На страницах нашего журнала публикуются интервью с различными интересными людьми: коллекционерами, искусствоведами, историками, реконструкторами. Сегодня же представляем нашим читателям беседу Сергея Головина с известным историком-униформологом, автором цикла книг об униформе русской армии в период Первой Мировой войны, а с недавнего времени начальником военно-исторического отдела Государственного музея-заповедника «Царское село» Дмитрием Алексеевичем Клочковым.
Мне было особенно приятно взять интервью у человека, на книгах которого, без всякого преувеличения, вырос. Можно сказать, что настоящая любовь к униформологии, как к серьёзной науке, для меня, на тот момент ученика старших классов, началась после прочтения книги «Гвардейская пехота. Офицеры и генералы» из серии «Обмундирование, снаряжение и вооружение Российской императорской армии. 1914 – 1917». Построение текста, обилие иллюстраций подлинных предметов, анализ материала, колоссальный справочный аппарат произвели неизгладимое впечатление!
Однако, искренне надеюсь, что моё неподдельное восхищение Дмитрием Алексеевичем, как учёным и исследователем, никак не помешало диалогу об униформологии.
Сергей Головин
Сергей Головин (С.Г.): Дмитрий Алексеевич, расскажите, пожалуйста, как получилось, что выпускник Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета стал ведущим специалистом по униформологии Российской Империи начала XX века? С чего началось Ваше увлечение исторической тематикой?
Дмитрий Клочков (Д.К.): Насчёт определения меня как «ведущего специалиста по униформологии Российской Империи начала XX века» я оставлю этот эпитет на вашей совести, мне кажется, что на эту роль есть немало достойных кандидатур. Вспомним хотя бы Владимира Владимировича Звегинцова, чей труд «Формы Русской армии 1914 года» долгое время считался «Библией» всех, кто интересовался обмундированием нашей армии периода Первой мировой войны. Изданный в 1959 году и напечатанный на ротапринте он, конечно, уже не соответствует современным запросам любителей униформологии ни по полиграфическим, ни по научным требованиям (в нём нет ссылок на источники), издание содержит ряд ошибок и неточностей, однако охватывает все формирования Российской императорской армии. Я же нахожусь ещё только в начале пути.
Если же по сути, то униформология была моим хобби с детского возраста. Увлечение началось с бумажных солдатиков – мне хотелось понять, как их правильно раскрашивать, и я начал собирать информацию об этом по крупицам, чему помогли вырезки из журнала «Наука и жизнь», статьи из «Советского музея», «Техники – молодёжи» 1980-х годов. Прорывом была книга В. М. Глинки, открытки О. К. Пархаева. Но этих материалов было мало, требовались первоисточники. Записался в 1987 году в детский отдел Публичной библиотеки (ныне – РНБ), познакомился с трудом Г. С. Габаева «Роспись полкам Русской армии», многотомником «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск», другими малоизвестными в то время источниками. На заработанные летом деньги заказывал с них ксерокопии. Также регулярно посещал Военную галерею Зимнего дворца, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, срисовывал форму солдат и офицеров Российской императорской армии с рисунков и картин того времени, фигур Газенбергера. А со временем это хобби в силу сложившихся жизненных обстоятельств стало основным занятием в жизни…
С.Г.: Вы являетесь автором единой серии книг об обмундировании, вооружении и снаряжении Русской армии в период Великой войны (она же Первая Мировая). Насколько я знаю, вышло уже шесть книг, посвящённых гвардейской пехоте и кавалерии. Расскажите, пожалуйста, как Вам пришла в голову сама идея начать писать книги по отечественной униформологии?
Д.К.: В 2007 году вышла моя первая книга – «Отличные храбростью…», посвящённая истории, обмундированию, вооружению и регалиям элитной конной части – Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Специалисты оценили эту книгу и в настоящее время она является библиографической редкостью, хотя выдержала несколько переизданий. Обмундированию Конвоя в книге было уделено немалое внимание, т.к. по ряду причин оно не было отражено в фундаментальных справочниках и хотелось восполнить этот досадный пробел, для чего я исследовал множество источников, в том числе и архивных. Возник вопрос – какой темой продолжить изыскания, так как сам процесс оказался очень увлекательным. Близилось столетие начала Первой мировой войны и мне показалось, что тема отечественной униформы этого периода была бы интересна многим. Первоначально планировалось уточнить ряд аспектов в книге Звегинцова, подобрать качественный иллюстративный ряд с учётом современных возможностей фототехники и полиграфии. Но уже в самом начале этой работы стало ясно, что работу придётся начинать с нуля, изучая массу источников – приказов по военному ведомству, различных циркуляров и наставлений, переписку Главного интендантского управления, полковых приказов, множество мемуаров и музейных предметов. Подготовка к изданию первого тома заняла более четырёх лет.
С.Г.: Почему именно период Первой Мировой войны? В истории славной Русской армии есть огромное количество не менее интересных и героических периодов, Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов, например, или Русско-японская война, или даже Походы в Среднюю Азию?
Д.К.: Безусловно. И каждый указанный Вами период требует отдельного исследования. Но меня интересовало обмундирование Великой войны, так как по нему, кроме книги Звегинцова, практически не было никаких серьёзных работ, а сама война и участие в ней нашей армии долгое время были преданы забвению… Поэтому мне показалось, что мой труд будет востребован, особенно в связи с возрастающим интересом к этому периоду. Состоя в клубе военно-исторической реконструкции «Лейб-гвардии Преображенский полк-1914» я параллельно на практике смог увидеть и реализовать в форме консультаций свои наработки. Попутно, кстати, возникали вполне резонные вопросы как именно шить, носить тот или иной предмет, что стимулировало к поискам ответов на эти вопросы. Таким образом, возникло понимание, какие детали могут интересовать реконструкторов, реставрамторов, театральных портных и художников по костюмам и адаптировать свою книгу к запросам этих, весьма дотошных, читателей.
С.Г.: Раз мы с Вами коснулись темы русской Лейб-гвардии кануна Первой Мировой… Согласитесь, с точки зрения сочетания эстетики и следования исторических традиций, форма, существовавшая в 1914 году, была самая красивая и продуманная. Каждый элемент в ней был почти что совершенен, дышал памятью предков.
Д.К.: Не могу с вами не согласиться, хотя в этом отношении существует множество мнений. Кто-то, например, сегодня считает, что «мужицкая» форма, введённая Александром III, обладала характерными чертами русского костюма, была практичной и удобной. Дискуссии об этом тянутся с 1880-х годов и до наших дней. По другому мнению (и лично мое с ним совпадает), форма мирного времени, существовавшая накануне Первой мировой войны была красивая и нарядная, с множеством деталей, пронизанных многолетними традициями полков императорской гвардии. Это было неслучайно, так как корпоративные отличия в те годы считались важнее однообразности и безликости. Да, это обмундирование было недешёвым, не таким практичным, но солдаты любили его и даже в годы Гражданской войны красноармейцы нередко щеголяли в гвардейских киверах или мундирах с лацканами, используя остатки на складах и реквизит фотоателье. Что же касается походной формы, то она доказала свою пригодность на полях сражений Первой мировой, Гражданской и даже Великой Отечественной войн. Вспомним, что гимнастёрки, почти не отличавшиеся от гимнастёрок периода Первой мировой войны, носили в Советской армии вплоть до 1970-х годов.
С.Г.: И все же, если брать отдельно пехоту, кавалерию и артиллерию и даже сапёров Лейб-гвардии, какое формирование на Ваш взгляд имело самую эффектную униформу?
Д.К.: Тут сложно поспорить с классиком. Как говорил Козьма Прутков, «Хочешь быть красивым – поступай в гусары!». Гвардейские гусары имели, пожалуй, наиболее эффектную и яркую униформу, выделявшую их среди других полков. Но и стройные ряды гвардейской пехоты в киверах и с цветными лацканами, кирасиры в касках с орлами и начищенных до блеска кирасах, элегантные уланы, драгуны и конно-гренадеры в уникальных головных уборах смотрелись не менее красиво.
С.Г.: Суммарно на сегодняшний момент Вы являетесь автором и соавтором 16 книг! Мы уже поговорили о Ваших книгах по униформологии Русской армии в 1914 – 1917 годах, но Вы ведь не ограничиваетесь только одним временным периодом, на Вашем счету труды, посвященные, как истории отдельных частей, например, уже упомянутая «„Отличные храбростью…“ Собственный Его Императорского Величества конвой», так и истории самых разных формирований, связанных одной общей задачей, к примеру, охраной Московского Кремля: «На охране российской государственности. К 80-летию создания Президентского полка» или сопровождением верхом русских правителей: «Конные эскортные части и подразделения России». Чем Вас заинтересовало именно это направление?
Д.К.: «Отличные храбростью…» была первой моей книгой, изданной в 2007 году и к настоящему времени она выдержала ещ` два переиздания, а совсем недавно, 23 июля 2021 года, открылась выставка «При государеве стремени. Конные эскорты России с XV века и до наших дней», где большая часть экспозиции посвящена истории, обмундированию и регалиям Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Об этом формировании в советское время было известно мало, о его униформе не упоминалось и в дореволюционных справочниках по обмундированию Российской императорской армии. Мне захотелось восполнить эти «белые пятна» и с начала 1990-х годов я по крупицам собирал информацию об этой знаменитой воинской части. В середине 2000-х появились финансовые возможности издать книгу на хорошем полиграфическом уровне, провести архивные исследования. В результате, по оценкам читателей, мой «первый блин» не вышел комом. А меня успех первого издания подвиг на новые исследования и издательские проекты… В 2016 году исполнилось 80 лет с момента образования Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля ФСО России. К этому времени уже вышла моя книга «Конные эскортные части и подразделения России», где одна глава была посвящена истории Кавалерийского почетного эскорта, являвшегося подразделением Президентского полка. Руководству полка понравилась подача материала и мне доверили подготовку книги «На охране российской государственности», приуроченной к 80-летию этой элитной воинской части. В издании была затронута и предыстория создания полка, рассказано о дореволюционных частях, выполнявших аналогичные задачи. Книга также была воспринята положительно, что позволило двигаться дальше. Уже в следующем «фолианте» объемом 926 страниц – «На страже главной цитадели России», вышедшем в 2018 году к 100-летию Службы коменданта Московского Кремля, я являлся его составителем и также автором ряда глав, объединяя усилия множества профессиональных авторов, рассказавших об охране княжеских, царских, императорских, а затем – советских и президентских резиденций России, начиная с периода Средневековья и до наших дней. Работа оказалась сложной, но интересной, она позволила опубликовать множество ранее неизвестных документов. Мало того, специально для этой книги были рассекречены материалы 1930-х – 1950-х годов, касавшиеся подразделений охраны НКВД СССР.
С.Г.: Больше всего у меня вызвало удивление, когда в 2019 году Вы издали книгу по истории советского спорта: «ЦСКА. Спортивная доблесть армии». Насколько Вам близка тема спорта?
Д.К.: Справедливости ради хочу уточнить: книгу издал не я, а издательство «Фонд «Русские Витязи»». Я являюсь её автором, хотя не скрою, что всячески продвигал издание этой книги, почти два года не имевшей своего «бумажного» воплощения. Здесь нет какого-то отхождения от линии моих основных интересов, ведь это армейская организация, а история уникальных воинских частей и формирований меня всегда интересовала. ЦСКА ведёт свою историю с дореволюционного периода, хотя в советское время «сверху» датой основания был назначен 1923 год. Но ОЛЛС (Общество любителей лыжного спорта) из которого и «вырос» ЦСКА, в 1923 году передало новой структуре и свой стадион, и членов общества, и даже начальник остался тот же! По сути, сменили вывеску и символику, а все основное – и люди, и инвентарь, и спортивные площадки – остались теми же самыми. Для меня же как для исследователя, было интересным попробовать свои научные разработки, приложить уже ранее отработанную «матрицу» структуры исторического исследования на военно-спортивную организацию. Таким образом, в книге идёт рассказ об истории, униформе и символике, регалиях и наградах, которых у ЦСКА очень много! Как это получилось – судить не мне, но я постарался включить в издание и исторические факты, и архивную информацию, и мемуары, и множество иконографических источников, включая ранее не публиковавшиеся фотографии. К слову, подобный подход был применен впоследствии и в книге по истории «Ингосстраха» – старейшей страховой организации России.
С.Г.: У каждого исследователя, так или иначе, есть свой пантеон достижений, которыми они особо гордятся. Что бы Вы могли назвать своей главной заслугой на почве отечественной униформологии?
Д.К.: Пожалуй, это многотомник, посвящённый обмундированию, снаряжению и вооружению Российской императорской армии периода 1914-1917 гг. И, хотя он ещё не закончен, но в нем удалось задать определенные стандарты в исследованиях униформы, создать некую матрицу, по которой ведётся повествование… Насколько мне известно, многие исследователи, музейные работники, художники, портные и кинематографисты используют мои наработки, что особенно приятно – значит время и усилия были потрачены не зря.
С.Г.: За свою жизнь, как ученый, исследователь, Вы уже совершили огромное количество больших и маленьких открытий (надеемся, что впереди их у Вас еще больше). Но было ли что-то такое, во что даже с Вашим колоссальным опытом трудно поверить: все говорит о том, что должно быть именно так, а на самом деле выходит совершенно иначе? Может быть был какой-нибудь веселый или даже забавный эпизод?
Д.К.: Наверное, нет ничего интереснее исследования судеб людей, вовлечённых в водовороты истории. Судьба одного из них на меня произвела впечатление, когда я собирал материалы к книге по истории комендатуры Московского Кремля (она вышла в соавторстве с другими исследователями в 2018 году под названием «На страже главной цитадели России»). Дело в том, что в период Первой мировой войны было создано несколько специальных формирований для защиты дворцов в Царском Селе, одним из них была Отдельная батарея для воздушной охраны императорской резиденции, в составе которой была автомобильная полубатарея с зенитными орудиями. Один из офицеров – подпоручик (позднее – поручик) Б. Н. Ненашев служил в ней с момента её образования. При Временном правительстве автомобильная полубатарея была выделена и переименована в 7-ю отдельную автомобильную батарею для стрельбы по воздушному флоту, в мае 1917 года отправилась на Северный фронт, а в октябре 1917 года вернулась в Петроград. Интересно, что весной 1918 года батарея была перемещена в Москву и там, «для прикрытия важнейших зданий центра города, и в первую очередь Кремля, на его территории была расположена огневая позиция 7-й отдельной автомобильной батареи, которой командовал Б. Н. Ненашев. Таким образом, ещё недавно оборонявшая императорскую резиденцию батарея, теперь охраняла от нападений с воздуха место расположения советского правительства, имея во главе одного из бывших офицеров, избранных для царской охраны… И подобных историй встречается немало, зачастую это практически готовые сценарии для сериалов, где не нужно ничего специально придумывать.
С.Г.: Помимо теоретической униформологии, Вы, насколько мне известно, воплощаете добытые знания на практике: периодически в Ваших социальных сетях мелькают фотографии, на которых Вы запечатлены в форме Лейб-гвардии Преображенского полка. Расскажите, пожалуйста, об этом аспекте Вашей жизни: как Вы увлеклись реконструкцией и что для Вас реконструкция сегодня?
- Д. А. Клочков в униформе Лейб-гвардии Преображенского полка
Д.К.: Действительно, в движении военно-исторической реконструкции (сначала стрелковых частей РККА, затем солдата Лейб-гвардии Преображенского полка периода Отечественной войны 1812 года, а затем и периода 1914 – 1917 годов) я участвую с 1994 года. Пошив формы клуба «Лейб-гвардии Преображенский полк – 1914» как раз совпал с подготовкой к выходу первого тома книги «Обмундирование, снаряжение и вооружении Российской императорской армии. 1914 – 1917 гг.», рассказывающего об униформе полков гвардейской пехоты. Поэтому мне удавалось консультировать одноклубников как по вопросам пошива формы, так и по аспектам ее ношения и пригонки амуниции. В процессе возникали и довольно непростые вопросы, что заставило уточнить детали и дополнить книгу как раз по результатам этих исследований. Без практического применения знаний эти нюансы, скорее всего, и не «всплыли» бы. Что интересно, позднее по образцу нашего клуба возникло и много других военно-исторических объединений, занимавшихся реконструкцией частей Российской армии периода Первой мировой войны. Командир клуба «Лейб-гвардии Преображенский полк – 1914» Сергей Фефилов задал довольно высокие стандарты, на которые и теперь многие ориентируются. Реконструкция для меня сегодня (хотя времени удается выкроить все меньше и меньше) – это и возможность пообщаться с друзьями и знакомыми, увлечёнными военной историей Великой войны, и почувствовать себя в облике солдата гвардейской пехоты – тех героев, которые воевали под Гумбинненом, Стоходом и Тарнополем, держали фронт перед германской и австро-венгерской армиями на протяжении трёх лет кровопролитных сражений.
С.Г.: Говоря о современной реконструкции, нельзя не вспомнить о тех, с кого она начиналась. 2021 год омрачился прискорбным известием: 15 января ушёл из жизни кандидат культурологии Георгий Эдишерович Введенский, долгие годы занимавший должность начальника военно-исторического отдела Государственного музея-заповедника «Царское село». Расскажите, пожалуйста, нашим читателям пару слов о Георгии Эдишеровиче. Насколько мне известно, Вы были хорошо знакомы?
Д.К.: С Георгием Эдишеровичем я был знаком с 1986 года. Тогда, ещё школьником, я ходил в кружок при Музее Суворова, который он вёл. До сих пор помню его яркие рассказы и впечатления, когда он впервые дал подержать саблю начала XIX века… Георгий Эдишерович был яркой личностью, отличным популяризатором военной истории нашего Отечества, заядлым реконструктором, давшим «путёвку в жизнь» многим военным историкам. Ну, и конечно, основное его достижение – это открытие экспозиции «Россия в Великой войне» в Ратной палате ГМЗ «Царское Село». Многие не верили, что это в принципе возможно, однако 1 августа 2014 года, спустя 100 лет после начала Первой мировой войны, открытие состоялось… И сегодня наша задача – развивать музей, в который вложил свою душу и множество сил Георгий Эдишерович Введенский.
С.Г.: Дмитрий Алексеевич, с 1-го июля начальником военно-исторического отдела Государственного музея-заповедника «Царское село» стали Вы. Что для Вас значит это назначение?
Д.К.: Ещё совсем недавно я даже представить себе не мог, что окажусь на этой должности, было множество планов… Однако, когда руководство ГМЗ «Царское Село» предложило мне стать начальником военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село», я ни минуты не сомневался. Для меня большая честь занимать её и быть преемником Георгия Эдишеровича Введенского. Постараюсь оправдать то доверие, которое мне оказано, тем более, что планов по дальнейшему развитию военно-исторического направления музея довольно много и некоторые мы уже стали реализовывать.
С.Г.: Насколько мне известно, несмотря на то, что с момента Вашего назначения прошло всего три месяца, Вы уже успели подготовить выставку. Пару слов, о чём она? Когда открытие?
Д.К.: Действительно, едва заняв должность, мне пришлось организовывать довольно непростую выставку – «При государеве стремени. Конные эскорты России с XVI века и до наших дней», автором концепции которой я являлся и был её куратором со стороны инициатора этого проекта – инвестиционной компании «Велес Капитал». А с 1-го июля пришлось выступить уже в качестве начальника профильного отдела. Выставка работает с 23 июля и, как следует из названия, посвящена различным формированиям, охранявшим и сопровождавшим в конном строю первых лиц нашего государства с времен Ивана Грозного и вплоть до современности. Если в середине XVI века это был Государев полк, затем Стремянной приказ, то в XVIII веке – кавалергарды, лейб-гусары и казачьи команды. В XIX веке им на смену пришла гвардейская Черноморская казачья сотня, затем Собственный Его Императорского Величества Конвой, в составе которого почти сто лет проходили службу кавказские казаки, горцы Северного Кавказа, лезгины, азербайджанцы, грузины и крымские татары. Сегодня же эти функции с блеском выполняет Кавалерийский почётный эскорт Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны Российской Федерации, храня традиции императорского конвоя и отечественной кавалерии. К участию в выставке нам удалось привлечь множество российских музеев (среди которых ГМЗ «Царское Село» и Государственный Эрмитаж – соорганизаторы выставки, а также Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музеи Московского Кремля, Государственный Русский музей и многие другие), частных коллекционеров и даже иностранные музеи, среди которых стоит выделить Музей русской истории (США, город Джорданвилл). Он предоставил первый штандарт Конвоя и другие экспонаты, которые последний раз были в России более 100 лет назад… Хочется отметить, что к выставке был снят фильм, у неё имеется свой сайт, а также вышел из печати богато иллюстрированный каталог, содержащий 16 научных статей по темам выставки.
С.Г.: В завершение, поделитесь, пожалуйста, Вашими планами на будущее. Какими книжными новинками Вы собираетесь порадовать своих читателей в ближайшее время?
Д.К.: Несмотря на новый большой объём работы, от своих творческих планов я не отказываюсь, хотя и придется их реализовать несколько медленнее. Прежде всего, это продолжение многотомника «Обмундирование, снаряжение и вооружение Российской императорской армии. 1914 – 1917 гг.» – тома, посвящённые гвардейским гусарам и гвардейским казакам. Есть и другие задумки, о которых я пока умолчу – пусть это будет небольшой сюрприз для читателей.
Редакция нашего журнала выражает благодарность Дмитрию Алексеевичу за уделённое время и желает новых творческих, научных и исследовательских успехов!
Сергей Головин
__________________