Статья продолжает серию исторических расследований под условным названием «О чём рассказывает фотография». В предыдущей статье «Герои с подводной лодки «Минога». Кто они?» рассматривалась возможность установления фамилии моряков из экипажа «Миноги», запечатлённых на фотографии в ноябре 1915 года. Но среди подводников русского флота экипаж «Миноги» не был лидером по полученным Георгиевским наградам.
В годы Первой мировой войны среди подводников были почти целые экипажи подлодок получившие Георгиевские награды, среди них моряки балтийской подводной лодки «Окунь».
Известна фотография экипажа подводной лодки «Окунь» после награждения Георгиевскими крестами, данная фотография размещена на многих интернет площадках, и первоисточник установить сложно.
Но эта фотография не подписана и не известно, кто же все люди, запечатлённые на ней. Но в статьях с фотографией часто можно увидеть и приказы о награждении экипажа подводной лодки «Окунь» Георгиевскими крестами. Как например на сайте «Награды императорской России 1702-1917 гг.»[1]
Приказы о награждении экипажа подводной лодки «Окунь» Георгиевскими наградами
Исходя из данных этих документов групповая фотография сделана после награждения экипажа подводной лодки «Окунь» Георгиевскими крестами по приказу №649 от 19 июля 1915 г.[2]
Всего по выявленным приказам за подвиги в годы Первой мировой войны экипаж подлодки «Окунь» получил 25 Георгиевских наград:
- Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени – 1;
- Георгиевское оружие – 1;
- Георгиевских крестов 3-й степени – 1;
- Георгиевских крестов 4-й степени – 15;
- Георгиевских медалей 3-й степени – 1;
- Георгиевских медалей 4-й степени – 6.
В этой статье попробуем установить поимённо людей на этой фотографии, а также разберём за какие подвиги они получили награды.
Для начала немного расскажем про саму подводную лодку «Окунь».
Подводная лодка «Окунь»
Заложена на Балтийском заводе 18 марта 1904 года как пятый корпус по проекту «подводного миноносца № 140», и 31 августа 1904 года спущена на воду. Однотипными с подлодкой «Окунь» были: «Касатка», «Скат», «Налим», «Макрель», «Фельдмаршал граф Шереметев».
Подводная лодка «Окунь» в разные годы службы. Фото из свободных источников
До сентября 1904 года на корабле производились переделки, вызванные опытом эксплуатации головной подводной лодки в серии — «Касатки». В ходе этих работ в средней части над выдвижными устройствами было установлено ограждение (рубка) и увеличилась площадь горизонтальных рулей. До марта 1906 года «Окунь» числился миноносцем, затем был переклассифицирован в подводную лодку. Летом 1907 года лодка зачислена в состав Учебного отряда подводного плавания. Ввод в строй подлодки «Окунь» задержался из-за переделок и доработок на Балтийском заводе и состоялся 7 июля 1908 года.
Подводная лодка «Окунь» участвовала в Первой мировой войне, совершила семь боевых выходов и несколько раз пыталась атаковать вражеские корабли.
Среди походов «Окуня» наиболее интересны два.
21 мая (3 июня) 1915 года в 04:40 утра лодка под командой старшего лейтенанта В.А. Меркушева вышла из Аренсбурга на позицию перед Ирбенским проливом в 20 милях к западу от маяка Люзерорт. В 20:10 обнаружила отряд германских броненосных крейсеров в составе «Prinz Adalbert», «Prinz Heinrich» и «Roon», шедших в охране 10 миноносцев, и пыталась атаковать крейсеры, прорвавшись через линию миноносцев охранения. Идя под водой и полагая по шуму винтов, что лодка миновала линию миноносцев, Меркушев всплыл под перископ для атаки. В момент залпа четырьмя торпедами, в перископ был обнаружен в 40 метрах от лодки, идущий на неё полным ходом немецкий миноносец «G-135». Срочно погрузившись, лодка всё же оказалась под миноносцем, который, пройдя над ней, сильно согнул перископ, однако не причинил каких-либо более серьезных повреждений.
Выпущенные торпеды попаданий не имели. Дождавшись ухода германских миноносцев, которые искали лодку, командир после четырёх часов нахождения под водой всплыл и осмотревшись направился под берег к Михайловскому маяку, где находились русские миноносцы. Главной целью неприятельской эскадры являлся прорыв в Рижский залив. Из-за атаки подлодки корабли вернулись на базу. 22 мая в 18:20 лодка ошвартовалась в Аренсбурге. За эту атаку, командир лодки был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени, его помощник мичман З.А. Лисс — анненское оружие с надписью «За храбрость», а команда — Георгиевских крестов 4-й степени.[3]
14 (27) июня 1915 года в 3 часа ночи подводная лодка «Окунь» вышла из Куйваста в боевой поход в районе западнее Ирбенского пролива. В 17:45 находясь в 6 милях севернее Виндавы, начала самостоятельное движение (до этого шла на буксире у конвойного эсминца).
15 (28) июня в 01:40 обнаружила шлюпку под парусом. В 09:10 ошвартовалась у южного мола виндавского аванпорта в ожидании дальнейших инструкций. В 12:00 получила указание об атаке крейсера. Снялась со швартов и в 12:30 обнаружила дымы кораблей (броненосец береговой обороны «Beowulf», лёгкие крейсера «Augsburg» и «Lübeck», два миноносца и шесть тральщиков) и начала подготовку к выходу в атаку. В 14:30 стала на подводный якорь в ожидании начала движения кораблей противника. С 16:50 до 20:47 маневрировала в ожидании возможности для атаки. В 20:50 с расстояния 4-5 кабельтов тремя торпедами атаковала крейсер «Bremen» в охранении двух миноносцев. Торпеды в цель не попали, но крейсер прекратил вести огонь из орудий и вышел из боя. Выполнив маневр уклонения, подводная лодка начала возвращение в базу. 16 июня прибыла на Аренсбургский рейд к борту транспорта «Хабаровск». Действия русских эсминцев и подводных лодок сорвали артиллерийский обстрел Виндавы. Командир подводной лодки Меркушев В.А. был награждён Георгиевским оружием и кавалерским крестом французского ордена Почётного Легиона. Подробнее об этом походе лодки «Окунь» в приложении №1.
Экипаж подводной лодки принял участие в Февральской революции. Лодка участвовала в Гражданской войне, входила в состав боевых подразделений в Каспийском море. 21 ноября 1925 года в связи с износом всех механизмов была сдана для разборки на металл.
Атрибуция людей на фото
Теперь попытаемся установить фамилии людей, запечатлённых на фотографии экипажа подлодки «Окунь» после награждения Георгиевскими крестами. Для удобства атрибуции пронумеруем членов экипажа на фото. Назовем это фото основным или групповым №1, так как в работе будем использовать и другие групповые фотографии экипажа этой лодки.
Проводя сбор дополнительной информации об экипаже, нам попалось довольно много фотографий моряков подводной лодки «Окунь»: как индивидуальных, так и групповых. Причём, некоторые из них были подписаны. Это вселяло надежду в установлении фамилий многих людей на фотографии №1.
Отметим и ещё одну интересную деталь: у троих моряков под №6, №10 и №11 кроме крестов есть ещё и Георгиевские медали 4-й степени которые, они получили ранее согласно приказу №301 от 17 мая 1915 года, а их фамилии (Высоцкий Ананий, Лейкардт Бернгард, Дьячков Михаил) были опубликованы в Циркуляре № 353 от 15.05.1915 г. Что тоже поможет в дальнейшем в установлении их на фото.
На форуме forums-su.com[4] продавалась фотография группы унтер-офицеров подводной лодки «Окунь». Она подписана на обороте и на ней можно узнать дату съëмки 6 января 1915 года, а у некоторых матросов рассмотреть нашивки воинских званий. Пронумеруем для наглядности людей на ней, а саму фотографию будем называть групповым фото №2.
Благодаря подписям мы знаем, что на фото изображены:
- Лейкардт Бернгард Карлович — минно-машинный унтер-офицер 1 статьи. На первом фото он под №6.
- Заблоцких Михаил Афанасьевич — рулевой унтер-офицер. На основном фото он под №17.
- Цыпленков Сергей Григорьевич — минно-машинный унтер-офицер 1 статьи. На фото №1 его нет.
- Глотов Сергей Дмитриевич — моторист. На первом фото он предположительно под №2.
- Таннэ Петр Петров — моторный унтер-офицер 1 статьи. На основном фото он предположительно под №4.
Есть ещё одна групповая фотография 1916 года, представлена она на сайте Гокаталог.рф в трёх копиях, отличающихся картонным бланком, на котором наклеена фотография и одна без подложки. На ней изображены 8 моряков с подводной лодки «Окунь»
Хотя оно не подписано, но некоторые люди на нём узнаваемы. У четверых есть кресты, а у одного медаль. Пронумеруем для наглядности людей на ней, а саму фотографию будем называть групповым фото №3.
На фото изображены:
- Пескарёв Роман Владимирович – рулевой боцманмат. На фото №1 он под №16.
- Неизвестный с медалью
- Неизвестный унтер-офицер с крестом
- Цыпленков Сергей Григорьевич — минно-машинный унтер-офицер 1 статьи. На фото №1 его нет.
- Заблоцких Михаил Афанасьевич — рулевой унтер-офицер. На основном фото он под №17.
- Неизвестный
- Неизвестный с крестом
- Лапин Иван Никитич – машинный унтер-офицер 2 статьи. На фото №1 он тоже под №8.
Есть ещё одна групповая фотография 1915 года трёх моряков в белых полотняных рубахах. Это фото из коллекции фотографий Пескарева и представлена на сайте Гокаталог.рф. Хотя фото не подписано, но лица не ней узнаваемые на других групповых и одиночных фотоснимках. Эту фотографию будем называть групповым фото №4. На ней первый сидящий на стуле предположительно Лейкардт Бернгард, а второй однозначно Пескарев Роман. Но наиболее интересен третий стоящий. Этот неизвестный запечатлён под №14 на основном фото. На этих фотографиях на погонах у него нет нашивок. Также есть отдельная фотография этого неизвестного, на которой отчётливо виден штат минёра. Что даёт нам его воинское звание (должность) минёр или электрик, и по нему возможность найти его среди оставшихся неизвестных. Из оставшихся пока неизвестными воинское звание электрик имел Попов Даниил, так что скорее всего это он.
Также обнаружены одиночные портреты моряков Пескарёва Романа Владимировича, Лапина Ивана Никитича, Панарьина Дмитрия Ивановича. В большей части это фотографии из коллекции Пескарёва которые хранятся в фондах Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге и представлены на сайте Гокаталог.рф.
Всё это помогает сделать атрибуцию большинства людей на фото №1.
- Неизвестный
- Глотов Сергей Дмитриевич? – моторист.
- Неизвестный
- Таннэ Петр Петров? – моторный унтер-офицер 1 статьи.
- Неизвестный рулевой, есть отдельная его фотография
- Лейкардт Бернгард Карлович — минно-машинный унтер-офицер 1 статьи.
- Неизвестный
- Лапин Иван Никитич – машинный унтер-офицер 2 статьи.
- Панарьин Дмитрий Иванович? — электрик. Есть отдельный фотопортрет.
- Высоцкий Ананий Иович — моторный унтер-офицер 1 статьи.
- Дьячков Михаил Федорович — минный унтер-офицер 1 статьи.
- Меркушев Василий Александрович – старший лейтенант, командир подводной лодки «Окунь».
- Лисс Зигфрид Александрович – мичман.
- Попов Даниил Кириллович? — электрик, есть отдельная его фотография
- Неизвестный
- Пескарёв Роман Владимирович – рулевой боцманмат.
- Заблоцких Михаил Афанасьевич – рулевой унтер-офицер.
Экипаж подводной лодки «Окунь»
О командире подводной лодки «Окунь» старшем лейтенанте Меркушеве Василии Александровиче тут писать не буду. О нём я ранее написал биографическую статью, размещённую на сайте Lesta Games Wiki и с ней при желании, можно ознакомится там[5].
ЛИСС Зигфрид (Карл Герберт Зигфрид) Александрович — мичман, помощник командира подводной лодки «Окунь». Дополнительные сведения. Родился 1 апреля 1886 года. С 1911 года в чине мичмана. За атаку 21 мая 1915 года награждён орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Произведён в лейтенанты 6 декабря 1915 года. В 1917 году лейтенант, старший офицер (и ротный командир) спасательного судна «Волхов». Дальнейшая судьба не известна. На основном фото под №13.
Ниже приведём выявленные сведения о нижних чинах лодки, служивших на «Окуне» в годы Первой мировой войны.
БЕЛОВ Михаил Минаевич — подводная лодка «Окунь», минный машинист. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12286 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести»[6]. Дополнительных сведений нет.
ВЫСОЦКИЙ Ананий Иович — подводная лодка «Окунь», моторный унтер-офицер 1 статьи. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12282 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести»[7]; Георгиевская медаль 4-й степени № 269628[8]. Дополнительные сведения. Уроженец села Хреновка Жадановской волости Липовецкого уезда Киевской губернии. На 27.01.1917 г. болел.[9] На основном фото под №10.
ГЛОТОВ Сергей Дмитриевич — подводная лодка «Окунь», моторист. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12283 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести»[10]. Дополнительные сведения. Уроженец села Кулебаки Сноведской волости Ардатовского уезда Нижегородской губернии.[11] Машинист 1 статьи, переведён на подводную лодку «Кугуар». Заболел, поступил в морской госпиталь морской крепости им. Петра Великого 31 декабря 1916 г.[12] и 11 марта 1917 г.[13] Дальнейшая судьба не установлена. На основном фото под №2, на втором фото под №4.
ДОНСКОВ Пётр Иванович — подводная лодка «Окунь», минный машинист. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12287 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести»[14]. Дополнительных сведений нет.
ДЬЯЧКОВ Михаил Федорович — подводная лодка «Окунь», минный унтер-офицер 1 статьи. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12272 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести.»; Георгиевская медаль 4-й степени № 269629.[15] Срок службы 1905 года. С 10 января 1912 года на сверхсрочной службе.[16] На основном фото под №11.
ЕФРЕМОВ Лаврентий Фокеевич — подводная лодка «Окунь», электрик унтер-офицер 2 статьи. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12273 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести»[17]; Георгиевская медаль 4-й степени № 486592 «За отличную работу при выполнении особо важной в военном отношении операции, согласно ст. 158 Статута Георгиевской медали».[18] Дополнительных сведений нет.
ЗАБЛОЦКИЙ Михаил Афанасьевич — подводная лодка «Окунь», рулевой унтер-офицер. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12279 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести»[19]. Уроженец деревни Сарда Уржумского уезда Вятской губернии. Окончил четыре класса церковно-приходской школы, женился. В 23 года призван на военную службу и отправлен на трёхмесячное обучение на старшего группы рулевых подводной лодки. После окончания учёбы, на подводной лодке «Окунь», на которой командовал рулевыми. Прослужил на «Окуне» семь лет. Во время Гражданской войны участвовал на стороне большевиков в обороне Казани от белогвардейцев, затем вернулся на «Окунь», который был на Каспийское море, где шли бои с англичанами за освобождение Баку. В 1922 году оставил службу и вернулся на Родину. В 1929 году он стал бригадиром в колхозе. Умер от рака желудка в возрасте 45 лет.[20] На основном фото под №17, на втором фото под №2.
ИВАНОВ Сергей Александрович — подводная лодка «Окунь», рулевой боцманмат. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12277 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести»[21]. Дополнительных сведений нет.
ЛАПИН Иван Никитич — подводная лодка «Окунь», машинный унтер-офицер 2 статьи. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12284 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести.»[22] На основном фото под №8, на третьем фото тоже под №8. Есть его отдельное фото.
ЛЕЙКАРДТ Бернгард Карлович (1887-1970) — подводная лодка «Окунь», минно-машинный унтер-офицер 1 статьи. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12285 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести»[23]. Георгиевская медаль 4-й степени № 269630.[24] Дополнительные сведения. Родился в 1887 году.[25] На основном фото под №6, на втором фото под №1.
ПАНАРЬИН Дмитрий Иванович — подводная лодка «Окунь», электрик. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12275 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести»[26]. Дополнительные сведения. Уроженец деревни Никоновской Фатьяновской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Из крестьян. Перед войной проживал в Санкт-Петербурге, работал на заводе, откуда с началом войны был призван на службу. В годы Гражданской войны в России в 1918-1920 годов защищал власть Советов. В 20-х-30-х годах жил и работал в Ленинграде. На основном фото под №9?, есть отдельное фото.
ПЕСКАРËВ Роман Владимирович (1889-1955) — подводная лодка «Окунь», рулевой боцманмат. Награды: Георгиевский крест 3 степени №5605 «За то, что во время атаки неприятельского крейсера 15.06.1915 вступил на вахту в то время, когда поблизости от лодки рвались неприятельские снаряды, он быстро привёл лодку на заданную глубину и тем дал возможность командиру продолжить атаку. После минного залпа отлично управлял рулём, дал возможность избегнуть таранного удара миноносцем.»[27]; Георгиевский крест 4 степени №12276 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести.»[28]; Георгиевская медаль 3-й степени №171906[29]; Георгиевская медаль 4-й степени №486593 «За отличную работу при выполнении особо важной в военном отношении операции, согласно ст. 158 Статута Георгиевской медали».[30] Дополнительные сведения. Родился в 1889 году. Уроженец волжского села Каменка, Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне Вичугского района Ивановской области). Образование 4 класса. Служил на подводной лодке «Окунь» около 8 лет. В 1917 году Р.В. Пискарёв был представителем в составе делегаций от моряков Балтийского флота в Государственной Думе. После гражданской войны работал на фабрике «Красный октябрь». Трудовую деятельность начал ещё юношей, стал браковщиком-складальщиком, с 1936 года работал мастером, с 1940 года начальником уборно-складального цеха. Умер в ноябре 1955 года.[31] На основном фото он под №16, есть на многих других фотографиях и рисунке. Фотографии Пискарёва хранятся в фондах Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге и представлены на сайте Гокаталог.рф
Рулевой боцманмат подводной лодки «Окунь» Пескарёв Роман Владимирович
ПОПОВ Даниил Кириллович — подводная лодка «Окунь», электрик. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12274 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести»[32]. Дополнительных сведений нет.
СУДАКОВ Иван Дмитриевич — подводная лодка «Окунь», рулевой боцманмат. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12278 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести»[33]. Дополнительных сведений нет.
ТАННЭ Петр Петрович — подводная лодка «Окунь», моторный унтер-офицер 1 статьи. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12281 «За проявленный во время боя 21.05.1915 с неприятельским крейсером, с явной опасностью для собственной жизни, пример неустрашимости и военной доблести»[34]. На основном фото под №4, на втором фото под №5.
ЦЫПЛЕНКОВ Сергей Григорьевич — подводная лодка «Окунь», минно-машинный унтер-офицер 1 статьи. Георгиевская медаль 4-й степени № 486594 «За отличную работу при выполнении особо важной в военном отношении операции, согласно ст. 158 Статута Георгиевской медали».[35] Его нет на основном фото, на втором фото он под №3.
Также есть сведения о том, что на «Окуне» служили и следующие нижние чины, которые не были награждены георгиевскими наградами.
КОКОРЕВ Гаврила Кузьмин на 1915 г. служил электриком на подводной лодке «Окунь». Дополнительные сведения. Уроженец Рязанской губернии и уезда, Солотчинской волости, д. Палково.[36]
ПЕРЕВАЛОВ Павел Фёдорович служил на подводной лодке «Окунь», Дополнительные сведения. Уроженец деревне Перевалово Вятской губернии.[37]
СЕМИН Андрей Иванович — подводная лодка «Окунь», минно-машинный унтер-офицер 1 статьи. Дополнительные сведения. Уроженец Рязанской губернии и уезда, Затишьевской волости д. Сальково.[38]
СОЛНЦЕВ Михаил Александрович — подводная лодка «Окунь», минно-машинный унтер-офицер 1 статьи. Дополнительные сведения. Уроженец Костромской губернии, Нерехтского уезда, Сидоровской волости. В сентябре 1915 года болел.[39]
Заканчивая наше небольшое исследование, хотелось бы поблагодарить Исследовательский центр «Георгиевский Архив» (г. Екатеринбург) и Николая Родина (г. Санкт-Петербург) за помощь в поиске документов.
Каркотко Андрей Юрьевич Директор ГУ «Вилейский краеведческий музей» Магистр политических наук, историк (изображения предоставил автор)
Приложение 1
Донесение
Командира подводной лодки «Окунь» о плавании 13, 14 и 15-го июня сего года
13-го июня в 10 ч. 50 мин. утра отвалил от тр. «Европа» и пошёл по назначению.
11 ч. 45 м. вечера ошвартовался у левого борта транспорта «Сухона» стоящего у Куйваста.
14 июня.
В первом часу ночи явился Начальнику Минной Дивизии и получил от него инструкцию для выхода в море. Все лишние вещи были выгружены на транспорт «Сухона».
2 ч. 10 м. ночи отвалил от транспорта и в 2 ч. 30 м. принял буксир с эскадренного миноносца «Туркменец-Ставропольский», который повёл лодку, к маяку Церель, 12 узловым ходом. Полный штиль давал возможность идти с такой скоростью, лодка не зарывалась и держалась отлично.
Во время буксировки разбирали и чистили компрессор Дизель-мотора и его трубки, такая как после 13 часов хода, из Ревеля до Куйваста, он сильно засорился и не работал.
В 4 ч. 25 м. утра пустили Дизель-мотор на зарядку, которую кончили в 8 час. утра.
В 8 час. 45 мин. утра дал ход Дизель-моторам и пошёл к транспорту «Хабаровск» / стоявшему у маяка Церель / так как заметил, что шурупы, крепящие отводы носовых горизонтальных рулей к корпусу лодки, отвернулись.
10 ч. 20 м. утра ошвартовался к левому борту транспорта «Хабаровск». 11 час. спустил водолаза транспорта «Хабаровск» Дмитрия Иванова, который завернул шурупы на место. Исправление было закончено к 12 час. дня.
1 ч. 10 м. отвалил от транспорта и под электромотором перешёл к борту флагманского миноносца «Сибирский стрелок», который взяв лодку на буксир, в 2 ч. дня снялся с якоря и пошёл к Михайловскому маяку. Скорость 12 узлов.
5 ч. 45 м. дня отдал буксир в шести милях севернее Виндавы и дав ход дизель-мотором пошёл на SW.
7 ч. 20 м. застопорил дизель-мотор.
9 ч. 30 м. вечера пустил дизель-мотор на зарядку, а в 10 ч. 40 м. дал ход и пошёл к берегу на ночёвку.
11 ч. 15 м. застопорил машину и стал, в надводном положении, на подводный якорь на глубине 10 сажень.
15 июня.
1 ч. 40 м. ночи вахтенные заметили на N какое-то подозрительное судно. 2 ч. 10 м. считая, что это идет миноносец, снялся с якоря погрузился и пошёл на W.
2 ч. 20 м. застопорил машину и через иллюминаторы в колпаке рубки определил, что идет парусная шлюпка. Чтобы в будущем не иметь лишних хлопот, стал на подв. якорь и подтянулся на глубину 25 фут (имея перескоп на ½ ф. выше поверхности воды).
Личный состав, никем не тревожимый, мог спать спокойно, так как вахтенный, стоя у перископа все время осматривал горизонт.
7 ч. 50 м. утра снялся с якоря и поднялся на поверхность.
8 ч. утра дал ход дизель-мотором и пошёл за инструкциями, как это было приказано Начальником Миннной Дивизии, к Виндаве.
8 ч. 53 м. утра подошёл к берегу и, переговорив по семафору с постом Службы Связи, узнал, что инструкций никаких нет, а потому пошёл к стенке Виндавского аванпорта в ожидании инструкций или известий о движении неприятеля.
9 ч. 10 м. ошвартовался у южного мола, с наружной стороны, подкачал воздух в мины, смазал, расходил их ударники, а также пополнил запас сжатого воздуха в воздухохранителях.
12 ч. дня с поста Службы Связи получил извещение, что в 15 милях южнее Бакгофена показался неприятельский крейсер с шестью миноносцами.
Отдал швартовы и дав ход дизель-моторами пошёл на SW.
12 ч. 30 м. показался дым на S.
12 ч. 40 м. увидел верхушки мачт, а так как видимость в этот день (благодаря штилю и ясно погоде) была очень велика, то погрузился и в 12 ч. 45 м. дал ход под водой. Курс S.
Между лодкой и неприятелем находилось наше минное заграждение, которое обойти под водой не мог /так как для этого пришлось бы придерживаться близко к берегу/ а потому в 1 ч. 10 м. дня стал на подводный якорь имея перископ на ½ ф. выше поверхности воды.
На S видны были два дымка.
1 ч. 15 м. дымки начали приближается; снял с якоря пошёл под водой им навстречу. Видя, что дымки приближаются слишком медленно, решил больше навстречу к ним не идти, а потом в 1 ч. 40 м. положив руль на 10° влево, стал описывать под водой ряд циркуляций.
2 ч. 15 м. дня увидел на S мачты двух крейсеров, шедших курсом.
2 ч. 25 м. увидел, что один крейсер 2-х, а второй 3-х трубный и с ними шесть миноносцев все идут на N; пошёл на них.
2 ч. 30 м. дня выяснилось, что миноносцы тралят. Не желая даром тратить электрической энергии и видя, что неприятельские суда заняты очисткой прохода в нашем минном заграждении, а вперёд не идут, решил подойти ближе к берегу, чтобы на его фоне можно было бы подняться до боевого положения и лучше осмотреться.
4 ч. дня, подойдя к берегу, стал на подводный якорь, а так как показалось, что неприятель приблизился, подтянулся до 25-ти фут.
4 ч. 50 м. стоя на якоре, видел, как шестой дивизион наших миноносцев шёл на S и слышал звуки от падения снарядов в воду. Считая, что наши миноносцы ведут перестрелку с неприятелем, решил подтянуться на якорь на большую глубину, но на 37 ф. коснулся грунта. Оставался под водой чтобы своим появлением не испортить пристрелки наших миноносцев. Не всплывая выбрал подводный якорь и не имея возможности из-за глубины развернутся на переднем ходу / так как стоял носом к берегу/ дал задний ход.
Управляясь горизонтальными рулями, а в случае надобности перебрасывая команду с носа на корму шёл задним ходом на W увеличивая глубину по мере отхода от берега. В это время шестой дивизион миноносцев, видимо повернул обратно и прошёл между лодкой и берегом, причём работа винтов была прекрасно слышна.
5 ч. 27 м. придя на глубину 60 ф. застопорил машину и всплыл до боевого положения. Не видя на горизонте дымков продул среднюю и добавочную систерны и открыл люк в рубке. Выйдя наверх в шесть часов семь минут вечера снова увидел на S дымки, а также мачты и трубы крейсера, который, пройдя некоторое расстояние, и как будто остановился.
6 ч. 10 м. пришёл в боевое положение и дал ход под водой имея курс NW с целью уйти из предела видимости крейсера, а потом всплыть выяснить обстановку /как был подводой 5 ч. 30 м. и видя в это время очень мало/, а также чтобы зарядить батарею.
7 ч. изменил курс на NО 30° и пошёл параллельно берегу в расстоянии около 5-ти миль.
7 ч. 40 м. плотность электролита в батарее 26½° Боме. Верхушки мачт крейсера всё ещё видны и не удаляются.
8 ч. вечера впереди показались дымки судов, судя по всему, миноносцев, но неизвестно чьих, так как наши уже прошли давно на N. Лёг на N желая оставить дымки вправо.
8 ч. 40 м. вечера услышал звуки от падения снарядов в воду. Крейсер стал несколько приближаться. Лодка в это время была севернее Виндавского аванпорта. В городе был виден большой пожар с буроватым дымом.
8 ч. 42 м. крейсер стал быстро приближаться, на нём и миноносцах были ясно видны огни от выстрелов. Миноносцы шли строем фронта на N стреляя из кормовых орудий. Крейсер же стрелял правым бортом.
Положил право на борт и начал поворачивать навстречу крейсеру.
8 ч. 47 м. «Правый – носовой и оба кормовых аппарата товсь». Ходом около 24 узлов шёл трëхтрубный крейсер, как казалось «Аугсбург», а ему в кильватере два миноносца. Ясно были слышны залпы крейсера и беглый огонь наших миноносцев.
Шёл имея глубину по глубомеру 25 ф. а перископ ½ выше поверхности воды, но бывшая в это время зыбь, то открыла, то закрывала перископ, и я его за атаку спустил только один раз. Управлялся по верхушкам мачт и труб крейсера. Скомандовал «лево на борт» и, взяв угол упреждения в 30°, хотел лечь на боевой курс, но, в это время, рулевой ушёл на глубину 26 ф. перископ покрыло водой, ничего не видя, приказал отвести руль.
Сменил рулевого на носовом горизонтальном руле, так как старый рулевой не мог скоро подняться.
Как только перископ вышел из воды, «лево и лево на борт». В это время лодка была уже близко к траверзу крейсера.
8 ч. 50 м. вечера имея упреждение 30°, с расстояния около 4-5 кабельтовых, скомандовал «пли». Лодка находилась сзади траверза крейсера /около 100 градусов/ «Право на борт погружайся наполнять — добавочную».
На глубине 43 ф. лодка ударилась о грунт и над нею послышался шум винтов миноносцев. Считая свою высоту от киля до верхушки спущенного перископа в 25 ф. и осадку миноносцев на ходу 13 ф. имел запас глубины: 43-38 ф. /25-13/=5 ф. не больше. Шум винтов был слышен очень сильно, миноносцы с большой скоростью проносились над лодкой. Артиллерийской стрельбы больше слышно не было. Имея руль на борту старался поскорее развернутся на W и уйти в море на большую глубину. Лодка, ударяясь о неровности дна, подскакивала вверх, а потому приказал держать глубину 40 фут и только слышал приближающийся шум винтов снова прижимался к грунту.
9 ч. вечера лег на N и стал уходить в море, глубина постепенно увеличивалась. Придя на глубину 60 фут шел на W до 9 ч. 35 м. вечера, когда повернул NW.
9 ч. 50 м. поднялся до 25 ф. и осмотрелся в перископ, сзади увидел два неприятельских миноносца. Снова ушёл на глубину 60 фут.
10 ч. 30 м. вечера поднялся до 25 ф. шёл, осматриваясь в перископ и постепенно его поднимая до 10 ч. 45 м. Впереди 60° вправо по курсу снова увидел два дымка, ушёл на 60 ф. и в 11 ч. 20 м., но кого не видя кругом, поднялся на поверхность.
Плотность электролита 25° Боме.
Воздух в лодке испортился и все усиленно дышали при малейшем движении.
11 ч. 35 м. пустил Дизель-мотор на зарядку находясь от Виндавы на NW в 7-8 милях.
Не зная своего места, и не видя берега, из-за боязни попасть на минное заграждение, в 12 ч. 50 м. ночи дал ход Дизель-моторам и пошел на ОN.
16 июня.
12 ч. 35 м. перевёл Дизель-мотор на зарядку.
3 ч. 10 м. утра, имея плотность электролита в батарее аккумуляторов 29° Боме, дал ход и пошёл к маяку Люзерорт.
4 ч. 30 м. утра увидел какую-то подводную лодку, которая благодаря рефракции, казалось очень большой.
Погрузился.
4 ч. 39 м. разобрал, что это идет «Макрель». Поднялся на поверхность и переговорив с её командиром, в 4 ч. 55 м. утра дал ход Дизель-моторам и пошёл к Люзерорту.
6 ч. 55 м. застопорил Дизель.
7 ч. утра ошвартовался у борта эскадренного миноносца «Сибирский стрелок».
9 ч. 50 м. снялся со швартов и пошёл к маяку Церель. Не найдя здесь транспорта «Хабаровск» пошёл дальше к мысу Кави. 1 ч. 40 м. дня стал на бакштов тр. «Хабаровск». 2 ч. дня, ввиду большой волны, транспорт снялся с якоря и повёл лодку на буксире на Аренсбургский рейд.
4 ч. 20 м. отдал буксир.
4 ч. 50 м. ошвартовался к правому борту транспорта «Хабаровск».
Всего лодка пробыла в день 15-го июня под водой с 1 ч. 10 м. дня по 11 ч. 20 м. ночи, т.е. непрерывно 10 ч. 10 мин.
Считаю приятным долгом засвидетельствовать, что поведение команды во время атаки было прекрасное, приказания выполнялись быстро и отчетливо, хотя в этом случае проявлялась вполне понятная нервозность из-за недостатка глубины, на которой оказалась лодка после залпа минами.
ПОДПИСАЛ: Лейтенант Меркушов.»[40]
[1] http://medalirus.ru/fotografii/orden-svyatogo-georgiya-4-stepeni-11.php
[2] Тут и далее все даты до февраля 1918 года приводятся по старому стилю.
[3] Это хорошо описал в своей книге Меркушов В. А. Записки подводника 1905–1915. Составитель и научный редактор В. В. Лобыцын. — М.: Согласие, 2004. — 624 с.
[4] https://forums-su.com/viewtopic.php?t=699630
[5] https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:Меркушов,_Василий_Александрович
[6] Приказ командующего флотом Балтийского моря №649 от 19 июля 1915 года.
[7] Приказ командующего флотом Балтийского моря №649 от 19 июля 1915 года.
[8] Приказ командующего флотом Балтийского моря №301 от 17 марта 1915 года. Циркуляр Штаба Командующего флотом Балтийского моря № 353 от 15 мая 1915 года.
[9]https://gwar.mil.ru/heroes/chelovek_gospital604513/
[10] Приказ командующего флотом Балтийского моря №649 от 19 июля 1915 года.
[11] https://www.kulebaki.ru/rossijskaya-imperiya/878-kulebachanin-s-d-glotov-byl-uchastnikom-podviga-ekipazha-podlodki-okun-v-1915-godu
[12] https://gwar.mil.ru/heroes/chelovek_gospital86616/
[13] https://gwar.mil.ru/heroes/chelovek_gospital669316/
[14] Приказ командующего флотом Балтийского моря №649 от 19 июля 1915 года.
[15] Приказ командующего флотом Балтийского моря №301 от 17 марта 1915 года. Циркуляр Штаба Командующего флотом Балтийского моря № 353 от 15 мая 1915 года.
[16] Книга сверхсрочно служащих 1-го разряда боцманы и унтер-офицеры Балтийского флота 1914-1916 гг. Российский Государственный архив Военно-морского флота, Фонд №989, Опись №2, дело №406 л. 45.
[17] Приказ командующего флотом Балтийского моря №649 от 19 июля 1915 года.
[18] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря № 696 от 28 июня 1915 года, Циркуляр Штаба Командующего флотом Балтийского моря № 530 от 1 сентября 1915 года.
[19] Приказ командующего флотом Балтийского моря №649 от 19 июля 1915 года.
[20] https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3779/103982
[21] Приказ командующего флотом Балтийского моря №649 от 19 июля 1915 года.
[22] Приказ командующего флотом Балтийского моря №649 от 19 июля 1915 года.
[23] Приказ командующего флотом Балтийского моря №649 от 19 июля 1915 года.
[24] Приказ командующего флотом Балтийского моря №301 от 17 марта 1915 года. Циркуляр Штаба Командующего флотом Балтийского моря № 353 от 15 мая 1915 года.
[25] https://www.myheritage.com/research?lang=RU&action=query&formId=master&formMode=1&qname=Name+fn.Бернгард+fnmo.2+fnmsvos.1+fnmsmi.1+ln.Лейкардт+lnmo.4+lnmsdm.1+lnmsmf3.1+lnmsrs.1
[26] Приказ командующего флотом Балтийского моря №649 от 19 июля 1915 года.
[27] Приказ командующего флотом Балтийского моря №1296 от 3 декабря 1915 года.
[28] Приказ командующего флотом Балтийского моря №649 от 19 июля 1915 года.
[29] Приказ Командующего флотом Балтийского моря №907 от 25 ноября 1916 года, Циркуляр Штаба Командующего флотом Балтийского моря №185 от 28 Февраля 1917 года.
[30] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря № 696 от 28 июня 1915 года, Циркуляр Штаба Командующего флотом Балтийского моря № 530 от 1 сентября 1915 года.
[31] https://my.mail.ru/community/k-a-m-e-n-k-a/360E91157262D4A5.html
[32] Приказ командующего флотом Балтийского моря №649 от 19 июля 1915 года.
[33] Приказ командующего флотом Балтийского моря №649 от 19 июля 1915 года.
[34] Приказ командующего флотом Балтийского моря №649 от 19 июля 1915 года.
[35] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря № 696 от 28 июня 1915 года, Циркуляр Штаба Командующего флотом Балтийского моря № 530 от 1 сентября 1915 года.
[36] https://genrogge.ru/rmbgw_1914-1918/pdf/RMBGW_v.II_1553-1596_Flot.pdf
[37] https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3779/103982
[38] https://genrogge.ru/rmbgw_1914-1918/pdf/RMBGW_v.II_1553-1596_Flot.pdf
[39] https://gwar.mil.ru/heroes/chelovek_gospital20367599/
[40] Донесение командира подводной лодки «Окунь» о плавании 13, 14 и 15-го июня сего года. Российский Государственный архив Военно-морского флота Фонд №418, Опись №1, Дело №438, л. 50-56 об.
Награды Российской Империи
«Волк» – самая результативная подводная лодка русского Балтийского флота
__________________