Дмитрий Клочков: Я ни минуты не сомневался!

in Интервью/Реконструкция 12011 views

На страницах нашего журнала публикуют­ся ин­тервью с раз­лич­ны­ми ин­те­рес­ны­ми людь­ми: кол­лек­цио­не­ра­ми, ис­кус­ст­во­ве­да­ми, ис­то­ри­ка­ми, ре­кон­ст­рук­то­ра­ми. Се­год­ня же пред­став­ляем на­шим чи­та­те­лям бе­се­ду Сер­гея Го­ло­ви­на с из­ве­ст­ным ис­то­ри­ком-уни­фор­мо­ло­гом, авто­ром цик­ла книг об уни­форме русской армии в период Первой Мировой войны, а с не­давнего вре­мени началь­ником воен­но-ис­тори­чес­ко­го отдела Государственного музея-заповедника «Царское село» Дмитрием Алексеевичем Клочковым. 


Мне было особенно приятно взять интервью у человека, на книгах которого, без всякого преувеличения, вырос. Можно сказать, что настоящая любовь к униформологии, как к серьёзной науке, для меня, на тот момент ученика старших классов, началась после прочтения книги «Гвардейская пехота. Офицеры и генералы» из серии «Обмундирование, снаряжение и вооружение Российской императорской армии. 1914 – 1917». Построение текста, обилие иллюстраций подлинных предметов, анализ материала, колос­саль­ный справочный аппарат произвели неизгла­димое впечатление!

Однако, искренне надеюсь, что моё неподдельное восхищение Дмитрием Алексееви­чем, как учё­ным и исследовате­лем, никак не помешало диалогу об унифор­мологии.

Сергей Головин

 

Сергей Головин (С.Г.): Дмитрий Алексеевич, расскажите, пожалуйста, как получилось, что выпускник Санкт-Петербургского государственного электротехнического универ­ситета стал ведущим специалистом по униформологии Российской Империи начала XX века? С чего началось Ваше увлечение исторической тематикой?

Дмитрий Алексеевич Клочков с изданными книгами, фото 2019 года

Дмитрий Клочков (Д.К.): Насчёт определения меня как «ведущего специалиста по униформологии Российской Империи начала XX века» я оставлю этот эпитет на вашей совести, мне кажется, что на эту роль есть немало достойных кандидатур. Вспомним хотя бы Владимира Владимировича Звегинцова, чей труд «Формы Русской армии 1914 года» долгое время считался «Библией» всех, кто интересовался обмундированием нашей армии периода Первой мировой войны. Изданный в 1959 году и напечатанный на ротапринте он, конечно, уже не соответствует современным запросам любителей униформологии ни по полиграфическим, ни по научным требованиям (в нём нет ссылок на источники), издание содержит ряд ошибок и неточностей, однако охватывает все формирования Российской императорской армии. Я же нахожусь ещё только в начале пути.

Если же по сути, то униформология была моим хобби с детского возраста. Увлечение началось с бумажных солдатиков – мне хотелось понять, как их правильно раскрашивать, и я начал собирать информацию об этом по крупицам, чему помогли вырезки из журнала «Наука и жизнь», статьи из «Советского музея», «Техники – молодёжи» 1980-х годов. Прорывом была книга В. М. Глинки, открытки О. К. Пархаева. Но этих материалов было мало, требовались первоисточники. Записался в 1987 году в детский отдел Пуб­личной библиотеки (ныне – РНБ), позна­комился с трудом Г. С. Габаева «Роспись полкам Русской армии», многотомником «Истори­ческое описание одежды и вооружения Российских войск», другими малоизвестными в то время источниками. На заработанные летом деньги заказывал с них ксерокопии. Также регулярно посещал Военную галерею Зимнего дворца, Военно-исто­рический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, срисовывал форму солдат и офицеров Российской императорской армии с рисунков и картин того времени, фигур Газен­бергера. А со временем это хоб­би в силу сложившихся жизненных обстоятельств стало основным занятием в жизни…

С.Г.: Вы являетесь автором единой серии книг об обмундировании, вооружении и снаряжении Русской армии в период Великой войны (она же Первая Мировая). Насколько я знаю, вышло уже шесть книг, посвящённых гвардейской пехоте и кавалерии. Расскажите, пожалуйста, как Вам пришла в голову сама идея начать писать книги по отечественной униформологии?

Серия книг Д. А. Клочкова «Обмундирование, снаряжение и вооружении Российской императорской армии. 1914 – 1917»

Д.К.: В 2007 году вышла моя первая книга – «Отличные храб­ростью…», посвя­щённая истории, об­мун­ди­рованию, вооружению и регалиям элитной конной части – Собствен­ного Его Импе­раторского Величества Конвоя. Специалисты оценили эту книгу и в настоящее время она является библио­графи­ческой редкостью, хотя выдержала несколько переизданий. Об­мундиро­ванию Кон­воя в книге было уделено немалое внимание, т.к. по ряду причин оно не было отражено в фунда­ментальных справочниках и хотелось восполнить этот досадный пробел, для чего я исследовал множество источников, в том числе и архивных. Возник вопрос – какой темой продолжить изыскания, так как сам процесс оказался очень увле­кательным. Близилось столетие начала Первой мировой войны и мне показалось, что тема отечественной униформы этого периода была бы интересна мно­гим. Пер­воначально планирова­лось уточнить ряд аспектов в книге Зве­гинцова, подобрать ка­чественный иллюстра­тив­ный ряд с учётом современных воз­можностей фото­техники и полиграфии. Но уже в самом начале этой работы стало ясно, что работу придётся начинать с нуля, изучая массу источников – приказов по военному ведомству, раз­личных циркуляров и наставлений, переписку Главного интен­дантского управления, полковых приказов, множество ме­муаров и музейных предметов. Подготовка к изданию первого тома заняла более четырёх лет.

Первая книга Д. А. Клочкова по униформоло­гии Русской армии «„Отличные храбростью…“ Собственный Его Императорского Величества конвой»

С.Г.: Почему именно период Первой Мировой войны? В истории славной Русской армии есть огромное количество не менее интересных и героических периодов, Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов, например, или Русско-японская война, или даже Походы в Среднюю Азию?

Д.К.: Безусловно. И каждый указанный Вами период требует отдельного исследования. Но меня интересовало обмундирова­ние Великой войны, так как по нему, кроме книги Звегинцова, практически не было никаких серьёзных работ, а сама война и участие в ней нашей армии долгое время были преданы забвению… Поэтому мне показалось, что мой труд будет востребован, особенно в связи с возрастающим интересом к этому периоду. Состоя в клубе военно-исторической реконструкции «Лейб-гвардии Преобра­женский полк-1914» я параллельно на практике смог увидеть и реализовать в форме консультаций свои наработки. Попутно, кстати, возникали вполне резонные вопросы как именно шить, носить тот или иной предмет, что сти­мулировало к поискам ответов на эти вопросы. Таким образом, возникло пони­мание, какие детали могут интересовать ре­конструкто­ров, рестав­рамторов, театральных портных и художников по костюмам и адаптировать свою книгу к запросам этих, весьма дотошных, читателей.

С.Г.: Раз мы с Вами коснулись темы русской Лейб-гвардии кануна Первой Мировой… Согласитесь, с точки зрения сочетания эстетики и следования исторических традиций, форма, существовавшая в 1914 году, была самая красивая и продуманная. Каждый элемент в ней был почти что совершенен, дышал памятью предков.

Д.К.: Не могу с вами не согласиться, хотя в этом отношении существует множество мнений. Кто-то, например, сегодня считает, что «мужиц­кая» форма, введён­ная Александром III, обла­дала характерными чертами русского костюма, была практичной и удобной. Дискуссии об этом тянутся с 1880-х годов и до наших дней. По другому мнению (и лично мое с ним совпадает), форма мирного времени, су­ществовав­шая на­кануне Первой мировой войны была красивая и нарядная, с множеством деталей, про­низанных мно­голетними тра­дициями полков императорской гвардии. Это было неслучайно, так как корпоративные отличия в те годы считались важнее однообразности и безликости. Да, это обмундирование было недешё­вым, не таким практичным, но солдаты любили его и даже в годы Граж­данской войны красно­армейцы нередко щеголяли в гвардейских киверах или мундирах с лацканами, используя остатки на складах и реквизит фотоателье. Что же касается походной формы, то она доказала свою пригодность на полях сражений Первой мировой, Гражданской и даже Великой Отечественной войн. Вспомним, что гимнастёрки, почти не отличавшиеся от гимнастёрок периода Первой мировой войны, носили в Советской армии вплоть до 1970-х годов.

С.Г.: И все же, если брать отдельно пехоту, кавалерию и артиллерию и даже сапёров Лейб-гвардии, какое формирование на Ваш взгляд имело самую эффектную униформу?

Рядовые Лейб-гвардии Гусарского Его Величества и Лейб-гвардии Гродненского гусарского полков – участники конных состязаний. 1914. Художник В. Граф. 1937 год

Д.К.: Тут сложно поспорить с классиком. Как говорил Козьма Прутков, «Хочешь быть красивым – поступай в гусары!». Гвардейские гусары имели, пожалуй, наиболее эффектную и яркую униформу, выделявшую их среди других полков. Но и стройные ряды гвардейской пехоты в киверах и с цветными лацканами, кирасиры в касках с орлами и начищенных до блеска кирасах, элегантные уланы, драгуны и кон­но-гренаде­ры в уникальных головных уборах смотрелись не менее красиво.

С.Г.: Суммарно на сегодняшний момент Вы являетесь автором и соавтором 16 книг! Мы уже поговорили о Ваших книгах по униформологии Русской армии в 1914 – 1917 годах, но Вы ведь не ограничиваетесь только одним временным периодом, на Вашем счету труды, посвя­щенные, как истории отдельных частей, например, уже упомянутая «„Отличные храбростью…“ Собственный Его Импера­торского Ве­личества конвой», так и истории самых разных фор­мирований, свя­занных одной общей задачей, к примеру, охраной Московского Кремля: «На охране российской государственности. К 80-летию создания Прези­дентского полка» или сопровождением верхом русских правителей: «Конные эскортные части и подразделения России». Чем Вас заинтересовало именно это направление?

Д. А. Клочков и командир Президентского полка генерал-майор О. П. Галкин с книгой «На охране российской государственности. К 80-летию создания Президентского полка»

Д.К.: «Отличные храбростью…» была первой моей книгой, изданной в 2007 году и к настоящему времени она выдержала ещ` два переиздания, а совсем недавно, 23 июля 2021 года, открылась выставка «При государеве стремени. Конные эскорты России с XV века и до наших дней», где большая часть экспозиции посвящена истории, обмундированию и регалиям Собствен­ного Его Императорского Величества Конвоя. Об этом формировании в советское время было известно мало, о его униформе не упоминалось и в дореволюционных справочниках по обмундированию Российской императорской армии. Мне захотелось восполнить эти «белые пятна» и с начала 1990-х годов я по крупицам собирал информацию об этой знаменитой воинской части. В середине 2000-х появились финансовые возможности издать книгу на хорошем поли­гра­фическом уровне, провести архивные исследова­ния. В результате, по оценкам чи­тателей, мой «первый блин» не вышел комом. А меня успех первого издания подвиг на новые исследования и издательские проекты… В 2016 году исполнилось 80 лет с момента образования Пре­зидент­ского полка Службы коменданта Московского Кремля ФСО России. К этому времени уже вышла моя книга «Конные эскортные части и подразделе­ния России», где одна глава была посвящена истории Кавалерий­ского почетного эскорта, являвшегося подразделением Прези­дентского полка. Руководству полка понравилась подача материала и мне доверили подготовку книги «На охране российской государст­вен­ности», приуроченной к 80-летию этой элитной воинской части. В издании была затронута и предыстория создания полка, рассказано о дореволюцион­ных частях, выполнявших аналогичные задачи. Книга также была воспринята положительно, что позволило двигаться дальше. Уже в следующем «фолианте» объемом 926 страниц – «На страже главной цитадели России», вышедшем в 2018 году к 100-летию Службы коменданта Московского Кремля, я являлся его составителем и также автором ряда глав, объединяя усилия множества профессиональных авторов, рассказавших об охране княжеских, царских, императорских, а затем – советских и президентских резиденций России, начиная с периода Средневековья и до наших дней. Работа оказалась сложной, но интересной, она позволила опубликовать множество ранее неизвестных документов. Мало того, специально для этой книги были рассекречены материалы 1930-х – 1950-х годов, касавшиеся подразделений охраны НКВД СССР.

Афиша выставки «При государеве стремени. Конные эскорты России с XVI века и до наших дней»

С.Г.: Больше всего у меня вызвало удивление, когда в 2019 году Вы издали книгу по истории советского спорта: «ЦСКА. Спортивная доблесть армии». Насколько Вам близка тема спорта?

Книга Д. А. Клочкова «ЦСКА. Спортивная доблесть армии», коллаж

Д.К.: Справедливости ради хочу уточнить: книгу издал не я, а издательство «Фонд «Русские Витязи»». Я являюсь её автором, хотя не скрою, что всячески продвигал издание этой книги, почти два года не имевшей своего «бумажного» воплощения. Здесь нет какого-то отхождения от линии моих основных интересов, ведь это армейская организация, а история уникальных воинских частей и формирований меня всегда интересовала. ЦСКА ведёт свою историю с дореволюционного периода, хотя в советское время «сверху» датой основания был назначен 1923 год. Но ОЛЛС (Общество любителей лыжного спорта) из которого и «вырос» ЦСКА, в 1923 году передало новой структуре и свой стадион, и членов общества, и даже начальник остался тот же! По сути, сменили вывеску и символику, а все основное – и люди, и инвентарь, и спортивные площадки – остались теми же самыми. Для меня же как для исследователя, было интересным попробовать свои научные разработки, приложить уже ранее отработанную «матрицу» структуры исто­рического ис­следования на военно-спортивную организацию. Таким образом, в книге идёт рассказ об истории, униформе и символике, регалиях и наградах, которых у ЦСКА очень много! Как это получилось – судить не мне, но я постарался включить в издание и исторические факты, и архивную информацию, и мемуары, и множество ико­нографических источников, включая ранее не публиковавшиеся фотографии. К слову, подобный подход был применен впоследствии и в книге по истории «Ингосстраха» – старейшей страховой организации России.

С.Г.: У каждого исследователя, так или иначе, есть свой пантеон достижений, которыми они особо гордятся. Что бы Вы могли назвать своей главной заслугой на почве отечественной униформологии?

Д. А. Клочков на презентации книги «Гвардейские драгуны и конно-гренадеры» из серии «Обмундирование, снаряжение и вооружение Российской императорской армии, 1914 – 1917 гг.» на фестивале «Книги. Кофе. Весна», 2021 год

Д.К.: Пожалуй, это многотомник, посвящённый обмундированию, снаряжению и вооружению Российской императорской армии периода 1914-1917 гг. И, хотя он ещё не закончен, но в нем удалось задать определенные стандарты в исследованиях униформы, создать некую матрицу, по которой ведётся повествование… Насколько мне известно, многие исследователи, музейные работники, художники, портные и кинематографисты используют мои наработки, что особенно приятно – значит время и усилия были потрачены не зря.

С.Г.: За свою жизнь, как ученый, исследователь, Вы уже совершили огромное количество больших и маленьких открытий (надеемся, что впереди их у Вас еще больше). Но было ли что-то такое, во что даже с Вашим колоссальным опытом трудно поверить: все говорит о том, что должно быть именно так, а на самом деле выходит совершенно иначе? Может быть был какой-нибудь веселый или даже забавный эпизод?

Д.К.: Наверное, нет ничего интереснее исследования судеб людей, вовлечённых в водовороты истории. Судьба одного из них на меня произвела впечатление, когда я собирал материалы к книге по истории комендатуры Московского Кремля (она вышла в соавторстве с другими исследователями в 2018 году под названием «На страже главной цитадели России»). Дело в том, что в период Первой мировой войны было создано несколько специальных формирований для защиты дворцов в Царском Селе, одним из них была Отдельная батарея для воздушной охраны императорской резиденции, в составе которой была авто­мобильная полубатарея с зенитными орудиями. Один из офицеров – подпоручик (позднее – поручик) Б. Н. Ненашев служил в ней с мо­мента её образования. При Временном правительстве авто­мобильная полубатарея бы­ла выделена и пере­име­нована в 7-ю отдельную автомобильную батарею для стрельбы по воздушному флоту, в мае 1917 года отправилась на Северный фронт, а в октябре 1917 года вернулась в Петроград. Интересно, что весной 1918 года батарея была перемещена в Москву и там, «для прикрытия важнейших зданий центра города, и в первую очередь Кремля, на его территории была расположена огневая позиция 7-й отдельной авто­мобиль­ной батареи, которой командовал Б. Н. Ненашев. Таким образом, ещё недавно оборонявшая императорскую резиденцию батарея, теперь охраняла от нападений с воздуха место расположения советского правительства, имея во главе одного из бывших офицеров, избранных для царской охраны… И подобных историй встречается немало, зачастую это практически готовые сценарии для сериалов, где не нужно ничего специально придумывать.

С.Г.: Помимо теоретической униформо­логии, Вы, насколько мне известно, воплощаете добытые знания на практике: периодически в Ваших социальных сетях мелькают фотографии, на которых Вы запечатлены в форме Лейб-гвардии Преображен­ского полка. Расскажите, пожалуйста, об этом аспекте Вашей жизни: как Вы увлеклись рекон­струкцией и что для Вас реконструкция сегодня?

  • Д. А. Клочков в униформе Лейб-гвардии Преображенского полка

Д.К.: Действительно, в движении военно-исторической реконструкции (сначала стрелковых частей РККА, затем солдата Лейб-гвардии Преображенского полка периода Отечественной войны 1812 года, а затем и периода 1914 – 1917 годов) я участвую с 1994 года. Пошив формы клуба «Лейб-гвардии Преображенский полк – 1914» как раз совпал с подготовкой к выходу первого тома книги «Обмунди­рование, снаряжение и вооружении Российской импе­ратор­ской армии. 1914 – 1917 гг.», рас­сказы­вающего об униформе полков гвардейской пехоты. Поэтому мне удавалось консультиро­вать одно­клубников как по вопросам пошива формы, так и по аспектам ее ношения и пригонки амуниции. В процессе воз­никали и довольно непростые вопросы, что заставило уточнить детали и дополнить книгу как раз по результатам этих ис­следований. Без прак­тического применения знаний эти нюансы, скорее всего, и не «всплыли» бы. Что интересно, позднее по образцу нашего клуба возникло и много других воен­но-ис­то­рических объединений, занимавшихся реконструкцией частей Российской армии периода Первой мировой войны. Командир клуба «Лейб-гвардии Преображенский полк – 1914» Сергей Фефилов задал довольно высокие стандарты, на которые и теперь многие ориентируются. Реконструкция для меня сегодня (хотя времени удается выкроить все меньше и меньше) – это и возможность пообщаться с друзьями и знакомыми, увлечёнными военной историей Великой войны, и почувствовать себя в облике солдата гвардейской пехоты – тех героев, которые воевали под Гумбинненом, Стоходом и Тарнополем, держали фронт перед германской и австро-венгерской армиями на протяжении трёх лет кровопролитных сражений.

Реконструкторы клуба «Лейб-гвардии Преображенский полк – 1914» Первый слева – Г. Э. Введенский, четвертый – Д. А. Клочков

С.Г.: Говоря о современной реконструкции, нельзя не вспомнить о тех, с кого она начиналась. 2021 год омрачился прискорбным известием: 15 января ушёл из жизни кандидат куль­турологии Георгий Эдишерович Введенский, долгие годы занимавший должность началь­ника воен­но-истори­ческого отдела Го­су­дар­ствен­ного му­зея-за­повед­ника «Царское село». Расскажите, пожалуйста, нашим читателям пару слов о Георгии Эдишеровиче. Насколько мне известно, Вы были хорошо знакомы?

Д.К.: С Георгием Эдишеровичем я был знаком с 1986 года. Тогда, ещё школьником, я ходил в кружок при Музее Суворова, который он вёл. До сих пор помню его яркие рассказы и впечатления, когда он впервые дал подержать саблю на­чала XIX века… Георгий Эдишерович был яркой личностью, отлич­­ным по­­пу­ляриза­тором воен­ной истории нашего Отечества, заядлым рекон­струк­тором, дав­шим «путёвку в жизнь» многим военным истори­кам. Ну, и конечно, основное его достижение – это открытие экспозиции «Россия в Великой войне» в Ратной палате ГМЗ «Царское Село». Многие не верили, что это в принципе возможно, однако 1 августа 2014 года, спустя 100 лет после начала Первой мировой войны, открытие состоялось… И се­годня наша задача – развивать музей, в который вложил свою душу и множество сил Георгий Эдишерович Введенский.

Реконструкторы клуба «Лейб-гвардии Преображенский полк – 1914». В центре Г. Э. Введенский, справа от него Д. А. Клочков

С.Г.: Дмитрий Алексеевич, с 1-го июля начальником военно-истори­ческого отдела Госу­дарствен­ного музея-заповед­ника «Царское село» стали Вы. Что для Вас значит это назначение?

Д.К.: Ещё совсем недавно я даже представить себе не мог, что ока­жусь на этой должности, было множество планов… Одна­ко, ког­да руководство ГМЗ «Царское Се­ло» предложило мне стать началь­ником воен­но-исто­рического от­де­ла ГМЗ «Царское Село», я ни ми­нуты не сомневался. Для меня большая честь занимать её и быть преемником Георгия Эдишеровича Вве­денского. Постараюсь оправдать то доверие, которое мне ока­за­но, тем более, что планов по дальнейшему развитию военно-ис­то­рического на­правления музея довольно мно­го и некоторые мы уже стали реализо­вывать.

С.Г.: Насколько мне известно, несмотря на то, что с момента Вашего назначения прошло всего три месяца, Вы уже успели подготовить выставку. Пару слов, о чём она? Когда открытие?

Каталог выставки «При государеве стремени. Конные эскорты России с XVI века и до наших дней»

Д.К.: Действительно, едва заняв должность, мне пришлось организовывать довольно непростую выставку – «При государеве стремени. Конные эскорты России с XVI века и до наших дней», автором концепции которой я являлся и был её куратором со стороны инициатора этого проекта – инвестиционной компании «Велес Капитал». А с 1-го июля пришлось выступить уже в качестве начальника профильного отдела. Выставка работает с 23 июля и, как следует из названия, посвящена различным формированиям, охранявшим и сопровождавшим в конном строю первых лиц нашего государства с времен Ивана Грозного и вплоть до современности. Если в середине XVI века это был Государев полк, затем Стремянной приказ, то в XVIII веке – кавалер­гарды, лейб-гусары и казачьи команды. В XIX веке им на смену пришла гвардейская Черноморская казачья сотня, затем Собственный Его Императорского Величества Конвой, в составе которого почти сто лет проходили службу кавказские казаки, горцы Северного Кавказа, лезгины, азербайджанцы, грузины и крымские татары. Сегодня же эти функции с блеском выполняет Кавале­рийский почётный эскорт Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля Федераль­ной службы охраны Российской Федерации, храня традиции импера­торского конвоя и отечественной кавалерии. К участию в вы­ставке нам удалось привлечь мно­жество российских музеев (среди которых ГМЗ «Царское Село» и Государственный Эрмитаж – соорганиза­торы выставки, а так­же Воен­но-исто­рический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музеи Московского Кремля, Го­су­дарствен­ный Рус­ский музей и многие другие), частных кол­лекционеров и даже иностранные музеи, среди которых стоит выделить Музей русской истории (США, город Джорданвилл). Он пре­доставил первый штандарт Конвоя и другие экспонаты, которые последний раз были в России более 100 лет назад… Хочется отметить, что к выставке был снят фильм, у неё имеется свой сайт, а также вышел из печати богато иллюстрированный каталог, содержащий 16 научных статей по темам выставки.

С.Г.: В завершение, поделитесь, пожалуйста, Вашими планами на будущее. Какими книжными новинками Вы собираетесь пора­довать своих читателей в ближайшее время?

Д.К.: Несмотря на новый большой объём работы, от своих творческих планов я не отказываюсь, хотя и придется их реали­зовать несколько медленнее. Прежде всего, это продолжение многотомника «Обмундирование, снаряжение и вооружение Рос­сийской императорской армии. 1914 – 1917 гг.» – тома, посвящённые гвардейским гусарам и гвардейским казакам. Есть и другие задумки, о которых я пока умолчу – пусть это будет небольшой сюрприз для читателей.

Редакция нашего журнала выражает бла­годарность Дмитрию Алексеевичу за уде­лённое вре­мя и же­лает новых творческих, научных и исследовательских успехов!

Сергей Головин

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Геликон Ступак Интервью

Выставки театра Геликон-опера

Владислав Ступак, студент Российской ака­де­мии му­зыки име­ни Гне­си­ных. Спе­циаль­ность — ди­ри­жи­ро­ва­ние ака­де­ми­чес­ким
Художник Николай Базунов

Художник Николай Базунов

Сегодня наш гость художник Николай Базунов. Мы по­зна­ко­мились не­ожи­данно: на Ни­кит­ском буль­варе
Перейти К началу страницы