Маленькие комедии большого дома - 50 лет записи спектакля

Маленькие комедии большого дома — 50 лет записи спектакля

in Новости 671 views

В 1973 году состоялась премьера спектакля «Маленькие комедии большого дома». Поставку спектакля осуществили Андрей Миронов, Михаил Ширвиндт и Валентин Плучек в московском театре Сатиры по сценарию Аркадия Арканова и Григория Горина. Художник Борис Мессерер.

Спектакль рассказывает о жизни на примере москвичей 1970-х годов.

Артисты театра Сатиры, занятые в постановке многим известны не только по спектаклям, но и по «Кабачку «13 стульев»: Зоя Зелинская — пани Тереза, Валентина Шарыкина — пани Зося, Татьяна Пельтцер — пани Ирэна, Зиновий Высоковский — пан Зюзя, Юрий Соковнин — пан Таксист, Юрий Авшаров — пан Кошон, Даниил Каданов — пан Директор (первый), Георгий Тусузов — пан Пепусевич, Виктор Рухманов — пан Изобретатель, Михаил Державин — пан Ведущий и т.д.

При этом следует учесть, что некоторые роли играли по два актёра, заменяя друг друга. Нина Корниенко, Владимир Козел, Татьяна Ицыкович (Васильева), Роман Ткачук, Анатолий Гузенко, Олег Солюс — отсутствуют в сохранённом на киноплёнке спектакле.

А вот в 1974 году состоялась запись спектакля на плёнку. Запись Главной редакции литературно-драматических программ «Россия» — чёрно-белая. Скорее всего это из-за того же решения экономии плёнки начала 70-х, что привело ко многим чёрно-белым лентам именно этого периода. При этом спектакль «Проснись и пой» был записан в этот же год уже в цветном варианте. Так что это тоже юбилей записи, хотя спектакль поставлен раньше (Кстати, там Дюлу до Бориса Куморитова играл Борис Галкин).

Одним словом запись «Маленьких комедий…» и является тем поводом для воспоминания, который сегодня предлагаем вашему вниманию.

Маленькие комедии большого дома
Маленькие комедии большого дома

50 лет записи спектакля «Маленькие комедии большого дома»

Говорить о личном присутствии на премьере не приходится, как и о воспоминании о первом показе спектакля по телевидению. Тем не менее, просмотр, конечно же, был. А вот во второй половине 1990-х на одном из юбилеев театра Сатиры удалось посмотреть отрывок из спектакля, где вместо Андрея Миронова был другой актёр. Но Спартак Мишулин исполнял свою знаменитую песню «Моя работа важная». Эту песню он иногда исполнял и в других выступлениях.

Говоря о спектакле сразу признаемся, что обращаем внимание на зрителей в зале, которых к счастью нам показывают. Такие замечательные лица — лица эпохи! Посмотрите на эмоции, манеры, костюмы. Понимаем, что народ разный, как в любое время. Но верим в лучшее.

Спектакль состоит из пяти новелл, которые разделяют зрителей по принципу «нравится — не нравится». Начнём с конца.

Часть пятая: «Пой, ласточка, пой…» (жилищно-бытовая оратория для ЖЭКа с фортепьяно)

Пятая часть — «Пой, ласточка, пой…» — мощнейшая постановка, призывающая непременно стремиться к исполнению вашей сокровенной мечты. К тому же исполнение этой мечты может быть нужной не только вам. Так герой Анатолия Дмитриевича Папанова хотел не только петь, но и видеть, что и рядом с ним поют, что, как оказалось, важно и для поющих и для слушателей. Важно нести и дарить красоту.

Анатолий Папанов, Михаил Державин, Виктория Токарская, Георгий Тусузов (он в куртке с надписью на спине МИХМ (Московский Институт Химического Машиностроения)), Фёдор Димант, Владимир Ушаков, Вадим Завьялов, Юрий Соковнин, Бронислава Тронова, Наталья Энке, Наталья Фекленко, Галина Степанова. А в конце в милицейской форме появляется Вячеслав Гронин.

Анатолий Папанов и Виктория Токарская

До сих пор всем интересно, что за девочка поёт песню вместе с Георгием Тусузовым. Не знаете?

Георгий Тусузов и девочка
Георгий Тусузов и девочка

Четвёртая часть: «Звуковое письмо»

Четвёртая часть — «Звуковое письмо» , больше других подвергается критике нынешних туповатых зрителей. Им видно действия мало. Но сам Александр Анатольевич Ширвиндт, в вечной «маске Бастера Китона», в этом моноспектакле добился сочувствия и внимания зала 1974-го года. Его герой сочиняет звуковое обращение своему сыну, которого он никак не может встретить дома.

Александр Ширвиндт
Александр Ширвиндт

— Ты – равносторонний треугольник: у тебя по литературе тройка, по физике тройка, по математике тройка… Пойми, Серёжа, у тебя всего одна пятёрка, да и ту сегодня утром ты взял из моего пиджака.

— Шестнадцать лет – это романтика, поиск. Я всё понимаю… <…> Но тогда перестань пугать маму, что ты решил жениться, как только вы напишете контроль­ную по алгебре! Я знаю, что ты мне скажешь в ответ: статистика, двадцатый век, ранние браки… Мол, в Африке женятся в пятнадцать лет… Так они там живут до сорока – им не­когда… Я сам женился в во­сем­над­цать за две недели до твоего рож­дения… Это ещё хорошо, что потом выяснилось, что я по-настоя­щему люблю твою мать… А то б ты меня видел…

Часть третья: «Московская серенада» (коме­дий­ный мюзикл о любви с песнями и танцами)

Третья часть — «Московская серенада». Многоэтажка, объединившая под своей крышей множество разных характеров, и персонажам предлагается иначе взглянуть на свои, казалось бы, рядовые жизни. Новелла по большому количеству актёров немного уступает «Ласточке…».

Эта часть заканчивается серенадой всему дому, всем нам, исполняемой Александром Диденко и Екатериной Градовой, песней Валерия Ободзинского «Вечная весна» (стихи Игоря Шаферана, музыка Давида Тухманова).

Екатерина Градова и Александр Диденко

Для тех, кто утро будит голосами,
Кто видит мир влюблёнными глазами,
Для тех, кто обойти готов полсвета,
Любимых повторяя имена:
Три месяца — лето,
Три месяца — осень,
Три месяца — зима,
И вечная весна!

Пускай пройдут дожди сплошным потоком,
Пускай в узорах белых стекла окон,
Пускай сбивают с ног порывы ветра,
Но если сердцу молодость дана —
Три месяца — лето,
Три месяца — осень,
Три месяца — зима,
И вечная весна!

Актёры этой новеллы: Нина Архипова, Нина Феклистова, Валентина Шарыкина, Зоя Зелинская, Екатерина Градова, Даниил Каданов, Александр Диденко, Юрий Авшаров, Владимир Кулик. Ну и на одном из балконов декорации появляется ударник Лев Тертель.

Отдельно можно вспомнить сколько в этой части цитат для жизни. Тенгиз, герой Зиновия Высоковского неспешно выдаёт их в мир, от чего зал взрывается смехом.

— Я внутренне пою и внутренне танцую!

— Тенгизик, тебе чего на ужин приготовить? Люля-кебаб или сациви?
— Дуся, сколько раз можно тебе повто­рять, что я уже второй день безуспешно нахожусь на очковой диете! Какая может быть люля-кебаб? Только протёртые паровые морковные котлеты! Но с макаронами!

— Тенгизик, а ты до меня любил каких-нибудь женщин?
— Уважал!

Вторая часть: «Грабёж» (пси­хо­ло­гический ретро­детек­тив со взломом)

Вторая часть «Грабёж» — спектакль трёх актёров: Натальи Защипиной, Андрея Миронова и Спартака Мишулина. В психо­­логи­­ческом детективе со взломом мы узнаём, что проблемы в жизни есть у всех, а внешний лоск не показатель счастья. Короче, у гроба карманов нет.

— Прошлым летом собрались наконец в Гагру, в отпуск, а вместо этого — полетели в Ленинград и все деньги в это канапе ухнули! Оно, видишь ли, из старинной усадьбы, в его клопах дворянская кровь течёт!

Спартак Мишулин
Спартак Мишулин

Моя работа важная.
Она мне очень нравится.
Я помогаю гражданам
От ценностей избавится.
И мне всегда сопутствует
Удача и везение,
Поскольку пребываю я
В хорошем настроении.

Люблю я вечер и
Начало дня,
Январский снег
И майскую акацию.
Распахнуты все двери для меня,
Для мастера такой квалификации.

Наталья Защипина и Андрей Миронов
Наталья Защипина и Андрей Миронов

Давай поменяемся душами!
Ну, давай, поменяемся душами,
Ну, хотя бы на час,
Ну, хотя бы на миг.
Если только послушаешь,
Если только меня ты послушаешь —
Ты моими глазами посмотришь на мир.

Первая часть: «Смотровой ордер» (оптимистическая комедия с переездом и вселением)

Первая часть — «Смотровой ордер» — опти­мисти­ческая комедия с пере­ездом и вселением. Сразу обращает на себя шикарная декорация. Многоэтажка, начала спектакля, легко превращается в Московскую квартиру. Актёры этой части Татьяна Пельтцер, Надежда Каратаева, Лидия Шарапова, Людмила Селянская, Виктор Рухманов и, известнейший своим неповторимым голосом, Борис Кумаритов — в этом году ему бы исполнилось 85.

— Скажите, пожалуйста, а сколько же лет вашему сыну Виктору?
— Двадцать пять.
— Боже мой! Двадцать пять… и отец троих детей! Моему под сорок, а он как дитя.
— А выглядит совсем как взрослый.

Борис Кумаритов, Татьяна Пельтцер и Лидия Шарапова
Борис Кумаритов, Татьяна Пельтцер и Лидия Шарапова

Ну а начинается спектакль песней в исполнении ВИА «Весёлые ребята» «Это Москва». Очень современная песня.

Ну так что, ребята? Как оценим спектакль?

Ведь сегодня кто-то смотрит и говорит, что в спектакле одна неправда, что в семидесятые была жуткая жизнь, при­крываемая такими вот постановками. Кто-то отметит, что хуже Ширвиндта в этом спектакле только Миронов, вместе портящие впечатления. Кому-то не нравится представитель ЖЭКа Папанов с его наивным стремлением петь, а не выполнять прямые обязанности. Ну а уж преображение Папанова на уроке Токарской (тут отметят, что отсидевшей в СССР), совершенно невозможно. А первая часть с Пельтцер — совсем галиматья, а третья, «Московская серенада», изобилующая неизвестными актёрами, просто не обсуждается. Зрителей считают обманутыми болванчиками, которые сидят для антуража или их просто никто не видит.

Но ведь время на то и время, а спектакль для того и создан, чтобы показать мир чуть утрированно. Требуется увеличить хорошее и дурное, чтобы сделать акценты на проблеме, что показать суть развития в лучшую сторону (на тот момент в понимании авторов, конечно). Для русской сцены всегда была нормой «театральность» действия, его не полное соответствие жизни вне театра. И именно это притягивало зрителей.

Зрители в зале театра Сатиры на спектакле "Маленькие комедии большого дома"
Зритель в зале театра Сатиры на спектакле «Маленькие комедии большого дома»

Спектакль настолько был органичен, так аккуратно воссоздан понятный дух общего быта, что зритель видел себя или знакомых, но всегда был знаком с показанной ситуацией. При этом, часто ситуация была не самая удачная, но артисты предлагали варианты выхода из неё.

Всегда существовала практика доверия к актёру. Если в постановке «ваш» актёр — идём смотреть. В спектакле «Маленькие комедии большого дома» задействована зна­читель­ная часть труппы ведущего театра страны — есть из кого выбрать. Спектакль шёл много лет при полных залах и не нам говорить «нравится — не нравится» на основании сегодняшних правил жизни, которые, наверняка, также не понимаемые для актёров, да и персо­нажей спектакля. Дальше будет ещё хуже. И это нормально — жизнь не стоит на месте.

Так что спектакль «Маленькие комедии большого дома» — памятник актёрам, памятник всему времени, видимому на сцене и в глазах актёров и зрителей.

Ребята, а может и правда в жизни важнее не квадратные метры, а те, кто на них живут?

Дай Бог дольше жизни участникам спектакля!

Алексей Сидельников

Конечно, мы помним, что Московский академический театр сатиры основан в 1924 году и в этом году отмечает 100 лет. Поздравляем замечательный театр с круглой датой!

Гримёрка Андрея Миронова

Александр Ширвиндт (1934-2024)

__________________

 В Телеграмм >>> 

Рекомендуем

Перейти К началу страницы