранитель Музея русского импрессионизма.

Дизайн экспозиции: Студия ЧАРТ. Архитекторы Сергей Чобан, Александ­ра Шейнер и Дарья Орлова.

Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

14 февраля — 1 июня 2025

Купить билеты в Музей русского импрессионизма

Пресс-служба
Музей русского импрессионизма
2.12.2024

2 марта 2025 года

Важно учесть, что изображения картин ниже — это не выставка, а просто картинки. Впечатление от посещения не достигнуть в Интернете никаким образом. Плюс работа куратора и идея, пронизывающая музейное пространство, где сформирована выставка, являющаяся неповторимым явлением. Сложно сказать с чем можно сравнить, но это как голос певца, как его манера исполнения произведения. Успех выставки — это заслуга куратора, как исполнителя.

Сегодняшняя выставка, к нашему огорчению, может быть названа лучшей, ведь нам казалось, что предыдущие «Охотники за искусством»«Другие бере­га. Рус­ское ис­кус­ст­во в Нью-Йорке. 1924», «Авангард на телеге в ХХI век» и другие» и другие были просто удивительными.

Так что от души респект Наталье Свиридовой!

Обратили внимание на места приписки картин — это огромное количество музеев и частных коллекций. Представляя объём работ, необходимых для получения картин из разных собраний, становится понятно, как это было непросто организовать даже при готовности собраний к сотрудничеству.

Ну и отметили для себя отличную работу дизайнера. Непросто переформировать пространство так, чтобы было картины были доступны, освещены и находились в задуманной куратором связи между собой.

Ну и о лучшей картине выставки по мнению журнала «Коллекция». Лучшей картиной признаём натюрморт 1916-го года работы Константина Коровина. , содержащий и время, и философию, и мастерство, и фирменные коровинские цвета, которые видим и в парижской серии.

Константин Коровин. Натюрморт. 1916. Ивановский областной х­удо­же­ст­­венный музей
Константин Коровин. Натюрморт. 1916. Ивановский областной х­удо­же­ст­­венный музей

По результатам знакомства с выставкой нашли для себя новый авторов. Мы их и ранее видели, но сейчас как-то авторы иначе раскрылись и их работы произвели иное впечатление. Первым таким автором стал Николай Дубовской. Его работы можно рассматривать и рассматривать не отрываясь. И это на фоне того, что картины некоторых других авторов просто отмечены взглядом.

  • Николай Дубовской. Наводнение на Екатерининской канале в Петербурге. 1903. Ярославский художественный музей
  • Николай Дубовской. Свежий ветер (У скалистого берега). 1912-1914. Новочеркасский музей истории Донского края

А вторым автором стал Арнольд Лаховский. Да, помним его на «Других берегах», но сейчас он стал понятнее, ближе. Это заслуга Музея русского импрессионизма.

Арнольд Лаховский. В самоварной мастерской. 1919. Собрание Альбион Галереи, Москва
Арнольд Лаховский. В самоварной мастерской. 1919. Собрание Альбион Галереи, Москва
  • Арнольд Лаховский. Базарный день. 1914. Собрание Альбион Галереи, Москва
  • Арнольд Лаховский. На Волге. 1919. Череповецкое музейное объединение
Арнольд Лаховский. Невский проспект. Вид от Аничкова моста. 1920. Собрание Коллекцiонер Клуба, Москва
Арнольд Лаховский. Невский проспект. Вид от Аничкова моста. 1920. Собрание Коллекцiонер Клуба, Москва
  • Арнольд Лаховский
  • Арнольд Лаховский. Петербург. Вид на Аничков мост с Фонтанки. 1918. Собрание Коллекцiонер Клуба, Москва
  • Семён Никифоров. Сидящая обнажённая натурщица. 1903. Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
  • Михаил Шемякин. Московский извозчик. 1910. Тульский музей изобразительных искусств / Тульское музейное объединение
  • Леонид Пастернак. За книгой. Райки. 1909. Собрание Евгения Пестернака, Москва
  • Николай Тархов. Карусель на Монмартре. 1902. Собрание галереи «Наши художники», Москва
Леонид Пастернак. У окна. 1905. Собрание Евгения Пестернака, Москва
Леонид Пастернак. У окна. 1905. Собрание Евгения Пестернака, Москва
  • Василий Поленов. Причал. Венеция. 1897. Частная коллекция, Москва
  • Зинаида Серебрякова. Балетная уборная (Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро»). Этюд для одноимённой картины. 1924. ГТГ
  • Игнатий Новинский. Дама за роялем. 1907. Музейно-выставочный комплекс Академии акварели и изящных искусств, Москва
  • Константин Коровин. В мастерской художника. 1892. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Игорь Грабарь. Зима. 1906 Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
  • Николай Богданов-Бельский. Лето. 1911. Собрание Музея русского импрессионизма
  • Илья Репин. Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева. 1912. Тверская областная картинная галерея
  • Игорь Грабарь. Пейзаж с аллеей. Дагестанский музей изобразительного искусства им. П.С. Гамзатовой, Махачкала
  • Василий Поленов. На Оке. 1893. Частное собрание, Москва
  • Константин Первухин. Огни города. Берлин. 1913. Русский центр искусства, Калининград
  • Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки (балет «Щелкунчик»). 1923. ГРМ
  • Константин Коровин. Портрет Надежды Ивановны Комаровской. 1914. Самарский областной художественный музей
  • Лукиан Попов. Женщина с лампой. 1900-е. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
  • Борис Кустодиев. Сирень. 1906. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
  • Сергей Виноградов. В передней. 1911. Тульская областная картинная галерея
  • Игорь Грабарь. Яблоки. 1905. Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева

На выставке можно увидеть практически выставку в выставке — это масса работ любимейшего Константина Коровина. И что особенно приглянулось, так это наличие рядом похожих по манере работ Василия Мешкова и Николая Тархова. Для понимания разницы это очень удобно. Отвлёкшись, вспомним выставку «Малявина & Архипова» в ГТГ, где зрители также учились видеть разницу в их картинах (правда, в большинстве так ничего и не поняли).

  • Константин Коровин. Бульвар в Париже. Из серии «Парижские огни». 1912. Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева
  • Василий Мешков. Парижский бульвар. 1913. Новосибирский государственный художественный музей
  • Николай Тархов. Карусель. 1900. Собрание галереи «Наши художники», Москва
  • Николай Тархов. Париж. 1903. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Константин Коровин. Ялта ночью. 1905. Нижегородский государственный художественный музей
  • Константин Коровин. Гурзуф. 1915. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Константин Коровин. Константинополь. 1882. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова
Николай Тархов. Карусель на Монмартре. 1902. Собрание галереи "Наши художники", Москва
Николай Тархов. Карусель на Монмартре. 1902. Собрание галереи «Наши художники», Москва
  • Константин Коровин. За чайным столом. 1888. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова
  • Константин Коровин. Настурции. 1888. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова
  • Константин Коровин. Цветы и вазы. 1915. Частное собрание, Москва
Николай Тархов. Козы на пастбище. 1904. Собрание галереи "Наши художники", Москва
Николай Тархов. Козы на пастбище. 1904. Собрание галереи «Наши художники», Москва

Как всегда Музей русского импрессионизма предлагает работы Исаака Бродского, помогая увидеть интереснейшие произведения досоветского времени. Талантливейший художник прославившийся в советское время как автор большого количества портретов руководителя советского государства. Интересны воспоминания художников современников, которые признавая мастерство, то ли переживали, что Бродский превращается в художника, или даже в ремесленника, одной темы. Но всё же и в одной теме он был мастер.

  • Исаак Бродский. Весна в Люксембургском парке. 1910. Частное собрание, Санкт-Петербург
  • Исаак Бродский. Портрет Людмилы Бурлюк. 1906. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Исаак Бродский. На даче (Академическая дача). 1906. Самарский областной художественный музей
Исаак Бродский. На даче (Академическая дача). 1906. Самарский областной художественный музей
  • Иван Куликов. Фонарики в саду. 1906. Муромский историко-художественный музей
  • Игорь Грабарь. Портрет женщины в красном. 1898. Музей-заповедник «Абрамцево»
  • Тит Дворников. У моря. Около 1912. Музей русского импрессионизма
Пётр Нилус. Антон Павлович Чехов. 1904. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва
Пётр Нилус. Антон Павлович Чехов. 1904. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва
  • Николай Фешин. Портрет жены художника Александры Фешиной. 1924. Частное собрание, Москва
  • Николай Касаткин. Обнажённая натурщица. 1898. ГРМ
  • Станислав Жуковский. Очень. Терраса. 1910-е. Частное собрание, Москва
  • Александр Моравов. Мать. 1902. ГРМ
  • Николай Фешин. Золотые волосы. 1914. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
  • Антонина Ржевская. Музыка. 1902-1903. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
  • Александр Моравов. У окна. Портрет Варвары Васильевны Ушаковой. 1907. Тверская областная картинная галерея
  • Виктор Борисов-Мусатов. Женский портрет. Конец XIX века. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
  • Абрам Архипов. Зима. 1909. Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского
  • Пётр Кончаловский. Апельсины. 1908. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных, Москва
  • Николай Фешин. Миссис Крэг. 1923. Частное собрание, Москва
  • Осип Браз. Портрет жены. 1907. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
  • Ольга Делла-Вос-Кордовская. На террасе. Чаепитие. 1910-е. Частное собрание., Москва
  • Дмитрий Щербиновский. Пароход. 1902. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  • Семён Никифоров. В избе. 1904. Собрание Юрия Юдина, Москва
  • Абрам Архипов. Муром. 1910-е. Частное собрание, Москва
  • Алексей Исупов. Пикник. 1915. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Алексей Исупов. Пикник в лесу. Середина ХХ века. Музей русского импрессионизма
  • Илья Машков. Рыжеволосая натурщица на фоне ковра. 1908. Ростовский областной музей изобразительных искусств
  • Лукиан Попов. В саду (Чаепитие). 1911. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
  • Александр Богомазов. Портрет Ванды. 1907–1908. Частное собрание, Москва
Николай Харитонов. Цыганка. 1908. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
Николай Харитонов. Цыганка. 1908. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
  • Николай Харитонов. Цыганка. 1908. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
  • Кириак Костанди. Прививка яблонь. 1911. Ростовский областной музей изобразительных искусств
  • Константин Дыдышко. Парижский бульвар. 1906. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Илья Репин. Портрет пианистки графини Луизы Мерси д`Аржанто. ГТГ
  • Станислав Жуковский. Интерьер. 1917. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
  • Серафима Блонская. Маки. 1903. Таганрогский художественный музей
Кириак Костанди. Прививка яблонь. 1911. Ростовский областной музей изобразительных искусств
Кириак Костанди. Прививка яблонь. 1911. Ростовский областной музей изобразительных искусств
  • Николай Пимоненко. За работой. 1893-1912. Новочеркасский музей истории Донского казачества
  • Константин Первухин. Вечер. Венеция. 1913-1914. ГТГ
  • Станислав Жуковский. Летнее утро. Усадьба Рождествено. 1918. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Константин Дыдышко. Парижский бульвар. 1906. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Константин Дыдышко. Парижский бульвар. 1906. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Алексей Корин. На бульваре. 1917. Костромской музей-заповедник
  • Константин Юон. Москва. Сад Эрмитаж. 1909. Тверская областная картинная галерея
  • Дмитрий Щербиновский. Портрет актрисы Парижского театра «Гранд опера» Рене. 1897-1900 гг. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
  • Николай Клодт. Набережная. Ялта. 1910. Вологодская областная картинная галерея
  • Александр Белый. Адмиралтейские верфи. 1910. Фонд реалистического искусства Валерия Пустармакова, Санкт-Петербург
  • Леонид Туржанский. Москва. Самотёка. Начало 1910-х. Музей русского импрессионизма
  • Алексей Когель. Обнажённая модель «Фехтовальщик». 1906-1909. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
  • Алексей Когель. Мужской торс с верхним освещением. 1906. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
  • Николай Фешин. Ёлка. 1917. Собрание КGallery, Санкт-Петербург
  • Пётр Петровичев. Синяя гамма. Музей-заповедник «Горки-Ленинские»
  • Константин Горбатов. Улица провинциального города. 1920. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
  • Абрам Архипов. Крестьянка в жёлтой рубахе. 1919. Частное собрание, Москва
  • Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920. Частное собрание, Москва
Алексей Сидельников, главный редактор журнала "Коллекция"
Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»

Благодарим Марию Григорьеву за постоянную помощь!

Алексей Сидельников
Главный редактор журнала "Коллекция"

Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма

Идея создания Музея появилась у коллекционера Бориса Минца ещё в 2012 году. Впервые как единое собрание по­лот­на были представлены в аукционном доме MacDougall’s весной 2014 года. После официальной презентации в Москве значительная часть будущей постоянной коллекции побывала в Иванове, Венеции и Фрайбурге. В 2015 году Музей русского импрессионизма вошёл в состав ICOM (Между­на­родный совет музеев). С самого первого дня существования Музей русского импрессионизма занимается специальными образова­тельными и просветительскими программами.


Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

14 февраля — 1 июня 2025

Купить билеты в Музей русского импрессионизма

Не забудьте забронировать или купить билет до поездки в музей!

_________________

 Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Столичная галерея художников

Столичная Галерея Художников

Сто­лич­ная Га­ле­рея Ху­дож­ни­ков — но­вое двух­этаж­ное арт-про­ст­ран­ство об­щей пло­щадью 700 квад­рат­ных мет­ров, рас­по­ло­жен­ное
Подвиг музея

Подвиг музея

ГМИИ име­ни А.С. Пуш­кина 24 ап­ре­ля со­вме­ст­но с Го­су­дар­ствен­ным Рус­ским му­зеем от­кры­вает вы­ста­воч­ный
Художник Николай Мухин

Художник Николай Мухин

Выс­тав­ка Ака­де­ми­ка Рос­сий­ской ак­аде­мии ху­до­жеств, На­род­но­го ху­дож­ни­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Ни­ко­лая Алек­санд­ро­ви­ча Му­хи­на
Перейти К началу страницы