Изображая воздух

Изображая воздух. Русский импрессионизм

in Новости музеев 542 views

В Музее русского импрессио­низ­ма с 14 фев­раля раз­вер­нётся масш­табная выстав­ка «Изо­бра­жая воз­дух. Рус­­ский имп­рес­сио­низм». Став­­ший ос­новным ме­тодом для одних и крат­ко­вре­мен­ным увле­че­нием для дру­гих, имп­рес­сионизм за­кре­пил пра­во ху­дожников на жи­вописные экспе­рименты. В экспозиции произ­ведения 70 мас­теров от Констан­ти­на Ко­ровина, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря до Пет­ра Кон­ча­лов­ского и Ильи Маш­кова, как отдельные мазки, соберутся в единую картину и позволят представить, насколь­ко масштабным и рас­про­странён­ным было это явление в отече­ст­венной художественной культуре рубежа XIX — XX веков.

Лукиан Попов. В саду (Чаепитие). 1911. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Лукиан Попов. В саду (Чаепитие). 1911. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Сегодня термин «рус­ский им­прес­сио­низм» стал об­ще­при­ня­тым: ведущие специалисты и учреж­дения по всей Рос­сии по­свящают выставочные и изда­тельские проекты этому явлению, хотя еще в дни открытия музея в 2016 году оно вызывало споры среди ис­кус­ство­ведов и зрителей. Этим проек­том музей не ставит перед собой задачи про­следить весь путь импрессионизма в России или сформиро­вать глоссарий оте­че­ственных мас­те­ров-«впе­чат­лен­цев». Вы­ставка познакомит с ключевыми чертами импрес­сио­нис­ти­чес­кой сти­листики и подчеркнёт её на­циональные особенности.

Откроют экспозицию полот­на, «изобра­жаю­щие воз­дух» и выяв­ляющие при­роду све­та. Сле­дом за ними будет представлена работа живописцев с цветом. Русские художники, как и их французские коллеги, экс­пе­ри­ментировали с па­лит­рой и пришли к не­свойственной для направления тёмной гамме с эф­фектами ночного освещения и петербургской невской водой, для которой куратор предлагает термин «чёрный импрессионизм».

Александр Богомазов. Портрет Ванды. 1907–1908. Частное собрание, Москва
Александр Богомазов. Портрет Ванды. 1907–1908. Частное собрание, Москва

Отдельное внимание будет уделено этюдам Исаака Левитана, Леонида Пастернака, Леонарда Тур­жан­ского, впервые при­рав­нен­ным имп­рес­сио­нис­тами к са­мо­стоя­тельному произведению. Продолжением этого раздела станут пленэрные компози­ции Виктора Бориса-Мусатова, Николая Тархова и Давида Бурлюка. Прак­тике имп­рес­сио­низма будет посвящён и блок «Мастерская», где зритель сможет попасть в учебные классы Академии художеств и МУЖВЗ.

Открытием импрессионизма стали и де­мокра­тичные сюжеты: пикники, чае­пития, катания в лодке, посе­щения кафе и театров. Приобрёл популярность «русский мотив»: посетители увидят, как на смену вибрирующим буль­варам Парижа пришли улицы уезд­ных русских городов Константина Горбатова и Петра Петро­ви­чева, а вместо актрис на портретах появились молодые крестьян­ки в исполнении Абрама Архипова. Новаторские ком­по­зи­цион­ные приёмы мастера заимст­вовали так­же из фотографии и японской гравюры: в сопоставлении с тираж­ной графикой предстанут работы Константина Кузнецова, Игоря Грабаря и Василия Переплётчикова.

Абрам Архипов. Зима. 1909. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского
Абрам Архипов. Зима. 1909. Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского
  • Михаил Шемякин. Гиацинты ночью. 1912. Собрание Музея русского импрессионизма
  • Николай Богданов-Бельский. Лето. 1911. Собрание Музея русского импрессионизма
  • Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920. Частное собрание, Москва

На трёх этажах музея будут собраны более 150 произведений из 76 частных и госу­дар­ст­вен­ных собраний со всей страны от Калининграда до Влади­востока и Хабаровска: Госу­дарственной Третья­ковской галереи, Госу­дарственного Русского музея, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, а также из собственной коллекции музея.

Начатый в экспозиции разговор о передаче свето­воздушной среды на картинах продолжит современная художница Ирина Корина, работы прапрадеда которой — Алексея Ко­ри­на также включены в экспо­зицию. Спе­циально к выставке в холле музея будет создана инсталляция, посвя­щён­ная свету как физическому явлению. Произ­ведение сфокусирует внимание зрителей на значении научных открытий в формировании нового живописного языка.

Константин Коровин. Бульвар в Па­риже. Из серии «Парижские огни». 1912. Саратовский государственный худо­же­ст­венный музей имени А.Н. Ради­щева
Константин Коровин. Бульвар в Париже. Из серии «Парижские огни». 1912. Саратовский государственный худо­жественный музей имени А.Н. Радищева

К выставке будет выпущена книга о русском импрес­сио­низме. В про­грам­мной статье «Импрессионизм и окрестности: русская версия» искус­ствовед Ирина Вакар размышляет о пути нового течения в России и рас­сказывает, как импрес­сио­нисти­чес­кие приёмы и методы помогали Илье Репину и Василию Поленову, Кон­стан­тину Коровину и Ва­лен­тину С­ерову, а сле­дом за ними и Михаилу Ларионову и Роберту Фальку в ре­шении творческих задач, а также как пле­нэрные практики по­влия­ли на рус­­ское искусство. Альбомную часть дополнят аннотации о собранных в экс­по­зи­ции работах с био­­гра­­фи­­чес­кими справками о художниках.

Константин Коровин. Натюрморт. 1916. Ивановский областной худо­же­ст­венный музей
Константин Коровин. Натюрморт. 1916. Ивановский областной х­удо­же­ст­­венный музей

В 2025 году музей про­должает сотрудничество с Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». При участии партнера инклюзивной программы будут созданы тактильные станции. Для грядущей экспозиции их ко­личество увеличится до шести. Незрячие и слабовидящие посетители смогут познакомиться с тактильными барельефами к работам Константина Ко­ровина, Николая Фешина, Станислава Жуковского, Абрама Архипова, Игоря Грабаря и Ивана Куликова как самостоятельно, так и на бесплатных экс­курсиях с тифло­ком­мен­ти­рованием. По окончании выставки макеты станут доступны посетителям музеев Мурома, Рыбинска, Кирова и Владивостока.

Дмитрий Щербиновский. Пароход. 1902. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Дмитрий Щербиновский. Пароход. 1902. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Дополнить впечатление от картин позволит аудиоспектакль от Теат­раль­ного салона «Сцена 23». Режиссёр Денис Азаров и композитор Олег Мака­ров создали особое акустическое пространство, где музыка соединяется с повседневными звуками — шёпо­том, шагами — и помогает погру­зиться в атмосферу экспозиции. В рамках просве­ти­тельской программы к выставке в музее откроется театральная гостиная — серия встреч с ведущими режиссёрами и актёрами.

Куратор

Куратор: Наталья Свиридова — главный хранитель Музея русского импрессионизма.

Дизайн экспозиции: Студия ЧАРТ. Архитекторы Сергей Чобан, Александ­ра Шейнер и Дарья Орлова.

Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

14 февраля — 1 июня 2025

Купить билеты в Музей русского импрессионизма

Пресс-служба
Музей русского импрессионизма
2.12.2024


Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма

Идея создания Музея появилась у коллекционера Бориса Минца ещё в 2012 году. Впервые как единое собрание по­лот­на были представлены в аукционном доме MacDougall’s весной 2014 года. После официальной презентации в Москве значительная часть будущей постоянной коллекции побывала в Иванове, Венеции и Фрайбурге. В 2015 году Музей русского импрессионизма вошёл в состав ICOM (Между­на­родный совет музеев). С самого первого дня существования Музей русского импрессионизма занимается специальными образова­тельными и просветительскими программами.


Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

14 февраля — 1 июня 2025

Купить билеты в Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма 2025

_________________

 Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы