Ковёр историй

Ковёр историй. Сюжеты советского коврового искусства

in Новости музеев 1080 views

Всероссийский музей деко­ра­тив­ного ис­кус­ства впервые пред­ставляет мас­штабную выставку ковров советской эпохи из собственной кол­лекции. В семи залах музея пред­став­лены ключевые темы и мотивы советского ковро­ткачества, связанные с по­строе­нием нового миро­­воз­зре­ния об общем счастье: труд, семья, про­мыш­лен­ность, космос, сельское хозяйство, ратный подвиг, новый быт.

  • Ковёр «Урожай». Автор: Парфёнова В.В. Исполнители: Гридаева А.Н. Гапонова Л., Галушкина В.И. г. Курск. 1951. Шерстяные нити, хлопчато­бумажные нити; безворсовое ручное ткачество. Всероссийский музей декоративного искусства
  • Ковёр «Цветущая Осетия». Автор: Демюр Э.М. Исполнители: Дорохова, Усенко, Переклад. РСФСР, Северо-Осетинская АССР, г. Орджоникидзе. Артель «Осе­тинский трикотаж». 1959. Нити шерстяные, нити хлопчато­бумажные; ворсовое ручное ткачество. Всероссийский музей декоративного искусства

«Подготовка к этой выставке шла несколько лет. Для выставочного проекта мы остановились на великолепных образцах нашего собрания – подарочных и парадных коврах. Многие из них принимали участие в между­народных выставках, пред­ставляя творчество лучших советских мастеров. Художники-про­фес­сионалы из института художественной промыш­лен­ности придавали новый смысл тра­диционным народным мотивам, превращая ковры в отражение новых идеалов и счастливых историй. Наряду с редкими образцами вы увидите и решения для массовой про­дукции, ставшей частью нового быта», – рассказывает Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства.

Ковёр «Нефть». Авторы: Книтт Л., Джабиева Н. Исполнители: Аванезян К., Адилова Т., Адилова А., Адилова У., Мустафаева Г., Мамедова А., Мамедова М., Эфендиева, Аллахвердиева. Азербайджанская ССР, г. Баку. Артель «Галибиет» Азхалчаиттифак. 1938. Шерстяные нити, хлопчатобумажные нити, шелковые нити; ворсовое и безворсовое ручное ткачество. Всероссийский музей декоративного искусства
Ковёр «Нефть». Авторы: Книтт Л., Джабиева Н. Исполнители: Аванезян К., Адилова Т., Адилова А., Адилова У., Мустафаева Г., Мамедова А., Мамедова М., Эфендиева, Аллахвердиева. Азербайджанская ССР, г. Баку. Артель «Галибиет» Азхалчаиттифак. 1938. Шерстяные нити, хлопчатобумажные нити, шелковые нити; ворсовое и безворсовое ручное ткачество. Всероссийский музей декоративного искусства
Ковёр «Огни строек». Автор: Колосова Л.А. Москва, из хранилища образцов НИИХП. 1967. Шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество. Всероссийский музей декоративного искусства
Ковёр «Огни строек». Автор: Колосова Л.А. Москва, из хранилища образцов НИИХП. 1967. Шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество. Всероссийский музей декоративного искусства

Значительная часть ковров создана в 1930-1980-е годы в традиционных центрах ковроткачества России, Кавказа и Средней Азии. Вы увидите шедевр «Рог изобилия», сотканный курскими мастерицами специально для выставки в Нью-Йорке (1939 г.). Знаменитый туркменский ковер «Конный пробег» (1937 г.), посвящённый переходу туркменских лошадей по маршруту Ашхабад – Москва. Завораживающий омский ковер-карту «Иртыш» (1959), посвящённый освоению Сибири, а также лучшие образцы массовой продукции, в частности первые детские ковры 60-х и 70х гг. (г. Суджа, Курская область), в геометрию которых вписаны символы мира советского детства.

Ковёр «Конный пробег». Автор: Савосин А.М. Исполнители - бригада И.И. Галавина: Пашиева Эдже Кыз, Огуль Курбин Бекки, Огуль Курбин Ага, Айна Нуры, Сойли Борджок, Ак Джамал Бейг(к)джик, Хасель Кара, Кызма Нур Тан Мурадова. Туркменская ССР, г. Ашхабад. Художественно-экспериментальная мастерская Туркменковерсоюза. 1938. Шерстяные нити, хлопчатобумажные нити, шелковые нити; ворсовое ручное ткачество. Всероссийский музей декоративного искусства
Ковёр «Конный пробег». Автор: Савосин А.М. Исполнители — бригада И.И. Галавина: Пашиева Эдже Кыз, Огуль Курбин Бекки, Огуль Курбин Ага, Айна Нуры, Сойли Борджок, Ак Джамал Бейг(к)джик, Хасель Кара, Кызма Нур Тан Мурадова. Туркменская ССР, г. Ашхабад. Художественно-экспериментальная мастерская Туркменковерсоюза. 1938. Шерстяные нити, хлопчатобумажные нити, шелковые нити; ворсовое ручное ткачество. Всероссийский музей декоративного искусства
  • Ковёр «Сбор фруктов». Автор Пучкова З.А. Кабардино-Балкарская АССР. г. Нальчик. Артель «Горянка». 1959. Шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; ворсовое ручное ткачество. Всероссийский музей декоративного искусства
  • Ковер «Птицы». Автор: Сташков П.А. Курская обл., г. Суджа. Комбинат бытового обслуживания. 1960. Шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество. Всероссийский музей декоративного искусства
  • Ковёр «Иртыш». Автор: Барабанщикова Т.П. г. Омск. Артель «Художественные изделия». 1959. Шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; ворсовое ручное ткачество. Всероссийский музей декоративного искусства

Особое место в экспозиции занимает ковер «Москва строится», который был создан в 1967 году замечательным художником Павлом Сташковым, ведущим специалистом мастерской ковроткачества Института художественной промышленности. Этот ковер – настоящий текст, который повествует о Москве эпохи большого строительства 60-х. Это единый орнаментальный знак, собирающий вместе Кремль, Большой театр с белой геометрией новостроек, с «поясами» водного и автомобильного движения, с метро, памятником Гагарину, и строительными кранами. Это Новая Москва – предшественница нашей сегодняшней по масштабности задач, по силе освоения людских потоков и скоростей. Мы показываем наш ковер как пример блестящей работы по созданию единого знака нового города в массовой культуре.

Ковер «Москва строится». Автор Сташков П.А. Москва, из хранилища образцов НИИХП. 1966. Шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество. Всероссийский музей декоративного искусства
Ковер «Москва строится». Автор Сташков П.А. Москва, из хранилища образцов НИИХП. 1966. Шерстяные нити, хлопчатобумажные нити; безворсовое ручное ткачество. Всероссийский музей декоративного искусства

На выставке «Ковер историй» впервые будут представлены зарисовки советских художников Института художественной промышленности, а в завершении экспозиции перед зрителем предстанут все стадии создания ковров: «Рог изобилия» (1937) и «Зима» (1960).

Посетителям предлагается обширная образовательная и развлекательная программа: экскурсии, лекции по истории ковроткачества, орнаменту и дизайну, интерактивные квесты для разных возрастных групп, публичные дискуссии с экспертами, российскими дизайнерами и представителями текстильной промышленности, показы фильмов о творчестве и истории коврового искусства. Мы прикоснемся к тайне творчества, увидим, с каким мастерством в языке и технике ковроткачества обрабатывается любая тема, вплоть до орнаментального видения целых городов.

Выставка реализуется в рамках проекта «Ковёр историй. Традиции для будущего» с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

 

Пресс-служба
Всероссийский музей декоративного искусства
18.07.2024

Всероссийский музей декоративного искусства

Москва, ул. Делегатская, 3

9 августа – 13 октября 2024 г.

Купить билеты в Музей декоративного искусства

_________________

В Телеграмм >>>