Вильям Похлёбкин. Крест. Символика

in О коллекционировании 12659 views

Для коллег размещаем выдержку из работы Вильяма Похлёбкина «Словарь международной символики и эмблематики». Вопросы использования Креста в эмблематике и фалеристике возникают регулярно и удобнее иметь материал здесь, чем искать в сети или бежать в библиотеку. Начало можно прочитать здесь: Вильям Похлёбкин. Звезда. Символика.

С уважением Редакция «SAMMLUNG / Коллекция»

 

КРЕСТ — один из трёх наидревнейших символов человечества. Возник как символ ещё в доисторическое время, как знак Солнца и произошёл от изображения перекладин, спиц “солнечного колеса” (т. е. двух перпенди­кулярных друг другу диаметров круга). В этом виде крест известен многим языческим народам (индусам, ассирийцам, китайцам, древним скандинавам и германцам, этрускам и финикийцам) задолго до появления христианства, которое сделало этот знак своим идеоло­гическим символом, восполь­зовавшись широким распростра­нением его у многих народов и придав ему свое значение.

Христианство выводит свой крест не из древних знаков астральных культов, а из исторически существовавшего у многих народов обычая иметь позорные столбы или столбы мучений для наказания преступ­ников. Подобные столбы существовали в Персии, Древнем Риме, Египте и имели различную форму — простого кола или столба с перекла­диной в виде буквы Т или буквы X, к которым буквально прибивали (или приковывали) приговорённых к казни. Отсюда эти «столбы», «дерева», «кресты» (от лат. crux — мучение) именовались «деревами проклятия» или «деревами мучения», отчего и произошел сам термин “крест”, в то время как его изображение осталось древним, астральным.

В языческих солнечных культах крест или перекре­щенное колесо служат как знаки Солнца — символами жизни, ибо солнце, свет — это жизнь. В христианской символике крест тоже символи­зирует жизнь или, точнее, спасение ради жизни (загробной), так что этот знак сохранил и после перехода в христиан­скую символику свое жизне­утвержда­ющее значение. Но жизнь, которую имеет в виду христиан­ство, во-первых, призрачна (загробная), а во-вторых, обяза­тельно должна быть оплачена ценой мучений (в первую очередь мучениями Христа, а во вторую — и своими собствен­ными).

Первоначально культовый крест христиан Римской империи был симметрич­ным, равно­сторонним сочетанием двух полос, перпенди­кулярно пересе­кающих друг друга в центре.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ КРЕСТОВ

  1. Египетский (Антониевский);
  2. Греческий;
  3. Латинский;
  4. Бургундский;
  5. Лотаринг­ский;
  6. Иерусалим­ский;
  7. Православный русский;
  8. Пизанский;
  9. Мальтийский;
  10. Австрий­ский;
  11. Богемский (чешский);
  12. Румын­ский;
  13. Гельве­тический;
  14. Армянский;
  15. Кельт­ский;
  16. Норди­ческий (солнечный);
  17. Коптский (два вида — церковный и миссио­нерский)

ИЕРАРХИЧЕСКИЕ КРЕСТЫ

  1. Клеверный;
  2. Лилейный;
  3. Якорный

ОРДЕНСКИЕ КРЕСТЫ

  1. Патриарший;
  2. Папский

ИМЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КРЕСТЫ

  1. Антониевский четырёх­частный;
  2. Андреевский;
  3. Св. Георгия (Георгиевский);
  4. Св. Олафа;
  5. Св. Патрика;
  6. Марии-Терезии;
  7. Леопольда;
  8. Рупперта;
  9. Св. Якова (Юнион Джек);
  10. Библейский (вилообразный)

СВАСТИКИ

а) Исторические:

  1. Древнеиндийская;
  2. Античная (тетраскеле);
  3. Китайская

б) Современные:

  1. Фашистская (немецкая);
  2. Финская (кресто-свастика);
  3. Ирландская (два вида — древняя и ИРА);
  4. Фильфот (ЮАР);
  5. Кельтская («Русская») (РНЕ)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КРЕСТЫ

Египетский крест; Греческий крест; Латинский крест

Бургундский крест; Лотарингский крест; Лотарингский крест

Иерусалимский крест; Православный русский крест; Пизанский крест

Мальтийский крест; Австрийский крест; Богемский (чешский) крест

Румынский крест; Армянский крест; Армянский крест

Гельветический крест; Кельтский крест; Нордический крест

Коптский (миссионерский) крест; Литовский крест; Волынский крест

С разделением Римской империи на две части — Западную и Восточную — и с расколом христианства на две большие ветви — православие и католицизм — возникла необходимость различать эти два религиозно-церковных направления также чисто внешними знаками (помимо различий в учении и в богослужении). Поэтому возник новый вид креста — латинский, который, в отличие от греческого, равностороннего, имел одну сторону вдвое длиннее трех остальных и был присвоен католической церкви. С этих пор с появлением любого религиозного направления или с отделением и административным обособлением какой-либо национальной христианской церкви, а также с появлением какого-либо монашес­кого ордена вошло в обычай давать им в качестве знака крест с различными новыми вариациями его облика, то есть либо с увеличением числа его перекладин, либо с измене­нием силуэта его концов.

Так постепенно возникли следующие варианты крестов, которые получили названия либо по странам (по географическому признаку их приме­нения), либо по именам святых, первоначально пользовав­шихся тем или иным вариантом креста, либо, наконец, по признаку степени в церковной иерархии и в более позднее время — по имени импера­торов Священной Римской империи герман­ской нации.

ИМЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ КРЕСТЫ

Антониевский крест; Андреевский крест; Георгиевский крест

Крест Святого Олафа; Крест Святого Патрика; Крест Марии-Терезии

Крест Леопольда; Крест Руперта; Крест Святого Якова

Мариинский крест; Русский церковный православный крест

Крест Библейский; Крест Евангелический

 

ИЕРАРХИЧЕСКИЕ КРЕСТЫ

Крест Патриарший; Крест Папский

 

ОРДЕНСКИЕ КРЕСТЫ

Крест лилейный; Крест якорный

Крест клеверный; Крест клеверный

 

СВАСТИКИ

Разновидностью креста является и свастика, которая произошла и отделилась от собственно изображения символа креста в глубокой древности как исключительно солнечный, магический знак.

В настоящее время (1994 г.) символ креста помимо религиоз­ного, церковного применения используется как национальный знак в государственных флагах и гербах ряда государств.

Так, например, во флагах Скандинавских стран (Дании, Норвегии, Исландии, Финляндии, Швеции), а также Фарерских и Аландских островов и Великобритании используются так называемые национальные кресты народов этих государств, представляющие собой сочетание красного, жёлтого, белого и синего крестов (латинского или Андреевского) с белым, красным или синим полем, которое всегда должно быть контрастным по отношению к кресту (т. е. белый крест на красном поле, синий крест на белом поле, красный крест на белом поле и т. д.). Крест как символи­ческий знак в гербах государств применяется ныне сравнительно редко. Это либо древние государства, для которых крест является исторически традиционным символом (Греция, Португалия, Швейцария), либо государства полу­теократи­ческие в прошлом или где исторически сказывалось значительное религиоз­ное влияние (Домини­канская Республика, Мальта), либо небольшие, недавно возникшие государства “третьего мира” (Гана, Бурунди, Ямайка, Тонга, Западное Самоа, Гренада).

Таким образом, всего 11 (одиннадцать!) государств в современном мире используют крест как государственный гербовый символ, что свидетельствует об утрате этим знаком своих прежних абсолютно доминирующих позиций в государственной геральдике.

Символическим знаком, заменившим крест у подавляющего числа государств, является в настоящее время пятиконечная звезда. Кроме того, крест используется как символи­ческий знак и общественными, и иными междуна­родными органи­зациями (см. Красный крест, Синий крест).

Следует также отметить, что наличие символа креста в родовом гербе далеко не всегда следует трактовать как религиозный или церковный знак. В большинстве случаев, если такой крест не носит национальных признаков по своему цвету, он означает, что о происхождении того или иного гербо­владельца (до получения им своего герба) ничего определенного не было известно, что его предки или его деяния в значительной степени легендарны, не докумен­тированы исторически. Использование же креста национального или именного вида в светском гербе говорит прежде всего о военных заслугах того или иного гербо­владельца. Вне геральдики и государ­ственной символики крест как вещественный знак употребляется лишь в качестве намогильного, церковного, богослужебного предмета. Вне этих пределов, то есть за рамками чисто религиозного использования крест как символ означает неизвестность, безымянность, и уже тем самым его вульгарное употребление является бессмысленным. Недаром еще во времён поголовной негра­мотности крест исполь­зовался как знак подписи негра­мотного человека. Точно так же мы до сих пор порой бессознательно, автоматически “ставим крест” — перечеркиваем что-либо, чтобы указать на ликвидацию, на исчезновение, на прекращение того или иного дела, действия или процесса. Таким образом мы как бы совершаем магическое действие, означающее полное исчезновение того или иного объекта: ставим крест как знак уничтожения.

СВАСТИКА

СВАСТИКА — санскритское наименование символического знака, изображающего крюковой крест (у древних греков этот знак, ставший им известным от народов Малой Азии, назывался «тетраскеле» — «четвероногое», «паук»). Знак этот был связан с культом Солнца у многих народов и встречается уже в эпоху верхнего палеолита и еще чаще — в эпоху неолита, ранее всего в Азии. Уже с VII — VI веков до н. э. он входит в буддийскую символику, где означает тайную доктрину Будды.

Свастики (изображения размещены для ознакомления и не являются пропагандой и т.д. Идиотам, просьба, не возбуждаться) Верхний ряд: 1,2 Журавль (первоначальный вид свастики); 3 Древнеиндийская; 4 Античная (тетраскеле); 5 Ирландская (ИРА) Нижний ряд: 6 Фашистская; 7 Финская (кресто­свастика); 8 Китайская; 9 Фильфот (ЮАР)
Свастики (изображения размещены для ознакомления и не являются пропагандой и т.д. Идиотам, просьба, не возбуждаться)
Верхний ряд: 1,2 Журавль (перво­начальный вид свастики); 3 Древнеиндийская; 4 Античная (тетраскеле); 5 Ирландская (ИРА)
Нижний ряд: 6 Фашистская; 7 Финская (крестосвастика); 8 Китайская; 9 Фильфот (ЮАР)

Свастика воспроизводится на древнейших монетах Индии и Ирана (до нашей эры проникает оттуда в Китай); в Центральной Америке также известна у народов майя как знак, указывающий на круговорот Солнца.

В Европе распространение этого знака относится к сравнительно позднему времени — к бронзовому и железному векам. В эпоху переселения народов он проникает через финно-угорские племена на север Европы, в Скандинавию и на Балтику, и становится одним из символов верховного скандинавского бога Одина (Вотана и германской мифологии), подавившего и вобравшего в себя предшествующие солярные (солнечные) культы. Таким образом, свастика как одна из разновидностей изображения солнечного круга практически встречалась во всех частях света, как солнечный знак служила указанием на направление вращения Солнца (слева направо) и использовалась также как знак благополучия, «отворачивающийся от левой стороны». Именно в силу этого древние греки, узнавшие об этом знаке от народов Малой Азии, изменили поворот своего «паука» влево и вместе с тем изменили и его значение, превратив его в знак зла, заката, гибели, смерти, поскольку для них он был «чужой».

С эпохи средневековья свастика была абсолютно забыта и лишь изредка встречалась как чисто орнаментальный мотив без всякого смысла и значения. Только в самом конце XIX века, вероятно, на основании ошибочного и поспешного вывода некоторых немецких археологов и этнографов, что знак свастики может быть индикатором для определения арийских народов, так как встречается якобы только у них, в Германии в начале XX века стали применять свастику как антисемитский знак (впервые в 1910 г.), хотя позднее, в конце 20-х годов, были опубликованы работы английских и датских археологов, обнаруживших свастику не только на территориях, населенных семитскими народами (в Месопотамии и Палестине), но и непосредственно на древнееврейских саркофагах.

Впервые как политический знак-символ свастика была применена 10-13 марта 1920 г. на шлемах боевиков так называемой «бригады Эрхарда», составившей ядро «Добровольческого корпуса» — монархической военизированной организации под руководством генералов Людендорфа, Секта и Лютцова, осуществивших капповский путч — контрреволюционный переворот, посадивший «премьером» в Берлине помещика В. Каппа. Хотя социал-демократическое правительство Бауэра позорно бежало, капповский путч был ликвидирован за пять дней созданной под руководством компартии Германии 100-тысячной Красной Армией Германии. Авторитет милитаристских кругов был после этого сильно подорван, и знак свастики стал с этого времени означать знак правого экстремизма. С 1923 года накануне «пивного путча» Гитлера в Мюнхене свастика становится официальной эмблемой гитлеровской фашистской партии, а с сентября 1935 года — главной государственной эмблемой гитлеровской Германии, включенной в её герб и флаг, а также в состав эмблемы вермахта — орла, держащего в когтях венок со свастикой. За короткий исторический срок, не просуществовав и полных десяти лет, свастика становится символом варварства и человеконенавистничества, эмблемой всех зверств и преступлений фашизма. После 1945 года все народы мира, все страны и государственные режимы (включая Парагвай) отказались от употребления свастики как символа, скомпрометированного фашизмом и несовместимого с идеями гуманизма и интернационализма. Лишь две страны — Испания (до ноября 1975 г., т. е. до смерти Франко) и Финляндия (до настоящего времени, 1994 г.) — официально не отменили употребления свастики. В Финляндии свастика входит в президентский штандарт, то есть фактически в знамя республики, а также включена в военный и военно-морской флаги страны и, кроме того, применяется в качестве орденского знака на цепи Большого Креста ордена Белой Розы (высший финский орден, которым могут быть награждены иностранные высокие государственные деятели), в ордене «Крест Свободы» девяти степеней. Оставление свастики в числе своих государственных символов Финляндия мотивирует тем, что для неё свастика не связана с фашизмом, поскольку была введена в Финляндии в 1919 году, то есть до появления её в Германии.

В конце мая 1991 года Националистическая рабочая партия Аргентины (НРПА), насчитывающая 25 тысяч членов, утвердила свастику в качестве своей официальной эмблемы. Это пока единственная политическая партия в мире, открыто, официально употребляющая подобный фашистский символ, если не считать Русское национальное единство (РНЕ), использующее кельтскую «суковатую» свастику как эмблему (1992-1994 гг.).

 

КРАСНЫЙ КРЕСТ

КРАСНЫЙ КРЕСТ — эмблема Международного общества Красного Креста (МОКК), основанного швейцарскими гражданами А. Дюнаном и Г. Муанье в 1863 году. Целью МОКК была организация помощи раненым и больным во время войн. Эмблема была утверждена Женевской конвенцией 10/22 августа 1864 г., установившей для обозначения санитарного персонала, медицинских полевых учреждений (госпиталей, лазаретов, палаток, перевязочных пунктов) и медсантранспорта (повозок, автомобилей, поездов и самолетов) ясный и хорошо различимый знак с целью подчеркнуть их неприкосновенность. Эта эмблема представляла собой красный равноконечный широкий плавающий крест на белом поле, обратный по своему цвету белому гельветическому кресту на красном поле — официальной эмблеме, гербу и флагу Швейцарской Конфедерации. В геральдике существует правило, что присвоение кем-либо обратного цвета любой широко известной эмблемы означает, что этой эмблеме и её владельцу (в данном случае Швейцарии как государству) оказана особая честь и уважение. Поэтому предложение швейцарских инициаторов создания МОКК относительно эмблемы этой организации являлось с их стороны патриотической акцией, в основе которой лежало стремление прославить Швейцарию на весь мир как идеал миролюбия. Но одновременно эта акция имела важное значение и для распространения интернациональных идей о единстве человечества, о человечности как руководящей, идеальной черте людей. И это весьма показательно. Ибо истинный патриотизм тем и отличается от шовинизма, что он не противопоставляет другие нации своей, что он не противоречит интернационализму.

Гельветический крест — герб Швейцарии; Обратный по цвету гельветический крест — эмблема МОКК

Эмблема общества Красного Полумесяца в мусульманских странах; Эмблема СОКК и КП

Эмблема японского Красного Креста; Эмблема Красного Льва и Солнца до 1980-го года

Женевская конвенция была подписана вначале только 13 государствами Европы. Затем к ним присоединились еще 15 европейских стран. Так что число подписавших ее в 1864 году составило 28 стран. Все они приняли эмблему Красного Креста.

В 1865 году к ним присоединилась Турция, являвшаяся в то время одним из крупнейших государств Европы, которому принадлежали все Балканы. Лишь в 1876 году Турция заявила, что не признает эмблемы Красного Креста, ибо в основе её лежит христианский символ, а потому заменила его эмблемой Красного Полумесяца (le Croissant Rouge), обращенного рогами в геральдически левую сторону. В основе эмблемы Красного Полумесяца лежит окружность, равная своим диаметром квадрату, в который вписывается Красный Крест, утвержденный Женевской конвенцией. Этим достигается однопорядковость обеих эмблем МОКК. С решением Турции европейские страны согласились в XIX веке лишь “временно”, и только в 1919 году ЛОКК (Лига обществ Красного Креста) признала решение Турции и её право на собственную эмблему окончательными.

В 1866 году к Женевской конвенции присоединилась Япония, признавшая эмблему Красного Креста в принципе, но практически видоизменившая её. Японцы разделили крест двумя тонкими белыми полосками на пять отдельных квадратов, приспособив тем самым эту эмблему к пониманию в собственной стране, где усвоено иероглифическое письмо, характерной особенностью которого является дробность, а не слитность любого знака. Однако в европейских странах, особенно в полевых войсках да ещё в солдатской среде, об этом японском Красном Кресте было плохо известно, причем не только во время русско-японской войны 1904—1905 годов, но и позднее. Во время боёв за Харбин и Цицикар в августе 1945 года наши войска, не осведомленные об этой особенности японской санитарной эмблемы, принимали её за какой-то непонятный сигнальный знак.

Персия (Иран) в 1893 году также признала эмблему Красного Креста в принципе как знак международный, но для своей страны оговорила право использовать свою собственную эмблему Красного Льва и Солнца, являвшуюся гербом шахской Каджарской династии (до 1925 г.). Эта эмблема была сохранена и при Пехлеви, но заменена мечом и весами при Хомейни (1981 г.).

В России эмблема Красного Креста была введена с 3 мая 1867 г., сразу после организации Общества попечения о раненых и больных (ОПРБ) Марфой Сабининой, дочерью Стефана Сабинина, русского языковеда и историка, долгое время жившего в Западной Европе вместе с семьей. Марфа Сабинина была самой любимой и талантливой ученицей Ференца Листа, культурнейшей женщиной своего времени. (В 1885 г. она была зверски убита и сожжена черносотенными бандитами в Ялте.).

Организация Марфы Сабининой была фактически частной, благотворительной, но близкой к царскому двору (М.С. Сабинина была фрейлиной императрицы).

Лишь с 1879 года ОПРБ стало называться Российским обществом Красного Креста (РОКК).

Советский Красный Крест имеет особую историю. Его предшественником было основанное в 1881 году Ю. Н. Богдановичем и И. В. Калюжным Общество Красного Креста “Народной воли” (ОКК); как подпольная организация, оно не употребляло никаких эмблем, но имело неофициальное название “Революционный Красный Крест” (РКК), которое употреблялось как “своими”, так и царской полицией.

С началом революции 1905 года ОКК — РКК стал действовать открыто в основном при организации эсеров-боевиков и РСДРП(б), где им руководила В. М. Величкина (Бонч-Бруевич). Они использовали в качестве своей эмблемы Красный Крест с узкой чёрной окантовкой в память о событиях Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. После Ленских событий 1912 года все революционные организации России (большевики, анархисты, эндеки, меньшевики, эсеры) фактически стали сотрудничать в ОКК — РКК, несмотря на политические расхождения. В 1914—1918 годах всей этой работой руководила Вера Фигнер.

Вместе с тем 7—10 июля 1917 г., после расстрела Временным правительством 3—5 июля демонстрации солдат и рабочих в Петрограде, ПК РСДРП (б) создаёт специальную большевистскую организацию “Пролетарский Красный Крест” (ПКК) по сбору средств и помощи раненым и семьям убитых во время демонстрации. Эта организация фактически продолжала действовать и некоторое время после Октябрьской революции вплоть до начала 1918 года. Декретом от 6 января 1918 г. Советское правительство распустило и запретило старый царский РОКК.

Декретом от 7 августа 1918 г. устанавливалась в принципе необходимость организации советского РОКК и его автономность. Новый РОКК был основан 20 ноября 1918 г. и принял эмблему Международного Красного Креста, а в 1921 году установил прямые связи с МОКК (ЛОКК).

С 1 сентября 1925 г. было внесено изменение в эмблему в связи с реорганизацией РОКК в СОКК и КП: наряду с Красным Крестом геральдически слева от него помещалась эмблема Красного Полумесяца с рогами, обращёнными в геральдически правую сторону в отличие от турецкого полумесяца. В 1928 году ЛОКК юридически признал эту совмещённую эмблему как особую, присущую только Советскому Красному Кресту.

В 1935 году в Германии гитлеровский Красный Крест принял новую эмблему: в центр Красного Креста был введён синий знак свастики в белом круге. Эта эмблема просуществовала до 1945 года.

В 1952 году возник Немецкий Красный Крест ГДР (НКК ГДР), который с 23 октября 1952 г. принял новую эмблему — Красный Крест, окантованный узкой золотой каймой, в отличие от ФРГ, где, как и во всех странах Европы, принята интернациональная эмблема МККК — красный плавающий гельветический крест на белом фоне.

Рисунки подготовил специально для этой публикации
Алексей Сидельников

Вильям Похлёбкин. Звезда. Символика

Вильям Похлёбкин. Слон. Символика

Золотые кресты на портретах Военной галереи. Часть I

__________________

Обсудить материал >>>