От Диканьки до Петербурга через «Геликон-оперу»

От Диканьки до Петербурга через «Геликон-оперу»

in Новости музеев 1559 views

В Московском музыкальном театре «Геликон-опера» за последние годы сложилась традиция, по которой темы самых важных выставочных проектов определяют премьерные спектакли. Выставки не только сопровождают новые постановки, но и дополняют сюжет, дают исторический контекст или же просто создают особую атмосферу для зрителей, которые перед показом или в антракте имеют возможность осмотреть экспозицию с экс­кур­сионным сопровождением. Среди самых интересных и значимых выставок театра – «Марк Шагал. Проекция во времени» (куратор – Андрей Райкин) к премьере оперы «Альфа и Омега» Г. Шохата, «Сокровище  Нила» (куратор – Виктор Солкин) к премьере оперы «Аида» Дж. Верди, «Образы Италии» (куратор – Александр Киселёв) к премьере оперы «Сельская честь» П. Масканьи.

Николай Александрович Сергеев (1855–1919). Малороссия. 1888. Холст, масло. Собрание Алексея Жилина 
Николай Александрович Сергеев (1855–1919). Малороссия. 1888. Холст, масло. Собрание Алексея Жилина

Театр «Геликон-опера» 2024 год встретил постановкой нового спектакля. Им стала самая весёлая и редко исполняемая опера П.И. Чайковского «Черевички» (режиссёр-постановщик Сергей Новиков, дирижёр Филипп Селиванов, художник Ростислав Протасов). Сюжет этой оперы основан на повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», где большая часть действия происходит в селе Диканька Полтавской губернии. Именно малороссийская тематика легла в основу выставки, которую зрители могли видеть с 12 января по 25 февраля. Экспозиция называлась «От Диканьки до Петербурга» и объединила русскую живопись и графику XVIII – начала XX века из московских частных собраний. «От Диканьки до Петербурга» – это не только  траектория полёта кузнеца Вакулы на чёрте по сюжету оперы, но и охват земель, которые подарили миру таких выдающихся художников малороссийского происхождения, как Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Г.И. Кадунов, В.Д. Орловский, С.И. Васильковский, Н.К. Бодаревский, В.И. Зарубин, С.И. Светославский, Н.С. Сергеев, К.Д. Трохименко.

Владимир Егорович Маковский (1846–1920). За трапезой. 1888. Бумага, графитный карандаш, акварель. Антикварный салон «На Патриарших» 
Владимир Егорович Маковский (1846–1920). За трапезой. 1888. Бумага, графитный карандаш, акварель. Антикварный салон «На Патриарших»
Владимир Донатович Орловский (1842–1914). Летний день. Верши в тихой заводи. 1880–1890-е. Холст, масло. Антикварный салон «На Патриарших»
Владимир Донатович Орловский (1842–1914). Летний день. Верши в тихой заводи. 1880–1890-е. Холст, масло. Антикварный салон «На Патриарших»

Малороссийская тематика пред­став­лена и в творчестве художников, рождённых в других областях обширной Российской империи: В.А. Тропинина, братьев В.Е. и Н.Е. Маковских, К.А. Трутовского, Х.П. Платонова, С.А. Виноградова. Путешествуя по Малороссии, они запечатлевали богатую и щедрую природу Киевской, Харьковской и Полтавской губерний в пейзажах, характерные типажи в национальных костюмах – на портретах, повседневные занятия – в жанровых полотнах. Создавая экспозицию, удалось не только сопроводить спектакль произ­ве­дениями именитых мастеров, подобрать образы и мотивы, вызывающие ассоциации с местами действия в опере, но и напомнить зрителям о великой и славной истории нашего Отечества.

Неизвестный художник. Свадьба в Малороссии (Полтавская губерния). 1890–1900-е. Холст, масло. Собрание Виктора Горбика
Неизвестный художник. Свадьба в Малороссии (Полтавская губерния). 1890–1900-е. Холст, масло. Собрание Виктора Горбика

Помимо живописных работ, публике впервые был продемонстрирован макет декораций к первой постановке оперы «Черевички» (1887 год). Спектакль ставился на сцене Императорского Большого театра в Москве, оформление к нему создавал декоратор К.Ф. Вальц, а премьерой дирижировал сам композитор. Подобные сохранившиеся театральные макеты исторических постановок являются большой редкостью.

Карл Фёдорович Вальц (1846–1929). Макет декорации к опере П.И. Чайковского «Черевички». Императорский Большой театр. 1887. Картон, гуашь. Собрание Дмитрия Бертмана 
Карл Фёдорович Вальц (1846–1929). Макет декорации к опере П.И. Чайковского «Черевички». Императорский Большой театр. 1887. Картон, гуашь. Собрание Дмитрия Бертмана

В процессе подготовки практически любой выставки нередко случаются неожиданные и важные открытия. Так, например, атрибуцию получил один из парных портретов, выполненных в технике пастели неизвестным художником середины XIX века. Первый – портрет графини Марии Васильевны Кочубей (1779–1844), урождённой Васильчиковой, восходящий к оригиналу М.Э.Л. Виже-Лебрен рубежа XVIII– XIX веков (хранится в ГМЗ «Архангельское»). Имя модели на втором портрете, также исполненном по оригиналу конца XVIII – начала XIX века, долгое время было неизвестно. Однако, в собрании Государственного исторического музея удалось обнаружить фоторепродукцию с миниатюрного портрета аналогичной иконографии – графа Виктора Павловича Кочубея (1768–1834), первого министра внутренних дел Российской империи и владельца села Диканька[1]. В 1831 году граф В.П. Кочубей был возведён, с нисходящим потомством, в княжеское Российской империи достоинство. Портрет его сына, князя Василия Викторовича Кочубея, написанный Г.И. Кадуновым, крепостным художником графа Л.К. Разумовского, в конце 1840-х – начале 1850-х годов, также экспонировался в «Геликон-опере». Известно, что аналогичный живописный портрет украшал в середине XIX века гостиную в петербургском доме князя М.В. Кочубея и был запечатлён на акварели Луиджи Премацци (1857 год) из коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина[2].

  • Неизвестный художник. (с оригинала неизвестного художника конца XVIII века). Портрет графа Виктора Павловича Кочубея (1768–1834). Середина XIX в. Бумага на картоне, пастель. Собрание Алексея и Елены Васютинских 
  • Неизвестный художник. (с оригинала М.Э.Л. Виже-Лебрен конца XVIII века). Портрет графини Марии Васильевны Кочубей (1779–1844). Середина XIX в. Бумага на картоне, пастель. Собрание Алексея и Елены Васютинских 
Карл Андреевич Фишер (1859 – после 1923). Портрет Виктора Павловича Кочубея (1768–1834). Репродукция с миниатюрного портрета неизвестного художника конца XVIII – начала XIX века. 1900-е. Бумага, альбуминовый отпечаток. Государственный исторический музей 
Карл Андреевич Фишер (1859 – после 1923). Портрет Виктора Павловича Кочубея (1768–1834). Репродукция с миниатюрного портрета неизвестного художника конца XVIII – начала XIX века. 1900-е. Бумага, альбуминовый отпечаток. Государственный исторический музей
Герасим Игнатьевич Кадунов (1824–1871). Портрет князя Василия Викторовича Кочубея (1812–1850). Конец 1840-х – начало 1850-х. Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких 
Герасим Игнатьевич Кадунов (1824–1871). Портрет князя Василия Викторовича Кочубея (1812–1850). Конец 1840-х – начало 1850-х. Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких

Образ Санкт-Петербурга, куда кузнец Вакула по сюжету повести «Ночь перед Рождеством» отправился за черевичками, на выставке был создан портретами августейших особ. В опере, в отличие от повести, как персонаж отсутствует императрица Екатерина II. Это объясняется тем, что в XIX веке в России была строгая цензура и существовал негласный запрет на изображение представителей царской фамилии в театральных действиях. Однако, зрители постановки в «Геликон-опере» смогли увидеть императрицу в экспозиции: её парадный портрет был написан в 1770-х годах русским художником немецкого происхождения Генрихом Бухгольцем. На портрете государыня изображена в малой императорской короне и горностаевой мантии, через правое плечо лента ордена Св. Андрея Первозванного, на груди звезда, в волосы вплетена нить крупного жемчуга. Возможно, именно такую императрицу лицезрели запорожские казаки во время своих последних депутаций перед ликвидацией Сечи в 1775 году.

  • Неизвестный художник. Портрет светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического (1739 – 1791). 1780-е – первая половина 1790-х. Холст на картоне, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких 
  • Генрих Бухгольц (1735–1780). Портрет императрицы Екатерины II. 1770-е. Холст, масло. Собрание Татьяны Удрас 

Черевички в опере Вакула получает из рук Светлейшего – князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического. Конечно же и выставка не обошлась без фаворита и тайного мужа всесильной императрицы, однако специально был выбран редкий иконографический тип князя. Для многих зрителей неожиданным открытием стало то, что при жизни Г.А. Потёмкин изображался не только в мундире с орденами, но и в домашнем халате. Много времени светлейший князь пребывал в депрессии: хандрил и лежал на диване. Близкий по иконографии портрет публиковался в «Русских портретах XVIII и XIX столетий» великого князя Николая Михайловича[3], что позволило эксперту и коллекционеру Сергею Подстаницкому на одном из блошиных рынков Парижа в «неизвестной женщине XVIII века» узнать крупнейшего деятеля екатерининской эпохи.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822). Портрет великой княгини Марии Фёдоровны. Вторая половина 1780-х – первая половина 1790-х Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких 
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822). Портрет великой княгини Марии Фёдоровны. Вторая половина 1780-х – первая половина 1790-х Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких

Изобразительное искусство XVIII столетия невозможно представить без творчества мастера парадного портрета – Дмитрия Григорьевича Левицкого. В царской галерее выставки «От Диканьки до Петербурга» был представлен портрет великой княгини Марии Фёдоровны кисти Д.Г. Левицкого (вторая половина 1780-х – первая половина 1790-х годов). Иконография восходит к портрету, написанному в 1777 году Александром Рослином. Д.Г. Левицкий неоднократно копировал рослиновский портрет, но в данном случае полностью переработал изображение головы, придав ей иную стилистику[4]. Нельзя не отметить, что портрет экспонировался в роскошной золочёной раме начала XX века, увенчанной лентами и двуглавым орлом с императорской короной – символом Российской империи.

Иоганн Барду (работал в последней четверти XVIII века). Портрет Елизаветы Петровны Глебовой (1751–1837), урождённой Стрешневой. 1780-е. Пергамент, наклеенный на холст, пастель. Собрание Татьяны Удрас 
Иоганн Барду (работал в последней четверти XVIII века). Портрет Елизаветы Петровны Глебовой (1751–1837), урождённой Стрешневой. 1780-е. Пергамент, наклеенный на холст, пастель. Собрание Татьяны Удрас

По легендам «Геликон-оперы», императрицы Екатерина II и Мария Фёдоровна бывали на Большой Никитской в усадьбе, которой владели Дашковы и Глебовы-Стрешневы. 65 лет хозяйкой дома была статс-дама Елизавета Петровна Глебова-Стрешнева. Её портрет, написанный Иоганном Барду в 1780-е годы, предположительно, с утраченного оригинала Ф.С. Рокотова, также украсил выставку и напомнил зрителям об истории здания, в котором сейчас размещается театр.

Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Портрет императора Александра I. 1802. Холст, масло. Собрание Татьяны Удрас 
Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Портрет императора Александра I. 1802. Холст, масло. Собрание Татьяны Удрас

В 1820 году усадьбу Кочубеев в Диканьке посетил император Александр I. В память об этом событии по проекту архитектора Луиджи Руска была возведена триумфальная арка, оформившая парадный въезд в имение. Кстати, арка, а также Троицкая и Николаевская церкви, являются немногочисленными строениями в Диканьке, сохранившимися со времён Кочубеев. На выставке в «Геликон-опере» был представлен портрет императора Александра I кисти Владимира Лукича Боровиковского (1802 год). Великий русский художник имел малороссийское происхождение: родился в Миргороде в семье днепровского казака и иконописца Луки Ивановича Боровика, служил в Миргородском казачьем полку. Творчество В.Л. Боровиковского было представлено также портретом юного барона А.Н. Сердобина, побочного сына «бриллиантового князя» А.Б. Куракина (середина 1800-х годов).

Василий Александрович Голике (1802–1848). Портрет императора Николая I. 1836. Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких 
Василий Александрович Голике (1802–1848). Портрет императора Николая I. 1836. Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких

В экспозиции находился и портрет императора Николая I, в чью эпоху жил и творил Николай Васильевич Гоголь, иронизировавший в своих бессмертных произведениях над государственным укладом и чиновниками. Портрет государя был написан в 1836 году живописцем Василием Александровичем Голике, учеником Джорджа Доу, вместе с которым он работал над созданием портретов для Военной галереи Зимнего дворца.

Большой удачей стало появление на выставке трёх работ великого русского художника, мастера романтического портрета – Василия Андреевича Тропинина. В 1804–1812 и 1818–1821 годах В.А. Тропинин жил в Малороссии, где запечатлел в своих произведениях образы крестьян. К числу этих работ относится и картина «Подольский крестьянин с топором» (конец 1810-х – начало 1820-х годов), авторский вариант которой находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. В 1823 году живописец представил в Императорскую Академию художеств картину «Кружевница», ставшую явлением в русском искусстве, а со временем и самой популярной работой мастера. Картина имеет несколько авторских повторений, на данный момент искусствоведам известно пять вариантов. Один из них, тоже 1823 года, находится в частном собрании. Благодаря любезному согласию владельцев появилась возможность показать этот шедевр театральной публике в качестве особенного подарка, несмотря на отсутствие прямой связи с тематикой выставки.

Василий Андреевич Тропинин (1780–1857). Подольский крестьянин с топором. Конец 1810-х – начало 1820-х гг. Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких 
Василий Андреевич Тропинин (1780–1857). Подольский крестьянин с топором. Конец 1810-х – начало 1820-х гг. Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких

Интересная судьба у портрета Варвары Ипполитовны Лизогуб – литератора, автора повести в стихах «Зулейка» и представительницы малороссийского дворянского рода. Известно, что еще в 1901 году коллекционер Н.М. Красовская предлагала к приобретению в Русский музей два портрета «госпожи Лизогуб» работы В.А. Тропинина, однако сделка не состоялась. В 1930-е годы один из портретов оказался в парижской коллекции А.А. Попова, а после и вовсе выпал из поля зрения знатоков и любителей искусства. Лишь в начале 2010-х годов картина появилась на парижском аукционе, где проходила как работа неизвестного художника. Историк искусства Сергей Подстаницкий портрет атрибутировал, приобрёл для своего собрания и вернул в Россию. Большой портрет В.И. Лизогуб, датированный 1847 годом, сейчас хранится в Русском музее (происходит из собрания Н.М. Красовской).

Василий Андреевич Тропинин (1780–1857). Портрет Варвары Ипполитовны Лизогуб. Около 1847. Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких 
Василий Андреевич Тропинин (1780–1857). Портрет Варвары Ипполитовны Лизогуб. Около 1847. Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких

Для многих зрителей открытием стало творчество мастера украинского реалистического пейзажа – Сергея Ивановича Васильковского. Техника, в которой работал этот художник, очень необычна и объясняет глубину цветов на его картинах: мастер покрывал доску лаком, писал густыми мазками, затем шлифовал пемзой, лессировал и прописывал самые тонкие детали. Мастерство художника поражает и порой создаётся впечатление, что он умел писать даже воздух. Многие работы С.И. Васильковского напоминают искусство французских импрессионистов, но при этом с казаками в шароварах, девушками в рубашках-вышиванках и с хатами-мазанками под соломенными крышами. Творческое наследие художника насчитывало около трёх тысяч работ, примерно половина из них была передана Харьковскому художественному музею и погибла в годы Великой Отечественной войны. Сейчас в музеях и частных коллекциях насчитывается около пятисот картин художника, а на выставке «От Диканьки до Петербурга» в «Геликон-опере» удалось представить не только живопись этого мастера, но и одну его графическую работу. В экспозиции можно было увидеть пейзажи и жанровые сцены – «После дождя» (1885 год), «Новости из города. Харьковщина», «К весне. Харьковщина» (обе – 1890–1890-е годы) и акварель «Лирник с поводырём» (1890-е – начало 1910-х годов), на которой изображены необычные малороссийские типажи – пожилой слепой музыкант с колёсной лирой и сопровождающий его юноша.

Сергей Иванович Васильковский (1854–1917). Лирник с поводырем. 1890-e – начало 1910-х. Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель. Антикварный салон «Элит-Антик» 
Сергей Иванович Васильковский (1854–1917). Лирник с поводырем. 1890-e – начало 1910-х. Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель. Антикварный салон «Элит-Антик»
  • Сергей Иванович Васильковский (1854–1917). Новости из города. Харьковщина. 1890–1900-е. Дерево, масло. Собрание Алексея Жилина 
  • Сергей Иванович Васильковский (1854–1917). К весне. Харьковщина. 1890–1900. Дерево, масло. Собрание Алексея Жилина 

В галерее малороссийских образов выделялась картина русского художника Харитона Платоновича Платонова «Маруся», написанная в 1883 году. Внимание привлекает полный живости образ крестьянской девушки в украинском национальном костюме, с полуулыбкой и лукавым взглядом. Невольно вспоминается капризная красавица Оксана – героиня повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством» и оперы П.И. Чайковского «Черевички». В 1884 году картина «Маруся» экспонировалась в Императорской Академии художеств и была приобретена в собрание петербургского коллекционера Петрова, где находились и другие картины Х.П. Платонова, местонахождение которых в данный момент неизвестно. В издании «Наши художники» Ф.И. Булгаков упоминает картину «Маруся» среди самых значительных произведений мастера[5]. Также картина публиковалась в литературно-художественном журнале «Нива»[6].

Харитон Платонович Платонов (1842-1907). Маруся. 1883. Холст, масло. Собрание Алексея Жилина 
Харитон Платонович Платонов (1842-1907). Маруся. 1883. Холст, масло. Собрание Алексея Жилина

Рядом с «Марусей» Х.П. Платонова авторы выставки разместили работу художника Сергея Ивановича Светославского «Ярмарка в Сорочинцах» (конец 1880-х – 1890-е годы). Со временем имя этого художника забылось, а его произведения очень редко экспонировались в России. Появление работы этого выдающегося мастера стало ещё одним открытием для широкой публики, тем более, что сюжет картины дополнил концепцию выставки: в цикле Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» есть повесть «Сорочинская ярмарка», а сам писатель родился в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии. «Ярмарка в Сорочинцах» в творчестве С.И. Светославского является ярким примером соединения бытового и пейзажного жанров. В целом, произведения художника, на формирование которого оказали влияние русские передвижники, пример общности русской и украинской живописи.

Сергей Иванович Светославский (1857–1931). Ярмарка в Сорочинцах. Конец 1880-х – 1890-е. Холст, масло. Собрание Василия Литвякова 
Сергей Иванович Светославский (1857–1931). Ярмарка в Сорочинцах. Конец 1880-х – 1890-е. Холст, масло. Собрание Василия Литвякова

Ещё один красочный и запоминающийся образ крестьянской девушки в экспозиции можно было увидеть на картине «Малороссиянка», созданной в 1884 году Николаем Корнилиевичем Бодаревским. В 1880-е годы Н.К. Бодаревский, уроженец Одессы, создал ряд произведений, посвященных Малороссии, в число которых входит и данная работа. Картина является знаковой в творчестве художника, так как написана в год, когда он был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Особое внимание мастер уделил костюму девушки и тщательно выписал детали – орнамент на вышиванке и монисто, которые согласованы между собой голубыми и алыми оттенками. Н.К. Бодаревский известен не только как портретист, но и как пейзажист. Ярким примером этого жанра в творчестве художника стала картина «Вид на Днепр из Царского сада в Киеве» (1913 год), которую предоставил антикварный салон «На Патриарших», ранее уже сотрудничавший с театром при создании экспозиции «Образы Италии».

Николай Корнилиевич Бодаревский (1850–1921). Малороссиянка. 1884. Картон, масло. Собрание Алексея Жилина 
Николай Корнилиевич Бодаревский (1850–1921). Малороссиянка. 1884. Картон, масло. Собрание Алексея Жилина
Николай Корнилиевич Бодаревский (1850–1921). Вид на Днепр из Царского сада в Киеве. 1913. Холст, масло. Антикварный салон «На Патриарших»
Николай Корнилиевич Бодаревский (1850–1921). Вид на Днепр из Царского сада в Киеве. 1913. Холст, масло. Антикварный салон «На Патриарших»

После просмотра выставки в красивейшем фойе Сергея Зимина, зрители «Геликон-оперы» попадают в зал «Стравинский», где живописные полотна оживают в сценическом действии. Подобный уникальный проект в пространстве театра позволил объединить не только совершенно разных творческих людей – художников, коллекционеров, экспертов, режиссёров, музыкантов, певцов, не только разные жанры – живопись и оперу, но и изобразительное и музыкально-театральное искусства в целом.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822). Портрет великой княгини Марии Фёдоровны. Вторая половина 1780-х – первая половина 1790-х Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких 
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822). Портрет великой княгини Марии Фёдоровны. Вторая половина 1780-х – первая половина 1790-х Холст, масло. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких

Фото экспозиции выставки — Георгий Сапожников

Хотелось бы выразить благодарность коллекционерам – Алексею и Елене Васютинским, Виктору Горбику, Алексею Жилину, Василию Литвякову, Сергею и Татьяне Подстаницким, Татьяне Удрас, а также антикварному салону «На Патриарших», и лично Светлане Антоновой, антикварному салону «Элит-Антик», и лично Елене Шавыриной. Неоценимую помощь в подготовке выставки оказали Евгений Лукьянов и Татьяна Гармаш.

Владислав Ступак,
старший администратор отдела выставочных проектов
музыкального театра "Геликон-Опера"

 

[1] Выражаю благодарность за предоставленную информацию старшему научному сотруднику Государственного исторического музея Е.А. Лукьянову.

[2] «И мира звук в ответ мечу гремел». Museum Сергея и Татьяны Подстаницких. Каталог выставки / Государственный исторический музей; авт. кат. С.А. Подстаницкий. М., 2011. С. 30.

[3] Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание великого князя Николая Михайловича. Т. V. СПб., 1909. Табл. 152.

[4] «И мира звук в ответ мечу гремел». Museum Сергея и Татьяны Подстаницких. Каталог выставки / Государственный исторический музей; авт. кат. С.А. Подстаницкий. М., 2011. С. 42.

[5] Булгаков Ф.И. Наши художники. Т. II. СПб., 1890. С. 98.

[6] Нива. 1884. № 23. С. 541.



старший администратор отдела выставочных проектов
Владислав Ступак

Владислав Ступак, куратор выставок театра «Геликон-опера».

В 2022 году окончил Музыкальное училище имени Гнесиных, в данный момент студент Российской академии музыки имени Гнесиных (специальность — дирижирование академическим хором).

С 2019 года работает в театре «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана, с 2022 года — старший администратор отдела выставочных проектов музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана.

 


Московский музыкальный театр
«Геликон-опера»
под руководством Дмитрия Бертмана

125009, Москва, Россия. Большая Никитская ул., 19/16 стр. 1

12 января — 25 февраля 2024 г.

Купить билеты в Геликон-оперу

«Двойная коллекция» Дмитрия Бертмана

Выставки театра Геликон-опера

Коллекционирование – дело семейное. Татьяна и Сергей Подстаницкие

Коллекционер Татьяна Удрас

Разоблачение Чио-Чио-сан в «Геликон-опере»

__________________

>>><<<