Выставка художников фильма «Обыкновенное чудо»

in Новости музеев 2456 views

Всероссийский музей де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ст­ва уди­вил выстав­кой «Обыкно­вен­ное чу­до». Вне­запное откры­тие ху­дож­ников, твор­чест­во ко­то­рых было в основ­ном извест­но толь­ко близ­ким им людям коллегам. Бла­годаря ку­рато­ру выстав­ки Инне Хегай открылся мир авто­ров, пока неизвест­ный, но, как ока­залось, очень при­тягатель­ный. Это не только ху­до­жествен­ные полона, но и ра­боты как ху­дож­ни­ков-поста­нов­щиков из­вестных ки­нофиль­мов. Михаил Карташов и Людмила Кусакова дают понять, что как авторы они обладали высоким потенциалом и художественным взглядом.

С разре­шения куратора выставки Инны Хегай ва­шему вни­манию вы­держка из Каталога твор­ческого насле­дия худож­ников Михаила Карташова и Людмилы Кусаковой «Обыкновенное чудо», подготовлен­ного специаль­но к выставке Всероссийским музеем декоративного искусства.

Рекомендуем к посещению.

За сотрудничество благодарим Марину Смирнову (Отдел по связям с обще­ст­вен­ностью Всероссийский музей декоративного искусства).

Алексей Сидельников
Главный редактор журнала "Коллекция"
18.11.2022
В заглавной картинке использованы кадры из кинофильмов:
«Обыкновенное чудо» (Мосфильм при участии Гостелерадио СССР, 1978)
«Ищите женщину» (Мосфильм, 1982)

Искусство есть мифотворчество. Настоящее искусство всегда создает метафизическое пространство и затягивает зрителя в свой миф, свою систему координат. В этом смысле художник выступает волшебником. И так находит своё счастье.

Искусство есть мифотворчество

Подобным волшебству для меня стало открытие необыкновенно мощного таланта супружеской пары художников — Михаила Карташова и Людмилы Кусаковой. Знакомство с их творчеством с головой погружает в сложный, многомерный, немного ирреальный, но совершенно живой мир, где персонажи, места и предметы взаимодействуют очень убедительно в рамках абсурдной логики своих создателей. В каждой композиции, будь то абстракция, скульптурный рельеф или эскиз сцены, — заложена фабула для развития действия, предчувствие драмы, сдвиг неустойчивого пространственно-временного равновесия, нарастающая градация напряжения, какая-то трагическая неотвратимость…

. Карташов. Прокофьев. 1970-е

М. Карташов. Прокофьев. 1970-е

На сотворённый худож­никами миф воз­дейст­вуют не только личность и судьба, но и время, когда эта легенда складывается. В этом плане «вол­шеб­ники»-де­миур­ги пол­ностью отражают дух по-своему ре­волюцион­ной для советской куль­туры эпохи 1960-70-х годов, когда вместо сложившихся стереотипов соцреализма на пути поисков правды и отри­цания прежних цен­нос­тей создавались новые мифы. 1970-е в мировом искусстве дали импульс пост­модернист­ским экспе­риментам, остающимся актуальными и в наши дни. После краткого опьянения молодой романтикой пер­во­открыватель­ства 1960-х, погружения в суровый пафос героических будней поколения Андронова, Попкова, Васнецова, Коржева, Салахова очень быстро наступила зрелость 1970-х — ироничных, склонных к иносказанию и высо­ко­про­фес­сиональ­ных.

Искусство 70-х тяготеет к символизму, притче, метафора и аллегория становятся основой пласти­ческого языка, а обращённое к зрителю художественное высказы­вание — более отстранён­ным, за­кодированным, неоднознач­ным. Специфика того периода — обращение к синтезу искусств (предтеча современных муль­ти­медийных концептов), когда в одном произведении соедине­ны элемен­ты живописи, скульптуры, архитектуры, фотоколлажа и театральной сцены.

М. Карташов. Композиция №62. 1964

М. Карташов. Композиция №62. 1964

  • М. Карташов. Цветущий яблоневый сад. Сценография для спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» реж. А. Гончаров, театр им. Маяковского, 1979
  • М. Карташов. Эскиз единой установки спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» реж. А. Гончаров, театр им. Маяковского, 1979

В московской живописной школе наших героев можно поставить в один стилистический ряд с эталонными представителями «семидесятников»: Никоновым, Шварцманом, Нестеровой, Назаренко, Булгаковой, Пурыгиным, братьями Смолиными, Старженецкой, Злотниковым.

Как художники кино Кусакова и Карташов одни из первых стали применять концептуальный подход к постановке: передавать не столько сюжет, сколько образ, не просто раскадровку в эскизах, а «листы настроения». Их новаторская «изобразительная режиссура» помогала глубже раскрыть замысел автора, поиски единого пластического ключа ещё на стадии написания режиссерского сценария давали импульс общему стилистическому решению кинокартины. В декорациях сцен фильмов «Обыкновенное чудо» (1978), «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980), «Город Зеро» (1988), «Цареубийца» (1991), «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006) Людмила Кусакова выстраивает наполненные настроением пространства с третьим, пятым… десятым планом, находит «правильные ощущения», где цвет обретает глубокое символическое звучание.

Л. Кусакова. Комната в коммуналке. "Покровские ворота". Эскиз к фильму реж. М. Козаков. 1982

Л. Кусакова. Комната в коммуналке. «Покровские ворота». Эскиз к фильму реж. М. Козаков. 1982

  • Л. Кусакова. У пианино. «Покровские ворота». Эскиз к фильму реж. М. Козаков. 1982
  • Л. Кусакова. Комната с колоннами. «Покровские ворота». Эскиз к фильму реж. М. Козаков. 1982
  • Л. Кусакова. Интерьер с раскладушкой. «Покровские ворота». Эскиз к фильму реж. М. Козаков. 1982
  • Л. Кусакова. Улица города. «Площадь Восстания». Эскиз к фильму реж. Б. Токарев. 1985
  • Л. Кусакова. Баррикады. «Площадь Восстания». Эскиз к фильму реж. Б. Токарев. 1985

Л. Кусакова. Коридор гостиницы. "Обыкновенное чудо". Эскиз к фильму реж. М. Захаров. 1978

Л. Кусакова. Коридор гостиницы. «Обыкновенное чудо». Эскиз к фильму реж. М. Захаров. 1978

  • Л. Кусакова. Мастерская художника. «Обыкновенное чудо». Эскиз к фильму реж. М. Захаров. 1978
  • Л. Кусакова. Сад. «Обыкновенное чудо». Эскиз к фильму реж. М. Захаров. 1978
  • Л. Кусакова. Холл гостиницы. «Обыкновенное чудо». Эскиз к фильму реж. М. Захаров. 1978
  • Л. Кусакова. Дамы в интерьере. «Анна Каренина». Эскиз костюма к фильму реж. А. Зархи. 1967
  • Л. Кусакова. Фигуры у стола. «Анна Каренина». Эскиз костюма к фильму реж. А. Зархи. 1967

Л. Кусакова. Бегущий на фоне города. "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского" Эскиз к фильму реж. А. Зархи. 1980

Л. Кусакова. Бегущий на фоне города. «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Эскиз к фильму реж. А. Зархи. 1980

  • Л. Кусакова. На мосту. «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Эскиз к фильму реж. А. Зархи. 1980
  • Л. Кусакова. В парке. «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Эскиз к фильму реж. А. Зархи. 1980 (?)
  • Л. Кусакова. В парке. «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Эскиз к фильму реж. А. Зархи. 1980

Имея склонность к театрализации, многослойной смысловой игре и тайне с привкусом печали, Карташов в своих работах к фильмам «Адъютант его превосходительства» (1969), «Помни имя своё» (1974), «Два капитана» (1976), «Уроки французского» (1978), «Ищите женщину» (1982), «Дороги Анны Фирлинг» (1985) созна­тельно мобилизует вы­разитель­ные средст­ва, не характерные для изо­бра­зитель­ного искусства — он привлекает ка­тегорию вре­мени как компо­нент сцены. Художник спо­собен на активный захват зри­тельского внимания через ди­намич­ное по­строе­ние про­странст­ва, меняю­щиеся ракурсы, ак­центи­рован­ные све­тотенью и на­рочитой вы­пуклостью отдель­ных деталей.

Хочется больше узнать о людях, оставивших такое богатое творческое наследие. Имена Карташова и Кусаковой до недав­него вре­мени были хо­ро­шо извест­ны в основ­ном в сфере профессионалов кино: режиссёров, худож­ни­ков-поста­нов­щи­ков, опе­ра­то­ров, ки­новедов. Но их роль в изо­бра­зительном искус­стве второй половины XX века ещё не­дооце­нена. Не бы­ло ни одной выстав­ки при жизни авторов, так как работа в кино и театре пол­ностью поглощала их время.

М. Карташов. Сюрреалистическая композиция. 1968

М. Карташов. Сюрреалистическая композиция. 1968

  • М. Карташов. Вариации на тему Прокофьева. 1968-1974
  • М. Карташов. Бедная Лиза. Сценография. 1968-1970
  • М. Карташов. Абстрактный пейзаж. 1960-е

Многие живописные полотна, коллажи, арт-объекты Михаила Карташова, владевшего тонким чувством цвета и глубиной пластического мышления, могли видеть только самые близкие люди в стенах его мастерской. Обладая интел­лектуаль­ным подходом к искусству, одарённый большим талантом художник не стремился что-то объяснять и доказывать, считая само­достаточным язык живописи. Серьёзно увлекался экспериментами с формой и цветом, исполь­зовал необычные «про­мышленные» материалы в инсталляциях («Композиция №9», «Композиция №11», 1969) и скульптурах, воплощал теоретические построения в жанре гео­метрической абстракции («Композиция №62», 1964, «Композиция №3», 1966) или в условных сериях «Белые люди» и «Красные люди».

М. Карташов. Инсталляция. Геометрическая композиция в круге. 1960-е

М. Карташов. Инсталляция. Геометрическая композиция в круге. 1960-е

В работах Карташова также видна преемственность мастеров русского авангарда начала XX века: Натальи Гончаровой, Давида Штеренберга, художников «Бубнового валета», — их объединяет при­митивист­ская стилиза­ция, исполь­зова­ние обобщённых форм, де­коратив­ных фольк­лорных и «лубочных» мотивов, локальных контраст­ных цветов, высо­кая мера услов­ности изобра­зитель­ного языка, свойственная и большинству «шести­десят­ников-семи­десят­ников». Библейская тема, которая волновала Карташова на протяжении всей жизни включает неканоническую трактовку сюжетов: «Двенадцать», «Возвращение блудного сына» «Богоматерь», «Голова Христа», «Пьета», «Христос и Иуда» в разных жанрах и техниках — например, инсталляции кованого металла в фарфоре («Гвозди», 1977), конструкции из дерева, гипса и драпировок («Распятие», 1970-е). Рели­гиозный цикл рас­крывает философский взгляд художника на предназначение Искупителя и эмоции глубоко верующего человека. Смело работая с под­сознанием, таким образом автор выражал свое видение мира, втягивал зрителя в свою внутреннюю драму.

М. Карташов. Инсталляция. Распятие. 1970-е

М. Карташов. Инсталляция. Распятие. 1970-е

  • М. Карташов. Возвращение блудного сына. 1970-е
  • М. Карташов. Святые Пётр и Павел. 1970-е
  • М. Карташов. Будущее. 1971
  • М. Карташов. Богоматерь. 1973
  • М. Карташов. Пьета. 1972

М. Карташов. Ленин и Крупская. 1980-е

М. Карташов. Ленин и Крупская. 1980-е

  • М. Карташов. Солдат и солнце. 1970-е
  • М. Карташов. Солдат и дюны. 1970-е

По достоинству оценить масштаб мастерства и личности художника можно только на расстоянии. Сложный творческий путь каждого из супругов был пройден в соответствии с вызовами своего времени. «Миша сделал меня как художника», говорила спустя годы Людмила Михайловна, он уговаривал: «А ты рисуй!», убеждал больше заниматься станковым искусством. Но судьба так сложилась, что Кусакова пол­ностью посвятила себя кино и именно здесь реализовалась как художник «одержимый поиском», создавая в рамках заданной системы координат уди­вительные образы и целые миры, которые продолжают существовать и развиваться. Как, например, построенная в 2003 году на «Мосфильме» для фильма Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть» масштабная декорация «Старая Москва» — собирательный вид дореволюционного города с вымощенными брусчаткой улицами.

За прошедшие почти два десятилетия в этих декорациях, с пристройками и дополнениями, было снято более ста картин, в том числе «Господа офицеры», «Бедная Настя», «Статский советник», «Гибель Империи», «Мёртвые души», «Доктор Живаго», «Натурщица», «Виват, Анна Иоанновна», «Институт благородных девиц», «Белый Тигр», «Анна Каренина. История Вронского». Такой же популярностью у современных режиссёров пользуется воз­ведённый под руководством Кусаковой огромный древне­славян­ский город Галирад для съёмок фильма «Волкодав» (2007), по словам автора — «деревянный, живой, немного фантастичный, но не сказочный». «Кино мою жизнь сожрало»,- повторяла Людмила Кусакова, но оно же стало смыслом и продолжением жизни. Вклад её в киноискусство огромен и ещё подлежит детальному изучению и осмыслению.

М. Карташов. Городской пейзаж. 1970-е

М. Карташов. Городской пейзаж. 1970-е

  • М. Карташов. Театр и кино. 1969
  • М. Карташов. Эротика. 1970-е
  • М. Карташов. Пейзаж с паровозом. 1970-е
  • М. Карташов. Купание в проруби. Из серии «Красные люди». 1970-е
  • М. Карташов. Двое в комнате с телевизором. 1960-е
  • М. Карташов. Уроки французского. 1978

При всей очевидной включенности в контекст культурных процессов второй половины XX века творчество Карташова и Кусаковой очень индивидуально и по-своему уникально. Сегодня оно не только представляет коллекционный и музейный интерес с точки зрения профессионалов, но вызывает живой отклик в душе наших современников. Работы этих мастеров останутся в истории российской культуры как отражение яркой, неповторимой эпохи, когда искусство играло в жизнь по законам искусства.

Работая над созданием концепции выставки «Обыкновенное чудо», я хотела максимально точно, «объёмно» передать все тонкие измерения сюрреалистического мира художников, показать важные для них темы и образы, погрузить зрителя в атмосферу творческой мастерской людей, которые в своей жизни «тоже были волшебниками».

Инна Хегай,
куратор выставочного проекта "Обыкновенное чудо"

М. Карташов. Инсталляция с пулей. 1960-е

М. Карташов. Инсталляция с пулей. 1960-е

  • М. Карташов. Инсталляция «Пункт охраны природы». 1960-е
  • М. Карташов. Инсталляции «Он», 1969 и «Она», 1970
Андрей Соловьёв, журнал "Коллекция"
Андрей Соловьёв, журнал «Коллекция»

Каталог твор­ческого насле­дия худож­ников Михаила Карташова и Людмилы Кусаковой "Обыкновенное чудо". Всероссийский музей декоративного искусства. 2022
Каталог твор­ческого насле­дия худож­ников Михаила Карташова и Людмилы Кусаковой «Обыкновенное чудо». Всероссийский музей декоративного искусства. 2022


Пресс-релиз

Людмила Кусакова и Михаил Карташов — выдающиеся советские и российские худож­ники кино. Обыкновенное чудо» — первая выставка, охватывающая все виды многогранного творчества этих двух мастеров: эскизы к фильмам и теат­ральным поста­новкам, живописные работы, графику, скульптурные арт-объекты, прикладное искусство.

«Обыкновенное чудо» —

выставка художников кино культовых советских фильмов

С именем Людмилы Кусаковой (1935 — 2020) связаны такие знаковые фильмы времён СССР как «Обыкновенное чудо» (1978), «Покровские ворота» (1982), «Город Зеро» (1988), «Цареубийца» (1991). С именем Михаила Карташова (1937 — 1999) – киноленты «Адъютант его превосходительства» (1969), «Помни имя своё» (1974), «Два капитана» (1976), «Ищите женщину» (1982).

Л. Кусакова. Обыкновенное чудо. 1978
Л. Кусакова. Обыкновенное чудо. 1978

Как художники кино Кусакова и Карташов одни из первых стали применять концеп­туальный подход к постановке: передавать не столько сюжет, сколько образ, не просто рас­кадровку в эскизах, а «листы настроения». Их новаторская «изобра­зитель­ная режис­сура» помогала глубже раскрыть замысел автора.

М. Карташов. Эскиз
М. Карташов. Эскиз

В экспозиции выставки представлено более 100 работ, они отражают все тонкие измерения сюр­реалис­тического мира художников, погружают зрителя в рабочую обстановку творческой мас­терской, где воссоздана атмосфе­ра насыщенной культурной жизни Москвы второй половины ХХ века. Для той эпохи характерно обращение к синтезу искусств, когда в одном произведении соединены элементы жи­вописи, скульптуры, архитектуры, фото-коллажа и театральной сцены. Это невероятная смесь мистической романтики и жиз­ненного реализма, прямой речи и сложных метафор, празд­ничной карна­вальности и подлинной драмы.

М. Карташов. Арт-объект
М. Карташов. Арт-объект
  • М. Карташов. Дровосеки
  • М. Карташов. Инсталляция. Распятие. 1970-е

На становление художников влияло не только время, в которое они жили и творили, но и профес­сиональное окружение, включая Юрия Пименова (который преподавал на их курсе во ВГИКе), режиссёров Андрея Тарковского, Сергея Юткевича, Абрама Роома, Михаила Козакова, Эльдара Рязанова, Марка Захарова, Карена Шахназарова.

Во время работы выставки пройдёт показ документального фильма о Людмиле Кусаковой «Женщина, которая строила города», Киноконцерна «Мосфильм».

Куратор выставки «Обыкновенное чудо»: Инна Хегай.

Всероссийский музей декоративного искусства

Обыкновенное чудо —

выставка художников кино культовых советских фильмов

16 ноября 2022 г. – 25 ноября 2022 г.

 

Отдел по связям с общественностью
Всероссийского музея декоративного искусства
7.11.2022

Пётр Пашкевич. Художник великого кино

Потомки атамана Платова в кино

Юрий Пименов

Вещь! Ре/Конструкция

 

_________________

>>><<<