Орден, которого не было

in Зарубежные награды/Музей 2743 views

В Таллинском музее рыцарских орденов хранится один из двух известных в мире знаков необычного ордена. О нём не осталось никаких документов: ни статутов, ни счетов от ювелиров. В литературе вы не найдете практически никаких упоминаний об этом знаке. Чтобы сделать обоснованные предположения почему так случилось, пришлось весьма подробно изучить составные части и дизайн знака и сопоставить их с историей Вельфов и герцогства Брауншвейг.

Несостоявшийся орден герцогства Брауншвейг

Рассматривая знаки известных орденов, можно сразу заметить некоторое сходство с орденом Эрнста-Августа, который был основан Георгом V Ганноверским 15 декабря 1865 года. Знак этого ордена представляет собой золотой мальтийский крест белой эмали с золотыми шариками на окончаниях. Такой дизайн типичен для всех ганноверских и вельфских орденов, а следовательно, присущ и вельфскому ордену Святого Георгия, ордену Эрнста-Августа и ордену Генриха Льва. Шариков нет только у знаков, утверждённых значительно позже.

Орден Святого Георгия, Ганновер (нем. Sankt Georgs-Orden). Таллинский музей рыцарских орденов (Tallinn Museum of Orders of Knighthood)
Орден Эрнста-Августа (нем. Ernst-August-Orden), Большой крест. Ганновер. Таллинский музей рыцарских орденов (Tallinn Museum of Orders of Knighthood)
Орден Генриха Льва (нем. Hausorden Heinrichs des Löwen), Большой Крест с мечами. Брауншвейг. Таллинский музей рыцарских орденов (Tallinn Museum of Orders of Knighthood)

Рассматриваемый нами знак увенчан золотой королевской короной, которая, по мнению известного эксперта по фалеристике Арнхарда Графа Кленау, явно узнаваема и бесспорно ганноверская. Из короны выходит золотая лента, соединяющая её нижнюю часть с шариками на окончаниях креста. Такой тип подвески встречается и в некоторых австрийских орденах, к примеру, в ордене Железной короны. Ленточное кольцо проходит через расположенную в верхней части короны державу. Интересно, что вертикальные линии влиты в подкладку закрытой королевской короны, которая в местных геральдических уложениях обозначена как красная.

Рентгенофлуоресцентный анализ, сделанный в Таллинском музее, показал: фигура лошади выполнена из золота и лишь покрыта слоем серебра для геральдического эффекта!

Между короной и крестом помещён бегущий справа налево вельфский скакун. Конь – серебряный, так как по правилам геральдики должен быть белым. Очень интересно, что рентгенофлуоресцентный анализ, сделанный в Таллинском музее, показал: фигура лошади выполнена из золота и лишь покрыта слоем серебра для геральдического эффекта! Какой замысел за этим кроется, пока неизвестно. Можно предположить, что ювелир сделал все украшения из золота, а потом узнал, что лошадь должна быть белой, и покрыл её серебром. Под лошадью между концами верхней части креста имеются лучи в форме золотого веера – подобную композицию мы видим в крестах брауншвейгского ордена Генриха Льва, с той лишь разницей, что вместо коня в ней изображён лев.

Пробный экземпляр ордена герцогства Брауншвейг. Таллинский музей рыцарских орденов (Tallinn Museum of Orders of Knighthood)

Между концами креста нанесены золотые переплетённые инициалы «EA». Монограмма увенчана золотыми коронами: королевской и княжеской. В отличие от королевской, княжескую корону трудно интерпретировать. Вряд ли это связано с Брауншвейгом, скорее, тут намёк на общую историю вельфов до их разделения на разные ветви. Арнхард Граф Кленау считал, что это указывает на Княжество Оэльс, которое вновь попало под прусскую корону в 1884 году. Но мне это представляется маловероятным.

На лицевой стороне на белом фоне центрального медальона изображен национальный герб герцогства Брауншвейг. Его окаймляет лента красной эмали, на которой золотом написаны слова «ДВА В ОДНОМ». Внизу ленты помещены две лавровых ветви.

На обороте центральный медальон украшен монограммой «GR» и маленькой буквой «V» на красном фоне – Король Джордж V (George Rex V). Такие филигранные монограммы типичны для ганноверских орденов и встречаются, к примеру, на реверсе Гвельфского ордена и ордена Эрнеста Августа. Монограмма увенчана золотой короной. Вокруг медальона имеется кольцо тёмно-синей эмали, на котором золотом выложен девиз: «В конце концов справедливость восторжествует». Внизу в синюю эмаль встроена небольшая золотая точка, отделяющая части девиза.

Георг V (нем. Georg V.; 1819—1878) — пятый и последний царствовавший король Ганновера с 1851 по 1866 годы. Член британской королевской семьи, сын Эрнста Августа, герцога Камберлендского, и его супруги Фридерики, принцессы Мекленбург-Стрелицкой. Внук Георга III и двоюродный брат королевы Виктории. Портрет кисти Франца Крюгера

Итак, о чём говорит дизайн этого знака? Инициатором проекта ордена с таким знаком мог быть только Эрнст Август, герцог Камберлендский, сын Георга V и отец будущего герцога Эрнста Августа Брауншвейгского – на это указывают монограммы. Вряд ли Георг V решил бы создать орден в честь сына, хотя не стоит полностью исключать отстраненного от правления Ганновером Георга V из числа возможных основателей ордена, ведь центральный медальон на обратной стороне креста указывает именно на него.

Эрнст Август (нем. Ernst August III Herzog von Braunschweig und Luneburg, herzog von Hannover; 1887—1953) — последний герцог Брауншвейгский и Люнебургский (со 2 ноября 1913 года по 8 ноября 1918 года), принц Ганноверский, внук короля Георга V, прусский генерал-майор (27 января 1917). Последний реально правивший монарх из древнего дома Вельфов. Впоследствии титулярный король Ганновера (под именем Эрнст Август III)

Чтобы понять, почему в этом ордене изображен брауншвейгский герб и что означает девиз, углубимся немного в историю герцогства. Герцог Вильгельм и его старший брат Карл, живущий в изгнании, не были женаты и не могли оставить прямых законных наследников престола, в то время как лишённые короны вельфы из Ганновера имели на это вполне законные основания. Когда в 1873 году Карл умер, Вильгельму было уже 67 лет, и было крайне маловероятно, что у старого герцога вдруг появится прямой законный наследник. Через несколько лет умер и Георг V, следующий в очереди на трон. Согласно конституции Брауншвейга и установлениям вельфийского дома, первым кандидатом на престол герцогства становился Эрнст Август II, герцог Камберлендский. Ясно было, что Вильгельм не просидит на троне вечно, поэтому Эрнст Август II вполне мог начать планировать свое будущее в Брауншвейге.

Эрнст Август II (нем. Ernst August Wilhelm Adolf Georg Friedrich; 1845—1923) — кронпринц Ганноверский, герцог Камберлендский и Тевиотдейлский. Единственный сын короля Ганновера Георга V и Марии Саксен-Альтенбургской. Фото 1870-х годов. Неизвестный автор

Когда 18 октября 1884 года герцог Вильгельм умер, Эрнст Август II заявил о своих правах на основании патента. Но так как он не собирался отказываться и от своих наследственных прав на престол в Ганновере, рейхсканцлер Германии фон Бисмарк, не заинтересованный в кандидатуре Эрнста, убедил правительство Брауншвейга отменить патент и принять кандидатуру прусского принца Альбрехта. Эрнст Август продолжил жить в изгнании, но снова попытал счастье после смерти Альбрехта в 1906 году и потерпел неудачу во второй раз.

Однако вернёмся к проекту ордена. С учётом вышеизложенного вполне вероятно, что он был задуман как второй орден герцогства Брауншвейг и, скорее всего, был бы официально основан в случае успешного восшествия на престол Эрнста Августа. Девиз «два в одном» указывает на то, что ганноверская ветвь вельфов объединила бы под одной короной два герцогства и тем самым вернулась бы к ситуации до раздела наследства, происшедшего в 1267 году*. «Два в одном» означает также, что Эрнст Август все ещё мечтал о возвращении на престол королевства Ганновер наравне с правлением Брауншвейгом. На это указывает и использование инициалов Георга V. Эрнст Август ясно видел себя преемником отца и наследником вельфийских престолов Ганновера и Брауншвейга.

Девиз на реверсе «В конце концов справедливость восторжествует» также указывает на то, что Эрнст Август надеялся добиться успеха в своих планах, рассматривая это как восстановление справедливости, попранной в момент потери его семьей трона в 1866 году.

В данном случае существует только два временных диапазона для создания проекта ордена: незадолго до 1884 года и незадолго до 1906 года. Если ещё раз внимательно приглянуться к дизайну проекта ордена Гвельфов и сравнить его с дизайном знаков новых степеней ордена Генриха Льва, введённых в 1908 году, легко заметить, что мода на шарики ушла в прошлое. Поэтому более вероятно, что проект был начат между 1878 и 1884 годами и что оба образца сделаны австрийским ювелиром.

Но почему Эрнст Август III, взошедший на брауншвейгский престол в 1913 году, не вернулся к этому орденскому проекту и не претворил его в жизнь? Причин может быть только две: либо он просто забыл о затее отца, либо не хотел «раскачивать лодку», в которой он теперь, вернув своей семье трон, оказался вместе с Пруссией и Гогенцоллернами. В германской империи, особенно в Пруссии, велись жестокие словесные перепалки между партией вельфов и консервативными про-прусскими движениями, атмосфера была крайне накаленной. Последователи вельфов требовали реституции бывшего королевства Ганновер, а консервативные силы в Пруссии – даже инкорпорирования герцогства Брауншвейг в Пруссию. Орден, столь чётко указывающий на исторические претензии вельфов на Ганновер, был бы чистым ядом для политической ситуации того времени. Тем более, что Эрнст через женитьбу фактически стал частью императорской семьи. Основание ордена при таких обстоятельствах было совсем некстати.

Таким образом этот орденский знак даёт нам возможность глубоко взглянуть на историю герцогства Брауншвейг и королевской семьи вельфов, и на него безусловно стоит обратить внимание при посещении Таллинского музея рыцарских орденов.

* Раздел наследства 1267 года — когда правящий герцог Брауншвейг-Люнебуржский Альбрехт I Великий позволил своему младшему брату Иоганну I править совместно. Альбрехт I стал главой старого дома Брауншвейга, а Иоганн I стал первым герцогом старого дома Ганновера. Но оба назывались герцогами Брауншвейг-Люнебурга.

Стефан Шварц
фалерист-исследователь,
автор трёхтомного труда об орденах и медалях герцогства Брауншвейг
Впервые материал опубликован на английском >>>
Перевод — Екатерина Лапиньш
 старший куратор Таллинского музея рыцарских орденов
(Tallinn Museum of Orders of Knighthood)

Королевский Орден Гвельфов (Андрей Хазин)

Рыцари испанского короля (Таллинский музей рыцарских орденов)

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Дела Ольденбургские

Многие портреты неизвестных безропотно ждут своего часа атрибуции долгие годы. Например, в
Перейти К началу страницы