Всероссийский музей декоративного искусства удивил выставкой «Обыкновенное чудо». Внезапное открытие художников, творчество которых было в основном известно только близким им людям коллегам. Благодаря куратору выставки Инне Хегай открылся мир авторов, пока неизвестный, но, как оказалось, очень притягательный. Это не только художественные полона, но и работы как художников-постановщиков известных кинофильмов. Михаил Карташов и Людмила Кусакова дают понять, что как авторы они обладали высоким потенциалом и художественным взглядом.
С разрешения куратора выставки Инны Хегай вашему вниманию выдержка из Каталога творческого наследия художников Михаила Карташова и Людмилы Кусаковой «Обыкновенное чудо», подготовленного специально к выставке Всероссийским музеем декоративного искусства.
Рекомендуем к посещению.
За сотрудничество благодарим Марину Смирнову (Отдел по связям с общественностью Всероссийский музей декоративного искусства).
Алексей Сидельников Главный редактор журнала "Коллекция" 18.11.2022 В заглавной картинке использованы кадры из кинофильмов: «Обыкновенное чудо» (Мосфильм при участии Гостелерадио СССР, 1978) «Ищите женщину» (Мосфильм, 1982)
Искусство есть мифотворчество. Настоящее искусство всегда создает метафизическое пространство и затягивает зрителя в свой миф, свою систему координат. В этом смысле художник выступает волшебником. И так находит своё счастье.
Искусство есть мифотворчество
Подобным волшебству для меня стало открытие необыкновенно мощного таланта супружеской пары художников — Михаила Карташова и Людмилы Кусаковой. Знакомство с их творчеством с головой погружает в сложный, многомерный, немного ирреальный, но совершенно живой мир, где персонажи, места и предметы взаимодействуют очень убедительно в рамках абсурдной логики своих создателей. В каждой композиции, будь то абстракция, скульптурный рельеф или эскиз сцены, — заложена фабула для развития действия, предчувствие драмы, сдвиг неустойчивого пространственно-временного равновесия, нарастающая градация напряжения, какая-то трагическая неотвратимость…
М. Карташов. Прокофьев. 1970-е
На сотворённый художниками миф воздействуют не только личность и судьба, но и время, когда эта легенда складывается. В этом плане «волшебники»-демиурги полностью отражают дух по-своему революционной для советской культуры эпохи 1960-70-х годов, когда вместо сложившихся стереотипов соцреализма на пути поисков правды и отрицания прежних ценностей создавались новые мифы. 1970-е в мировом искусстве дали импульс постмодернистским экспериментам, остающимся актуальными и в наши дни. После краткого опьянения молодой романтикой первооткрывательства 1960-х, погружения в суровый пафос героических будней поколения Андронова, Попкова, Васнецова, Коржева, Салахова очень быстро наступила зрелость 1970-х — ироничных, склонных к иносказанию и высокопрофессиональных.
Искусство 70-х тяготеет к символизму, притче, метафора и аллегория становятся основой пластического языка, а обращённое к зрителю художественное высказывание — более отстранённым, закодированным, неоднозначным. Специфика того периода — обращение к синтезу искусств (предтеча современных мультимедийных концептов), когда в одном произведении соединены элементы живописи, скульптуры, архитектуры, фотоколлажа и театральной сцены.
М. Карташов. Композиция №62. 1964
- М. Карташов. Цветущий яблоневый сад. Сценография для спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» реж. А. Гончаров, театр им. Маяковского, 1979
- М. Карташов. Эскиз единой установки спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» реж. А. Гончаров, театр им. Маяковского, 1979
В московской живописной школе наших героев можно поставить в один стилистический ряд с эталонными представителями «семидесятников»: Никоновым, Шварцманом, Нестеровой, Назаренко, Булгаковой, Пурыгиным, братьями Смолиными, Старженецкой, Злотниковым.
Как художники кино Кусакова и Карташов одни из первых стали применять концептуальный подход к постановке: передавать не столько сюжет, сколько образ, не просто раскадровку в эскизах, а «листы настроения». Их новаторская «изобразительная режиссура» помогала глубже раскрыть замысел автора, поиски единого пластического ключа ещё на стадии написания режиссерского сценария давали импульс общему стилистическому решению кинокартины. В декорациях сцен фильмов «Обыкновенное чудо» (1978), «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980), «Город Зеро» (1988), «Цареубийца» (1991), «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006) Людмила Кусакова выстраивает наполненные настроением пространства с третьим, пятым… десятым планом, находит «правильные ощущения», где цвет обретает глубокое символическое звучание.
Л. Кусакова. Комната в коммуналке. «Покровские ворота». Эскиз к фильму реж. М. Козаков. 1982
- Л. Кусакова. У пианино. «Покровские ворота». Эскиз к фильму реж. М. Козаков. 1982
- Л. Кусакова. Комната с колоннами. «Покровские ворота». Эскиз к фильму реж. М. Козаков. 1982
- Л. Кусакова. Интерьер с раскладушкой. «Покровские ворота». Эскиз к фильму реж. М. Козаков. 1982
- Л. Кусакова. Улица города. «Площадь Восстания». Эскиз к фильму реж. Б. Токарев. 1985
- Л. Кусакова. Баррикады. «Площадь Восстания». Эскиз к фильму реж. Б. Токарев. 1985
Л. Кусакова. Коридор гостиницы. «Обыкновенное чудо». Эскиз к фильму реж. М. Захаров. 1978
- Л. Кусакова. Мастерская художника. «Обыкновенное чудо». Эскиз к фильму реж. М. Захаров. 1978
- Л. Кусакова. Сад. «Обыкновенное чудо». Эскиз к фильму реж. М. Захаров. 1978
- Л. Кусакова. Холл гостиницы. «Обыкновенное чудо». Эскиз к фильму реж. М. Захаров. 1978
- Л. Кусакова. Дамы в интерьере. «Анна Каренина». Эскиз костюма к фильму реж. А. Зархи. 1967
- Л. Кусакова. Фигуры у стола. «Анна Каренина». Эскиз костюма к фильму реж. А. Зархи. 1967
Л. Кусакова. Бегущий на фоне города. «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Эскиз к фильму реж. А. Зархи. 1980
- Л. Кусакова. На мосту. «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Эскиз к фильму реж. А. Зархи. 1980
- Л. Кусакова. В парке. «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Эскиз к фильму реж. А. Зархи. 1980 (?)
- Л. Кусакова. В парке. «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Эскиз к фильму реж. А. Зархи. 1980
Имея склонность к театрализации, многослойной смысловой игре и тайне с привкусом печали, Карташов в своих работах к фильмам «Адъютант его превосходительства» (1969), «Помни имя своё» (1974), «Два капитана» (1976), «Уроки французского» (1978), «Ищите женщину» (1982), «Дороги Анны Фирлинг» (1985) сознательно мобилизует выразительные средства, не характерные для изобразительного искусства — он привлекает категорию времени как компонент сцены. Художник способен на активный захват зрительского внимания через динамичное построение пространства, меняющиеся ракурсы, акцентированные светотенью и нарочитой выпуклостью отдельных деталей.
Хочется больше узнать о людях, оставивших такое богатое творческое наследие. Имена Карташова и Кусаковой до недавнего времени были хорошо известны в основном в сфере профессионалов кино: режиссёров, художников-постановщиков, операторов, киноведов. Но их роль в изобразительном искусстве второй половины XX века ещё недооценена. Не было ни одной выставки при жизни авторов, так как работа в кино и театре полностью поглощала их время.
М. Карташов. Сюрреалистическая композиция. 1968
- М. Карташов. Вариации на тему Прокофьева. 1968-1974
- М. Карташов. Бедная Лиза. Сценография. 1968-1970
- М. Карташов. Абстрактный пейзаж. 1960-е
Многие живописные полотна, коллажи, арт-объекты Михаила Карташова, владевшего тонким чувством цвета и глубиной пластического мышления, могли видеть только самые близкие люди в стенах его мастерской. Обладая интеллектуальным подходом к искусству, одарённый большим талантом художник не стремился что-то объяснять и доказывать, считая самодостаточным язык живописи. Серьёзно увлекался экспериментами с формой и цветом, использовал необычные «промышленные» материалы в инсталляциях («Композиция №9», «Композиция №11», 1969) и скульптурах, воплощал теоретические построения в жанре геометрической абстракции («Композиция №62», 1964, «Композиция №3», 1966) или в условных сериях «Белые люди» и «Красные люди».
М. Карташов. Инсталляция. Геометрическая композиция в круге. 1960-е
В работах Карташова также видна преемственность мастеров русского авангарда начала XX века: Натальи Гончаровой, Давида Штеренберга, художников «Бубнового валета», — их объединяет примитивистская стилизация, использование обобщённых форм, декоративных фольклорных и «лубочных» мотивов, локальных контрастных цветов, высокая мера условности изобразительного языка, свойственная и большинству «шестидесятников-семидесятников». Библейская тема, которая волновала Карташова на протяжении всей жизни включает неканоническую трактовку сюжетов: «Двенадцать», «Возвращение блудного сына» «Богоматерь», «Голова Христа», «Пьета», «Христос и Иуда» в разных жанрах и техниках — например, инсталляции кованого металла в фарфоре («Гвозди», 1977), конструкции из дерева, гипса и драпировок («Распятие», 1970-е). Религиозный цикл раскрывает философский взгляд художника на предназначение Искупителя и эмоции глубоко верующего человека. Смело работая с подсознанием, таким образом автор выражал свое видение мира, втягивал зрителя в свою внутреннюю драму.
М. Карташов. Инсталляция. Распятие. 1970-е
- М. Карташов. Возвращение блудного сына. 1970-е
- М. Карташов. Святые Пётр и Павел. 1970-е
- М. Карташов. Будущее. 1971
- М. Карташов. Богоматерь. 1973
- М. Карташов. Пьета. 1972
М. Карташов. Ленин и Крупская. 1980-е
- М. Карташов. Солдат и солнце. 1970-е
- М. Карташов. Солдат и дюны. 1970-е
По достоинству оценить масштаб мастерства и личности художника можно только на расстоянии. Сложный творческий путь каждого из супругов был пройден в соответствии с вызовами своего времени. «Миша сделал меня как художника», говорила спустя годы Людмила Михайловна, он уговаривал: «А ты рисуй!», убеждал больше заниматься станковым искусством. Но судьба так сложилась, что Кусакова полностью посвятила себя кино и именно здесь реализовалась как художник «одержимый поиском», создавая в рамках заданной системы координат удивительные образы и целые миры, которые продолжают существовать и развиваться. Как, например, построенная в 2003 году на «Мосфильме» для фильма Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть» масштабная декорация «Старая Москва» — собирательный вид дореволюционного города с вымощенными брусчаткой улицами.
За прошедшие почти два десятилетия в этих декорациях, с пристройками и дополнениями, было снято более ста картин, в том числе «Господа офицеры», «Бедная Настя», «Статский советник», «Гибель Империи», «Мёртвые души», «Доктор Живаго», «Натурщица», «Виват, Анна Иоанновна», «Институт благородных девиц», «Белый Тигр», «Анна Каренина. История Вронского». Такой же популярностью у современных режиссёров пользуется возведённый под руководством Кусаковой огромный древнеславянский город Галирад для съёмок фильма «Волкодав» (2007), по словам автора — «деревянный, живой, немного фантастичный, но не сказочный». «Кино мою жизнь сожрало»,- повторяла Людмила Кусакова, но оно же стало смыслом и продолжением жизни. Вклад её в киноискусство огромен и ещё подлежит детальному изучению и осмыслению.
М. Карташов. Городской пейзаж. 1970-е
- М. Карташов. Театр и кино. 1969
- М. Карташов. Эротика. 1970-е
- М. Карташов. Пейзаж с паровозом. 1970-е
- М. Карташов. Купание в проруби. Из серии «Красные люди». 1970-е
- М. Карташов. Двое в комнате с телевизором. 1960-е
- М. Карташов. Уроки французского. 1978
При всей очевидной включенности в контекст культурных процессов второй половины XX века творчество Карташова и Кусаковой очень индивидуально и по-своему уникально. Сегодня оно не только представляет коллекционный и музейный интерес с точки зрения профессионалов, но вызывает живой отклик в душе наших современников. Работы этих мастеров останутся в истории российской культуры как отражение яркой, неповторимой эпохи, когда искусство играло в жизнь по законам искусства.
Работая над созданием концепции выставки «Обыкновенное чудо», я хотела максимально точно, «объёмно» передать все тонкие измерения сюрреалистического мира художников, показать важные для них темы и образы, погрузить зрителя в атмосферу творческой мастерской людей, которые в своей жизни «тоже были волшебниками».
Инна Хегай, куратор выставочного проекта "Обыкновенное чудо"
М. Карташов. Инсталляция с пулей. 1960-е
- М. Карташов. Инсталляция «Пункт охраны природы». 1960-е
- М. Карташов. Инсталляции «Он», 1969 и «Она», 1970
Пресс-релиз
Людмила Кусакова и Михаил Карташов — выдающиеся советские и российские художники кино. Обыкновенное чудо» — первая выставка, охватывающая все виды многогранного творчества этих двух мастеров: эскизы к фильмам и театральным постановкам, живописные работы, графику, скульптурные арт-объекты, прикладное искусство.
«Обыкновенное чудо» —
выставка художников кино культовых советских фильмов
С именем Людмилы Кусаковой (1935 — 2020) связаны такие знаковые фильмы времён СССР как «Обыкновенное чудо» (1978), «Покровские ворота» (1982), «Город Зеро» (1988), «Цареубийца» (1991). С именем Михаила Карташова (1937 — 1999) – киноленты «Адъютант его превосходительства» (1969), «Помни имя своё» (1974), «Два капитана» (1976), «Ищите женщину» (1982).
Как художники кино Кусакова и Карташов одни из первых стали применять концептуальный подход к постановке: передавать не столько сюжет, сколько образ, не просто раскадровку в эскизах, а «листы настроения». Их новаторская «изобразительная режиссура» помогала глубже раскрыть замысел автора.
В экспозиции выставки представлено более 100 работ, они отражают все тонкие измерения сюрреалистического мира художников, погружают зрителя в рабочую обстановку творческой мастерской, где воссоздана атмосфера насыщенной культурной жизни Москвы второй половины ХХ века. Для той эпохи характерно обращение к синтезу искусств, когда в одном произведении соединены элементы живописи, скульптуры, архитектуры, фото-коллажа и театральной сцены. Это невероятная смесь мистической романтики и жизненного реализма, прямой речи и сложных метафор, праздничной карнавальности и подлинной драмы.
- М. Карташов. Дровосеки
- М. Карташов. Инсталляция. Распятие. 1970-е
На становление художников влияло не только время, в которое они жили и творили, но и профессиональное окружение, включая Юрия Пименова (который преподавал на их курсе во ВГИКе), режиссёров Андрея Тарковского, Сергея Юткевича, Абрама Роома, Михаила Козакова, Эльдара Рязанова, Марка Захарова, Карена Шахназарова.
Во время работы выставки пройдёт показ документального фильма о Людмиле Кусаковой «Женщина, которая строила города», Киноконцерна «Мосфильм».
Куратор выставки «Обыкновенное чудо»: Инна Хегай.
Всероссийский музей декоративного искусства
Обыкновенное чудо —
выставка художников кино культовых советских фильмов
16 ноября 2022 г. – 25 ноября 2022 г.
Отдел по связям с общественностью Всероссийского музея декоративного искусства 7.11.2022
_________________
>>><<<