В залах второго этажа Восточного павильона Михайловского замка Русского музея будет представлено масштабное собрание педальных автомобилей коллекционера Вадима Кунина. Советские педальные машинки – редкий предмет собирательства, требующий особого подхода. Коллекция демонстрирует достижения художников-конструкторов, трудившихся на заводах СССР. Ретроспектива детского автопрома советского времени — это не только ностальгическое путешествие в мир детства, но и возможность познакомить новое поколение с реалиями прошлого.
Выставка работает с 28 декабря 2022 г. по 22 января 2023 г.
Изначально педальные машинки производились на предприятиях тяжёлой промышленности, были собраны из тех же материалов, что и взрослые автомобили, и даже повторяли их дизайн. Эти модели служили своеобразной рекламой советского автопрома и игрушечной промышленности. Такие машинки порой участвовали в торжественных кремлёвских парадах. В послевоенные годы детские педальные автомобили стали приобретать самостоятельный дизайн, их создавали, прежде всего ориентируясь на игры и запросы детей.
Автопарк, представленный в залах Восточного филиала Михайловского замка, включает в себя как популярные модели, так и уникальные образцы. Вид большинства автомобилей отражает моду и значимые события той или иной эпохи.
В презентации для СМИ примут участие заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский и коллекционер Вадим Кунин.
Государственный русский музей
Восточный павильон Михайловского замка
ул. Инженерная д.10 — вход со стороны цирка
Выставка работает с 28 декабря 2022 г. по 22 января 2023 г.:
Пн, ср, пт, сб, вс – с 11.00 до 18.00
Чт. – с 13.00 до 20.00
Выходные – вторник; 31 декабря, 1-3 и 7 января
В предпраздничные дни выставка закрывается на час раньше.
Пресс-служба ГРМ 22.12.2022
Замечательный гараж Вадима Кунина
Педальная машинка имеет коллекционную ценность, зависящую от инситности, тиражности, раритетности, качества реставрации и т.д. Но есть ещё репрезентативная ценность: машинка свидетельствует не только о состоянии технологии и экономики, но и об истории повседневности, о настроениях времени в целом. Педальная игрушка интересна и как артефакт — объект специфической художественно-технологической деятельности, которую сегодня мы называем дизайном. Ну и, конечно, педальная машинка — тема ностальгическая. С конце 70-х популярна песня: «Куда уходит детство, В какие города? И где найти нам средство, Чтоб вновь попасть туда?».
Выставка — средство попасть в детство, в «его города», вновь пережить те ощущения открытости мира, которые все мы испытывали за рулём детского автомобиля. Коллекцию В. Кунина открывает педальный ГАЗ-А поздней (второй половины 1930-х) модели: элегантный, отличных пропорций, нарядной покраски. Если этот экземпляр отлично реставрирован, то следующий «по старшинству» практически не тронут реставрацией, находится в инситном состоянии. Это — ЗИС, второй в линейке советских педальных машинок. Это — редкий экземпляр со скошенной задней частью кузова, уменьшенного размера предназначенный для малышей. Рукодельная технология оставляет ощущение скульптурности: кажется, кузов вылеплен «от руки».
«Урал» многие коллекционеры считают наиболее красивой в модельном ряду послевоенных советских педальных машинок.
«Нева» — образец высокой дизайнерской культуры. Дизайнеры не гнались за созданием более или менее приближенного к автомобильным брендам образа. Их задача сложнее. Они явно хотели обыграть тему технологичности — штамповка, конвейерная сборка и т.д. Вторая история — тема игрушечности: они не стремились создать точную модель какой-либо из известных автомобильных марок. Упрощая под тираж технологию, авторы не скупились на столь важные для ребёнка моменты аттрактивности. Дизайн «Невы» зиждился на остром контрасте условности (всё тот же характер игрушечности, о котором говорилось выше) — и детализации (ребёнку давалась возможность «покопаться» в начинке своего авто). Думаю, создатели «Невы» осознанно вышли на новое понимание сущности своего предмета — синтез игрового и образовательного, дидактического.
Педальные ракеты как предмет собирательства являются раритетом. В коллекции — отличный образец, даже с сохранившимися элементами покраски и механической начинки. Сам образ отличается открытостью — «Ракета» как бы зовёт на борт.
Хотелось бы обратить внимание на некую стилистическую общность целого ряда машинок 60-70-х гг. — от «Малыша» до «Ракеты»: подчёркнутую силуэтность, «собранность», обтекаемость (отсутствие выступающих акцентированных деталей), графизм деталей. В архитектуре и средовых искусствах второй половины 1950 — начала 1970-х мощно проявило себя направление, которое получило название современный стиль. Описанные выше качества формообразования в линейке педальных машинок — след современного стиля.
Пластмассовые педальные машинки, конечно, выглядят упрощёнными в сравнении со своими металлическими предшественниками. Однако дизайнеры чаще ищут выразительные средства, исходя из «способа производства» — литья под давлением, конвейерной сборки и т.д. Скромная «Орь», выполненная на Орском заводе целиком в пластмассе, в дизайнерском плане была вызывающе самостоятельна.
Сегодня, действительно, эстетика пластмассовых педальных машинок не так «завязана» на автобренды. Дизайнеры ищут новые пути зацепить детскую аудиторию, с младых ногтей живущую в расширенном, многообразном медиапространстве. Тем не менее, несмотря на все соблазны новой медиа-реальности, ничто не заменит ребёнку желания самому сесть за руль своей машинки и нажать на педали…
Через много лет современные дети будут вспоминать эти моменты детства и тоже искать средство «вновь войти туда», возможно, в том числе с помощью педальных машинок.
Пресс-служба ГРМ 29.12.2022
Благодарим Аллу Бережную (ГРМ, руководитель пресс-службы)
за помощь в подготовке материала!
Тактильный макет Мраморного дворца ГРМ для незрячих и слабовидящих
_________________