В преддверии очередной годовщины Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками, новую статью мы посвятим отражению темы войны на знаках и значках комсомольской тематики. Трудно переоценить вклад комсомольцев и молодёжи страны Советов в освобождение мира от коричневой чумы, именно на плечи вчерашних мальчишек и девчонок легли все тяготы и лишения 1941–1945 годов, послевоенное восстановление разрушенной страны. Их руками во многом создано то, чем сегодня мы ещё можем гордиться. Рано повзрослели наши родители, деды и прадеды. Не случайно 8 ноября 1942 года постановлением ЦК ВЛКСМ возраст приема в комсомол был вновь снижен до 14-ти лет (в соответствии с новой Программой и Уставом ВЛКСМ, принятыми 11 – 21 апреля 1936 года на Х съезде ВЛКСМ возраст принимаемых в союз был установлен с 15 до 26 лет). В постановлении в частности указывалось: «В дни войны роль молодежи в жизни нашей страны сильно выросла. Значительная часть подростков привлечена к активному участию в общественном труде… Свыше 4 миллионов школьников участвовали минувшим летом в сельскохозяйственных работах. Молодёжь 14-15-летнего возраста, работая на полях колхозов и совхозов, проявила себя полноценными работниками, выполняла и во многих случаях перевыполняла установленный минимум трудодней. Война внесла определенные изменения в материально-бытовые условия подростков. Многие из них впервые стали жить самостоятельно, повзрослели, взяли на себя часть заботы о семье, оказывая своим заработком материальную помощь родным».
Велика в этот период была и роль ВЛКСМ, как организатора, инициатора, пропагандиста, наставника. «За выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против гитлеровской Германии и за большую работу по воспитанию советской молодежи в духе беззаветной преданности Отечеству» Указом Президиума Верховного Совета ССР от 14 июня 1945 года Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи был награждён орденом Ленина.
Говорить о фалеристике в этот период можно с большой натяжкой, скорее мы будем говорить о послевоенных значках, посвященных событиям периода Великой Отечественной войны.
18 августа 1941 года. Приказом начальника Управления НКВД СССР по Ленинградской области № 28 от 18 августа 1941 года был сформирован Комсомольский полк противопожарной обороны Ленинграда. Полк был укомплектован комсомольцами-рабочими, служащими, студентами, школьниками старших классов. Состоял из 15 рот и 3 отдельных взводов (по числу районов Ленинграда и пригородов: Пушкин, Кронштадт, Петергоф), насчитывал 1600 человек (с июля 1942 — 950 человек). Личный состав полка находился на казарменном положении и подчинялся Управлению пожарной охраны НКВД Ленинграда.
Из книги В.П. Комлева «Блокада. Я в полку пожарном…»: «Днём рождения Комсомольского полка в Ленинграде надо считать 18 августа 1941 года. Командный состав Полка Управление пожарной охраны сформировало из опытных партийных и политических работников. Назначили командира – Сергея Степановича Воронова, полкового комиссара, заместителя начальника политотдела управления. Комиссаром стал Марк Михайлович Гитман – заведующий отделом горкома ВЛКСМ. Потом станет ясно, какими профессиональными и человеческими качествами обладали наши командиры. Жизнь поставит им оценку и запишет их имена в историю обороны Ленинграда».
Подразделения полка участвовали в охране Смольного, Таврического дворца, продовольственных складов Ленсовета и других важных объектов. В 1941-1943 годах бойцы полка ликвидировали 5 тысяч зажигательных авиабомб, самостоятельно потушили 430 крупных пожаров, участвовали вместе с кадровыми пожарными формированиями в тушении 2199 пожаров, вынесли из огня 326 человек, оказали помощь тысячам пострадавших ленинградцев, спасли материальные ценности на сумму свыше 5 млн. рублей. Бойцы полка создали 130 противопожарных звеньев в домохозяйствах, привели в порядок более 1 тысячи бомбоубежищ, оборудовали 580 защитных щелей, провели тысячи инструктивных занятий с населением по борьбе с последствиями воздушных налётов и артобстрелов. После прорыва блокады, в марте 1943 личный состав полка был направлен на лесозаготовки в Тихвинский район Ленинградской области. 6 августа 1943 года решением ЦК ВКП(б) полк был расформирован, личный состав направлен в части Советской Армии, в пожарную охрану и Леспромтрест.
4 марта 1942 года. Народным комиссариатом обороны принято решение о создании танковой бригады имени Челябинского комсомола, личный состав которой комплектовался добровольцами со всего Южного Урала.
20 мая 1942 года Челябинский обком ВЛКСМ в своем постановлении отмечал:
«По инициативе ряда комсомольских организаций трудящиеся нашей области собрали около 12 миллионов рублей на строительство танковой колонны имени Челябинского комсомола.
В результате самоотверженной работы комсомольцев, молодежи и всего коллектива Кировского завода на собранные средства во внеурочное время построена танковая колонна.
По решению командования танковая колонна поступили на вооружение Н-ской танковой бригады, личный состав которой в основном состоит из комсомольцев-добровольцев Челябинской области.
Командование РККА, отмечая работу, проведенную комсомолом области по созданию танковой колонны, присвоило Н-ской танковой бригаде имя Челябинского комсомола.
Бюро обкома ВЛКСМ постановляет:
1. Отметить отличную, самоотверженную работу комсомольцев и молодежи Кировского завода, не щадивших сил своих на постройку танковой колонны имени Челябинского комсомола.
2. Вручить Н-ской танковой бригаде имени Челябинского комсомола знамя областного комитета ВЛКСМ.
3. В связи с предстоящей отправкой Н-ской танковой бригады на фронт вручить танковой бригаде наказ челябинского комсомола.
4. Обязать комсомольские организации систематически поддерживать связь с комсомольцами и молодежью – добровольцами танковой бригады, постоянно проявлять особую заботу об их семьях.
5. Придавая особое значение работе комсомольских организаций по сбору средств и строительству танковой колонны, организовать при обкоме ВЛКСМ комиссию по созданию истории танковой колонны имени Челябинского комсомола».
27 мая 1942 года приказом НКО № 0429, от 27 мая 1942 года, формированию присвоен номер и именное наименование — 96-я танковая бригада имени Челябинского комсомола.
На фронте 96-я бригада вошла в состав 15-го танкового корпуса 3-й танковой армии, и первый бой приняла 11 августа 1942 у деревни Перекоповка Орловской области. Далее держала оборону на Верхнем Дону у Воронежа. 13 января 1943 года приняла участие в Острогожско-Россошанской операции.
На Курской дуге, уже в составе 6-й гвардейской армии, бригада попала под главный удар 2-го танкового корпуса СС. В течение трёх с половиной суток, с 5 по 8 июля танкисты вместе с бойцами 375-й стрелковой дивизии сдерживали танковую дивизию СС «Мёртвая Голова» у северных окраин Белгорода на рубеже Шопино—Вислое.
В августе 1943 года 96-я бригада участвовала в освобождении Харькова. От Харькова бригада в составе 37-й армии прошла путь до столицы Болгарии Софии, участвуя в форсировании Днепра, Буга, Днестра, Дуная. За отличие в боях бригаде было присвоено почётное наименование «Шуменская».
Сентябрь 1942 года. По инициативе комсомольцев Воткинского машиностроительного завода сформирован 174-й отдельный истребительный противотанковый артиллерийский дивизион имени Комсомола Удмуртии. В рядовой состав дивизиона вошли комсомольцы и несоюзная молодежь Воткинского и трёх Ижевских заводов, отобранная республиканским комитетом ВЛКСМ. Всего 221 человек. Младший командный состав, а также наводчики комплектовались из 18-й запасной стрелковой бригады. В своё личное от работы время будущие артиллеристы, с разрешения администрации завода, изготавливали дополнительные орудия, на которых сами проводили стрельбовые учения на заводском полигоне.
Формирование дивизиона закончилось в Ижевске 20 сентября. Утром 22 сентября состоялся митинг, на котором добровольцы дали клятву верности комсомолу, Родине и обещали вернуться с Победой. 23 сентября 1942 года дивизион был отправлен на фронт.
Свой первый бой артдивизион принял 16 декабря 1942 года в районе деревни Гороховка Воронежской области в ходе Сталинградской битвы. В декабре 1942 года молодые бойцы форсировали Дон. Дивизион принимал непосредственное участие во взятии городов: Кантемировка, Новопсков, Купянск, Балаклея, Славянск, Павлоград, Дубно, Радзивиллов, Броды, Перемышль, Ярослав, Сандомир, Тарнобжег, Кельцы, Пиотрукув, Шпротау, Зоммерфельд, Пфетан, Виттенберг. С боями форсировал реки Дон, Сан, Вислу, Одер, Бобер, Нейсе.
В июле 1943 года Удмуртский обком ВЛКСМ отобрал, обмундировал, обучил и отправил в распоряжение командования дивизиона еще 90 лучших комсомольцев республики. В Рапорте заместителю народного комиссара обороны от 23 июля обком писал:
«Комсомольцы и молодежь республики построили и вручили прибывшей 30 июня 1943 года делегации дивизиона 6 противотанковых ружей, 10 пистолетов, 50 карабинов.
Кроме этого, комсомольцы и молодежь села отобрали и послали дивизиону 33 лучших лошади со сбруей и упряжью. Эшелон № 47816 со всем этим в сопровождении представителей дивизиона отправлен на место расположения дивизиона 20 июля 1943 года.
Комсомол республики и вся молодежь надеются, что наш дивизион, пополненный людьми и техникой, еще крепче будет бить гитлеровскую нечисть в решающих боях за родину».
Боевые действия дивизион закончил 9 мая 1945 года в Чехословакии, в городе Рюбенау, а 28 мая 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 174-й отдельный истребительный противотанковый дивизион (ОИПТДН) имени комсомола Удмуртии был награждён орденом Красной Звезды.
14 сентября 1943 года. ЦК ВЛКСМ принял постановление об оказании неотложной помощи в окончании строительства 6-й комсомольской доменной печи Магнитогорского металлургического комбината.
В апреле 1943 года Государственный Комитет обороны принял постановление о строительстве и вводе в эксплуатацию еще одной крупной доменной печи в Магнитогорске – домны №6. В довоенное время на строительство такого объекта уходило 2-4 года, но военное время диктовало другие сроки.
Из статьи парторга ЦК ВКП(б) треста Магнитострой в газете «Челябинский рабочий» от 1 сентября 1943 года:
«Это было месяц назад. Группа комсомольских активистов предложила объявить строительство шестой магнитогорской домны подшефным комсомолу. Партийная организация строительства поддержала это предложение. Мы помним о славных традициях магнитогорских комсомольцев, построивших своими руками не один цехи, в частности, вторую доменную печь.
По призыву построечного комитета комсомола 300 молодых стахановцев — плотников, каменщиков, штукатуров – стройки уже перешли на строительство домны. Развертывается боевое соревнование молодых строителей за высокую производительность труда, перевыполнение заданий. Среди молодежи ведется большая политико-массовая работа. На площадке открыта агитпалатка, на участках работают агитаторы.
Социалистическое соревнование уже дало первые хорошие результаты…»
ЦК ВЛКСМ объявил строительство шестой домны ударной комсомольской стройкой. Среди строителей было объявлено соревнование, но «Положение о соревновании» приходилось менять очень часто. Начали с двойного выполнения нормы, затем 300, 500, 1000 процентов. Бригады объявляли ударные вахты под девизами «За советский Донбасс», «За Харьков», «За Киев». В последние два месяца строительства – в ноябре и декабре 43-го стояли 40-градусные морозы, рабочие решили не выходить за проходную комбината и перейти на казарменное положение.
Домна была построена в установленный Государственным Комитетом обороны срок – за 8 месяцев. 25 декабря 1943 года в 15 часов комсомольская домна № 6 выдала первый чугун.
14 октября 1944 года. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 11 октября 1944 года ЦК ВЛКСМ было принято решение организовать Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ.
Далее, мы воспользуемся информацией из монографии Ю.А. Васильева и М.М. Мухамеджанова «История Центральной комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ 1944 – 1969».
К концу войны в комсомоле особенно остро встал вопрос нехватки руководящих кадров. Своих курсов подготовки и переподготовки руководящих работников комсомол не имел, их обучение осуществлялось в основном на различных курсах партийных работников при областных, краевых комитетах и ЦК компартий союзных республик. Однако кадровый дефицит это не покрывало. В 1944 — 1945 годах в ряде крупных городов были образованы одногодичные школы для обучения комсомольских работников, однако, по оценке организационного отдела ЦК ВЛКСМ, большинство этих школ работали не удовлетворительно.
Это объяснялось не только недостаточным вниманием к ним со стороны городских комитетов комсомола, но и нехваткой материальных и научно-педагогических ресурсов. Предпринимаемые усилия ЦК ВЛКСМ приносили определённую пользу, но кардинально не меняли общую кадровую ситуацию. Необходимость иметь комсомолу собственную всесоюзную школу подготовки ответственных работников для работы с молодежью сознавалась руководством ВЛКСМ и ЦК компартии. Такая идея возникала уже во время войны в 1942 году, но тогда не было для создания кадровой школы в комсомоле необходимых возможностей. Все силы и средства были брошены на разгром врага.
31 июля 1944 года первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлов обратился в ЦК ВКП(б) с просьбой о передаче военного городка, в котором находилась Центральная школа инструкторов снайперского дела, в ведение комсомола. На этой территории предполагалось разместить школу подготовки руководящих комсомольских кадров — секретарей ЦК ЛКСМ, обкомов, крайкомов, крупных горкомов комсомола.
Одновременно шла работа над учебными планами, программами курсов и проектами постановления ЦК ВКП(б) о создании комсомольской школы. По аналогии с Высшей партийной школой при ЦК ВКП(б) первоначально в рабочих документах её называли Высшей комсомольской школой при ЦК ВЛКСМ. Руководители комсомола приложили большие усилия для ускорения передачи учебных корпусов, жилых и подсобных помещений снайперской школы в ведение ЦК ВЛКСМ.
11 октября 1944 года секретариат ЦК ВКП(б) принял постановление «О Центральной комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ». Центральному Комитету ВЛКСМ разрешалось организовать Центральную комсомольскую школу на территории бывшей Центральной школы инструкторов снайперского дела в Вешняках. В постановлении указывалось, что в ЦКШ должны приниматься руководящие комсомольские работники, имеющие законченное среднее образование. Контингент слушателей был определён в количестве 250 человек, срок обучения полтора года. Предложенный учебный план школы утверждался.
14 октября 1944 года бюро ЦК ВЛКСМ продублировало партийное постановление о создании Центральной комсомольской школы, утвердило учебный план ЦКШ и количественную развёрстку на первый набор школы. Областные, краевые комитеты комсомола и ЦК ЛКСМ союзных республик обязывались до 1 ноября отобрать и утвердить кандидатов для зачисления в школу.
Бюро Центрального комитета утвердило Инструкцию о порядке зачисления слушателей в Центральную комсомольскую школу. В ней определялось, что слушатели школы отбираются из числа руководящих работников ВЛКСМ не старше 24 лет со средним образованием. Кандидаты на учёбу в ЦКШ должны иметь опыт практической работы. Слушателям выдавалась стипендия в размере 900 рублей в месяц, они обеспечивались общежитием, трёхразовым питанием и учебными пособиями. Лица, рекомендованные в школу, должны были утверждаться решением бюро обкомов, крайкомов комсомола, ЦК ЛКСМ союзных республик. В сентябре 1945 года Центральная комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ начала свою работу.
Тема Великой Отечественной войны в комсомольской фалеристике обширна. Это и слеты, походы, патриотические клубы, вахты памяти, значки, посвящённые комсомольцам – Героям Советского Союза. В настоящей статье мы попытались лишь приоткрыть тему, рассказав об интересных и малоизвестных фактах нашей истории и значках, которые сегодня становятся маленьким мостиком, соединяющим наше героическое прошлое с днем сегодняшним.
Дмитрий Решмет кандидат исторических наук Изображения взяты с форума Фалеристика.инфо
Раскрываем имя нашего модератора: Дмитрий Решмет
Что такое Совфалера? Чем отличаются Знаки от Значков?
_________________