Потомки атамана Платова создавали советское кино. Лучшие и известнейшие киноленты, популярные многие годы у разных поколений зрителей, созданы при участии художников Платовых, в т.ч. работавших над кинолентой «Михайло Ломоносов».
«Только на этой почве родного дома (своего) может вырасти всё дальнейшее творчество... Каждое искреннее искусство - автопортретно. Мы только листья. Корни - народное искусство». Евгений Расторгуев, 2003 г.
- Платов Л.М. Автопортрет. 1952-53
- Платов Л.М. Портрет 12-летнего сына Андрея. 1970
Работа художников кино Платовых: рождение фильмов «Михайло Ломоносов» и др.
В продолжение статьи журнала Sammlung/Коллекция о художниках, которые работают за кадром известных всем нам кинокартин, представляем виртуальную выставку творческих работ семьи Платовых.
Леонид Михайлович Платов (1928-2012) – художник-постановщик высшей категории киностудии «Мосфильм» (ранее работал на «Ленфильме», «Свердловской киностудии», в Московском телевизионном центре), художник-декоратор, профессор и декан художественного факультета ВГИК и его сын Андрей (род. 1958) – художник-постановщик и актёр киностудии «Мосфильм».
- Платов Л.М. «Пристань Соловки с гукором “Чайка”». Графический вариант эскиза для фильма «Михайло Ломоносов», раздел первый «От недр своих». 1984
- Платов Л.М. «Пристань Соловки с гукором Чайка». Эскиз для фильма «Михайло Ломоносов», раздел первый «От недр своих». 1984
Этой публикацией журнал продолжает серию открытий творчества выдающихся мастеров своего дела, подлинных носителей русского духовного кода.
Дом родной
Леонид Михайлович Платов, потомок героя Отечественной войны 1812 года – атамана Донского казачьего войска, генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова, родился в сердце России, в деревне Лысково Можайского района Московской области 14 ноября 1928 года. После службы в Вооружённых силах СССР в 1952 году окончил экстерном мужскую среднюю школу № 607 Дзержинского района г. Москвы. Воспоминания детства и юности нашли своё отражение в эскизах к фильмам. Например, для фильма «Долги наши» Леонид Михайлович воссоздал обстановку дома в Захарьино Можайского района, где жил и который сожгли нацисты в Великую Отечественную Войну.
Любовь с первого прыжка
В Москве во время учёбы во ВГИК, юный художник подрабатывал в архитектурной мастерской, которая организовала в 1956 году пленер в райский уголок – Нижмозеро Онежского края. Первоначально молодёжная группа прибыла в Онегу, оттуда на рыболовной деревянной моторной лодке типа «дора» смогли добраться только до мыса Кяндский. Далее группа к белой ночи добралась до деревни Кянда, где ребят приютила семья Кубачиных. Пока договаривались о подводе к озёрам, рисовали виды Кянды. Вдруг юноша увидел девушку, которая прыгала с моста в воду. Он был поражён и потрясён её красотой и грацией. И влюбился на всю жизнь. Это была 16-летняя Анжелина Гавриловна Кубачина. В декабре следующего года они поженились.
- Платов Л. М. «Нижмозеро.» Этюд. 1956
- Платов Л. М. «Храм. Нижмозеро.» Этюд. 1956
Начало большого кино
Леонид Михайлович Платов является одним из старейших художников кино, заслуженным художником РСФСР, кандидатом искусствоведения, кавалером Ордена Почёта (1999). Его работы стали методическими пособиями для студентов ВГИКа. Например, экспликация к трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Уникальность в том, что все эти эскизы динамичные, «киношные» – выполнены художником, окончившим Всесоюзный государственный институт кинематографии с красным дипломом в 1960 году по специальности «изобразительно-декорационное оформление фильма» и изучавшим творчество Льва Николаевича и его эпоху долгие годы. Работая на «Мосфильме», художник одновременно занимается научно-методической работой. Один из спецкурсов 1960-х годов мастера назывался «Мастерство художника телевидения».
Главная задача всей программы «Мастерство художника кино и телевидения» – научить читать и правильно истолковывать драматургическое произведение – сценарий, находить соответствующее драматургии решение изобразительно-декорационного строя фильма в эскизах и экспликации съёмочных объектов и сцен, персонажей, костюмов, в раскадровке к фильму, в планировке съёмочного объекта и схеме построения мезансцены.
Ирина Гинно, художник по костюмам, пишет:
«Работа художника в кино, его творчество, эскизы, производство – процесс сложный, многогранный. В эскизах к фильму художник выражает своё прочтение литературной основы кинопроизведения, находит художественный образ, стиль, пластическое решение фильма… Эти работы Леонида Михайловича неотделимы от всего лучшего, что было создано нашими предшественниками в кино такими мастерами, как В. Егоров, Е. Еней, И. Шпиндель и др.»
- Платов Л.М. «Михайло Ломоносов читает книгу в повети своего дома». Эскиз для фильма «Михайло Ломоносов», раздел первый «От недр своих». 1984
- Платов Л.М. «Перед дракой». Эскиз для фильма «Михайло Ломоносов», раздел первый «От недр своих». Видны мезенские, двинские мельницы – памятники деревянного зодчества Русского Севера. Такого же типа мельница встречается и в этюде Нижмозера. 1984
С именем Л. М. Платова связаны такие популярные фильмы нескольких поколений, как «Тамбу-Ламбу» (1957), «Ждите писем» (1960), «Вызываем огонь на себя» (1964), «Пограничная тишина» (1965), «Сквозь ледяную мглу» (лениниана, 1965), «Душечка», «Шуточка» (1966), «Первая любовь» (1968), «Большая перемена» (1973), «По семейным обстоятельствам» (1978), «Крах операции “Террор”», «Ожидание» (1980), «Было у отца три сына» (1981), «Михайло Ломоносов» раздел первый «От недр своих» (1984), «Очная ставка», «Певучая Россия» (1986), «Пилоты» (1988), «Скорый поезд» (1988), «Женский день» (1990), «Несравненная» (1993) и др. Всего мастер работал над более чем 50-ю фильмами.
- Платов Л.М. «На аэродроме.» Эскиз к советско-чехословацкой картине «Пилоты». 1988
- Платов Л.М. «Железная дорога по льду.» Эскиз к советско-польской картине «Крах операции “Террор”». На обороте эскиз «Гостиная» к картине «Ожидание». 1980
- Платов Л.М. «Детская». Эскиз для фильма «Женский день». На обороте эскиз «Прихожая» к этому же фильму. 1990
- Платов Л.М. «В ванной». Эскиз для фильма «Ожидание». 1980
Борис Яшин, режиссёр:
«С Платовым мы сделали семь картин. Выбирая натуру, пол-России объездили. С юга на север уж точно – от Азовского и Чёрного морей до моря Баренцева. Понимать друг друга стали с полуслова. Эскизы Платов показывал – просто родные места. Подлинные. Его и мои. …логика моя была проста: раз действие происходит в России – значит, художником-постановщиком должен быть Леонид Михайлович Платов.»
- Платов Л.М. «Дом в Калуге на берегу Оки». Эскиз для фильма «Очная ставка». 1986
- Платов Л.М. «Крым. Дом семьи». Акварель к фильму «Было у отца три сына». Съёмки проходили в Большой Алуште. 1981
Представляя свою съёмочную группу, Борис Яшин сказал об Андрее Платове:
«Я и не думал, что мальчик, который снимался у меня в картине “Осенние свадьбы”, станет художником-постановщиком моей же картины “Дом на Рождественском бульваре”.»
Прим.: картина «Осенние свадьбы» (1967) получила приз «Бронзовый Леопард» за лучшую работу молодого режиссера Бориса Яшина на Международном кинофестивале 1968 года в Локарно (Швейцария).
Своими руками
Андрей Платов:
«Отец начал рисовать рано. Сохранился портрет моего прадеда Ивана Ивановича Панфёрова по линии матери отца Марии Ивановны, созданный в деревне Захарьино Можайского района в 1948 году.
В 1950 и 1952 году отцу вручили грамоты как участнику Первой и Второй выставки изобразительного самодеятельного искусства солдат, сержантов, офицеров, генералов и членов семей военнослужащих за подписью маршала Советского Союза Л. Говорова.
Отец сам создавал награды, например, статуэтку ВГИК, которая вручалась за лучшую кинематографическую работу победителям международного фестиваля ВГИК и памятную медаль ВГИК в честь 80-летия.»
- Грамота участнику Первой выставки изобразительного самодеятельного искусства солдат, сержантов, офицеров и членов семей военнослужащих Рядовому тов. Платову Л.М. за достигнутые успехи в изобразительном самодеятельном искусстве. Политическое Управление войск противовоздушной обороны страны. 25 декабря 1950 г.
- Грамота участнику Второй выставки изобразительного самодеятельного искусства солдат, сержантов, офицеров, генералов и членов семей военнослужащих Солдату Платову Л.М. за достигнутые успехи в изобразительном самодеятельном искусстве. 28 мая 1952 года. Войсковая часть № 09436
- 3D арт-объект: памятная медаль из бронзы 1999 года к 80-летию ВГИКа. Надпись: Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова. В книгу вложена закладка в виде киноленты, которая прорастает на обороте медали молодыми побегами, стремящимися к кинокамере. Авторы: Андрей Геннадиевич Епишин, Леонид Михайлович Платов. Всего было выпущено около 50 шт. Вручалась ветеранам и преподавателям ВГИК. Позже появилась реплика из пластика
К 80-летнему юбилею Леонид Михайлович создал образ, как сейчас говорят – мем – девочку-аспирантку «Хачу во ВГИК», которая, как не трудно догадаться, ранее уже заявила о своём таланте в мультфильме «Фильм, фильм, фильм».
- В честь 80-летия ВГИКа художник создал не только памятную медаль, но и маскот института – повзрослевшую девочку из советского мультфильма 1968 года режиссёра Фёдора Хитрука «Фильм, фильм, фильм», которая держит в руках букет ромашек в майке «Хачу во ВГИК». Рядом – дружеские шаржи столпов теории и практики кинематографии: слева направо: Сергей Михайлович Эйзенштейн, Лев Владимирович Кулешов, Сергей Аполлинариевич Герасимов
Награды и звания
Леонид вступил в Комсомол 10 декабря 1943 года. В Коммунистической партии Советского Союза с ноября 1954 года (билет № 04871224). С 1949 по 1952 служил в Вооружённых Силах Союза ССР. После прохождения курса военной подготовки при ВГИК в 1960 году получил звание младший лейтенант.
Награды Леонида Михайловича Платова. Слева направо:
- Орден Почёта. Вручался художнику лично Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Указ Президента РФ от 30.08.1999 № 1132. Награда № 7680.
- Медаль «Ветеран труда» за долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР. 11.09.1985.
- Медаль «В память 850-летия Москвы». 26.02.1997. Награда А № 0338978.
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». 1970.
- Нагрудный знак к почётному званию «Заслуженный художник РСФСР». Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 февраля 1980.
- Знак «Победитель социалистического соревнования 1976 года» от имени Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии и ЦК профсоюза работников культуры. 17.03.1977.
- Знак «Победитель социалистического соревнования 1980 года» от имени Госкино СССР и ЦК профсоюза работников культуры. 18.03.1981.
- Знак к званию «Ударник коммунистического труда» к/с «Мосфильм». 16.08.1973.
- Знак «Почётный кинематографист России». 29.01.1996. № 2909.
- Знак «Союз кинематографистов СССР». 09.03.1967.
В 1971 году Л.М. Платов защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению. В должности декана художественного факультета ВГИК Леонид Михайлович Платов проработал 20 лет, с 1989 по 2009 год. За долголетнюю работу в системе кинематографии и по подготовке творческих кадров для советского и зарубежного кинематографов ректор ВГИК А. В. Новиков не единожды объявлял профессору благодарность. Также мастер с 1969 года состоял членом Союза кинематографистов СССР, в 1976 году награждён Почётной грамотой Министерства внутренних дел СССР, с 1980 года – в Союзе художников СССР, в 1996 году получил звание «Почётный кинематографист России». Также отмечен рядом государственных наград. Пользовался любовью и уважением коллег и знакомых.
- Художники Расторгуевы и Варламовы. Новогодняя открытка, адресованная Л. М. Платову. 1998. Почерк Евгения Расторгуева.
Из поздравительного письма Председателя Госкино России А.Н. Медведева по случаю 70-летия:
«Художник, известный своим пластическим мастерством, педагог, воспитавший не одно поколение будущих кинематографистов, Вы всей своей деятельностью внесли значительный вклад в развитие отечественного киноискусства.»
Вместо эпилога
Ирина Гинно:
«Наверное, можно сказать, что эскизы художника кино – это искусство движущихся пластических форм. Динамическая пластика ограничена гранью листа, что позволяет интересно решать планы, определять масштаб и ритм игрового пространства. Всё это присутствует в рисунках Л. М. Платова. В его листах мастерски найдена композиция каждой конкретной ситуации, в которых фигуры героев удивительно соразмерены окружающему их пространству…»
- Платов Л.М. Эскизы для фильма «Михайло Ломоносов», раздел первый «От недр своих». 1984
- «Выезд императрицы Елизаветы Петровны»
- «Скит»
- «Учебный класс Ломоносова»
- «Михайло Ломоносов на заседании экзаменационной комиссии. Решение о переводе»
- «В Академии»
- «Келья Михайло Ломоносова»
- Рисунок «Гукор “Чайка”», на обороте эскиз «Двор»
- «Пристань Соловки с гукором “Чайка”»
- «Гукор “Чайка” в море»
Литвинов Николай Николаевич к.э.н., преподаватель программ повышения квалификации Высшей школы корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ВШКУ РАНХиГС), член партнёрства «Викимедиа РУ» Все картины работы художников Л.М. и А.Л. Платовых предоставлены по свободной лицензии CC BY-SA 4.0 International
__________________