Иван Клюн. Цветоформы. Лаборатория художника — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Иван Клюн

Иван Клюн. Цветоформы. Лаборатория художника

in Новости музеев 454 views

Мос­ков­ский му­зей со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва совместно с Фон­дом со­хра­не­ния куль­тур­но­го на­сле­дия ху­дож­ни­ка Ива­на Клю­на пред­став­ляют вы­ста­воч­ный проект «Иван Клюн. Цве­то­фор­мы. Ла­бо­ра­то­рия ху­дож­ни­ка», от­кры­ваю­щий зри­те­лям кол­лекцию про­изведений и до­кументов вид­ного пред­ста­вителя эпо­хи аван­гарда, со­хра­нённую его на­след­ницей — Светланой Соловейчик (1938-2021). 

  • Иван Клюн. Портрет жены Катерины. Предположительно 1920 год. Фонд сохранения культурного наследия худож­ника Ивана Клюна
  • Иван Клюн. Автопородия на са­мого себя. 1908 год. Фонд со­хранения культурного наследия художника Ивана Клюна
  • Иван Клюн. Супрематическая композиция с тремя центрами. 1917 год. Фонд сохранения куль­турного наследия художника Ивана Клюна

Иван Клюн (1873–1943) — один из клю­чевых ху­дожников пер­вой по­ловины ХХ века, друг Казимира Малевича, живописец, график, автор кубистических скульптур, супрема­тических объектов и кинетических конструкций, оказавшихся в числе первых в истории искусства мобилей. Важную часть творчества Клюна составляла разработка теории искусства и, в первую очередь, теории цвета и света. Художником были написаны многочисленные статьи, посвященные происхождению ис­кус­ства, его основным элементам, цвето­фор­мальным принципам, педагогике и многому другому, и лишь часть из этих трудов была опубликована при жизни автора.

Однако гораздо меньше известна иная сторона творчества Ивана Клюна. Испытав увлечение всеми новейшими течениями в искусстве своего времени и выйдя к абст­ракции, художник не отказался от традиционных реалистических форм. На протяжении ряда лет, со второй половины 1910-х до середины 1920-х, он мог одновременно работать над бес­предметными цветовыми ком­позициями и натурными портретами, пейзажами, натюрмортами, жанро­выми сценами. Открытием выставки станет не только недавно созданный Фонд Клюна, но и эта оригинальная особенность творчества художника — именно о ней позволяет говорить коллекция, представляемая впервые.

  • Иван Клюн. Эскиз к авто­порт­рету. Пред­по­ло­жи­тель­но 1917-1920 годы. Фонд со­хранения культурного наследия художника Ивана Клюна
  • Иван Клюн. Натюрморт в вазе. 1920 год. Фонд сохранения куль­тур­ного наследия художника Ивана Клюна
  • Иван Клюн. Уфа, эвакуация. 1942 год. Фонд со­хранения куль­тур­ного наследия художника Ивана Клюна
  • Иван Клюн. Супре­мати­ческая ком­позиция Красный круг, Крас­ное солнце. 1917 год. Фонд со­хра­нения куль­турного наследия ху­дожника Ивана Клюна

Экспозиционное решение выстав­ки призвано от­разить две несхожих стороны творчества Клюна: известного аван­гардного художника и неизвестного автора камерных, лирических пейзажей и портретов.

Объединить разные векторы своей работы, а также искусство и саму жизнь художнику помогала тема цвета. Клюн считал, что формы и цвета могут определять друг друга, выявляя реальное действие света в природе. Все творчество мастера — как беспредметные работы, так и натурные — можно назвать лабораторией формы и цвета.

В целом экспозиция будет выстраиваться по хронологии и охватывать широкий спектр произведений Клюна: от наиболее ранних, в том числе учебных штудий до самых поздних, созданных незадолго до смерти, композиций; от символистских до супрематических и пост-абстрактных работ. Особый акцент на выставке будет сделан на беспредметных произведениях худож­ника. Дополнит экспозицию значительное число архивных мате­риалов: графические произ­ведения сына художника — архитектора Георгия Клюнкова (1905–1942), фотографии, письма, стихо­творения Ивана Клюна.

Иван Клюн. Рисунок из альбома зарисовок. 1908-1910 года. Фонд сохранения культурного наследия художника Ивана Клюна
Иван Клюн. Рисунок из альбома зарисовок. 1908-1910 года. Фонд сохранения культурного наследия художника Ивана Клюна
  • Иван Клюн. Крым, Вид из дворца Юсуповых. 1923 год. Фонд сохранения культурного насле­дия художника Ивана Клюна
  • Иван Клюн. Работа из альбома супрематических композиций. 1917 год. Фонд сохранения культурного наследия худож­ника Ивана Клюна
  • Иван Клюн. Беспредметная супрематическая композиция. 1922 год. Фонд сохранения куль­турного наследия художника Ивана Клюна
  • Иван Клюн. Уфа, эвакуация. 1942 год. Фонд со­хранения культур­ного наследия художника Ивана Клюна
  • Иван Клюн. Дочь Серефима за роялем. Примерно 1920 год. Фонд сохранения культурного наследия художника Ивана Клюна

Куратор: Оксана Воронина

Научные консультанты: историки искусств Наталия Автономова и Алла Луканова

Фонд сохранения культурного наследия художника Ивана Клюна основан в 2024 году коллекционером Виктором Новицким. Это новая , а культурной карте, некоммерческая организация, основной задачей которой является изучение и популяризация наследия художника. Важнейшей функцией Фонда является экспертная деятельность в отношении произведений Ивана Клюна. Одним из приоритетных направлений работы Фонда в настоящий момент стала подготовка каталога-резоне мастера.

Пресс-служба Фонда сохранения культурного наследия
художника Ивана Клюна
1.07.2025

Образовательный центр ММОМА

Москва. Ермолаевский переулок, 17, 4 этаж

9 июля – 16 сентября 2025 г.

__________________

 Обсуждение материала >>>

Рекомендуем

Ситцевая Русь. Новая ткань наследия

Ситцевая Русь. Новая ткань наследия

Все­рос­сий­ский му­зей де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ст­ва от­кры­вает вы­став­ку, по­свя­щён­ную твор­че­ст­ву за­слу­жен­ного ху­дож­ни­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
Перейти К началу страницы