Знак четырёх. Атрибуция фрачной миниатюры со знаками высших европейских орденов

Знак четырёх. Атрибуция

in Атрибуция/Зарубежные награды/Награды Российской империи 3693 views

Этот материал – результат пятнадцати лет изучения как фалеристики в целом, так и российской, а также иностранных наградных систем XIX века, в частности. Но, кроме того, пример большой удачи и исследовательской «дерзости», увенчавшейся успехом.

«Знак четырёх». Атрибуция фрачной миниатюры со знаками высших европейских орденов

Все последние годы автора не покидала мысль о том, что, применяя аналогичный принцип (схему, алгоритм), который использует историко-предметный метод атрибуции произведений портретной живописи, возможно определить принадлежность некого предмета фалеристики. Ведь при атрибуции портрета неизвестного, зачастую, приходится, на основе знаний процессов награждения и особенностей ношения орденских знаков, производить «фалеристические вычисления»: сопоставлять воедино разрозненные факты о каждой награде в общую картину, позволяющую делать выводы об аспектах служебного пути неизвестного.

Фактически, пусть даже дальнейшие слова и покажутся несколько вызывающими, на суд читателя выносится описание нового метода. Предварительное его название можно выразить так: историко-фалеристический метод атрибуции фрачных миниатюр.

Fortis fortuna adiuvat
(Храбрым судьба помогает)
Латинское выражение

На недавно прошедшем Аукционе № 155 «Награды России», от 25 ноября 2023 года известного Аукционного дома «Монеты и медали» под Лотом № 30 проходила фрачная миниатюра со знаками четырёх высших европейских орденов.

  • Фрачная миниатюра со знаками четырёх орденов: нидерландского Льва, российского Святого Андрея Первозванного, прусского Чёрного Орла и вюртембергского Золотого Орла. Аверс и реверс. 1815–1835 годы. Неизвестная мастерская. Золото, эмаль, 10,18 г. Размеры 27,8 x 46,7 мм. На лицевой стороне на ушках знаков орденов Чёрного и Золотого Орлов, а также на булавке и на застёжке булавки пробы металла: «750». Аукционный дом «Монеты и медали», Аукцион № 155 «Награды России», от 25.11.2023, Лот № 30. Принадлежала Виллему Фредерику Рёелю (Willem Frederik Röell). Атрибуция С.Н. Головина

Фрачная миниатюра представляет собой основу в виде вытянутого золотого прямоугольника с зернистой матовой поверхностью, с выпуклой гладкой каймой по краям. На оборотной стороне прямоугольника имеется заколка для крепления к одежде. К нижней части основы на равном расстоянии друг от друга припаяны четыре кольца, на которых крепятся миниатюрные копии орденов: Нидерландского Льва, российского Святого Андрея Первозванного, прусского Чёрного Орла и ещё одного, который сотрудники аукциона не атрибутировали. Меж тем, в этом знаке легко узнается вюртембергский орден Золотого Орла.

Сами миниатюрные орденские знаки исполнены с высокой долей мастерства: они объëмные, рельефные, покрыты эмалью и детализированы, насколько, насколько это вообще возможно при таком размере – весь предмет целиком не более, чем 46,7 мм длинной и 27,8 мм высотой.

У первого орденского знака утрачен центральный медальон на лицевой стороне. Также обращает внимание ошибочно исполненный знак прусского ордена Чёрного Орла: с двуглавыми чёрными орлами между лучей, вместо положенных прусских одноглавых.

Фрагмент знака прусского ордена Черного Орла, демонстрирующий форму орла, расположенного между лучами орденского знака. Источник изображения: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Kreuz_des_Schwarzen_Adlerordens.jpg

  • Фрагмент знака прусского ордена Чёрного Орла, демонстрирующий форму орла, расположенного между лучами орденского знака. Источник изображения: https://upload.wikimedia.org/

При описании предмета сотрудники Аукционного дома назвали данную фрачную миниатюру «наградной колодкой». Эти достаточно схожие на первый взгляд термины на самом деле значительно различаются. Важно определиться, почему же фрачная миниатюра, она же в просторечье среди коллекционеров – «фрачник», не одно и то же, что и миниатюрная колодка.

Немного о фрачниках

Во-первых, награды, располагаемые в колодке – это, в первую очередь те награды, которые носятся (всегда или только при определëнных условиях, таких, как: наличие старшей награды или же в целях обозначения кавалерства в ордене) в петлице на орденских или иных лентах. Колодка XIX века, а речь здесь и далее идет именно про этот век, подчас, рассказывает все о «младших» наградах кавалера: орденах низших степеней, знаках отличия, крестах, медалях, но совершенно не может ничего не свидетельствовать о других наградах, носимых иначе: орденах, надеваемых на шею, звездах орденов, знаках, носимых так же, как звезды орденов и так далее.

Во-вторых, фрачная миниатюра может содержать в себе как значительно больше информации, нежели в наградной колодке, так и наоборот. То есть, на миниатюре могут быть размещены вообще все знаки, имеющиеся у кавалера (некоторые экземпляры таких «фрачников», обыкновенно на цепочках, могут иметь весьма внушительную длину), либо же только избранные: высшие или наиболее ценные и весомые, по мнению самого кавалера. Наконец, это может быть и просто миниатюрная копия именно наградной колодки.

К примеру, в Государственном Эрмитаже хранится фрачная миниатюра, представляющая собой четыре соединенные на концах тонкие золотые цепочки, на которые через равные промежутки прикреплены вертикальные скобы с зафиксированными на них звёздами четырёх российских и четырёх иностранных орденов. Учитывая, что известен провенанс предмета – «фрачник» происходит из собрания Юсупова, – нет никакого труда выяснить, что она принадлежала последнему прямому представителю этого княжеского рода и одному из богатейших людей России – гофмейстеру Высочайшего Двора князю Николаю Борисовичу Юсупову (1827–1891).

Фрачная миниатюра со звездами орденов (в порядке старшинства – справа налево): Белого Орла, Святого Владимира II степени, Святой Анны I степени, Святого Станислава I степени, Святого Иоанна Иерусалимского Командорской степени, греческого Спасителя степени Рыцаря Большого креста, пармского Священного военного Константиновского ордена Святого Георгия степени Командора со звездой и персидского Льва и Солнца I степени. Неизвестная ювелирная мастерская. Золото, серебро, литье, гравировка, гильошировка, полировка, роспись по эмали, пайка и др. Длина: 12 см. Происходит из собрания Юсупова. Принадлежала князю Николаю Борисовичу Юсупову (1827 – 1891). Россия, Санкт-Петербург, не ранее 1887 года. Государственный Эрмитаж, Инв. №: Э-13539

  • Фрачная миниатюра со звёздами орденов (в порядке старшинства – справа налево): Белого Орла, Святого Владимира II степени, Святой Анны I степени, Святого Станислава I степени, Святого Иоанна Иерусалимского Командорской степени, греческого Спасителя степени Рыцаря Большого креста, пармского Священного военного Константиновского ордена Святого Георгия степени Командора со звездой и персидского Льва и Солнца I степени. Неизвестная ювелирная мастерская. Золото, серебро, литьë, гравировка, гильошировка, полировка, роспись по эмали, пайка и др. Длина: 12 см. Происходит из собрания Юсупова. Принадлежала князю Николаю Борисовичу Юсупову (1827–1891). Россия, Санкт-Петербург, не ранее 1887 года. Государственный Эрмитаж, Инв. №: Э-13539.

Князь Н. Б. Юсупов имел, среди прочих наград, все представленные на миниатюре ордена, являющие собой редкое, можно сказать, уникальное сочетание: а именно: Белого Орла (1884 год), Святого Владимира II степени (1880 год), Святой Анны I степени (1878 год), Святого Станислава I степени (1866 год), наследственный Святого Иоанна Иерусалимского Командорской степени, греческий Спасителя степени Рыцаря Большого креста (1884 год), пармский Священного военного Константиновского ордена Святого Георгия степени Командора со звездой (1858 год) и персидский Льва и Солнца I степени (1887 год)[1].

Портрет князя Николая Борисовича Юсупова. Художник Сергей Константинович Зарянко. Холст, масло, 151,8 x 106,8 см. 1868 год. Государственный Эрмитаж, Инв. № ЭРЖ-1515

  • Портрет князя Николая Борисовича Юсупова. Художник Сергей Константинович Зарянко. Холст, масло, 151,8 x 106,8 см. 1868 год. Государственный Эрмитаж, Инв. № ЭРЖ-1515.

Таким образом, фрачная миниатюра может быть в виде колодки, но не каждый «фрачник» является колодкой. Более того, по своему смыслу фрачная миниатюра близка к другому интересному явлению отечественной фалеристики, получившему распространение в чиновничьей среде в первой трети XIX века. Суть его заключается в том, что орденские ленты, присвоенные той или иной награде: орденам различных степеней, знакам отличия, медалям и т.д., продевались в петлицу лацкана фрака (или нашивались рядом)[2]. На первый взгляд, приведенные варианты максимально противоположны, однако, и фрачная миниатюра, и орденские ленты в петлице заключают в себе идею обозначения полноты наградного набора кавалера, причём наиболее «концентрированным» образом.

Рассматриваемый предмет нельзя назвать колодкой (в том понимании, которое вкладывает в него автор)[3] ещё и потому, что перечисленные ранее высшие ордена, а особенно орден Святого Андрея Первозванного, в классической колодке не должны были носиться, а кроме того, на данном предмете отсутствуют ленты орденов, присущие наградным колодкам.

Не лишним будет заметить, что ставшая объектом внимания миниатюра на четыре награды представляет интерес не только потому, что на ней не только наличествует знак высшего российского ордена, но и как отличный пример избирательности наград на «фрачнике»: при наличии знака ордена Святого Андрея Первозванного, отсутствуют знаки орденов Святого Александра Невского и Святой Анны I степени, кавалерами которых с 1804 года автоматически признавались все пожалованные Андреевским орденом[4].

Знак ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. Принадлежал Императору Наполеону I Бонапарту. Мастер Иоганн-Мартин Арндт (Iogann-Martin Arndt). Золото, эмаль, 100 х 60 мм. Вес: 56,23 г. 1807 год. Государственный Исторический музей

  • Знак ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. Принадлежал Императору Наполеону I Бонапарту. Мастер Иоганн-Мартин Арндт (Iogann-Martin Arndt). Золото, эмаль, 100 х 60 мм. Вес: 56,23 г. 1807 год. Государственный Исторический музей.

Положение наград и в колодках, и на фрачных миниатюрах никогда не было случайным и хаотичным, особенно, если речь шла о высших орденах других государств. Человеку, состоявшему кавалером в нескольких иностранных орденов, приходилось взвешивать, в каком порядке их разместить так, чтобы не вызвать дипломатического скандала. Разумеется, что награда своего государства, даже более низкого ранга, всегда имела приоритет над иностранной (отдельные исключения, призванные угодить монарху другого государства хотя изредка и имели место быть, но не меняли общей картины).

Драгоценные ордена в собрании Исторического музея

Исходя из того, что нидерландский орденский знак расположен перед другими, можно было предположить, что фрачная миниатюра принадлежала выходцу именно из этого королевства. Далее ордена следуют в порядке негласного старшинства государств: Империя – Россия, «старое» Королевство – Пруссия, «молодое» Королевство – Вюртемберг (получил этот статус только в 1806 году). Вероятность же того, что, теоретически, неизвестный обладатель четырёх высших орденов был представителем какого-то другого государства, но при этом так и не был награждён каким-либо орденом своей страны, зато разместил ордена не по условному старшинству, стремится к нулю.

Голландский орден Гражданских заслуг Нидерландского Льва, попадал в поле зрения автора несколько лет назад, причём на портрете генерал-майора Сергея Яковлевича Репнинского 2-го из Военной галереи Зимнего Дворца.

Этот портрет не так прост, как кажется на первый взгляд. Во-первых, он единственный среди всей Военной галереи, где запечатлен упомянутый орден Льва. Во-вторых, этот портрет – единственный пример ношения орденского креста в петлице при мундире из Военной галереи.

Известный исследователь Александр Александрович Подмазо в своём альбоме-справочнике «Образы героев Отечественной войны 1812 г. Военная галерея Зимнего дворца» ошибочно атрибутирует эту награду, как шведский Военный орден Меча[5]. Однако между лучей орденского креста заметны некоторые дополнительные элементы, а на центральном медальоне хорошо различимо отсутствие эмали. Прорисовка орденского знака посредственная, но, несмотря на это, в очертаниях креста узнаётся нидерландский орден Гражданских заслуг Нидерландского Льва, который хорошо описан в ряде различных тематических источников[6].

Знак ордена Нидерландского Льва Рыцарской степени. Аверс и реверс. Серебро, позолота, эмаль, шелк (муар). Первая половина XIX века. Рейксмузей (Rijksmuseum), Инв. №: KOG-S-MP-85-19

  • Знак ордена Нидерландского Льва Рыцарской степени. Аверс и реверс. Серебро, позолота, эмаль, шёлк (муар). Первая половина XIX века. Рейксмузей (Rijksmuseum), Инв. №: KOG-S-MP-85-19.

Орден Гражданских заслуг Нидерландского Льва был учреждён 29 сентября 1815 года первым королем Нидерландов Виллемом I (Вильгельмом; 1772–1843), вскоре после его восшествия на престол.

Знак ордена Нидерландского Льва состоял из золотого мальтийского креста белой эмали с шариками на концах лучей, под золотой Королевской короной. Между лучей креста располагались вензеля короля Вильгельма I в виде стилизованной литеры «W».

На аверсе центрального медальона гравировалось профильное рельефное изображение нассауского золотого коронованного льва, смотрящего влево и держащего в лапах меч и стрелы. На реверсе креста, покрытого синей эмалью, располагался орденский девиз в три стоки: «Достоинство (Добродетель) облагораживает»:

VIRTUS

NOBILI

TAT

Лента ордена – синяя (тëмно-голубая) с оранжевой каймой по краям.

Орден делился на четыре степени, соответственно, на Рыцарей Большого креста (большой крест на ленте через правое плечо и звезда на левой стороне груди), Командоров (меньший крест на шейной ленте и упрощенная звезда), Рыцарей (ещё меньший крест на ленте в петлице) и Братьев (серебряная медаль на ленте в петлице).

Таким образом, дополнительные элементы на знаке ордена на портрете Репнинского ни что иное, как вензеля короля Вильгельма I в виде стилизованной литеры «W». Лента же ордена изображена ошибочно с тремя полосами цвета морской волны. Вероятно, третья полоса возникла в результате визуального эффекта, обусловленного достаточно широкой синей каймой по краям ленты.

Стоит обратить внимание на другие награды на портрете генерала. Две орденские звезды на левой стороне мундира А.А. Подмазо атрибутирует как звëзды орденов Святого Александра Невского и Святого Владимира I степени[7]. Если с Владимирской звездой сомнений не возникает, то вот синяя эмаль вокруг центрального щита первой звезды даёт право предполагать, что это звезда ордена Святого Андрея Первозванного.

Однако Сергей Яковлевич Репнинский имел в качестве старшего лишь орден Святой Анны I степени, а также ордена Святого Георгия III класса и Святого Владимира также III степени, и, кроме того, прусский орден Красного Орла II класса[8]. Но самое главное, как участник боевых действий Отечественной войны 1812 года, он имел все права на одноименную серебряную медаль на Андреевской ленте[9].

Но каким образом высшие ордена Российской Империи оказались на портрете скромного генерал-майора? И что делает в петлице генерала редкий нидерландский орден?

Действительно, данный набор наград в тот момент в России носил совершенно другой человек  Император Николай I. На одном из портретов Николая Павловича из коллекции Государственного Эрмитажа, кисти мастерской Джорджа Доу, поразительно совпадают положение туловища и головы, орденские звезды, да и сам крест на ленте в петлице. Совпадают даже форма бахромы генеральских эполет и блики на них. Возникает резонный вопрос: может быть на портрете из Военной галереи вовсе не Репнинский?

Портрет генерал-майора Сергея Яковлевича Репнинскинского 2-го. Мастерская Джорджа Доу. Холст, масло, 70 х 62,5 см. 1827 – 1828 года. Военная галерея Зимнего дворца, Государственный Эрмитаж, Инв. №: ГЭ-7922.; Портрет Великого князя Николая Павловича. Художник Джордж Доу. Холст, масло, 60 х 87 см. 1821 год. Государственный Эрмитаж, Инв. №: ЭРЖ-620

  • Портрет генерал-майора Сергея Яковлевича Репнинскинского 2-го. Мастерская Джорджа Доу. Холст, масло, 70 х 62,5 см. 1827–1828 годы. Военная галерея Зимнего дворца, Государственный Эрмитаж, Инв. №: ГЭ-7922
  • Портрет Великого князя Николая Павловича. Художник Джордж Доу. Холст, масло, 60 х 87 см. 1821 год. Государственный Эрмитаж, Инв. №: ЭРЖ-620.

Как ни странно, главная подсказка содержится в дате написания портрета, которую А.А. Подмазо определяет, как 1827 1828 года[10]. В это самое время молодой Император Николай Павлович только начинал делать свои первые шаги в управлении Империей.

Многочисленные государственные учреждения стремились заказать у художников портреты нового Государя. Джордж Доу, обладая необыкновенной работоспособностью и любовью к деньгам, а также пользуясь трудом двух своих помощников  Вильгельма Августа Голике и Александра Васильевича Полякова[11], –– старался никому не отказывать.

Прискорбно констатировать, но портрет генерал-майора Репнинского 2-го, скорее всего, являлся по какой-то причине перерисованной, при том без изменения наград, «заготовкой» для очередного портрета нового Императора.

Остаётся лишь задать последний, самый важный, но, увы, риторический вопрос: замечал ли Император Николай Павлович поразительное сходство наград на своем мундире и на чужом генеральском портрете в Военной галерее?

Ещё в бытность Великим князем, будущий «Незабвенный» мечтал проявить себя в кампании против Наполеона, но из-за опасений своего Венценосного брата получил разрешение прибыть в Европу лишь в 1814 году и в сражениях принять участия не успел[12]. Но столь забавной волей случая Император Николай I оказался в пантеоне русских героев, пускай и «частично».

Десять наград вюртембержца

Тема наград Вюртемберга неоднократно поднималась в рамках данного журнала: к примеру, статьи «Десять наград вюртембержца»[13] и «Баварские и вюртембергские ордена в колодках на портретах Военной галереи»[14] были тепло встречены читателями.

Было бы неправильно не рассказать про сам орден чуть более подробно, основываясь на отечественных, а также немецких, французских и английских тематических фалеристических изданиях XVIII–XXI веков[15]. Итак, Вюртембергский Родовой орден Золотого Орла являлся, фактически, высшим династическим орденом Вюртембегского королевства, происходившим от учреждённого ещё в 1702 году герцогом Эберхардом Людвигом IV Вюртембергским (1676–1733) Охотничьего ордена Святого Губерта. Орден Золотого Орла получил своё наименование в 1807 году в связи с реформой наградной системы Вюртемберга, проводимой первым королём Вюртемберга Фридрихом I (Friedrich I Wilhelm Karl von Würtemberg; 1754 – 1816), приуроченной, собственно говоря, к преобразованию на тот момент уже курфюршества Вюртемберг в Королевство. Орден просуществовал до 23 сентября 1818 года, после чего, в свою очередь, был реформирован в орден Вюртембергской Короны, имевший иной вид орденского знака. Кавалеры же ордена Золотого Орла, разумеется, и далее продолжили носить прежние знаки ордена.

Портрет короля Фридриха I Вюртембергского с цепью вюртембергского Родового ордена Золотого Орла. Художник Иоганн Баптист Зеле (Johann Baptist Seele; 1774 – 1814). Холст, масло, 224 x 150 см. 1806 – 1808 года. Людвигсбургская резиденция (Schlossverwaltung Ludwigsburg), Инв. №: Inv.Nr. NN 125

  • Портрет короля Фридриха I Вюртембергского с цепью вюртембергского Родового ордена Золотого Орла. Художник Иоганн Баптист Зеле (Johann Baptist Seele; 1774–1814). Холст, масло, 224 x 150 см. 1806–1808 годы. Людвигсбургская резиденция (Schlossverwaltung Ludwigsburg), Инв. №: Inv.Nr. NN 125.

Знак Родового ордена Золотого Орла представлял собой золотой мальтийский крест красной финифти с вюртембергскими одноглавыми геральдическими орлами под королевской короной, – верхние и нижние пары которых обращены друг на друга, – между лучей. В разрезе нижнего и боковых лучей – золотые охотничьи рожки красной финифти, с золотой же перевязью. В центральном медальоне зелёной финифти вензель: «FR» (Friedrich Rex – Фридрих Король) под короной. Реверс креста аналогичный, но в центральном медальоне одноглавый геральдический орёл под короной, обращённый на Запад.

Крест вюртембергского ордена Золотого Орла. Аверс и реверс. Неизвестная ювелирная мастерская. Золото, эмаль, 70 x 70,4 мм., 56,2 г. Копия начала XX века по оригиналу 1807–1818 годов. Аукционный дом «eMedals», ITEM: G44205, 03.10.2023

  • Крест вюртембергского ордена Золотого Орла. Аверс и реверс. Неизвестная ювелирная мастерская. Золото, эмаль, 70 x 70,4 мм., 56,2 г. Копия начала XX века по оригиналу 1807–1818 годов.  Аукционный дом «eMedals», ITEM: G44205, 03.10.2023.

Лента ордена огненно-красная, через левое плечо.

Звезда ордена – серебряная восьмиконечная, на левой стороне груди, в центральном щите которой крест ордена, с золотыми топорами, лезвием на Запад, в разрезе лучей. Вокруг щита – лента зелёной эмали с золотым девизом ордена: «VIRTUTIS AMICITIÆ QUE FŒDUS» (Храбрость, дружба, закон).

Кавалеров этого вюртембергского ордена за недолгие годы его существования, тем более, среди иностранцев, было не столь много. По крайней мере, одного из них – Императора Наполеона I точно можно было исключить, так как после его отречения и реставрации Бурбонов, уже в Кавалерском списке этого ордена на 1815 год, и он сам, и его сподвижники, ставшие с подачи Бонапарта королями, не значились[16]. Звезда же и крест ордена Золотого Орла, некогда принадлежавшие Наполеону и захваченные пруссаками при Ватерлоо 18 июня 1815 года, были преданы Советскому правительству в 1946 году от поверженной Германии в составе компенсаторной реституции. Ныне они находятся в собрании Государственного Исторического музея в Москве.

Крест вюртембергского ордена Золотого Орла. Принадлежал Императору Наполеону I. Неизвестная ювелирная мастерская. Золото, эмаль, штамповка, эмалировка, монтировка и др., 67 x 67 мм., 76,5 г. 1807 год. Государственный Исторический музей, Инв. №: 82005/ КП ОН-917381. Звезда вюртембергского ордена Золотого Орла. Принадлежал Императору Наполеону I. Неизвестная ювелирная мастерская. Золото, серебро, эмаль, штамповка, шитье битью, горячая эмаль, монтировка и др., 100 x 100 мм. 1807 год. Государственный Исторический музей, Инв. №: 82005/ КП ОН-917380

  • Крест вюртембергского ордена Золотого Орла. Принадлежал Императору Наполеону I. Неизвестная ювелирная мастерская. Золото, эмаль, штамповка, эмалировка, монтировка и др., 67 x 67 мм., 76,5 г. 1807 год.  Государственный Исторический музей, Инв. №: 82005/ КП ОН-917381.
  • Звезда вюртембергского ордена Золотого Орла. Принадлежал Императору Наполеону I. Неизвестная ювелирная мастерская. Золото, серебро, эмаль, штамповка, шитьё битью, горячая эмаль, монтировка и др., 100 x 100 мм. 1807 год. Государственный Исторический музей, Инв. №: 82005/ КП ОН-917380.

С вюртембергским орденом Золотого Орла автору также уже приходилось иметь дело при атрибуции портрета генерал-майора князя Отто Виктора Шёнбург-Вальденбурга (1785 – 1859), выставлявшимся на польском аукционе «Sztuki Dawnej i Antyków» № 226 от 24 февраля 2016 года Аукционного дома Rempex (Лот № 1133) под наименованием: «портрет Юзефа Понятовского». Узнаваемый центральный щит вюртембергского ордена в совокупности с орденом Святого Георгия IV степени, прусским Железным Крестом II класса и другими наградами позволил вычислить единственного подходящего кавалера столь необычного наградного набора[17].

Портрет генерал-майора князя Отто Виктора Шёнбург-Вальденбурга в форме Саксонского, позже 12-го Прусского гусарского полка. Неизвестный художник. Холст (дублированный), масло, 74 х 63 см. 1815 – 1817 года. Выставлялся на аукционе «Sztuki Dawnej i Antyków» № 226 от 24.02.2016 Аукционного дома Rempex, Лот № 1133. Ранее: портрет Юзефа Понятовского. Атрибуция С. Н. Головина

  • Портрет генерал-майора князя Отто Виктора Шёнбург-Вальденбурга в форме Саксонского, позже 12-го Прусского гусарского полка. Неизвестный художник. Холст (дублированный), масло, 74 х 63 см. 1815 – 1817 года. Выставлялся на аукционе «Sztuki Dawnej i Antyków» № 226 от 24.02.2016 Аукционного дома Rempex, Лот № 1133. Ранее: портрет Юзефа Понятовского. Атрибуция С. Н. Головина.

Далее необходимо было определить нижнюю границу возникновения наградного набора, состоящего из ранее перечисленных четырёх орденов. Все орденские знаки, по своему внешнему виду и особенностям исполнения, относятся к первой трети или даже первой четверти XIX века. Но вот нидерландский орден Льва был, как уже говорилось, учрежден был в 1815 году и никак не мог появиться на «фрачнике» раньше. Равно как и вюртембергский орден Золотого Орла не мог появиться на ней позже 1818 года. Первую дату как раз и можно принять за нижний предел создания миниатюры.

Само сочетание высших наград четырёх государств, при отсутствии каких-либо наград военных, свидетельствует о незаурядности личности их обладателя. Он должен был либо принадлежать к одной из Августейших династий, прямо или косвенно связанных с Нидерландами, либо быть государственным деятелем самого высокого ранга.

Здесь стоит справедливо заметить, что атрибуция принадлежности предметов фалеристики, разумеется, совершенно не нова. В своё время стал широко известен случай определения доктором исторических наук Людмилой Михайловной Гавриловой и академиком РАХ Андреем Леонидовичем Хазиным, ныне занимающим должность ректора Российского государственного университета, принадлежность Императору Николаю II знаков Королевской Викторианской цепи по её номеру[18]. Не говоря уже о том, что давно стало привычным определять по номерам Знаков Отличия Военного ордена и Георгиевских крестов кому они были вручены. Однако в этих и подобных случаях атрибуция становилась возможной во многом благодаря тому, что в своё время изготовители наград заранее позаботились о нумерации наградного знака, либо же сами кавалеры (и / или их потомки) оставили на предмете какие-либо отметки, позволяющие однозначно интерпретировать его принадлежность[19].

Королевская Викторианская Цепь

Итак, в процессе атрибуции наступал наиболее важный и ответственный момент, ради которого и затевалось всё «предприятие». Ввиду отсутствия вышеперечисленных подсказок, ориентироваться оставалось только на внешние признаки и ту информацию о наградных системах Европы, что имеются в наличии в открытых источниках.

Для поиска обладателя миниатюры необходимо было сопоставить кавалерские списки всех четырёх запечатлëнных на миниатюре орденов и выявить круг возможных кандидатов. Именно этот фактор выводит атрибуцию из состояния «рядовых» и даёт смелость именовать производимый процесс методом.

Начать, разумеется, рациональнее всего было с кавалерских списков нидерландского ордена Льва второго десятилетия XIX века, регулярно публикуемых в «Almanach Royal Des Pays-bas» (голландский аналог российских Месяцесловов / Адрес-календарей).

Такие справочники издавались ежегодно в большинстве стран Европы и содержали в себе значительное число важнейших и интереснейших сведений об их государственном устройстве. Дальнейший поиск стал приятной неожиданностью: голландские справочники, подобно, к примеру, всё тем же вюртембергским, содержали в себе информацию о всех гражданах государства, награждённых иностранными наградами.

Российским же исследователям, увы, остаётся только завидовать: в отечественных «Адрес-календарях» россияне, пожалованные в кавалеры иностранных орденов таким удобным списочным составом, никогда не указывались.

Теперь же задача упрощалась многократно – путём нехитрых и недолгих поисков удалось установить, что среди голландских подданных такое сочетание имел только лишь один человек: видный голландский государственный деятель барон Виллем Фредерик Рёель (Willem Frederik Röell; 25.10.1767 – 03.01.1835)[20].

Портрет барона Виллем Фредерик Рёеля. Гравер Хенрикус Вильгельм Коувенберг (Henricus Wilhelmus Couwenberg) по рисунку Дж. Б. Клерманса (J. B. Clermans). Бумага, китайский колле, 25,8 x 22,3 см. Амстердам, около 1835 года. Рейксмузей (Rijksmuseum), Инв. №: RP-P-OB-31.607

  • Портрет барона Виллема Фредерика Рёеля. Гравёр Хенрикус Вильгельм Коувенберг (Henricus Wilhelmus Couwenberg) по рисунку Дж. Б. Клерманса (J. B. Clermans). Бумага, китайский колле, 25,8 x 22,3 см. Амстердам, около 1835 года. Рейксмузей (Rijksmuseum), Инв. №: RP-P-OB-31.607.

Виллем Фредерик Рёель (Willem Frederik Röell, 25.10.1767 – 03.01.1835)[21] – родился в семье Николааса Виллема Рёлля (Nicolaas Willem Röell) и Анны Софии Фредерики ван Гил (Anna Sophia Frederica van Gheel), в 1786 году поступил на обучение в Лейденский университет, в котором 1790 году получил степень доктора философии, а в 1791 году – доктора права. Он начал свою государственную карьеру, заняв в 1793 году должность муниципального служащего в родном городе, и уже в 1794 году, благодаря своим незаурядным способностям, стал государственным чиновником, оказывающим юридические и иного рода услуги (фактически, городским юрисконсультом).

Революция 1795 года заставила Рёеля покинуть службу, и лишь в 1802 году он получил возможность на неё вернуться. Вскоре после того, как Людовик Бонапарт (Louis Bonaparte; 1778 – 1846) – один из младших братьев Наполеона, – взошёл на нидерландский трон, в 1806 году Рёель был назначен государственным секретарём. В эти годы он становится одним из приближённых нового монарха и уже в 1808 году получает назначение на пост Министра внутренних дел.

В 1809 году Рёель сопровождал короля во время поездки в Париж на встречу с Императором французов, где смог воочию убедиться в неприязненном отношении Наполеона к своему брату и вынашиваемых планах в отношении нидерландского государства. Независимая политика, проводимая в тот момент Людовиком Бонапартом, всё больше раздражала Наполеона. Всё чаще младший брат ставил интересы Голландии выше интересов Франции, под различными предлогами отказывая в проведении непопулярных, но выгодных для Наполеона, реформ, закрывал глаза на несоблюдение Континентальной блокады и прочее. Все эти события привели к решительным действиям Императора и оккупации Нидерландов французскими войсками. Переговоры с французским правительством, в которых участвовал Рёель, результатов не принесли, Людовик был вынужден отречься, а 9 июля 1810 года Голландия стала частью Французской Империи. Рёель, фактически, уходит от дальнейшего исполнения своих обязанностей.

В 1813 году Рёель снова возвращается в большую политику, получает назначение членом Комитета по разработке конституции Нидерландов. При Виллеме I c 1814 года занимает должность статс-секретаря по внутренним делам (в 1815 году должность переименована в министра). С 1817 по 1835 годы был членом Первой палаты Генеральных штатов Нидерландов, регулярно переизбирался ее председателем. 9 июля 1819 года Рёелю был пожалован баронский титул.

Любопытно также, что Рёель входил в капитул голландского ордена Единства, учреждённого королём Голландии Людовиком Бонапартом и существовавшего недолгое время с 1806 по 1811 год до пришедшего ему на смену, после присоединения территории Голландии к Франции, ордена Воссоединения. Впрочем, рассказ об этом ордене выходит за рамки темы.

Петличный знак степени Большого креста голландского Королевского ордена. Принадлежал Исааку Яну Александру Гогелю (Isaac Jan Alexander Gogel; 1765 – 1821). Мастерская Мартена Гийома Бьенне (Martin Guillaume Biennais). Автор рисунка: Жан Батист Изабе 2-й (Jean Baptiste Isabey). Золото, эмаль, шелк (муар); литье, чеканка, ковка, эмалирование, ткачество, шитье и др. Длина знака с лентой – 19 см., без ленты – 10 см, диаметр знака без короны – 6,8 см. Нидерланды, около 1807 – 1808 годов. Рейксмузей (Rijksmuseum), Инв. №: NG-NM-12192-A

  • Петличный знак степени Большого креста голландского Королевского ордена. Принадлежал Исааку Яну Александру Гогелю (Isaac Jan Alexander Gogel; 1765–1821). Мастерская Мартена Гийома Бьенне (Martin Guillaume Biennais). Автор рисунка: Жан Батист Изабе 2-й (Jean Baptiste Isabey). Золото, эмаль, шёлк (муар); литьë, чеканка, ковка, эмалирование, ткачество, шитьё и др. Длина знака с лентой – 19 см., без ленты – 10 см, диаметр знака без короны – 6,8 см. Нидерланды, около 1807–1808 годов. Рейксмузей (Rijksmuseum), Инв. №: NG-NM-12192-A.

Став одним из первых кавалеров ордена Нидерландского Льва, с 1817 года Рёель занимал должность орденского канцлера. Также имел труды в области фалеристики, в частности, известно, что он написал трактат о рыцарях ордена Золотого Руна.

Кроме того, удалось установить, что Рёель был пожалован в кавалеры ордена Святого Андрея Первозванного в октябре 1808 года[22], вюртембергским орденом Золотого Орла – также в 1808 году[23], а прусским орденом Чёрного Орла – в 1810 году[24]. Исходя из чего, подтверждается нижняя граница датировки миниатюры – 1815 год, а верхняя 1835 – дата смерти еë обладателя.

Казалось бы, атрибуция, фактически, уже состоялась, но не хватало финального штриха, подтверждающего ее окончательно. Судьба оказалась благосклонна второй раз – после непродолжительного поиска преподнесла поистине щедрый подарок: портрет Виллема Фредерика Рёеля с этой самой миниатюрой!

Портрет барона Виллема Фредерика Рёеля (Willem Frederik Röell) с фрачной миниатюрой орденов нидерландского Льва, российского Святого Андрея Первозванного, прусского Черного Орла и вюртембергского Золотого Орла. 1815 – 1835 года. Источник фотографии: http://www.biografischportaal.nl/persoon/00316487

  • Портрет барона Виллема Фредерика Рёеля (Willem Frederik Röell) с фрачной миниатюрой орденов нидерландского Льва, российского Святого Андрея Первозванного, прусского Чёрного Орла и вюртембергского Золотого Орла. 1815 – 1835 года. Источник фотографии: http://www.biografischportaal.nl/

Несмотря на то, что качество самого изображения настолько посредственное, что для его публикации в более-менее приемлемом размере пришлось прибегнуть к увеличению с помощью искусственного интеллекта, сама фрачная миниатюра отчетливо узнается: тот же узкий прямоугольник-основание с бортиком по краям, четыре награды, расположенные на кольцах, первая и третья из которых имеет шарики на концах лучей.

Когда-нибудь, стоит надеется, удастся найти этот портрет в хорошем качестве, но даже сейчас нет никаких сомнений, что на нём запечатлена та самая миниатюра. Таким образом, атрибуция подтвердилась наиболее наглядным и безапелляционным способом из всех возможных.

…И еще одна немаловажная деталь, бросающаяся в глаза при более пристальном рассмотрении центральных медальонов аверса и реверса фрачного знака вюртембергского ордена: на них размещены, соответственно, вензель «W» под герцогской короной и три охотничьих рожка, наложенных друг на друга по кругу. Фактически, эти знаки принадлежали не ордену Золотого Орла, а как раз его предшественнику – Охотничьему ордену Святого Губерта[25]. Однако, учитывая и датировку самой миниатюры, и дату получения Рёелем ордена, нет необходимости изменять общее наименование ордена.

Крест вюртембергского Охотничьего ордена Святого Губерта. Аверс и реверс. Неизвестная ювелирная мастерская. Золото, эмаль, 68,83 x 67,79 мм., 59,2 г. Копия начала XX века по оригиналу до 1806 года. Аукционный дом «eMedals», ITEM: G43292

  • Крест вюртембергского Охотничьего ордена Святого Губерта. Аверс и реверс. Неизвестная ювелирная мастерская. Золото, эмаль, 68,83 x 67,79 мм., 59,2 г. Копия начала XX века по оригиналу до 1806 года.  Аукционный дом «eMedals», ITEM: G43292.

Подводя итог, немаловажно также отметить, почему же была осуществлена атрибуция принадлежности данной фрачной миниатюры и перечислить факторы, способствовавшие успеху:

— Во-первых, это удачное для исследователя исполнение самого предмета, а также сочетание и расположение наград – отлично узнаваемые высшие ордена четырёх государств, благодаря чему потенциально определение государственной принадлежности обладателя предмета;

— Во-вторых, возможность с необходимой для поиска точностью датировать период получения кавалером неоднократно ранее перечисляемых наград;

— В-третьих, наличествующий необходимый объëм справочных источников по кавалерам всех четырёх орденов на искомый период в совокупности с относительной редкостью пожалования каждого из орденов, как в целом, так и в частности для иностранцев.

— Наконец, в-четвёртых, дополнительная возможность подтвердить версию по иконографическим источникам.

Только одновременное сочетание первых трех факторов может дать высокий процент вероятности того, что атрибуция будет осуществлена, а четвёртый же служит одним из наиболее убедительных аргументов того, что она проведена верно.

В завершение, хочется обратить внимание на ещё один примечательный факт: исходя из биографии Виллема Фредерика Рёеля, следует, что атрибутированная миниатюра принадлежала не просто чиновнику и политическому деятелю, а профессиональному фалеристу (в научном и государственном понимании этой дисциплины), что особенно приятно для исследователя этой тематики.

Автор сердечно благодарит за сотрудничество Аукционный дом «Монеты и медали» и лично Дмитрия Николаевича Максимова.

С уважением, Сергей Головин

P.S. Некоторое время назад, в конце лета 2022 года академик РАХ Андрей Леонидович Хазин прислал автору фотографию одной фрачной миниатюры русского генерала (судя по набору наград), датируемой рубежом третьей и четвёртой четвертей XIX века. На тот момент не было известно, кому же принадлежит этот предмет, но уже постепенно формировалось понимание о самом методе и о том, как его применять: в ход были пущены «Списки генералам по старшинству», и после некоторого поиска, принадлежность была успешно вычислена.

Однако, в дальнейшем, наступило жестокое разочарование – поиск в Интернете показал, что миниатюра шла, не просто, как атрибутированная, но с провенансом, как принадлежащая именно тому самому человеку. Несмотря на горечь от потраченного впустую времени, в этот момент был опробован и инновационный механизм атрибуции, и подтверждена его безусловная работоспособность. Можно сказать, что тогда и был «рожден» демонстрируемый метод. Оставалось только ждать, чтобы Его Величество случай подбросил подходящий образец, на примере которого можно было продемонстрировать метод во всей красе.

Примечания

[1] Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 1-е февраля 1890 года. СПб.: Тип. Правительствующ. Сената. 1890. – С. 209-210.

[2] Подробнее об орденских лентах, употребляемых для обозначения наград в первой трети XIX века см.: Головин С.Н. «Червонный валет» русской дипломатии. Атрибуция портрета барона Бруннова. // Русские портреты XVIII – начала ХХ века. Материалы по иконографии. Выпуск VIII. / Комитет по русской иконографии; [Сост. С.А. Подстаницкий]. М.: Фонд «Русские Витязи». 2019. – С. 236-242.

[3] Подробнее о том, что автор подразумевает под термином «наградная колодка» и принципах её формирования см.: Головин С.Н. Реконструкция колодки 1812 года: практика и рассуждения. [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 06.12.2017. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=9079 ; Головин С.Н. Польская птица в русской петлице. К вопросу о способе ношения ордена Белого Орла при ордене Св. Апостола Андрея Первозванного. // Старый Цейхгауз. М.: Фонд «Русские Витязи». 2020. №  3 (89). – С. 26-42.

[4] Полное Собрание Законов Российской Империи. С 1649 года. [Собрание I-е. С 1649 по 12 декабря 1825 года]. СПб.: Печ. в тип. II Отд. Собств. Е. И. В. канцелярии. 1830. (Далее – ПСЗ-I). – Т. XXVIII. 1804 – 1805. – С. 474-475., № 21.423 а.

[5] Подмазо А.А. Образы героев Отечественной войны 1812 г. Военная галерея Зимнего дворца. М.: «Русские Витязи» 2013. – С. 535.

[6] Подробнее об ордене, к примеру, см.:

Aristide Michel Perrot. Collection historique des ordres de chevalerie civils et militaires, existant chez les différens peuples du monde, suivie d’un tableau chronologique des ordres éteints. Paris: Chez Aimé André, Libraire-Editeur, quai des Augustins, № 59. 1820. – P. 160, Pl. XXVI, № 4, 5, 6.;

Gelbke C.H.V. Abbildungen und Beschreibungen der Ritterorden und Ehrenzeichen sämtlicher Souveraine und Regierungen: [Text deutsch u. franz.]. Berlin: G. Reimer. 1832. – Niederlande. – Bl. 25., № 3-7.;

The Book of Orders of Knighthood and Decorations of Honour of all Nations Comprising an historical account of Each Order, Military, Naval, and Civil, From the Earliest to the present time, with lists of the Knights and Companions of Each British order. / Sir Bernard Burke. London: Hurst and Blackett, publishers, successors to Henry Colburn. 1858. – P. 145–146., Plate 45. Holland. Table I. № 6, 7, 8, 9.;

Спасский И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917 г. Л.: Издательство Государственного Эрмитажа. 1963. – С. 89., табл. XXIV, 3.

Европейские ордена в России: Конец XVII – начало XX века. Из собраний музеев Московского Кремля и Государственного исторического музея. / Л.М. Гаврилова, С.С. Левин. М.: Арт-Родник. 2007. – С. 177-178. и др.

[7] Подмазо А.А. Указ. соч. С. 535.

[8] Военная галерея 1812 года. Издано по повелению Государя Императора. / [Под ред. и с предисл. Вел. кн. Николая Михайловича; При участии А.А. Голомбиевского]. СПб.: Экспедиция заготовления гос. бумаг. 1912. – С. 198.

[9] Подробнее о самой медали и награждении ею см.: Александр I, Император. Указ-обращение к войскам. 5 февраля 1813 г. Печатный. Франц. яз. // Отдел рукописей РГБ. Ф. 301. Картон 9. Ед. Хр. 10. Л. 1-2.;

Бартошевич В.В. Наградная медаль участника Отечественной войны 1812 года как памятник эпохи. М.: Научно-исследовательский институт культуры. 1992.

[10] Подмазо А.А. Указ. соч. С. 534.

[11] Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Военная галерея Зимнего дворца. / 3-е изд., доп. Л.: «Искусство». 1981. – С. 13, 15.

[12] Шильдер Н.К. Император Николай I. Его жизнь и царствование. С 252 илл.: [В 2-х т.] / Н. К. Шильдер. СПб.: Изд. А.С. Суворина. 1903. – Т. I. – С. 38, 41-42.

[13] Головин С.Н. Десять наград вюртембержца. [Электронный ресурс].  // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 12.07.2020. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=29368.

[14] Головин С.Н. Баварские и вюртембергские ордена в колодках на портретах Военной галереи. [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Sammlung / Коллекция». Дата публикации: 09.09.2018. Режим доступа: https://sammlung.ru/?p=15177.

[15] Данные по истории, внешнему виду и описанию вюртембергского ордена Золотого Орла приводятся по следующим источникам:

Beschreibung Aller sowohl noch heutiges Tages florirenden als bereits verloschenen Geist- und Weltlichen Ritter-Orden in Europa. Nebst denen Bildnissen derer Ordens-Zeichen. In Zehen Theilen. / Abgefasset und herausgegeben von Johann Wilhelm Rammelsberg. Berlin: [S. l.]. den 1 August 1744. – S. 50-51., Pag. 50.

Aristide Michel Perrot. Op. cit.  P. 252-253, Pl. XXXVI, № 2-4.;

Gelbke C. H. V. Op. cit.  – Württemberg. – Bl. 8., № 20-21.;

The Book of Orders of Knighthood and Decorations of Honour of all Nations <…> P. 356.;

Спасский И.Г. Указ. соч. С. 73.;

Европейские ордена в России <…> С. 102.

[16] Königlich Württembergisches Hof- und Staats-handbuch auf das Jahr 1815. Mit allergnädigsten Privilegium. Stuttgart: Bei Joh. Fried. Steinfops. 1815. – S. 13-14.

[17] Подробнее об атрибуции см.: Русские портреты XVIII – начала ХХ века. Материалы по иконографии. – Выпуск VIII. / Ком. по рус. иконографии; [сост. С.А. Подстаницкий]. М.: Фонд «Русские Витязи». 2019. – С. 156-157.

[18] Подробнее об процессе и методе атрибуции и самом предмете см.: Рыцарские ордена Европы.  Каталог выставки 24 апреля – 30 августа 2015 года. / Л.М. Гаврилова, А.Л. Хазин М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”». 2015. – С. 122-124.

[19] К примеру, см. Знак ордена Святого Георгия IV степени, принадлежащий генерал-фельдмаршалу-генерал-адъютанту Светлейшему князю Варшавскому, графу Ивану Фёдоровичу Паскевичу-Эриванскому (1782–1856). (Российская империя, неизвестная ювелирная мастерская. Золото, эмаль, пайка, штамповка, горячая эмаль, роспись по эмали, 41 х 34 мм. 1855 – 1856 года. Государственный Исторический музей, Инв. № КР ОН 787459.). О принадлежности свидетельствует надпись на концах реверса креста: «Съ груди / Фельдмаршал / Князя / Паскевича».

[20] Almanach Royal Des Pays-bas, pour l’an 1818. Deuxième Année. Bruxelles. Chez P. J. de Mat. Imprimrur de l’Académie et de l’Université de Louvain. MDCCCXVIII. – P. 48-50, 63-66.

[21] Здесь и далее, биография Виллема Фредерика Рёеля приводится по:

Aa A. J. van der. Willem Frederik Baron Roëll. // Biographisch Woordenboek der Nederlanden, bevattende Levensbeschrijvingen van zoodanige Personen, die zich op eenigerlei wijze in ons Vaderland hebben vermaard gemaakt. K. J. R. van Hardewijk en Dr. G. D. J. Schotel. [1852 –1878].– Zestiende Deel. Haarlem, J. J. van Brederode. 1874. – P. 406-408.;

Röell, Mr. Willem Frederik baron. // Nieuw Nederlandsch Biografisch Woordenboek. / Onder redactie van Dr. P. C. Molhuysen, Directeur van de Koninklijke Bibliotheek te ‘s Gravenhage en Dr. Fr. K. H. Kossmann, Adjungt-Bibliothecaris aan de Bibliotheek der Gemeente Rotterdam. Met Medewerking van tal van Geleerden. Negende Deel. A. W. Sijthoff’s Uitgevers-Maatschappij N. V. Leiden. 1933. – P. 871-874.

[22] Список кавалерам Императорских Российских орденов всех наименований за 1832 год. СПб.: При Имп. Академии наук. 1833. – Ч. I. – С. 4. (В списке кавалеров высшего российского ордена указана дата с точностью только до месяца что, следует отметить, встречается достаточно редко).

[23] Gottschalck Kaspar Friedrich. Almanach der Ritter-Orden von Friedrich Gottschalck. Herzog. Anhalt-Bernburg Assistenzrathe. Der Kurfurst. Hessische Orden pour la vortu militaire. – Dritte-Abtheilung. Die deutschen Ritter-Orden. – Leipzig: Bei Georg Joachim Goeschen. MDCCCXIX. (1819). – P. 256-257.

[24] Ordens-Liste von den Rittern und Besitzern der Königlich Preußischen Orden und Ehrenzeichen im Jahre 1817. Auf den Grund der im Jahre 1812 gedruckten Ordensliste und der seitdem eingetretenen Veränderungen. Nebst den Ordens Statuten und Abbildungen. Berlin: Bei Georg Decker, Königl. Geheimen Hofbuchdrucker. 1817. – S. 66., № 99.

[25] Beschreibung Aller sowohl noch heutiges Tages florirenden als bereits verloschenen Geist- und Weltlichen Ritter-Orden in Europa. <…> S. 50-51., Pag. 50.


Сергей Головин
Сергей Головин

Головин Сергей Николаевич —фалерист-исследователь, автор научных статей по отечественной и зарубежной фалеристике, наградным системам Российской Империи и стран Европы, а также по атрибуции портретов неизвестных XVIII – начала XX веков в журналах «Sammlung/Коллекция», «Старый Цейхгауз», сборнике «Материалы по иконографии».

Советник ректора Российского государственного социального университета. Автор Телеграм-канала «Награды Отечества».

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы