В преамбуле к решению ЦК ВЛКСМ от 28 марта 1966 года «Об учреждении ежегодных премий Ленинского комсомола за лучшие произведения в области литературы и искусства» приводятся слова, которые, с полным основанием можно вынести в качестве эпиграфа к настоящей статье:
«На всех этапах социалистического строительства литература и искусство оказывали громадное влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения. Лучшие произведения писателей, художников, композиторов, работников театра и кино способствуют идейной закалке молодежи, её нравственному совершенствованию, учат беззаветной любви к Родине… Литература и искусство — могучее идеологическое оружие. Каждое художественное произведение, адресованное молодежи, должно становиться нашим боевым союзником в борьбе за формирование нового человека».
В год учреждения премии Ленинского комсомола в стране выходило 108 комсомольских газет, 25 пионерских газет, 21 молодежный и 36 пионерских журналов. Общий годовой тираж 190 периодических изданий для молодежи и юношества составлял 4 миллиарда 394 миллиона 548 тысяч экземпляров. Три комсомольских книжных издательства – «Молодая гвардия», «Ёш гвардия» и «Молодь» выпускали литературу 641 наименования общим тиражом 34,9 млн. экземпляров – каждая трёхсотая книга в мире выпускалась «Молодой гвардией». К 1966 году издательство дало путёвку в литературу более чем 200 писателям, с произведениями которых молодёжь познакомилась впервые.
Учреждение комсомольской премии в области литературы и искусства, а с 29 апреля 1967 года за лучшее произведение архитектуры, стало новым проявлением заботы комсомола о будущей смене.
Премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства присуждались за лучшие произведения художественной литературы, критики и публицистики, журналистики, музыкального, изобразительного, театрального искусства, за лучшие кинофильмы и исполнительское мастерство. Первые лауреаты премии были названы на IX пленуме ЦК ВЛКСМ, который состоялся 14 мая 1966 года, ими стали:
- Николай Островский (посмертно), за книги «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей»;
- Нодар Думбадзе – грузинский писатель, автор повестей для юношества «Я, бабушка, Илико и Илларион» и «Я вижу солнце»;
- Витаутас Жалакявичус – литовский кинорежиссер, создатель фильма «Никто не хотел умирать»;
- Александра Пахмутова — композитор, чьи песни стали постоянным спутником молодежи;
- Владимир Чивилихин – автор повестей «Про Клаву Иванову», «Елки-Моталки», «Серебрянные рельсы»;
- Коллектив Киевского театра юного зрителя имени Ленинского комсомола за создание спектакля «Молодая гвардия».
На третьем заседании XV съезда ВЛКСМ 18 мая 1966 года Владимир Чивилихин сказал следующие слова по поводу присуждения ему премии имени Ленинского комсомола: «Присуждение этой премии мне — большое и неожиданное событие в моей жизни. Благодарю комсомол за почетную награду. Мне радостно, что столь высоко оценили мою работу; радостно и тревожно, потому что знаю меру ответственности и труда, нужную для того, чтобы стать достойным своих современников».
Вручение премии Ленинского комсомола за лучшие произведения в области литературы и искусства являлось лишь следствием признания и вознаграждения автора за уже созданные произведения, а возрастающее давление идеологического контроля требовало вмешательства и в сам процесс побуждения к созданию произведений. Обращение 14-го съезда ВЛКСМ к писателям, художникам, артистам, композиторам призывало «создавать яркие образы героя нашего времени, средствами искусства бороться за нового человека, полнее отражать жизнь советской молодежи, передавать свои знания и опыт воспитанию подрастающего поколения». ЦК ВЛКСМ совместно с Министерством культуры СССР и творческими союзами было поручено «проводить конкурсы на лучшие произведения литературы, живописи, киноискусства, музыки о советской молодежи». В последующих, после 14-го съезда, постановлениях ЦК ВЛКСМ тема «взращивания молодых талантов», «помощи молодым писателям» находит все большее и большее отражение. Уже в 1963 году, в июльском постановлении пленума «Об итогах июньского пленума ЦК КПСС «Очередные задачи идеологической работы партии» и роли комсомольских организаций в воспитании советской молодежи на современном этапе строительства коммунизма», ЦК ВЛКСМ обязывает комсомольские и пионерское газеты и журналы издательства «Молодая гвардия», «Молодь», «Ёш гвардия» «улучшить работу с творческой молодежью, стать подлинными центрами работы с молодыми писателями и художниками». В настоящей статье мы расскажем об одной из литературных премий, учрежденной журналом ЦК ВЛКСМ «Смена».
12 октября 1923 года, Бюро ЦК РКСМ приняло Постановление о создании литературно-художественного иллюстрированного «двухнедельного журнала рабочей молодёжи «Смена», первый номер которого увидел свет уже в январе 1924 года. Новый печатный орган ЦК РКСМ, издаваемый Мосполиграфом и кооперативным издательством «Молодая Гвардия» знакомил рабочую и крестьянскую молодежь с очерками по истории революционного движения в России и заграницей, материалами по обществоведению, этнографии, географии, геологии, естествознанию и конечно с новинками пролетарской литературы: романами, повестями, рассказами и стихами молодых советских авторов. На страницах журнала печатались первые рассказы Михаила Шолохова, Константина Паустовского и Валентина Катаева, отрывки из произведений Алексея Толстого и Александра Серафимовича. Уже с первых номеров журнала редакция начинает поиск новых форм работы с авторами и читателями – в третьем номере «Смены» за февраль 1924 года был объявлен конкурс № 1 на лучший рассказ по иллюстрациям. Первая премия составила 100 рублей золотом, вторая – 75 и третья – 50 рублей, кроме того автору выплачивался обычный гонорар. В четвертом номере «Смены» за март 1924 год в «Уголке читателя» приводится интересное письмо т. С. Дев-ского о характере журнала и ответ на него редакции.
С. Дев-ский: «…Мне кажется, что журнал нужно сделать из журнала для рабочей молодежи – журналом рабочей молодежи, т.-е. чтобы рабочая молодежь сама его творила, конечно, отчасти, ибо ясно, что такие отделы, как «Наука и техника», «История партии» и т.д. должны вести спецы. Но вот необходимо ввести отдел «Кузница», где бы печатались и разбирались произведения начинающего рабочего подростка… Надо ввести отдел «Что читать». Конечно, недостатки еще будут, но их общими усилиями постараемся улучшить. Сам же факт появления такого журнала – уже достижение».
Редакция: «… Но, разумеется, связь с рабочей молодежью должна быть, голос ее на страницах журнала должен звучать. К этому редакция стремится и некоторых успехов уже добилась… К выявлению же творческих способностей молодежи редакция в дальнейшем безусловно подойдет вплотную. Какой характер это примет, в форме ли отдела «Кузница» или др., пока трудно судить. Сам материал выдвинет нужную форму».
С каждым новым номером «Смена» становилась все более «молодежной», чутко реагируя на просьбы и пожелания читателей. На страницах журнала появляются новые рубрики: «Страница молодых», «Книжная полка», размещается «Читательская анкета», призывающая читателя к активному отклику на публикуемые материалы. С № 15 от августа 1928 года журналом организуется «Отдел стихотворчества», руководить которым приглашен русский поэт-символист, теоретик литературы Владимир Пяст. Под руководством Пяста на страницах журнала проводятся конкурсы стихотворной самодеятельности, конкурсы буримэ, панторифмы, публикуется «Введение в стиховедение». 1928 год во многом стал для «Смены» переломным, активная работа с читателем, введение новых форм и методов позволили увеличить тираж журнала с 12-13 тысяч экземпляров в течение первых четырех лет до тиража в 35 тысяч экземпляров в 1928 году.
С начала сороковых годов журнал рабочей молодежи «Смена» стал выходить как литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный журнал ЦК и МК ВЛКСМ, а в шестидесятые годы «Смена» с тиражом в 800 тысяч экземпляров уже составляла серьезную конкуренцию ведущим общественно-политическим и художественно-публицистическим изданиям. В конце пятидесятых годов на страницы «Смены» возвращается практика оценки произведений, опубликованных в журнале в течение года. Фотографии и фамилии авторов, чьи материалы были признаны лучшими, печатались в последнем, декабрьском, номере журнала. С 1967 года на страницах молодежного издания появляется формулировка «премия журнала «Смена», а в 1980 году учреждается нагрудный знак «Лауреат премии журнала ЦК ВЛКСМ «Смена».
О премиях журнала «Смена» в своей книге «Комсомол — формат судьбы» подробно рассказывает работающий и поныне в должности главного редактора журнала Михаил Григорьевич Кизилов (с 1981 по 1985 гг. заведующий Сектором по работе с творческой молодежью Отдела культуры ЦК ВЛКСМ):
«В 1978 году меня неожиданно пригласили в Отдел культуры ЦК ВЛКСМ курировать работу с молодыми писателями. Что поразило в первую очередь. Беседа с Борисом Николаевичем Пастуховым [первым секретарем ЦК ВЛКСМ – Д.Р.] перед утверждением на должность. Он сказал: «Миша, нам нужны идеи. Разные, и чем больше, тем лучше. Умные и не очень, неожиданные и на первый взгляд глупые… Ты предлагай, что считаешь важным и нужным, а у нас хватит опыта и интеллекта решить, заслуживают они внимания или нет». Видимо, в этот момент у заведующего всеми финансовыми делами ЦК ВЛКСМ Евгения Ивановича Пушкина екнуло сердечко. Потому как через несколько месяцев ЦК ВЛКСМ и Правление Союза писателей приняли решение о проведении Всесоюзного конкурса рукописей молодых писателей имени Николая Островского, а через год — Всесоюзного конкурса имени Максима Горького на лучшую первую книгу молодого писателя. Финансовый отдел, «кряхтя и охая», поддержал эти решения, но когда я и Юрий Лопусов, настоящий интеллектуал, который в Союзе писателей СССР занимался молодыми писателями, пришли к Валерию Сухорадо, заведующему Отделом культуры ЦК комсомола, с проектом совместного Постановления о выделении в каждую республиканскую, краевую и областную молодежные газеты ставки для руководителя литературного объединения при редакции этих газет, он прочитал проект Постановления, засмеялся и сказал: «Наши финансисты встанут на уши и точно будут против — шутка ли, 100 рублей в месяц в каждую газету». И предложил беспроигрышный вариант: «Давайте сделаем так, чтобы они даже не увидели этот проект. Подписывайте его у Георгия Мокеевича Маркова — председателя СП СССР, или у Юрия Николаевича Верченко — его заместителя, и попросите кого-то из них позвонить Борису Николаевичу Пастухову с просьбой поддержать. Борис Николаевич большой книгочей и к писателям относится с искренним уважением». Естественно, нам не составило большого труда убедить Ю.Н. Верченко сделать этот звонок, тем более что почти вся финансовая нагрузка при реализации этого Постановления ложилась на комсомол. Не успел я вернуться из Союза писателей с подписанным Верченко документом, как мне сказали, что звонила Людмила Алексеева — заместитель заведующего Общим отделом ЦК ВЛКСМ, воистину светлейший человек и большая умница, и сказала, что Борис Николаевич ждет этот документ, чтобы его подписать.
Когда она его прочитала, прежде чем нести на подпись Б.Н. Пастухову, то не удержалась от эмоций: «Какие молодцы в Отделе культуры, как лихо обошлись без визы финансистов. Теперь они его просто примут к исполнению». Постановление было принято, и в каждой молодежной газете стали работать профессиональные писатели, которые помогали начинающим авторам словом и делом, а Всесоюзные конкурсы рукописей и книг молодых писателей — быстрее «вытаскивать» на Всесоюзный уровень талантливых прозаиков и поэтов. Что стало очень хорошим дополнением к Всесоюзным совещаниям молодых писателей, фестивалям поэзии братских республик и многочисленным творческим командировкам писателей на ударные комсомольские стройки. В 1985 году в награду за успешное проведение Форума молодых писателей на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Центральном доме литераторов, за который я отвечал, меня повысили в заместители главного редактора журнала «Смена», поскольку форум «прошёл на высоком уровне и при полном аншлаге».
Главным редактором в «Смене» был тогда Альберт Анатольевич Лиханов, журналист и писатель от Бога, который умел и научить, и заставить работать. Три года под его мудрым взором не прошли даром, за что искренне ему благодарен. С 1988 года я стал подписывать выход журнала в свет, что и делаю нынче».
К сожалению, в 90-е годы система молодёжного воспитания рухнула, а её инструменты – журналы, газеты и издательства перешли в частные руки. За прошедшие 30 лет большинство полиграфических предприятий обанкротилось, а в их цехах теперь размещаются торговые центры, офисы и гостиницы. Литературно-художественный иллюстрированный журнал ЦК ВЛКСМ «Смена» с тиражами, доходившими к концу 80-х до 3,5 миллионов экземпляров, сегодня ООО «Издательский дом журнала «Смена» с тиражом 9 тысяч экземпляров…
Ушла в небытие и система взращивания и стимулирования талантливой творческой молодёжи, потому что «сеять разумное, доброе, вечное», как завещал великий поэт, сегодня не выгодно – не окупается.
Дмитрий Александрович Решмет кандидат исторических наук, г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский край
_________________