Подготовка выставки «Сокровища полковых музеев» привела к атрибуции ряда выставляемых предметов. О результатах исследования главному редактору журнала «Коллекция» Алексею Сидельникову (А.С.) расскажет хранитель фонда живописи второй половины XIX века ГИМ Анастасия Васильченко (А.В.).
Выставка открылась в Государственном Историческом музее 22 февраля 2024 года.
А.С.: Анастасия Олеговна, расскажите немного о том, что вообще такое «полковой музей».
А.В.: Полковые музея – это коллекции полковых реликвий и разнообразных предметов, которые как значимые вещи собирались и хранились в крупнейших полках империи. Фактически как музеи эти коллекции стали оформляется в последней четверти XIX в. Было издано даже несколько каталогов музеев. Важно осознавать, что эти собрания, как и явление гвардейского офицерства, быт и обычаи русских полков исчезли, были сметены русской революцией. И сейчас выставка в Историческом музее рассказывает об этих собраниях, а через них об этом исчезнувшем мире и отчасти о людях – носителях этой традиции. Собрания были разнообразны. Хранились они в полковых арсеналах, офицерских собраниях и библиотеках. Были в них реликвии — знамена, в том числе и трофейные, иконы, мундиры, разнообразное оружие, часто ещё XVIII века. Часто встречались дары и вклады членов правящей династии.
А.С.: С какой главной проблемой вы столкнулись при подготовке выставки?
А.В.: Выставка «Сокровища полковых музеев» послужила для нас поводом обратиться к истории заказа, владения и поступления в Исторический музей наших живописных и графических коллекций. То есть к тому, что на арт-рынке называется провенанс, а в музеях – история бытования. Обезличивание источника поступления – значимая музейная проблема, которой не всегда уделяется должное внимание. При том, что многие предметы находятся в музее уже около ста лет. Конечно, большая часть военных композиций и портретов поступила в Исторический музей в 1930 г. после расформирования Военно-исторического музея, располагавшегося в палатах князей Юсуповых в Харитоньевском переулке. Однако часть предметов просто не успели записать в учётную документацию и спустя 20-30 лет картины вносились уже без указания источника поступления. Кроме того, важно было уточнить историю заказа и судьбу картин до их попадания в Военно-исторический музей, созданный советской властью. С примечательными вещами это исследование началось задолго до начала работы над выставкой.
Часть предметов просто не успели записать в учётную документацию и спустя 20-30 лет картины вносились уже без указания источника поступления.
Первоначально живописных работ для выставки было отобрано пятидесяти – все они не просто имеют отношение к гвардейской культуре и военной тематике конца XIX века. Было точно установлено конкретное полковое собрание. Провенанс предметов выявлялся на основании редких печатных каталогов (например, каталога библиотеки лейб-гвардии Преображенского полка), рукописных описей собраний и фотографий. Например, в случае с Преображенским полком в наших огромных фотографических фондах были выявлены целые серии фотографий, запечатлевших офицерское собрание на Миллионной улице, а затем собрание, переехавшее на Кирочную улицу, и полковой музей. Установление точного полкового собрания, в свою очередь, позволило воскресить авторские названия отдельных картин, уточнить их датировки. В ряде случаев удалось узнать имена изображённых на картинах полковых командиров, солдат и офицеров.
А.С.: В Российской империи существовало великое множество полков. Собрания каких из них представлены на выставке?
А.В.: Значительная и самая примечательная коллекция, попавшая в ГИМ, связана с лейб-гвардии Преображенским полком. Собрание этого полка было особенно богато живописными полотнами и заказанными графическими сериями.
А.С.: Какие с Вашей точки зрения наиболее значимые экспонаты будут представлены на выставке?
А.В.: Удалось выявить целый ряд предметов, которые были пожалованы в полки императорами и великими князьями. Таким императорским даром и жемчужиной художественного собрания Преображенского полка стала работа придворного художника Адольфа Ладюрнера «Приход к Зимнему дворцу 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года», созданная в 1852 году. Благодаря фотографиям мы знаем, что картина находилась в кабинете командира полка великого князя Сергея Александровича в офицерском собрании на Миллионной улице, затем – в столовой офицерского собрания там же.
Картина «Приход к Зимнему дворцу 1-го батальона лейб-гвардии» – значимая реликвия Преображенского полка. Она создана по заказу императора Николая I для Преображенского полка и пожалована им в полк в 1852 году. Этим даром император желал подчеркнуть важность переломного для него момента декабристского восстания и отблагодарить преображенцев за верность. Спустя почти четверть века Николай I вернулся к судьбоносным событиям 1825 года, когда 1-й батальон преображенцев сыграл важную роль в защите будущего императора 14 декабря 1825 года. Он стал первой гвардейской частью, пришедшей на площадь по призыву нового императора. На полотне запечатлены солдаты батальона в шинелях, выстроившиеся вдоль фасада Зимнего дворца. Император Николай I обращается к преображенцам и пожимает руку командиру полка генерал-майору Н.А. Исленьеву (1785–1851).
Ещё один портрет императора Александра I исключительного художественного качества, находящийся в экспозиции музея 1812 года, благодаря фотографиям офицерского собрания удалось связать с коллекций Преображенского полка и датировать его на основании провенанса 1820-ми, а не 1840-ми годами, как было принято ранее.
Примечательно, что император изображён в парадном мундире лейб-гвардии Преображенского полка. Удалось уточнить датировку картины и установить, что «портрет императора верхом» был пожалован полку великим князем Михаилом Павловичем. Сохранился приказ генерал-адьютанта Н.А. Исленьева от 23 января 1826 года о прибытии офицеров «в новый дворец Его Императорского Высочества для принесения благодарности… за пожалованный им портрет». В конце XIX века портрет находился в библиотеке офицерского собрания лейб-гвардии Преображенского полка на Кирочной улице в Санкт-Петербурге.
Также в Преображенском полку имелась значительная группа картин с изображением служивших в нём офицеров и низших чинов конца 1820-х – 1830-х годов, которая на выставке представлена только одним полотном. Нам удалось установить, что вся эта серия картин принадлежала великому князю Михаилу Павловичу и была завещана им генерал-адъютанту Н.А. Исленьеву, командовавшему Преображенским полком с 1822 по 1833 годы. После кончины последнего в 1851 году картины были переданы в Преображенский полк. Фотографии в конце 1890-х годов запечатлели всю подаренную серию в малой столовой офицерского собрания лейб-гвардии Преображенского полка на Кирочной улице.
Информацию о том, кто изображён на картине, сохранил до нас печатный каталог. Помимо этого, к выставке была отреставрирована владельческая рама, сохранившая латунные таблички с именами изображённых: полковник Викентий Иванович де Бан-Скоротецкий, штабс-капитан Назимов, унтер-офицер Яков Константинов, гренадер Василий Котов, стрелок Яков Поротов, горнист Григорий Демидов.
Впервые экспонируется две замечательные работы бытописателя русской армии Адольфа Гебенса, Обе работы входят в серию картин конца 1840-х начала 1860-х годов, запечатлевших будни разных полков. Они созданы художником по заказу Собственного кабинета Его Императорского Величества и принадлежали императору Николаю I. В 1861 году картины находились в Александровском дворце Царского села. Полотна были пожалованы полку императором Александром II 19 февраля 1880 года «в память 25-летней годовщины назначения его шефом полка».
- Гебенс А.И. Квартирьеры лейб-гвардии Преображенского полка. 1848. Поступление: в 1938 году куплена у М.Я. Егорова, ранее – собрание лейб-гвардии Преображенского полка. ГИМ
- Гебенс А.И. Преображенцы пляшут под балалайку. 1851. Поступление: в 1938 году куплена у М.Я. Егорова, ранее – собрание лейб-гвардии Преображенского полка. ГИМ
В каталоге библиотеки лейб-гвардии Преображенского полка приведены имена изображённых: «ефрейтор роты Его Величества Ленк, правофланговый унтер-офицер роты Его Величества Алексеев, 3-й гренадерской роты его величества Юрасов и барабанщик Никулин».
Благодаря рукописной описи собрания Преображенского полка 1913 года удалось установить, что полку принадлежали две работы ведущих художников николаевской эпохи — Адольфа Ладюрнера и Карла Шульца. Ранее об истории их поступления в музей ничего не было известно. Обе картины были отреставрированы в мастерской музея и впервые показаны зрителю. В результате исследования уточнилось историческое название работы К. Шульца — «Преображенцы на привале». До этого работа носила в документации музея условное название «Маневры русской гвардии». В рукописной описи собрания полка указано, что работа Карла Шульца 1848 года принадлежала великому князю Константину Константиновичу и была пожалована им в офицерское собрание Преображенского полка в 1900 году, когда он покидал должность командира полка.
- Карл Карлович Шульц (1823–1876). Преображенцы на привале. 1848. ГИМ
- Ладюрнер А.И. Нижние чины 1-й гвардейской пехотной дивизии. 1846. ГИМ
Выставку украшают три овальных портрета императора Александра II, цесаревича Николая Александровича и цесаревича Александра Александровича кисти одного из ведущих портретистов второй половины XIX века Ивана Тюрина. Впервые они экспонировались на выставке «Романовы. Портрет династии» в 2012 года (кураторы Е.А. Лукьянов, А.О. Васильченко) и с тех пор они многократно участвовали в выставочных проектах. Характерно, что в 2012 году в каталоге ещё не знали о происхождении работ, и Н.А. Перевезенцева указывала, что они поступили в «1930 году из собрания Военно-исторического музея».
- Тюрин И.А. Портрет цесаревича Николая Александровича. 1865. ГИМ
- Тюрин И.А. (1824–1904). Портрет императора Александра II. Около 1865. ГИМ
- Тюрин И.А. Портрет великого князя Александра Александровича. 1865. ГИМ
Все три портрета к 1886 году уже находились в коллекции лейб-гвардии Преображенского полка.
Нам удалось уточнить, что все три портрета к 1886 году уже находились в коллекции лейб-гвардии Преображенского полка и первоначально украшали одну стену в гостиной офицерского собрания на Миллионной улице, затем — в гостиной собрания на Кирочной улице. Несомненно, это был единый официальный заказ, возможно, самого полка.
Обратим внимание любителей военной истории на изображения принца Александра Петровича Ольденбургского и князя Николая Николаевича Оболенского. Первоначально изображённые были атрибутированы как командиры преображенцев, затем работы реставрировались к выставке и впервые предстали перед зрителем.
Принц А.П. Ольденбурский командовал лейб-гвардии Преображенским полком с 12 сентября 1870 по 1 ноября 1876 года. В рукописном каталоге собрания полка указано, что портрет подарен им в полк в 1883 году. Удалось установить, что первоначально картина находилась в кабинете командира в офицерском собрании на Миллионной улице, затем – в гостиной офицерского собрания на Кирочной улице.
А.С.: Только лица императорской крови, дарили полку картины?
А.В.: Нет, например, портрет князя Н.Н. Оболенского (командир полка с 1876 по 1887 годы) был заказан самим князем и подарен полку в 1887 году, когда он оставлял свой пост. Кроме того, были художники, служившие в полках, которые дарили свои работы. На выставке представлен портрет императора Петра I исполненный 1887 г. крупным военным деятелем и неплохим художником Е.С. Саранчовым. Работа была подарена автором полку, в котором художник начинал свой путь — 12-го гренадерскому Астраханскому Его Величества полку.
Вообще, это была распространённая традиция — дарить свой портрет в связи с оставлением полка. Например, в собрании Преображенского полка сохранился портрет ещё одного его командира — великого князя Константина Константиновича. На основании рукописной описи собрания 1913 года удалось выяснить, что портрет был заказан великим князем и подарен полку в 1900 году. Портрет, несомненно, программный: великий князь запечатлён на фоне четырёхэтажного здания казарм 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка, располагавшихся на углу Миллионной улицы и набережной Зимней Канавки. На втором плане справа запечатлены музыканты 1-го батальона полка. Картина находилась в гостиной офицерского собрания лейб-гвардии Преображенского полка на Кирочной улице. Благодаря фотографиям, запечатлевшим портрет в интерьерах, удалось выявить в нашем собрании его уникальную раму. «Родная» рама – значительная часть живописного образа. Если хотите, владельческая рама как мундир для военного – демонстрирует не только звание и статус, но зачастую полностью меняет восприятие смотрящего. Однако, к нашему сожалению, рама не была отреставрирована к выставке.
А.С.: Кроме Преображенского полка, присутствуют ли на выставке картины из других полковых собраний?
А.В.: Конечно, но в значительно меньшем количестве. Отметим лишь хорошо известный портрет императора Николая II работы Г.М. Манизера и великого князя Михаила Николаевича кисти М.Г. Соколова, также впервые явленный публике на выставке «Романовы. Портрет династии» (ГИМ; 2012, кураторы Е.А. Лукьянов, А.О. Васильченко). В случае с портретом императора, изображённым в мундире лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии полка, удалось обнаружить фотографию, подтверждающую заказ изображения шефа полком. Фотография запечатлела группу офицеров в полковом собрании, на стене которого хорошо виден портрет императора.
Также на выставке представлен портрет великого князя Михаила Николаевича, который происходит из собрания лейб-гвардии Конно-гренадерского полка, шефом которого он являлся. В каталоге музея полка 1912 года обозначено, что портрет, «писанный Соколовым… в натуральную величину, в полковой парадной форме» подарен великим князем Дмитрием Константиновичем, командовавшим полком с 1892 по 1903 годы. Любопытно, что предыдущей портрет сгорел в пожаре 15 февраля 1910 года. Таким образом, портрет уже почившего шефа полка был разыскан великим князем и подарен в день полкового праздника 13 июня 1910 года взамен утерянного.
А.С.: А какие вещи не смогли попасть на выставку?
А.В.: На самом деле, к моему большому сожалению, целый ряд знаковых вещей не попали на выставку. Отдельные картины находятся в экспозиции музея 1812 года, часть — в постоянной экспозиции основного здания музея. Пожалуй, самые примечательные из них — два громадных портрета императоров Александра III и Николая II. Оба заказаны Преображенским полком в 1896 году и украшали парадный зал нового Офицерского собрания полка на Кирочной улице. Портрет императора Александра III исполнен Н.Д. Дмитриевым-Оренбургским. Парный портрет императора Николая II — И.Е. Репиным. Художники разместили венценосных изображённых в нестандартном антураже деревянных построек в русском стиле. Хотя мы долгое время не знали историю полкового заказа двух полотен, необычная для императорского портрета архитектура не давала покоя. В середине 2010-х годов наконец удалось установить, что на обоих портретах изображено офицерское собрание Преображенского полка в Большом лагере под Красным Селом. Александр III запечатлён внутри большого зала с накрытым столом, а Николай II представлен Репиным снаружи на фоне окна с резным наличником.
А.С.: Но ведь на выставке представлены далеко не только картины?
А.В.: Да, разумеется. Наши посетители могут увидеть далеко не только живопись. Кроме картин, на выставке показаны акварельные серии портретов офицеров и рисунки, запечатлевшие военные будни трофейное оружие, полковое обмундирование, предметы ювелирного искусства, эффектные серебряные группы и сервизы, даже посмертная маска Петра I из серебра, мундиры в том числе и шефов полков – богатая и яркая палитра предметов, складывающаяся в очень эффектную экспозицию. Узнать отдельную историю почти каждого экспоната на выставке можно благодаря подробным электронным этикеткам. Благодаря отбору кураторов и художественному решению выставка может быть интересна не только любителям военной истории, но и посетителям, интересующимся искусством XIX в.
Васильченко Анастасия Олеговна. Старший научный сотрудник Государственного исторического музея, хранитель фонда видовой графики, фотографии и живописи второй половины XIX века. Автор статей по темам истории русской гравюры и видовой фотографии, усадебной культуре и акварельного рисунка. Автор монографии «Глазами памяти» Образ русской усадьбы в фотографии. 1860-1920-е. М., 2016
Автор и сокуратор выставочных проектов: «Русский исторический портрет. Гравюра XVIII в. (2010-2011, ГИМ); «Романовы. Портрет династии» (2013-2014, ГИМ; 2013, Рязанский художественный музей; 2014 , Сахалинский краеведческий музей); «Образ русской усадьбы в фотографии. 1860-1920-е. (2015, РОСФОТО; 2016, ГИМ), «Москва в фотографиях Александра Губарева» (2017, Музей Москвы); «Шедевры русской графики из собрания Исторического музея. Рисунок и акварель. XVIII-XIX веков» (2017-2018, ГТГ) «Английское увлечение «бриллиантового князя». Возрождённая коллекция усадьбы Степановское-Волосово» (2019, ГИМ).
Драгоценные подарки к 200-летию 3-го гренадерского Перновского полка
__________________
>>><<<