Музей русского импрессионизма 2025

Музей русского импрессионизма 2025

in Новости музеев 183 views

Музей русского им­прес­сио­низ­ма готовится к юби­лей­но­му для себя 2026 году, но и в на­сту­паю­щем се­зоне пла­нирует при­влечь вни­мание зри­телей тремя не ус­ту­паю­щи­ми один другому проектами. Первый из них будет посвящен русскому им­прес­сио­низ­му — клю­чевому для музея художественному явлению, о котором в последние годы говорят всё больше. Летняя выставка объединит произведения знаменитых на весь мир французских фовистов и русских «бунтарей»-экспериментаторов. Третья экспозиция будет посвящена Москве и её певцу и знатоку Владимиру Гиляровскому.

До 26 января на выставке «Новое общество ху­дожников» по­сетители могут увидеть работы Бориса Кус­то­дие­ва, Оль­ги Дел­ла-Вос-Кар­довской, Алексея Щусева и других участников од­ноимён­ного твор­ческого объе­динения Серебряного века.

Выставочный план
Музея русского импрес­сио­низма
на 2025 год

Изображая воздух. Русский импрессио­низм

14 февраля — 1 июня 2025 год

С 14 февраля по 1 июня на трёх эта­жах фу­ту­ристи­ческого зда­ния-ци­линдра раз­вернётся масштабная экспозиция русского им­прес­сионизма. Ставший основным методом для одних и кратко­вре­менным увлечением для дру­гих им­прес­сионизм закрепил право ху­дожни­ков на жи­вописные экспе­рименты. Посетители увидят работы мастеров, с име­нами ко­торых традиционно ассоциируется на­пол­ненная светом и воздухом живопись, — Констан­тина Коровина, Станислава Жуковского, Константина Горбатова и Игоря Грабаря, а также откроют для себя малоизвестных авторов: Дмитрия Щер­би­новского, Арнольда Лаховского и Серафиму Блонскую.

  • Михаил Шемякин. Гиацинты ночью. 1912. Собрание Музея русского импрессионизма
  • Николай Богданов-Бельский. Лето. 1911. Собрание Музея русского импрессионизма
  • Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920. Частное собрание, Москва
  • Константин Коровин. Бульвар в Париже. Из серии «Парижские огни». 1912. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
  • Константин Коровин. Натюрморт. 1916. Ивановский областной худо­же­ст­венный музей

Во второй половине XIX века в стрем­ле­нии «ос­вободить» рук­у ху­дож­ни­ки ак­тив­но об­ра­ща­лись к ев­ропейским течениям. Из пен­сио­нер­ских пу­те­ше­ст­вий по Франции Илья Репин и Василий Поленов привезли написанные на пленэре этюды, а позже знакомили с приёмами новой живописи будущие поколения художников, среди которых Константин Коровин, Валентин Серов и Абрам Архипов.

Сегодня термин «рус­ский им­прес­сио­низм» ут­вер­дил­ся в оте­че­ст­вен­ном ис­кус­ст­во­зна­нии: ведущие специалисты и учреждения не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и за пределами столичных регионов посвящают проекты этому течению, хотя еще в дни открытия музея оно вызывало споры среди искусствоведов и зрителей. В экспозиции произ­ве­де­ния 70 раз­ных мастеров от Ильи Репина, Сергея Виноградова и Абрама Архипова до Петра Кончаловского и Ильи Машкова, как отдель­ные мазки, соберутся в единую картину и позволят составить цельное представление о направлении и его национальных особенностях. Раз­делы вы­став­ки расскажут об интересе художников к эффектам мерцания, о сюжетах из повседневной жизни и об особом колорите, вылившемся в так на­зываемый «чёр­ный им­прес­сио­низм». От­дель­но будут представлены живописные этюды, которые импрессионисты впервые приравняли к самостоятельному произведению.

Станислав Жуковский. Осень. Терраса. 1910-е. Частное собрание, Москва
Станислав Жуковский. Осень. Терраса. 1910-е. Частное собрание, Москва
  • Арнольд Лаховский. Набережная Фон­танки. Баржи с дровами. Конец 1910-1920-е. Частное собрание, Москва
  • Лукиан Попов. В саду (Чаепитие). 1911. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Абрам Архипов. Зима. 1909. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского
Абрам Архипов. Зима. 1909. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского
  • Пётр Кончаловский. Дом в Белкине. 1907. Музей истории города Обнинска
  • Игорь Грабарь. Иней. 1904. Вятский худо­же­ст­венный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Дмитрий Щербиновский. Пароход. 1902. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
  • Александр Богомазов. Портрет Ванды. 1907–1908. Частное собрание, Москва
  • Николай Клодт. Заросший пруд. 1910. Собрание Музея русского им­прес­сионизма
  • Николай Мещерин. Пейзаж. 1900-е. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

На всех этажах музея посетители увидят почти 160 произведений из 76 частных и государственных собраний со всей страны от Калининграда до Владивостока и Хабаровска: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Вятского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых, а также из собственной коллекции музея.

Проследить, какое отражение заложенные импрессионистами традиции находят в творчестве современных мастеров, позволит инсталляция Ирины Кориной, созданная специально для проекта.

Куратор

Куратор: Наталья Свиридова — главный хранитель Музея русского импрессионизма.

Константин Горбатов. Улица провинциального города. 1920. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Константин Горбатов. Улица провинциального города. 1920. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

14 февраля — 1 июня 2025

Купить билеты в Музей русского импрессионизма



Выставка работ русских и французских фовистов

19 июня — 28 сентября 2025 год

Летом Музей русского импрессионизма вместе с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина покажет посетителям «дикие», фовистские работы европейских и русских мастеров начала XX века. В экспозиции полотна Анри Матисса, Андре Дерена, Альбера Марке встретятся с произведениями экспериментаторов, менявших облик отечественного искусства 1900–1910-х годов: Ильи Машкова, Николая Кульбина, Алексея Явленского и других.

Аристарх Лентулов. Натурщик на пляже. Ялта. 1909. Частное собрание
Аристарх Лентулов. Натурщик на пляже. Ялта. 1909. Частное собрание
Кристиан Крон. Пьеро. Середина 1910-х. Галерея Наши художники
Кристиан Крон. Пьеро. Середина 1910-х. Галерея Наши художники

«Дикими» (от фр. fauves) критик Луи Вок­сель назвал уча­ст­ников па­риж­ского Осеннего салона 1905 года, которые бросили вызов художественным традициям и выбрали интенсивную палитру, гру­бые мазки и брутальные формы. Отчасти интуитивно, отчасти намеренно художники из России совпадали в своих творческих поисках с фран­цуз­скими фовистами, чьи работы они видели в путешествиях, на выставках и в легендарных коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.

Разделы экспози­ции про­де­мон­ст­рируют, как по-раз­ному художники в России трактовали идеи европейских живописцев: от упрощенных форм неопримитивистов Давида Бурлюка, Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой до символистских образов Марка Шагала, Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна. Посетители также узнают, какое впечатление новое французское искусство произвело на публику в Москве и Санкт-Петербурге.

Кураторы:

Юлия Петрова — директор Музея русского импрессионизма.

Илья Доронченков — заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина по научной работе, профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Вера Рябинина — сотрудник выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Николай Кульбин. Красная карусель. 1916. Собрание семьи Рыбаковых, Санкт-Петербург
Николай Кульбин. Красная карусель. 1916. Собрание семьи Рыбаковых, Санкт-Петербург

Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

19 июня — 28 сентября 2025

Купить билеты в Музей русского импрессионизма



Выставка к 170-летию со дня рождения Владимира Гиляровского

16 октября 2025 — 25 января 2026

В октябре музей приглашает в путешествие по Москве с «королём репортеров» Владимиром Гиляровским. От провинциального купеческого города 1880-х до динамично развивающейся столицы 1930-х — такой ее видел журналист и писатель, такой её увидят и посетители выставки на работах Ильи Репина и Василия Кандинского, Константина Коровина и Наталии Гончаровой и других мастеров. Художественную часть дополнят предметы технического прогресса из собрания Политехнического музея — свидетели эпохи.

Сергей Малютин. Портрет писателя В. А. Гиляровского. 1915. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Сергей Малютин. Портрет писателя В. А. Гиляровского. 1915. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
  • Илларион Прянишников. Иван-Рюмка. Этюд. 1880-е. Государственный музей изобразительных искусств Рес­пуб­лики Татарстан, Казань
  • Василий Рождественский. На­тюр­морт. Трак­тирная посуда. 1909. Государственный музей изобра­зи­тель­ных искус­ств Рес­пуб­ли­ки Та­тарстан, Казань
Владимир Маковский. Слушают граммофон. 1910. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Владимир Маковский. Слушают граммофон. 1910. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Наталья Гончарова. Пейзаж с поездом. 1913. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Наталья Гончарова. Пейзаж с поездом. 1913. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Может показаться, что Владимир Гиляровский прожил несколько жизней. В юности он успел поработать бурлаком на Волге, объезжал лошадей в Донских степях, изучал цирковое искусство и даже выступал на театральных подмостках. Позже о знаменитом москвиче рассказывали в своих воспоминаниях известные писатели, а ведущие художники писали его портреты. Один из самых известных образов кисти Сергея Малютина будет представлен на выставке в Музее русского импрессионизма.

Второй героиней выставки станет стремительно меняющаяся Москва конца XIX — первой трети XX века. Собранные в экспозиции произведения Алексея Боголюбова, Марии Якунчиковой, Константина Юона, Ильи Машкова, Николая Сапунова, Роберта Фалька и других мастеров помогут составить образы «Москвы и москвичей», которых знал и любил Владимир Гиляровский. Погрузиться в атмосферу города помогут изобретенные в это время телефон Белла, фонограф Эдисона, телеграфный аппарат Шиллинга, а также фотоаппарат Кодак, с которым не расставался автор сенсационных репортажей.

Куратор

Куратор: Анастасия Винокурова — ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Алексей Степанов. В кафе Филиппова. Этюд. 1900-1910. Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина
Алексей Степанов. В кафе Филиппова. Этюд. 1900-1910. Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина

Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

14 февраля — 1 июня 2025

Купить билеты в Музей русского импрессионизма

Пресс-служба
Музей русского импрессионизма
2.12.2024


Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма

Идея создания Музея появилась у коллекционера Бориса Минца ещё в 2012 году. Впервые как единое собрание полотна были представлены в аукционном доме MacDougall’s весной 2014 года. После официальной презентации в Москве значительная часть будущей постоянной коллекции побывала в Иванове, Венеции и Фрайбурге. В 2015 году Музей русского импрессионизма вошёл в состав ICOM (Международный совет музеев). С самого первого дня существования Музей русского импрессионизма занимается специальными образовательными и просветительскими программами.

 


Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

16 октября 2025 — 25 января 2026

Купить билеты в Музей русского импрессионизма

_________________

 Обсуждение в телеграмм >>>

Рекомендуем

Формы и образы. Стекло

Формы и образы. Стекло

В выставочных залах РОСИЗО стар­тует вы­став­ка «Фор­мы и об­ра­зы. Стек­ло», от­кры­ваю­щая се­рию вы­ста­воч­ных и куль­тур­но-про­све­ти­тель­ских ме­ро­прия­тий в рам­ках
Виктор Попков

Художник Виктор Попков

Третьяковская галерея представ­ляет масш­таб­ный вы­ста­воч­ный проект, по­свя­щён­ный твор­че­ст­ву од­но­го из ве­ду­щих мас­тер­ов оте­че­ст­вен­ного
Перейти К началу страницы