Феликс Вишневский — один из самых известных советских собирателей старины. По большому счёту сама эта фраза даёт направление для размышлений и для понимания того, с какими трудностями в жизни сталкивался Феликс Евгеньевич — он стал заметной фигурой. «Один из» — соответственно были и другие. «Известных» — следовательно был среди крупнейших. «Советских» — столкновение с догмой и нахождение собственной ниши в действительности. «Собирателей» – а это самая интересная часть, ведь он смог осуществить мечту многих коллекционеров: его коллекция, его труд — основа музея В.А. Тропинина и московских художников его времени.
Написано о Феликсе Вишневском много. Что бы мы не решили написать — это скорее всего будут повторы. Поэтому мы решили обратиться в правнуку Феликса Евгеньевича — Степану Вишневскому, который любезно откликнулся и рассказал о Феликсе Евгеньевиче и своей семье.
Алексей Сидельников Главный редактор журнала "Коллекция"
Мой прадед Феликс Евгеньевич Вишневский родился 30-го августа (по старому стилю 17-го августа) 1903 года, а умер 5 декабря 1978 года. Так что можно считать, что в этом году две даты: 120 лет со дня его рождения и 45 лет со дня смерти. Феликса Вишневского, конечно, я не застал. Однако историю семьи знаю, хотя не всегда в документах.
120 лет со дня его рождения и 45 лет со дня смерти Феликса Вишневского
У Феликса Евгеньевича был только один сын, собственно, мой дед. Он не был близок к искусству и не продолжал дело прадеда. Но тем не менее ему досталась в наследство обширная коллекция и он был её хранителем. Мой отец занимался реставрацией, работал в Останкино. Как почти все члены моей семьи на протяжении уже ста лет, я тоже имею прямое отношение к искусству. Люблю и собираю различный антиквариат, старинные вещи, также как и мой прадед. Отмечу, что он не любил, когда его называли коллекционером, и всегда подчёркивал, что он именно собиратель. От этого его разноплановая во многом коллекция, конечно, не становится менее ценной и любопытной, ровно также, как и его жизнь.
Феликс Вишневский не любил, когда его называли коллекционером, и всегда подчёркивал, что он именно собиратель
Феликс Евгеньевич Вишневский родился в Москве в семье дворян Вишневских, имевшей русско-польские корни. Отец Феликса Вишневского был архитектором и промышленником. Он владел бронзолитейной мануфактурой Братьев Вишневских в Лефортово, которая, например, отливала бронзу в Ливадийский дворец и в Большой зал консерватории. Изделия его мастерской до сих пор можно встретить и в России и в Европе. К работе в мастерской были привлечены и его дети Феликс и Лев. Изучая жизнь Феликса Вишневского я с удивлением узнал, что уже к 13-15-ти годам, а это 7-й — 9-й классы современной школы, он уже был не просто привлечён к работе на мануфактуре, но и мог считаться специалистом, что позволило ему пятнадцатилетним юношей принять участие в создании Первого Пролетарского музея в Москве, как не рядовому сотруднику. В т.ч. этому способствовало то, что благодаря отцу Феликс увлёкся коллекционированием. Поэтому, когда его отец Евгений Феликсович Вишневский в 1918 году занялся организацией этого Первого Пролетарского музея в Москве, под который был выделен особняк Леве, а работы велись под контролем Коллегии по делам музеев Наркомпроса, антикварно-художественного отделения Горпродукта, Феликс принимал активное участие. Сегодня этот дом сохранился, хотя и в сильно изменённом виде.
Только 1921 году Вишневский поступил в Московский Лесотехнический институт, который вскорости был переведён в Ленинград (теперь Санкт-Петербург, где и находится поныне). Именно из-за переноса института Феликс был вынужден прекратить в нём учёбу не окончив полный курс. Тем не менее, обладая талантом и широкими познаниями, он был принят на службу в Государственный исторический музей, в котором под руководством профессора В.К. Клейна работал в 1925-1928 годах. Этот двадцать восьмой год был для Феликса Вишневского непростым: уже учась на факультете ИЗО Московского университета и параллельно работая в ГИМ, он был арестован, лишён избирательных прав и сослан в Кострому.
Конечно, после Великой Октябрьской социалистической Революции фабрику отобрали, но происхождение Феликса Евгеньевича не было забыто, что и привело к ссылке и долгому времени отсутствия права на въезд в Москву.
Как не удивительно, на протяжении и этого времени и всех последующих лет советской власти Ф.Е. Вишневский занимался собирательством. А это было тогда и сложно и просто в каком-то смысле одновременно. Отношение к предметам старины, особенно в раннем Советском Союзе было пренебрежительное, и вещи из старинных дворянских усадеб распродавались за бесценок, а иногда просто выбрасывались.
И одно из первых знакомств было с Феликсом Евгеньевичем Вишневским (1903—1978). Незабвенным совершенно. Это был абсолютный аскет. Он два бутерброда с колбасой за день съедал и этого было ему достаточно. Был он во френче двадцатых годов в шестидесятые. Вытянутое лицо. Трижды он то сидел, то на лесопилке. … И вот Вишневский был романтик. Он мог с тобой на какие угодно темы разговаривать, но его мысли были вокруг коллекционирования: куда поехать, что посмотреть какую проверить вещь. Ему уже к семидесяти, наверное, было. И такое подвижническое начало. «Надо ехать в Тамбов!». И он поехал туда и там нашёл альбом уездной барышни Бакуниной — первая любовь Пушкина. Там её карандашный набросок.
Игорь Светлов доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Феликс Вишневский побывал в заключении дважды: в Костроме в 1928-м и в Пензе в 1948 годах. Результатами арестов становилась практически полная гибель коллекций. И снова интересный момент: в Костроме Феликс Вишневский работал в местном музее, являясь консультантом экспертизы конфискованных ценностей. После отбытия последнего наказания и восстановления в правах коллекция частично была Ф.Е. Вишневскому возвращена. Именно с этого времени Феликс Евгеньевич Вишневский становится известнейшей персоной в мире коллекционеров, восстанавливает старые связи среди антикваров и сотрудников музеев. Свою значимость и вес он не утратит уже всю жизнь.
Одним из самых серьёзных достижений Ф.Е. Вишневского, которое постоянно забывается, является постановка на государственный учёт наиболее ценной части коллекции
В конце пятидесятых годов Феликс Евгеньевич был приглашён на работу в ГМИИ им. Пушкина, где проработал с 1958 по 1969 годы, а своей деятельностью подтвердил уровень знатока искусства и коллекционирования.
Но одним из самых серьёзных достижений Ф.Е. Вишневского, которое постоянно забывается, является постановка на государственный учёт наиболее ценной части коллекции, а это составляло 132 произведения. К этому времени коллекция состояла из произведений Тропинина, Рокотова, Левицкого, предметов быта, мебели и т.д.
Важной частью коллекции Феликса Вишневского, её основой, являлись произведения Василия Тропинина, художника, которого мой прадед как бы открыл публике. Произведения Тропинина чудесным образом собирались у Вишневского словно ожидали, что в 1965 году Феликс Евгеньевич получит в качестве наследства от известного этнографа и экономиста профессора Николая Григорьевича Петухова (1879—1965), особняк, расположенный по адресу Щетининский переулок, 10. Именно в этом особняке сегодня располагается тропининская коллекция Вишневского, положенная в основу музея «Тропинина и московских художников его времени», открытого 11 февраля 1971 года.
Феликс Евгеньевич Вишневский для нашего музея — главный герой, создавший в 60-е годы прошлого века условия для образования нового художественного музея в столице. Уникальный опыт и богатейшее культурное наследие Вишневского мы применяем и изучаем при подготовке каждой нашей выставки как в Москве, так и в регионах России.
Мы очень рады возможности транслировать самой широкой аудитории опыт коллекционера, мецената, знатока и реставратора, которого без пафоса называем Щукиным, Морозовым, Третьяковым и Мамонтовым советской эпохи.
Ольга Журавлёва, директор Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени
К огромному огорчению Вишневскому не удалось создать второй музей — музей художника Исаака Левитана, — просто не хватило отпущенного ему времени для окончания этих работ. Но известно, что Феликс Евгеньевич Вишневский посещал дом по адресу: Москва, Большой Вузовский пер., 1 — «Дом-мастерская художника И. И. Левитана». Теперь это Большой Трёхсвятительский переулок, дом 1, строение 2.
Дом-мастерская художника И. И. Левитана. Здесь давно мог быть музей (август 2023, фото А. Сидельников)
Почему вообще Феликс Евгеньевич передавал произведения в музеи страны и музей Тропинина в частности? Тут существуют мнения разные. Предположительно, власти его обязали расстаться с некоторыми предметами коллекции и частью недвижимого имущество в обмен на сохранение остального в собственности. Также остаётся мнение о бескорыстном желании Вишневского сделать в городе музей на основе собственной коллекции, что также возможно, учитывая готовность многих коллекционеров и собирателей именно так распорядиться коллекционным материалом. Последнюю версию подтверждает то, что с середины пятидесятых годов Феликс Вишневский передал в различные музеи около семи сотен предметов искусства. Мне любопытно, помнят ли сегодня в этих музеях про Феликса Вишневского? А это ведь Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, Останкинский дворец-музей, Государственный музей А.С. Пушкина, Музеи московского Кремля, Музей истории города Москвы, Музей-усадьба «Кусково», Музей-усадьба Архангельское, а также музеи в других городах страны.
Деятельность Феликса Евгеньевича была оценена Правительством и он был удостоен Почётного звания Заслуженного работника культуры РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1975 г.).
Столетний юбилей Феликса Евгеньевича в 2003 году был отмечен выходом в свет книги «Дар бесценный».
Возвращаясь к особняку Петухова отмечу, что после открытия музея Феликс Евгеньевич начал работать в нём главным хранителем музея, проживая в мезонине усадебного дома. Здесь он и скончался в здании Музея Тропинина 5 декабря 1978. Деревянное здание флигеля за музеем до сих пор находится в собственности потомков Феликса Евгеньевича Вишневского. Здесь организован музей, организуются памятные встречи. С недавнего времени здесь же проводятся аукционы Клуба коллекционеров графики.
Степан Вишневский
Дом Вишневских
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 2
__________________
>>><<<