Суть фалеристики в представлении символа или группы символов, часто образующих новый символ. Т.е. символы «серп» и «молот» (или «плуг») образуют символ «серп и молот». Добавляется символ «звезда» — получается символ советского государства. Подобный символ становится уже неразрывным и воспринимается единым. Это относится и к наградам, ведь награда становится символичной для определённого события и воспринимается неразрывно с этим событием и соответствующими ему времени и стилю. Например, Орден Трудового красного знамени содержит символы, но и сам с 1928 года является символом Советского периода нашей страны. Также в Российской наградной системе можно вспомнить медаль за Русско-турецкую войну, содержащую изображение православного восьмиконечного креста, стоящего над поверженным полумесяцем, что даёт посыл победы при божественном благословении. Это было понятно в то время каждому без объяснения. Скорее всего, сегодня подобное изображение тоже можно назвать символичным для тех событий.
Но вот открытка — она не символ, а предмет почтового отправления (что, конечно, первично), обладающий возможностью передать размещённые на них как символы, так и дополнительные изображения. Которые тоже могут и передают дух эпохи. Весь этот комплекс позволяет открытке стать незаменимым дополнением к фалеронимам или другим артефактам.
Алексей Сидельников Главный редактор журнала «Коллекция»
Пополнение коллекции как всегда заставляет заняться атрибуцией и поиском аналогов. Так пополнившая раздел балканской россики болгарская почтовая карточка начала XX века заинтересовала локальным эпизодом пребывания императора Александра II в Дунайской армии во время Русско-турецкой войны в 1877 году.
Рассмотрим находку повнимательнее. Вначале разберёмся с текстом на обороте. «Пощенска карта», как вполне понятно, на болгарском — почтовая карточка. Вторая надпись чуть сложнее «За вѫтрѢшна корреспонденция» — это орфография болгарского языка, действовавшая до её реформы в 1945 году. В современном варианте эта надпись звучит как «За вътрешна корреспонденция» — то есть внутренняя корреспонденция. То есть, карточка предназначалась только для обращения в княжестве Болгария. Но отправили её, как видно из надписи, за границу — в Париж. И зачёркнута напечатанная надпись «Пощенска карта» и вверху от руки добавлено слово «imprimé» — печатный бланк.
Напомним, что первоначально оборотная сторона почтовой карточки предназначалась только для адреса (специального места для письма не предусматривалось). В феврале 1904 года был установлен новый порядок: адресную сторону открытого письма предписывалось разделить вертикальной линией на две части. Левая предназначалась для письменного сообщения, правая — для адреса, марки и почтовых отметок. Наша карточка не имеет разделения, это образец, созданный до 1904 года. Это же подтверждает и рукописная надпись на стороне с изображением: «Bourgas. 29.07.03.». Таким образом, наша открытка была отправлена во Францию из болгарского города Бургас в 1903 году.
- Почтовая карточка «Souvenir de 1877–1878. Alexandre II. Tzar-libérateur, Roi Carol de Romanie, Prince Alexandre I. de Bulgarie». Коллекция Михаила Тренихина
Что касается изображения, что не оставляло ощущение, что фотография очень знакомая. Александр II со свитой на веранде дома… Где-то такой снимок попадался. И, действительно, в 2017 году Государственный исторический музей представил выставку к 140-летию войны за освобождение Болгарии «За други своя…» (25 мая 2017 – 04 сентября 2017). Беглый осмотр позволил найти на сайте Исторического музея именно этот снимок. Такой же, по которому напечатана открытка из нашей коллекции.
Из ценной информации – в каталоге указан автор снимка, фотограф двора румынского принца Кароля I – Франц Душек (Duschek Franz). При этом, в описании по какой-то причине указано место съёмки «Болгария, Плевна (?)». Как мы увидим дальше, знак вопроса в описании совершенно правильно указан. На сайте Исторического музея нашёлся и второй снимок с похожим сюжетом. Та же самая веранда. Но иное расположение людей и собаки у ног императора. Хотя точка съёмки та же.
Именно снимок, где собака лежит возле двери был на выставке «За други своя…». И описание его на сайте с указанием населённого пункта, где располагалась ставка — деревни Горный Студень, очень помогло. Правда, и тут возникает странность в описании. Место создания: Восточная Европа, Сербия. Почему же Сербия, если в самом названии указана болгарская деревня? Возможно, речь именно об отпечатке. Но, так, или иначе, важно, что указано место ставки Русской императорской армии.
На всякий случай приведём принтскрины с сайта ГИМ с описаниями указанных снимков.
Описание второго снимка более правильное, что, вероятно связано, с подготовкой его для экспонирования. До другого кадра у хранителя могли просто не дойти руки. Но, главное, мы получили информацию про Горный Студень. Горна-Студена (болг. Горна Студена) — село в Болгарии. Раннее входило в состав бывшего Виддинского санджака ныне в Великотырновской области, входит в общину Свиштов. В 25 верстах южнее Систова, близ шоссейной дороги из Рущука в Плевну и Софию.
Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов с августа по ноябрь 1877 года, служила главной квартирой Александра II; здесь же была расположена и главная квартира Русской императорской армии.
В российских газетах тех лет село называлось Горным Студнем. В селе был организован крупный госпиталь для раненых. Всего за время войны около села было захоронено около 3000 русских воинов.
А тут помимо изобразительных можно воспользоваться и письменными источниками. Для этой цели обратимся к книге 1885 года «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии 1877–1878 г.». Как видим, это издание появилось вскоре после Русско-турецкой войны, более менее по следам событий. Из Дневника можно узнать про местность. Приведём цитату:
2 августа
Деревня Горный-Студень состояла не более как из сорока мазанок, разбросанных посреди широких дворов, окруженных земляными оградами. Разбитые дома, выломленные крыши, двери, окна, напоминали что-то кладбищенское, могильное. Село это лежало на возвышенной, но совершенно голой местности, по обеим сторонам лощины, на дне которой в разных местах били семь ключей.
Отсюда и самое название деревни. Горный-Студень, как каждое селение в Болгарии, разделялось на две части, расположенных совершенно отдельно; на левом скате лощины помещались христианские дома, а на правом – магометанские.
Турецкая часть селения представляла из себя покатость, сплошь заваленную грудой камней и известки и прилегавшую к полю, заросшему колючкой и дроком. На склоне горы стоял обширный двор и двухэтажный дом (если только о нем можно так выразиться), турецкой архитектуры, принадлежащий болгару Хаджи-Николе, большому другу и стороннику турок. Хаджи-Никола – совершенный болгарин по рождению, занимавший должность чорбарджн (старосты), вместо того чтобы стать на защиту единоплеменников, являлся их злейшим врагом, бездушным сборщиком податей, худшим злодеем, чем турки.
Имя его известно по всей Болгарии и произносится с ненавистью и презрением, как имя изменника, отщепенца от своего народа. Поэтому он и ушел вместе с турками, справедливо опасаясь мнения собратьев. В нижнем этаже дома, по турецкому обычаю, помещались конюшни и кладовые. Хаджи-Никола занимался торговлею и на деньги, неправильно вытребованные с жителей села, устроил себе тут же помещение для лавки, которая служила вместе с тем корчмою.
В верхнем этаже имелось пять маленьких, низких комнат и просторная галерея, с которой открывался вид на болгарскую сторону Горного Студеня и голые возвышенности. Из этих пяти конур некоторые прилегали к галерее и не имели потолка, а стены их не вплотную примыкали к черепичной крыше, так что между ними и кровлею оставалось свободное пространство аршина в полтора, для более свободного протока воздуха.
Действительно, надо удивляться благодатной натуре этих жителей юга, подверженных иногда суровой зиме, подобной той, которую мы пережили во время кампании. Окна в доме были довольно большие, дающие много света, и защищались продольными железными прутьями, но не имели стекол. Рамы вставляются в Болгарии на зиму и только у самых богатых со стеклами, а большею частью с просаленной бумагой.
Самые покои, довольно низкие, имели тесовый пол и выбеленные стены. С 28-го июля по 2-е августа местные болгары и наши солдаты очищали от разного сора и хлама внутренность этого дома, его двор и прилегающую ближайшую местность; в окна вставляли рамы со стеклами, сделали возможные поправки, приспособления и приготовили помещение для Государя Императора, состоявшее из одной комнаты. Смежные две комнаты предназначались министрам: Двора – графу Адлербергу и военному – графу Д. А. Милютину. В подвале имелась еще комнатка, которую занял князь Суворов.
26-е сентября.
<… > Погода все ухудшается. Стоянка в Горном Студене в палатках сделалась невыносимою. Начали подумывать о переезде в г. Систов. Хотя такая мысль не нравилась Государю, отнюдь не желавшему удаляться от Плевны, но тем не менее свиты генерал-майор Тучков 1-й был послан в Систово для выбора домов для Главной Императорской Квартиры. Вскоре затем возникло мнение, что присутствие Государя в с. Парадиме представит значительные удобства и преимущества, а потому Император и приказал остановиться на этом выборе.
10 октября
<… > Простившись с Великим Князем, Государь приказал немедленно командировать генерала Тучкова І-го в селение Парадим для осмотра помещений для Императорской Главной Квартиры. В Парадиме располагалась Главная Квартира князя Румынского.
11 октября
<… > К обеду вернулся из командировки помощник коменданта генерал Тучков и доложил Государю, что Главная Квартира может удобно разместиться в селении Парадим, и князь Карл уступает Императору свой дом. Осмотрев деревню, генерал Тучков тотчас пришел к заключению, что княжеский дом – единственный, в котором возможно жить Государю, но весьма трудно было обратиться к князю Карлу с просьбою, выехать из него и потому потребовались дипломатические приемы, вполне удавшиеся генералу Тучкову. Поняв намеки последнего, князь Карл объявил. что он будет счастлив уступить Ero Величеству помещение, чтобы жить с Государем в одной деревне и приказал тотчас переносить его вещи в дом, который занимал прежде генерал Тотлебен.
12-го октября перед обедом Его Величество получил печальное известие о смерти Герцога Сергия Максимилиановича Лейхтенбергского, состоявшего при Наследнике Цесаревиче. Он был убит наповал пулею в лоб во время рекогносцировки. Тотчас вся Царская Семья собралась на панихиду.
Этот молодой Князь, красавец собою, был общий любимец и, конечно, его оплакивала русская армия, видевшая в Нем пример самопожертвования.
Ещё с утра, лица Главной квартиры находились в каком-то нервном состоянии, ожидая известия от генерала Гурко о результате первого боя Старой Гвардии; все надеялись на блистательную победу. Но лишь поздно ночью Государь получил телеграмму о взятии Горного-Дубняка и, не смотря на счастливый конец и важность этого события, Он не радовался победе, стоившей больших потерь. Государь скорее прослезился, чем порадовался. С этого момента Ему стало не по силам оставаться в Горном-Студене, и Он решился переехать в Парадим, чтобы быть ближе от Плевны и Своей Гвардии.
Итак, из Горного Студеня император перебрался в Парадим. А 27 ноября по старому стилю будет взята Плевна. И уже в конце декабря состоится Шипко-Шейновское сражение.
Поиск в ещё одном издании, на этот раз фундаментальном труде британского журналиста (и наверняка разведчика) Эдмунда Оллиера (1827–1886) «Иллюстрированная история Касселла о русско-турецкой войне» 1890 года дал ещё одно изображение нашего сюжета. Вообще необходимо предварительно сказать пару слов о двухтомном богато иллюстрированном издании.
Первый том включает период от начала войны до падения Плевны, включая исторический очерк Российской и Турецкой империй; второй — с декабря 1878 года до ратификации мира, включая историю Кипра и Афганской войны. То есть, тут указаны не только предыстория в виде балканских восстаний, побудивших императора начать войну (Герцеговинское восстание 1875 года, Апрельское восстание в Болгарии в 1876 году, Черногорско-турецкая война 1876—1878 годов и Сербско-турецкая война 1877—1878 годов), но и гораздо более широкие вопросы.
Тут и мифология империи. К примеру, в разговоре о России приводятся портреты Петра Великого и Екатерины Великой, проводивших политику расширения империи с целью обеспечения безопасности границ. Но речь не только о делах военных. Два монарха, вошедшие в историографию, как Великие. Почему?
В 1721 году при провозглашении России империей царь Пётр Алексеевич по прошению сенаторов принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого: «…помыслили мы, с прикладу древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключённого оными в. в. трудами всей России толь славного и благополучного мира, по прочитании трактата оного в церкви, по нашем всеподданнейшем благодарении за исходатайствование оного мира, принесть своё прошение к вам публично, дабы изволил принять от нас, яко от верных своих подданных, во благодарение титул Отца Отечествия, Императора Всероссийского, Петра Великого, как обыкновенно от Римского Сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписаны» [Прошение сенаторов царю Петру I. 22 октября 1721 года].
В эпоху Просвещения высшие слои общества не могли не осознавать, что свод законов, принятый земским собором в середине XVII века, задолго до петровских преобразований, безнадёжно устарел. Уложенная комиссия 1797 года создавалась по инициативе Екатерины II для выработки законов для всех сословий Российской империи, но в итоге хоть эта задача не была выполнена, но дала обширный и ценнейший материал о нуждах и чаяниях всех слоёв населения империи. Восемь первых заседаний комиссии были посвящены чтению большого наказа, обряда управления и определению о поднесении Екатерине II пышного титула «Великой Екатерины, Премудрой и Матери Отечества». Екатерина в записке А. И. Бибикову ответила: «Я им велела сделать русской империи законы, а они делают апологии моим качествам». В конечном счёте она оставила за собой титул Матери Отечества, отклонив два других, на том основании, что значение её дел («Великая») определит потомство, а «Премудрая» – потому, что премудр один Бог. Как показывает практика, уже при её внуке, восстанавливающем всё, что было отменено при Павле I («Всё будет как при бабушке»), формировался образ Великой императрицы.
То есть, британцы отметили в издании конца XIX века важный для России вектор, формировавшийся в XVIII веке. Но не забыли и про себя. Так отражены аспекты Большой игры, такие как Кипрская конвенция — тайный англо-турецкий договор об «оборонительном союзе», который был направлен против интересов Российской империи в переднеазиатском регионе. Договор был подписан 4 июня 1878 года в Стамбуле, накануне открытия Берлинского конгресса 1878 года. То есть, Британия фактически получила Кипр за помощь в переговорах. В этот же период происходит и Вторая англо-афганская война 1878—1880 годов, целью в которой для Британской империи было установление контроля над Афганистаном. Англичане начали вторжение в Афганистан вследствие недовольства его ориентацией на Россию. Геополитика неизменна на протяжении столетий. Но интересен взгляд именно в этом издании: не только предпосылки войны, два театра военных действий (Балканский и Малоазиатский) и итоги (как преподают у нас в учебниках), но и самый широкий контекст формирования национальных мифов, болезненных точек и гораздо более широкий контекст.
Итак, а почему вспомнили про издание Cassell’s Illustrated History of the Russo-Turkish War? Там есть нужная нам гравюра!
The Czar and His staff at Gorny Studen. То есть Царь и его свита в Горном Студене. Это ещё раз подтверждает место изображения. Нельзя сказать, что портретно она выполнена очень хорошо (об этом можно судить по изображению Александра II). Хотя понятно, что гравюра сделана по одному из снимков. И, вероятно, не тому, которые были показаны выше из собрания ГИМа. Возможно, и фотограф там был не один. Хотя и у того же Франца Душека есть снимок с другого ракурса. И такой кадр также нашёлся в собрании Государственного исторического музея. Там как раз офицеров из свиты много, а дом показан целиком. И куда-то убежала собака.
Кстати, упустили важную информацию относительно фотографа. Итак, фотограф двора румынского принца Кароля I – Франц Душек (1830, Прага – 1884, Александрия, Египет). В румынских текстах он указан как Fotograful Franz Duschek. Уже по имени понятно, что это человек чешского происхождения. Он был связан с первым фотографом и документалистом из Королевства Румыния венгром Карлом Шатмари (рум. Carol Popp de Szathmari, венг. Szathmáry Pap Károly; 1812–1887). Приехав в Бухарест в 1861 году по настоянию Шатмари, Франц Душек открыл фотостудию в центре города, на Страда Ноуэ (Strada Nouă, сегодня Эдгар Кине (Edgar Quinet), но в последующие годы несколько раз переезжал. Однако он остался в том же центральном районе, что позволяло ему соседствовать с богатейшими жителями столицы, всегда жаждущими «сфотографироваться». В 1867 году по рекомендации Константина Крецулеску (Constantin Kretzulescu) он получил от Карла I звание придворного фотографа «de S.A. Le Prince Regnant», затем стал фотографом королевского двора и зарегистрировался как поставщик королевского двора (Furnizor al Curţii Regale). В 1872 году Душек объявил своим клиентам, что он фотографирует «в любую погоду, ясную или облачную». Он был не только студийным фотографом, но и увековечивал гостиницы, церкви и другие здания и улицы Бухареста того времени, а также участвовал в качестве военного фотографа в Войне за независимость в 1877 году. Собственно, эта серия была, по всей видимости, довольно обширной. Только в Государственном историческом музее более двух десятков снимков. Что касается фотографа, судьба его сложилась трагически: он заболел туберкулезом и в 1883 году уехал из Румынии в Египет в поисках более мягкого климата, где и скончался год спустя.
Так, или иначе, на всех приведённых изображениях из ставки в Горном Студене есть изображения сидящего императора и ещё двух монарших особ стран-союзников — Румынии и Болгарии. Вернее, на тот момент ещё не стран, а вассалов Османской империи.
- Объединённое княжество Валахии и Молдавии. Медаль «Защитникам Независимости» (Medalia Apărătorilor Independenţei). 1878. Коллекция Михаила Тренихина
- Княжество Болгария. Медаль «За освобождение 1877–1878» (болг. «За Освобождението 1877–78»). 1880. Коллекция Михаила Тренихина
И именно в результате этой войны Румыния (на тот момент ещё Объединённое княжество Валахии и Молдавии) и Болгария получат независимость. Этому будут посвящены и специальные награды.
А присутствовавшие в ставке Царя-Освободителя Александра II Принц Карл Румынский, господарь Соединённых княжеств Молдавии и Валахии (1866—1881) станет первым королём Румынии в 1881 году. Племянник супруги российского императора Александра II Марии Александровны Принц Александр Баттенберг станет князем Болгарии в 1879 году, оставаясь им до 1886 года. Отметим, что оба стали кавалерами Военного ордена Святого Георгия: Карл в сентябре 1877 года будет удостоен 3-й степени, Александр — 4-й степени в августе 1877 года.
- Российская империя. Колодка с наградами: светло-бронзовая медаль «В память русско-турецкой войны 1877–1878» и румынский крест «За переход через Дунай» (рум. Crucea «Trecerea Dunării»). 1878. Коллекция Михаила Тренихина
- Объединённое княжество Валахии и Молдавии. Медаль «Защитникам Независимости» (Medalia Apărătorilor Independenţei). 1878. Коллекция Михаила Тренихина
Русская медаль «В память русско-турецкой войны 1877—1878» учреждена по указу императора Александра II 17 (29) апреля 1878 года и имела три разных варианта — из серебра, светлой и тёмной бронзы. Рисунок медалей был утверждён Александром II 14 (26) сентября 1878 года. Но интересна, что она официально была включена и в румынскую наградную систему: княжеский указ Кароля I, предусматривавший принятие награды и разрешавший её ношение румынским военным, был опубликован в «Monitorul Oastei» № 24 от 1878 года. Там указывалось, что румынская версия медали имеет только один класс из бронзы. Кстати, и название у неё было иное — «Medalia Comemorativă Rusă a Războiului din 1877-1878» (буквально: «Российская памятная медаль войны 1877-1878 гг.»). То есть это были не просто союзные награждения, а награда одного государства стала частью наградной практики другого. (Тут, конечно, можно вспомнить про появление в Российской империи иностранных орденов, таких как династическая награда герцогства Гольштейн-Готторпского орден святой Анны, а также польские ордена Святого Станислава и Белого орла). Порядок цветов в румынской версии обратный по отношению к русской версии. Ленту носили сложенной прямоугольно, а не пятиугольно, что характерно для русской традиции. Ушко медали, кстати, изготовлено на западный манер (не параллельно медальному диску, а перпендикулярно).
И вот тут необходимо вновь вернуться к открытке и обратить внимание, что на ней указаны и Александр II, и Кароль I Гогенцоллерн-Зигмаринген, и Александр I Баттенберг. И это достаточно интересно, потому что на снимках из Исторического музея последний не был указан! Трудно сказать, с чем это связано: незнание, невнимательность, или незначительность персоны. Но, если уж речь на выставке шла об освобождении Болгарии, то и её будущего руководителя было бы неплохо указать. Что и сделали болгары на своей почтовой карточке «сувенире 1877—1878 годов». И это при том, что с 7 июля 1887 года князем Болгарии станет представитель другой династии — Фердинанд Максимилиан Карл Леопольд Мария Саксен-Кобург-Готский (он же в 1908 году провозгласит страну Третьим Болгарским царством и будет известен как царь Фердинанд I). Собственно, марка номиналом 5 стотинок на обороте открытки несёт его портрет.
Отвлекаясь от конкретных иконографических типов императора и свиты в Горном Студене, обратимся к другим артефактам, связанным с русско-турецкой войной 1877—1878 годов, недавно полнивших коллекцию.
Балканская россика. Награды болгарского ополченца 1877—1878 гг.
В Болгарии была практика ретроактивных награждений — награждений за поступок, совершённый до введения награды. Так ветераны Русско-турецкой войны (в основном болгары, которые воевали в составе Болгарских дружин Русской императорской армии) были награждены вновь учреждённым солдатским «За храбрость». 1 января 1880 года крест «За храбрость» учреждён князем Болгарии Александром Баттенбергом в двух степенях — «золотой» и «серебряный» [Указ 1 на княз Александър Батенберг на 1 януари 1880 г. е учреден орден за действително отличие във военно време и само за военнослужещи — «За храброст» с 4 степени за офицерите и 2 за подофицери и войници]. В апреле 1880 года был принят Статут Ордена, и в нём уже говорилось о крестах трёх степеней — «золотой» с бантом 1-й степени, «золотой» на ленте 2-й степени и «серебряный» на ленте 3-й степени. 17 апреля 1880 года состоялась первая церемония вручения Орденов и Крестов отличившимся в войне 1877-1878 годов. 1 декабря 1885 года согласно приказу 50 была учреждена 4-я степень креста — серебряный на ленте.
- Княжество Болгария. Крест воинский крест «За храбрость» 3-й степени первой эмиссии 1880 года. Коллекция Михаила Тренихина
Согласно классификации Игоря Остапенко первый тип креста с «вифлеемскими» звёздочками, именно тот, который встречается в группах награждённых за войну 1877-78 годов (т.н. баттенбергова эмиссия, выпущенные в Вене) имеет несколько признаков («водяных знаков») присущих только этому типу:
а ) отверстие под кольцо на ушке креста находится на одном уровне с углами креста.
б ) на ушке креста есть выступ-бугорок на стороне креста с вензелем.
В блок балканской россики попалась и нечастая медаль воинских заслуг (рум. Medalia «Virtutea Militară») образца 1872—1880 годов. Это награда ещё Объединëнного княжества Валахии и Молдавии. Именно такие вручали как самим румынам, так и воинам Русской Императорской армии. Такая медаль (только не «серебряная», а «золотая» степень) была и в наградной колодке легендарного народного героя Русско-турецкой войны 1877—1878 годов генерала Михаила Дмитриевича Скобелева (1843—1882), он же «Ак-Паша», «Белый генерал». (Для сравнения, император Александр III носил уже более позднюю версию медали образца 1880 года в форме креста). На его последней прижизненной фотографии она есть перед крестами Мекленбург-Шверин и Румынии. У нас эта фотография новодельная.
А вот открытки уже самые настоящие, дореволюционные. И на них изображён памятник Михаилу Дмитриевичу Скобелеву. Он был возведён по проекту скульптора Петра Самонова на Тверской площади перед губернаторским дворцом в 1911—1912 годах. Одновременно с открытием монумента Тверская площадь получила народное название «Скобелевская площадь». Памятник был открыт 24 июня (7 июля по новому стилю) 1912 года.
Но вскоре после революции, в апреле 1918 года снесён большевиками. Герой был народным, видимо, именно поэтому «народная» власть его уничтожила. На этом месте воздвигли центральный по значению памятник ленинского плана монументальной пропаганды — Монумент советской конституции. Хотя изначально на открытках его указывали как Памятник Свободы на Советской площади. Но и он в результате того, что был сделан из недолговечных материалов, был демонтирован незадолго до Великой Отечественной войны, в апреле 1941 года. Сохранившийся фрагмент головы статуи Свободы работы скульптора Николая Андреева попал в коллекцию Третьяковской галереи. От памятника Скобелеву не осталось и головы: только фотографии, открытки и памятные жетоны.
Кстати, хочется отметить и сохранение памяти о Русско-турецкой войне 1877—1878 годов. История недавнего приобретения в коллекцию довольно интересна — это не копия в полном смысле слова. Великий князь Николай Николаевич старший, командовавший дунайской армией в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, выступил с инициативой увековечить славу русской армии. В ходе войны во время штурма Плевны было захвачено 886 турецких орудий, которые были перевезены в Петербург для размещения на монументе. Из трех проектов, представленных инженером Г.М. Житковым, был выбран один, который усовершенствовал архитектор Д.И. Гримм.
Колонна Славы была воздвигнута из 128 трофейных турецких пушек, которые монтировались в шесть ярусов друг над другом. Орудия были разных размеров и калибров. Каждое орудие требовало индивидуального крепежа в отдельной нише. Колонна Славы стала центром настоящего мемориала: пьедестала, собственно колонны, капители и венчающей памятник скульптуры «Победа», созданной по рисунку П.И. Шварца и отчеканенной из медных листов. На пьедестале установили бронзовые доски с указанием главных сражений войны и частей войск, участвовавших в них. Несмотря на разнообразие размеров пушек, эффект был такой, что публике казалось, что все орудия совершенно одинаковы. Мемориал был торжественно открыт 12 октября 1886 года – в очередную годовщину победы под Горным Дубняком. На церемонию прибыли Государь Император с Императрицей, а также цвет высшего руководства армии: присутствовало 38 генералов, 48 полковников, 36 подполковников и 268 обер-офицеров. Весь придворный Петербург обязан был участвовать в торжестве: статс-дамы и фрейлины должны были явиться в «коротких платьях», а кавалеры – в парадной форме. В присутствии ветеранов Русско-турецкой войны 1877–1878 годов состоялся парад гвардейских частей, который открывали «августейшие фельдмаршалы». Нижним чинам, участвовавшим в параде, государь объявил «Монаршее спасибо» и пожаловал от одного до пяти рублей. Кроме того, за «полезные труды» Царь наградил орденами, медалями и подарками некоторых петербургских купцов, принимавших участие в сооружении колонны Славы. После парада последовал салют в Петропавловской крепости и торжественный обед в Эрмитаже для высшего офицерства. [Руденко И.В. Памятные жетоны Императорской России (1721–1917 гг.). Каталог. Ростов-на-Дону, 2007. С. 282].
В память этого события на Петербургском монетном дворе в 1886 году отчеканили медали в золоте, серебре и бронзе. Диаметром 72 мм. Медальеры, отец и сын, хорошо известны нумизматам и фалеристам: Авраам Авенирович Грилихес (1849—1912) и Авенир Гиршевич Грилихес (1822—1905). К сожалению, у памятника была не очень простая судьба. Памятник Славы воздвигнутый в Санкт-Петербурге перед Троицким собором в честь подвигов русских войск, принимавших участие и победивших в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов обошёлся в 200 тысяч рублей. Он представлял собой 28-метровую колонну, сложенную из пяти рядов пушек, отбитых в войну у турок. На верху колонны был расположен гений с лавровым венком в протянутой руке, увенчивающий победителей. Пьедестал памятника имел высоту около 6½ метров, со всех четырёх сторон которого были вделаны бронзовые доски с описаниями основных событий войны и названий воинских частей, принимавших в ней участие. С двух сторон от памятника, по проспекту, стояли два столба из турецких пушек, вокруг Памятника же на отдельных гранитных пьедесталах стояли артиллерийские орудия, также захваченные у неприятеля. В 1925 году большевики предполагали заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года мемориальный комплекс был разобран и позже переплавлен. По одной из легенд, все дело заключалось в дружбе с Турцией, которая сочла оскорбительным существование в «дружественном» СССР такого памятника. В 1969 году на месте колонны установили монумент В.П. Стасову, архитектору собора. Его поставили к 200-летию со дня рождения зодчего. Это был бюст, установленный на длинный металлический постамент. Вокруг разбили сквер.
В 2004 году монумент архитектору перенесли в Музей городской скульптуры на временное хранение с целью установки на Троицкой площади воссозданного Памятника русской воинской славы. Открытие последнего состоялось 1 октября 2005 года. Отливкой пушек занимался Новолипецкий металлургический комбинат. И вот уже новая медаль была отчеканена также на Санкт-Петербургском монетном дворе с тем же дизайном но с дополнительной надписью «Воссоздан в 2005 г.». И в этот раз — из томпака. А её диаметр 74 мм. Таким образом, воссозданная медаль воссозданного памятника — произведение, отражающее время. А имя медальера Грилихеса сохранено. Само явление отливки копий трофейных орудий вызывает неоднозначные чувства. Это уже не трофеи, а их имитация, муляж. Но важнее другое — восстановление памятника это, соответственно, восстановление памяти о героях РТВ 1877–78 — дело правильное.
Чтобы медаль «не скучала» в одиночестве, в пару к ней было приобретено дореволюционное открытое письмо с фотографией памятника Славы и Троицкого собора. Открытку, которую в Тамбовский институт благородных девиц в 1908 году, похоже, отправил ребёнок. Собственно, в коллекционном плане очень неплохо раскрывают тему именно сочетания открыток и наград — филокартии и фалеристики. Но это уже предмет для разговора о тематическом коллекционировании.
Александр II изображён на многих жетонах и медалях. Но это малая пластика. Интересно, что памятники Александру II были в Астрахани (1884), Петрозаводске (1885), Пскове (1886), Кишинёве (1886), Москве (1898), Самаре (1889), Ченстохове (1889), Ростов-на-Дону (1890), Казани (1895), Саратове (1896), в селе Белый Ключ (1898), Минске (1901), Екатеринбурге (1906), Киеве (1911), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), Рыбинске (1914). Возможно, мы что-то упустили.
Собственно, так много, потому, что Освободитель. И, в первую очередь он каждому школьнику известен не освобождением Балканского полуострова от турецкого ига, а освобождением русского крестьянства от крепостного права в 1861 году. Итак, памятников императору Александру II было очень много. После 1917 года их не осталось.
- Открытое письмо «Император Александр II» [Рис. И. Крамской в 1878 г. Собст. В.К. Михаила Николаевича]. Товарищество Голике и Вильборгъ. В пользу общины Св. Евгении (1893–1918). До 1917. Коллекция Михаила Тренихина
- Открытое письмо «Санкт-Петербург. Церковь Христа Спасителя» [собор Спаса на крови]. До 1917. Коллекция Михаила Тренихина
Правда, главный мемориал, к счастью, не был уничтожен — православный храм-памятник Спаса на Крови в Санкт-Петербурге (1883—1907), хотя и его в 1930-е годы собирались разобрать. Но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи, началась блокада Ленинграда…
И речь снова не только про памятники, но и про память. 14 марта 1926 года в связи с 45-й годовщиной убийства Александра II девяти бывшим участникам покушения была назначена персональная пенсия, а в феврале 1933 года пятерым оставшимся в живых участникам убийства Александра II (Вере Фигнер, Анне Якимовой-Диковской, Анне Прибылёвой-Корба, Фани Морейкис-Муратовой и Михаилу Фроленко) ещё одним постановлением Совнаркома пенсию сделали повышенной — 400 рублей в месяц. Средняя зарплата в стране составляла тогда 125 рублей в месяц.
В противовес тому, как большевики сносили памятники, «не представляющие исторической и художественной ценности, воздвигнутые «в честь царей и их слуг», они остались в Финляндии (Хельсинки) и Третьем Болгарском царстве. Так остался до наших дней и памятник Царю-освободителю (болг. Паметник на Цар Освободител) в Софии.
В 1890-е годы по инициативе бывших болгарских ополченцев войны 1877—1878 годов в Софии возникла мысль создания памятника Александру II. На его строительство были использованы средства муниципалитета Софии, от болгарского князя Фердинанда, а остальные средства были собраны как пожертвования болгарского народа. Победителем конкурса стал скульптор из Италии Арнольдо Дзокки (1862—1940). Первый камень заложен 23 апреля 1901 года (уже тогда вышла почтовая карточка, на которой изображён проект памятника). Работа была окончена 15 сентября 1903 года. Но торжественное открытие и освящение состоялось только 30 августа 1907 года в присутствии болгарского князя Фердинанда І, сына Александра II великого князя Владимира Александровича, его супруги Марии Павловны, их сына Андрея Владимировича, бывших военных министров Болгарии генералов Каульбарса и Паренсова, бывшего командира болгарского ополчения генерала Столетова и скульптора Арнольдо Дзокки.
Отношения нашей страны с Румынией и Болгарией не самые простые. Болгария была в противоположном стане в двух мировых войнах, Румыния — во Второй (взаимоотношения с Румынией посвящена отдельная наша статья). С 2004 года обе страны оказались в военном блоке НАТО. С 2022 года обе оказались в российском списке недружественных государств и территорий. Отметим, что и сегодняшняя политическая конъюнктура заставляет бывших друзей и союзников бороться с памятниками. Правда, сейчас речь идёт уже о том, что сносят монументы героям Великой Отечественной войны. Не обошла эта печальная тенденция и Болгарию. Но даже сейчас там периодически, несмотря на запреты, вывешивают русские флаги.
Конструктивные дополнения и уточнения принимаются с благодарностью. Обращаться по адресу [email protected]
Тренихин Михаил научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», доцент МГУТУ им. К.Г. Разумовского, заместитель главного редактора журнала «Коллекция», кандидат искусствоведения
__________________