Образцы истории в русской кабинетной бронзе второй половины XIX - начала ХХ века

Русская кабинетная бронза второй половины XIX — начала ХХ века

in Новости музеев 612 views

В Тверской областной картинной галерее 26 сентября 2024 г., одном из старейших му­зеев Рос­сии, откроется выставка «Образцы истории в русской кабинетной бронзе второй половины XIX — начала ХХ века», многие экс­по­наты которой по праву могут счи­таться наиболее харак­терными и этап­ными в процессе эволюции брон­зовой пластики второй половины XIX – начала ХХ века.

Образцы истории в русской кабинетной бронзе второй половины XIX — начала ХХ века

Знакомство с шестьюдесятью тремя уникальными, редкими произ­ведениями кабинетной бронзы предоставляет возможность получить новые впечатления об одном из ярких и интересных явлений русской худо­жественной культуры.

Евгений Александрович Лансере (1848-1886). Опричник (Князь Вяземский). Модель - Санкт - Петербург. 1877 год. Отливка - Санкт - Петербург. Бронза, литье, чеканка, патинирование. Высота - 36,5. Частное собрание. Москва
Евгений Александрович Лансере (1848-1886). Опричник (Князь Вяземский). Модель — Санкт — Петербург. 1877 год. Отливка — Санкт — Петербург. Бронза, литьё, чеканка, патинирование. Высота — 36,5. Частное собрание. Москва

Особенная притягательность русской худо­жественной пластики этого вре­мени во многом опре­деляет­ся от­чётливо выра­жен­ным на­цио­наль­ным своеобразием. Худо­же­ст­вен­ные фор­мы и ме­тоды для их претворения были различны; одно и то же историческое событие или персонаж по-разному представал в худо­же­ственной трак­товке разных скульп­то­ров. Именно поэтому ведущим мотивом выставки является исто­ри­ко-ху­до­же­ст­вен­ная хро­но­ло­гия; произ­ведения экспонируются не по име­нам их создателей, а по исто­рическим сюжетам.

Грачёв Василий Яковлевич (1831-1905). Прощание казака (Поцелуй). Санкт - Петербург. Модель - конец 1870-х гг. Отливка – Фабрика художественной бронзы К.Ф. Верфеля. 1880 - начало 1890-х гг. (до 1893 года). Бронза, литьё, чеканка, патинирование. Высота - 51,5. Собрание Михаила Суслова. Санкт-Петербург (Фрагмент)
Грачёв Василий Яковлевич (1831-1905). Прощание казака (Поцелуй). Санкт — Петербург. Модель — конец 1870-х гг. Отливка – Фабрика художественной бронзы К.Ф. Верфеля. 1880 — начало 1890-х гг. (до 1893 года). Бронза, литьё, чеканка, патинирование. Высота — 51,5. Собрание Михаила Суслова. Санкт-Петербург (Фрагмент)

Отчетливые изменения в интер­пре­тации исторических образов к середине XIX века наглядно демонстрирует композиция «Русский витязь», созданная знаменитым русским скульптором и литейщиком П.К. Клодтом. Эту статуэтку по праву можно отнести к характерным образцам историко-художественной реконструкции: с детальной точностью и подробностью воспроизведены особенности вооружения и доспеха русского воина XIV–XVII веков. Историко-художественные реконструкции Клодта оказали существенное влияние на становление и развитие жанра исторических статуэток, который был продолжен в произведениях Е.А. Лансере, И.Ф. Ковшенкова, В.Я. Грачёва и др. Одним из ярких образцов таких произведений является представленная на выставке композиция «Святослав», последняя работа Е.А. Лансере.

Евгений Александрович Лансере (1848-1886). Святослав на пути в Царьград. Санкт - Петербург. Модель - 1886 год. Отливка – Фабрика художественной бронзы Ф. Шопена и К. Берто. 1886 - 1892 год Бронза, литьё, чеканка, патинирование. 55,7 х 55,0 х 22,5. Частное собрание. Москва
Евгений Александрович Лансере (1848-1886). Святослав на пути в Царьград. Санкт — Петербург. Модель — 1886 год. Отливка – Фабрика художественной бронзы Ф. Шопена и К. Берто. 1886 — 1892 год
Бронза, литьё, чеканка, патинирование. 55,7 х 55,0 х 22,5. Частное собрание. Москва Бронза, литье, чеканка, патинирование. 55,7 х 55,0 х 22,5. Частное собрание. Москва

Сюжетами скульптурных композиций иногда становились исторические романы, персонажи которых воплощались в бронзе в полном соответствии с литературным текстом. В 1862 году был опубликован исторический роман А.К. Толстого о временах опричнины «Князь Серебряный. Повесть времён Ивана Грозного», который стал одним из самых читаемых исторических романов на русском языке, выдержавший десятки переизданий. Литературный текст и его художественная трактовка были воплощены в ряде скульптурных композиций, представленных на выставке: «Опричник. Князь Вяземский» и «Воевода. Боярин Морозов» работы Е.А. Лансере, «Иван Грозный» и «Боярин» – В.Я. Грачёва, которые можно с полным основанием считать пластическими иллюстрациями, раскрывающими эпизоды романа.

Грачёв Василий Яковлевич (1831-1905). Статуэтки парные из композиции «Охота Ивана Грозного». Иван Грозный. Санкт-Петербург. Модель – 1870-е гг. Отливка - Фабрика художественной бронзы К.Ф. Верфеля. 1880-е годы. Бронза, литьё, чеканка, патинирование; мрамор. 37,8 х 32,2 х 14,0. Грачёв Василий Яковлевич (1831-1905). Статуэтки парные из композиции «Охота Ивана Грозного». Боярин. Санкт - Петербург. Модель – 1870-е гг. Отливка - Фабрика художественной бронзы К.Ф. Верфеля. 1880-е годы. Бронза, литьё, чеканка, патинирование; мрамор. 37,8 х 32,2 х 14,0. Собрание Михаила Суслова. Санкт-Петербург
Грачёв Василий Яковлевич (1831-1905). Статуэтки парные из композиции «Охота Ивана Грозного». Иван Грозный. Санкт-Петербург. Модель – 1870-е гг. Отливка — Фабрика художественной бронзы К.Ф. Верфеля. 1880-е годы. Бронза, литьё, чеканка, патинирование; мрамор. 37,8 х 32,2 х 14,0.
Грачёв Василий Яковлевич (1831-1905). Статуэтки парные из композиции «Охота Ивана Грозного». Боярин. Санкт — Петербург. Модель – 1870-е гг. Отливка — Фабрика художественной бронзы К.Ф. Верфеля. 1880-е годы. Бронза, литьё, чеканка, патинирование; мрамор. 37,8 х 32,2 х 14,0. Собрание Михаила Суслова. Санкт-Петербург
  • Грачёв Василий Яковлевич (1831-1905). Статуэтки парные из композиции «Охота Ивана Грозного». Иван Грозный. Санкт-Петербург. Модель – 1870-е гг. Отливка — Фабрика художественной бронзы К.Ф. Верфеля. 1880-е годы. Бронза, литьё, чеканка, патинирование; мрамор. 37,8 х 32,2 х 14,0.
  • Грачёв Василий Яковлевич (1831-1905). Статуэтки парные из композиции «Охота Ивана Грозного». Боярин. Санкт — Петербург. Модель – 1870-е гг. Отливка — Фабрика художественной бронзы К.Ф. Верфеля. 1880-е годы. Бронза, литьё, чеканка, патинирование; мрамор. 37,8 х 32,2 х 14,0. Собрание Михаила Суслова. Санкт-Петербург

Такие произведения были предпочтительны при создании интерьеров в русском стиле; скульптура нередко становилась главным элементом композиций обстановочной бронзы, способствуя созданию единой художественно-пространственной среды. Образцом таких произведений является редкий каминный гарнитур, созданный по моделям Е.А. Лансере и Д.Н. Чичагова – одного из ведущих архитекторов русского стиля.

В числе уникальных экспонатов выставки – скульптура «Русский воевода XVII века», созданная скульптором И.Ф. Ковшенковым в 1860-х годах в составе серии произведений, изображающих воинов далекого прошлого.

Евгений Александрович Лансере (1848-1886). Переход через Балканы. Санкт-Петербург. Модель – 1880 г. Отливка - фабрика художественной бронзы Штанге Н. Конец XIX века. Бронза, литьё, чеканка, патинирование. 35,0 (высота без пик) х 54,0 х 26,5. Антикварный салон «На Патриарших». Москва
Евгений Александрович Лансере (1848-1886). Переход через Балканы. Санкт-Петербург. Модель – 1880 г. Отливка — фабрика художественной бронзы Штанге Н. Конец XIX века. Бронза, литьё, чеканка, патинирование. 35,0 (высота без пик) х 54,0 х 26,5. Антикварный салон «На Патриарших». Москва

Военные потрясения второй половины XIX века, события Крымской войны 1853–1856 гг. и особенно Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. нашли своё отражение в известной работе Е.А. Лансере «Переход через Балканы», в которой запечатлён один из наиболее героических и драматичных эпизодов Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Особую популярность приобретают произведения, посвященные российскому казачеству; образы казаков известны в творчестве многих скульпторов этого времени.  К числу таких изображений выставки относятся работы Е.А. Лансере, В.Я. Грачёва, А.Л. Обера, П.А. Самонова.

  • Галерея бронзовых бюстов всех Российских великих князей, царей и императоров. Царь Михаил Фёдорович. Санкт-Петербург. Фабрика Художественной бронзы Феликса Шопена. Модель — 1868, отливка — до 1878. Бронза, литьё, чеканка, патинирование. 26,7 х 16,6 х 9,7. Антикварный салон «Петербург». Санкт-Петербург
  • Галерея бронзовых бюстов всех Российских великих князей, царей и императоров. Иоанн II. Санкт-Петербург, Фабрика художественной бронзы Ф. Шопена. Модель – 1868 год, отливка – 1870-е гг. Бронза, литье, чеканка, оксидирование. 25,1 х 15,6 х 9,3. Антикварный салон «Петербург». Санкт-Петербург

Характерным отражением повышенного интереса российского общества к историческому прошлому явился один из наиболее известных скульптурных проектов по популяризации отечественной истории. Его инициатором стал известный петербургский бронзовщик Феликс Шопен. С 1867 года по Высочайшему одобрению и рекомендациям ведущих историков начали выходить экземпляры «Галереи бронзовых бюстов всех российских великих князей, царей и императоров», которые представляли собой скульптурные образы российских правителей от Рюрика до Александра II. В течение двух лет было исполнено 64 скульптурных бюста, которые, несмотря на значительную условность изображения персонажей, в настоящее время являются предметом увлечённого коллекционирования.

Евгений Александрович Лансере (1848-1886). Воевода (Боярин Морозов). Санкт-Петербург. Модель - первая половина 1870-х гг. Отливка – Фабрика художественной бронзы Ф. Шопена. 1875 - 1885 гг. Бронза, литье, чеканка, патинирование. Высота - 40,5. Частное собрание. Москва (фрагмент)
Евгений Александрович Лансере (1848-1886). Воевода (Боярин Морозов). Санкт-Петербург. Модель — первая половина 1870-х гг. Отливка – Фабрика художественной бронзы Ф. Шопена. 1875 — 1885 гг.
Бронза, литье, чеканка, патинирование. Высота — 40,5. Частное собрание. Москва (фрагмент)

Развитие исторической культуры российского общества побуждало скульпторов к созданию образов ярких, сильных личностей, которые являлись олицетворением сложных, во многом переломных событий прошлого. Неслучайно образ Ивана Грозного был воплощён в первом крупном произведении ведущего скульптора второй половины XIX века М.М. Антокольского, которое принесло ему славу, известность и звание академика. Представленный на выставке эскизный портрет к этой скульптуре, полный глубокого реалистического психологизма, отчётливо передаёт сложную и жестокую эпоху через образ самодержца. Не менее притягательной являлась для скульпторов личность «преобразователя» России императора Петра I, образ которого во второй половине XIX – начале ХХ века представал в многообразии художественных интерпретаций. Однако при всём различии творческих интонаций в созданном образе неизменно проявлялось величие, волевое начало, а также эффектная динамика, которая отражала эпоху стремительных преобразований. Это отчетливо демонстрируют представленные скульптурные работы А.М. Опекушина, П.О. Кюфферле и Л.А. Бернштама.

  • Роберт Романович (Робертович) Бах (1859-1933). Александр Сергеевич Пушкин. Санкт-Петербург. Фабрика художественной бронзы Карла Берто. 1899. Бронза, литьё, чеканка, патинирование. Высота – 77,0. Собрание Фёдора Шавырина. Москва
  • Амандус Генрих Адамсона (Аманд Иванович) (1855-1929). Александр Сергеевич Пушкин. Санкт-Петербург. Завод художественной бронзы К.Ф. Верфеля. 1908 год. Бронза, литьё, чеканка, патинирование. Высота – 27,0. Частное собрание. Москва

Одним из наиболее ярких событий общественной жизни страны в конце XIX века явилось празднование в 1899 году 100-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина, одного из самых почитаемых авторов за всю историю России. Празднование сопровождалось установкой памятников, а также выпуском камерных скульптурных портретов поэта, которые исполнялись в разных материалах и пользовались широкой популярностью. Образцом таких произведения являются скульптурные бюсты А.С. Пушкина по моделям Р.Р. Баха. В иной трактовке предстаёт образ поэта в камерном произведении А.Г. Адамсона, в котором, несмотря на несомненное портретное сходство, трудно определить, в какое время и в каком месте изображен Пушкин. Лежащая на скалистом возвышении шляпа – предмет мужского костюма последней четверти XIX века – никак не могла быть использована изображенным персонажем. Этот прием позволил скульптору сознательно расширить хронологические рамки созданного поэтического образа, подчеркнуть его значимость и актуальность для исторической памяти поколений.

Произведения русской бронзовой кабинетной пластики неизменно экспонировались на всероссийских и всемирных выставках; они высоко ценились при императорском дворе, украшали интерьеры великосветской знати, их охотно приобретали русские предприниматели и промышленники, представители интеллигенции.



МКААД

Ассоциация «МККААД» основана в 2004 году. В настоящее время организация объединяет более пятидесяти галерей, зарекомендовавших себя на российском художественном рынке. Основными задачами деятельности Конфедерации являются: ознакомление широкого круга зрителей с произведениями искусства, хранящимися в частных собраниях; систематический обмен информацией с музейным сообществом по вопросам научно-технологической экспертизы, атрибуции, оценки, реставрации, различным правовым аспектам, связанным с владением произведениями искусства, помощь в комплектовании музейных коллекций. Галереи из состава МККААД активно занимаются выставочной и научно-исследовательской деятельностью. С 2004 года при участии членов Конфедерации подготовлено и издано более 200 статей, каталогов, профессиональных и научно-популярных изданий по теории и истории искусства; десятки произведений искусства были безвозмездно переданы в музейные фонды. Выставка «ОБРАЗЫ ИСТОРИИ в русской кабинетной бронзе второй половины XIX — начала ХХ века» является составной частью разработанной региональной программы МККААД, в рамках которой уже состоялись художественные выставки в Твери, Плесе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Калуге, Арзамасе.

ТОКГ

Тверская областная картинная галерея как самостоятельный художественный музей была основана в 1937 году после выделения ее из состава Калининского областного краеведческого музея – бывшего «Тверского музеума», открытого стараниями тверской общественности в 1866 году. В настоящее время художественное собрание галереи насчитывает около 50 тысяч экспонатов. Оно включает в себя коллекции культового (религиозного) искусства XIV–XX веков, русской живописи, графики и скульптуры XVIII–XX веков, западноевропейского искусства XV–XX веков, декоративно-прикладного искусства России, Европы, Востока. Постоянная экспозиция (более 2500 произведений) размещается в здании Тверского императорского дворца, построенного для императрицы Екатерины II в XVIII веке по проекту русского градостроителя Петра Романовича Никитина и за более чем двухвековую историю неоднократно менявшего свой облик, отражая стили и вкусы эпох. Сегодня в галерее проводятся не только выставки, но и различные музейно-просветительские мероприятия и лекционные занятия для детей и взрослых.

Тверская областная картинная галерея

Тверь, ул. Советская, д. 3

26 сентября — 17 ноября 2024 г.

 

Тверская областная картинная галерея
13.09.2023

Мастера союза русских художников

Время, вперёд! Часы XVII — начала XX вв.

__________________

 Обсуждение в телеграмм >>>