«Волк» - самая результативная подводная лодка русского Балтийского флота

«Волк» – самая результативная подводная лодка русского Балтийского флота

in История/Награды Российской империи/Фотографии 4408 views

В годы Первой ми­ро­вой вой­ны сре­ди под­вод­ни­ков бы­ли поч­ти це­лые эки­па­жи под­ло­док по­лу­чив­шие Геор­гиевские награды, сре­ди них мо­ряки бал­тийской под­­водной лодки «Волк», ниж­ние чины ко­торой почти все бы­ли от­мечены геор­гиевскими крес­та­ми или ме­далями.

Подводная лодка «Волк» в 1916 году
Подводная лодка «Волк» в 1916 году

Статья продолжает серию ис­то­риче­ских рас­сле­до­ваний о героях-под­вод­никах русского флота. В пре­дыдущих статьях «Геор­гиев­ские кавалеры под­водной лодки «Окунь»» и «Герои с под­водной лод­ки «Минога». Кто они?» мы рас­ска­­зали истории этих лодок, в этой статье рас­смотрим исто­рию суб­­ма­рины «Волк» – са­мой ре­зуль­­та­тив­ной подводной лодки рус­­ского Бал­тий­ского фло­та по по­топ­­лен­но­му тон­­на­жу транс­порт­ных су­дов противника.

Подводная лодка «Волк» и её командир

Подводная лодка «Волк» строилась на Балтийском заводе по проекту головной подводной лодки «Барс» и вступила в строй 14 апреля 1916 года[1].

Строитель подводной лодки «Волк» выпускник Санкт-Петербургского политехнического института Б.М. Малинин, будущий главный конструктор большинства советских подводных лодок. Фото сделано во время заводских испытаний лодки весной 1916 года
Строитель подводной лодки «Волк» выпускник Санкт-Петербургского политехнического института Б.М. Малинин, будущий главный конструктор большинства советских подводных лодок. Фото сделано во время заводских испытаний лодки весной 1916 года

При длине 68 м подводная лодка «Волк» имела надводное во­до­из­ме­ще­ние 655 т, подводное — 789 т. Скорость хода — 11,5/8,5 узлов. Во­ору­жение состоя­ло из 4 трубчатых торпедных ап­па­ратов, 8 решёт­чатых торпедных аппаратов конструкции Джевецкого, 2-х орудий 57-мм и 1 пулемёта 7,62-мм. Экипаж насчитывал около 33-35 человек (в том числе 3 офицера). Подробнее о лодке и её устройстве писать не будем: о ней и её сёстрах можно прочесть в книге Игоря Фёдоровича Цветкова «Подводные лодки типа «Барс» (1913-1942)»[2] и ряде других статей.

Во время Первой мировой войны «Волк» действовал на коммуникациях противника, прикрывал минно-заградительные операции кораблей Балтийского флота, а также нёс дозорную службу на подходах к портам и базам противника.

Подводная лодка «Волк»

С 30 октября 1915 года командиром новейшей только, что построенной лодкой «Волк» стал старший лейтенант Мессер 1-й Иван Владимирович (07.09.1884–16.12.1952), к тому времени уже достаточно опытный командир. Так, как это имя мало кому известно, расскажем о нём подробнее.

Иван Владимирович происходил из семьи морского офицера — Владимира Павловича Мессера (21 декабря 1840 — после 1900), который закончил службу в чине вице-адмирала.

В 1900 году Иван Мессер поступил воспитанником в Морской кадетский корпус и зачислен на воинскую службу. После производства в офицеры служил на Черноморском флоте. В 1904-1905 годах мичман Иван Мессер находился в заграничном плавании на канонерской лодке «Черноморец». В 1909-1910 годах прошёл переподготовку в Учебном отряде подводного плавания в Либаве.

Иван Владимирович Мессер стал самым результативным русским подводником Первой мировой войны

Учебный отряд подводного плавания, Либава, 1911 год. На фото: 1. Якобсон Н.Л.; 2. Марков 3-й М.В.; 3. К.Л. Соболев; 4. Дихт Г.Е.; 5. Иванов В.А.; 6. Кочетов Д.Д.; 7. Бровцын 3-й Иван Алексеевич; 8. Мантьев Борис Алексеевич; 9. Л.К. Гейман; ; 10. Клочковский В.Е.; 11. Солдатов Я.С.; 12. Никифораки А.Н.; 13. Кукель С.А.; 14. Мессер 1-й Иван Владимирович; 15. Поздеев Николай Леонидович; 16. ; 17. ; 18. Зарубин Н.А.; 19. Краснопевцев Л.А.; 20. Тархов Александр Петрович; 21. Видстед А.А.; 22. Левицкий А.П.; 23. Гарсоев А.Н.; 24. Хоментовский Г.М. 
Учебный отряд подводного плавания, Либава, 1911 год. На фото: 1. Якобсон Н.Л.; 2. Марков 3-й М.В.; 3. К.Л. Соболев; 4. Дихт Г.Е.; 5. Иванов В.А.; 6. Кочетов Д.Д.; 7. Бровцын 3-й Иван Алексеевич; 8. Мантьев Борис Алексеевич; 9. Л.К. Гейман; ; 10. Клочковский В.Е.; 11. Солдатов Я.С.; 12. Никифораки А.Н.; 13. Кукель С.А.; 14. Мессер 1-й Иван Владимирович; 15. Поздеев Николай Леонидович; 16. ; 17. ; 18. Зарубин Н.А.; 19. Краснопевцев Л.А.; 20. Тархов Александр Петрович; 21. Видстед А.А.; 22. Левицкий А.П.; 23. Гарсоев А.Н.; 24. Хоментовский Г.М.
14. Мессер 1-й Иван Владимирович, на груди орден Св. Станислава 3 степени и Знак 200 лет Морского кадетского корпуса (фрагмент фотографии выше)
14. Мессер 1-й Иван Владимирович, на груди орден Св. Станислава 3 степени и Знак 200 лет Морского кадетского корпуса (фрагмент общей фотографии выше)

После учёбы в отряде подводного плавания был помощником командира на подлодках «Пескарь», «Аллигатор» и «Белуга». С 1911 года командовал подлодкой «Белуга», затем с 1914 года лодкой «Кайман».

В октябре 1915 года на подлодке «Кайман» Мессер добился своего первого успеха, захватил в проливе Оландсгаф германский пароход «Shalek» («Шалек» в 1800 тонн) и привёл его в Мариехамн, где в то время базировались русские подлодки.

С 30 октября 1915 года Мессер командует новейшей только, что построенной лодкой «Волк», которая входила в 1-й дивизион дивизии подводных лодок Балтийского моря (которым командовал Николай Люцианович Подгурский). При этом команду лодки практически полностью сформировали из моряков, не имевших боевого опыта.

Капитан 2-го ранга Мессер 1-й Иван Владимирович в форме 1917 года
Капитан 2-го ранга Мессер 1-й Иван Владимирович в форме 1917 года

Подводная лодка «Волк» под ко­ман­до­ва­нием Мессера совершила 9 боевых выходов.

15 мая 1916 года подводная «Волк» выш­ла в боевой поход в район Норчепингской бухты (юго-вос­точ­нее Швеции). Действуя в этом районе на границе со шведскими тер­ри­то­риаль­ны­ми водами, потопил 3 немецких транспорта – «Неrа» («Гера» 4300 тонн), «Colga» («Кольга» 2500 тонн) и «Bianka» («Бианка» 1800 тонн). Че­рез месяц был потоплен военный транспорт «Dorita» («Дорита» 6000 (в другом источнике 6600) тонн). Подробнее об этом походе подлодки «Волк» в приложении №1.

Кострома Геннадий Николаевич (Севастопольский художник-маринист). Потопление германского транспорта подлодкой «Волк». Май 1916 года 
Кострома Геннадий Николаевич (Севастопольский художник-маринист). Потопление германского транспорта подлодкой «Волк». Май 1916 года

Иван Владимирович Мессер стал самым результативным русским подводником Первой мировой войны. За ним числится потопленными суда общим тоннажем около 17.000 тонн. Но по числу одержанных побед и по известности, как среди со­вре­мен­ни­ков, так и в истории Российского военно-морского флота, «под­вод­ником №1» в те годы был Михаил Александрович Китицын[3].

Несмотря на большие военные успехи, Мессер оставался мало известным. И так и не стал Георгиевским кавалером. В 1916 году Иван Владимирович был награждён Орденом Святого Равно­апос­толь­ного князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом, который стал его высшей награ­дой. Кроме того, он был кавалером орденов: Святого Станислава 3-й степени (1909); Святой Анны 3-й степени (1913); Святого Станислава 2-й степени (1915); Орден Святой Анны 2-й степени с мечами (1915); Святой Анны 4-й степени с надписью «за храбрость» (1916)[4].

О везучести Мессера и его подводных лодках на флоте ходили настоящие легенды, он и его экипажи не раз избегали смерти. На лодке «Кайман» произошли два таких эпизода.

28 июля 1915 году Мессер на «Каймане» пытался выйти в атаку на германскую эскадру и торпедировать крейсер «SMS Kolberg» («Кольберг»). Но неожиданно лодка была атакована тремя вражескими эсминцами, и только уход на глубину спас лодку от гибели. «Кайман» уходил с большим дифферентом на нос, а корма оставалась близко к поверхности и могла быть повреждённой при столкновении с эсминцем, который прошёл очень близко, почти над лодкой.

30 июля 1915 году «Кайман» чуть не стал жертвой легендарной немецкой подлодки «SM U-9» которая охотилась за русскими кораблями. Находясь в позиционном положении на подходе к Удэ вахтенные на «Каймане» вовремя увидели перископ вражеской лодки и смогли контратаковать артиллерий и торпедами «U-9». Но обе лодки избежали повреждений и вернулись на свои базы.

Подводные лодки «Волк» (слева), «Барс» и «Гепард» в Ганге, зима 1915—1916 года. Фото с сети интернет (Wikimedia Commons)
Подводные лодки «Волк» (слева), «Барс» и «Гепард» в Ганге, зима 1915—1916 года

В 1916 году подлодка «Волк» под командой Мессера четырежды оказывалась на «волосок от гибели», но лодка благополучно возвращалась из походов.

Первый раз это случилось на следующий день после блестящей победы 17 мая 1916 года. Заметив огни приближающегося парохода, лодка пошла на сближение с ним, и только в последний момент сигнальщик увидел огни миноносца, несущегося с кормы. Спасло «Волка» только стремительное погружение: уходившая на глубину субмарина едва разминулась с торпедой, выпущенной с миноносца и прошедшей прямо перед носом у «Волка», торпедисты которого даже услышали шум её винтов.

Второй случай произошёл 10 июня 1916 года, когда наблюдатель на мостике «Волка» удивился, заметив чайку, которая летела, не двигая крыльями. Вглядевшись, матрос опознал аэроплан, субмарина успела вовремя погрузится, так что все семь сброшенных на неё бомб разорвались очень близко над нею. Осколки от бомб потом были обнаружены в досках палубного настила.

19 июня 1916 года «Волк» едва увернулся от внезапно пошедшего на таран парохода и вернулся на базу со смятыми перископами, но без других серьёзных повреждений.

8 июля 1916 года на обратном пути на базу лодка налетела на германскую мину заграждения, несмотря на сильный удар при столкновении, от которого смялись два рога-ударника мины, но она не сработала.

Среди офицеров, служивших на подводной лодке «Волк» был Вадим Алексеевич Подерни (1889–1927). Он был вахтенным офицером на подводной лодке «Волк», и участвовал в нескольких боевых походах. Затем исполнял обязанности минного офицера 1-го дивизиона подводных лодок Балтийского флота. Лейтенант Подерни, выступая под псевдонимом «лейтенант Веди», подробно рассказал историю похода победного для лодки дня 17 мая 1916 года, в книге «На подводной лодке в 1916 году»[5]. В своей книге ради секретности он переименовал лодку «Волк» в «Волчицу» и не называл фамилию капитана. Зато хорошо и подробно описал саму атмосферу, царящую на лодке и ход поиска и атаки кораблей противника. Ознакомится с книгой можно на сайте «Дворянский род Рогге (Rogge)»[6]

Обложка книги «На подводной лодке в 1916 году»
Обложка книги «На подводной лодке в 1916 году»

Ещё один морской офицер-подводник А.В. Зернин участник боевых походов Первой Мировой войны, также имел литературные таланты. В 1916 году он старший лейтенант русского флота, штурманский офицер на подводной лодке «Волк». В своей книге А.В. Зернин «Балтийцы: морские рассказы», изданной в 1931 году в Париже, несколько глав посвятил походам и успехам подводных лодок «Волк» и «Пантера». Несмотря на то что, книга была написана белоэмигрантом, она была переиздана в СССР, в 1995 году. Что ценно – рассказы написаны непосредственным участником событий походов подводной лодке «Волк».

Группы офицеров на палубе подводной лодки «Волк». 1917 год. Первый в нижнем ряду командир лодки капитан 2-го ранга Иван Владимирович Мессер 1-й

Георгиевские кавалеры подлодки «Волк»

Всего по выявленным приказам за подвиги в годы Первой мировой войны экипаж подлодки «Волк» получил 38 Георгиевских наград:

  • Георгиевских крестов 4-й степени – 5 (в том числе один посмертно);
  • Георгиевских медалей 3-й степени – 2;
  • Георгиевских медалей 4-й степени – 31.

Приказы о награждении экипажа подводной лодки «Волк» Георгиевскими наградами

Аникин Фёдор Михайлович. Электрик унтер-офицер 2-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639235 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[7]. Уроженец Саратовской губернии, Кузнецкого уезда. На 6 ноября 1916 год болел, лечился в госпитале[8].

Асташенков Михаил Иванович. Минный-машинист 1-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №915864 «За мужество и храбрость, прояв­ленные при потоп­лении не­приятель­ского парохода, кон­воирован­ного сторожевыми судами (на основании п. 4 ст. 145 Георгиевского Статута)»[9].

Битюков Пётр Павлович. Моторист 1-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевский крест 4-й степени №434767 «За то, что во вре­мя ата­ки лодки не­приятель­ским миноносцем, находясь на ответ­ственном посту пре­небрегая опасностью исполнил порученное ему дело, запечатлев свой подвиг смертью (ст. 68 и п. 52 ст. 67 Георгиевского Статута)»[10].

Васильев Александр Петрович. Машинный унтер-офицер 1-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639228 «За подвиги, мужества храбрости и само­отвержения, проявленные во время похода лодки к не­приятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[11].

Васильев Алексей Петрович. Комендор, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639245 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[12].

Голованов Сергей Иосифович. Рулевой, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №915863 «За мужество и храбрость, проявленные при потоплении неприятельского парохода, конвоированного сторожевыми судами (на основании п. 4 ст. 145 Георгиевского Статута)»[13]. Уроженец Калужской губернии, Жиздринского уезда, Зимницкой волости деревни Высокое. На 15 августа 1916 года и 17 сентября 1917 года был болен, лечился в госпитале[14][15].

Горлов Павел Герасимович. Электрик унтер-офицер 2-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №915872 «За мужество и храбрость, проявленные при потоплении неприятельского парохода, конвоированного сторожевыми судами (на основании п. 4 ст. 145 Георгиевского Статута)»[16].

Грохольский Станислав Иванович. Минный-машинист 2-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №915865 «За мужество и храбрость, проявленные при потоплении неприятельского парохода, конвоированного сторожевыми судами (на основании п. 4 ст. 145 Георгиевского Статута)»[17].

Дорошков Павел Кононович. Моторист, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №915871 «За мужество и храбрость, проявленные при потоплении неприятельского парохода, конвоированного сторожевыми судами (на основании п. 4 ст. 145 Георгиевского Статута)»[18].

Евдокимов Николай Николаевич. Машинный унтер-офицер 2-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639233 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[19].

Зельский Спиридон Васильевич. Минно-машинный унтер-офицер 1-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639237 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[20].

Зуев Василий Зотович (Зотикович). Рулевой кондуктор, подводная лодка «Волк». Ранее служил на крейсере «Баян». Награды: Георгиевская медаль 3-й степени №105340 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[21].  Георгиевская медаль 4-й степени №297338 «За мужество в бою 19 августа 1915 г. с неприятельскими крейсерами» (за отличия на крейсере «Баян»)[22].

Иванюк Иулиан Степанович. Рулевой унтер-офицер, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639242 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[23]; Георгиевский крест 4-й степени №434768 «За то, что во время атаки лодки неприятельским миноносцем, находясь на ответственном посту пренебрегая опасностью исполнил порученное ему дело, запечатлев свой подвиг смертью (ст. 68 и п. 52 ст. 67 Георгиевского Статута)»[24].

Ильин Иван Павлович. Телеграфный унтер-офицер 2-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639246 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[25].

Колодий Максим Ефимович. Строевой унтер-офицер, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевский крест 4-й степени №434766 «За то, что во время похода лодки к неприятельским берегам, первый заметил идущий в атаку неприятельский миноносец, немедленно доложил и тем дал возможность принять необходимые меры (п. 57 ст. 67 Георгиевского Статута)»[26]. Уроженец города Нежин, Черниговской губернии. На 9 февраля 1917 год болел, лечился в госпитале[27].

Крючков Андрей Андреевич. Фельдшер 2-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639247 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[28].

Кузнецов Степан Калистратович. Машинный унтер-офицер 1-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639229 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[29].

Куксенков Иван Сергеевич. Минный-машинист 2-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639240 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[30].

Кунингас Яков Петрович. Моторист 1-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639248 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[31].

Кутергин Анисим Поликарпович. Рулевой боцманмат, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639241 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[32].

Лапшин Егор Васильевич. Моторист, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №915870 «За мужество и храбрость, проявленные при потоплении неприятельского парохода, конвоированного сторожевыми судами (на основании п. 4 ст. 145 Георгиевского Статута)»[33].

Ляхов Николай Федорович. Электрик, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №915868 «За мужество и храбрость, проявленные при потоплении неприятельского парохода, конвоированного сторожевыми судами (на основании п. 4 ст. 145 Георгиевского Статута)»[34].

Новицкий Иван Иванович. Минно-машинный унтер-офицер 2-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639238 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[35].

Раков Федор Андреевич. Рулевой, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639243 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[36].

Рейнфельдт Генрих Карлович. Машинный унтер-офицер 2-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639232 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[37].

Ровченя Иосиф Авксентьевич. Электрик унтер-офицер 2-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639234 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[38]. Уроженец Гродненской губернии, Кобринского уезда, Именинской волости д. Бродок. Бродокское общество. На службу призван в 1913 году[52].

Румянцев Александр Павлович. Боцман, подводная лодка «Волк». С 17 октября 1913 года на сверхсрочной службе 1-го разряда. Ранее служил на подводных лодках «Крокодил» и «Гепард». Награды: Георгиевская медаль 3-й степени №105341 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[39]; Георгиевская медаль 4-й степени № 638418 «За подвиги мужества, храбрости и самоотвержения, проявленные при выполнении важных и опасных операций» (рулевой боцманмат подводной лодки «Гепард»)[40]. Уроженец Вологодской губернии, Сольвычегодского уезда, Метлинской волости, деревни Сергеева[41].

Светлов Илья Семенович. Старший электрик, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №915866 «За мужество и храбрость, проявленные при потоплении неприятельского парохода, конвоированного сторожевыми судами (на основании п. 4 ст. 145 Георгиевского Статута)»[42].

Сидоренко Василий Емельянович. Моторист 1-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевский крест 4-й степени №559117 «За то, что во время похода, первый заметил неприятельский гидроаэроплан, немедленно доложил, чем дал возможность погрузиться на глубину и избежать возможного попадания бомб, брошенных с аппарата (применительно к п. 57 ст. 67 Георгиевского Статута)»[43].

Сосунов Андрей Никанорович. Комендор, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639244 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[44].

Стешин Даниил Александрович. Машинный унтер-офицер 1-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639230 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[45].

Стрелков Сергей Иванович. Машинный унтер-офицер 2-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639231 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[46].

Суворов Иван Константинович. Минный-машинист 1-й статьи, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639239 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[47].

Цепаев Василий Васильевич. Моторист, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №915869 «За мужество и храбрость, проявленные при потоплении неприятельского парохода, конвоированного сторожевыми судами (на основании п. 4 ст. 145 Георгиевского Статута)»[48].

Шарапанов Петр Иванович. Электрик, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевская медаль 4-й степени №639236 «За подвиги, мужества храбрости и самоотвержения, проявленные во время похода лодки к неприятельским берегам, результатом чего было потоплено несколько германских пароходов (на основании п. 3 ст. 145 Георгиевского Статута)»[49].

Щепетов Александр Степанович. Рулевой, подводная лодка «Волк». Награды: Георгиевский крест 4-й степени №559116 «За то, что первый заметил неприятельскую подводную лодку, чем дал возможность принять необходимые меры и избежать опасности (применительно к п. 57 ст. 67 Георгиевского Статута)»[50].

А вот фотографий моряков с подлодки «Волк» известно очень мало. В сети Интернет автору попались две. Первая фотография двух моряков с дамой. Несмотря на то, что фотография подписана, кто на ней запечатлён, к сожалению, неизвестно.

Два моряка с подводной лодки «Волк» с дамой. Май 1917 г.

Вторая фотопортрет неизвестного матроса с подводной лодки «Волк». Предположительно это один из двух моряков изображённых на предыдущем фото.

Моряк с подводной лодки «Волк». Фото с сети интернет
Моряк с подводной лодки «Волк»

Заканчивая рассказ о подлодке «Волк» несколько слов скажем о послевоенной судьбе её командира. Иван Мессер не сумел остаться в России. После 1918 года он, уволенный из русского флота, уехал с семьёй в Архангельск и там вступил в Белую армию. Служил начальником Службы связи флотилии Северного Ледовитого океана, затем — начальником отряда ледокольных судов Северной флотилии и дослужился до звания капитана 1-го ранга. В 1920 году Иван Мессер с семьёй, не дожидаясь, когда части Красной Армии войдут в Архангельск, эмигрировал — сначала в Королевство Сербов, Хорватов Словенцев (будущая Югославия), а потом в США. Именно там, в городе Кливленде (штат Огайо) капитан 1-го ранга Иван Мессер и умер 16 декабря 1952 года. Похоронен на кладбище в Кливленде.

P.S. Хотелось бы поблагодарить Исследовательский центр «Георгиевский Архив» (г. Екатеринбург) и Николая Родина (г. Санкт-Петербург) за помощь в поиске наградных документов.

Каркотко Андрей Юрьевич
Магистр политических наук, историк
(изображения предоставил автор)

 

Приложение 1

Донесение о походе подводной лодки «Волк»

С 19-го по 30-е июня 1916 г.

19-го июня согласно предписания Командующего дивизией подводных лодок Балтийского моря вышел со вверенной мне лодкой в Ботнический залив для потопления неприятельских пароходов, проходя через нижеследующие пункты:

 

День Время Широта Долгота Примечание
19 июня 14 ч. 50 м. Створ Екатер. маяков
-//- 16 ч. 17 м. Траверз новой мели
-//- 18 ч. 02 м. Створный фарватер к Поркалауду
-//- 18 ч. 30 м. На якоре на Поркалауд. рейде
20 июня 5 ч. 30 м. Внутренний шхерный фарватер
-//- 16 ч. 50 м На якоре у о-ва Аристамаа
23 июня 11 ч. 00 м. Абоские шхеры
-//- 15 ч. 50 м На якоре у мигалки Касшер
24 июня 2 ч. 00 м. Абоские шхеры
-//- 6 ч. 10 м. 60° 51,2 N 20° 47,5 Ost
-//- 21 ч. 45 м. 63° 1,8 N 18° 50,7 Ost
25 июня 1 ч. 05 м. 63° 6,5 N 19° 00 Ost
-//- 2 ч. 10 м. 63° 4,8 N 18° 55 Ost Потопление «Dorita»
-//- 6 ч. 55 м. 63° 9,5 N 19° 2,0 Ost
-//- 7 ч. 58 м. 63° 8,8 N 19° 4,0 Ost
-//- 8 ч. 30 м. 63° 8,4 N 19° 3,4 Ost
-//- 14 ч. 05 м. 63° 3,5 N 19° 17,3 Ost
-//- 18 ч. 43 м. 63° 12 N 20° 21,0 Ost
-//- 19 ч. 30 м. 63° 14 N 20° 10,6 Ost
-//- 20 ч. 05 м. 63° 13,8 N 20° 3,7 Ost
-//- 22 ч. 00 м. 63° 13,8 N 20° 26,5 Ost Стоп в течении 1½ часа
26 июня 1 ч. 00 м. 63° 22 N 20° 30 Ost
-//- 2 ч. 12 м. 63° 31,3 N 20° 40 Ost
-//- 2 ч. 50 м. 63° 32,4 N 20° 50,5 Ost
-//- 5 ч. 17 м. 63° 35,4 N 21° 27,6 Ost
-//- 8 ч. 25 м. 63° 55,2 N 21° 27,6 Ost
-//- 11 ч. 55 м. 63° 55,8 N 21° 14 Ost Стоп в течении 1½ часа
-//- 14 ч. 00 м. 63° 55,7 N 21° 7,6 Ost
-//- 15 ч. 55 м. 63° 57 N 21° 3,0 Ost
-//- 17 ч. 00 м. 63° 59,3 N 21° 2,8 Ost Шведск. парох. таранил
-//- 21 ч. 40 м. 63° 28,6 N 21° 28 Ost На якоре
27 июня 2 ч. 30 м. Николайштадтские шхеры
-//- 7 ч. 20 м. Николайштадтские шхеры
-//- 21 ч. 30 м. Николайштадтские шхеры
28 июня 0 ч. 50 м. 63° 17,5 N 20° 40 Ost
-//- 1 ч. 35 м. 63° 14 N 20° 29 Ost
-//- 3 ч. 25 м. 63° 4,5 N 20° 14 Ost
-//- 18 ч. 10 м. 63° 49 N 20° 50 Ost
-//- 20 ч. 00 м. Абоские шхеры
29 июня 1 ч. 45 м. Ошвартовался у набережной реки Ауры
-//- 14 ч. 30 м. Абоские шхеры
-//- 18 ч. 45 м. На якоре в Юнгфрузунде
30 июня 4 ч. 15 м. Внутренний шхерный фарватер
-//- 11 ч. 50 м. Выход в море Поркалаудск. створом
-//- 12 ч. 13 м. Траверз N-ой вехи у Поркалаудск. створа
-//- 13 ч. 44 м. Траверз новой мели, Екатеринент. створ
-//- 15 ч. 20 м. Ревельская гавань

 

В густом тумане пришёл на Поркалаудский рейд, где стал на якорь, ожидая, когда туман рассеется.

20 июня внутренними шхерными фарватерами перешёл к острову Аристмаа в 14 милях от Або. На катере Службы Связи прибыл лично в Або за сведениями о плавании в Ботническом заливе и для переговоров с начальником Або-Оландской позиции и начальником охраны побережья Ботнического залива, а также просить протралить выход в залив у маяка Эншер. До 23 июня ждал в Або начальника охраны побережья залива, полковника Белкина, находившегося в Торнео.

23 июня перешёл шхерами к мигалке Касшер, не доходя лоцвахты Люпертэ. Стоя на якорь в ожидании тральщиков, пополнил запас пресной воды с эсминца «Бурный».

24 июня с рассветом, следуя за «Бурным» и тральщиками, вышел в Ботнический залив. Тральщики протралили курс 326 от траверза Эншера на 15 миль в море.

В 20 ч. 45 м., придя на хорошую видимость шведского берега и не желая быть обнаруженным, погрузился и решил держаться экономическим ходом в 3-х мильной полосе от берега.

25 июня во 2-м часу заметил пароход без флага и марок. В 1 ч. 30. Произвёл выстрел миной из аппарата Джевецкого №2 – безрезультатно. Следа мины не видел. Не желая упускать парохода и не усматривая на нём орудий, всплыл, держа сигнал: «остановитесь». Одновременно открыл огонь из 57 мм орудий, т.к. пароход на сигнал не отвечал.

Пароход пытался уйти в 3-х мильную полосу, но видя, что лодка его догоняет, остановился. Поднял сигнал: «покиньте судно, как можно скорее», голосом передал капитану приказание с картами и инструментами явится на лодку. Когда экипаж отвалил на шлюпках от борта, я утопил пароход миной из кормового трубчатого аппарата. Пароход утонул через 55 секунд после взрыва. Имя парохода «Dorita», порт приписки Штетин, тоннаж по показанию капитана Theodor Fridrichsen’a оставленного мною на лодке – 6000 тонн, груз – железная руда в количестве 5300 тонн. Шёл из Лулео в Штетин. Место потопления ш. 63° 4,8 N   д. 18° 55 Ost ближайшее расстояние до берега 4-2 мили.

В 2 ч. 12 м. погрузился и продолжил крейсировать под водою, держась в том же районе.

В 5 ч. 20 м. увидел шведскую канонерскую лодку типа «Ornen».

В 7 часов видя, что канонерка держится в районе лодки и будет мешать, мне, стал удаляться от берега, определившись в перископ по маяку Скагсудден.

Пробыв под водой 17 часов, заметил, что воздух испортился, появилось учащенное дыхание и утомление людей. В лодке на походе было 50 человек.

В 14 часов всплыл и пошёл к маяку Норшер на рандеву с полковником Белкиным. Наблюдал проход шведских пароходов через Северный Кваркень между маяками Хольмэгадд и Норшер. Первый пароход шёл без флага. Остановил его, сделав несколько выстрелов, кладя снаряды около него. После этого пароход поднял шведский флаг и позывные. Сблизившись увидел шведские марки и название «Jyrtverige Stocholm».

В 22 ч. подошёл к маяку Норшер, где были встречены полковником Белкиным на пароходе «Asistance», в 5 милях от маяка. Приняв от него лоцманов: Павла Павлова Соколова и Вениамина Эрнберга, знавших шведские берега по N–ую сторону Северного Кваркена и условившись с полковником Белкиным относительно доставления мне провизии, проследовал дальше между маяками Норшер и Хольмэгадд, руководствуясь шведскими вехами и указаниями лоцманов. Для уменьшения видимости при проходе вблизи шведского маяка Хольмэгадд шёл в позиционном положении, прикрываясь со стороны маяка пароходом «Asistance».

Провести лодку шхерами лоцмана не брались, ссылаясь на большую осадку лодки (13¾). Капитана парохода «Dorita» сдал полковнику Белкину. Пройдя Кваркен, «Asistance» вернулся обратно.

Лодка следовала дальше на избранную мною позицию у башни Ратань, проходя вне видимости берегов.

С 9 ч. временами густой туман. Погружался и стоял под колпаком. Подойдя под дизелями в видимости берега, погрузился и начал подводное крейсерство в 3-х мильной полосе от берега. В 14 ч. 30 м. прошёл на N шведский пароход. В 16 ч. 45 м. открыл на SW пароход, шедши на N. Видимость временами менялась из-за налетавшего тумана. Марок на борту парохода видно не было. Начал маневрирование для сближения первоначально на носовой выстрел миной, затем поворачивал для кормового выстрела или правым бортом. Определил расстояние до парохода 4-5 кабельтовых. В этот момент пароход резко изменил курс на лодку. Пытался изменить курс лодки, повернутой для минного выстрела, но видя невозможность уклонится от тарана, нырнул, успев в момент скрытия перископа заметить на пароходе шведские марки. Пароход прошёл над лодкой, задев килем за перископы на ½ фута выше верхней кромки перископных тумб. У переднего перископа появилась течь. Продув систерны, всплыл и в иллюминаторы увидел на N пятно, быстро исчезнувшее – очевидно пароход, таранивший лодку. Нашёл густой туман, видимость 1 кабельтов.

Оказалось, невозможным открыть рубочны люк, заклинившийся погнутой тумбой перископа. Откачав балластные систерны и выйдя с командой на верхнюю палубу через кормовой люк, пошёл под дизелями ко входу в Николайштадтские шхеры. Густой туман. На ходу отпиливал погнутые перископы, решив заделать отверстия деревянными пробками, на случай вынужденного погружения, хотя бы на малую глубину.

В 21 час 40 мин. подойдя по счислению в густом тумане ко входу в шхеры у башни Ритгрунд, стал на якорь, ожидая рассеяния тумана и доканчивая работы с перископами.

27 июня в 2 ч. 30 м. туман рассеялся. Снялся с якоря и пошёл в Николайштадть шхерами, на что лоцмана согласились в виду полной воды. Оказалось, что лоцмана точных глубин шхерного фарватера от башни Ритгрунд в Николайштадть не знают вследствие того, что фарватер этот не тралится и до сего времени считали фарватер доступным для судов, осадкой в 12´.

В 7 ч. 20 м. стал на бочку перед набережной г. Николайштадта. К этому времени был сделан фальшивый перископ, который возвышался над обвесом мостика, маскируя потерю настоящих перископов. В Николайштадть зашёл уведомить полковника Белкина о невозможности для меня продолжать операции и дать отдых личному составу; а также для переборки сообщительной муфты правого дизеля.

В 21 ч. 30 м. шхерами мимо лоцвахты Карсэрен вышел в Ботнический залив без лоцманов и следовал ко входу в Абосския шхеры у маяка Эншер.

28 июня в 20 ч. вошёл в Абоские шхеры у Эншера.

29 июня в 2 часа ночи пришёл в Або и ошвартовался к канонерской лодке «Хивинец», стоявшей у набережной в устье реки Ауры. Утром был с докладом у начальника Або-Оландской позиции.

В 14 ч. 30 м. вышел из Або. В 18 ч. 45 м. в Юнгфрузунде встретил подлодку «Вепрь», которая стала на якорь, после чего я ошвартовался к ней и сообщил командиру все полученные мною сведения о плавании в Ботническом заливе.

30 июня шхерами перешёл к Паркалауду, у которого вышёл в Финский залив. В 15 часов прибыл в Ревельскую гавань.

ПОДПИСАЛ: Старший лейтенант МЕССЕР[51]

Примечания

[1] Тут и далее все даты до февраля 1918 года приводятся по старому стилю.

[2] Цветков, Игорь Фёдорович. Подводные лодки типа «Барс» (1913-1942) / И. Ф. Цветков. — Самара : Истфлот, 2007. — 80 с. : ил., портр., табл.; 28 см. — (Боевые корабли мира).

[3] https://wi­ki.les­ta.ru­/ru­/Na­vy:Ки­ти­цын,­_Ми­хаил­_Алек­санд­ро­вич

[4] Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского Ведомства. Январское на 1916 год. СПБ:, 1916. О Мессере с. 228

[5] Лейтенант Веди. На подводной лодке в 1916 году : [впечатления участника] / Подерни, Вадим Алексеевич. — Петроград : типография Морского министерства, 1917.

[6] https://www.gen­rog­ge.ru/sub­ma­riner­/5.htm

[7] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[8] https://gwar.mil.ru/he­roes/che­lo­vek_gos­pi­tal­299464

[9] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №609 от 6 сентября 1916 года.

[10] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря № 430 от 16 июня 1916 года.

[11] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[12] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[13] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №609 от 6 сентября 1916 года.

[14] https://gwar.mil.ru/he­roes/che­lo­vek_gos­pi­tal­677448

[15] https://gwar.mil.ru/he­roes/che­lo­vek_gos­pi­tal­701529/

[16] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №609 от 6 сентября 1916 года.

[17] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №609 от 6 сентября 1916 года.

[18] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №609 от 6 сентября 1916 года.

[19] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[20] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[21] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[22] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №863 от 11 августа 1915 года.

[23] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[24] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря № 430 от 16 июня 1916 года.

[25] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[26] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря № 430 от 16 июня 1916 года.

[27] https://gwar.mil.ru/he­roes/che­lo­vek_gos­pi­tal­23801828

[28] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[29] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[30] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[31] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[32] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[33] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №609 от 6 сентября 1916 года.

[34] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №609 от 6 сентября 1916 года.

[35] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[36]  Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[37] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[38] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[39] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[40] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №104 от 7 февраля 1916 года.

[41] Алфавит сверхсрочно-служащих 1-го разряда 1917-18 г.г. Литера А-Я. Лист 79

[42] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №609 от 6 сентября 1916 года.

[43] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря № 430 от 16 июня 1916 года.

[44] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[45] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[46] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[47] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[48] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №609 от 6 сентября 1916 года.

[49] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря №397 от 1 июня 1916 года.

[50] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря № 430 от 16 июня 1916 года.

[51] Донесение о походе подводной лодки «Волк» с 19-го по 30-е июня 1916 года Российский Государственный архив Военно-морского флота Фонд 418, Опись: №1, Дело: №4027, Л.41-44

[52] Алфавит матросов срочной службы 1913 г. Балтфлот., лит. Р-Я Лист 10 об.

Георгиевские кавалеры подводной лодки «Окунь»

Герои с подводной лодки «Минога». Кто они?

Награды Императорской России

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

75 лет Германской Демократической Республики

75 лет ГДР

Семьдесят пять лет назад 7 октября 1949 го­да бы­ла об­ра­зо­ва­на Гер­ман­ская Де­­мо­­кра­­ти­чес­кая
Перейти К началу страницы