Музей Тропинина 14 апреля 2023 г. открывает выставку «Метод знатока», посвящённую атрибуции портретной живописи в музейной практике.
В экспозиции представлены 14 портретов XIX–XX вв., модели на которых прежде были анонимными, или носили другие имена. На примере работ из коллекции Музея Тропинина и собрания Татьяны и Сергея Подстаницких выставка знакомит посетителей с историко-предметным методом атрибуции, действующем как в 1880-х годах позапрошлого века, так и весьма популярным среди современных исследователей.
Научная работа по атрибуции портретов, представленных в «методе знатока», была проведена кандидатом исторических наук, академиком Российской академии художеств, автором монографии «500 неизвестных» А.В. Кибовским, искусствоведом и коллекционером С.А. Подстаницким, коллекционером Ф.Е. Вишневским, историком-фалеристом С.Н. Головиным, историками и искусствоведами В.П. Старком, Л.А. Марковой, М.Ю. Барановской и научными сотрудниками Музея Тропинина.
Традиции исследования портретной живописи были заложены больше полувека назад основателем нашего музея, коллекционером Феликсом Евгеньевичем Вишневским. Сейчас с вещами из наших фондов работают и научные сотрудники музея, и приглашённые специалисты. Каждая подтверждённая атрибуция бесценна, ведь шаг за шагом научные открытия в сфере искусства приближают нас к более тонкому и ясному пониманию своей истории.
Ольга Журавлёва, директор Музея Тропинина
Атрибуция – важная научно-исследовательская работа, связанная с определением имён авторов художественных произведений, а также имён персон, изображённых на портретах. Атрибуция связана с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот объектов культурного наследия. Атрибуционные открытия, как правило, происходят в процессе описания предметов коллекции или в ходе подготовки к выставкам. Находки случаются как в результате долгих и целенаправленных поисков, так и по воле случая. Иногда путь исследователя сродни пути детектива, расследующего запутанное дело.
Атрибуции стоит на «трёх китах» — униформологии, фалеристике и геральдике — специальных и вспомогательных исторических дисциплинах. Униформология изучает историю возникновения и развития, а также характерные особенности служебной и военной формы одежды. Фалеристика — историю орденов, медалей, значков, наградных документов. Геральдика — дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования.
Одним из ярких примеров применения вышеперечисленных методов научной работы является портрет кисти С.К. Зарянко, поступивший в 1977 г. в фонды музея как дар от Ф.Е. Вишневского с названием «Портрет неизвестного генерала в шинели с бобровым воротником».
Зарянко Сергей Константинович (1818-1870/1871). Портрет неизвестного генерала в шинели с бобровым воротником. 1845. Холст, масло. Музей Тропинина
Портрет поступил в музей Тропинина в 1977 году в качестве дара от собирателя и основателя музея Феликса Евгеньевича Вишневского как «Портрет неизвестного генерала в шинели с бобровым воротником». В 1982 году определён Татьяной Алексеевой как портрет генерал-адьютанта Карла Шильдера. Позднее атрибуция была поставлена под сомнение кандидатом исторических наук, академиком Российской академии художеств Александром Кибовским и историком, старшим научным сотрудником музея Тропинина Иосифом Максимовичем Кацманом на основании того, что Шильдер изображён без ордена Святого Георгия 3-й степени, который никогда не должен был сниматься. Атрибутирован А. В. Кибовским на основании униформологических и иконографических данных как портрет отставного полковника Генштаба, уволенного «с мундиром» — декабриста Александра Николаевича Муравьёва.
Александр Николаевич Муравьёв (1792–1863) — обучался с 1806 по 1810 гг. в Императорском Московском университете, где познакомился со многими будущими декабристами. По окончании университета был принят на военную службу и участвовал в Отечественной войне 1812 года, а позже в заграничных походах русской армии в 1813–1814 годах. Муравьев стал одним из основателей и фактическим руководителем первой декабристской организации — «Союза Спасения», а затем «Союза Благоденствия», но вышел из тайного общества в 1818 году. В 1826 г. был арестован вместе с другими декабристами. Его отправили в ссылку в Иркутск в этом же году, но без лишения чинов и дворянства из-за его добровольного ухода из организации. Впоследствии в Иркутске он начал свою административную деятельность.
Награды:
Российской Империи:
- Орден Святой Анны 3-й степени (на шпагу) (1812) (за Бородинское сражение)
- Золотая шпага «За храбрость» (1812) (За сражение под Вязьмой)
- Орден Святого Владимира 4-степени с бантом (1813)
- Орден Святой Анны 2-й степени (1814)
- Знак отличия «За XV лет беспорочной службы» (1849)
- Знак отличия «За XX лет беспорочной службы» (1854)
- Орден Святой Анны 1-й степени (1857)
- Императорская корона и мечи к ордену Святой Анны 1-й степени (1858)
Иностранных государств:
- Орден «Pour le Mérite» (Пруссия) (1813)
- Кульмский крест (Пруссия) (1813)
- Орден Леопольда (Австрия) (1814)
- Военный орден Максимилиана Иосифа (Бавария) (1814)
Атрибутируются не только живописные и графические портреты, но и выполненные на фарфоре. В экспозиции демонстрируются две чашки с изображениями военных – И.С. Карчевского, полковника и командира Апшеронского пехотного полка, и генерал-лейтенанта графа А.И. Ушакова – одного из влиятельных лиц тайной канцелярии от эпохи Петра I до времён Екатерины II. Оба портрета были атрибутированы А.В. Кибовским историко-предметным методом на основании униформологических и фалеристических данных.
Чашка фарфоровая с миниатюрным портретом генерал-аншефа графа А.И. Ушакова. До 1801. Санкт-Петербург. ИФЗ. Фарфор, роспись полихромная надглазурная и подглазурная, кракле золотом, золочение, цировка. Музей Тропинина
(Ранее: Чашка фарфоровая с портретом неизвестного. До 1801. Санкт-Петербург. ИФЗ. Фарфор, роспись полихромная надглазурная и подглазурная, кракле золотом, золочение, цировка. Музей Тропинина)
Фарфоровая чашка с крышкой была закуплена в РОСИЗО (Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный музейно-выставочный центр, прежнее название — «Росизопропаганда») в 1995 году, поступила как «Чашка фарфоровая с портретом неизвестного».
Миниатюра на чашке определена кандидатом исторических наук, академиком Российской академии художеств Александром Кибовским в 2014 году историко-предметным методом на основании униформологических и фалеристических данных. Персонаж изображен в мундире офицера гвардейской пехоты с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного, на шее крест ордена Св. Александра Невского, на правой стороне груди жалованный портрет Анны Иоанновны, обсыпанный бриллиантами. Из нескольких известных портретов графа А.И. Ушакова наиболее близкий к миниатюре на чашке портрет из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга (холст, масло; 60х46 см. Инв. № 1-А-23ж).
Андрей Иванович Ушаков (1672–1747) — родился в Новгородской губернии в семье бедного дворянина и вместе с четырьмя его братьями рано остался сиротой. По приказу Петра I все пятеро братьев явились в Москву в 1691 году и стали солдатами. Андрей Иванович был распределен в Преображенский полк, где в 1714 году царь возвел его в звание тайного фискала. Позднее стал руководителем тайной канцелярии в Петербурге. Когда Петр I стал императором, он произвел Ушакова в генерал-майоры. А в 1727 году Екатерина I пожаловала его в генерал-лейтенанты и наградила Андрея Ивановича орденом Св. Александра Невского. Принимал активное участие в снаряжении различных географических экспедиций. Во времена дворцовых переворотов Ушаков смог сохранить свою власть и позицию в тайной канцелярии при каждом новом регенте и при императрице Елизавете Петровне вошел в обновленный состав Сената. В 1744 году получил графский статус, а уже в 1745 году был отправлен на покой и скончался двумя годами позднее.
Награды:
- Орден Святого апостола Андрея Первозванного
- Орден Святого Александра Невского
Источники:
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга (портрет)
Публикации:
- Русские портреты XVIII — XX вв. Материалы по иконографии. Москва, 2014, выпуск III. С. 65-66.
Чашка фарфоровая с миниатюрным портретом майора Апшеронского пехотного полка И.С. Карчевского. 1818. Санкт-Петербург. ИФЗ. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. Музей Тропинина
(Ранее: Чашка фарфоровая с портретом военного. 1818, Санкт-Петербург. ИФЗ. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. Музей Тропинина)
Фарфоровая чашка поступила от основателя музея и собирателя искусства Феликса Вишневского в 1969 году как «Чашка фарфоровая с портретом военного».
Миниатюра на чашке определена кандидатом исторических наук, академиком Российской академии художеств Александром Кибовским как портрет Ивана Карчевского в 2014 году историко-предметным методом на основании униформологических и фалеристических данных портретируемого.
Изображён военный в мундире штаб-офицера Апшеронского пехотного полка. На шее орден Св. Анны 2-й степени и прусский орден Pour le Merite. На груди орден Св. Владимира 4-й степени с бантом и бронзовая дворянская медаль в память Отечественной войны 1812 года.
Иван Станиславович Карчевский (1783–1842) происходил из дворян Могилевской губернии, обучался в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, по окончании которого в 1798 году стал прапорщиком Апшеронского мушкетерского полка. Участвовал в заграничных походах Суворова 1799 года. Был участником русско-турецкой войны 1806–1812 годов, где отличился при взятии Бухареста. Во время Отечественной войны был причислен к Апшеронскому пехотному полку с чином капитана. Он также отличился в заграничных походах, был ранен несколько раз. После отпуска по случаю лечения ран пошел во второй заграничный поход и оставался там до 1818 года. В следующем году, служа на Кавказе, отличился при штурме аула Истису, вследствие чего стал командиром Апшеронского полка. Вышел в отставку в 1835 году с мундиром и чином полковника.
Награды:
- Орден Святого Георгия 4-го класса (25 декабря 1828 года) («За беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах»)
- Орден Святого Владимира 4-й степени с бантом
- Орден Святой Анны 2-й степени
- Прусский орден «Pour le Merite» (1813 год)
Публикации:
- Русские портреты XVIII — XX вв. Материалы по иконографии. Москва, 2014, выпуск III. стр. 34-35
- Отчёт РАХ 2013 г.
Резвой Модест Дмитриевич (?) (1807-1853). Портрет братьев баронов Николая и Александра Федоровичей Корфов. 1826. Холст, масло. Музей Тропинина
(Ранее: Резвой Модест Дмитриевич (?) (1807-1853). Портрет двух неизвестных военных в интерьере. 1820-1830-е. Холст, масло. Музей Тропинина)
Картина поступила в музей Тропинина из Архива художественных произведений Министерства культуры СССР в 1977 году как «Портрет двух неизвестных военных в интерьере». Определен кандидатом исторических наук, академиком Российской академии художеств Александром Кибовским историко-предметным методом в 2017 году. Портрет атрибутирован на основании униформологических и фалеристических данных. Портрет выполнен в 1826 году. Это точно определяется по деталям формы одежды и эфесу шпаги. Изображены два брата, бароны Корфы: в сюртуке — капитан лейб-гвардии Сапёрного батальона старший брат Николай Фёдорович, а в мундире при шпаге — младший, прапорщик лейб-гвардии Московского полка Александр Фёдорович.
Бароны Николай Фёдорович Корф (1798–1831) и Александр Фёдорович Корф (1805–1836) — происходили из обширного немецкого дворянского рода графского и баронского достоинств. Николай и Александр Фёдоровичи принадлежали к курляндской ветви и жили в Курляндской губернии, одной из трёх Остзейских губерний в Балтийском регионе, но были совершенно обрусевшими. Их отцом был обер-комендант в Митаве — Фёдор Фёдорович Корф (1760–1813, женатый на Марии Сергеевне, урождённой Смирновой. В семье было всего 6 сыновей и 2 дочери. Николай Фёдорович был полковником.
Публикации:
- Леонов О.Г., Устьянов А.Л. Строевое холодное оружие русской армии и флота. 1700 – 1881. Справочник. М., 2017. С. 142
- Кибовский А.В. 500 неизвестных. М., 2019. С 252
Олешкевич Иосиф Иванович (1777-1830). Портрет генерала от инфантерии Ивана Варфоломеевича Якобий (Якоби) с лентой ордена Св. Александра Невского. Конец XVIII – не позднее 1803. Прессованный картон, масло. Музей Тропинина
(Ранее: Олешкевич Иосиф (Юзеф) Иванович (Юзефович) (Joseph Ivanovich Oleszkiecz) (1777-1830). Портрет неизвестного военного с лентой ордена Александра Невского. Конец XVIII – не позднее 1803. Прессованный картон, масло. Музей Тропинина)
Портрет поступил в музей Тропинина из Архива художественных произведений Министерства культуры СССР в 1977 году как «Портрет неизвестного военного с лентой ордена Александра Невского».
Ранее портрет был ошибочно определен писателем и известным исследователем в области атрибуции Александром Михайловичем Горшманом как портрет Павла Яковлевича Башуцкого (русский генерал, участник Наполеоновских войн, Санкт-Петербургский комендант, сенатор, член Верховного уголовного суда над участниками восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года).
В 2012 году атрибуция была уточнена кандидатом исторических наук, академиком Российской академии художеств Александром Кибовским как портрет генерала И. В. Якобия. Исследователь сделал выводы на основании изучения униформологических и фалеристических данных портретируемого.
Иван Варфоломеевич Якобий (Якоби) — генерал от инфантерии, генерал-губернатор Астраханский, Уфимский и Симбирский, Иркутский и Колыванский. Дед декабриста Ивана Анненкова.
Награды:
- Орден Святой Анны 1-й степени (1772)
- Орден Святого Георгия 3-й степени (26.11.1775)
- Орден Святого Александра Невского (11.07.1779)
- Орден Святого Владимира 1 степени (22.09.1784)
Публикации:
- Кибовский А.В. Генеральская проверка // Старый цейхгауз. 2012. № 3 (47). С. 44 – 51
- Кибовский. А.В. 500 неизвестных. М., 2019. С. 408 – 409
Тютрюмов Никанор Леонтьевич (1821-1877). Портрет действительного статского советника Александра Филипповича Постельса. 1856. Холст, масло. Музей Тропинина
(Ранее: Тютрюмов Никанор Леонтьевич (1821-1877). Портрет неизвестного с орденом Св. Владимира на шее. 1856. Холст, масло. Музей Тропинина)
Портрет кисти Никанора Тютрюмова изображает мужчину с крестом ордена Св. Владимира на красно-чёрной ленте. Поступил в 1977 г. от собирателя и основателя музея Феликса Евгеньевича Вишневского как «Портрет неизвестного с орденом Св. Владимира на шее». Иконографически атрибутирован фалеристом-исследователем, автором научных статей Сергеем Головиным на основании физиономического сходства.
Изображен действительный статский советник Александр Филиппович Постельс (1801–1871). Атрибуция предложена на основании сходства с другими известными изображениями Постельса (в т. ч. портрет в словарной статье в энциклопедии «Ученые-естественники немецкого происхождения», СПб., 2014. С. 198). Дополнительным подтверждением становится то, что в «Описании общего собрания Императорской академии художеств, бывшего 17 марта 1857 г., и отчете Академии с 4 октября 1855 г. по 17 марта 1857 г., читанном в общем собрании Академии конференц-секретарем её» (СПб., 1857) значится, что за отчетный период академик Никанор Тютрюмов «исполнил портрет действительного статского советника А.Ф. Постельса, по заказу воспитанников 2-й гимназии, где был директором».
Александр Филиппович Постельс (Alexander Johan Gustav Postels, 24.08.1801–28.06.1871) — российский минеролог, естествоиспытатель и путешественник. Профессор минералогии Санкт-Петербургского университета и Главного педагогического института, действительный член русского географического общества (1845), тайный советник (1862), член Совета министров народного просвещения (1863), почётный член Императорской академии наук (1866).
Публикации:
- Русские портреты XVIII – начала ХХ века. Материалы по иконографии выпуск 9. М., 2020. С.111-112
- Головин С.Н. Портрет А.Ф. Постельса. В книге: Русские портреты XVIII – начала XX века. Материалы по иконографии. М.: Фонд «Русские витязи». Вып. VIII. 2019. С. 118 – 119
Неизвестный художник. Лейтенант флота Александр Евграфович фон Кригер. 1817. Холст, масло. Музей Тропинина
(Ранее: Тропинин Василий Андреевич. Портрет неизвестного моряка с письмом в руке. 1817. Холст, масло. Музей Тропинина)
Поступил в дар от собирателя и основателя музея Тропинина Феликса Евгеньевича Вишневского в 1969 году как «Портрет неизвестного моряка с письмом в руке» кисти В.А. Тропинина.
Атрибутирован кандидатом искусствоведения Вадимом Петровичем Старком историко-предметным методом на основании униформологических и фалеристических данных как портрет А.Е. Кригера.
На груди изображённого орден Св. Владимира 4-й степени с бантом, на обер-офицерских эполетах цифра 45. При обращении в Центральный государственный архив Военно-морского флота и изучении списочного офицерского состава 45-го экипажа, а также послужных списков, чтобы понять, кто получал такой орден, выяснилось, что только один обер-офицер, в 1817 году числившийся в 45-м экипаже, не имел других наград, кроме ордена Св. Владимира 4-й степени с бантом. Это «лейтенант флота и кавалер» 5-й роты Александр Евграфович фон Кригер.
Авторство Тропинина отведено Старком, т.к. портрет писан в Астрахани, где Кригер проходил службу в 1817 году, а Тропинин в Астрахани никогда не был.
Публикации:
- В.П. Старк. Портреты и лица XVIII — середина XIX в. Санкт-Петербург, 1995. С. 118-121
- Тропинин В.А. Портрет князя Владимира Александровича Черкасского. Раннее портрет историка Устрялова Н.Г. Музей Тропинина
- Тютрюмов Н.Л. Портрет капитана Л.И. фон Белова. Ранее Портрет неизвестного в мундире капитана армейской артиллерии. Музей Тропинина
Автор и куратор выставки — искусствовед Анна Кузнецова.
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
14 апреля – 26 октября 2023 г.
Анна Кузнецова, искусствовед 10.04.2023
Фотограф Сидельников А.А. У портрета действительного статского советника Александра Филипповича Постельса. Музей Тропинина. 2023.
Награды Российский Империи
Фалеристика словарь
_________________
>>><<<