Музей шоколада

Музей шоколада

in Музей 2861 views

Сегодня по при­гла­ше­нию «Му­зея ис­то­рии шо­ко­ла­да и ка­као» (МИШКа) по­се­ти­ли кон­фе­рен­цию, по­свя­щён­ную ис­то­рии шо­ко­ла­да в Рос­сии и се­год­няш­ней дея­тель­нос­ти в этом серьёз­ном и вкус­ном бизнесе. Поводом для мероприятия послужило 15-летие музея.

Конференция состоит из двух семинаров 4-го апреля в Музее «Роза Эйнема» (Москва, Берсеневская наб., 6, стр. 1) и 5-го апреля в «Музее истории шоколада и какао» (Москва, ул. Малая Красносельская, 7).

  • Фабрика «Красный Октябрь» (Бывш. Эйнем)
  • Фабрика им. рабочего П.А. Бабаева (Бывш. Абрикосова)

Конференция посвящена вопросам выставочной и экскурсионной деятельности в корпоративных и государственных музеях. Сотрудники музеев делились опытом, в том числе оригинальных объединений, обсуждали проблемы гостеприимства в музее, инклюзива, универсальности экскурсовода и профориентации.

4-го апреля до конференции была организована экскурсия по территории бывшей фабрики «Красный Октябрь» и стрелке Берсеневской набережной. Это там, где стоит громадный памятник Петру Первому. Побывать рядом было интересно, хотя памятник от этого не стал лучше. А вот увидеть восстановленные постройки Императорского московского Яхт-Клуба было очень познавательно. Учитывая, что Императорский яхт-клуб — это часть русской истории, причём одна из важнейших, то о ней мы как-нибудь расскажем отдельно.

Императорский Московский речной Яхт-клуб
Императорский Московский речной Яхт-клуб

Далее прошли по территории фабрики и увидели кабинет Юлиуса Фердинанда Гейса, замечательные лестницы, перила, вешалки, кафельные полы, балкон кабинет Гейса (это уже с улицы). Экскурсию провёл экскурсовод Андрей Кузнецов, за что его благодарим и рекомендуем вам. Нас сопровождали фотографы; мы надеемся, что нам предоставят интересные фотографии.

Бывшая фабрика "Красный Октябрь"
Бывшая фабрика «Красный Октябрь»

После экскурсии и перед рабочей частью конференции нас угостили фирменным напитком музея — горячим шоколадом. Не знаем можно ли назвать подобный шоколад напитком, но ничего подобного нигде пробовать в Москве не приходилось.

Устроителей конференции мы знаем не первый год. Это увлечённые талантливые люди. Мы признательны, что директор МИШКи Марина Николаевна Жданович и Заместитель директора музея Юлия Владимировна Савина нас не забывают и приглашают на свои талантливые мероприятия.

  • Марина Николаевна Жданович, директор Музея истории шоколада и какао (МИШКа)
  • Юлия Владимировна Савина, заместитель директора Музея истории шоколада и какао (МИШКа)

Конференция проведена на высоком профессиональном уровне. Приглашены спикеры из музеев, с которыми Музей шоколада сотрудничает. Рады были видеть Анну Сергеевну Попову заместителя директора Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени — с этим музеем мы много сотрудничаем, да и просто любим в нём бывать.

Анна Сергеевна Попова, заместитель директора Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени
Анна Сергеевна Попова, заместитель директора Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени

Напомним, что осенью 2017 года на исторической территории «Красного Октября» (бывшей фабрики «Т-во Эйнем») российский кондитерский холдинг «Объединённые Кондитеры» открыл выставку «Роза Эйнема», в её создании приняли участие ведущие специалисты Музея Истории Шоколада и Какао. Мы постоянно забываем, что название «Роза Эйнема» связана с историей появления фруктовых садов Эйнема, где также произрастали розы, которые придавали плодам неповторимый вкус.

Музей даёт возможность увидеть предметы, связанные с шоколадной фабрикой (очень нравится так называть: «шоколадная фабрика»). Посетителям представлена упаковка продукции, что уже является поводом для долгого созерцания и воспоминаний. А уж с профессиональным рассказом о каждом предмете может занять целый день.

В ходе конференции нам напомнили, что датой основания фирмы Эйнема считается 1849 год, когда Теодор Фердинанд фон Эйнем в СПб впервые совершил поставку своих кондитерских изделий Императорской семье: пирожных и мороженого, за что получил одобрение Императрицы Александры Фёдоровны и Великих княжон.

В 1851 году в Москве в доме Ариоли на Арбате Эйнем открыл кондитерскую, а уже в 1855 году мастерская и магазин были переведены в дом Рудакова на Петровке.

В 1866 году на Софийской набережной (это через Москва-реку, прямо напротив Кремля) был приобретён земельный участок под номером 6, где сразу же началось строительство парового отделения фабрики, для которого в 1867 году Теодор Эйнем вместе со своим партнёром Юлиусом Гейсом приобрели паровую машину, а кондитерская фабрика «Эйнем» на Софийской набережной Москвы-реки начала производство как «Эйнем. Товарищество паровой фабрики шоколада, конфект и чайных печений». Близость к Кремлю добавляла веса всему предприятию.

Реклама шоколада от Эйнем
Реклама шоколада от Эйнем

В 1890 года Товарищество Эйнем приобрело участок на Берсеневской набережной, куда и были переведены основные производственные мощности фабрики. Производство постоянно расширялось. Участки на Берсеневской набережной покупали и застраивали с 1889 по 1914 годы.

Любопытно, что Софийская фабрика работала ещё и в советское время, до Отечественной войны. Здесь вырабатывали розничные сорта конфет.

Сегодня мы можем видеть красивые красные фабричные корпуса на Берсеневской набережной напротив московского Кремля. Эти корпуса перестраивались в советское время: увеличено количество этажей цехов, что уже говорит о первоначальном качестве строительства и возможности надстраивать двухэтажные корпуса. Сегодня тоже что-то строится, но назвать это красивой или удачной архитектурной находкой — никак не получается: строится не на века. Собственно, прогуливаясь после мероприятия мы не увидели нескольких старых московских домов, никак не вызывавших подозрения в ветхости. На их местах уже ведётся интенсивное строительство.

В музее отсутствует портрет Теодора Эйнема. Вообще нет никакого его изображения. Пока в этом не смогли помочь поиски, а также родственники Эйнема из Германии, которые ни так давно приезжали в Москву, где их приняли по высшему разряду, но  сегодня поведшие себя «общеевропейски» по отношению к русской стороне, знающей об их предке много больше их (и сохраняющей о нём память), чем они ожидали. Собственно, русские также удивлены, что немцы ничего толком об Эйнеме не знают.

Отвлеклись, а теперь вернёмся к шоколаду. Производство Эйнема на Берсеневке постоянно расширялось: фабрика скупала близлежащие участки. На это ушла четверть века. Сам Теодор Эйнем (1826-1876) не дожил до подобного укрупнения. Но Юлиус Гейс, обладавший талантом серьёзного менеджера, постоянно увеличивал объёмы продаж. Только в Москве было 16 магазинов товарищества (а Москва была не сегодняшнего размера). Интересной была идея Гейса с привлечением большого числа коммивояжёров, на долю которых пришлось 30% всего оборота предприятия. Кстати, в музее на Берсеневской набережной можно увидеть чудом сохранившийся альбом коммивояжёра с изображениями продукции фабрики, а также специальный чехол для этого альбома. Это настоящий раритет.

Альбом коммивояжёра Товарищества Эйнем с чехлом
Альбом коммивояжёра Товарищества Эйнем (с чехлом)

Несколько месяцев с декабря 1913 по осень 1914 года «Товарищество Эйнем» являлось поставщиком двора Его Императорского Величества. Причина быстрой потери такого звания не совсем понятна. Скорее всего это связано с тем, что хозяева фабрики Гейсы поддерживали отношения со своей исторической Родиной, а во время Германской войны иметь поставщика двора с широкими Германскими связями было излишне смело.

После революции в 1918 году предприятие национализировали, а в 1922 году товарищество «Эйнем» переименовали в «Красный Октябрь». Но из-за популярности после переименования ещё десять лет на упаковке указывалось «Бывш. Эйнем».

Фабрика "Эйнем" - Государственная кондитерская фабрика "Красный Октябрь"
Фабрика «Эйнем» — Государственная кондитерская фабрика «Красный Октябрь»

А теперь вернёмся и скажем несколько слов о впечатлении от экскурсии. Не скроем, узнали новое. Но очень многое для нас — грустный лейтмотив: был, была, находилась, открыли, построили, работала, работали, воевали, трудились, придумывали рецепты, закрыто, переехали, переоборудовано, сдано в аренду, лофты… (какое мерзкое слово!). Короче, было живое предприятие, а теперь мы ходили внутри, как в теле мёртвого кита: всё было так недавно прочно, так здорово, столько труда поколениями вложено, а теперь деньги, деньги, деньги… Можно рассказывать о необходимости переезда производства из самого центра города, о стоимости земли, об изменении производства, технологии, потребностей, самих работников. Но вот была фабрика со своей историей, с запахом шоколада, с воспоминаниями, а теперь лофты, офисы, молодёжные кафе и тэ дэ и тэ пэ. Ошибаемся? Возможно.

Больше не будем о грустном. Завтра вторая серия конференции. Поедем в «Музей истории шоколада и какао» (Москва, ул. Малая Красносельская, 7). Мы там были не раз. Он находится на территории живой фабрики имени «Бабаева». Там тоже мощный музей с массой экспонатов и надеемся на посещение цеха — это просто отдельное удовольствие.

Музей шоколада
Музей шоколада

Чем хотелось бы поделиться с коллекционерами: коллеги, участники конференции получили номерные альбомы «Красный Октябрь» с фирменными открытками, выпущенными ООО «БИБЛИО-ПОСТКАРД» в 2007 году. Открытки повторяют серию открыток Товарищества Эйнем 1914 года «Москва будущего». Сегодня купить старые открытки сложно, но подаренный альбом даёт представление о них в полном объёме и уже ценится любителями открыток. Сам альбом изготовлен с высочайшим качеством. За такой подарок устроителям отдельная благодарность!

Главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников
Главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников

Ну вот и 5-е апреля. Снова много интересного, но уже не на Берсеневской набережной, а на Малой Красносельской, 7, где за одной проходной находятся сразу две фабрики и ещё один интересный музей.

Устроители музея сделали очень правильную вещь, посвятив музей не только фабрике, производящей шоколад, но и истории шоколада вообще плюс историю Эйнем и Абрикосовых, т.е. «Красного Октября» и «Фабрики им. Бабаева».

Вот что можно узнать об истории шоколада в музее.

Более 4000 лет люди знают, что плоды дерева какао придают силу людям и лечат болезни. Родиной шоколада является Мезоамерика, понятие не столько географическое, сколько этно-культурное. Истоки шоколада тесно переплелись с историей древних племён, когда жрецы начинали свои обряды и ритуалы с чаши горького напитка из растёртых бобов дикорастущего дерева.

История покорения испанцами в 1519-1521 годах великой цивилизации Мезоамерики известна своей жестокостью. И все же… конкиста имела положительные стороны. Ведь завоеванные земли были изучены и освоены. Эта история открыла миру шоколад!

Тайны жизни народа майя хранят их кодексы (книги), прочесть которые долгое время безрезультатно пытались ученые разных стран. В 1930-е годы пришли к заключению, что это сделать в принципе невозможно. Спустя 20 лет эту уверенность разрушил молодой советский ученый, этнограф Юрий Кнорозов с «соавтором» кошкой Асей, определив систему расшифровки загадочных иероглифов.

Сто лет какао бобы имели статус государственной тайны Испании. В секрете держали и сырьё, и способ приготовления напитка (растёртые бобы с добавлением перца, меда и ванили). Менялись вкусы, появлялись новые специи. Наконец, его стали употреблять горячим, исключили перец, добавили корицу, мускатный орех, сахар, и иногда молоко. Только в 1616 г., выдавая замуж дочь Анну за короля Франции Людовика XIII, король Филипп, в качестве приданного испанской инфанты, ставшей впоследствии знаменитой Анной Австрийской, отправил в Париж какао бобы и рецепт чудодейственного напитка. Вскоре это лакомство проникло в Италию, потом в Германию, Австрию и, наконец, в Швейцарию. В Россию, похоже, шоколад пробирался тайно еще во времена государя Алексея Михайловича. Кушали его очевидно и государыни Анна Иоанновна, Елизавета Петровна. Во всяком случае, в туалетных наборах упомянутых особ уже присутствует особый чайник (шоколадник), чашка с двумя ручками и блюдце (тремблез).

В Россию, похоже, шоколад пробирался тайно еще во времена государя Алексея Михайловича.

Неказистое дерево какао — настоящее чудо растительного мира. Возможно, это единственный представитель флоры на земле, который воспроизводит себя без устали, т.е. цветет и плодоносит постоянно и одновременно. Цветы и плоды разной степени зрелости обычно круглый год украшают его. Дерево какао достаточно капризно, растет в теплом, влажном климате экваториальной полосы (от 20° ю. ш. до 20° с.ш.) в тени высоких деревьев, на высоте до 600 м. Четыре тысячи лет человек использует волшебные зерна дерева какао, и за все века они себя ничем не скомпрометировали.

Шоколад даёт человеку силу, энергию, молодость, здоровье, долголетие, красоту и пробуждают в нём страсть.

Одно из наиболее известных предприятий в кондитерском деле России было основано прусским подданным Фердинандом фон Эйнемом в 1849 году (Т-во «Эйнем», теперь фабрика «Красный Октябрь»). От кустарной мастерской до акционерного общества, от небольшого магазина до «Дворца сладостей», от пиленого сахара до «шоколадных изысков» — таков путь знаменитого предприятия, добившегося в 1913 году звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Компаньоном Эйнема, рано отошедшего от дел по причине слабого здоровья, стал Юлиус Гейс, возглавивший фирму с 1876 года. Оба основателя — яркий пример судеб русских немцев, которые почитали Россию второй родиной и остались в ее земле навечно. Они заложили на своей фабрике чисто немецкий подход к делу — четкость, порядок, ответственность и основы социального обеспечения рабочих. Благодаря этому здесь были внедрены первые машины, обеспечивая самые большие объемы производства. До нас дошли не только корпуса знаменитой фабрики, но и ее внутренние интерьеры. На экспозиции представлен фрагмент конторы и мемориальные предметы: письменный стол, кресло, конторка и уникальный сейф.

Одно из наиболее известных предприятий в кондитерском деле России было основано прусским подданным Фердинандом фон Эйнемом в 1849 году (Т-во «Эйнем», теперь фабрика «Красный Октябрь»).

Главным конкурентом «Т-ва Эйнем» выступало «Т-во Л.И. Абрикосова сыновей» (теперь — кондитерский концерн «Бабаевский»). Первые сведения о династии Абрикосовых датируются 1804 годом, когда крепостной Степан ушёл на оброк в Москву и открыл своё дело. Да так успешно, что всю родню из крепостных выкупил! Очень уж вкусное получалось у него варенье из абрикосов, за что его позже и назвали Абрикосовым. «Шоколадным королём» предстояло стать его внуку, Алексею Ивановичу, который, женившись, получил хорошее приданное и расширил семейное предприятие. Позже трудолюбивый и толковый Алексей добился больших успехов в банковском, страховом, производственном деле и на общественной ниве. У четы Абрикосовых было много детей. Все они дожили до преклонного возраста и были людьми широко образованными, владели 4-5 языками, многие из них прославились своими достижениями в России и за рубежом. Для общения всех внуков и правнуков Абрикосовы выстроили целое имение под Москвой, которое так и назвали «Внуково». Так что название современного аэропорта тоже связано с историей наших фабрик. В начале XX века Абрикосовы построили особняк в стиле модерн (арх. Шнауберт), сохранившийся до наших дней. На экспозиции можно взглянуть «сквозь» его стены в уютную гостиную.

Для общения всех внуков и правнуков Абрикосовы выстроили целое имение под Москвой, которое так и назвали «Внуково»

Жесткая конкуренция в борьбе за покупателя заставляла придумывать новые формы рекламы. В коробку с конфетами вкладывали рекламные открытки, украшенные виньетками, добрые пожелания, часто в стихах. Даже в фантики конфет вкладывались послания любви и заботы. На экспозиции представлена, например, шкатулка из фарфора, похожая на стопку печенья Т-ва Эйнем, или прекрасное фарфоровое блюдо, на котором без печенья Эйнем не обходились и дня, ведь сам рельеф блюда был украшен этим лакомством. В небе над Москвой время от времени появлялся аэроплан с рекламой товарищества Эйнем. Упаковка стала тем самым «мёдом», на который реагировала публика. Выступала она и в ещё очень важной роли — настоящего хранителя истории, так как в ней отражались все самые яркие события жизни страны.

На прилавках магазинов Т-ва Эйнем нередко появлялись ноты музыкальных пьес для игры на фортепьяно в четыре руки с названием конфет, которые вот-вот должны были поступить в продажу. Нетрудно догадаться, что девушки ожидали новинок с особым нетерпением.

Технологи постоянно следят за соблюдением установленных норм, рецептов и качеством продукции. Изобретают и новые её виды. Важный показатель качества шоколада — дисперсность (распределение размеров частиц сахара и какао-бобов в шоколадной массе по размерам). Чем выше сорт шоколада, тем выше степень измельчения. И все же слишком высокая дисперсность (меньше 5 мкм) шоколада приведёт к «глинистости» массы, т.е. вязкости, а слишком низкая (более 25 мкм) — к ощущению, похожему на песок во рту. 

По составу шоколада различают:

Горький — не менее 55% какао-продуктов из высококачественных какао-бобов и не менее 33% масла какао;
Тёмный — не менее 40% какао-продуктов и не менее 33% масла какао;
Молочный — с добавлением молочных продуктов;
Несладкий — не содержит сахара или подсластителей;
Пористый — с ячеистой структурой, полученной путём обработки при переменном давлении;
Белый — на основе какао масла, молока и сахара;
Шоколад с крупными добавлениями в виде орехов, цукатов, изюма, вафельной крошки и др. ингредиентов.

Когда речь идёт о пользе шоколада, то имеют в виду горький шоколад без добавлений других ингредиентов, жиров и заменителей.

После революции практически все кондитерские фабрики были национализированы. Стал обобщённым ассортимент, выровнены цены, а свои названия фабрики сменили на порядковые номера. Так «Т-во Эйнем» было переименовано сначала в Государственную кондитерскую фабрику № 1 и только потом в «Красный Октябрь». «Т-во А.И. Абрикосова сыновей» прежде нарекли Государственной кондитерской фабрикой №2, а потом фабрикой им. Бабаева. Магазины Моссельпрома свой ассортимент товара максимально приблизили к нуждам народа, упростили оформление интерьера. Новая упаковка выполняла ещё и просветительскую «миссию». 20-30-е годы — время больших перемен.

Кроме музея, удалось побывать на экскурсии в цехах и увидеть как рождаются конфеты «Мишки косолапые», «Ласточки» и т.д. Наш экскурсовод — Лариса Истомина. Все экскурсоводы отличные (Наталья Шарабанова и Людмила Гузенкова), но Лариса — это что-то.

С уверенностью говорим, что дети от экскурсии в цеха будут на седьмом небе от восторга, ведь постоянно нужно есть конфеты, вафли и шоколад. Но музей шоколада не мог сделать нечто необычное и недоступное для других музеев: можно послушать музыку, записанную на пластинку, но не виниловую, а шоколадную. Потом же пластинку можно… съесть! Так и было сделано.

Объевшись сложно писать много, поэтому вашему вниманию несколько фотографий шоколадных скульптур.

Отдельно остановимся на концерте. Вообще концерты Музея шоколада не просто обладают собственным стилем, но их смело можно назвать связующей нитью прошлого с современностью. Вот об этом расскажем подробнее.

Общая канва выступления состоит в отдельных интермедиях, объединённых общей целью и постоянными ведущими. Интересно, что ведущие работают в том стиле, который раньше встречался чаще в советских подобных мероприятиях, но также отмечен при внесении премии «Оскар», где ведущие ведут разговор, обмениваясь репликами, постепенно притягивая зрителей и возбуждая их интерес. Тут нельзя не отметить профессионально поставленный голос и чёткую дикцию Марины Жданович, что неоднократно замечали на фоне предыдущих выступлений гостей или представителей фабрики. Если думаете, что это незначительно и обращать внимание не стоит — поверьте, это не так.

Запомнилась сценка «Мыши» (История нашествия мышей на фабрику «Эйнем» и креативная идея их истребления). Вообще мыши, которые «разбежались» по залу с гостями оказались очень приятной находкой авторов: размер одной из мышей оказался значительным, что произвело впечатление на зрителей.

Сложной для постановки была интермедия по воспоминаниям внуков А.И. Абрикосова «Карамельный Кремль».

Интермедия о сладостях Абрикосова по мотивам произведения Ивана Шмелёва «Лето господне» понравилась меньше, чем «Аристократка» по Михаилу Зощенко. Это можно объяснить личными пристрастиями. Так вот «Аристократка», признаемся честно, удивила: и текст известен, и актёров знаем, но актёры сыграли на высшем уровне актёрского мастерства, когда зритель забывает, что перед ним знакомые люди, а начинает видеть только персонажей в их жизни. «Аристократку» представили Юлия Савина и Николай Полковников — это давно уже интересные актёры, которым приходится не только показывать пьесу, но и работать с залом. Ну а зал принимает их «на ура». Конечно же, они участвовали и в других интермедиях, как и их коллеги. Но даже в Музее шоколада есть свои звёзды. Поэтому Юле и Николаю благодарность от зрителей.

Последней была тепло принятая интермедия «Светлое будущее». Она рассказала о перманентном течении времени, об утрате прошлого с приобретением современного мира, даже наполненного гаджетами и ЗОЖ. Поэтому постановка была смешной и грустной одновременно. Это успех.

Только не думайте что забыли артистов Москонцерта. Они уже не в первый раз участвуют в мероприятиях Музея шоколада и доставляют зрителям радость. Ольга Сидоренко (меццо-сопрано) и Александр Блок (фортепиано), Ирина Павлихина (скрипка), Сергей Кондаков (фагот) и Сергей Назаров (флейта) — уходили под аплодисменты.

Марина Жданович и  Юлия Савина — благодарим за приглашение и постоянное любезное отношение!

С уважением
Алексей Сидельников

Музей истории шоколада и какао (МИШКа)

Россия, Москва, ул. Малая Красносельская, 7

Обзорная экскурсия с посещением производства

 

Музей «Роза Эйнема»

Территория бывшей фабрики «Красный Октябрь»

Россия, Москва, Берсеневская наб. д. 6, с. 1

Контакты:

+7 916 706 45 73

+7 977 288 85 21

Время работы:

пн-вс: 10:00 – 20:00

Сладкая встреча у Эйнема

Кнорозов и шоколад. Два столетия одного века

Мода на чай

Коллекционирование открыток

#музейисториишоколадаикакао #шоколад #museumofthehistoryof chocolateandcocoa

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы