Прочитать про этот проект и вспомнить Андрея Миронова мне было интересно ещё и потому, что в 87-м отдыхал в Юрмале и оттуда ездил в Ригу. И был около Рижской оперы, где видел записку, призывающую сдать в кассу билеты из-за отмены спектакля «Безумный день…» Московского театра Сатиры. И помню, как народ переживал из-за Андрея Александровича. Некоторые спрашивали, нельзя ли купить билет на отменённый спектакль! Сейчас я бы постарался добиться получения такого билета. Говорят, что никто не возвращал. Но точно, что билетов в кассе не было.
А вообще случившееся казалось бредом, потому что такого просто не могло произойти. Просто не могло… И затем были фильмы с участием Андрея Миронова и тогда уже совсем не верилось…
Но вот где была записка о сдаче билетов — не помню. Кажется, что в Риге было несколько мест по продаже билетов и записка была не в кассах театра.
С уважением, главный редактор Sammlung/Коллекция Алексей Сидельников
Обычно, когда собирают мемориальную выставку, её основывают на коллекции определенного мемориального музея, владеющего основным корпусом вещей, либо на основе семейного собрания. В некоторых случаях роль музея может выполнять коллекционер-фанат, для которого сохранение вещественной памяти о персоне является делом жизни, а предметы возведены в степень фетиша. Однако можно «уйти в перпендикуляр» и создать выставку по иному принципу. Именно о таком проекте, посвященному великому русскому актеру Андрею Александровичу Миронову, хотелось бы рассказать. Безусловно, такой проект включает в себя несколько предметов из коллекции Бахрушинского музея, личного собрания Ларисы Голубкиной, фотоархива театра Сатиры и Театра «Русская антреприза имени Андрея Миронова» и частного собрания Александра Олешко (шляпа из кинофильма «Небесные ласточки»). Но дальше происходит общекультурный «отступ». Учитывая, что Миронов был страстным поклонником джаза, на выставке появился уникальный джазовый винил из коллекции Николая Богайчука, а также типологические предметы из частных собраний. Но вместе с тем, на равных с этими предметами выступает театральный реквизит, не имеющий никакой мемориальной значимости. Он является смысловым ядром экспозиционных комплексов, которые получают образный характер и составляют основу экспозиции. Не случайно выставки подобного рода происходят не в музейном пространстве, а в театре и закрепили за собой жанровое имя «гримёрка».
Выставка «Гримёрка Андрея Миронова» была собрана в одном из парадных залов усадьбы князей Шаховских (здание театра «Геликон-опера») в марте 2020 года, однако в день её официального открытия был объявлен карантин, и выставку разобрали, чтобы собрать вновь к 80-летию А. Миронова, 8 марта 2021 года.
К этому времени автором планируется трансформировать некоторые разделы экспозиции, а также подготовить проект передвижной выставки с возможностью его адаптации для разных площадок. Об этом проекте и пойдёт речь.
- Джазовый винил из коллекции Николая Богайчука (слева)
- Зажигалка Андрея Миронова
Выставочный проект «Гримерка Андрея Миронова» предлагает рассказ об актере в формате передвижной камерной выставки, принципом которой является синтез мемориальных и типологических предметов, театральных костюмов и реквизита, музыки, интерактивной видеоинсталляции, образных предметных инсталляций. Значимые сферы жизни Андрея Миронова раскрыты в экспозиционных комплексах, инсталляциях, имеющих метафорический характер и предлагающих зрителю мыслить образами. Пространство выставки насыщено характерным театральным светом, музыкой, ароматами любимого парфюма артиста и живыми цветами.
Каждый фрагмент экспозиции даёт возможность размышлять о жизни и вспомнить богатое и разнообразное творческое наследие актера, связанное с кино и театром. На выставке впервые затронута тема увлечения Миронова джазом (он был его истинным ценителем и одним из самых больших знатоков в Москве): сделана частичная реконструкция его великолепной джазовой фонотеки.
Ещё одной характерной чертой выставки является возможность дополнения экспозиционных комплексов, трансформации (адаптации) выставочного пространства под конкретную площадку, а также относительная независимость информационного насыщения выставки от наличия музейных предметов.
Выставочный проект предполагает передвижной характер показа с возможностью дополнения экспозиции в зависимости от конкретной площадки, её пространственных, функциональных и прочих характеристик, а также «местного» собрания, предметы которого могут быть концептуально осмыслены и включены в существующие экспозиционные комплексы, а также образовывать новые. Таким образом зрителям будет каждый раз предложен особый вариант выставки, а места экспонирования могут стать не только «площадками», но и участниками проекта, заявляя о себе как о культурной институции.
Ранее, в том же пространстве была организована выставка, посвященная Рудольфу Нурееву, где вместо инсталляций в центре зала был собран философский натюрморт, на равных включающий мемориальные предметы и театральный реквизит. Сочетание предметов имело символический смысл и было посвящено уникальной биографии, характеру и творчеству Нуреева. Каждый зритель по-своему «считывал» философское послание, по принципу классического голландского натюрморта Vanitas. Проект «Гримёрка Рудольфа Нуреева«, трансформированный в «Рудольф Нуреев. Возвращение» запланирован к показу в регионах.
Оба выставочных проекта имеют передвижной характер и предназначены для показа на разных площадках с возможностью адаптации и дополнения новыми экспонатами. Такой подход к организации мемориальных выставок представляется мне перспективным с точки зрения мобильности и охвата аудитории, освоения новых пространств, нестандартной подачи материала, которая заставляет зрителя мыслить образами и самостоятельно рассуждать.
Андрей Райкин, автор выставочных проектов, кандидат искусствоведения
Рудольф Нуреев. Возвращение (Андрей Райкин)
Аркадий Райкин. 110 лет (Андрей Райкин)
__________________