Выставка «А это чей портрет?» подготовлена фондом «IN ARTIBUS», представляет русскую живопись и графику ХVIII – ХIХ веков из собрания Московского музея Тропинина и частных коллекций. Экспонируются произведения таких выдающихся художников, как Рокотов, Левицкий, Щукин, Боровиковский, Кипренский, Тропинин, Брюллов, Зарянко. Вчера, 6-го апреля редакция журнала «Sammlung/ Коллекция» посетила выставку.
На выставке «А это чей портрет?» представлено 70 живописных и графических работ ХVIII–ХIХ веков. Кураторы выставки: Елена Руденко и Ксения Рашковская.
Выставка представляет несколько замечательных женских портретов. К сожалению, как многие женские образы, они пока не атрибутированы.
Обратите внимание, на портрет «Неизвестной в белом» работы Рокотова (из собрания Инны Баженовой), который можно увидеть в великолепной раме, дополняющей изображение.
Московский Музей Тропинина участвует в выставке, предоставив ряд живописных полотен. Портреты авторства Фёдора Рокотова и Пимена Орлова.
- Тыранов Алексей Васильевич . Девушка с книгой. 2-я треть XIX века. Собрание Инны Баженовой (слева)
- Брюллов Карл Павлович. Портрет графини С.Д. Витгенштейн. Конец 1820-х —начало 1830-х. Частное собрание, Москва
Одними из интересных на выставке с точки зрения атрибуции являются два портрета действительного статского советника Александра Филипповича Постельса – российского учёного, естествоиспытателя и путешественника, профессора минералогии Санкт-Петербургского университета и Главного педагогического института, и почётного члена Императорской академии наук.
Атрибуции первого из них, а также биографии Постельса была посвящена статья «Дела Ольденбургские», опубликованная в нашем журнале в начале апреля 2020 года. По прошествии года удалось выяснить некоторые любопытные аспекты, касающиеся этого портрета.
Во-первых, чрезвычайно приятно было узнать, что атрибутированный портрет Александра Филипповича Постельса является частью собрания основательницы фонда «IN ARTIBUS» Инны Баженовой.
Во-вторых, после детального исследования подписи художника на портрете, доктор искусствоведения Анна Сергеевна Корндорф пришла к выводу, что портрет был написан Андреем (Арнольдом) Абрамовичем Зеленским (1812 – ок. 1886?).
Будучи академиком портретной и исторической живописи Академии художеств, Зеленский, согласно отчётам Академии, в 1857–1860 годах преподавал живопись «принцессе Ольденбургской и принцу Николаю Петровичу Ольденбургскому», образованием которых руководил А.Ф. Постельс. Известно, что при этом Зеленский нередко подписывал свои произведения латиницей: «Zilenski», именно такая подпись присутствует на портрете.
Наконец, в-третьих, до сегодняшнего дня оставался открытым вопрос о том, почему на портрете Постельса отсутствовала звезда ордена Святого Станислава I степени, которым Александр Филиппович был пожалован в 1856 году, когда и был дописан портрет.
Если приглядеться, то на левом лацкане (для зрителя – на правом) виднеются проступающие сквозь слой чёрной краски контуры недостающей Станиславской звезды!
Скорее всего, на данном портрете она присутствовала изначально, но после получения Постельсом в 1860 году ордена Святой Анны I степени, звезда ордена Святого Станислава I степени, по правилам снимавшаяся при старшем Аннинском ордене, была закрашена. Одновременно же были дописаны звёзды орденов Святой Анны и ольденбургского герцога Петра-Фридриха-Людвига.
Таким образом, удалось окончательно разобраться с атрибуцией этого портрета и ответить на все остававшиеся вопросы.
В новом на этот раз IX томе академического сборника «Материалы по иконографии», составителем которого является Сергей Александрович Подстаницкий, была опубликована атрибуция еще одного портрета Александра Филипповича Постельса, написанного в том же 1856 году художником Никанором Леонтьевичем Тютрюмовым (1821 – 1877)[1].
Данный портрет, ныне находящийся в коллекции Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени, ранее считался портретом неизвестного с орденом Святого Владимира на шее, был атрибутирован на основании физиономического сходства с известными изображениями Постельса, в первую очередь, с портретом кисти А. А. Зеленского.
Атрибуция также подтверждается тем фактом, что в «Описании общего собрания Императорской академии художеств, бывшего 17 марта 1857 года, и отчёте Академии с 4 октября 1855 года по 17 марта 1857 года, читанном в общем собрании Академии конференц-секретарем её» значится, что за отчётный период академик Никанор Тютрюмов:
«исполнил портрет действительного статского советника А. Ф. Постельса, по заказу воспитанников 2-й гимназии, где он был директором»[2].
На данный момент остаётся непрояснённым только вопрос о том, почему на портрете кисти Тютрюмова Постельс изображён не в положенном синем фраке ведомства Министерства народного просвещения, по которому он преимущественно служил, а в тёмно-зелёном фраке с чёрным бархатным воротником и золотыми пуговицами с изображением государственного герба. Такие фраки были присвоены Министерству внутренних дел. Единственным учреждением, подведомственным этому министерству, в котором числился Постельс, было Русское географическое общество. Однако, по информации крупнейшего специалиста по российскому гражданскому мундиру XIX века Сергея Алексеевича Попова, сведений, что на момент написания портрета членам Русского географического общества была присвоена форма Министерства внутренних дел, пока не обнаружено.
Обращает внимание, насколько разно запечатлены шейные кресты одного и того же ордена Святого Владимира на портретах кистей художников Зеленского и Тютрюмова. Если Андрей Абрамович Зеленский лишь обозначил, хотя, вне сомнения в высшей степени профессионально, контуры орденского креста, прописывая его основные элементы с художественной условностью, то Никанор Леонтьевич Тютрюмов оставил, фактически, фотографическое изображение этой награды, самым тщательнейшим образом передав всю геометрию орденского знака, каждую линию, черту, тень и патину на боковых гранях. Легко можно рассмотреть даже славянскую литеру «С» в центральном медальоне, являющейся частью сокращения «СВ» – Святой Владимир.
Теперь же, оба портрета, каждый из которых обрёл своё законное имя, спустя 170 лет с момента написания, благодаря стараниям организаторов выставки, ненадолго встретились вместе.
- Боровиковский Владимир Лукич. Портрет мальчика в красном жилете. Середина 1800-х. Собрание Т.А. и С.А. Подстаницких (слева)
- Тропинин Василий Андреевич. Головка девушки-украинки. Фрагмент утраченной композиции «Пряха». 1810-е — 1820-е. Музей В.А. Тропинина и художников его времени
- Щукин Степан Семёнович. Портрет императора Александра I. 1804. Музей В.А. Тропинина и художников его времени
[1] Русские портреты XVIII – начала ХХ века. Материалы по иконографии. Вып. IX. / Ком. по рус. иконографии; [Сост. С.А. Подстаницкий]. М.: Фонд «Русские Витязи». 2020. – С. 111-112.
[2] Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской Академии художеств (1817 – 1859). / Сост., авт. вступ. и примеч. Н. С. Беляев; Библиотека Российской академии наук. СПб.: Библиотека Российской академии наук. 2015. – С. 643.
Выставка «А это чей портрет?» продлится до 25 апреля 2021 года
Материал подготовил Сергей Головин Благодарим доктора искусствоведения Анну Сергеевну Корндорф за любезную встречу, внимание и помощь с изображениями Репортажные фотографии Михаила Тренихина
Способ и образ (Музей Тропинина)
Дела Ольденбургские (атрибуция портрета Постельса)
Коллекционирование – дело семейное. Татьяна и Сергей Подстаницкие
Мужские разговоры об искусстве
Портрет генерала Чаплица в Третьяковской галерее
_________________