Пётр Пашкевич. Художник великого кино

Пётр Пашкевич. Художник великого кино

in Новости музеев 1365 views

Пётр Пашкевич художник известных таких кинолент как «Добровольцы» (1958, реж. Ю. Егоров), «ТАСС уполномочен заявить» (1984, реж. В. Фокин), «Рикки-Тикки-Тави» (1975, реж. А. Згуриди), «Сельская учительница» (1947, реж. М. Донской), «Разные судьбы» (1956, реж. Л. Луков), «Красное и чёрное» (1976, реж. С. Герасимов), «Дочки-матери» (1975, реж. С. Герасимов), «Герой нашего времени» (1967, реж. С. Ростоцкий), и к другим фильмам.



Галерея «Дом Нащокина» в содружестве с Музеем Николая Островского представляет 31 января 2024 г. персональную выставку народного художника РСФСР Петра Исидоровича Пашкевича (1918–1996).

Посетители увидят работы мастера к таким известным кинолентам как «Сельская учительница» (1947, реж. М. Донской), «Добровольцы» (1958, реж. Ю. Егоров), «Разные судьбы» (1956, реж. Л. Луков), «Красное и чёрное» (1976, реж. С. Герасимов), «ТАСС уполномочен заявить» (1984, реж. В. Фокин), «Дочки-матери» (1975, реж. С. Герасимов), «Герой нашего времени» (1967, реж. С. Ростоцкий), «Рикки-Тикки-Тави» (1975, реж. А. Згуриди),  и к другим фильмам.

Среди более 100 представленных произведений, будут показаны редкие эскизы, сделанные знаменитым художником кино ко многим известным фильмам, а также графические и живописные работы, киноплакаты и фотографии разных лет. Большинство из них, хотя и создавались к конкретному фильму, являются самостоятельной художественной ценностью и зачастую давно пережили сам фильм.

  • Пётр Пашкевич. Плакат к фильму «Сельская учительница». 1947
  • Пётр Пашкевич. Эскиз к плакату для телеспектакля «Варвары». 1953
Пётр Пашкевич. Бал. (к/ф «Красное и чёрное»). 1976
Пётр Пашкевич. Бал. (к/ф «Красное и чёрное»). 1976

По эскизам Петра Пашкевича полвека на киностудии им. Горького создавались лучшие фильмы советского кинематографа 1940–1990-х гг. Более 70 фильмов, сотни эскизов и декораций созданы этим выдающимся человеком. Интерьеры, пейзажи, раскадровки – лаконичные и изысканные, часто лиричные, нередко сдержанные, почти всегда драматичные и экспрессивные – его творчество пример высочайшего мастерства реалистической школы.

Драматургия экспозиции будет выстроена вокруг избранных фильмов, над которыми работал кинохудожник, что позволит прикоснуться к магии кино и увидеть то, что обычно скрыто, неведомо зрителю.

Это кино из далекого прошлого. Интересная работа связала Пашкевича с Василием Шукшиным. Не только на знаменитых «Печках лавочках» (1972), но также и более важной в разрезе творчества художника работе над фильмом «Степан Разин», которая велась в течение полугода, но, к сожалению, оборвалась… На выставке будет показан целый ряд эскизов к этому несостоявшемуся фильму.

Жесткие, мрачные эскизы Петербурга и графические листы к фильму Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» (1969).

Пётр Пашкевич. Гибель Мармеладова (к/ф «Преступление и наказание»). 1969
Пётр Пашкевич. Гибель Мармеладова (к/ф «Преступление и наказание»). 1969
Пётр Пашкевич. Князь Сергей Нащекин. Таврический Дворец. (к/ф «Две жизни»). 1961
Пётр Пашкевич. Князь Сергей Нащекин. Таврический Дворец. (к/ф «Две жизни»). 1961

Мощные эскизы к знаменитому в свое время фильму «Две жизни» (1961) А. Каплера и Л. Лукова. О них так пишет искусствовед Паола Волкова: «Есть в «Двух жизнях» один городской пейзаж с верхней точки. Зимняя набережная ничуть не уступает живописи французского пейзажиста Марке… Как художнику-реалисту ничто ему не чуждо – ни импрессионизм, ни концептуальность и экспрессия в той дозировке, которая только усиливает, обогащает реалистичность письма».

Жанровое и тематическое разнообразие художественного наследия автора позволит в очередной раз осмыслить особую значимость его творчества не только в истории отечественного кино, но и изобразительного искусства.

Многие работы были буквально спасены сыном художника, когда в начале 2000-х ему позвонили со студии им. М. Горького и сказали, что новые арендаторы могут выбросить все «ненужное» на свалку и надо срочно забрать эскизы отца. Так и была спасена крохотная часть огромного наследия Петра Пашкевича.

Пётр Пашкевич. Автопортрет. 1943
Пётр Пашкевич. Автопортрет. 1943
  • Пётр Пашкевич. Люба, дочь купца Маякина, у зеркала (к/ф «Фома Гордеев»). 1959
  • Пётр Пашкевич. Игнат Гордеев у кровати умирающей жены. (к/ф «Фома Гордеев»). 1959

Художник Пётр Пашкевич был человек жизнерадостный, окрылённый многими талантами, самозабвенно преданный делу своей жизни – миру кино. Его альма-матер – Киностудия имени Горького, в течение полувека была ему вторым домом, а стоящий невдалеке ВГИК – его родным детищем! Там всегда своего любимого профессора ждали ученики…

Художник прожил счастливую и наполненную жизнь. Работал с самыми яркими и талантливыми режиссерами своего времени. «Он был настолько блистательным художником-живописцем, что часто его друзья, коллеги спрашивали: “Петя! Твой труд публика не видит и не понимает! А зачем тебе кино? Ты крупный художник, сиди в мастерской и пиши картины. Того же мнения была и его семья. Но художник всегда улыбался виновато и бежал на свою студию, которая была для него кислородом, без нее жизни не могло быть», – вспоминает дочь художника куратор выставки Наталья Рюрикова.

  • Пётр Пашкевич. Допрос в царских палатах (из непоставленного к/ф «Я пришёл дать вам волю»). 1971
  • Пётр Пашкевич. Степан Разин со своим войском (к/ф «Я пришёл дать вам волю»). 1971

К выставочному проекту издается каталог, включающий статьи-воспоминания, искренне и тепло написанные о художнике. И надо сказать, что эти статьи – редкая ныне хорошая проза. Каталог, помимо работ П. Пашкевича и архивных материалов, включает раздел эскизов неопознанных фильмов, а также киноплакаты, которые художник создавал на протяжении долгих лет для Рекламфильма.

Пётр Пашкевич. Особняк Бороздиных (к/ф «Две жизни). 1961
Пётр Пашкевич. Особняк Бороздиных (к/ф «Две жизни). 1961

Выставка будет интересна не только для профессиональных художников и кинематографистов, но много открытий для себя сделают и зрители любого возраста, просто любящие искусство.

В рамках проекта предполагаются кинопоказы.

Валерия Галлай
17.01.2024

Галерея «Дом Нащокина»

Музей Николая Островского

31 января – 27 февраля 2024 

Москва, Тверская, д. 14 (м. Пушкинская/ Чеховская/ Тверская)

вт. — вс. с 09:00 до 20:00. Понедельник — выходной день

Потомки атамана Платова в кино

Выставка художников фильма «Обыкновенное чудо»

__________________

>>><<<