Железнодорожное моделирование — это свой мир и своя эстетика! Паровоз — символ движения, смены эпох. При том, что железные дороги были в России задолго до революции, именно после 1917 года появляются знакомые всем строки «Наш паровоз, вперед лети! В коммуне остановка». А помните картины Александра Лабаса? Эта искренняя радость от нового, радость скорости, ожидания светлого будущего. Но ведь так было не только в 1920-х—1930-х. Так и у каждого мальчишки до сих пор глаза горят при виде игрушечной железной дороги. А от вида настоящего паровоза и у взрослых восторг! Кстати, это происходит не только у нас. Вспомните и голливудские фильмы. Например, в «Один дома 2» главный герой входит в детский магазин Нью-Йорка «Сундучок игрушек Дункана» и нам показывают проезжающий паровозик. Тут он — символ рождественской радости, семейного тепла. А в «Гарри Поттере» вообще значительное внимание уделено паровозу и переездам в школу волшебства «Хогвартс». Именно на железной дороге, именно на паровозе. Вообще, все, кто ездит на паровозную экскурсию от Рижского вокзала (по крайней мере, раньше такая была), выглядят как дети. Так что-то эдакое есть и в паровозах настоящих, и в их игрушечных собратьях.
А ещё паровозы — объект коллекционирования.
Что-то мы, видимо, потеряли с уходом паровозов. Но все ли потеряли? Некоторые увлечения из детства пронесли с собой.
Хотелось бы развить эту тему. Надеемся, что откликнутся коллеги по увлечению.
Михаил Тренихин Заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция, кандидат искусствоведения
Железная дорога ГДР
У каждого коллекционера своя история, свои поводы для гордости и свои разочарования. Но неизменно одно – желание и тяга стремиться к достижению максимума по выбранной теме. Практически каждый коллекционер проходит определённые этапы, как в самой жизни. Условно, это можно разделить на созревание, постижение истины, понимание и осмысление. Наверное, каждая серьезная коллекция начиналась с малого, а ее обладатель прошел путь от собирателя до истинного коллекционера. На мой взгляд, разница в том, что собиратель в большей степени берёт всё, что его интересует без понимания предмета и его истории. А коллекционер непременно изучит предмет, его историю и культурный аспект. Это как путь от попсы к джазу или понимание ценности хорошего односолодового виски. Все эти этапы я прошёл и понял, что наиболее ценными моделями в моей коллекции были те, что выпущены в ГДР до 1972 года, когда была проведена национализация и кооперативное движение по выпуску мелкосерийных моделей, было фактически истреблено.
С чего всё началось?
Наверное, со школы, когда получил в подарок первый набор ГДР под известным, как это принято сейчас говорить, брендом PIKO. Набор был простой и состоял из набора рельс П-образной формы, паровоза BR55 и нескольких грузовых вагонов. Потом я узнал, что есть строения и прочие дополнения, которые можно купить в таких магазинах, как Центральный детский мир, Дом игрушек и, конечно «Лейпциг». В магазине «Лейпциг» в конце 80-х годов был собран последний (ранее в магазине был выставлен макет более простой по качеству изготовления — прим. ред.) и самый притягательный для многих макет железной дороги в масштабе HO (1:87).
Именно этот масштаб стал для меня самым любимым с точки зрения визуального эффекта по качеству и деталировке. Самые первые модели покупались на деньги родителей по случаю праздников и успехов в учебе. Первая систематизация возникла с появлением Каталогов PIKO, которые выпускал производитель моделей. Конечно, со временем, пришло понимание, что собираемые первые модели относились к т.н. ширпотребу, т.к. в массовых тиражах выпускались для всего Восточного блока стран, входящих в СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Со временем, когда появилась финансовая независимость и новые источники информации о предмете коллекционирования, коллекционирование перешло в фазу поиска редких моделей сначала PIKO, а потом и других более ранних производителей моделей на территории ГДР. Поиск первых раритетов велся через перекупщиков или спекулянтов, которые торговали в основных магазинах СССР, а потом появилась возможность покупать раритеты на площадке немецкого аукциона E-BAY. Причем это произошло за долго до прихода этого аукциона в Россию. Пройдя проверку и зарегистрировавшись на нем, я понял, что это только начало. Потом был печальный опыт покупки моделей не того качества, которое ожидал купить и которое было заявлено. Были отказы от отправки немцами моделей в Россию из-за длительных сроков доставки и отсутствия полноценного страхования на территории России. Но все это только сделало меня более опытным и практичным. Появились любимые и проверенные продавцы и первые связи с коллекционерами по теме на территории ГДР. Я очень горжусь тем, что в самом начале имел затяжные баталии на аукционе по редким моделям с одним из самых известных коллекционеров моделей ГДР в Германии Вольфгангом Цимертом (Wolfgang Ziemert). Этот коллекционер был автором ряда книг и публикаций по теме. Я даже по отдельным выигранным моделям получал от него гневные письма о том, что в Россию вывозятся редкие культурные экспонаты, которые могут украсить частные музеи и коллекции в Германии. Моделей становилось всё больше и больше и появилась потребность их систематизации.
Как появился сайт?
Появлению сайта Модели железных дорог ГДР (m-m-ddr . com) обязан прежде всего, своей собственной лени. Каждый раз заглядывать в коробки для определения того, какая разновидность уже имеется, перед покупкой очередной модели было утомительным. Да и находясь в командировках, это было не возможно, чтобы купить определенную модель на аукционе. Так идея каталогизации обрела форму при помощи моего приятеля-программиста. Созданный сайт был не коммерческим и исключительно информационным. Как потом выяснилось, подобного сайта не было даже на территории Германии, да и в других странах. Сначала на сайте были фото моделей подвижного состава из моей коллекции, а потом я отсканировал и разместил фото каталогов производителей моделей железных дорог ГДР, а также истории фирм производителей. Было много писем от благодарных коллекционеров из разных стран, которым идея сайта и его содержание очень понравились. Пик популярности сайта пришелся на 2007—2008 годы, когда посещаемость была максимальна и составляла до нескольких сотен в неделю. География соответствовала основным местам нахождения коллекционеров по теме: Германия, Украина, Россия, Казахстан, Израиль и США. К сожалению, недостаточная защищенность сайта, а также отсутствие возможностей для перехода на новую и более защищенную платформу или т.н. «движок», привели к многочисленным атакам хакеров и фактическому безвозвратному удалению базы сайта с информацией. Сейчас сайта нет, но многие помнят и благодарят за проделанную работу.
Что можно назвать «жемчужиной» моей коллекции ГДР?
В моей коллекции, разумеется, были свои раритеты, которыми можно гордиться. В частности, через несколько лет поиска и понимания того, что является абсолютной вершиной коллекционирования моделей ГДР, в моей коллекции появились модели Гюнтера Геберта (Gunter Gebert). Об этом производителе моделей я узнал из переводов журналов ГДР «Modelleisenbahner» периода 1960-х годов, а также более поздних книг. Модели известны тем, что выполнялись вручную и имели высокую схожесть с оригиналами. Начало к изготовлению моделей этим мастером было положено в те времена, когда Гюнтер Геберт был учеником (с 1936 по 1939 годы) на фирме «RAW Berlin-Tempelhof», ремонтировавшей и восстанавливающей паровозы. Для рекламных целей, в те времена производились модели локомотивов в масштабе от 1:10 до 1:20. В 1947 году Гюнтер Геберт решается открыть свое собственное производство в ГДР и открывает механический цех. После преодоления трудностей с покупкой оборудования (в те времена процветал натуральный обмен (бартер) и можно было получить первый сверлильный станок в обмен на фотоаппарат), цех стал работоспособен. Первые заказы не были связаны с изготовлением моделей, а были с учётом того времени, направлены на изготовление скальпелей, в которых безотлагательно нуждались врачи. Этот круг людей позднее составил основную часть клиентуры Гюнтера Геберта, когда он начал изготовлять дорогие, но очень точные и соответствующие оригиналам модели ручной работы. В то время одна модель Гюнтера Геберта стоила от 200 до 500 ДМ (немецких восточных марок) при среднемесячной зарплате 120 ДМ. В качестве исходного материала для изготовления моделей использовалась белая жесть от американцев, а в дальнейшем латунь. Использовавшиеся в моделях моторчики постоянного тока, брались из самолётов военной авиации. Гюнтер Геберт работал на заказ. Локомотив строился по желанию клиентов. Так были изготовлены отдельные модели, которые являются вожделенными для собирателей и на сегодняшний день. Все модели изготавливались на основе оригинальных чертежей, что отражалось на достоверности моделей и их цене. До середины 1960-х годов Гюнтером Гебертом производились модели локомотивов, моторных вагонов и вагонов в масштабах «0» и «HO» в ручном исполнении. Позднее, после появления техники литья пластмасс, появились модели, которые вытеснили своей массовостью и дешевизной модели ручной работы. Уйдя из модельного бизнеса, Геберт создал кооператив по ремонту кухонных принадлежностей, которым руководил до пенсионного возраста.
В моей коллекции имеется единственный паровоз Геберта в масштабе «HO» был Br41.
Какие советы начинающим коллекционерам моделей железных дорог я могу дать?
Прежде всего, определить то, что именно, и в рамках какого бюджета Вы планируете коллекционировать. Как правило, среди начинающих присутствует некая «распыленность». В коллекционировании моделей, кроме масштаба (наиболее распространен «HO»), принято выбирать период, в который создавались оригиналы, послужившие прототипами моделей. В моем случае, это была «Третья эпоха» (после 1945 года). Также есть отличия в системах питания моделей: 2-х рельсовая и 3-х рельсовая (фирмы Marklin). Также могу порекомендовать определиться с видами коллекционируемых локомотивов (паровозы, электровозы, тепловозы, моторные вагоны) и вагонов (пассажирские или грузовые). Если позволяют средства, то можно коллекционировать всё из перечисленного. Как правило, современные модели делятся на цифровые и аналоговые. В первом случае, оснащенные цифровыми платами локомотивы способны изображать звуковые сигналы, соответствующие звуку оригиналов. Также следует учитывать материал, из которого изготовлена модель и степень деталировки. Самыми дорогими являются те модели, которые имеют более точную деталировку и выполнены из металла. В любом случае, какая бы не была модель и какого производителя, сам процесс коллекционирования и познания вызывает массу положительных эмоций и, как говорят медики, способствует продлению жизни! Да, дело в том, что коллекционер постоянно что-то ищет и, стремясь заполучить вожделенную модель, фактически программирует себя на будущее. От всей души желаю только положительных эмоций от Хобби, каким бы оно не было!
Олег Селиванов Фотоизображения моделей из коллекции автора
Фотограф журнала Sammlung/Коллекция Андрей Лобанов нередко радует новыми неожиданными репортажами. И вот недавно была создана новая фото-серия, посвящённая поездке в Карелию. Главный герой съёмки — паровоз серии Л, получивший у железнодорожников прозвища Лебедянка и Лебедь — один из самых совершенных советских паровозов («паровоз высшего конструкторского класса»). Случайность? Нет, это — «Рускеальский экспресс» – ежедневный туристический ретропоезд на паровозной тяге, курсирующий по маршруту Сортавала – Горный парк «Рускеала» – Сортавала.
Как оказалось, у автора любовь к паровозам зародилась, как и многих, с детства!
Итак, фото и немного меморий Андрея Лобанова.
Михаил Тренихин
С 6—7 лет я очень любил ездить на Кутузовский проспект в магазин «Дом игрушек». Ездили мы с ребятами одни и не было никакого страха… С удовольствием рассматривал маленькие немецкие машинки, тракторы и паровозики с вагончиками. Не побоюсь этого слова, но от маленьких паровозиков я просто «тащился». Где-то в 10 лет мама наконец купила мне железную дорогу, где были рельсы и стрелки, паровоз и несколько вагончиков. Также был маленький трактор, микроавтобус и пара легковых машинок. Все закончилось, когда я поменял всё это на пробитую каску и остаток пулемёта Дегтярева из Белоруссии времен войны. После этого был жёстко физически наказан мамой, и желание собирать железную дорогу пропало навсегда. Стал собирать эмблемы видов войск, а потом поступил в Клуб юных моряков, речников и полярников (КЮМРП).
Андрей Лобанов, фотограф
Музей торговли — Товарный словарь — Железная дорога игрушечная
_________________