Сорок дней назад 12 июля 2021 года скончалась художник по росписи фарфора, заслуженный художник Российской Федерации, Почётный член Российской Академии художеств, ведущий художник Императорского фарфорового завода Галина Дмитриевна Шуляк (1944-2021). Очень сложно писать об уходе человека, которого знал лично, навещал в мастерской ИФЗ, чьё творчество очень ценишь. С другой стороны, понимаешь, что застал не просто классика, а легенду отечественного фарфора.
Во время работы в московском офисе АО «ИФЗ» нередко доводилось ездить командировки в Петербург на завод. Осознание нахождения в настоящем храме культуры и традиций возникало не только от изучения особенностей производства и знакомства с произведениями, но и, в первую очередь, благодаря общению с мастерами, в том числе с Галиной Дмитриевной Шуляк. Невероятная интеллигентность, честность, доброжелательность и работоспособность — заходя в мастерскую было невероятно приятно общаться с ней. При этом, Галина Дмитриевна всегда расписывала очередную чайную пару, или тарелку. Не отрываясь от разговоров, твёрдая рука наносила тончайшие кобальтовые линии. А кобальт был её фирменным цветом, не даром Шуляк справедливо называли «Королевой кобальта».
Следует отметить, что произведения Шуляк всегда были популярны у коллекционеров. Её авторские подписные работы моментально приобретались в галереях ИФЗ в Петербурге и Москве. Но очень многие авторские работы после прохождения Большого художественного совета утверждались для производства в тираж. Ассортимент произведений огромен.
Галина Дмитриевна Шуляк создала знаменитый сервиз «Кобальтовая клетка». Она же адаптировала рисунок «Кобальтовая сетка» Анны Яцкевич на различные формы из костяного фарфора и столовые предметы. Знамениты сервизы Шуляк, посвящённые образам Петербурга и Москвы: «Мосты Петербурга», «Классика Петербурга», «Петербургская летопись», «Грановитая палата», «Замоскворечье» и др.
Не менее знамениты и любимы у покупателей сервизы «Французик», «Коралл» и «Сокровища моря», серия декоративных тарелок «Фантастические бабочки».
Беспредельны возможности материала, когда-то взявшего меня в плен. Фарфор — мой холст, моя бумага, моя архитектура — моя мечта.
И каждый раз, встречая из печи самую маленькую «пробу красок», волнуешься — и в этом залог радости и верности фарфору.Из интервью Г.Д. Шуляк Г.Д. Агарковой
В 2013 году в музее-заповеднике «Царицыно» с успехом прошла выставка «Галина Шуляк. Фарфоровый путь». Фотографии с этого мероприятия сохранились в нашем архиве и сейчас захотелось поделиться ими с нашими читателями.
В январе 2017 года при подготовке документов на присвоение Галине Шуляк звания член-корреспондента Российской Академии художеств (к сожалению, Шуляк было присвоено только звание Почётного академика РАХ), довелось работать с Лидией Владимировной Андреевой. Она написала пространную творческую характеристику Шуляк, копия которой осталась и в нашем архиве. Публикуем документ полностью.
В Президиум Российской Академии художеств
Творческая характеристика
Заслуженного художника Российской Федерации Г.Д. Шуляк
Творческая жизнь Галины Дмитриевны Шуляк безраздельно отдана фарфору. Она сама признаёт, что фарфор когда-то «взял её в плен». С тех пор путь художника стал радостной и тернистой дорогой обретения свободы внутри «верности фарфору» — овладение его художественной природой, технологической культурой, историческим опытом жизненного назначения.
Г.Д. Шуляк 40 лет работает на Ленинградском, Ломоносовском, а ныне вернувшем своё давнее название Императорском фарфоровом заводе. В течение примерно двадцати первых лет ею были созданы десятки авторских произведений и художественно-производственных образцов. На многочисленных выставках фарфор Г.Д. Шуляк стал узнаваем, а имя её заметным, известным.
Однако пик творчества Галины Дмитриевны пришёлся на рубеж 1990-х — 2000-х годов. В кризисное для завода время художника спасли феноменальная работоспособность, умение сосредоточиться на любимом деле, невзирая на обстоятельства и частую многолюдность в мастерской.
Производственное задание — для расширения комплектации фирменного сервиза «Кобальтовая сетка» надо было нанести тот же рисунок на столовый фарфор — дало ей импульс к творчеству, послужило рождению большой серии новых рисунков. Сохраняя типологическое сходство — геометрическую основу орнамента — она ушла от аналогий с «Трельяжной сеткой» XVIII века и создала в фарфоре экспрессивный образ эмоционально заряженной и лаконичной геометрии XXI века. «Кобальтовая клетка», «Кобальтовая полоска», «Серпантин» и другие мотивы (1999—2000) определили «лицо» фарфора Императорского завода в начале столетия и стали в свою очередь его фирменными.
В 2001 году выставка «4 взгляда на фарфор» (после передачи Государственному Эрмитажу исторических коллекций музея приватизированного завода) открывала новую страницу этих первых в России музея и фарфорового производства. На ней работы современных художников в залах Эрмитажа были показаны впервые. «Взгляд на фарфор» Г. Д. Шуляк представляли, в частности, одновременно созданные, но различные по темам композиции росписей: графически-орнаментальных, исполненных только кобальтом и живописно-изобразительных. На декоративных тарелках «Цветы» крупные и яркие «узнаваемые» розы и орхидеи были вписаны в широкие кобальтовые «рамы» разных очертаний. И та, и другая серии были современным авторским «высказыванием» на классические для фарфора темы.
2002 год принёс Г.Д. Шуляк заслуженное признание. Она была награждена Серебряной медалью Российской Академии художеств. На конкурсе, проходившем в канун 300-летия Петербурга, её сервиз «Классика Петербурга» и коллекция чашек петербургские «Мосты» были отмечены первой премией. Успех сервиза во время приёма почётных гостей в дни юбилейных торжеств в петергофском дворце Монплезир дал начало ряду парадных сервизов для Москвы: «Грановитая палата», «Классика Москвы», «Замоскворечье» (все 2003), «Теремной» (2007).
В 2004 году, в открытой при заводе художественной галерее состоялась персональная выставка произведений Г.Д. Шуляк — первая в цепи последовавших за ней персональных экспозиций работ художников завода. На ней поражали новизной мотивов и масштаба огромные вазы с крупными золотыми иероглифами на красном фоне («Здравствуй, Солнце», «Блистательный») и кобальтовый сервиз «Поднебесье» (2004), созданные по впечатлениям поездки в Китай — «Поднебесную» колыбель фарфора. Начатые годом-двумя раннее многопредметные композиции декоративных тарелок «Бабочки» (32 тарелки), «Океаны. Риф» и «Лагуна» (более 40) прозвучали своего рода открытием для фарфора новейшего времени. Метод серийной разработки темы послужил убедительным примером для художников и в творческом, и в экспозиционном отношениях: стали появляться новые циклы с цветочными, пейзажными, историческими, театральными сюжетами. Заключающие в себе и познавательный смысл, они стимулировали собирательский интерес, тягу к коллекционированию.
В 2010 году Г.Д. Шуляк было присвоено государственное звание Заслуженного художника Российской Федерации.
На персональной выставке «Галина Шуляк. Фарфоровый путь», проходившей в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» в 2013 году, Галина Дмитриевна подводила первые творческие итоги. Она ещё раз отдала «Дань Китаю» (ваза 2004), а цикл новых работ посвятила вызвавшим у неё восхищение природе Дальнего и Ближнего Востока (вазы «Ранняя весна», «Старая фисташка», обе 2013), декоративной насыщенности и изысканности персидского искусства.
Значимость творческого вклада Г.Д. Шуляк в современную художественную культуру фарфора чрезвычайно велика. Её ярко индивидуальный талант органичен и чуток к наследию прошлого, а мировосприятие и мастерство художника достойно противостоят наметившейся тенденции к отрыву от него, натиску индивидуализма и дилетантства.
Л.В. Андреева Заслуженный деятель искусств России Почётный член Российской Академии художеств 2017
- Искусствовед Лидия Владимировна Андреева (1930–2018) и художник-фарфорист Галина Дмитриевна Шуляк (1944—2021). Фото 2013 года
Шуляк Галина Дмитриевна (26 апреля 1944 года, Магнитогорск — 12 июля 2021 года, Санкт-Петербург) — художник по росписи фарфора, заслуженный художник Российской Федерации (2010), Почётный член Российской Академии художеств (2017). В 1974 году окончила ЛВХПУ им. Мухиной, в 1974—1976 годах работала главным художником завода «Возрождение» в пос. Бронница Новгородской области. В 1976 году Г. Д. Шуляк поступила работать художником в Художественную лабораторию ЛФЗ им. Ломоносова (ныне АО «ИФЗ»), где работала до апреля 2018 года. С 1981 года член ЛОСХ. В 1986 году проходила стажировку на Майсенской фарфоровой мануфактуре (ГДР). Художник постоянно участвовала в различных выставках в музеях Ленинграда — Санкт-Петербурга и Москвы. Произведения Г.Д. Шуляк находятся в музейных собраниях России (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Музей-усадьба «Кусково», ГМЗ «Царицыно», Всероссийский музей декоративного искусства) и зарубежья, частных коллекциях.
Выражаем искренние соболезнования семье, друзьям и коллегам Галины Дмитриевны Шуляк!
Светлая память!
Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ, научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», в 2011—2017 годах — директор московской галереи АО «ИФЗ» кандидат искусствоведения Михаил Тренихин Фотографии и документы из архива автора
Выставка «Фарфор 1960-1980-х годов»
Искусствовед Лидия Владимировна Андреева (1930–2018)
_________________