Провенанс или история бытования: штрихи к выставке «Сокровища полковых музеев»

Провенанс или история бытования: штрихи к выставке «Сокровища полковых музеев»

in Интервью/Музей 3081 views

Подготовка выставки «Сокровища пол­ко­вых му­зеев» при­вела к атри­буции ря­да выставляе­мых пред­метов. О ре­зультатах ис­следо­вания главному редактору журнала «Коллекция» Алексею Сидельникову (А.С.) рас­скажет хранитель фонда живописи второй половины XIX века ГИМ Анастасия Васильченко (А.В.).

Выставка открылась в Го­су­дар­ст­вен­ном Ис­то­ри­чес­ком му­зее 22 февраля 2024 года.

А.С.: Анастасия Олеговна, рас­ска­жите немного о том, что вообще такое «полковой музей».

А.В.: Полковые музея – это коллекции полковых реликвий и разнообразных предметов, которые как значимые вещи собирались и хранились в крупнейших полках империи. Фактически как музеи эти коллекции стали оформляется в последней четверти XIX в. Было издано даже несколько каталогов музеев. Важно осознавать, что эти собрания, как и явление гвардейского офицерства, быт и обычаи русских полков исчезли, были сметены русской революцией. И сейчас выставка в Историческом музее рассказывает об этих собраниях, а через них об этом исчезнувшем мире и отчасти о людях – носителях этой традиции. Собрания были разнообразны. Хранились они в полковых арсеналах, офицерских собраниях и библиотеках. Были в них реликвии — знамена, в том числе и трофейные, иконы, мундиры, разнообразное оружие, часто ещё XVIII века. Часто встречались дары и вклады членов правящей династии.

А.С.: С какой главной проблемой вы столкнулись при подготовке выставки?

А.В.: Выставка «Сокровища полковых музеев» послужила для нас поводом обратиться к истории заказа, вла­дения и поступления в Исторический музей наших живописных и гра­фи­ческих коллекций. То есть к тому, что на арт-рынке называется провенанс, а в музеях – история бытования. Обезличивание источника поступ­ления – значимая музейная проблема, которой не всегда уделяется должное внимание. При том, что многие предметы находятся в музее уже около ста лет. Конечно, большая часть военных композиций и портретов поступила в Исторический музей в 1930 г. после расформирования Военно-исто­риче­ского музея, рас­пола­гавше­гося в палатах князей Юсу­повых в Харитоньевском переулке. Однако часть предметов просто не успели записать в учёт­ную документацию и спустя 20-30 лет картины вносились уже без ука­зания источника поступления. Кроме того, важно было уточнить историю заказа и судьбу картин до их попадания в Военно-исто­рический музей, создан­ный советской властью. С при­мечатель­ными вещами это иссле­дование началось задолго до начала работы над выставкой.

Часть предметов просто не успели записать в учётную документацию и спустя 20-30 лет картины вносились уже без указания источника поступления.

Сокровища полковых музеев

Первоначально живописных работ для выставки было отобрано пятидесяти – все они не просто имеют отношение к гвардейской культуре и военной тематике конца XIX века. Было точно установлено конкретное полковое собрание. Провенанс пред­метов выявлялся на основании ред­ких печатных каталогов (например, каталога библиотеки лейб-гвардии Преображенского полка), рукописных описей собраний и фотографий. Например, в случае с Преобра­женским полком в наших огромных фотографических фондах были выявлены целые серии фотографий, запечатлевших офицерское собрание на Миллионной улице, а затем собрание, переехавшее на Кирочную улицу, и полковой музей. Уста­новление точного полкового собрания, в свою очередь, позволило воскресить авторские названия отдельных картин, уточнить их датировки. В ряде случаев удалось узнать имена изображённых на картинах полковых командиров, солдат и офицеров.

А.С.: В Российской империи существовало великое множество полков. Собрания каких из них представлены на выставке?

А.В.: Значительная и самая при­мечательная коллекция, попавшая в ГИМ, связана с лейб-гвардии Преображенским полком. Собрание этого полка было особенно богато живописными полотнами и заказанными графическими сериями.

А.С.: Какие с Вашей точки зрения наиболее значимые экспонаты будут представлены на выставке?

А.В.: Удалось выявить целый ряд предметов, которые были пожалованы в полки императорами и великими князьями. Таким император­ским да­ром и жем­чу­жи­ной ху­до­же­ст­вен­ного собра­ния Преобра­жен­ского пол­ка ста­ла ра­бо­та при­двор­ного художника Адольфа Ладюрнера «Приход к Зимнему дворцу 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года», созданная в 1852 году. Благодаря фотографиям мы знаем, что картина находилась в кабинете командира полка великого князя Сергея Александровича в офицер­ском со­бра­нии на Мил­лионной улице, затем – в столовой офицерского собрания там же.

Адольф Игнатьевич Ладюрнер (1799-1855). Приход к Зимнему дворцу 1-ого батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года. 1852. Холст, масло. Поступление: в 1930 году из Военно-исторического музея, ранее – собрание лейб-гвардии Преображенского полка. ГИМ
Адольф Игнатьевич Ладюрнер (1799-1855). Приход к Зимнему дворцу 1-ого батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года. 1852. Холст, масло. Поступление: в 1930 году из Военно-исторического музея, ранее – собрание лейб-гвардии Преображенского полка. ГИМ

Картина «Приход к Зимнему дворцу 1-го батальона лейб-гвардии» – зна­чи­мая реликвия Преображенского пол­ка. Она создана по заказу императора Николая I для Преображенского полка и пожалована им в полк в 1852 году. Этим даром император желал под­черкнуть важность переломного для него момента декабристского вос­стания и отблагодарить преобра­женцев за верность. Спустя почти четверть века Николай I вернулся к судьбоносным событиям 1825 года, когда 1-й батальон преображенцев сыграл важную роль в защите бу­дущего императора 14 декабря 1825 года. Он стал первой гвардейской частью, пришедшей на площадь по призыву нового императора. На по­лотне запечатлены солдаты батальо­на в шинелях, выстроившиеся вдоль фасада Зимнего дворца. Император Николай I обращается к преобра­женцам и пожимает руку командиру полка генерал-майору Н.А. Исленьеву (1785–1851).

Ещё один портрет императора Алек­сандра I исключительного ху­до­же­ст­вен­ного ка­че­ства, на­ходящийся в экс­по­­зиции музея 1812 года, бла­го­да­ря фо­то­гра­фиям офи­цер­ского собрания удалось связать с коллекций Пре­ображенского полка и датировать его на основании провенанса 1820-ми, а не 1840-ми годами, как было принято ранее.

Неизвестный художник. Портрет императора Александра I. До 1826. Подарен полку великим князем Михаилом Николаевичем. Из офицерского собрания лейб-гвардии Преображенского полка. ГИМ
Неизвестный художник. Портрет императора Александра I. До 1826. Подарен полку великим князем Михаилом Николаевичем. Из офицерского собрания лейб-гвардии Преображенского полка. ГИМ

Примечательно, что император изображён в парадном мундире лейб-гвардии Преображенского полка. Удалось уточнить датировку картины и установить, что «портрет императора верхом» был пожалован полку великим князем Михаилом Павловичем. Сохранился приказ генерал-адьютанта Н.А. Исленьева от 23 января 1826 года о прибытии офицеров «в новый дворец Его Императорского Высочества для принесения благодарности… за пожа­лованный им портрет». В конце XIX века портрет находился в библиотеке офицерского собрания лейб-гвардии Преображенского полка на Кирочной улице в Санкт-Петербурге.

Также в Преображенском полку имелась зна­чи­тель­ная группа картин с изобра­жением служивших в нём офицеров и низших чинов конца 1820-х – 1830-х годов, которая на выставке представлена только одним полотном. Нам удалось установить, что вся эта серия картин принадлежала великому князю Михаилу Павловичу и была завещана им генерал-адъю­танту Н.А. Исленьеву, коман­довавшему Преображенским полком с 1822 по 1833 годы. После кончины последнего в 1851 году картины были переданы в Преображенский полк. Фотографии в конце 1890-х годов запе­чатле­ли всю подаренную серию в малой столовой офицерского собрания лейб-гвардии Преображенского полка на Кирочной улице.

Зауэрвейд А.И. Офицеры, нижние чины и горнист лейб-гвардии Преображенского полка. Конец 1820-х гг. ГИМ
Зауэрвейд А.И. Офицеры, нижние чины и горнист лейб-гвардии Преображенского полка. Конец 1820-х гг. ГИМ

Информацию о том, кто изображён на картине, сохранил до нас печатный каталог. Помимо этого, к выставке была отрес­таври­рована владель­ческая рама, сохранившая латунные таблички с именами изображён­ных: пол­ковник Викентий Иванович де Бан-Скоротецкий, штабс-ка­питан Назимов, унтер-офицер Яков Константинов, гренадер Василий Котов, стрелок Яков Поротов, горнист Григорий Демидов.

Впервые экспонируется две за­ме­ча­тель­ные ра­боты бы­то­писателя рус­ской армии Адольфа Гебенса, Обе работы входят в серию картин конца 1840-х начала 1860-х годов, запечатлевших будни разных полков. Они созданы худож­ником по заказу Соб­ствен­ного кабинета Его Им­пе­ра­тор­ского Ве­личества и при­надлежали императору Николаю I. В 1861 году картины находились в Александровском дворце Царского села. Полотна были пожалованы полку императором Александром II 19 февраля 1880 года «в память 25-летней годовщины назначения его шефом полка».

  • Гебенс А.И. Квартирьеры лейб-гвардии Преображенского полка. 1848. Поступление: в 1938 году куплена у М.Я. Егорова, ранее – собрание лейб-гвардии Преображенского полка. ГИМ
  • Гебенс А.И. Преображенцы пляшут под балалайку. 1851. Поступление: в 1938 году куплена у М.Я. Егорова, ранее – собрание лейб-гвардии Преображенского полка. ГИМ

В каталоге библиотеки лейб-гвардии Преобра­жен­ского полка приведены имена изображённых: «ефрейтор роты Его Величества Ленк, право­фланго­вый унтер-офицер роты Его Величества Алексеев, 3-й гренадер­ской роты его величества Юрасов и барабанщик Никулин».

Благодаря рукописной описи собрания Преображенского полка 1913 года удалось установить, что полку принад­лежали две работы ведущих художников нико­лаевской эпохи — Адольфа Ладюрнера и Карла Шульца. Ранее об истории их поступления в музей ничего не было известно. Обе картины были отреставрированы в мастерской музея и впервые показаны зрителю. В результате исследования уточнилось историческое название работы К. Шульца — «Преобра­женцы на привале». До этого работа носила в документации музея условное название «Маневры русской гвардии». В рукописной описи собрания полка указано, что работа Карла Шульца 1848 года принадлежала великому князю Константину Константиновичу и была пожалована им в офицерское собрание Преображенского полка в 1900 году, когда он покидал должность командира полка.

  • Карл Карлович Шульц (1823–1876). Преображенцы на привале. 1848. ГИМ
  • Ладюрнер А.И. Нижние чины 1-й гвардейской пехотной дивизии. 1846. ГИМ

Выставку украшают три овальных портрета императора Александра II, цесаревича Николая Александровича и цесаревича Александра Алек­санд­ро­ви­ча кисти одного из ведущих портретистов второй половины XIX века Ивана Тюрина. Впервые они экспонировались на выставке «Романовы. Портрет династии» в 2012 года (кураторы Е.А. Лукьянов, А.О. Васильченко) и с тех пор они многократно участвовали в выставочных проектах. Характерно, что в 2012 году в каталоге ещё не знали о происхождении работ, и Н.А. Пе­ре­ве­зен­цева указывала, что они поступили в «1930 году из собрания Военно-исторического музея».

  • Тюрин И.А. Портрет цесаревича Николая Александровича. 1865. ГИМ
  • Тюрин И.А. (1824–1904). Портрет императора Александра II. Около 1865. ГИМ
  • Тюрин И.А. Портрет великого князя Александра Александровича. 1865. ГИМ

Все три портрета к 1886 году уже находились в коллекции лейб-гвардии Преображенского полка.

Нам удалось уточнить, что все три портрета к 1886 году уже находились в коллекции лейб-гвар­дии Пре­об­ра­жен­ского пол­ка и пер­во­начально украшали одну стену в гостиной офицерского собрания на Мил­лионной улице, затем — в гостиной собрания на Кирочной улице. Несомненно, это был единый официальный заказ, возможно, самого полка.

Обратим внимание любителей военной истории на изображения принца Александра Петровича Ольденбургского и князя Николая Николаевича Оболенского. Пер­во­на­чаль­но изобра­жён­ные бы­ли атрибутированы как командиры преображенцев, затем работы реставрировались к выставке и впервые предстали перед зрителем.

Принц А.П. Ольденбурский командовал лейб-гвардии Преображенским полком с 12 сентября 1870 по 1 ноября 1876 года. В рукописном каталоге собрания полка указано, что портрет подарен им в полк в 1883 году. Удалось установить, что первоначально картина находилась в кабинете командира в офицерском собрании на Миллионной улице, затем – в гостиной офицерского собрания на Кирочной улице.

Богацкий Н.Т. Портрет Александра Петровича Ольденбургского, командовавшего лейб-гвардии Преображенским полков с 1870 по 1876 гг. 1882. Холст, масло. ГИМ
Богацкий Н.Т. Портрет Александра Петровича Ольденбургского, командовавшего лейб-гвардии Преображенским полков с 1870 по 1876 гг. 1882. Холст, масло. ГИМ

А.С.: Только лица императорской крови, дарили полку картины?

А.В.: Нет, например, портрет князя Н.Н. Оболенского (командир полка с 1876 по 1887 годы) был заказан самим князем и подарен полку в 1887 году, когда он оставлял свой пост. Кроме того, были художники, служившие в полках, которые дарили свои работы. На выставке представлен портрет императора Петра I исполненный 1887 г. крупным военным деятелем и неплохим художником Е.С. Саранчовым. Работа была подарена автором полку, в котором художник начинал свой путь — 12-го гренадерскому Астраханскому Его Величества полку.

Тюрин И.А. Портрет князя Николая Николаевича Оболенского. 1887. Холст, масло. ГИМ. Дар князя Н.Н. Оболенского лейб-гвардии Преображенскому полку
Тюрин И.А. Портрет князя Николая Николаевича Оболенского. 1887. Холст, масло. ГИМ. Дар князя Н.Н. Оболенского лейб-гвардии Преображенскому полку

Вообще, это была распространённая традиция — дарить свой портрет в связи с оставлением полка. Например, в собрании Преображенского полка сохранился портрет ещё одного его командира — великого князя Константина Константиновича. На основании рукописной описи собрания 1913 года удалось выяснить, что портрет был заказан великим князем и подарен полку в 1900 году. Портрет, несомненно, программный: великий князь запечатлён на фоне четырёхэтажного здания казарм 1-го батальона лейб-гвардии Пре­обра­жен­ского пол­ка, рас­по­ла­гав­шихся на углу Миллионной улицы и набережной Зимней Канавки. На втором плане справа запечатлены музыканты 1-го батальона полка. Картина находилась в гостиной офицерского собрания лейб-гвардии Преображенского полка на Кирочной улице. Благодаря фотографиям, запечатлевшим портрет в интерьерах, удалось выявить в нашем собрании его уникальную раму. «Родная» рама – значительная часть живописного образа. Если хотите, владельческая рама как мундир для военного – демонстрирует не только звание и статус, но зачастую полностью меняет восприятие смотрящего. Однако, к нашему сожалению, рама не была отреставрирована к выставке.

Мазуровский В.В. Портрет великого князя Константина Константиновича. 1900. ГИМ
Мазуровский В.В. Портрет великого князя Константина Константиновича. 1900. ГИМ

А.С.: Кроме Преображенского полка, присутствуют ли на выставке картины из других полковых собраний?

А.В.: Конечно, но в значительно меньшем количестве. Отметим лишь хорошо известный портрет императора Николая II работы Г.М. Манизера и великого князя Михаила Николаевича кисти М.Г. Соколова, также впервые явленный публике на выставке «Романовы. Портрет династии» (ГИМ; 2012, кураторы Е.А. Лукьянов, А.О. Васильченко). В случае с портретом императора, изображённым в мундире лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии полка, удалось обнаружить фотографию, подтверждающую заказ изображения шефа полком. Фотография запечатлела группу офицеров в полковом собрании, на стене которого хорошо виден портрет императора.

Генрих Матвеевич Манизер (1847–1925) Портрет императора Николая II. 1905. ГИМ. Император изображён в мундире лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии батальона. ГИМ
Генрих Матвеевич Манизер (1847–1925)
Портрет императора Николая II. 1905. ГИМ. Император изображён в мундире лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии полка. ГИМ

Также на выставке представлен портрет великого князя Михаила Николаевича, который происходит из собрания лейб-гвардии Конно-гренадерского полка, шефом которого он являлся. В каталоге музея полка 1912 года обозначено, что портрет, «писанный Соколовым… в натуральную величину, в полковой парадной форме» подарен великим князем Дмитрием Константиновичем, командовавшим полком с 1892 по 1903 годы. Любопытно, что предыдущей портрет сгорел в пожаре 15 февраля 1910 года. Таким образом, портрет уже почившего шефа полка был разыскан великим князем и подарен в день полкового праздника 13 июня 1910 года взамен утерянного. 

Соколов М.Г. Портрет великого князя Михаила Николаевича. 1907. Из офицерского собрания лейб-гвардии Конно-гренадерского полка. ГИМ
Соколов М.Г. Портрет великого князя Михаила Николаевича. 1907. Из офицерского собрания лейб-гвардии Конно-гренадерского полка. ГИМ

А.С.: А какие вещи не смогли попасть на выставку? 

А.В.: На самом деле, к моему большому сожалению, целый ряд знаковых вещей не попали на выставку. Отдельные картины находятся в экспозиции музея 1812 года, часть — в постоянной экспозиции основного здания музея. Пожалуй, самые примечательные из них — два громадных портрета императоров Александра III и Николая II. Оба заказаны Преображенским полком в 1896 году и украшали парадный зал нового Офицерского собрания полка на Кирочной улице. Портрет императора Александра III исполнен Н.Д. Дмитриевым-Оренбургским. Парный портрет императора Николая II — И.Е. Репиным. Художники разместили венценосных изображённых в нестандартном антураже деревянных построек в русском стиле. Хотя мы долгое время не знали историю полкового заказа двух полотен, необычная для императорского портрета архитектура не давала покоя. В середине 2010-х годов наконец удалось установить, что на обоих портретах изображено офицерское собрание Преображенского полка в Большом лагере под Красным Селом. Александр III запечатлён внутри большого зала с накрытым столом, а Николай II представлен Репиным снаружи на фоне окна с резным наличником.

Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский (1837–1898) Портрет императора Александра III. 1896 г. Холст, масло. Поступление: в 1930 году из Военно-исторического музея, ранее – собрание лейб-гвардии Преображенского полка. ГИМ
Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский (1837–1898). Портрет императора Александра III. 1896 г.
Холст, масло. Поступление: в 1930 году из Военно-исторического музея, ранее – собрание лейб-гвардии Преображенского полка. ГИМ

А.С.: Но ведь на выставке пред­став­лены да­леко не только картины?

А.В.: Да, разумеется. Наши посетители могут увидеть далеко не только живопись. Кроме картин, на выставке показаны ак­варельные серии портретов офицеров и рисунки, запечатлевшие военные будни трофейное оружие, полковое обмундирование, предметы юве­лир­ного искусства, эф­фектные серебряные группы и сервизы, даже посмертная маска Петра I из серебра, мундиры в том числе и шефов полков – богатая и яркая палитра предметов, складывающаяся в очень эффектную экспозицию. Узнать отдельную историю почти каждого экспоната на выставке можно благодаря подробным электронным этикеткам. Благодаря отбору кураторов и художественному решению выставка может быть интересна не только любителям военной истории, но и посетителям, интересующимся искусством XIX в.


Анастасия Васильченко

Васильченко Анастасия Олеговна. Старший научный сотрудник Государственного исторического музея, хранитель фонда видовой графики, фотографии и живописи второй половины XIX века. Автор статей по темам истории русской гравюры и видовой фотографии, усадебной культуре и акварельного рисунка. Автор монографии «Глазами памяти» Образ русской усадьбы в фотографии. 1860-1920-е. М., 2016

Автор и сокуратор выставочных проектов: «Русский исторический портрет. Гравюра XVIII в. (2010-2011, ГИМ); «Романовы. Портрет династии» (2013-2014, ГИМ; 2013, Рязанский художественный музей; 2014 , Сахалинский краеведческий музей); «Образ русской усадьбы в фотографии. 1860-1920-е. (2015, РОСФОТО; 2016, ГИМ), «Москва в фотографиях Александра Губарева» (2017, Музей Москвы); «Шедевры русской графики из собрания Исторического музея. Рисунок и акварель. XVIII-XIX веков» (2017-2018, ГТГ) «Английское увлечение «бриллиантового князя». Воз­рож­дён­ная кол­лекция усадьбы Степановское-Волосово» (2019, ГИМ).

Драгоценные подарки к 200-летию 3-го гренадерского Перновского полка

Сокровища полковых музеев

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Геликон Ступак Интервью

Выставки театра Геликон-опера

Владислав Ступак, студент Российской ака­де­мии му­зыки име­ни Гне­си­ных. Спе­циаль­ность — ди­ри­жи­ро­ва­ние ака­де­ми­чес­ким
Художник Николай Базунов

Художник Николай Базунов

Сегодня наш гость художник Николай Базунов. Мы по­зна­ко­мились не­ожи­данно: на Ни­кит­ском буль­варе
Перейти К началу страницы