В Московском аукционном доме 14 апреля 2024 г. состоялись торги, посвящённые наследию императорской династии Романовых. Центральное место в собрании заняли 43 акварельные работы Великой княгини Ольги Александровны, младшей дочери Александра III и сестры Николая II. В ходе торгов был установлен исторический рекорд стоимости продажи её работ: акварель «Со службы» 1920-30 гг. ушла с молотка за 7 миллионов рублей, что в 2,5 раза превышает предыдущий максимум аукциона Christie’s. Также за 3,1 миллион рублей был продан «Пейзаж провинциального города», в 8 раз дороже старта.
Итоговая стоимость продажи всей коллекции составила 60 миллионов рублей
Помимо акварелей Ольги Александровны, на торгах оказались редкие артефакты, связанные с домом Романовых – личные автографы императоров, портреты монархов кисти известных художников и старинные иконы. Итоговая стоимость продажи всей коллекции составила 60 миллионов рублей, превысив эстимейт в 2 раза.
«Мы предвидели ажиотаж к работам Ольги Александровны, которая наконец обретает свое место в истории не только в качестве царственной особы, но и как художница высокого уровня. Крупнейшее собрание её работ в начале апреля было передано в фонд Русского музея. Сейчас на наш аукцион вышла вторая в мире по количеству вещей коллекция, самая дорогая на арт-рынке. Практически все акварели нашли новых владельцев. Это доказывает растущий интерес ценителей искусств к творчеству Ольги Александровны, работ которой на самом деле до нас дошло не так много. Поэтому потенциал и стоимость произведений будет только расти. Тому подтверждение и то, что Московский аукционный дом обновил рекорд Christie’s 2014 года — 27 тысяч долларов США. Акварель «Со службы» сегодня была продана за сумму, эквивалентную 75 тысяч долларов США, практически в 3 раза дороже», – подводит итоги торгов Сергей Подстаницкий, историк искусств, коллекционер и сооснователь Московского аукционного дома.
Отмечается, что стартовая стоимость небольшой акварели размером 18х22 см составляла 400 тысяч рублей.
Второй громкой продажей аукциона стал акварельный «Пейзаж провинциального города», который княгиня написала в 1920-30-х годах в эмиграции. Лист размером 15х21 см был приобретён за 3,1 миллиона рублей, в 8 раз дороже старта.
Сообщается, что на торгах вниманию коллекционеров также были представлены исторические документы за подписью императоров, прижизненный портрет Петра I, оригинальные произведения Василия Тропинина, Джорджа Доу, Василия Голике, Сергея Соломко, икона придворного иконописца Василия Гурьянова. Стоимость продажи всей коллекции составила 60 миллионов рублей.
Арина Дмитриева Пресс-служба Аукционного холдинга 14.04.2024
Московский аукционный дом 14 апреля 2024 г. представит к торгам коллекцию из 43 акварельных рисунка Ольги Александровны Романовой, младшей дочери Александра III, сестры Николая II и последней княгини Российского императорского дома. После Государственного Русского музея это второе крупнейшее в мире собрание её работ и самое дорогое из когда-либо выходивших на открытый арт-рынок. Его общая стоимость оценивается экспертами в 30 миллионов рублей, а цены на отдельные акварели варьируются от 500 тысяч до 1,5 миллионов рублей.
Уникально и то, что собрание произведений Ольги Александровны такого масштаба оказалось на аукционе в первый и, вероятно, единственный раз:
«Ранние работы княгини практически не сохранились. В эмиграции, на которую пришелся наиболее плодотворный период творчества, на средства от продажи искусства Ольга Александровна поддерживала семью и занималась благотворительностью. Поэтому основной объем рисунков еще при ее жизни перешел в руки частных коллекционеров и друзей. Вещи, унаследованные потомками царской династии, в 2023 году были переданы в дар Государственному Русскому музею. До настоящего момента это по сути была единственная известная коллекция Ольги Александровны. На формирование собрания, которое будет представлено при поддержке Московского аукционного дома, ушли годы. Акварели без преувеличения собирались по всему миру. Подлинность каждой подтверждена экспертизой НИНЭ им. П.М. Третьякова», — комментирует Сергей Подстаницкий, коллекционер, историк искусств и сооснователь аукционного дома.
Сорок три акварельных рисунка Великой княгини Ольги Александровны — дочери Александра III
от 30.000.000 рублей
Собрание произведений Ольги Александровны такого масштаба оказалось на аукционе в первый и, вероятно, единственный раз — так как её работы ещё при жизни ушли в руки частных коллекционеров, а наследники всё передали в Русский музей [Прим. ред. — Передана в дар Русскому музею коллекция акварелей Великой княгини Ольги Александровны и мемориальных предметов семьи императора Александра III, принадлежащие Фонду «Святой Екатерины»]. Кроме того, в рамках мероприятия будет презентована коллекция автографов Императоров и издания, посвящённого Великой княгине.
Акварели Великой княгини Ольги Александровны в Русском музее
Автором идеи и составителем коллекции торгов выступил коллекционер Иван Павлов совместно с сооснователями Московского Аукционного дома Сергеем Подстаницким, Александром Поповым и Фёдором Светлаковым.
- Ольга Александровна Романова. Земляника. 1920/1930
- Ольга Александровна Романова. Цикламены на фоне рождественской ёлки. 1930-е
- Ольга Александровна Романова. Перикалисы и кливии. 1920-1930
- Ольга Александровна Романова. Букет цветов в вазе. 1930-е
Аукцион «Сокровища императорской России. Акварели великой княгини Ольги Александровны»
Аукцион представит уникальное собрание произведений, созданных одной из наиболее известных личностей русской истории из династии Романовых. Каталог собрал 43 искусные акварели, каждая из них является подлинным произведением искусства. Временные рамки – от дореволюционного 1911 года по 1950-е годы.
Безусловный топ-лот аукциона акварель «Пасхальное чаепитие» (1930-е годы) – прекрасно передаёт светлый дух главного православного торжества. На картине изображён накрытый белой скатертью стол, где стоят различные угощения. В этой работе праздничное застолье приобретает вневременной характер — картина никогда не утратит своей уютной, домашней торжественности и обаяния.
Другая важная работа – «Балкон с лестницей летнего дворца в Видоре» (1930-е годы). Этот небольшой дворец неподалеку от Копенгагена был куплен вдовствующей императрицей Марией Федоровной и королевой Англии Александрой в 1907 году после смерти их отца короля Дании Кристиана IX, чтобы приезжая на родину иметь возможность встречаться, чувствуя себя хозяевами, а не гостями. Именно в Видоре скончалась Мария Фёдоровна.
«Излюбленные сюжеты Великой княгини — цветы и пейзажи. Ее работы воздушные, весенние, уютные и очень тёплые. Это тонкий акварельный мир будто не коснулись трагические события первой половины XX века», — комментирует Сергей Подстаницкий, коллекционер, историк искусств и сооснователь Московского аукционного дома.
Среди цветов фаворитами Ольги Александровны были перикаллисы, кливии и цикламены, которые часто становились главными «героями» её нежных акварелей. Их мы видим среди представленных на аукцион работ: «Перикаллисы и кливии» 1920 гг, «Букет полевых цветов в вазе». 1930-е гг., «Перикалисы в горшках на подоконнике» 1940-е гг.
Многие акварели Ольги Александровны посвящены пейзажам. Где бы не находилась Великая княгиня, окружающая природа становилась для неё сказочным местом и источником вдохновения. В этом разделе аукциона будет представлено сразу шесть акварельных рисунков: «Осенняя клумба» 1930-е гг, «Луг. Ромашки и полевые цветы» 1930/40 гг., «Лилейник в саду» 1930-е гг., «Пейзаж с полем и фермой» 1930-е гг, «Цветущие мальвы» 1930/40 гг., «Луг. Ромашки и клевер» 1930/40 гг.
Ольга Александровна также часто выбирала для своих работ пейзажи с памятниками церковного искусства. В каталоге аукциона содержится восемь таких произведений: «Пейзаж с тополями и церковью» 1912 г., «У церковной ограды» 1920-е гг, «Со службы. 1920/30 гг., «Осенний пейзаж с рекой и церковью» 1920-е г, «Золотая осень» 1940-е., «Зимний пейзаж с церковью» 1930-е гг., «Пейзаж провинциального города» 1920/30 гг., «Церковь в Малороссии» 1920-е гг.
- Ольга Александровна Романова. Пейзаж с тополями и церковью. 1912
- Ольга Александровна Романова. Церковь в Малороссии. 1920-е
- Ольга Александровна Романова. Осенний пейзаж с рекой и церковью. 1920
Помимо акварелей авторства Великой княгини на торгах 7 апреля будет представлено несколько вещей, связанных непосредственно с домом Романовых. В частности, серия указов с автографами императоров Александра I, Александра II и Александра III. А также документ за подписью Великого князя Николая Павловича, датируемый 1825 годом.
Кроме того, в собрание вошел уникальный прижизненный портрет императора Петра I 1710-х годов. Известно, что картина находилась в коллекции знаменитого танцовщика и хореографа Сержа Лифаря, а также участвовала в Историко-художественной выставке русских портретов в Таврическом дворце (Петербург, 1905).
- Ольга Александровна Романова. Охотничий домик. Дания. 1930-е
- Ольга Александровна Романова. Пейзаж провинциального города. 1920/1930
Великая княгиня Российского императорского дома Ольга Александровна Романова (1 [13] июня 1882, Петергоф, Санкт-Петербургская губерния — 24 ноября 1960, Торонто) — младшая дочь императора Александра III Александровича и императрицы Марии Фёдоровны — после Николая (последний император), Александра, Георгия, Ксении и Михаила. Родоначальница династии Куликовских-Романовых. Художница. А, как известно и по воспоминаниям современников, и по личному впечатлению, Ольга Александровна — хорошая художница. Её увлечение живописью всячески поддерживалось в семье. Для обучения к девочке был приглашен художник Карл Лемох, затем она училась у таких известных мастеров как Владимир Маковский, Константин Крыжицкий, Сергей Виноградов и Станислав Жуковский.
До 1917 года Великая княгиня систематически занималась живописью и даже участвовала в выставках, однако не стремилась сделать такой род занятий своей профессией. Работы Ольги Александровны практически не поступали на рынок, она дарила их родственникам и друзьям, редко отдавала их на благотворительные базары и всегда подписывалась лаконично – О.А. (позднее, в эмиграции – Olga).
- Ольга Александровна Романова. Проект почтовой марки Канады номиналом 10 центов. Рисунок наклеен на бумагу, на которой карандашом написано «OLGA» и «№3». 1950-е
- Ольга Александровна Романова. Фиалки и цикламены в горшках на окне. 1950-е
«Скромная и непритязательная в быту Ольга Александровна пленяла людей своей добротой и желанием прийти на помощь. По рисункам Ольги Александровны печатались открытки благотворительными общинами, в пользу военных, ушедших на фронт в годы Первой мировой войны. Ольга Александровны работала в госпитале сестрой милосердия, заботилась о раненых. Однажды обходя окопы, она оказалась под австрийским артиллерийским обстрелом, за проявленную храбрость была награждена Георгиевской золотой медалью», — рассказывает Иван Павлов, составитель коллекции аукциона и автор научного издания о творчестве и судьбе княгини.
После Октябрьской революции Ольга Александровна с мужем и сыновьями жила в Дании у матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Затем она перебралась в Канаду, где вела уединённый образ жизни. В «новой жизни» финансовый вопрос встал очень остро. Благодаря таланту и личности Великой княгини, работы Ольги Александровны выставлялись на вернисажах по всей Европе и в Америке.
«Одних интересовала представительница рухнувшей империи, других — история любви и крепкого брака дочери и сестры императора с простым офицером, третьи ждали скандальных историй. Но именно искусство позволило ей сохранить политическую и финансовую независимость», — комментирует Павлов.
Ольга Александровна прожила долгую и плодотворную жизнь, пережила всех детей императора Александра III. Она написала около 2000 картин, доходы от продажи которых позволяли ей поддерживать семью и заниматься благотворительностью, помогая нуждающимся эмигрантам.
Сейчас работы Ольги Александровны хранятся в ведущих музеях и культурных институциях – Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Новгородском музее-заповеднике.
- Ольга Александровна Романова. Пасхальное чаепитие. 1930-е
- Ольга Александровна Романова. Цветы, освещённые солнцем. 1930-е
Приведём несколько выдержек из книги Йена Ворреса «Великая княгиня Ольга Александровна»
Однако у матери и дочери были, по крайней мере, два общих интереса, которые могли бы легко сблизить их обеих. Императрица Мария Фёдоровна обожала живопись, хотя ни в Дании, ни в России не получила настоящего художественного образования. В одной из галерей впоследствии висела ее картина – портрет кучера в натуральную величину. Её младшая дочь проявила талант художницы в столь раннем возрасте, что Император решил пригласить к ней настоящего учителя живописи.
– Мне разрешили держать в руках карандаш даже на уроках географии и арифметики. Я лучше усваивала услышанное, если рисовала колосок или какие-нибудь полевые цветы [Талант Великой княжны (а затем княгини) развивался и зрел. Её натюрморты и пейзажи были восхитительны, и она продолжала рисовать до конца своих дней.]. …
Однако пребывание в Аничковом дворце имело для юной Великой княжны и светлую сторону. … Вернувшись к себе в Аничков дворец, она старательнее рисовала и писала маслом. …
Кстати, мой собственный гардероб зачастую приводил меня в ярость, хотя я, по существу, была равнодушна к своей одежде. Но, разумеется, я не имела права выбора, о чём бы ни шла речь. До чего я ненавидела всякую отделку! Больше всего мне нравилось льняное платье, которое я надевала, когда рисовала! …
Великая княгиня часто отлучалась из Хэмптон-корта, что лишь прибавляло забот Скотланд Ярду.
– Я обрадовалась задержке, – призналась мне Ольга Александровна. – Мне нужно было повидаться со столькими людьми. Я даже сумела отыскать родственников моей старой милой Нана. Надо было увидеться и с Джимми, который, уйдя в отставку, поселился в Букингемшире. Мы с ним пили чай. На стене у него висела одна из моих картин. Увидев её, я воскликнула: “Я и не знала, что умею так хорошо рисовать”. …
Надо с грустью отметить, что со смертью мужа для Ольги Александровны исчез смысл существования. А мир сузился до размеров её тесной жилой комнаты. Но она по-прежнему гуляла в саду, если стояла хорошая погода. Рисовала и время от времени выставляла на продажу свои изысканные натюрморты с цветами.
Цит. по Йен Воррес. Великая княгиня Ольга Александровна. Мемуары. Изд. Захаров. 2004
Отмечается, что все 43 акварели были введены в научный оборот и опубликованы в книге-резоне — первом научном издании, посвящённом творчеству Великой княгини. В рамках предаукционной выставки состоится презентация книги, которая получила название «Ольга Александровна. Сестра последнего императора». Тираж ограничен, но каждый коллекционер, который приобретёт акварель Ольги Александровны, получит экземпляр в подарок. Авторами-составителями издания выступили коллекционер Иван Павлов, а также эксперты НИНЭ им. Третьякова, искусствоведы Екатерина Соколова и Юлия Чайкина. В создании каталога также принял участие историк искусств Сергей Подстаницкий.
Ольга Александровна. Сестра последнего императора: каталог работ, находящихся в частных собраниях / авт.-сост.: И. Павлов. — М.: Грифон, 2023
Арина Дмитриева Пресс-служба Аукционного холдинга 21.03.2024 4.04.2024
Московский аукционный дом
Особняк Ф.С. Коробова
Москва, Большой Овчинниковский переулок, 22, стр. 3
14 апреля 2024 г. в 17.00
До 13 апреля там же проходит предаукционная выставка, открытая для посещения
Акварели Великой княгини Ольги Александровны в Русском музее
__________________
>>><<<