Клуб коллекционеров графики рад представить Вашему вниманию девятую выставку графического автопортрета из частных собраний. Очередную экспозицию мы решили посвятить искусству автопортрета в исторической перспективе с XVII века до 1950 года. Тема художественного «селфи» всегда занимала и самих мастеров, и собирателей. Ведь интересно же через этот тонкий жанр показать себя, или напротив, приблизиться к пониманию психологии творца!
- Шмидт (Schmidt) Георг Фридрих. Автопортрет. 1758. Собрание Елизаветы Романовой
- Графф (Graff) Антон. Автопортрет. 1766. Собрание Елизаветы Романовой
- Купецкий (Kupezky) Ян (1667-1740). Хайд (Haid) Иоганн Элиас (1739-1809) по оригиналу Я. Купецкого Автопортрет. 1773. Собрание Патриса Новбари
- Барон Виван Денон (Vivant Denon) Доминик. Автопортрет со скульптурой Артемиды Эфесской. Около 1792. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких
Конечно, наша экспозиция далека от всеобъемлющего охвата темы, да мы и не стремимся к этому. Нами движет лишь желание продемонстрировать некоторые любопытные образцы этого жанра, и привязать их к череде сменяющихся эпох. Хочется понять как трансформировалось самовосприятие художников от Рембрандта до Шагала. Здесь есть и изображения, наполненные пафосной напыщенностью, и демонстративной простотой. Кто-то запечатлел себя романтическим мастером с карандашом в руке, а кто-то — службистом с соответствующими погонами на мундире.
- Всеволожский И.А. Автопортрет с комической фигурой. 1880-е. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких
- Манизер Г.М. Автопортрет. 1883. Собрание Аскольда Смирнова
- Маковский В.Е. Автопортрет. 1893. Собрание Фёдора Светлакова
Кустодиев Б.М. Автопортрет. Я и моя Сивка. 1904-1905. Собрание Василия Литвякова
Павлов И.Н. Автошарж. 1919. Собрание Михаила Пыжова
Малявин Ф.А. Автопортрет. 1910-1920-е. Собрание Фёдора Светлакова
He менее интересно рассматривать автопортреты в историческом контексте. Вот барон Виван Денон гравирует свой автопортрет в Венеции, не подозревая, что на Родине он уже объявлен эмигрантом и его ждёт революционная гильотина, которая могла лишить мир музея Лувра в его сегодняшнем представлении. Альбрехт Адам бодро зарисовывает себя во время начала русского похода 1812 года, не зная, что здесь останется большинство его товарищей и он только чудом вырвется на Родину. Где-то с другой стороны воюет Лев Киль, также оставивший нам своё изображение.
Шагал М.З. Автопортрет перед мольбертом. 1928. Собрание галереи «Коносьер»
- Рождественский К.И. Автопортрет. 1930. Собрание Марии Юсуповой
- Платов Ф.Ф. Автопортрет. 1931. Собрание Марии Юсуповой
- Зернова Е.С. Художник Екатерина Зернова и геолог Татьяна Боровская в Гаспре (автошарж). 1933. Собрание Павла Николенко
- Юон К.Ф. Автопортрет. 1940. Собрание Михаила Пыжова
А вот пронзительная история ХХ столетия: крестьянин (и академик Императорской Академии художеств) Филипп Малявин бежит на Лазурный берег Франции, здесь же оказывается Марк Шагал, а дворянин Константин Пантелеев-Киреев остаётся на Родине и гибнет во время допроса в Воркуте. Выдающийся архитектор Оскар Мунц умирает от голода в Ленинградскую блокаду. В том же блокадном аду пишет свой портрет Константин Рудаков. А вот Борис Свешников отправился в лагерь уже после войны, на волне поисков новых врагов народа…
Любуясь этими талантливыми работами, мы, конечно, должны помнить живых людей, стоявших за ними!
Сергей Подстаницкий
Клуб коллекционеров графики
Автопортрет XVII – 1-я половина XX вв
Москва, Пречистенская наб., 17-19;
вход с Курсового переулка
(в галерее In Artibus)
Коллекционирование – дело семейное. Татьяна и Сергей Подстаницкие
Портрет XVIII века из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких
Клуб коллекционеров графики. Аукцион №2
Аукцион редкостей из собрания Кусакина
Мужские разговоры об искусстве
_________________
>>><<<