Реконструкция колодки 1812 года: практика и рассуждения

in Атрибуция/Награды Российской империи 4088 views

Последнее время FALERISTIKA.info часто встречается с кол­легами — исто­рическими рекон­струк­­торами. По­ми­мо общих исторических заинте­ресо­ван­ностей и тревог, нельзя забыть об общей основе — наградах. Сегодня пред­ставляем Вашему вни­манию статью Сергея Головина, посвя­щённую важному вопросу приме­нения ко­пий наград в деле рекон­струк­то­ров. Присое­диняемся к мнению автора, что нужно быть и знающим и аккуратным в использовании материала.

Руководитель «SAMMLUNG / Коллекция» Алексей Сидельников


 

Эксперимент с реконструкцией наградной колодки участника Отечественной войны 1812 года: практика и рассуждения

 

Приветствую Вас, Уважаемые любители фалеристики!

Для начала позвольте представиться и рассказать пару слов о себе. Меня зовут Головин Сергей Николаевич, с юности увлекаюсь фалеристикой, униформологией датировкой и атрибуцией портретов Российской Империи XIX века.

Являясь представителем молодого поколения исследователей, я, как и многие из Вас, в свое время, начал путь в Отечественную фалеристику и униформологию с книг В. А. Дурова, Л. Е. Шепелёва, знаменитого «Ленинградского альбома». Спустя года, увлечение переросло в нечто большее, стало неотъемлемой частью жизни. Пожалуй, главной своей страстью могу назвать изучение орденской системы Российской Империи. Но эта статья является попыткой объединить реконструкцию и фалеристику далекой и прославленной эпохи героев 1812 года.

В реконструкторской среде тема Наполеоновских войн в целом и Отечественной войны 1812 года в частности необычайно популярна. Наибольший пик популярности, разумеется, был связан с торжественным празднованием в 2012 году двухсотлетия Отечественной войны.

Наблюдая, год за годом, за развитием реконструкторского движения в России, я с разочарованием отмечал, что несмотря на общие положительные тенденции, реконструкция такой важной части военного и гражданского мундира, как орденские знаки, находится на достаточно низком уровне, даже, казалось бы, во многочисленной группе любителей Наполеоновских войн.
Безусловно, когда разглядываешь кропотливо воссозданные мундиры, кивера, амуницию и вооружение, невольно погружаешься в те грозные, и вместе с тем, великие года.
Но стоит взглянуть на правую сторону некоторых мундиров, немного ниже воротника, и становится как-то не по себе. Удивительное смешение всевозможнейших современных памятных крестов, медалей и прочих знаков отличия за участие в различных реконструкторских мероприятиях.

Здесь необходимо пояснить, что автор ни в коем случае не умаляет заслуг опытных реконструкторов-ветеранов, не по одному разу прошедших самые значимые баталии Наполеоновской эпохи, и, несомненно, достойных права ношения памятных наград.
Но не задумывались ли Вы, что подобными действиями, проявляется отступление от так называемого принципа историчности, которым все уважающие себя реконструкторы в высшей степени дорожат? Более того, простых зрителей, с удовольствием посещающих различные реконструкторские мероприятия, колодки с современными памятными наградами могут невольно ввести в заблуждение.

Одной из причин вышеописанной проблемы является тот факт, что наградам в реконструкции не всегда придают должное значение. А ведь крест или медаль такой же отличительный признак эпохи, как, к примеру, репейки на киверах или валики на эполетах. Правильно подобранные знаки отличия дополняют комплект реконструкции, делают его законченным.

Сложившаяся ситуация побудила меня к действиям. Предлагаю Вам свой экспериментальный вариант реконструкции колодки участника Отечественной войны 1812 года, награжденного орденом Святого Владимира IV степени с бантом и медалью «В память Отечественной войны 1812 года».

Но сперва стоит разобраться, что в Российской наградной системе XIX — начала XX веков можно называть наградной колодкой, а что нет. Итак, в классическом понимании, наградная колодка — это две или более награды на лентах, размещенные в ряд, объединенные в единое целое. В качестве удерживающего приспособления, которое фиксирует награды и позволяет наградным лентам держать форму, могли использоваться различные материалы. Будь то длинные заколки, определенного размера куски картона или жесткой ткани; вырезанные вручную или более поздние, характерные для периода ПМВ отштампованные промышленным способом, металлические колодки, разбитые на несколько «секций», в основе каждой из которой лежит пятиугольник с приспособлениями для прикрепления к одежде и для закрепления знаков отличия, наградных лент, бантов. Более того, наградная колодка может состоять только из знаков отличия и лент, соединенных межу собой обыкновенными нитками.

Подводя итог, можно сказать проще: колодка – это набор наград, которые можно перевесить разом с одного мундира на другой. Тогда получатся, что если награды на лентах расположены в ряд, но не соединены между собой, то это не наградная колодка? Фактически, это так, но для удобства, при описании наград на портретах, в некоторых случаях, допустимо использовать термин «наградная колодка», особенно в отношении наград первой четверти XIX века, когда само это понятие только формировалось.

Для наглядности, стоит привести одну из самых каноничных и узнаваемых наградных колодок первой четверти XIX века, принадлежащую Императору Александру I, хранящуюся в собрании ВИМАИВиВС. Более подробно об наградных колодках Императоров Александра I и Николая I можно прочитать в статье старшего научного сотрудника ВИМАИВиВС Татьяны Николаевны Ильиной: «По Высочайшей воле наградами августейших особ… (Основание орденской коллекции Артиллерийского музея)» [1].

Наградная колодка, принадлежавшая Императору Александру I. 1815-1825 гг. Крест ордена Св. Георгия 4 степени. Медаль «В память Отечественной войны 1812 года» Крест Военного ордена Марии Терезии (Австрия). Железный крест (Пруссия). Крест Военного ордена Меча (Швеция). Крест «В память войны 1813–1814 гг.» (Австрия). Медаль «В память войны 1813–1814 гг.» (Пруссия). ВИМАИВиВС. Инв. № 20/2356.

Хорошо заметно, что награды прикреплены к лентам с помощью ниток черного и красного цветов.

Но для того, чтобы наградная колодка на мундире не выглядела неуместно, и даже смешно, необходимо иметь соответствующие знания о наградной системе интересующей эпохи. Для начального поверхностного уровня советую к прочтению труды таких признанных ученых, как Ивана Георгиевича Спасского [2], Александра Александровича Кузнецова [3], Валерия Александровича Дурова [4] и других. А тем, кто по-настоящему заинтересуется этой тематикой, рекомендую заняться изучением первоисточников: документов, законодательных актов, подлинных наград, а также различных рисунков, гравюр и портретов.

Одними из таких источников являются оригинальные портреты участников Наполеоновских войн, которые хранятся в собраниях различных государственных музеев, в частных коллекциях, выставляются на продажу на аукционах. Портрет, в отличии от орденских знаков, позволяет исследователю увидеть не только как выглядели награды, но и каким образом они размещались на мундирах. Существовавшая в XIX веке мода на ношение различных знаков отличия проявляется в мелочах: размер и положение наградной колодки, способ ношения и крепления орденских лент, добавление неуставных знаков, характерных только для определенного времени. Все эти признаки формируют уникальный стиль, соблюдение которого, уверен, выведет Отечественную реконструкцию на новый, более высокий уровень.

Дабы не утомлять читателей, рассмотрим лишь несколько наиболее подходящих портретов.

В Военной галерее Зимнего Дворца находятся портреты прославленных русских генералов работы мастерской Джорджа Доу: Николая Семёновича Сулимы и Евстафия Евстафьевича Штадена. Оба полководца запечатлены со знаками ордена Святого Владимира IV степени с бантом и медалью «В память Отечественной войны 1812 года» на импровизированной колодке. Примечателен тот факт, что и Сулима и Штаден также награждены редким и значительно более почетным орденом Святого Георгия III степени.

  • Портрет генерал-майора Николая Семёновича Сулимы. Мастерская Джорджа Доу. 1822-1825 гг. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж
  • Портрет генерал-майора Евстафия Евстафьевича Штадена. Мастерская Джорджа Доу. 1821-1823 гг. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж

Интересен и миниатюрный портрет будущего декабриста, полковника Лейб-гвардии Измайловского полка – Александра Федоровича фон дер Бригена из собрания Государственного исторического музея, выполненный Петром Осиповичем Росси около 1810 – 1820-х годов. На портрете изображено четыре награды: орден Святого Владимира IV степени с бантом, медаль «В память Отечественной войны 1812 года», неуставная пряжка, обозначающая награждение золотым оружием и Кульмский крест.

Портрет полковника Лейб-гвардии Измайловского полка Александра Федоровича фон дер Бригена. Художник Петр Осипович Росси. Акварель, гуашь, кость, 6 x 5 (овал). Конец 1810 — начало 1820-х гг. Государственный исторический музей

В каталоге аукциона №10 (35) Русская живопись и графика XIX – XX веков аукционного дома «Кабинетъ», проходившего 17 декабря 2011 года, под № 002 был представлен портрет полковника Лейб-гвардии Семёновского полка Густава Ивановича Беттихера, выполненный неизвестным художником. Густав Иванович изображен с орденами Святой Анны II степени с алмазами, Святого Владимира IV степени с бантом и Прусским военным орденом «За заслуги». Обращает на себя внимание разновидность медали «В память Отечественной войны 1812 года», условно называемая «кавалерийская».

Портрет полковника Лейб-гвардии Семеновского полка Густава Ивановича Беттихера. Неизвестный художник. Холст на оргалите, масло. Около 1820 г. Каталог аукциона №10 (35) Русская живопись и графика XIX – XX веков аукционного дома «Кабинетъ», проходившего 17 декабря 2011 года, лот № 002

 

В завершение, приведём портрет поручика Лейб-гвардии Финляндского полка Дмитрия Николаевича Казина, выполненный неизвестным западноевропейским художником, в 1814 году. Портрет был опубликован в № 44 журнала «Старый цейхгауз» на страницах статьи Олега Леонова «Мундирные особенности Лейб-гвардии Финляндского батальона (полка) периода 1808-1814 гг.» [5]. Гвардейский поручик награждён орденами Святой Анны II степени с алмазами, Святого Владимира IV степени с бантом и медалью «В память Отечественной войны 1812 года».

Портрет поручика Лейб-гвардии Финляндского полка Дмитрия Николаевича Казина. Неизвестный западноевропейский художник. 1814 г. Из собрания потомков

Выбранные портреты обладателей изучаемого нами набора наград наиболее типичны. Упор на портреты офицеров гвардейских частей был сделан неслучайно, ведь именно гвардия во все времена задавала моду всей Русской армии.

Итак, колодка будет состоять всего из двух наград, уже не раз упомянутых: ордена Святого Владимира IV степени с бантом и медали «В память Отечественной войны 1812 года» для ношения на Андреевской ленте. Подобный набор, как видно из представленных ранее портретов, мог принадлежать обер- и штаб-офицерам и генерал-майорам, что делает его практически универсальным.

Стоит немного освежить в памяти некоторые важные исторические моменты, связанные с этими наградами.

Орден Святого Владимира был учреждён 22 сентября 1782 года, и разделён на четыре степени (класса). Четвёртый класс представлял собой малый крест в петлицу.

«…Крест большой золотой с красною с обоих сторон финифтью, по краям с черною финифтяною каймою, в середине которого в горностаевом поле изображено вензелевое имя Святого Владимира под Великокняжескою короною. На задней стороне день и год установления ордена, то есть, 22 сентября 1782.
Лента шёлковая о трех полосах равной ширины, крайние чёрные, а средняя красная.
Крест для Кавалеров третьей и четвёртой степени во всем подобен большому, кроме того, что несколько меньше; равномерно же и лента с такими же полосами уже первой» — гласил 9 артикул орденского статута [6].

Орденский бант для отличия кавалеров ордена Святого Владимира IV степени, награждаемых за воинские подвиги, был добавлен несколько позже — 26 ноября 1789 года [7].

Крест ордена Святого Владимира 1-й степени. Принадлежал императрице Екатерине II. Россия, вторая половина XVIII в. Золото; штамп, эмаль. В. 8,1 (с петлёй), ш. 6,1. Поступил из дворцового имущества в 1922-1924 гг. Музеи Московского Кремля, инв. № OM-2240

В правление Императора Павла I орден был «забыт», de facto – вычеркнут из орденской системы [8], но, после вступления на трон его сына, Императора Александра I, в одних из первых указах орден был восстановлен [9].

В эпоху Наполеоновских войн орден Святого Владимира IV степени являлся единственным российским орденом, имеющим специальный знак отличия для кавалеров, награждаемых за воинские подвиги.

Серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» (изготовлялась из серебра 83 1/3 пробы [10]), для ношения на голубой ленте (ордена Святого Апостола Андрея Первозванного), была учреждена по указу Императора Александра I от 5 февраля 1813 года [11].

Медаль «В память Отечественной войны 1812 года» из коллекции Юрия Парамонова (kljg)

Нет смысла рассказывать о ней более подробно, так как трудно себе представить более известную медаль за весь XIX век. Упомянем лишь о том, что сведения о медали содержались как в дореволюционных изданиях первой половины XIX [12] — начала XX [13] веков, так и в работах современных исследователей [14].

Рисунок медали «В память Отечественной войны 1812 года». (№ 292). Собрание Русских медалей, изданное по Высочайшему повелению Археографической комиссией. Выпуск IV. Медали, X. Относящиеся к Александру I, XI. ________ к Николаю I. – Санкт-Петербург. В типографии экспедиции заготовления государственных бумаг. 1843. ил. LIII

Самым оптимальным вариантом при реконструкции является использование современных копий наград. В реконструкторском деле копия обладает несколькими неоспоримыми плюсами перед оригиналом. Пожалуй, одним из главных, является морально-этическая сторона вопроса. Со мной могут не согласиться, но использование подлинных наград той эпохи в реконструкции недопустимо, ведь в свое время эти награды люди получали за действительные заслуги. Наконец, хочется надеяться, что реконструкторы, как весьма образованные и разбирающиеся в подобных тонкостях люди, ни за что такого не допустят.

Копия всегда является копией, она полностью подходит для экспериментов, её не так жалко повредить или потерять, её можно смело использовать для мероприятий, она не рассыплется от ветхости. А оригинальным наградам все же место на бархатных подушечках в коллекциях и собраниях.

Сейчас, в специализированных интернет-магазинах продаются копии орденов разного качества, мною был выбран самый оптимальный из имеющихся в продаже вариантов. Копия креста ордена Святого Владимира IV степени 35 на 35 мм приблизительно соответствует размерам оригинальных наград. Из недостатков стоит отметить то, что техника выполнения копии ордена все же более соответствует второй половине XIX – началу XX века, но в данном случае – это не столь существенный недостаток, а при отсутствии лучших вариантов, с ним можно мириться. Копия медали «В память Отечественной войны 1812 года», диаметром около 28 мм, также в достаточной степени соответствует историческим образцам, хотя и изготовлена по другой технологии.

В Российской Империи уже с конца 30-х – начала 40-х гг. XIX века для петличных степеней орденов, использовались два основных типа лент: шириной 1/2 вершка (приблизительно 22 мм) [15] [16], и 5/8 вершка (приблизительно 28 мм) [17]. Но в первой четверти XIX века строгого порядка ещё не существовало и ленты носились относительно произвольной ширины. Как и форма наградной колодки, ширина, длина и способ размещения орденских лент всецело зависел от возможностей и предпочтений хозяев наград. При этом, каждая наградная колодка отличалась чертами индивидуальности, что опять-таки можно видеть на многочисленных портретах той эпохи.

Осмелюсь рекомендовать в реконструкции первой четверти XIX века использовать ленты шириной 28 мм, как наиболее подходящие. Для сравнения, на фотографии представлены современные копии лент ордена Святого Владимира шириною 22 мм (вверху) и 28 мм (внизу).

Современные копии лент ордена Святого Владимира шириною 22 мм и 28 мм. Фотография автора

На портретах многих офицеров и генералов, выполненных в 10-20 гг. XIX века можно заметить, что бант к ордену Святого Владимира IV степени состоит из сложенной вдвое орденской ленты. То есть, края банта представляют собой сгиб ленты. Именно такой способ складывания ленты и был воссоздан при реконструкции. В процессе многочисленных попыток складывания орденской ленты выяснилось, что сложить в такой орденский бант можно целый отрезок ленты, без разрезов.

  • Реконструкция наградной колодки (аверс) участника Отечественной войны 1812 года. Современные копии ордена Святого Владимира IV степени с бантом и медали «В память Отечественной войны 1812 года». Аверс. Фотография автора
  • Реконструкция наградной колодки (реверс) участника Отечественной войны 1812 года. Современные копии ордена Святого Владимира IV степени с бантом и медали «В память Отечественной войны 1812 года». Аверс. Фотография автора

Итак, бант делается следующим образом: нужно взять Владимирскую ленту длиной около 21-25 сантиметров (или более), затем согнуть небольшой кусок ленты так, чтобы длина сложенного отрезка составляла приблизительно 3-4 см, продеть сложенный фрагмент в кольцо для ленты таким образом, чтобы конец сложенного куска ленты выступал из кольца на 2,5-3 см, что и будет длиной половины банта. Далее, необходимо отступить такое же расстояние, но уже с другой стороны и согнуть ленту ещё раз, продев длинный конец в кольцо. Бант сформирован, теперь можно уравнять его стороны, подтягивая тот или иной конец ленты. Оставшийся фрагмент ленты необходимо повернуть на 90 градусов, так, чтобы её конец смотрел вверх, после чего согнуть пополам и зафиксировать окончательное положение ленты несколькими стежками ниток внизу. Для наглядности, были использованы светлые нитки, хорошо заметные на реверсе колодки. Подобная конструкция позволяет варьировать длину банта и высоту вертикальной части, но требует большего расхода самой ленты.

Приступаем к медали. Берём отрезок Андреевской ленты такой же длины, складываем приблизительно пополам, располагаем концами вверх, затем вставляем медаль между сгибом ленты и закрепляем несколькими стежками ниток. Края ленты загибаем назад, тем самым регулируя высоту и также закрепляем нитками.

Наконец, соединяем две награды воедино, все теми же нитками.

Таким образом, получается простая в изготовлении наградная колодка, для реконструкции которой необходимы лишь сами награды, ленты и нитки. Подобным способом можно изготовить колодки и на большее число награждений. Для более надежного крепления к мундиру стоит добавить соответствующую заколку, но, впрочем, можно обойтись нитками.

Позвольте считать эксперимент удачным, в первую очередь потому, что был воссоздан «вольный» стиль наградных колодок первой четверти XIX века.

В завершении статьи, хочется обратиться к уважаемым читателям: мой опыт реконструкции ни в коем случае не претендует на абсолютную истинность, учесть все факторы для достижения полного соответствия деталей невозможно. Быть может, через какое-то время появятся новые энтузиасты, которые существенно дополнят нынешнее положение дел.

Если же Вы не согласны с некоторыми моментами или считаете их ошибочными, автор будет рад услышать аргументированную и подкрепленную источниками критику. Связаться с автором Вы также можете по адресу электронной почты: [email protected] .

____________________________________

[1] Ильина Т. Н. По Высочайшей воле наградами августейших особ… (Основание орденской коллекции Артиллерийского музея) // Сборник исследований и материалов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. СПб., 2006. Вып. VIII. С. 369-393

[2] Спасский И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. Л. Издательство Государственного Эрмитажа. 1963г. 196 с., ил.

[3] Кузнецов А.А. Ордена и медали России. — М.: Изд-во Московского университета, 1985. — 174 с.

[4] Дуров В.А. Русские боевые награды эпохи Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-1814 годов. — М.: Достоинство. 2013г. 160 с., цв. ил.

[5] Леонов О. Г. Мундирные особенности Лейб-гвардии Финляндского батальона (полка) периода 1808-1814 гг. «Старый цейхгауз» № 44 (6/2011), С. 10-23.

[6] 15.515. Полное Собрание Законов Российской Империи. С 1649 года. – Санкт-Петербург: Печатано в типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Т. XXI.: 1781-1783., 1830. – С. 671-675.

[7] 16.756. Полное Собрание Законов Российской Империи. С 1649 года. – Санкт-Петербург: Печатано в типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Т. XXIII.: С 1789 по 6 ноября 1796., 1830. – С. 18-19.

[8] 17.908. Полное Собрание Законов Российской Империи. С 1649 года. – Санкт-Петербург: Печатано в типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Т. XXIV.: С 6 ноября 1796 по 1798., 1830. – С. 569-587.

[9] 20.074. Полное Собрание Законов Российской Империи. С 1649 года. – Санкт-Петербург: Печатано в типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Т. XXVI.: 1800-1801., 1830. – С. 860-862.

[10] 5226. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание второе. – Санкт-Петербург: Печатано в типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Т. VII. 1832. –  1833. – С. 138-139.

[11] Александр I, император. Указ-обращение к войскам. 5 февраля 1813 г. Печатный. Франц. яз. 2 л. РГБ.

[12] Собрание Русских медалей, изданное по Высочайшему повелению Археографической комиссией. Выпуск IV. Медали, X. Относящиеся к Александру I, XI. ________ к Николаю I. – Санкт-Петербург. В типографии экспедиции заготовления государственных бумаг. 1843. С. 69.

[13] Описание русских медалей. / Составил по поручению Начальника С.-Петербуржского Монетного Двора действительный член Императорского Археологического Института, горный инженер В. П. Смирнов. – С.-Петербург. Издание С.-Петербуржского Монетного Двора. 1908. – С. 201.

[14] Дуров В.А. Русские боевые награды эпохи Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-1814 годов. — М.: Достоинство. 2013г. С. 76-78.

[15] 19227. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание второе. – Санкт-Петербург: В типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Т. XX. 1845. Отделение первое. 1846. – С. 553-559.

[16] 19228. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание второе. – Санкт-Петербург: В типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Т. XX. 1846. Отделение первое. 1846. – С. 559-566.

[17] 12385. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание второе. – Санкт-Петербург: В типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Т. XIV. 1839. Отделение первое. 1840. – С. 514-528.

Сергей Николаевич Головин

Наградные колодки на портретах Военной галереи . С.Н. Головин

Медаль «В память Отечественной войны 1812 года»

Наперсный крест для священнослужителей за Отечественную войну 1812 года

Медаль «За любовь к отечеству»

Медаль «За взятие Парижа 1814»

Наградная колодка участника войны 1812 года и заграничного похода Русской армии

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы