Выставка «Vetro artistico. Венецианское стекло XVI-XX веков», Музей-заповедник «Кусково»

Vetro artistico. Венецианское стекло XVI–XX веков

in Новости музеев/Фарфор, керамика, стекло 1251 views

В музее-заповеднике «Кусково» 14 апреля откроется новый выставочный проект «Vetro artistico». Выставка посвящена искусству венецианского стеклоделия, история которого насчитывает уже более тысячи лет. Самая крупная музейная коллекция венецианского стекла в России – коллекция Музея керамики в Кусково – позволяет отразить самые важные этапы развития этого искусства и продемонстрировать произведения в разнообразных техниках изготовления и декорирования, принесших славу мастерам Венеции. Включающая в себя около 80 предметов, она впервые представлена на выставке в полном объеме.

.Венеция, 1-ая пол. XVI в. Стекло бесцветное («cristallo»), гутное выдувание, роспись пунктирная полихромными эмалями и золотом Музей-заповедник «Кусково»
Венеция, 1-ая пол. XVI в. Стекло бесцветное («cristallo»), гутное выдувание, роспись пунктирная полихромными эмалями и золотом

Венецианское стекло замечательно тонкостью, прозрачностью, хрупкостью и виртуозными приемами декорирования. Оно относится к типу мягкого содового (натриевого) стекла, компонентами которого были чистейший кварцевый песок (оксид кремния), сода (карбонат натрия) и известь (окись кальция). Такое стекло легкоплавко и особенно пластично.

Разнообразные виды обработки стекла в сочетании с мастерством и опытом, позволили венецианским мастерам создать удивительные по красоте произведения искусства. Не случайно устоявшийся термин «Vetro artistico» («Художественное стекло»), традиционно использующийся для обозначения всего многообразия стекла Венеции, вынесен в название выставки.

  • Сосуд. Венеция, XVI в. Стекло бесцветное, глушеное молочное, гутное выдувание, филигрань (тип ретичелло — «vetro a reticello»). Музей-заповедник «Кусково»
  • Сосуд в форме кораблика. Венеция, XVII в. Стекло дымчатого оттенка, гутное выдувание, налепы. Музей-заповедник «Кусково»
  • Вазочка. Венеция, XVII в. Стекло с дымчатым оттенком, цвета морской волны, глушёное молочное, гутное выдувание, филигрань, налепы. Музей-заповедник «Кусково»

Выставку открывают произведения XVI-XVIII веков, относящиеся к периоду расцвета стеклоделия Мурано. Они демонстрируют разнообразие форм сосудов, ставших эталоном для нескольких поколений мастеров, и высочайшие достижения стекольной продукции Венеции – изобретение техники «филиграни», создание «агатовых» и «халцедоновых» стекол, получение прозрачного стекла «кристалло».

Предметы второй половины XIX века иллюстрируют этап возрождения традиций после продолжительного забвения, связанного с упадком производства. В экспозиции представлены изделия, созданные по образцам XV-XVII веков, а также новые типы ваз, флаконов и бокалов из «авантюринового» стекла, с «перистым» декором, в технике «миллефиори».

  • Кубок Гуггенхайма по оригиналу кубка XVII в. из коллекции антиквара Гуггенхайма. Венеция, фирма «Salviati Dott. Antonio», 1885, Salviati&C, 1873. Стекло дымчатого оттенка, голубое, гутное выдувание, лепка инструментом. Музей-заповедник «Кусково»
  • Кувшинчик-«мушель». Венеция, кон. XIX в. Стекло бесцветное, глушёное молочное, авантюриновое, выдувание в форму, филигрань. Форма «мушель» напоминает раковину (от нем. Muschel — моллюск, имеющий двустворчатую раковину). Музей-заповедник «Кусково»
  • Сосуд. Венеция, 2-ая половина XIХ в. Стекло бесцветное и цветное, гутное выдувание, декор «а fili pettinati a festoni». Музей-заповедник «Кусково»
  • Сосуд в форме дельфина. Венеция, фирма «Salviati Dott. Antonio», 1870-е гг. Стекло бесцветное, полупрозрачное опаловое, цвета морской волны, глушёное жёлтое и чёрное, свободное выдувание, литьё в форму, распыление золота. Музей-заповедник «Кусково»
  • Кубок. Венеция, 2-ая половина XIX в. Стекло бесцветное, глушёное зелёное и ярко-оранжевое, гутное выдувание, лепка инструментом. Музей-заповедник «Кусково»

Фигурные сосуды причудливых форм, в том числе в виде животных и птиц, иллюстрируют отдельную страницу в истории венецианского стеклоделия. Изображения морских коньков, дельфинов и драконов были особенно любимы художниками и включались в декор сосудов в виде ручек или элементов ножки.

Особое место в истории стекла Мурано занимало изготовление зеркал и люстр. Они пользовались большим спросом на протяжении XVII-XIX веков. Рамы зеркал второй половины XIX века из музейной коллекции украшены резьбой, инкрустациями из стекла и смальтой. Люстры, специально отреставрированные и собранные к этому проекту, демонстрируются впервые.

В ХХ веке венецианское стекло получило новый вектор развития. На выставке представлены авторские произведения, выполненные известными мастерами Мурано в середине ХХ века. Среди авторов – Дзанканаро Тоно, крупнейший итальянский художник ХХ века, график, Флавио Поли — художественный руководитель « Barovier, Seguso & Ferro», автор техники «соммерсо» с несколькими прозрачными слоями, расположенными один над другим.

Высочайшее качество, верность традиции, постоянное стремление к инновациям и поиск новых технологий стали залогом того, что венецианское стекло, пройдя разные этапы своего развития, неизменно продолжает цениться во всем мире.

Монтаж выставки «Vetro artistico. Венецианское стекло XVI-XX веков», Музей-заповедник «Кусково»
Монтаж выставки «Vetro artistico. Венецианское стекло XVI-XX веков», Музей-заповедник «Кусково»
  • Монтаж выставки «Vetro artistico. Венецианское стекло XVI-XX веков», Музей-заповедник «Кусково»
  • Люстра. Венеция, вторая половина XIX в. Стекло бесцветное и цветное, гутное выдувание, Музей-заповедник «Кусково»

В 1918 году коллекция московского собирателя Алексея Викуловича Морозова, включавшая в себя гравированные портреты, иконы и фарфор, была национализирована. Через год в морозовском особняке (Введенский переулок, д.21) открыт Музей-выставка русской художественной старины. В марте 1921 года он переименован в Музей фарфора. В 1929 году музей переводится в здание Первого музея Новой западной живописи (в особняке С.И.Щукина) и получает новое название: Государственный музей керамики. В 1932 году принято решение о перемещении музея в подмосковную усадьбу Кусково. С 1937 года архитектурно-парковый комплекс усадьбы и коллекции Государственного музея керамики существуют, как единый музей. В 2018 году «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» переименован в «Музей-усадьбу «Кусково». В 2022 году «Музей-усадьба «Кусково» соединяется с Московским музеем-усадьбой «Останкино». В настоящее время Музей керамики работает как отдел Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково».

Виолетта Микитина
заведующая отделом «Музей керамики»
государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково»,
кандидат искусствоведения

Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково»

Москва, улица Юности, дом 2

Павильон Эрмитаж

14 апреля – 5 ноября 2023 г.

Две жизни — одна судьба: Исидор Фрих-Хар и Мария Холодная

Фарфор Морозова

Особняк Алексея Викуловича Морозова

Искусство гранения и гравировки стекла

__________________

>>><<<