Памяти Галины Шуляк

in Фарфор, керамика, стекло 10419 views

Сорок дней назад 12 июля 2021 года скончалась художник по росписи фарфора, заслуженный художник Российской Федерации, Почётный член Российской Академии художеств, ведущий художник Императорского фарфорового завода Галина Дмитриевна Шуляк (1944-2021). Очень сложно писать об уходе человека, которого знал лично, навещал в мастерской ИФЗ, чьё творчество очень ценишь. С другой стороны, понимаешь, что застал не просто классика, а легенду отечественного фарфора.

Художник-фарфорист Галина Дмитриевна Шуляк (1944—2021). Фото 2013 года

Во время работы в московском офисе АО «ИФЗ» нередко доводилось ездить командировки в Петербург на завод. Осознание нахождения в настоящем храме культуры и традиций возникало не только от изучения особенностей производства и знакомства с произведениями, но и, в первую очередь, благодаря общению с мастерами, в том числе с Галиной Дмитриевной Шуляк. Невероятная интеллигентность, честность, доброжелательность и работоспособность — заходя в мастерскую было невероятно приятно общаться с ней. При этом, Галина Дмитриевна всегда расписывала очередную чайную пару, или тарелку. Не отрываясь от разговоров, твёрдая рука наносила тончайшие кобальтовые линии. А кобальт был её фир­менным цветом, не даром Шуляк справед­ливо называли «Королевой кобальта».

Следует отметить, что произведения Шуляк всегда были популярны у коллекционеров. Её авторские подписные работы моментально приобретались в галереях ИФЗ в Петербурге и Москве. Но очень многие авторские работы после прохож­дения Большого художественного совета утверждались для производства в тираж. Ассортимент произведений огромен.

Галина Дмитриевна Шуляк создала знаменитый сервиз «Кобальтовая клетка». Она же адаптировала рисунок «Кобальтовая сетка» Анны Яцкевич на различные формы из костяного фарфора и столовые предметы. Знамениты сервизы Шуляк, посвящённые образам Петербурга и Москвы: «Мосты Петербурга», «Классика Петербурга», «Петербургская летопись», «Грановитая палата», «Замоскворечье» и др.

Не менее знамениты и любимы у покупателей сервизы «Французик», «Коралл» и «Сокровища моря», серия декоративных тарелок «Фантастические бабочки».

Беспредельны воз­можнос­ти ма­те­риа­ла, ког­да-то взявшего ме­ня в плен. Фарфор — мой холст, моя бумага, моя архи­тектура — моя меч­та.
И каждый раз, встречая из печи самую ма­ленькую «про­бу кра­сок», волнуешься — и в этом за­лог ра­до­сти и верности фар­фору.

Из интервью Г.Д. Шуляк Г.Д. Агарковой

В 2013 году в музее-заповед­нике «Царицыно» с успехом прошла выставка «Галина Шуляк. Фарфоровый путь». Фотографии с этого мероприятия сохранились в нашем архиве и сейчас захотелось поделиться ими с нашими читателями.

Выставка «Галина Шуляк. Фарфоровый путь». ГМЗ «Царицыно», 2013
Выставка «Галина Шуляк. Фарфоровый путь». ГМЗ «Царицыно», 2013
Галина Шуляк. Чашка с блюдцем «Мираж»
Выставка «Галина Шуляк. Фарфоровый путь». ГМЗ «Царицыно», 2013
Выставка «Галина Шуляк. Фарфоровый путь». ГМЗ «Царицыно», 2013
Выставка «Галина Шуляк. Фарфоровый путь». ГМЗ «Царицыно», 2013
Выставка «Галина Шуляк. Фарфоровый путь». ГМЗ «Царицыно», 2013
Выставка «Галина Шуляк. Фарфоровый путь». ГМЗ «Царицыно», 2013
Выставка «Галина Шуляк. Фарфоровый путь». ГМЗ «Царицыно», 2013
Выставка «Галина Шуляк. Фарфоровый путь». ГМЗ «Царицыно», 2013

В январе 2017 года при подготовке документов на присвоение Галине Шуляк звания член-корреспондента Российской Академии художеств (к сожалению, Шуляк было присвоено только звание Почётного академика РАХ), довелось работать с Лидией Владимировной Андреевой. Она написала пространную творческую характеристику Шуляк, копия которой осталась и в нашем архиве. Публикуем документ полностью.


Творческая характеристика Заслуженного художника РФ Г.Д. Шуляк от Л.В. Андреевой. 2017. Архив Михаила Тренихина

 

В Президиум Российской Академии художеств

Творческая характеристика
Заслуженного художника Российской Федерации Г.Д. Шуляк

Творческая жизнь Галины Дмитриевны Шуляк безраздельно отдана фарфору. Она сама признаёт, что фарфор когда-то «взял её в плен». С тех пор путь художника стал радостной и тернистой дорогой обретения свободы внутри «верности фарфору» — овладение его художественной природой, технологической культурой, историческим опытом жизненного назначения.

Г.Д. Шуляк 40 лет работает на Ленинградском, Ломоносовском, а ныне вернувшем своё давнее название Императорском фарфоровом заводе. В течение примерно двадцати первых лет ею были созданы десятки авторских произведений и художественно-производственных образцов. На многочисленных выставках фарфор Г.Д. Шуляк стал узнаваем, а имя её заметным, известным.

Однако пик творчества Галины Дмитриевны пришёлся на рубеж 1990-х — 2000-х годов. В кризисное для завода время художника спасли феноменальная работоспособность, умение сосредоточиться на любимом деле, невзирая на обстоятельства и частую многолюдность в мастерской.

Производственное задание — для расширения комплектации фирменного сервиза «Кобальтовая сетка» надо было нанести тот же рисунок на столовый фарфор — дало ей импульс к творчеству, послужило рождению большой серии новых рисунков. Сохраняя типологическое сходство — геометрическую основу орнамента — она ушла от аналогий с «Трельяжной сеткой» XVIII века и создала в фарфоре экспрессивный образ эмоционально заряженной и лаконичной геометрии XXI века. «Кобальтовая клетка», «Кобальтовая полоска», «Серпантин» и другие мотивы (1999—2000) определили «лицо» фарфора Императорского завода в начале столетия и стали в свою очередь его фирменными.

В 2001 году выставка «4 взгляда на фарфор» (после передачи Государственному Эрмитажу исторических коллекций музея приватизированного завода) открывала новую страницу этих первых в России музея и фарфорового производства. На ней работы современных художников в залах Эрмитажа были показаны впервые. «Взгляд на фарфор» Г. Д. Шуляк представляли, в частности, одновременно созданные, но различные по темам композиции росписей: графически-орнаментальных, исполненных только кобальтом и живописно-изобразительных. На декоративных тарелках «Цветы» крупные и яркие «узнаваемые» розы и орхидеи были вписаны в широкие кобальтовые «рамы» разных очертаний. И та, и другая серии были современным авторским «высказыванием» на классические для фарфора темы.

2002 год принёс Г.Д. Шуляк заслуженное признание. Она была награждена Серебряной медалью Российской Академии художеств. На конкурсе, проходившем в канун 300-летия Петербурга, её сервиз «Классика Петербурга» и коллекция чашек петербургские «Мосты» были отмечены первой премией. Успех сервиза во время приёма почётных гостей в дни юбилейных торжеств в петергофском дворце Монплезир дал начало ряду парадных сервизов для Москвы: «Грановитая палата», «Классика Москвы», «Замоскворечье» (все 2003), «Теремной» (2007).

В 2004 году, в открытой при заводе художественной галерее состоялась персональная выставка произведений Г.Д. Шуляк — первая в цепи последовавших за ней персональных экспозиций работ художников завода. На ней поражали новизной мотивов и масштаба огромные вазы с крупными золотыми иероглифами на красном фоне («Здравствуй, Солнце», «Блистательный») и кобальтовый сервиз «Поднебесье» (2004), созданные по впечатлениям поездки в Китай — «Поднебесную» колыбель фарфора. Начатые годом-двумя раннее многопредметные композиции декоративных тарелок «Бабочки» (32 тарелки), «Океаны. Риф» и «Лагуна» (более 40) прозвучали своего рода открытием для фарфора новейшего времени. Метод серийной разработки темы послужил убедительным примером для художников и в творческом, и в экспозиционном отношениях: стали появляться новые циклы с цветочными, пейзажными, историческими, театральными сюжетами. Заключающие в себе и познавательный смысл, они стимулировали собирательский интерес, тягу к коллекционированию.

В 2010 году Г.Д. Шуляк было присвоено государственное звание Заслуженного художника Российской Федерации.

На персональной выставке «Галина Шуляк. Фарфоровый путь», проходившей в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» в 2013 году, Галина Дмитриевна подводила первые творческие итоги. Она ещё раз отдала «Дань Китаю» (ваза 2004), а цикл новых работ посвятила вызвавшим у неё восхищение природе Дальнего и Ближнего Востока (вазы «Ранняя весна», «Старая фисташка», обе 2013), декоративной насыщенности и изысканности персидского искусства.

Значимость творческого вклада Г.Д. Шуляк в современную художественную культуру фарфора чрезвычайно велика. Её ярко индивидуальный талант органичен и чуток к наследию прошлого, а мировосприятие и мастерство художника достойно противостоят наметившейся тенденции к отрыву от него, натиску индивидуализма и дилетантства.

Л.В. Андреева
Заслуженный деятель искусств России
Почётный член Российской Академии художеств

2017
  • Искусствовед Лидия Владимировна Андреева (1930–2018) и художник-фарфорист Галина Дмитриевна Шуляк (1944—2021). Фото 2013 года

Художник-фарфорист Галина Дмитриевна Шуляк (1944—2021). Вернисаж выставки «Галина Шуляк. Фарфоровый путь». ГМЗ «Царицыно», 2013

Шуляк Галина Дмитриевна (26 апреля 1944 года, Магнитогорск — 12 июля 2021 года, Санкт-Петербург) — художник по росписи фарфора, заслуженный художник Российской Федерации (2010), Почётный член Российской Академии художеств (2017). В 1974 году окончила ЛВХПУ им. Мухиной, в 1974—1976 годах работала главным художником завода «Возрождение» в пос. Бронница Новгородской области. В 1976 году Г. Д. Шуляк поступила работать художником в Художественную лабораторию ЛФЗ им. Ломоносова (ныне АО «ИФЗ»), где работала до апреля 2018 года. С 1981 года член ЛОСХ. В 1986 году проходила стажировку на Майсенской фарфоровой мануфактуре (ГДР). Художник постоянно участвовала в различных выставках в музеях Ленинграда — Санкт-Петербурга и Москвы. Произведения Г.Д. Шуляк находятся в музейных собраниях России (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Музей-усадьба «Кусково», ГМЗ «Царицыно», Всероссийский музей декоративного искусства) и зарубежья, частных коллекциях.

Поднос «Воспоминания о спектакле в театре De Genova Сказка Карло Гоцци «Женщина-Змея»». 1986. Автор формы и росписи – Галина Дмитриевна Шуляк (1944—2021). Фарфор, роспись полихромная, позолота. 3,0х29,4х25,3. Собрание ГМЗ «Царицыно». Опубликовано в каталоге «Галина Шуляк. Фарфоровый путь» (2013, с. 72)
Каталог выставки «Галина Шуляк. Фарфоровый путь» в ГМЗ «Царицыно» (СПб, 2013) с дарственной подписью Галины Дмитриевны: «Удачи и успехов от автора. Г. Шуляк. 22.10.2013 г.»

Выражаем искренние соболезнования семье, друзьям и коллегам Галины Дмитриевны Шуляк!
Светлая память!

 

Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ,
научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»,
в 2011—2017 годах — директор московской галереи АО «ИФЗ»
кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин

Фотографии и документы из архива автора

Русский фарфор. 275 лет

Выставка «Фарфор 1960-1980-х годов»

Агитфарфор не отступает

Эрмитаж. Фарфор Инны Олевской

Ордена Дружбы художникам ИФЗ

Михаил Шемякин. Видеоинтервью

Искусствовед Лидия Владимировна Андреева (1930–2018)

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Формы и образы. Стекло

Формы и образы. Стекло

В выставочных залах РОСИЗО стар­тует вы­став­ка «Фор­мы и об­ра­зы. Стек­ло», от­кры­ваю­щая се­рию вы­ста­воч­ных и куль­тур­но-про­све­ти­тель­ских ме­ро­прия­тий в рам­ках
Его Величество Фаянс. Галина Корзина и Александра Створа

Его Величество Фаянс

В рамках проек­та «Тер­ри­то­рия ке­ра­ми­ки» в Му­зее-усадь­бе «Кус­ко­во» от­кры­лась выс­тав­ка ра­бот двух
Перейти К началу страницы