Аскольд Смирнов

Собрание Аскольда Смирнова в доме Вишневских

in Интервью/О коллекционировании 2160 views

В течение ию­ля-сентяб­ря 2024 года из­бран­ные произ­ве­де­ния искус­ства из собра­ния кол­лек­цио­нера Ас­коль­да Смирнова дос­туп­ны для обозре­ния в Доме Виш­нев­ских – уни­каль­ной го­род­ской усадь­бы XIX века в центре Москвы.

Смирнов Аскольд Владиславович (р. 1988) – кан­дидат ме­дицинских наук, преподаватель Российского уни­вер­си­тета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Дей­­­ст­витель­ный член Ассоциации судебно-медицин­ских экспертов и Мос­ковского науч­ного общества историков медицины. Член Клуба кол­лекцио­не­ров графики. Автор более 150 научных публикаций по медицине и истории искусства.

С коллекционером Аскольдом Смирновым (А.См.) беседует главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников (А.С.).

Аскольд Смирнов

В определённом смыс­ле кол­­лек­­цио­­ни­­ро­­ва­­ние для ме­­ня – один из важ­ней­ших и дей­­ст­­вен­­ных спо­­со­бов по­­зна­­ния мира.

Аскольд Смирнов

А.С.: Добрый день! Сегодня мы говорим о кол­лек­цио­ни­ро­ва­нии и вашем собрании, представленном в Доме Вишневских. Давно ли начала формироваться ваша коллекция, с чего она началась? Возможно кто-то оказал влияние на ваш интерес?

А.См.: Изобразительным искусством я заинтересовался ещё в школьные годы, но собирать целенаправленно и серьёзно начал относительно недавно, в 2020 году. Одним из важнейших событий в моей жизни стало вступление в созданный в тот непростой год Сергеем Подстаницким Клуб коллекционеров графики и знакомство с замечательными собраниями его членов – знатоков, ценителей и увлечённых собирателей Прекрасного. Моей «первой любовью» был анималистический жанр, пристрастие к которому я испытываю и сегодня. Постепенно в сферу моих интересов как собирателя входили самые разные явления в искусстве России и Европы: голландские гравюры «золотого века» и французский рисунок эпохи Просвещения, анатомические штудии учеников Императорской академии художеств и очаровательные любительские зарисовки в дворянских альбомах пушкинского времени, камерный акварельный портрет, наброски передвижников и мастеров Серебряного века, советская и современная печатная графика…

Сухов Дмитрий Петрович (1867-1958). Ворота в усадьбе графов Паниных Марфино. Начало ХХ в. Бумага, тушь, перо. Собрание А. Смирнова

Сухов Дмитрий Петрович (1867-1958). Ворота в усадьбе графов Паниных Марфино. Начало ХХ в. Бумага, тушь, перо. Собрание А. Смирнова

А.С.: Так понимаю, что возникшее увлечение способствовало быст­рому увеличению предметов в коллекции? 

А.См.: Сейчас я храню свыше 300 произведений живописи и графики XVII–XXI веков, а также отдельные предметы декоративно-прикладного искусства, антикварные книги, рукописи, фотографии, личные документы деятелей искусства и науки.

А.С.: Чем для вас является коллекция и из работ каких авторов она состоит?

А.См.: В определённом смысле коллекционирование для меня – один из важнейших и действенных способов познания мира. Я был необыкновенно счастлив, когда Степан Вишневский, правнук Ф.Е. Вишневского, обратился ко мне с предложением о проведении выставки. Мы сразу поняли, что картины, гравюры и рисунки XVIII – XIX ве­ков не только прекрасно дополнят интерьеры исторического дома, но и послужат зримым напоминанием о семейных традициях коллекциони­ро­вания и знаточества.

Для выставки было отобрано 90 работ, большинство из них де­монстрируют­ся широкой публике впервые.

Наиболее ценную его часть со­ставляет кол­лекция ори­гиналь­ной графики известных русских и зарубежных художников первой половины и середины XIX века: рисунки Ивана Угрюмова, Александра Орловского, Ораса Верне и Томаса Райта, акварели Фёдора Толстого, Ивана Эггинка, Ивана Нечаева, Алексея Стрел­ковского, Карла Кольмана, Генриха Митрейтера, Морица Даффингера, Ипполита Белланже. Особую группу образуют работы неизвестных художников того времени и ряд редких произведений художников-дилетантов, представителей аристократических семей Франца фон Вильбоа, Теодора (Фёдора) де Куртенера, графа Михаила Дмитриевича Бутурлина.

Нечаев Иван Алексеевич (первая половина XIX века). Портрет неизвестного офицера. Ок. 1840. Картон, акварель, гуашь, тушь, перо. Собрание А. Смирнова

Нечаев Иван Алексеевич (первая половина XIX века). Портрет неизвестного офицера. Ок. 1840. Картон, акварель, гуашь, тушь, перо. Собрание А. Смирнова

  • Эггинк Иван Егорович (1784/87-1867). Портрет лейтенанта 1-го полка Пешей гвардии, Пруссия. Не позднее 1830 г. Бумага, картон, гуашь, акварель, соус. Публикации: «Русская графика XVIII – начала XIX века из собрания Столичного банка сбережений» (М., 1996), С. 89. Собрание А. Смирнова
  • Петер Эммануэль Томас (1799-1873). Портрет неизвестной. 1840-е. Картон, графитный карандаш, акварель. Собрание А. Смирнова
  • Даффингер Мориц Михаэль (1790–1849). Портрет шевалье Иоакима де Монтенегро. 1839. Бумага, графитный карандаш, акварель, белила. Происхождение: коллекция князя Клеменса фон Меттерниха (1773-1859) и Мелании Зичи-Феррарис (1805-1854), Вена; собрание Австрийской национальной библиотеки, Вена; собрание потомков князя Меттерниха (по реституции); аукцион Beaussant-Lefevre «248 portraits des “invites” du Chancelier Metternich et de son epouse la Princesse Melanie», Hotel Druot, Париж, 4 мая 2012, лот № 68/1. Публикации: Kugler G. Staatskanzler Metternich und seine Gäste. Die wiedergefundenen Miniaturen von Moritz Michael Daffinger, Joseph Kriehuber und anderen Meistern aus dem Gästealbum der Fürstin Melanie Metternich. Vienne, Styria, 1991, Tafel 81. Собрание А. Смирнова

Кольман Карл Иванович (1786–1846). Мужик с вязанкой березовых дров. 1838. Бумага, графитный карандаш, акварель. Выставки: «Графика первой половины XIX века из частных собраний» (Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва, 2022, кат. № 31). Собрание А. Смирнова

Кольман Карл Иванович (1786–1846). Мужик с вязанкой березовых дров. 1838. Бумага, графитный карандаш, акварель. Выставки: «Графика первой половины XIX века из частных собраний» (Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва, 2022, кат. № 31). Собрание А. Смирнова

  • Райт Томас (1792–1849) по оригиналу Франца Крюгера (1797-1857). Портрет А.Ф. Львова. 1839. Бумага, резец, пунктир. Происхождение: собрание А.Л. Кусакина (1946-2020). Собрание А. Смирнова
  • Райт Томас (1792–1849). Портрет баронессы Августы Констанции Рамзай, урожденной Меллин. 1841. Бумага, графитный карандаш. Собрание А. Смирнова

Среди эстампов большую ценность представляют офорты Е.Р. фон Рейтерна, И.Н. Рауха и А.Е. Егорова, гравюры выдающихся мастеров резца первой половины XIX века А.Г. Ухтомского, И.В. Чесского, С.Ф. Галактионова, Н.И. Уткина, Е.О. Скотникова, Ф. Вендрамини, И.А. Клейна, образцы ранней литографии (А.О. Орловский, К. Кольман, К. Беггров, А.П. Монжен, Фр.-С. Дельпеш).

Вендрамини Франческо (1780-1856) по рисунку Л. де Сент-Обена. Портрет генерала П.И. Багратиона. 1813. Бумага, карандашная манера, резец. Собрание А. Смирнова

Вендрамини Франческо (1780-1856) по рисунку Л. де Сент-Обена. Портрет генерала П.И. Багратиона. 1813. Бумага, карандашная манера, резец. Собрание А. Смирнова

Орловский Александр Осипович (1777-1832). Киргиз верхом на коне. Казак Лейб-гвардии Черноморского эскадрона. 1820. Бумага, угольный карандаш. Происхождение: собрание Б. Вильницкого, Вена. Выставки: «Графика первой половины XIX века из частных собраний» (Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва, 2022, кат. 41-42). Собрание А. Смирнова

Орловский Александр Осипович (1777-1832). Путешественник в кибитке или Сани, запряженные тройкой. 1819. Бумага, литография. Собрание А. Смирнова

Орловский Александр Осипович (1777-1832). Путешественник в кибитке или Сани, запряжённые тройкой. 1819. Бумага, литография. Собрание А. Смирнова

Дельпеш Франсуа-Серафим (1778-1825) по рисунку Карла Верне (1758-1836). Кони у изгороди. 1818-1825 гг. Бумага, литография. Происхождение: собрание М.Д. Ромма (1922-2004), Санкт-Петербург. Выставки: «Литография 1810-1820-х годов из частных собрний» (Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва, 2024, кат. 20). Собрание А. Смирнова

Дельпеш Франсуа-Серафим (1778-1825) по рисунку Карла Верне (1758-1836). Кони у изгороди. 1818-1825 гг. Бумага, литография. Происхождение: собрание М.Д. Ромма (1922-2004), Санкт-Петербург. Выставки: «Литография 1810-1820-х годов из частных собраний» (Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва, 2024, кат. 20). Собрание А. Смирнова

На выставке представлен «Натюрморт с собакой и трофеями охоты» фламандского художника Адриана де Грейфа (1657-1722), чьи картины находились в собраниях Екатерины II, Юсуповых, Барятинских, Шереметевых, Тепловых, а также крупноформатное полотно на тему охоты работы последователя знаменитого анималиста Жана-Батиста Удри (1686-1755). Из предметов декоративно-прикладного искусства обращают на себя внимание настольные часы работы Роберта Вуда (Лондон, 1790-е гг.), бисерные вышивки первой четверти XIX века.

Кроме того, посетители выставки познакомятся также с работами более позднего времени, чудесно передающими очарование русской дворянской усадьбы (оригинальная графика Д.П. Сухова, А.В. Петрова, А.И. Ноарова).

Ноаров Андрей Игоревич (р. 1977). Беседка в усадьбе князей Волконских Суханово. 2021. Бумага, пастель, акварель. Собрание А. Смирнова

Ноаров Андрей Игоревич (р. 1977). Беседка в усадьбе князей Волконских Суханово. 2021. Бумага, пастель, акварель. Собрание А. Смирнова

А.С.: Есть ли в вашей коллекции предметы с интересным провенансом?

А.См.: Многие из этих работ имеют весьма интересное происхождение. Например, жанровая акварель Ипполита Белланже с играющими детьми (1828) когда-то принадлежала королеве Ольге Вюртембергской (1822-1892), в девичестве – великой княгине Ольге Николаевне, средней дочери императора Николая I. Интересно, что аналогичная акварель, исполненная тем же художником в 1829 году в качестве подарка для королевы Виктории, хранится в настоящее время в составе Британской королевской коллекции в Виндзорском замке. Портрет испанского дипломата Иоакима де Монтенегро работы Морица Даффингера происходит из коллекции известного австрийского государственного деятеля князя Клеменса фон Меттерниха (1773-1859) и его жены Мелании Зичи-Феррарис (1805-1854).

Белланже Жозеф-Луи Ипполит (1800-1866). Ветеран и дети. 1828. Картон, графитный карандаш, акварель. Происхождение: собрание королевы Ольги Вюртембергской (1822-1892), в девичестве великой княгини Ольги Николаевны. Выставки: «Графика первой половины XIX века из частных собраний» (Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва, 2022, кат. 2). Собрание А. Смирнова

Белланже Жозеф-Луи Ипполит (1800-1866). Ветеран и дети. 1828. Картон, графитный карандаш, акварель. Происхождение: собрание королевы Ольги Вюртембергской (1822-1892), в девичестве великой княгини Ольги Николаевны. Выставки: «Графика первой половины XIX века из частных собраний» (Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва, 2022, кат. 2). Собрание А. Смирнова

Есть у меня работы, которые ведут происхождение из бывших собраний потомков баронов Рамзай, графов Шереметевых, Толстых и Бутурлиных. Отдельные предметы принадлежали ранее известным коллекционерам С. и Т. Подстаницким, А.Л. Кусакину, Ю.Г. Епатко, И.В. Качурину, М.Д. Ромму, В.Г. Лидину, Е.Е. Рейтерну, Лео Шидлофу, Кристиану Хаммеру.

А.С.: Ваша коллекция уже значительная. Она участвовала в выставках?

А.См.: Да, произведения из собрания ранее экспонировались на выставках, организованных под эгидой Клуба коллекционеров графики в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времениГрафика первой половины XIX века из частных собраний», 2022; «Литография 1810-1820-х годов из частных собраний», 2023), в Государственном музее А.С. Пушкина («Шедевры графики XVI-XXI веков. Выставка памяти Ольги Глебовой», 2023), в фонде In Artibus («Автопортрет XVII – 1-я половина XX вв», 2022; «Автопортрет 1900-2024. Графика из частных собраний», 2024).

А.С.: Где вы находите новинки для коллекции и чем последним вы её пополнили?

А.См.: Собрание регулярно пополняется путём покупок на аукционах и в специализированных магазинах, реже – в результате обменов и приобретений у коллег-коллекционеров. В числе поступлений последнего времени – литографии князя Григория Григорьевича Гагарина (1810-1893) с оригинальной издательской подкраской акварелью и замечательный миниатюрный акварельный портрет неизвестного офицера, исполненный около 1840 года Иваном Алексеевичем Нечаевым.

Настоящий кол­лекцио­нер – не толь­ко бе­зу­ча­ст­ный хра­ни­тель, но и пыт­ли­вый ис­сле­до­ватель своих реликвий.

Аскольд Смирнов

А.С.: Ну и вернёмся к началу ин­тервью, чтобы понять, почему вообще вас зацепило коллекционирование и в чём задача вашего увлечения?

А.См.: Почему и за­чем я собираю? Вопрос одновременно и простой, и очень сложный. Конечно, большую роль играют художественные достоинства произведения. Однако погоня за «пер­выми именами», первоклассными работами выдающихся мастеров – отнюдь не самоцель.

Приобретение старинной вещи открывает за­манчивую возможность своими руками прикоснуться к истории, всесторонне и кропотливо изучить вновь найденный артефакт, спасти его от забвения, а то и гибели, воскресить забытые имена и судьбы. Убеждён, что настоящий коллекционер – не только бе­зу­частный хранитель, но и пытливый исследователь своих реликвий.

Толстой Фёдор Петрович (1783-1873). Малиновка на ветке. 1819. Бумага тонированная, акварель, белила, тушь, перо. Происхождение: собрание потомков В.С. Перфильева и П.Ф. Перфильевой (1831-1887) – урожденной графини Толстой, дочери Ф.И. Толстого (1782-1846). Выставки: «Шедевры графики XVI-XXI веков. Выставка памяти Ольги Глебовой» (Государственный музей А.С. Пушкина, Москва, 2022, кат. 46). Собрание А. Смирнова

Толстой Фёдор Петрович (1783-1873). Малиновка на ветке. 1819. Бумага тонированная, акварель, белила, тушь, перо. Происхождение: собрание потомков В.С. Перфильева и П.Ф. Перфильевой (1831-1887) – урождённой графини Толстой, дочери Ф.И. Толстого (1782-1846). Выставки: «Шедевры графики XVI-XXI веков. Выставка памяти Ольги Глебовой» (Государственный музей А.С. Пушкина, Москва, 2022, кат. 46). Собрание А. Смирнова

Общеизвестно, что в таком деле как коллекционирование, многое зачастую зависит от счастливого случая, стечения удачных обстоятельств. Некоторые из самых интересных находок были сделаны совершенно случайно, и практически с каждой из них связана та или иная любопытная история. Так, однажды мне посчастливилось пополнить свою коллекцию печатной графики 1820-х годов полной подборкой чрезвычайно редко встречающихся офортов Герхардта Вильгельма (Евграфа Романовича) фон Рейтерна (1794-1865), тестя В.А. Жуковского, исполненных им в ранний период творчества и обозначенных владельцем как «гравюры неизвестного немецкого художника XIX века».

Другой пример: в начале 2024 года на одном из популярных онлайн сервисов я увидел объявление о продаже этнографической акварели 1851 года «Крестьянки Зарайского уезда Рязанской губернии» с подписью графа М.Д. Бутурлина (1807-1876), знакомого и дальнего родственника А.С. Пушкина. Позже, купив раритетный лист и убедившись в его подлинности, я попытался узнать больше о Бутурлине-художнике и его художественном наследии. На помощь пришли изданные не так давно «Записки графа М.Д. Бутурлина», где удалось найти подробные сведения, связанные с историей создания акварели: «…Я отправился на авось к академику Тиму [В.Ф. Тимм. – А.См.], издававшему «Художественный Листок», и он выбрал у меня десять карандашных рисунков по 5 рублей за каждый, а спустя несколько дней прислал мне ещё 10 рублей за акварель женских крестьянских костюмов Зарайского уезда, которую я набросал второпях тут же в Петербурге по эскизу из дорожного моего альбома».

Коллекционирование часто способствует более детальному постижению истории искусства, даёт возможность внести в неё значимые дополнения и уточнения. Появление в собрании «Семейного портрета» малоизвестного немецкого мастера Иоганна Фридриха Тилкера (1763-1832), жившего одно время в России, подтолкнуло к поиску биографических сведений о художнике и тщательному изучению его творческого наследия. Так была написана статья «Художник И.Ф. Тилкер и его панорамы Санкт-Петербурга», опубликованная в журнале «История Санкт-Петербурга» в 2022 году. А прелестный альбомный рисунок «Казак лейб-гвардии Донского эскадрона» московского художника-любителя Теодора (Фёдора Фёдоровича) де Куртенера (1795 – после 1855) впоследствии чудесным образом способствовал моему знакомству с ныне здравствующими потомками старинного французского рода. Кроме того, выяснилось, что в Государственном Эрмитаже хранятся две литографии Куртенера, оригиналами для которых послужили рисунки Александра Осиповича Орловского 1820-х годов «Киргиз верхом на коне» и «Казак лейб-гвардии Черноморского эскадрона», в своё время приобретённые мной в Вене.

Тилкер Иоганн Фридрих (1763-1832). Семейный портрет. Первая половина 1820-х годов. Бумага, графитный карандаш, акварель, белила. Происхождение: собрание Б. Вильницкого, Вена. Выставки: «Графика первой половины XIX века из частных собраний» (Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва, 2022, кат. 55). Публикации: Смирнов А.В. Иоганн Фридрих Тилкер и его панорамы Санкт-Петербурга // История Петербурга. 2022. №4 (88), С. 69. Собрание А. Смирнова

Тилкер Иоганн Фридрих (1763-1832). Семейный портрет. Первая половина 1820-х годов. Бумага, графитный карандаш, акварель, белила. Происхождение: собрание Б. Вильницкого, Вена. Выставки: «Графика первой половины XIX века из частных собраний» (Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва, 2022, кат. 55). Публикации: Смирнов А.В. Иоганн Фридрих Тилкер и его панорамы Санкт-Петербурга // История Петербурга. 2022. №4 (88), С. 69. Собрание А. Смирнова

  • Неизвестный литограф первой трети XIX века. Вид на Императорский дворец со стороны Малой Миллионной улицы. Ок. 1826. Лист из серии «Новая коллекция сорока двух видов Санкт-Петербурга и окрестностей онаго срисованных с натуры разными художниками с планом города разделенным на четвероугольники для удобного оных означения. К употреблению иностранцев» (СПб., 1826). Бумага, литография. Выставки: «Литография 1810-1820-х годов из частных собраний» (Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва, 2024, кат. 112). Собрание А. Смирнова
  • Неизвестный художник первой половины XIX века (Воробьев М.Н., круг?). Виды на крепость в Наксосе и мыс Монте-Пеллегрино в Монделло. Сицилия. 1844. Бумага, дублированная на картон, графитный карандаш, акварель. Происхождение: собрание А.Д. Солодовник, Москва; собрание А.Ю. Кремнёва, Москва. Выставки: «Графика первой половины XIX века из частных собраний» (Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва, 2022, кат. № 71). Собрание А. Смирнова

Как неожиданны бывают порой такие пересечения, переплетения имён, городов, судеб и событий… И – как велика радость, когда благодаря хранящемся у тебя старинной картине, рисунку или гравюре удаётся хотя бы отчасти проникнуть в прошлое, увидеть воочию его героев, «ухватить» зыбкий песок времени! В этом для меня – одно из наивысших, ни с чем не сравнимых наслаждений коллекционирования.

19.07.2024


Аскольд Смирнов
Аскольд Смирнов

Смирнов Аскольд Владиславович (р. 1988) – кан­дидат ме­дицинских наук, преподаватель Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Дей­ствительный член Ассоциации судебно-медицинских экспертов и Московского научного общества историков медицины. Член Клуба коллекционеров графики. Автор более 150 научных публикаций по медицине и истории искусства.


Дом Вишневских

Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 2

июль — сентябрь 2024 г.

Коллекционирование – дело семейное. Татьяна и Сергей Подстаницкие

Клуб коллекционеров графики или Дали среди нас

К 120-летию Феликса Вишневского

_________________

В Телеграмм >>>

Рекомендуем

Геликон Ступак Интервью

Выставки театра Геликон-опера

Владислав Ступак, студент Российской ака­де­мии му­зыки име­ни Гне­си­ных. Спе­циаль­ность — ди­ри­жи­ро­ва­ние ака­де­ми­чес­ким
Художник Николай Базунов

Художник Николай Базунов

Сегодня наш гость художник Николай Базунов. Мы по­зна­ко­мились не­ожи­данно: на Ни­кит­ском буль­варе
Перейти К началу страницы