Торжественное заседание ЦК ВЛКСМ, Москва, Кремль. 1978 год

1978 год в комсомольской фалеристике

in Значки 1745 views

То, что фалеристика — это вспомогательная историческая дисциплина — общеизвестно и общепринято. Более того, лично для меня, фалеристика стала своеобразным входным билетом в серьезную науку – об этом я уже рассказывал на страницах нашего электронного журнала. И я по-прежнему твёрдо уверен, что систематизация и изучение предметов коллекционирования неотрывны от изучения истории. Пусть это будет история семьи, если Вы увлечены генеалогическими изысканиями, или история населенного пункта, если Вы краевед, или история страны, если Вы профессиональный историк. А сами предметы коллекционирования являются тем золотым ключиком, который может открыть дверь в мир неизведанного для каждого увлечённого коллекционера. Поэтому темой для этой статьи, которая, я надеюсь, станет началом целой серии материалов, я выбрал знаки и значки комсомольской тематики, которые стали миниатюрной иллюстрацией к историческим событиям, происходившим в нашей стране в советский период её истории. Или наоборот – я предлагаю вам вспомнить о важных событиях в истории нашей страны, свидетельства которых мы, сами того не подозревая, бережно храним в своих коллекциях.

Начнем, пожалуй, с года 1978-го – года 60-летия Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.

Значок «Всесоюзный студенческий отряд им. 60-летия ВЛКСМ. 1978»

21 февраля Бюро ЦК ВЛКСМ и Коллегия Министерства высшего и среднего специального образования СССР принимают совместное постановление, которым, в частности, утверждается план формирования Всесоюзного студенческого отряда на 1978 год общей численностью 600 тысяч человек. Название новый Всесоюзный стройотряд получил в честь грядущего 60-летия ВЛКСМ.

Задачи перед стройотрядовцами в 1978 году стояли поистине юбилейные. По решению ЦК ВЛКСМ студенческие трудовые коллективы в первую очередь должны были направляться на строительство и реконструкцию объектов всесоюзных ударных комсомольских строек, сооружение олимпийских объектов, строительство ВУЗов и объектов ЦК ВЛКСМ. Особое внимание уделялось строительству сельскохозяйственных объектов и объектов соцкультбыта Нечерноземной зоны РСФСР. Для этих целей планировалось направить:

— для работы в сельском хозяйстве студенческие отряды механизаторов численностью 25 тысяч человек;

— на строительство важнейших народнохозяйственных объектов специализированные отряды численностью 40 тысяч человек.

Также, по предложению Центрального штаба студенческих строительных отрядов ЦК ВЛКСМ было принято решение о направлении в 1978 году:

— на строительство объектов Усть-Илимского лесопромышленного комплекса (Братскгэсстрой) интернационального отряда «Дружба» численностью 750 человек;

— на строительство объектов и благоустройство г. Гагарина Смоленской области студенческого отряда общей численностью 1000 человек из числа представителей студенчества всех союзных республик и городов-героев.

Значок «Студенческий строительный отряд «Гагарин» 1981. Ереванский политехнический институт (ЕрПИ)»

Кстати сказать, первые стройотряды, сформированные комсомольцами Харьковского института общественного питания, Ереванского политехнического института, Тбилисского политехнического института начали свою работу в г. Гагарине еще в 1971 году — в год 10-летия полета Ю.А. Гагарина в космос. О замечательном почине комсомольцев страна узнала со страниц газеты «Комсомольская правда» и инициатива была поддержана молодежью Советского Союза.

Десятилетие Стройотряда «Имени десятилетия полёта Гагарина» города Гагарина

Значок «Студенческий строительный отряд «Гагарин». 1981. Город Гагарин»

24 марта 1972 года Секретариат ЦК ВЛКСМ, по предложению Центрального штаба ССО, принимает постановление о шефстве Всесоюзного студенческого отряда над го родом Гагарин. Летом 1972 года на родину первого в мире летчика-космонавта были направлены 50 стройотрядовцев из г. Москвы, 50 из Украинской ССР, 50 из Азербайджанской ССР, 50 из Казахской ССР и 50 из Латвийской ССР.

9 марта 1978 года Секретариат ЦК ВЛКСМ, поддерживая инициативу ряда комсомольских организаций страны, принимает постановление о круглогодичном направлении на строительство города Гагарина комсомольско-молодежных отрядов из числа рабочей молодежи всех союзных республик и городов-героев страны.

В 1978 году бойцы Всесоюзного студенческого отряда имени 60-летия ВЛКСМ освоили капиталовложений и выработали продукции на сумму свыше 1,4 миллиарда рублей. 1300 объектам, из числа сданных в эксплуатацию, был присвоен «студенческий Знак качества».

Значок «Агитпоезд ЦК ВЛКСМ «Молодогвардеец»»

29 марта совместным постановлением Секретариата ЦК ВЛКСМ и Коллегий шести профильных министерств был создан агитпоезд «Молодогвардеец».

Официальная формулировка звучала так: «В целях широкого развертывания массово-политической работы по мобилизации комсомольцев и молодежи Всесоюзных ударных комсомольских строек Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса на успешное выполнение решений XXV съезда партии, декабрьского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС, директивных указаний ЦК КПСС, Советского правительства о развитии нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири создать агитпоезд «Молодогвардеец».

Пассажирами агитпоезда стали делегаты XVIII съезда ВЛКСМ, ветераны партии и комсомола, герои войны и труда, деятели литературы и искусства, научные работники, лекторы, пропагандисты, спортсмены, профессиональные и самодеятельные коллективы и исполнители.

Как позднее вспоминала комиссар агитпоезда Ольга Гончаренко «… В состав поезда входили агитационно-пропагандистские группы: лекторы высочайшей категории, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, ведущие писатели и поэты, вокально-инструментальные ансамбли… У нас были передвижные выставки Эрмитажа и Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств, Музея имени Пушкина, Музея искусства народов Востока. Был и маленький кинозал, и когда мы приезжали на Север, зрители валом валили, особенно дети, поскольку у нас было много мультиков и детских фильмов…».

Значок «Агитпоезд ЦК ВЛКСМ «Молодогвардеец». За активную работу»

Первый рейс агитпоезда ЦК ВЛКСМ «Молодогвардеец» по Тюменской области длился с 25 апреля по 31 мая 1978 года. За этот период были проведены 23 встречи с комсомольским активом, 121 лекция, 89 концертов, 98 встреч и экскурсий, организован просмотр 62 художественных, документальных и мультипликационных фильмов. Все эти мероприятия посетили около 51000 человек.

После десяти лет плодотворнейшей работы для «Молодогвардейца» наступило время перемен.  22 августа 1988 года было принято постановление «Об организации работы агитпоезда ЦК ВЛКСМ «Молодогвардеец» в 1988-1990 годах», согласно которому деятельность агитпоезда теперь распространялась на комсомольские стройки не только Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса, но и Канско-Ачинского и Экибастузского топливно-энергетических комплексов, Кузнецкого угольного бассейна. С этого момента маршруты агитпоезда ЦК ВЛКСМ «Молодогвардеец» проходили по территории Свердловской, Тюменской, Томской, Кемеровской областей, Красноярского края, Павлодарской области Казахской ССР.

Значок «Агитпоезд ЦК ВЛКСМ «Молодогвардеец». Пять лет деятельности на Всесоюзных ударных комсомольских стройках Западной Сибири»

Данным постановлением было утверждено и новое Положение об агитпоезде, которое определило его состав: 11 цельнометаллических вагонов, переоборудованных в соответствии с их назначением: вагон-школа комсомольского актива и передового опыта, вагон-лекторий, вагон-клуб, вагон-игротека, штабной вагон, 2 вагона-гостиницы для проживания пропагандистско-художественных групп, жилой вагон для личного состава, вагон-кафе, вагон-салон, бытовой вагон, вагон-электростанция.

На базе вагона-клуба действовали поездной телерадиокомплекс, дискоклуб, киноклуб, видеосалон, зал игровых автоматов и спортивных тренажеров, пневматический тир, постоянно-действующая выставка работ молодых художников. В штабном вагоне находился штаб агитпоезда, оснащенный радиостанцией, радиокомплексом, поездной телефонной связью. Жилой вагон, вагоны-гостиницы были предназначены для проживания личного состава и пропагандистско-художественных групп и состояли из трехместных специально оборудованных купе. В вагоне-кафе производилось трехразовое питание. Бытовой вагон был оборудован помещениями для стирки, сушки и глажки белья, душевыми комнатами, кабинетом врача и складом для реквизита и аппаратуры.

Знак ЦК ВЛКСМ «За участие в сооружении Байкало-Амурской магистрали»

21 апреля постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ учрежден знак ЦК ВЛКСМ «За участие в сооружении Байкало-Амурской магистрали». Знаком награждались:

— молодые рабочие, специалисты, воины-железнодорожники, добившиеся высоких производственных показателей;

— молодые работники предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания;

— молодые рабочие и специалисты промышленных и транспортных предприятий, НИИ и проектных организаций;

— деятели литературы, искусства и архитектуры, спортсмены, шефствующие над строительством БАМа;

— бойцы, командиры и комиссары ССО;

— пионеры и школьники, принявшие активное участие во Всесоюзной операции по сбору металлолома;

— ветераны-строители, наставники, комсомольские работники – за активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи на строительстве БАМа.

Значок «Штаб ЦК ВЛКСМ на Байкало-Амурской магистрали. Х лет. 1974—1984»

23-27 апреля 1974 года XVII съезд ВЛКСМ объявил строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В этом же месяце был создан Центральный штаб ЦК ВЛКСМ по шефству над БАМом и на строительство магистрали отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ в количестве 600 человек.

23 августа принято совместное постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства сельского строительства РСФСР, Правления Росколхозстройобъединения, Коллегии Главнечерноземводстроя и Коллегии Главмособлстроя о формировании Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени 60-летия ВЛКСМ.

Значок «Всесоюзный студенческий отряд им. 60-летия ВЛКСМ. Нечерноземье»

3030 членов нового отряда направлялись на строительство важнейших объектов сельского и мелиоративного строительства Нечерноземной зоны РСФСР. Принятым постановлением был утвержден план формирования отряда и создан штаб. ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомам и обкомам комсомола было дано поручение провести качественный отбор добровольцев в состав отряда имени 60-летия ВЛКСМ, рекомендовав в него молодых передовиков производства, комсомольских активистов, имеющих, как правило, строительные и механизаторские специальности.

11 октября в Москве состоялись торжественные проводы 2340 членов Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени 60-летия ВЛКСМ из Москвы и Московской области.

Советская программа подъема Нечерноземья была принята в 1974 году с выходом постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта № 206 «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР».

Пункт 26 постановления гласил: «Принять предложение ЦК ВЛКСМ об объявлении мелиоративного и сельского строительства в Нечерноземной зоне РСФСР Всесоюзной ударной комсомольской стройкой и о направлении в установленном порядке начиная с 1974 года в эту зону студенческих строительных отрядов численностью не менее 20 тыс. человек ежегодно. Комсомольские организации должны оказывать постоянную помощь в строительстве объектов производственного, жилищного и культурно — бытового назначения, комплектовании строек молодыми кадрами, создании необходимых условий для повышения профессионального и общеобразовательного уровня молодежи, закреплении ее в сельскохозяйственном производстве».

Секретарь ЦК ВЛКСМ В. Ярошовец в интервью журналу «Смена», опубликованному в № 2 за 1976 год, рассказывал следующее:  «XVII съезд ВЛКСМ назвал сельское и мелиоративное строительство в Нечерноземье Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Потенциальные возможности этого края поистине колоссальны! Пахотные угодья, естественные сенокосы и пастбища, которые сегодня «работают» в полсилы, можно переосвоить: внести в них удобрения, поднять урожайность. Кроме того, если осушить огромные территории с заболоченными и закисленными почвами, они тоже станут пригодными и для земледелия и для животноводства. Благодаря наличию разветвленной сети рек здесь можно создать эффективную поливную систему, что особенно важно для получения устойчивых урожаев. Для реализации этих потенциальных возможностей необходимо, прежде всего, коренное техническое перевооружение нечерноземной деревни: огромное количество сельскохозяйственной и гидромелиоративной техники, создание мощных сельских строительных комбинатов и мелиоративных баз. Государство вкладывает в освоение Нечерноземья громадные средства. Только в десятой пятилетке сюда должны прийти 230 тысяч грузовых автомобилей, 380 тысяч тракторов, 94 тысячи зерноуборочных комбайнов. Но техника сама по себе мертва. Только люди могут сделать ее великой преобразующей силой. Поэтому свои шефские обязанности мы видим, прежде всего, в обеспечении российского села молодыми кадрами.

Значок «С путёвкой комсомола в Нечерноземье. Кострома»

Уже в 1976 году 20 тысяч человек придут на объекты Нечерноземья по комсомольским путевкам. В летний период 120—130 тысяч студентов будут работать в составе стройотрядов.

Оправдала себя и такая форма, как ударные «летучие» отряды, сформированные из молодежи промышленных предприятий сроком на два-три месяца. Только в минувшем году общая численность этих отрядов превысила двадцать тысяч бойцов. Едет сюда немало добровольцев из других районов страны. Узбекистан прислал молодых специалистов в Новгородскую область, краснодарцы отправили строительно-монтажный поезд в Калининскую область, посланцы Белоруссии работают на Псковщине. Хотя объемы выполняемых ими работ не так уж велики, белорусские, узбекские, прибалтийские специалисты имеют большой опыт осушения заболоченных почв, поливного земледелия. Этот опыт, освоенные передовые приемы труда представляют большую ценность для целинников Нечерноземья».

3 ноября совместным постановлением Секретариата ЦК ВЛКСМ, Коллегий Главнечерноземводстроя, Министерств сельского хозяйства РСФСР, сельского строительства РСФСР, культуры РСФСР и Правления Росколхозстройобъединения, в целях дальнейшего развертывания массово-политической работы по мобилизации комсомольцев и молодежи ударных комсомольских строек Нечерноземной зоны РСФСР на успешное развитие сельского хозяйства Нечерноземья, создан агитпоезд «Ленинский комсомол».

Значок «Агитпоезд ЦК ВЛКСМ «Ленинский комсомол»»

Свой первый рейс агитпоезд совершил в январе 1979 года. Принципиально цели, задачи и используемые ресурсы агитпоезда «Ленинский комсомол» мало отличались от задач и ресурсов агитпоезда «Молодогвардеец», рассмотренных нами выше. Поэтому для иллюстрации его работы приведем небольшой отрывок из книги «Советское Солнце: Белгородчина в документах и воспоминаниях творцов, созидателей, современников, очевидцев», изданной в Белгороде в 2017 году.

Ветеран комсомола Белгородчины Л.М. Иванова вспоминает: «12 месяцев, с октября 1980 по октябрь 1981 года, во исполнение приказа начальника Белгородского отделения ордена Ленина ЮЖД И.П. Христового, я работала проводником вагона агитационного поезда ЦК ВЛКСМ «Ленинский комсомол». Меня, как активистку, в эту поездку рекомендовал узловой комитет ВЛКСМ…

Кратко расскажу о нашей работе только в одном из многих городов, где мы работали – в Перми. Мы прибыли в этот город 15 мая 1981 года. За один день на наших мероприятиях побывало 10 тысяч человек. В 9 утра начался торжественный митинг на станции Пермь­2, где пермяки хлебом­солью (какой красивый, узорчатый каравай – от всей души!) встретили нас как дорогих гостей…  От имени тех, кто находился на борту агитпоезда, выступили руководитель «Ленинского комсомола» Геннадий Васильевич Грибко, Герой Советского Союза И.С. Ступин, старший научный сотрудник Института Латинской Америки Академии наук СССР Н.А. Кравец, знатный шахтёр из Донецка А.Ф. Копцев и др. Не долог торжественный митинг, но молодёжь и не думает расходиться ­ многие идут прямо к одному из самых популярных и самых посещаемых вагонов нашего поезда (до 300 посетителей в день): здесь находилась «Малая Третьяковская галерея» ­ репродукции картин выполнены были особым способом с использованием новейшей техники, очень точно передана вся гамма подлинников, здесь же несколько голографических экспонатов. В «Малой Третьяковке» – репродукции произведений советских художников Пластова и Петрова­Водкина, Сарьяна и Кончаловского… Чудесные голографические экспонаты, передававшие ощущение объёмности…

Значок «Агитпоезд ЦК ВЛКСМ «Ленинский комсомол»»

Прекрасно оборудован учебный вагон Высшей школы комсомольского актива ­ здесь сосредоточена современнейшая аппаратура. Специалисты из г. Таллинна смонтировали уникальную установку с видеомагнитофоном и видеомониторами. Школа могла записывать и показывать лучшие выступления ораторов и исполнителей. Школы передового опыта и комсомольского актива проводились прямо в агитпоезде. Здесь были предусмотрены вагоны­гостиницы на этот случай. Теоретические занятия чередовались с практическими, а вечером – встречи с интересными людьми, отдых, танцы. Проходили школы передового опыта для мелиораторов, животноводов, тружеников сельского строительства. В агитпоезде было 15 агитационно­пропагандистских групп с напряжённым ритмом работы. У нас работали клубы «Подвиг», «Трибуна международника», «По музеям и выставочным залам страны», выступали замечательные ВИА «Альтаир», «Корчагинец» и др., а также поэтический театр «Рифма», театр пантомимы и т.д. Вечером состоялась интересная творческая встреча коллектива агитпоезда с молодёжью г. Перми…

Мне кажется, что именно после работы в составе агитпоезда «Ленинский комсомол» у меня и возникла мучительная жажда прекрасного. Я вернулась домой из этой замечательной командировки другим человеком. Огромное чувство правды родилось у меня именно во время этого увлекательного агитационного путешествия. Я воочию увидела духовную и социальную красоту и мощь советской жизни не в районном, не в областном масштабе, а в масштабе целого советского континента ­ Евразии. Это были совершенно незабываемые, запомнившиеся на всю жизнь 12 месяцев и 70 тысяч километров по Стране Советов. Это был особенный год в моей жизни».

На этом 1978 год для комсомольской фалеристики закончен. Справедливости ради, нужно отметить, что в этот год также был учрежден значок ЦК ВЛКСМ «Ударник 1978 года» (25 июля), премия Ленинского комсомола в области наставничества (25 октября), знак ЦК ВЛКСМ «За активную работу в студенческих отрядах» (26 октября), а также многие республиканские, областные и краевые знаки и значки о которых мы постараемся рассказать в будущих материалах.

 

Дмитрий Решмет
кандидат исторических наук

Изображения взяты с форума Фалеристика.инфо

50 лет ВЛКСМ. Как это было

Молодёжь СССР на охране общественного порядка 1954-1991

Раскрываем имя нашего модератора: Дмитрий Решмет

«Октябрь и молодёжь»: белых пятен стало меньше

Что такое Совфалера? Чем отличаются Знаки от Значков?

_________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы