В преамбуле к решению ЦК ВЛКСМ от 28 марта 1966 года «Об учреждении ежегодных премий Ленинского комсомола за лучшие произведения в области литературы и искусства» приводятся слова, которые, с полным основанием можно вынести в качестве эпиграфа к настоящей статье:
«На всех этапах социалистического строительства литература и искусство оказывали громадное влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения. Лучшие произведения писателей, художников, композиторов, работников театра и кино способствуют идейной закалке молодежи, её нравственному совершенствованию, учат беззаветной любви к Родине… Литература и искусство — могучее идеологическое оружие. Каждое художественное произведение, адресованное молодежи, должно становиться нашим боевым союзником в борьбе за формирование нового человека».
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2021/08/zhurnal_smena-03.jpg)
В год учреждения премии Ленинского комсомола в стране выходило 108 комсомольских газет, 25 пионерских газет, 21 молодежный и 36 пионерских журналов. Общий годовой тираж 190 периодических изданий для молодежи и юношества составлял 4 миллиарда 394 миллиона 548 тысяч экземпляров. Три комсомольских книжных издательства – «Молодая гвардия», «Ёш гвардия» и «Молодь» выпускали литературу 641 наименования общим тиражом 34,9 млн. экземпляров – каждая трёхсотая книга в мире выпускалась «Молодой гвардией». К 1966 году издательство дало путёвку в литературу более чем 200 писателям, с произведениями которых молодёжь познакомилась впервые.
Учреждение комсомольской премии в области литературы и искусства, а с 29 апреля 1967 года за лучшее произведение архитектуры, стало новым проявлением заботы комсомола о будущей смене.
Премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства присуждались за лучшие произведения художественной литературы, критики и публицистики, журналистики, музыкального, изобразительного, театрального искусства, за лучшие кинофильмы и исполнительское мастерство. Первые лауреаты премии были названы на IX пленуме ЦК ВЛКСМ, который состоялся 14 мая 1966 года, ими стали:
- Николай Островский (посмертно), за книги «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей»;
- Нодар Думбадзе – грузинский писатель, автор повестей для юношества «Я, бабушка, Илико и Илларион» и «Я вижу солнце»;
- Витаутас Жалакявичус – литовский кинорежиссер, создатель фильма «Никто не хотел умирать»;
- Александра Пахмутова — композитор, чьи песни стали постоянным спутником молодежи;
- Владимир Чивилихин – автор повестей «Про Клаву Иванову», «Елки-Моталки», «Серебрянные рельсы»;
- Коллектив Киевского театра юного зрителя имени Ленинского комсомола за создание спектакля «Молодая гвардия».
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2021/08/zhurnal_smena-05.jpg)
На третьем заседании XV съезда ВЛКСМ 18 мая 1966 года Владимир Чивилихин сказал следующие слова по поводу присуждения ему премии имени Ленинского комсомола: «Присуждение этой премии мне — большое и неожиданное событие в моей жизни. Благодарю комсомол за почетную награду. Мне радостно, что столь высоко оценили мою работу; радостно и тревожно, потому что знаю меру ответственности и труда, нужную для того, чтобы стать достойным своих современников».
Вручение премии Ленинского комсомола за лучшие произведения в области литературы и искусства являлось лишь следствием признания и вознаграждения автора за уже созданные произведения, а возрастающее давление идеологического контроля требовало вмешательства и в сам процесс побуждения к созданию произведений. Обращение 14-го съезда ВЛКСМ к писателям, художникам, артистам, композиторам призывало «создавать яркие образы героя нашего времени, средствами искусства бороться за нового человека, полнее отражать жизнь советской молодежи, передавать свои знания и опыт воспитанию подрастающего поколения». ЦК ВЛКСМ совместно с Министерством культуры СССР и творческими союзами было поручено «проводить конкурсы на лучшие произведения литературы, живописи, киноискусства, музыки о советской молодежи». В последующих, после 14-го съезда, постановлениях ЦК ВЛКСМ тема «взращивания молодых талантов», «помощи молодым писателям» находит все большее и большее отражение. Уже в 1963 году, в июльском постановлении пленума «Об итогах июньского пленума ЦК КПСС «Очередные задачи идеологической работы партии» и роли комсомольских организаций в воспитании советской молодежи на современном этапе строительства коммунизма», ЦК ВЛКСМ обязывает комсомольские и пионерское газеты и журналы издательства «Молодая гвардия», «Молодь», «Ёш гвардия» «улучшить работу с творческой молодежью, стать подлинными центрами работы с молодыми писателями и художниками». В настоящей статье мы расскажем об одной из литературных премий, учрежденной журналом ЦК ВЛКСМ «Смена».
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2021/08/zhurnal_smena-07.jpg)
12 октября 1923 года, Бюро ЦК РКСМ приняло Постановление о создании литературно-художественного иллюстрированного «двухнедельного журнала рабочей молодёжи «Смена», первый номер которого увидел свет уже в январе 1924 года. Новый печатный орган ЦК РКСМ, издаваемый Мосполиграфом и кооперативным издательством «Молодая Гвардия» знакомил рабочую и крестьянскую молодежь с очерками по истории революционного движения в России и заграницей, материалами по обществоведению, этнографии, географии, геологии, естествознанию и конечно с новинками пролетарской литературы: романами, повестями, рассказами и стихами молодых советских авторов. На страницах журнала печатались первые рассказы Михаила Шолохова, Константина Паустовского и Валентина Катаева, отрывки из произведений Алексея Толстого и Александра Серафимовича. Уже с первых номеров журнала редакция начинает поиск новых форм работы с авторами и читателями – в третьем номере «Смены» за февраль 1924 года был объявлен конкурс № 1 на лучший рассказ по иллюстрациям. Первая премия составила 100 рублей золотом, вторая – 75 и третья – 50 рублей, кроме того автору выплачивался обычный гонорар. В четвертом номере «Смены» за март 1924 год в «Уголке читателя» приводится интересное письмо т. С. Дев-ского о характере журнала и ответ на него редакции.
С. Дев-ский: «…Мне кажется, что журнал нужно сделать из журнала для рабочей молодежи – журналом рабочей молодежи, т.-е. чтобы рабочая молодежь сама его творила, конечно, отчасти, ибо ясно, что такие отделы, как «Наука и техника», «История партии» и т.д. должны вести спецы. Но вот необходимо ввести отдел «Кузница», где бы печатались и разбирались произведения начинающего рабочего подростка… Надо ввести отдел «Что читать». Конечно, недостатки еще будут, но их общими усилиями постараемся улучшить. Сам же факт появления такого журнала – уже достижение».
Редакция: «… Но, разумеется, связь с рабочей молодежью должна быть, голос ее на страницах журнала должен звучать. К этому редакция стремится и некоторых успехов уже добилась… К выявлению же творческих способностей молодежи редакция в дальнейшем безусловно подойдет вплотную. Какой характер это примет, в форме ли отдела «Кузница» или др., пока трудно судить. Сам материал выдвинет нужную форму».
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2021/08/zhurnal_smena-06.jpg)
С каждым новым номером «Смена» становилась все более «молодежной», чутко реагируя на просьбы и пожелания читателей. На страницах журнала появляются новые рубрики: «Страница молодых», «Книжная полка», размещается «Читательская анкета», призывающая читателя к активному отклику на публикуемые материалы. С № 15 от августа 1928 года журналом организуется «Отдел стихотворчества», руководить которым приглашен русский поэт-символист, теоретик литературы Владимир Пяст. Под руководством Пяста на страницах журнала проводятся конкурсы стихотворной самодеятельности, конкурсы буримэ, панторифмы, публикуется «Введение в стиховедение». 1928 год во многом стал для «Смены» переломным, активная работа с читателем, введение новых форм и методов позволили увеличить тираж журнала с 12-13 тысяч экземпляров в течение первых четырех лет до тиража в 35 тысяч экземпляров в 1928 году.
С начала сороковых годов журнал рабочей молодежи «Смена» стал выходить как литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный журнал ЦК и МК ВЛКСМ, а в шестидесятые годы «Смена» с тиражом в 800 тысяч экземпляров уже составляла серьезную конкуренцию ведущим общественно-политическим и художественно-публицистическим изданиям. В конце пятидесятых годов на страницы «Смены» возвращается практика оценки произведений, опубликованных в журнале в течение года. Фотографии и фамилии авторов, чьи материалы были признаны лучшими, печатались в последнем, декабрьском, номере журнала. С 1967 года на страницах молодежного издания появляется формулировка «премия журнала «Смена», а в 1980 году учреждается нагрудный знак «Лауреат премии журнала ЦК ВЛКСМ «Смена».
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2021/08/zhurnal_smena-01.jpg)
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2021/08/zhurnal_smena-02.jpg)
О премиях журнала «Смена» в своей книге «Комсомол — формат судьбы» подробно рассказывает работающий и поныне в должности главного редактора журнала Михаил Григорьевич Кизилов (с 1981 по 1985 гг. заведующий Сектором по работе с творческой молодежью Отдела культуры ЦК ВЛКСМ):
«В 1978 году меня неожиданно пригласили в Отдел культуры ЦК ВЛКСМ курировать работу с молодыми писателями. Что поразило в первую очередь. Беседа с Борисом Николаевичем Пастуховым [первым секретарем ЦК ВЛКСМ – Д.Р.] перед утверждением на должность. Он сказал: «Миша, нам нужны идеи. Разные, и чем больше, тем лучше. Умные и не очень, неожиданные и на первый взгляд глупые… Ты предлагай, что считаешь важным и нужным, а у нас хватит опыта и интеллекта решить, заслуживают они внимания или нет». Видимо, в этот момент у заведующего всеми финансовыми делами ЦК ВЛКСМ Евгения Ивановича Пушкина екнуло сердечко. Потому как через несколько месяцев ЦК ВЛКСМ и Правление Союза писателей приняли решение о проведении Всесоюзного конкурса рукописей молодых писателей имени Николая Островского, а через год — Всесоюзного конкурса имени Максима Горького на лучшую первую книгу молодого писателя. Финансовый отдел, «кряхтя и охая», поддержал эти решения, но когда я и Юрий Лопусов, настоящий интеллектуал, который в Союзе писателей СССР занимался молодыми писателями, пришли к Валерию Сухорадо, заведующему Отделом культуры ЦК комсомола, с проектом совместного Постановления о выделении в каждую республиканскую, краевую и областную молодежные газеты ставки для руководителя литературного объединения при редакции этих газет, он прочитал проект Постановления, засмеялся и сказал: «Наши финансисты встанут на уши и точно будут против — шутка ли, 100 рублей в месяц в каждую газету». И предложил беспроигрышный вариант: «Давайте сделаем так, чтобы они даже не увидели этот проект. Подписывайте его у Георгия Мокеевича Маркова — председателя СП СССР, или у Юрия Николаевича Верченко — его заместителя, и попросите кого-то из них позвонить Борису Николаевичу Пастухову с просьбой поддержать. Борис Николаевич большой книгочей и к писателям относится с искренним уважением». Естественно, нам не составило большого труда убедить Ю.Н. Верченко сделать этот звонок, тем более что почти вся финансовая нагрузка при реализации этого Постановления ложилась на комсомол. Не успел я вернуться из Союза писателей с подписанным Верченко документом, как мне сказали, что звонила Людмила Алексеева — заместитель заведующего Общим отделом ЦК ВЛКСМ, воистину светлейший человек и большая умница, и сказала, что Борис Николаевич ждет этот документ, чтобы его подписать.
Когда она его прочитала, прежде чем нести на подпись Б.Н. Пастухову, то не удержалась от эмоций: «Какие молодцы в Отделе культуры, как лихо обошлись без визы финансистов. Теперь они его просто примут к исполнению». Постановление было принято, и в каждой молодежной газете стали работать профессиональные писатели, которые помогали начинающим авторам словом и делом, а Всесоюзные конкурсы рукописей и книг молодых писателей — быстрее «вытаскивать» на Всесоюзный уровень талантливых прозаиков и поэтов. Что стало очень хорошим дополнением к Всесоюзным совещаниям молодых писателей, фестивалям поэзии братских республик и многочисленным творческим командировкам писателей на ударные комсомольские стройки. В 1985 году в награду за успешное проведение Форума молодых писателей на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Центральном доме литераторов, за который я отвечал, меня повысили в заместители главного редактора журнала «Смена», поскольку форум «прошёл на высоком уровне и при полном аншлаге».
Главным редактором в «Смене» был тогда Альберт Анатольевич Лиханов, журналист и писатель от Бога, который умел и научить, и заставить работать. Три года под его мудрым взором не прошли даром, за что искренне ему благодарен. С 1988 года я стал подписывать выход журнала в свет, что и делаю нынче».
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2021/08/zhurnal_smena-04.jpg)
К сожалению, в 90-е годы система молодёжного воспитания рухнула, а её инструменты – журналы, газеты и издательства перешли в частные руки. За прошедшие 30 лет большинство полиграфических предприятий обанкротилось, а в их цехах теперь размещаются торговые центры, офисы и гостиницы. Литературно-художественный иллюстрированный журнал ЦК ВЛКСМ «Смена» с тиражами, доходившими к концу 80-х до 3,5 миллионов экземпляров, сегодня ООО «Издательский дом журнала «Смена» с тиражом 9 тысяч экземпляров…
Ушла в небытие и система взращивания и стимулирования талантливой творческой молодёжи, потому что «сеять разумное, доброе, вечное», как завещал великий поэт, сегодня не выгодно – не окупается.
Дмитрий Александрович Решмет кандидат исторических наук, г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский край
_________________